FantLab ru

Питер Гамильтон «Дракон поверженный»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Голосов:
162
Моя оценка:
-

подробнее

Дракон поверженный

Fallen Dragon

Роман, год

Аннотация:

Человечество в космосе. Корпорации колонизируют планету за планетой, но постепенно всё меньше и меньше денег вкладывается в космос. Планеты должны быть самодостаточны — с одной стороны, но деньги в них уже вложены — с другой. И потому появляются космические флоты, обеспечивающие взимание недоимок, пусть и под угрозой оружия.

Лоренс Ньютон, сержант наземных сил, одного из таких флотов, при повторном рейде по «взиманию» хочет кое-что получить для себя, а не только для корпорации.

Саймон Родерик, один из высших руководителей корпорации, хочет собрать недоимку и вернуться на землю.

Оба умны, оба опытны, и оба понятия не имеют с чем им придется столкнутся на вроде бы знакомой мирной планете...

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2002 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2002 // Лучший НФ-роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)

Дракон поверженный
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень хороший роман, который точно стоит прочитать. Гамильтону второй раз удаётся создать иллюзию реального будущего, в котором интересно было бы жить, где есть и корпорации и биотехнологии, но при это всё немного не такое, не похожее на то, что мы видим в других фантастических книгах.

Поначалу, «Дракона» довольно тяжело читать из-за множества совершенно необязательных технических деталей, однако к середине они уходят на второй план, уступая место сюжету, который, в свою очередь, ближе к финалу уступает место размышлениям о направлении развития человечества.

Лично меня затягивать начало только во второй трети книги, но зато зацепило сильно — Гамильтон умеет показать интересных героев в необычных обстоятельствах. Как обычно в книге нет негодяев и злодеев, а есть разные точки зрения на проблему, и все они имеют право на существование. В последнее время это становится приятной традицией — всё больше авторов уходят от противостояний злодей/герой и создают необычные увлекательные книги. Это — одна из них.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, что роман меня удивил. Просто поразительно, что после длиннющей саги «Пришествие Ночи», автор смог отказаться (пусть и на время)от ставшей уже привычной манеры раздувать историю до опасного для читательского здоровья объема. Видимо, ему самому порядком поднадоели вселенские масштабы, и он решил написать что-то камерное.

Во-первых, это — законченный роман, и он — вот Чудо!- влез в один единственный том, настолько скромный по гамильтоновским меркам, что при падении на ногу не сделает вас гарантировано инвалидом. Это, соответственно, не дает сюжету растекаться по долине описаний, разговоров и пустых сцен и делает поток действия более бурным и целенаправленным.

Во-вторых, число героев в этот раз можно пересчитать по пальцам, рук и ног у вас для этого вполне хватит. Если быть честным, главный герой, история которого и легка в основу сюжета, вообще один — бывший романтик и идеалист, а ныне циничный сержант одного из космических флотов транспланетной корпорации, а, проще говоря, банды грабителей и убийц Лоренс Ньютон. Только представьте себе такое чудо в гамильтоновском романе: вы запоминаете героев сразу, с первой страницы и вам не приходится мучительно вспоминать каждую новую главу, кто все эти люди и что они делают на страницах книги!

И третье несомненное достоинство, которое я обнаружила. Наличие проблематики, которая для нас вполне узнаваема и понятна. Речь пойдет о глобализации и транснациональных корпорациях, которые, с одной стороны, обеспечивают технологическое развитие и доступ к новинкам все большего числа людей, а так же единые стандарты жизни в самых разных уголках, но, с другой стороны, уничтожают разнообразие культур, идей и подходов к решению общих проблем. И ничего, что в романе говорится о планетах, а не о странах — все очень и очень напоминает существующие сегодня проблемы.

Итак, мы оказываемся во времена намного более близкие к нам, чем галактическая экспансия человечества в «Приходе Ночи» или поставленная на поток колонизация «Содружества». Колонизация «Дракона поверженного» только в самом начале, это процесс еще опасен и затратен. Его контролируют крупные корпорации, которые отправляют колонистов в новые миры, но через некоторое время требуют плату за свою помощь. Возврат кредита с процентами. Понятно, что колонисты не желают расставаться с нажитым, и тогда приходят они — флоты корпораций с наемниками-десантниками. Этакий налет банды рэкетиров, обычный грабеж, которому кто-то и где-то придал видимость законности.

Сюжет развивается в двух плоскостях: в настоящем — на мирной планете, куда Лоренс Ньютон попадает с очередной миссией и некоторыми личными целями, и в прошлом, которое показывает, как Ньютон дошел до жизни такой и превратился из милого мечтателя в циничного наемника. И вот эти эпизоды из прошлого получились лучше всего — достоверно, ярко, продуманно. Это касается всех воспоминаний — от детства и юности в дальней колонии до планеты радикалов-экспериментаторов с их безумными генными модификациями.

И был бы это отличный роман — космическое приключение не без общей идеи — если бы к последней трети автор вдруг не вспомнил о своих любимых заморочках. О всеобщей справедливости, высшем разуме и своем излюбленном вселенском масштабе событий, превратив очень правдивую и местами трагическую историю в дешевую голливудскую мелодраму, в которой от реальных человеческих чувств и отношений практически ничего и не остается. Вот вы можете поверить в то, что наемники, грабители, убийцы и стяжатели внезапно осознают неправильность своего существования и отрекаются от материальных благ в пользу духовных? Или в то, что человек, проживший не слишком праведную жизнь, вдруг забывает все произошедшее с ним за 20 лет (и все, что он натворил за эти годы) и вновь становится чистым и романтичным мечтателем? Черт, вот это уже чистого вида, даже не фантастика — фэнтези, где необязательно логическое и научное объяснение чудес.

Жаль, не удержался Гамильтон на заданной волне. Но ведь может же, и вдруг вновь его настигнет желание написать нечто для него нетрадиционное. Я буду ждать.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Масштабный и объемный, как это принято у Питера Гамильтона, роман для истинных любителей космического эпоса, историй о покорении новых планет и просто хорошей фантастики. В отличие от шеститомного «Пришествия ночи», чье действие разворачивалось в далеком будущем – близкий к нашей действительности и времени. Тщательно продуманный вплоть до самых мелких мелочей. Реалистичный, но в тоже время со сказочной концовкой. И с одной из самых странных издательских аннотаций, что мне приходилось встречать, словно ее автору в руки попал альтернативный вариант «Дракона» из некоей параллельной вселенной или пятьдесят шестого измерения.

По версии Гамильтона человечество осуществит свою мечту о выходе в Большой Космос уже в конце двадцать первого века. Новые планеты, новые неразведанные территории, новые перспективы и возможности начать жить заново на новом месте для многих тысяч колонистов, что отправляются в дальний путь. Корабли разведчики, «бороздящие космическое пространство» в поисках новых пригодных для обитания человека миров… В общем, примерно все то, о чем мечтают – или, судя по сегодняшней действительности, когда-то мечтали? – многие мальчишки вместе с писателями-фантастами. Только у Гамильтона показан более реалистичный вариант. Космические путешествия, корабли, строительство порталов и колоний требуют колоссальных денег, и не всякое государство способно потратить десятки и сотни миллиардов долларов на дело, что должно окупиться в очень отдаленной перспективе. Тут на сцену выходят огромные межнациональные, а после уже и межпланетные, корпорации, что и будут заниматься космическими путешествиями. Со временем они почти полностью перехватят власть над людьми под свой контроль и будут диктовать свои условия обычным гражданам. Если у тебя есть акции крупной компании – значит, у тебя есть перспективы, и чем больше этих бумажек, тем больше вероятность у человека пробиться в этой жизни будущего. Бизнес. Прибыль. Деньги, деньги, деньги… Без всего этого – никуда. В «Драконе поверженном» Гамильтон хорошо изобразил такую ситуацию, и поэтому этот роман выглядит убедительнее, чем произведения некоторых классиков от фантастики на подобную тему.

Убедительности добавляет и то, с какой тщательностью Гамильтон прописывает всевозможные моменты такого будущего, буквально создавая полноценную и достоверную Картину Будущего. Чуть ли не каждая деталь, начиная от боевого костюма солдата космического флота и заканчивая боевым кораблем, от небольшого горнолыжного курорта на отдаленной колонии до самой планеты имеет подробное описание. Да, слегка утомляет иногда читать несколько страниц о том, как возникла и как развивалась, скажем, поселение на Амети, но интерес все же к подобному намного, намного выше. Компьютерные игры, сериалы и прочие развлечения того времени, биотехнологии, проблемы экологии и их решение, еда, крупная и мелкая промышленность – всего и не перечислишь. А на некоторые привычные вещи автор дает возможность взглянуть с другой стороны: вегетарианство «наоборот» или повсеместное озеленение Земли с негативными последствиями.

Но новые возможности зачастую приводят к новым проблемам, не так ли? Колонии землян по мере своего развития стремятся к полной самостоятельности, не желая возвращать вложенные корпорациями средства в их становление. Компаниям же, естественно, нужно вернуть деньги, чтобы не разориться. У кого-то получается, кто-то сходит со сцены. Ожидаемая прибыль не перекрывает всех расходов, что становится еще одной проблемой межнациональных гигантов. И постепенно, год за годом, развитие космической программы приостанавливается. Вдобавок человечество просто теряет интерес к этой области своего развития и замыкается в себе, на своих колониях и на Земле. Наступает своего рода период стагнации, и куда дальше должны дальше идти в своем развитии люди, что за форму должно принять это движение – и есть главный вопрос, который рассматривает Питер Гамильтон в своем романе, отправляя читателя в этот период созерцательности и малоподвижности всего человечества. А поможет ему в этом главный герой – Лоренс Ньютон.

В книге две сюжетные линии. Первая рассказывает о прошлом Ньютона, о его жизни на одной из пустынных колоний, спорах с отцом по поводу выбора жизненного пути, мечтах о космических кораблях. После – работа в космофлоте корпорации «Зантиу-Браун», полеты на другие планеты и участие в акциях по обеспечению прибыли. Жизненный путь Лоренса во многом и раскрывает тему «Дракона поверженного». На своем пути этот герой будет постоянно сталкиваться с людьми самых разнообразных взглядов на то, что должно представлять собой человечество и куда ему двигаться дальше. То ли это должен быть существующий порядок с властью мегакорпораций, который отстаивает в спорах Лоренс, ведь он позволяет путешествовать меж звезд; или может быть пример небольшой швейцарской деревушки, где ценят уникальность, разнообразие и возврат к прошлым порядкам. А может человечество должно жить в гармонии с природой или полностью видоизменится, превратившись в новую форму, как поступили с собой жители одной из колоний? Вариантов много. Что хорошо: Гамильтон не становится на сторону ни одной из них, позволяя читателю самому сделать выбор. Что плохо: рассуждения сухи, неэмоциональны, словно слова принадлежат не живым людям, а машинам-автоматам – самый неудачный момент в романе.

Действие второй линии разворачивается уже в настоящем на планете под названием Таллспринг, куда Лоренс прибывает вместе с солдатами «Зантиу-Браун», чтобы забрать причитающуюся долю продукции местных заводов для корпорации. Местное население, конечно, этому не радо, и против «захватчиков» начинает действовать тайное подполье. И тут вновь встает дилемма: кто прав? Служащие «Зантиу-Браун» или местные жители? Отношение и к тем, и другим будет не раз меняться по ходу чтения. В начале симпатию вызывают жители Таллсприга, затем ты переходишь на сторону военных, потом вновь встаешь на сторону колонистов… Очень удачный ход, на мой взгляд, и очень удачная реализация.

Вообще, этот роман можно говорить еще долго: уж очень много Гамильтон забросил тем для обсуждения. Много интересных моментов, событий (любовь юного Лоренса, сражения на разных планетах), описаний. Обо всем и не расскажешь, но вот еще про один момент обязательно надо упомянуть. Кроме истории Лоренса в «Драконе поверженном» есть рассказ о принце Моцарке, владетеле одной из планет в Империи Кольца, что существовала давным-давно. Его приключения оформлены в виде сказки, которую рассказывает своим подопечным-детям одна из героинь романа, и во многом перекликаются с сюжетной линией главного героя. История Моцарка на первый взгляд кажется совсем не важной, нужной лишь для того, чтобы придать очарование роману (что, кстати, у нее хорошо получается). Но ведь в каждой сказке есть и доля правды, и к финалу она раскроется в полной мере, превратив слегка скучную реальность романа в настоящую Фантастическую Историю.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Картина мира будущего, нарисованная Гамильтоном в «Поверженном Драконе» не представляет собой ничего сверхъестественного:человество, расслеившееся далеко за пределы Солнечной системы; большинство людей подверглись генной модификации, которая позволила значительно улучшить качество жизни; вся натуральная пища заменена искусственной белковой (натуральная «живая» баранина вызывает у одного из героев приступ неудержимой рвоты). Реальная власть в этом «новом прекрасном мире» принадлежит крупным межнациональным корпорациям... Эти самые корпорации при помощи собственных вооруженных сил и космического флота регулярно проводят операции по «извлечению прибыли» с колонизированных планет. По сути «извлечение прибыли» означает вполне заурядный грабеж — издалеких колоний вывозится на Землювсе, что представляет хоть какую-то ценность: ископаемые, промышленные товары, научные технологии...

Очередная , казалось бы, рутинная операция по «извлечению прибыли» разворачивается на идиллической планете Таллспринг. Именно здесь пересекаются судьбы трех главных героев романа: сержанта-десантника Лоренса Ньютона, одного из руководителей разведки корпорации «Заниту-Браун» Саймона Родерика и жительницы Таллспринга Денизы — воспитательницы детсклого сада и, по совместительству, активной участницы местного движения сопротивления... Разумеется, в «Драконах» присутствуют звездолеты, лазеры, черные дыры и прочий типовой научно-фантастический набор. Но как раз весь этот НФ-антураж интригует менее всего. Гамильтон становится по-настоящему интересным именно тогда, когда он вступает на территорию идей, на территорию социально-философского романа. «Каким путем человечество может выбраться из цивилизационного тупика?» На этот вопрос, особо актуальный ввиду сегодняшнего кризиса, дают свои варианты ответов «государственник» и «системщик» Саймон Родерик и «антиглобалистка» Дениза.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самым известным произведением Питера Гамильтона (для российского читателя уж точно), бесспорно, является колоссальная по объёму трилогия «Пришествие ночи», вышедшая в России аж в шести томах. По сути, вся вторая половина 1990-х годов была посвящена работе над ней. Однако, даже завершив столь значительную работу, редкий автор отправится почивать на лаврах; к счастью, не сделал этого и Гамильтон. «Дракон» — первое крупное произведение, написанное им после «Пришествия», так что в этом качестве, безусловно, оно вызывало особый интерес — сможет ли автор перестроиться после длительного труда над одной и той же серией, не окажется ли новая книга всего лишь повторением старого в новых декорациях... И вполне уверенно можно сказать — смог, не оказалась.

Роман, как и можно было предположить исходя даже просто из его более чем солидного объёма, вышел весьма неторопливым, тягучим, вязким... Иногда подобными эпитетами книги сравнивают с мёдом, но «Дракон» совсем не сладок, не уютен для такого сопоставления. Скорее, наверное, можно сказать, что он вязок, как смола или что-то подобное. Текст не позволяет легко пролистывать страницу за страницей, заставляет вчитываться, чтоб не пропустить какую-то деталь, незначительную на первый взгляд, но способную определить будущие повороты событий. И само построение сюжета тоже требует внимательности — параллельно идут несколько линий, нередко соприкасающихся или даже продолжающих друг друга, и плюс к этому появляются обширные эпизоды из прошлого одного из главных героев.

Но главное не в этом, а в том, что такая внимательность прекрасно себя окупает. В книге множество интереснейших моментов, характеров, эпизодов, фантастических идей и разнообразных социальных, психологических, научных рассуждений и допущений. Над очень многим здесь можно поразмышлять — начиная с выведенного на передний план конфликта между служащими компании, взимающими законные (по букве, во всяком случае) недоимки грабительскими способами, и деятелями сопротивления, готовыми на всё, от открытых и жестоких убийств до имитации публичного дома с целью обвинить одного из врагов в изнасиловании, и двигаясь от этой точки как вверх, к вопросам существования целых планетарных обществ, так и вниз, к личным проблемам одного-единственного человека. Какие-то проблемы автор подаёт в столкновении вариантов, другие — просто в описаниях или в разовых законченных эпизодах, но все они интересны и неоднозначны. Что же до ответов... То в книге какие-то ответы, конечно же, есть, но они вовсе не подаются как нечто само собой разумеющееся. Каждый вправе сделать свои выводы и принять собственное решение. Возможностей для этого роман даёт более чем достаточно.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачем пишется эпопея? Почему читателей увлекают многотомные сериалы с продолжениями и приквелами? Объемы текстов расползаются как хорошее тесто на хороших дрожжах – еще сто лет назад «Война и Мир» считались грандиозным романом, могучей панорамой великого времени. Нынче же для космической саги вполне нормально занимать целую полку в книжном шкафу. Парадокс – казалось бы, в современной спешке людей должны привлекать лаконичные, быстрые вещи – прочитал и запомнил. Ан нет – читателям нравится разбирать по страничкам сложно переплетённые биографии, копаться в перипетиях многолетних космических перелётов и многоходовых боевых действий, смаковать возможности новых технологий и любоваться могучей фантазией автора.

Питер Гамильтон – один из ведущих зарубежных фантастов, работающих с «крупной формой», автор двух многотомных циклов, по мнению критиков именно он вдохнул новую жизнь в жанр «космооперы». «Старая космическая опера тяготела к черно-белому изображению мир, показывая прямолинейную борьбу между добром и злом», говорит он о своих книгах, — «Я хотел написать книгу о том, что происходит с обычным простым человеком (“маленьким человеком”), под судьбой которого я подразумеваю судьбу всего общества в целом после столь огромного физического и духовного потрясения».

За двадцать лет работы Гамильтон вышел в лидеры жанра, его книги всегда отличаются многослойностью, пересечением сюжетных линий, его миры похожи на огромные коконы, сплетенные из звёздных трасс, где каждый узел – планета. От грандиозности замысла дух захватывает – именно через космооперу становится видно, до чего же огромна Земля сейчас и каким неисчислимым может стать человечество. А человек – пылинка, хлебная крошка на скатерти Вселенной – и зависит от него не больше, чем от этой хлебной крошки. Какие бы жестокости и глупости ни творили люди друг с другом в рамках отдельной планеты или даже системы – на судьбы мира это влияет не больше, чем возня червяков в яблоке отражается в судьбе яблони. Для того, чтобы преодолевать огромные расстояния и пробовать взаимодействовать с Вселенной никаких человеческих сил не хватит. Нужны сверхчеловеческие. Или драконьи.

Мы привыкли к книгам-историям, выдающим готовые ответы на вопросы, которые задает сам же автор. Книга Гамильтона похожа на путешествие, на полёт в неизвестность. Роман не морализирует, не расставляет оценок. Нельзя сказать, что повстанцы «хорошие», а пираты, добывающие ресурсы, «плохие» — Гамильтон справился с задачей, которую сам же поставил. Он рисует множество судеб, свободно моделирует новую технику и новые способы удержать в подчинении покорённую нацию. Он создаёт портреты, как фотороботы, очерчивает быстрым пером характеры и бежит дальше – в романе слишком много места для действия, чтобы погружаться в переживания каждого персонажа. Большая книга не может позволить, чтобы читатель отвлекался на второстепенные темы, ей надо раскрыть сюжет, дать возможность погрузиться в атмосферу повествования. Если автор не Толстой и не Джойс, ему надо поддерживать читательский интерес за счёт экшена, боевых и эротических сцен, «подбавлять адреналинчику» и спрыскивать сентиментальностью нежную юность героев.

В книге много стильных сюжетных ходов и эффектных моментов. Красив фокус с подставной казнью – когда десантника по сфабрикованному обвинению судят и публично расстреливают, а сразу после расстрела тело крадут, подсоединяют к медицинской технике и оживляют. Драматична история жизни одного из главных героев – когда он был неуклюжим подростком, отец заплатил девушке из небогатой семьи, чтобы она пошла учиться в его школу и закрутила с ним роман как бы «по настоящему».

Остаётся грустный вопрос – а кому это нужно? О чём написана эта книга, что именно хочет донести до нас автор? Нет претензий к смысловому пласту, нет претензий к интриге, в книге активно стреляют, играют в подполье, занимаются сексом, летают и двигают судьбы миров. Но в тексте вязнешь, за деревьями не видно леса, за космическими декорациями – авторского месседжа. Для любителей жанра роман окажется ценным приобретением в коллекцию, он хорош. Но в чём-то критик согласен с Прутковым – «краткость сестра таланта».

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный многоплановый роман, в котором затрагиваются разнообразные филосовкие и социальные вопросы. Мне например, была особенно интересна тема глобализации, тем более, что раскрыта она было достаточно достоверно.

Главы, в которых описывается прошлое Лоренса, вполне могут претендовать на отдельные самодостаточные рассказы и даже повести. Каждая со своим посылом и эмоциональным окрасом.

Книга не разочаровала. Поклонникам серьезной космооперы- рекомендую!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравиться этот автор, нравиться цикл «Пришествие ночи» и данное произведение. Нравиться тем что мир будущего воспринимается как вполне возможное будущее. Покоряет своей реальность, не шаблонностью. А так же продуманностью и отсутствием «роялей в кустах» как в окружающем мире, так и в поведении и психологии героев.

Рекомендую всем.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скука, скука, скука.... Объем произведения очень большой, но 70 процентов не имеет отношения к развязке. Можете такое представить? В каждую сюжетную линию погружаешься с широко раскрытыми глазами и ушами, но линия превращается в пунктир, а на горизонте из ничего возникают драконы и их яйца, и оказывается, что главное именно это! Если бы можно было принудить Гамильтона быть кратким....

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне понравился и запомнился надолго, хотя и читал в оригинале и понимал далеко не все обороты.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

на мой взгляд лучший роман из современной фантастики:appl:Как и с Пришествием Ночи автор охватил все аспекты жизни людей в созданной им вселенной.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх