FantLab ru

Наталья Васильева, Наталия Некрасова «Чёрная книга Арды»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.70
Голосов:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

На заре времен Единый создал духов Айнур. И велел им своей музыкой творить мир.

Мелькор-бунтарь посмел ослушаться — нарушил стройность музыкальной темы Творца. Ввёл в неё новые нотки... и создал смертных существ. За это братья-духи отреклись от него, объявив отступником.

Небесспорный, но при этом — и нестандартный взгляд на события, известные нам по «Сильмариллиону» Толкина.

Примечание:

Второе издание по сравнению с первым значительно дополнено и исправлено.


Входит в:

— цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему»  >  Произведения, противоречащие канону  >  Черная книга Арды


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 458

Активный словарный запас: низкий (2456 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Черная книга Арды
1995 г.
Черная Книга Арды
2000 г.
«Чёрная книга Арды» Том I
2008 г.
«Чёрная книга Арды» Том II
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Известно, что историю пишут победители. Правда, без учета мнения побежденных История будет неполной, однобокой. Читать побежденных интересно и полезно. Историю вообще иногда полезно переосмыливать. Н. Васильева написала свою ЧКА от имени побежденных, написала совершенно ревизионистскую книгу. Интересно, что сама Васильева вышла из толкиенисткой среды. Что же, самые известные антиклерикалы происходили из очень религиозных семей. Упрекать Васильеву в том, что она «извратила Толкиена» — бессмысленно. Священное Право Автора — писать о том, что самому автору хочется. Хоть переписывай Толкиена, хоть «Капитал» К. Маркса. Вопрос в том, как это сделано. Главная беда всех подобных переделок классики, всех сиквелов — их крайняя зависимость от первоисточника. Читать ЧКА без хорошего знания «Сильмариона» и ВК — дело совершенно пустое. Вторая беда конкретно ЧКА — удивительная простота решения: плохие стали хорошими и, соответственно, наоборот. Все. «Черное — это белое, а белое — это черное» И никаких полутонов. И еще. У Толкиена в ВК была Великая Христианская Идея ( в ее католической интерпретации), у Перумова была идея совсем невеликая, но, все-таки своя. В ЧКА подобных идей нет. Просто поменялись знаки. И, наконец. Получился совершенно женский роман, написанный пафосным, сентиментально-восторженным слогом. Надрыв, эмоции — и очень мало разума, рассудка, логики, которые совершенно необходимы для написания даже не шедевра, а просто качественного, хорошего литературного произведения.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень противоречивая и неоднозначная книга.

Читается относительно легко, я думал не справлюсь с ней. Тот же «Сильмариллион» читается сложнее. К к несомненным достоинствам романа я отнесу то, что авторы стопроцентно попали в стиль и язык Толкина. Не чувствуется режущих противоречий, как при прочтении некоторых других фанфиков Толкина. Книга красивая, образная, живая.

Но на этом, наверное, сильные стороны этого произведения и заканчиваются.

Сразу видно, что авторы — женщины. И книга превращается в типично «женский роман». Нет, может задумка самого сюжета и неплоха, но всех героев превратили «нежных мимоз». На каждой строчке сплошные душевные терзания: ах! Я не смог им помочь! Ох! Ну не виноват я! Ой, не хотел я так делать, это судьба. И это полу-боги Валар Мелькор, мая Саурон — Гортхауэр!

Если бы писательницы хотели сменить плюс на минус, и сделать отрицательных героев — положительными, то это должно было выглядеть не так.

Да, при желании Мелькора можно было сделать положительным героем, но не такой же «кисейной барышней».

Ну и плюс бесконечные заимствования: целые страницы из «Сильмариллиона», цитаты из Библии ( в Средиземье???).

Ну и от греческих мифов- Мелькор — 100% Прометей. Пришёл дать людям ремёсла.

А ещё меня раздражало при чтении постоянное дублирование имён героев с языка на язык. То на эльфийской, то на оркском, то имя по-матери, то по отцу. Ну ведь нудно все это запоминать.

И вообще: «Хоббит» — волшебная детская сказка. «Властелин колец» — красивая сказка для взрослых. Читаешь- и погружаешься в волшебный мир. «Сильмариллион « — это черновики Толкина, это уже не целостная книга. Скорее онтологические наброски, как представлял вселенную автор. И читать эту полу-документалистика уже труд, а не развлечение.

А «Чёрная книга Арды» — это уже как написано в ней же «искажение». А зачем искажать уже выдуманную, несуществующую Вселенную?

Получилась красивая, лирическая, но сшитая белыми нитками книга. И одно сплошное логическое противоречие. Чем корежить чей то выдуманный мир, не лучше ли создать свой?

Вот и непонятно как оценить книгу. Красивая, но глупая и бесполезная.

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мелькор ака Прометей. Гигантская мыслительная работа, скрупулезное просчитывание и согласование с каноном. За одну проделанную работу можно поставить 10.

Но, к сожалению, перегиб с пафосом. Все понятно, инвертированная в духовном плане Арда и т.д. и т.п. Но к половине книги начинаешь уставать от соплей, обильно испускаемых Морготом по поводу своих подопечных, не говоря уж об апофеозе его страданий — изгнание за Порог. Как он там шел, страдал, его мучали, предали — чересчур заметно как автор всеми силами давит на слезу.

А жаль, хотя сама толкиенистка, не считаю появление произведения позорным, а скорее правильным. Оно должно было появиться и оно появилось. Теперь у каждого есть Выбор. Так пользуйтесь ним.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, не знаю. Идея книги показать события Сильмариллион с точки зрения Моргота и его сторонников заслуживает внимания, но вот её исполнение... Сотни страниц описаний душевных мук и страданий Владыки Тьмы – производит довольно неприятное впечатление. И пафос. Просто чудовищное количество пафоса, в котором тонут все события, которые описаны в книге. Да, в романе встречаются неплохие моменты, которые запомнились мне надолго, вроде падения столбов света или пира победителей после окончания Войны Гнева, но всё же читать ЧКА мне было довольно неприятно. Сейчас бы я без всякого сожаления забросил её на первой полусотне страниц, а двенадцать лет назад из-за дурацкого принципа дочитывать до конца любую книгу, продирался через нагромождения пафоса вперемешку с причитаниями авторов над судьбами «тёмных» персонажей.

Итог: мало просто поменять в знакомой истории все знаки «плюс» на «минус». Нужно что-то ещё. В книгах Перумова, Еськова и Чигиринской это «что-то ещё» есть, а вот у Васильевой и Некрасовой – увы. Бесконечный процесс давления на жалость всего лишь свидетельствует о творческом бессилии авторов и их неспособности возразить Толкину по существу.

Оценка: 2
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фанфик: бессмысленный и беспощадный. Причем беспощадный в равной степени к оригиналу произведения и читателям, осмелившимся взять в руки сей опус.

Представьте себе пересказ «Войны и Мира» или «Евгения Онегина» пятилетним ребенком и вы получите представление не только о том, как «Черная книга» соотносится с оригинальным миром и его героями, но и о ее литературной ценности.

Меня в этой книге обрадовало только одно, я распечатывал ее с инета, на обороте черновиков. Выкидывать было не жалко.

Оценка: 1
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же мила рассиянская образованщина вкупе с графоманством!

Когда человек мало чего понимает, но мнение своё имеет!

Когда женские менструирующие сопли в перемешку с дешевыми слезками, с псевдомыслишками выдают за Настоящую Литературу с Философским подтекстом.

Банальность, глупость, пошлость, фальшивость и грустная бездарность вылезает из всех щелей подобных опусов.

Одно обидно и досадно, ну зачем паганить чужое наследие, ну не дал Бог таланта, смирись пытайся создать что-нибудь своё!

Замените Мелькора на Фуфрика, эльфов на крухтов, Арду на Тробистан, так будет честнее, хотя конечно в этом случае никто Ваши немощные потуги не купит.

Оценка: 1
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать о ней?

Во-первых, книга очень слаба сама по себе. Она грешит логическими прорехами (хотя бы, взять эпизод с присвоением Сильмариллов Мелькором — в каноне его мотивы ясны и понятны, здесь же остаётся загадкой, зачем и почему «истинно-тёмному» Мелькору понадобились эти «излучатели псевдосвета») и грубыми попытками притянуть сюжет за уши.

Во-вторых, читая её, я ничуть не сочувствовал ни Мелькору, ни Гортхау(э)ру, ни другим «тёмным» персонажам. Мелькор в ЧКА приторно-сладок и, кроме имени, не имеет ничего общего с Мэлькором из Сильмариллиона. Даже не верится, что вот это — Чёрный Вала. Саурон должен был олицетворять верного ученика — пожалуй, этот типаж прописан лучше предыдущего, но и Гортхауэр проигрывает Майрону. Валар не вызывают негативных эмоций. Более того — они не вызывают никаких эмоций. Попытка сделать из них бездушных тиранов провалилась.

Непонятно введение Эллери Ахэ с последующим «преобращением» некоторых из них в нолдор — по сути, для сюжета они нужны только для обоснования «жестокости Валар».

А если всё это тезисно подытожить, то можно качественно отрецензировать сей продукт одной фразой: «Не взлетело».

Оценка: 2
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю когда выезжают на славе других, не люблю когда пишут не по своему миру, не люблю когда периначивают классику. В этой книге все 3 нелюблю сошлись. Написана достаточно неплохо,но чрезмерно однобоко и гротескно. Не понравилось то, что влезли в мир человека, который потратил много лет на его создание, изучени и все перевернули. Могли бы хоть для оригинальности переиначить названия.

Слог неплох, но нудно, черезмерно муторно, одни слезы и сопли, несчастный черезерно ГГ и одни негодяи вокруг :D

Читать скучно, нудно и бессмысленно.

Книга ориентирована на ролевиков, толкинистов, эмаков и пр., тех кого типа не понимают в этом мире, и типа в этой книге можно найти оправдание.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая идея загублена на корню слабым исполнением — Мелькор больше похож на сопливую анимешную девочку из третьесортного сёдзё, динамичность в сюжете отсутствует как таковая, стиль время от времени перешагивает грань между образностью и откровенной бессвязностью... А мог бы выйти шедевр. Но — не судьба.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Раньше как-то не задумывался: а возможен ли теологический диалог между богословами разных религий? Не межконфессиональный, где все глядят в одну и ту же Книгу, только читают по-разному, а именно межрелигиозный? Вот, скажем, какой-нибудь древнескандинавский скальд или славянский волхв вдруг задался целью обратить в свою веру ацтеков, для чего предпринял полное опасностей путешествие в Новый Свет. Приехал, получил возможность выступить, рассказал про Одина или Сварога, выслушал про местных богов... А что будет — или может быть дальше? Как можно доказывать, что моя вера хороша — или чужая плоха — без общего культурного базиса?

На самом деле — отчасти можно. По крайней мере, второе. Для этого в чужой вере ищутся внутренние слабые места. Неочевидные посылки, сомнительные аргументы... И в итоге почтеннейшей публике демонстрируются выводы, доведённые до абсурда. Например: если верно вот это и вот то, чему учат вас жрецы, то смысла вот в этом обряде нет, а вот в этом случае нужно поступать совсем по-другому, ибо...

К чему я всё это говорю? Сильмариллион по-своему внутренне логичен. Да, это правда победителей. Но Чёрная Книга «не тянет» на «правду побеждённых». И даже не потому, что заставляет задавать ехидные вопросы вроде: если Мелькор весь такой из себя положительный и тоже воюет с дикими орками, открыв что-то вроде второго фронта, почему, во первых, об этом никто не знает и как, во-вторых, они, бедные, столько лет держались? А потому, что единственный логичный вывод из предпосылок, положенных в основу Чёрной Книги, делают сами её герои: творец — Илуватар — безумен! Ничем иным его действия и поступки верных ему айнуров, описанные в Книге, объяснить нельзя. Простите меня, но это сразу обесценивает полемическую ценность произведения. «Правоверные» уже победили, ибо единственный для них способ проиграть — это найти в Сильмариллионе что-то ещё более вопиющее. Красота стиля — да, остаётся...

И — сразу, к слову: я тоже считаю, что «Моргот — это не сатана». Но не в смысле «хороший». А в смысле — цели у них разные (я имею в виду классического, исходного Моргота). По крайней мере, проекция этих целей на мир людей. Чего хочет Моргот? Культа имени себя? Любви к себе во имя вседозволенного свинства? Возможно, но не заметно. На виду у него и целой шеренги его преемников — Тёмных Властелинов в фэнтези-мирах — совсем другое. Не религия, а политическая власть (да, я помню, храм в Нуменоре; но это как раз — не цель, а средство). Пусть не любят, лишь бы боялись. Построить сверхтоталитарное общество-машину, где рабами будут и подданные, и воины, и надсмотрщики, и даже элита. Вместо пирамиды — ровный блин и Владыка над ним. Ну, и ещё игрушку — Сильмариллы. Как говорит в Чёрной Книге Саурон — «кусок эльфийского стекла». Да, эта цель плоха и не богоугодна. Но она не ориентирована на прямое богоборчество и противостояние Илуватару, она просто безразлична по отношению к нему. Так что Моргот гораздо больше напоминает очередного невольного слугу лукавого, обольщённого идеей Абсолютной Власти, чем его самого...

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала первое издание, что называется «с колес».В то время, когда активно занималась ролевыми играми, по миру Толкиена в частности. Считаю, что это один из самых качественных «фанфиков» по миру Средиземья. Нет глумления, нет стеба, что уже радует. Красивый, образный язык, который трудно спутать с языком мругих авторов. Яркие образы персонажей. Альтернативный взгляд на «Сильмариллион», имеющий право на существование, позволяет по новому взглянуть на известные, избитые истины. Из недостатков считаю излишний упор на эмоции, оторые зачастую льются через край.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная книга, в своё время читал. Попытка художественно красивая, но философски бесплодная — переписать миф Толкина, а именно Сильмариллион, поменяв там акценты. Такие попытки время от времени предпринимаются. Почему философски бесплодная? Да потому что. По ряду причин:

1. Совершенно непонятна роль Эру в творении. Вообще не понятно, существует ли Эру или это просто коллективный Разум Валар. И ведет себя Эру не как всемогущий Творец, а как демиург, устроитель. Потому с ним и можно бороться, что Эру в «Черной книге» — не Абсолют.

2. Нет разницы между добром и злом, она стирается. В сухом остатке остается, что Светлые творят зло во имя того, что они понимают как добро, но если почитать, то получается, что и темные тоже — во имя Тьмы творят то, чего хотят.

3. Мелькор не походит на «доброго дедушку». Всех, кто связал с ним судьбу ждёт смерть (причем независимо от их воли и не обязательно от рук врагов), что противоречит образу Мелькора как освободителя и страдальца за «народное благо».

Таким образом, перед нами попытка такого пересказа, в котором Эру — не Отец Всего, Мелькор — не враг мира, а добра и зла нет — это субъективные понятия. Но позвольте, это уже не мир Толкина. Это просто другой мир, мир, созданный критиками оказался неспособен «опровергнуть» Профессора, т.к., опровергая Толкина, авторы «Черной книги Арды», просто настолько переписали и историю, и теологию, и философию мира, что у них получился не христианский миф (как у Толкина), а гностический. Ну да, гностический, все признаки налицо — и мотив «запретного знания» и бунт против «демиурга-устроителя» и «благой дьявол», все это уже было, было «в веках прежде нас». Правда, находкой авторов все же является некий сентиментальный флёр, некий романтический ореол. И многие на него «покупаются», доходило и доходит даже до того, что многие «сторонники темного Средиземья» всерьез утверждали, что раз Мордор в Средиземье — на Востоке, то это русские, а раз Арнор, Рохан и Гондор — государства Запада, то это, дескать, Европа и США. Так что, будьте патриотами, дескать, граждане, будьте сторонниками Мордора! Проблема тут в том, что «Властелин Колец» написан в библейской сакральной географии, а если вспомнить Библию, то там Запад и Север Мессопотамии — это земля обетованная, Ханаан, Восток и Юго-Восток — это Ассирия и Вавилон (Мордор), а юг — это языческий Египет (Харад). Никакого отношения к современной геополитике это не имеет. Но это к слову.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная штука. Проделана титаническая работа. Со всей любовью к первоисточнику («Сильмариллион») и фантастическим прилежанием. Апплодирую стоя.

А воздействие на читателя странное. Даже на подготовленного читателя, который уже настроил себя на обилие сентиментализма и все возможные «красивости». На сотой странице неизбежно начинается нервный тик. Дальше хочется рассказать скабрезный анекдот. Еще дальше — посмотреть несколько сезонов «Саузпарка». Под конец хочется садить матом и слушать «Шансон».

То есть автор добивается своего — рассказ про неудачливого бунтовщика таки подстрекает к бунту. Бессмысленному и беспощадному.

При этом всем тебя не покидает чувство вины — потому что добрые намерения авторов текста прекрасно ощущаются. Что ж тут может помочь только цитата А. Сапковского:«Сон, коий сейчас снится ведьмаку, признаю это с поклоном, есть сон прекрасный и чарующий. Но любой сон, если он затягивается надолго, превращается в кошмар. А от такового мы пробуждаемся с криком.»

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я — «правоверный толкинист»:wink:. Как «правоверный толкинист», заявляю — «ЧКА» надо было написать:wink:. Это действительно «взгляд с другой стороны». А кто в мире Толкиена «другая сторона»? Правильно, Моргот, «отец лжи». Именно такую «лапшу на уши» «вешал» Моргот людям для привлечения их на свою сторону.

Недостаток исполнения: избыток «соплей» и повторений в описаниях.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неофитам: прежде всего слушайте песни Ниэнны (альбом «Аритмия». Причем песню под этим названием смело можно пропустить... если только вы не гот или кто-то в этом духе). А также нелишне будет почитать стихи Мориэль (участница харьковского ролевого движения, прекрасная поэтесса, кстати). Тогда — есть шанс, что проникнетесь духом «темного ренессанса» (все-таки, даже тем, кто отрицательно относится, я напомню старую истину: ВРАГА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО!) Ну, а саму «Черную книгу» читать только под настроение...

У Ниэнны — безусловно — есть талант, и остается только жалеть, что он был потрачен не пойми на что. Когда красивый язык и филигранно отточенный литературный стиль превращаются в свою противоположность (= гламурное украшательство), когда попытка взглянуть с другой стороны на «правду победителей» и «правду побежденных» оборачивается банальным пересказом Ницше для тех, кому лень его читать... когда здравый и нестандартный принцип «Не делайте из Толкина культ!» доводится до абсурда, потому что формулируется как «Толкин — фигня»...

...тогда, собственно, мы и получаем очередного Перумова, только пишущего на более приличном уровне. Ну и это постоянное заискивание перед читателем («смотрите своими глазами», «Мелькор — это не Сатана, нет-нет»). Автор, если ты сама настолько не уверена в том, что Путь Тьмы = истина, зачем же вообще взялась писать эту книгу?.. Самое смешное, что все это уже было когда-то озвучено — в XIX веке! Вспомните: лермонтовский «печальный Демон, дух изгнанья», и его «с небом гордая вражда»...

Стоит ли читать? Ответ: и да, и нет. Лучше всего ограничиться первыми главами (про Музыку айнур). Там, правда, тоже хватает пошлых и вторичных моментов (к примеру, то, что Тано «видит звезды», а всемогущий Эру ему запрещает — это заимствовано из старой советской фантастики; была такая повесть, печаталась в «Юном ленинце»... А если еще глубже копнуть, то айнур ну очень похожи на титанов из книги Якоба Голосовкера. Короче, вы поняли. Сюжет скабрезно подмигивает банальностями.

Но все-таки именно эти главы — лучшее, что было написано во всей ниэнновской «темной» эпопее. Там, по крайней мере, все нормально в литературном плане. Дальше пошлО хуже; и, несмотря что эта книга интересна (хотя бы — как фанфик), она все равно не оправдывает наших ожиданий.

А вообще, интерес к «Черной книге» пробуждается, (во всяком случае — у меня), когда Ниэнна не пересказывает старый канон своими словами, а пытается творить свой. К примеру, здесь нет ТЕХ САМЫХ Хурина и Морвен, но есть другой персонаж, его тезка (и ее — тоже). История их не менее любопытна... Плюс еще — не забудем про Девятерых (но, опять же, не тех...) Было бы побольше таких «фишечек», да поменьше издевательства над Профессором — цены бы тогда ЧКА не было.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх