FantLab ru

Роберт Чарльз Уилсон «Спин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Голосов:
2166
Моя оценка:
-

подробнее

Спин

Spin

Роман, год; цикл «Спин»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В романе «Спин» рассказывается о жизни врача Тайлера Дюпре и его непростых отношениях со своими друзьями, братом и сестрой Джейсоном и Дианой Лоутонами. Вся его жизнь проходит на фоне колоссального события, получившего имя Спин, изменившего всю жизнь человечества. Когда Тайлеру было 12 лет, Землю окружил загадочный барьер. После появления барьера с орбиты на землю упали все спутники. Барьер не являлся абсолютно непроницаемым. Он не пропускал свет звёзд и Луны, хотя пропускал свет Солнца, но Солнце при этом выглядело как-то странно. На Солнце ученые не наблюдали никакой обычной солнечной активности, ни солнечных пятен, ни солнечных бурь. Самым же шокирующим открытием для землян стало то, что за барьером изменился ход времени.

© Александр Малиновский
Примечание:

Olympus Pictures, компания Роба Морроу Bits & Pieces Picture и продюсер Лесли Урданг готовят экранизацию этого романа.


Входит в:

— цикл «Спин»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2006 // Роман

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2006 // Переводная книга НФ (Канада)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика (Канада)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2007 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2008 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第40回 (2009) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2006 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2006 // Роман НФ

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Книга года. 2-е место (Канада)

номинант
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2006

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2008 // Переводной роман (Канада, 2005)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2009 // Зарубежный роман (Канада)

номинант
Портал, 2010 // Переводная книга

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2019 // Зарубежный роман (Канада)

FantLab рекомендует:

Роберт Чарльз Уилсон «Спин»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Спин
2022 г.

Издания:

Спин
2010 г.
Спин
2010 г.

Аудиокниги:

Спин
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Spin
2005 г.
(английский)
Spin
2006 г.
(чешский)
Spin
2006 г.
(немецкий)
Spin
2007 г.
(французский)




 



Рецензии



— Dark Andrew: Звезды исчезли 2015-10-04 42 (13)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман, который умудрился довольно крепко сесть на все повествовательные стулья.

«Спину» удалось создать масштабную картину будущего Земли, которую накрыл неведомый барьер и описать дотошно планы и идеи человечества разузнать о случившемся и решить эту занятную проблему. Высокие технологии, терраморфинг, исследование космоса — с одной стороны, с другой стороны — грызня правительств и корпораций, раскол общества, появление многочисленных культов — всё это раскрыто в должной степени увлекательно, ярко и правдоподобно.

С другой стороны, роман достаточно приземлённый и повествует о жизни и судьбе доктора Тайлера Дюпре, который оказывается в центре всей истории волею судеб. Личные переживания и отношения Тайлера со своим лучшим другом, его семьёй, коллегами и другими героями немного вылезают за пределы желаемого объёма и глубины, но всё же получились достаточно трогательными, проработанными и увлекательными.

Да, глубокого погружения в философские и этические темы нет, едкого социального анализа — тоже, а сам темп и динамика романа весьма плывущие и неспешные.

Но это важное современное произведение НФ, которое стоит прочитать всем любителям жанра. Понравится или нет — трудный вопрос, это не однозначное «Да», но я остался очень доволен и последние двести страниц проглотил буквально за один вечер.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошие идеи, хорошее описание, хорошие переходы в новые идеи, но блин, скучновато. Не скажу, что содержание не цепляет, но нет такого, что сел и в один присест не смог оторваться. Скажу так, не жалел, что читаю и было интересно, но из-за отсутствия «нервотрепки» и второстепенных сюжетных линий как-то затянуто и пусто. Есть первая идея и вокруг нее жвачка-жвачка-жвачка....потом новая идея и то же самое...вторую книгу сразу читать не захотел, взял паузу, но со временем обязательно прочту.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Концепция у романа очень интересная, как у Кинга «Под Куполом», только в космических масштабах, здесь же интересные идеи со временем и космической эволюцией. По началу все выглядело очень интересным и многообещающим, но под конец, на мой взгляд, автор не выдержал свою идею и окончательный итог был не таким «эпохальным» как хотелось бы.

Плюс, меня сильно раздражала главная героиня и иногда герой-рассказчик и из-за этого постоянно спотыкалась, но это уже субъективное отношение.

Короче говоря, идея не плоха, но автору не хватило запала до конца.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная идея в основе романа, но как-то слабо развита. НФ средней твёрдости. Слишком много не интересных личных мыслей и переживаний,. Скучная любовная+бытовая линия главного героя уводит книгу в сторону от самого интересного. Нет ощущения, что в мире творятся невероятные события. В итоге: 8 страниц мелодрамы, 1 страница фантастики научной и 1 социальной.

6 баллов, да и те — «на безрыбье».

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оно, конечно, классика и вообще, но что я сказать хочу. Рассказ тут идет не столько про фантастику, сколько про реакцию на нее отдельных людей. А у обычных людей и заботы самые обычные. И в этих заботах повествование постоянно пытается рассыпаться, страшно затягиваясь. Зато сама идея книги нестандартна и нова. Потому книга относится не только к НФ, но и к социологии.

Но кое-что из слов автора удивило, в частности:

«Рост благосостояния и развитие технологий побуждают ни в чём не нуждающихся, по-настоящему разумных людей, которым ничто не угрожает, ограничивать воспроизводство. Наука, техника, технология и культура способствуют этому самоограничению, кривая «горизонтализируется», по выражению Вана». Типичная подмена понятий

Оценка: нет
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Запишу книгу в однозначно хорошее чтиво. Во многом согласен с отрицательными оценками, но хуже это книгу не делает. Очень радует цельность, в одной книге началось, в другой и кончилось. События логичны, особенно действия Джейсона. Лайк, в общем.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

сначала хорошее:

- язык на высоте. ГГ изясняется прикольными идиомами, нередко парадоксальными но чуть не доходящих по юмора... получается такая ирония.

- научные идеи небеспорны, но на фоне тонн ненаучной фэнтезятины логичность рулит

- сюжет с напряжением сил человечества для решения глобальной проблемы, индивидуальные и общественные реакции на ход этой борьбы итп любопытно и неплохо изложенно

плохое:

- НФ и драмма отношений не сильно связана и %% драмы сильно больше, любители собственно НФ могут успеть заскучать в ожидании следующего вкрапления

- временные линии одна пунктиром с начала спина, другая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с начала последней четверти повествования
перемежаются постоянно и слушая аудиокнигу где абзац от начала новой временной линии неотличить получаетя мешанина — герои, часто, одни и те-же смены временной линии незаметно да ещё если продолжить читать\слушать на следующий день... время действия угадать получается чуть не к концу эпизода.

поставил бы 8-9 чисто за оригинальность, но последний минус сильно повредил удовольствию от процесса

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Внимание, в конце — критические спойлеры!!!

Знаете, многие жалуются на отсутствие в последние годы хорошего фентези. Не могу сказать, что они не правы, но все же есть жанр, ситуация в котором вызывает куда большую тревогу — научная фантастика.

Если классическое фентези, скончавшись в муках, по крайней мере породило жизнеспособного отпрыска — темное фентези, то Sci-fi просто тихо померло, лишь жалобно всхлипнув на последнем издыхании. Под жалобным всхлипом я подразумеваю хоррор-фантастику — жанр интересный, но уж больно специфичный и узкий.

Попытки современных авторов создавать классическую твердую НФ ужасно страдают от политической моды и написаны как будто под копирку. Есть буквально 3-4 темы, которые каждый автор SC-fi считает себя обязанным впихнуть в роман, независимо от того к месту они там или нет. Это: феминизм, расовые (как вариант национальные) вопросы и вездесущие инвалиды. Почему? Такова мода в западных обществах, эти темы сейчас там принято муссировать, их включение в книгу или фильм, рассчитывающие на коммерческий успех, строго обязательны. По итогам получаем, что вместо фантастики про звезды, пришельцев и науку мы получаем фантастику про «сильных и независимых». При этом сама фантастическая идея уходит куда-то на второй-третий план.

Не избежал этой участи и «Спин».

Идея у романа интересная и довольно необычная. Хронофантастика — тема тонкая, требующая аккуратности, но автор в целом справился (за исключением одного гигантского косяка, о котором позже). Большой плюс книги — в постоянном нагнетании напряжения, попыток понять что же происходит — эта тема была, есть и будет самой благодатной почвой для научной фантастики. Автор дозировано выдает читателю информацию, намекает на истинные причины событий, но не раскрывает их суть до самого gran finale. Успех? Увы, нет.

Проблема в том, что основной, собственно фантастической теме, в романе уделено что-то около четверти текста. А остальной объем посвящен бытовухе и Богатому Внутреннему Миру Героев (тм). Из «Спина» мы узнаем, как живется детям под гнетом строгих родителей (которые, сволочи такие, имеют наглость требовать от детей собранности и прилежания, вместо того чтобы просто потакать их хотелкам). Нам расскажут какие мудрые индонезийцы, в противовес тупым белым. Остается, правда, непонятным почему же это тупые белые создали медицину, технические науки и философию, в то время как мудрейшие индонезийцы жили в кастовом обществе и самостоятельно дошли аж до парусных лодок. Нас просветят о том, как тяжела судьба инвалидов, ведь всем известно, что для того чтобы стать великим ученым обязательно нужно быть либо психом, либо, как минимум, склеротиком. Спасибо, мистер Уилсон, это все очень интересные темы, но, представьте себе, мы читаем фантастику ради фантастики, а не социальной драмы.

Все это можно было бы еще кое-как перетерпеть, если бы не тот самый большой косяк, про который я упомянул ранее. Это — финал. Оказалось, что вся катавасия со временем затевалась ради того, чтобы к людям прилетела арка-телепорт и отправила их в незагаженный мир. Это просто полный абзац. Получается, что развившиеся до практически состояния сверхразума роботы, способные управлять временем, не смогли найти способ перегнать к земле свой телепорт, и он у них летит через пол-Вселенной с досветовой скоростью. При этом сам факт наличия телепорта как бы намекает на то, что технологии мгновенного перемещения в пространстве все же есть. Автор, вы это серьезно? Такое ощущение, что издательство просто ужало сроки и пришлось кое-как закончить роман, не выверив как следует сюжет и не исправив логические ошибки. На этом фоне меркнет даже вопрос о целесообразности переселения людей в другой мир, который они загадят за век-другой точно так же как Землю.

Бред, бред, бред. В итоге получаем, что интересная идея с «временнОй изоляцией» осталась необоснованной, непродуманной и в конечном итоге, была автором загублена. Интересные повороты сюжета и саспенс тонут в нудных диалогах, бытовухе и наивных социальных рассуждениях, и в конечном итоге роман из научной фантастики скатывается в слабую и унылую эклектику.

Но что хуже всего — это все типично. Социальная нудятина и тараканы из головы героев вместо фантастики в произведении, которое заявлено как твердое Sci-fi. Ровно то же самое мы увидим и в «Ложной слепоте», и в «Слепом озере», не говоря уже про шедевры кинематографа, такие как последние части «Чужого». Печаль.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Однажды поздним октябрьским вечером двенадцатилетний Тайлер вышел во двор и посмотрел на небо. Как будто дожидаясь этого, звезды вдруг все разом ярко вспыхнули и погасли. Их поглотила тьма.

Зондаж околоземного космического пространства обнаружил чудовищную истину: вокруг земли создан барьер гигантскими объектами неизвестного происхождения . За барьером время ускорило бег, за один земной год там пролетает сотня миллионов лет. Этот темп предвещает смерть Солнца всего ишь через четыре земных десятилетия...»

Гениальная аннотация! 10 из 10! На неё я и купился, да и премия Хьюго к тому же! НО.. книга скучна до безобразия, весь сюжет, действия, весь сок описаны в двух абзацах(см. выше).

Поверьте мне — кроме аннотации, саму книгу читать не стоит. Лучше пару раз перечитать описание.

Ещё и продолжение романа у автора есть.. ужас

Оценка: 2
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Спин» Роберта Уилсона это удивительно тоскливое чтиво. Я не знаю как автор умудрился, придумав такой интересный научно-фантастический элемент как Спин, зачем то сфокусировать весь сюжет на эмоциональных переживаниях героев. Если отбросить всю фантастическую составляющую романа, то в сухом остатке получим трагедию достойную Шекспира —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
папа любит сына больше, чем дочь, поэтому дочь стала религиозной фанатичкой, а мама алкоголичкой-лесбиянкой.

В очередной раз убедился в том, что получение престижных премий не является показателем отличного, интересного и увлекательного романа. Скорее всего это будет скучно, занудно и ооочень затянуто.

Больше всего жалко потраченного времени, его можно было потратить на более веселые и интересные занятия: посмотреть любой матч третьего дивизиона России по футболу среди женщин, почитать ГОСТ по производству шариковых подшипников или вышить бисером картину Малевича «Черный квадрат» в масштабе 3 к 1.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное Спин это один из лучших, по моему мнению, романов НФ написанных за последние 15 лет. Детально продуманный сюжет, без логических лакун, действующие лица очень продуманы и являются просто людьми со своими минусами и плюсами, а непогрешимыми супергероями. Хорошая НФ, читается легко и нет желания пропускать страницы.

В общем рекомендую.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая НФ «с человеческим лицом». Грандиозные процессы, разворачивающиеся на фоне производственно-семейно-бытовой составляющей (которая чуть-чуть напомнила мне роман «Брат мой, враг мой» другого Уилсона). Ясный, не перегруженный язык.

Образ сферы, изолирующей Землю от звёзд, уже встречался, например, у Брина, и в «Карантине» Грега Игана. С теплотой выдержаны и прямые отсылки к классической литературе о покорении Марса землянами. Вообще, сверхоригинальных новинок в тексте мало, но отлично используются НФ-идеи «переднего края».

Время (внешнего мира) ускорилось. К самим переменам удаётся приспосабливаться, но что случится, когда Солнце расширится и сгорит? Может быть, и ничего, и по-прежнему по небу будет кружиться его имитация на гигантском чёрном экране... А может – всё что угодно, и никто не в силах предсказать ближайшее будущее.

Наверное, можно рассматривать фантдопущение и как метафору социума перед лицом надвигающейся технологической сингулярности.

На протяжении одного-двух поколений всё кардинально изменится, и неизвестно, каким выйдет (и выйдет ли) наш мир в новую эпоху. Но, несмотря на масштабность перемен и признаки надвигающегося коллапса, отчётливо осознают и задумываются об этом небольшой процент людей; основная масса старается жить привычной жизнью.

"— Мы все Рип ван Винкли. Всем нам пора бы проснуться.» – говорит один из главных героев, талантливый учёный и организатор, возглавивший программу активных исследований в эру Спина.

Выходит на новый виток противостояние религии и науки. Тем временем удаётся изобретательно использовать вычислительные и «эволюционные» мощности, ставшие доступными как побочный продукт замедленного времени. Но впереди ждут новые неожиданные повороты...

Что не понравилось: несколько несимпатичных моментов из жизни персонажей и самого врача-рассказчика. Также, повествование иногда слишком неспешно и отвлекается на лишние детали.

Надо ли читать: пожалуй, произведение можно причислить к неоклассике научной фантастики. Нельзя ручаться, зайдёт ли авторский стиль, но попробовать стоит.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды с неба исчезли звезды. Позже стало известно, что Землю окружил странный купол, впоследствии названный «Спин». Конец света не наступил. Пока. Спин мог пропускать некоторые объекты сквозь себя, например спутники. Так люди узнали, что за один год на Земле, вселенная проживает сто миллионов лет. Луна отдалилась от Земли, Солнце постепенно угасало, хотя его искусственный двойник продолжал кружить вокруг планеты по оболочке Спина.

Конец света все еще не наступил.

Главных героев трое. Ну ладно, формально гг один — Тайлер Дюпре, но близнецы Лоутон, Джейсон и Диана, тоже сильно влияют на сюжет (кто-то больше, кто-то меньше).

Тайлер, сын домоправительницы Лоутонов, и близнецы в детстве были не разлей вода. В этой истории Тайлер скорее выступает свидетелем и хронистом, чем активным участником событий. Он всегда находится рядом с теми, кто творит историю Спиновой эпохи, в частности рядом с Джейсоном.

Джейсона отец, предприниматель и бизнесмен, растил как свою замену. Высокий уровень интеллекта и желание получить ответы не смотря ни на что, толкают Джейсона к изучению Спина и мира вне оболочки.

Диана, в свою очередь, все нужные ответы нашла в религии. Она уезжает, выходит замуж, и истово верит, что религия способна заполнить пустоту внутри.

Спин сталкивает и разводит эту троицу в странном танце. Их жизни связаны неразрывно — мужская дружба и любовь всей жизни, которая переходит в принятие и сожаления.

И-Ди Лоутон, отец близнецов, говорит, что поколение Спина, словно парализовано, как мышь перед удавом. Люди в ужасе перед Спином и ждут конца света. Развиваются апокалиптические секты, по миру прокатываются волны самоубийств, на дорогах, в лучших традициях дикого запада, засады грабителей. Сектанты разводят коров, с целью вырастить идеальную красную телку — жертву Богу, но распространяют только ужасный вирус. Мир катится в бездну страха и отчаяния, а апокалипсис все не наступает.

Это отчаяние ощущается кожей.

Концовка дает все ответы. Да, возможно ответы кому-то не понравятся, но они достаточно логичные, и без недосказанности. Скажем так, они не разочаруют, как было с похожим по духу «Под куполом» Кинга (Там лучше и вовсе убрать концовку, просто купол пропал и все. Почему? Потому что!).

Все-таки это больше драма, чем научная фантастика. Драма людей, которые столкнулись с чем-то настолько выходящим за грань их понимания, что ничего уже не будет прежним. Остается только бороться или жить свои маленькие жизни.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга для меня сассоциировалась с Войной и миром Толстого, в худшем смысле. Судьба нескольких людей на протяжении какого-то глобального события, и только один из них, и это не ГГ, как-то с этим событием взаимодействует. Для остальных это даже не контекст, это просто декорации. Вот вроде пытаешься ухватить какую-то эволюцию героев, понять что именно становится причиной того или иного результата. Но всё настолько растянуто и размыто... Хотя в чём-то это похоже на жизнь. Очень неоднозначное впечатление.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое отношение к данной книги можно выразить фразой «Я поражена». Поражена, как мастерски можно сгубить свою же собственную идею и саму книгу. Открывая «Спин», готовьтесь к бесконечному количеству диалогов о погоде, местных новостях, бессмысленности жизни, а также к массе событий, которые больше похоже на бесцельное жизнеописание.

На мой взгляд, самая большая ошибка была совершена при выборе типа повествования. Текст написан от первого лица, и именно этот факт убивает книгу, ибо повествование от “Я” предполагает глубокое погружение в персонажа. Здесь же главный герой не совершает абсолютно ничего, не анализирует происходящие вокруг события, не делает никаких выводов и ничего не чувствует. Изредка нам напоминают о его личной драме — неразделенной любви — но выглядит это так неуклюже, словно в эти моменты вклинивается сам автор с восклицанием: «Эй, ты еще помнишь об этом? Смотри не забудь!». Как мне кажется, гармоничнее было бы писать от «всевидящего ока», давая возможность главному герою быть просто беспристрастным наблюдателем, кем он, по сути, и является. На протяжении всей книги он не предпринял ни одного активного действия. Ехал, куда ему говорили, делал то, о чем его просили, и даже в самом конце истину и суть «Спина» ему разжевали устно и подробно, а затем предоставили копии — записанные на диктофон и на бумаге. Если не понял, прочтешь еще раз, а потом еще послушай для верности. С препятствиями главный герой не боролся, просто потому что их не было. А если вдруг что-то и случалось (что неизбежно в агонизирующем мире), всегда находился кто-то, кто помогал ему справится. Другие персонажи появлялись в повествовании, только чтобы объяснить главному герою что делать, вовремя помочь деньгами, документами, едой, моральным наставлением или постельными утехами. Все возможные конфликты, где мы могли бы узнать героя поближе и понять, из какого теста он слеплен, он просто обходил стороной. Буквально, отворачивался и уходил.

Главный герой не вызывает сопереживания, а, как следствие, и история, которую его глазами рассказывает автор, тоже. Для меня причина кроется в полном отсутствии в тексте чувств. Иногда кажется, что повествование ведется от алекситимика (алекситимия — отсутствие возможности выразить эмоции в устной форме), хотя он даже и не думает ничего ни о своей жизни, ни о мире, который буквально умирает за окном. Книга написана больше в публицистическом стиле и выбор повествования от “Я” входит в противоречие.

Да, идея хороша, хотя и не нова. Обидно, что она не раскрыта в полной мере. На протяжении всей книги идея все время находится где-то на периферии. Она где-то на небе, но лучше об этом не думать, вроде ею занимаются ученые, но нам не стоит туда лезть (хотя один из героев непосредственно руководит космической программой). В НАСА готовятся полеты в космос, ученые собираются изменить судьбу всей галактики, где-то на Земле массово гибнут люди в пароксизмах умирающего мира, но книга не об этом. Она об инфантильном главном герое, который предпочитает не думать, не чувствовать и выполнять ежедневные рутинные обязанности на протяжении 1000 страниц (это объем epab, он может быть иным в других читалках).

Если сократить книгу раза в три, придать герою характер и цельность, показать динамику умирающего мира, а не вялое копание главного героя в собственном пупке (причем даже из этого он не делает никаких выводов), возможно тогда книга и могла бы поразить человека, двадцать лет читающего фантастику и считающего, что за этим жанром будущее, что этот жанр и есть, по сути, будущее. Но пока я могу сказать, что это худшая книга в данном жанре, которую я прочитала за двадцать лет. Не знаю, за что ей дали Хьюго или что уж там такое впечатлило Кинга, но если «Спин» и способен чем-то впечатлить, то только силой растущего недоумения по мере перелистывания страниц.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх