fantlab ru

Том Холт «Шестнадцать способов защиты при осаде»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
249
Моя оценка:
-

подробнее

Шестнадцать способов защиты при осаде

Sixteen Ways to Defend a Walled City

Роман, год; цикл «Осада»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Приближается осада, и у города очень мало времени, чтобы приготовиться. Нет еды, нет оружия, а противник поклялся вырезать всех местных жителей.

Чтобы спасти город, нужно чудо, но у него, так получилось, есть только Орхан. Полковник инженерной части, он больше сведущ в постройке мостов, а не в битвах, а ещё он — вор и лжец, к тому же по самым разным причинам не слишком любит собственное командование. В общем, идеальный кандидат для такой работы. Ведь история далеко не всегда плод великих и благородных дел. Иногда приходится тяжело поработать и кое-кого обвести вокруг пальца.

Входит в:

— цикл «Осада»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Шестнадцать способов защиты при осаде
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)
Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  43  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня часто спрашивают (все три раза), с какой книги лучше начинать знакомство с творчеством Паркера. И вот личный опыт обогатил таки меня этим сакральным знанием. Начинать надо с последней его книги. Холт (в этой ипостаси) дистиллирует своё творчество. Соответственно, каждая следующая книга — это более Паркер, чем предыдущий Паркер.

В общем: роман очень быстрый и неожиданно короткий. Фабула проста — кто-то очень продуманно берёт Город в тиски (да, да, см. также «Перимадея» и иже с ней — мотив в творчестве Паркера не редкий). Но внутреннее устройство одного из представителей национального меньшинства не позволяет ему пустить всё на самотёк. Орхан, будучи молоколицим в империи синекожих робуров, тем не менее, поднялся в их армии до поста командира инженерного корпуса, и теперь именно ему предстоит что-то сделать с помянутой осадой. Инженер и читер по призванию, он понимает, что описанных в классической военной литературе пятнадцати способов защитить осаждённый город недостаточно... И, собсно, понеслась...

Ключевое отличие — главный герой. Тут всё просто, он самый симпатичный из всех. Он мягкий и самоирония (не чуждая и Лордану, и Ваатзесу, и прочим) у него просто на порядок выше, чем у остальных «героев» этого мира. Роман напитан легким юмором, как правильная ромбаба, аж капает. От этого он должен восприниматься неподготовленным читателем гораздо легче. Фактически Орхан пришёл в роман из рассказов Паркера — там и настроение обычно посветлее, и персонажи по... гуманнее что ли. Всего два относительно спорных поступка за всю книгу — это кейджей-рекорд, я считаю.

Инженерность, отбалансированная в «Sharps» и «The Two of Swords» (Savages я так и не прочитал пока), перенеслась и сюда. Она в меру и чётко дозирована. Мне недосолёно и не остро, но для нормального человека — самое то. Политических хитромудростей и интриг же вообще практически нет. Сопру у себя термин — Паркер-лайт на выходе. Зато философия утратила былую тяжеловесность и кристаллизовалась в афористичную мудрость. Вот поэтому люблю я зрелых авторов фэнтези. Они мне гораздо ближе, чем любой классик или мейнстримщик, их философствования должны ещё и развлекать.

Про суть книжки и вовсе коротко — тут про друзей и врагов. И про то, кто из них лучше. Мило, мрачно и без пафоса.

Концовка фирменная: те кто в курсе и так знают, те кто нет — на хэппи-энд не рассчитывайте.

Итого — мне было классно. Должно понравиться всем, кому уже и так, остальным лучше не читать. А то вдруг вам не понравится, а я буду расстраиваться.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидания от книги были велики. Интригующая аннотация, незаезженная тема, положительные отзывы тех, кто успел прочитать роман на языке оригинала, да и первые отзывы на русское издание внушали нешуточные надежды. И по итогам прочтения даже есть основания для того, чтобы поставить «Шестнадцати способам…» довольно высокую оценку. Но всё же главное впечатление от книги – разочарование. От Тома Холта я ожидал если и не шедевр, то нечто выдающееся, а он – чижика съел!

… У истории идиотское начало. Автор не смог или не захотел придумать более-менее убедительной причины того, как вражеское войско смогло осадить столицу огромной империи. Гражданская война, мятеж популярного в армии полководца или Великое переселение народов под руководством очередного Потрясателя Вселенной показались автору слишком скучными и предсказуемыми и он придумал… Он придумал нелепицу. ВНЕЗАПНО у стен Столицы материализовалось сорокатысячное войско, которое взяло и перебило весь столичный гарнизон до последнего человека, причём именно в тот момент, когда этот гарнизон в полном составе вышел из хорошо укреплённого Города в дальний рейд. Так оно в реальной жизни и бывает, не правда ли? И это только начало истории! ИМХО, роману пошло бы на пользу если бы от рукописи Орхана (а книга представляет собой его мемуары) не сохранилось первых пяти или шести глав, в которых бы и описывалось начало осады. Получилось бы изящнее и достовернее.

Идём далее. По мере чтения дико раздражала мешанина из различных исторических эпох. Огромный город, сильное централизованное государство, способное создавать колоссальные запасы снаряжения и содержать регулярную армию – это элементы античности. Но графы, герцоги, церковь с культом святых и иконами – это же махровое средневековье! Хм, может быть тогда Империя представляет собой вариацию на тему Византии? Тем более, что Город находится на берегу моря и флот в его жизни играет ничуть не меньшую роль, чем армия. Но даже для Византии подобная эклектика Античности и Средневековья выглядит не слишком естественно. Империя Видесс в цикле Гарри Тертлдава была прописана гораздо убедительнее.

Ещё печальнее история с порохом, который внезапно возникает на страницах книги. Решительно не понятно, почему этот самый порох никак толком не повлиял на военное дело. Жители мира догадались использовать его для закладки мин под стены крепостей, но не додумались до примитивных пушек (самое простое, что вообще можно придумать). Но даже если так, то почему стены самого главного города в этой части планеты построены так, как будто никакого пороха не существует? В нашей реальности Константинополь в XIV – XV веках не перестаивал свои укрепления только потому, что Византия пришла в полнейший упадок и денег не хватало на самые элементарные государственные расходы. Но здесь Империя находится в зените славы, так что деньги на бастионы, равелины, гласисы и прочие инженерные сооружения должны были найтись. Самое забавное, что в какой-то момент Том Холт видимо задался ровно теми же вопросами, что и я, поэтому и не стал развивать пороховую тему. Но почему тогда он вообще оставил её в романе? Вопросы, вопросы…

Впрочем, даже нелепица с порохом отходит на второй план, ибо однажды в текст романа ворвались доллары и пенни. Вот это было по-настоящему неожиданно!

Мир романа полностью абстрактен и подчинён авторскому замыслу об осаде огромного города непонятно откуда взявшейся огромной армией. А когда автор сообщает крохи информации становится только хуже. Не буду спойлерить, но объяснение причины почему Столица не была деблокирована имперской армией настолько нелепа, что на ум немедленно приходит фраза «А что, так можно было?!» Опять же, писатель прекрасно понимает всю слабость своего замысла, поэтому и пытается выдать главного героя за ненадёжного рассказчика, веры которому по определению быть не может. Мне такой приём не понравился, ибо здесь он не более чем костыль для хромающего сюжета.

Финал истории вогнал меня в ступор. Любой автор по определению творец своей истории и закончить он её может так, как пожелает. Но столь неряшливого окончания у книги я не видел уже давно.

Итог: в целом книга неплоха. Но провальные начало и финал, абстрактный мир и рояль в виде лидера армии, которая осаждает Город, не позволяют поставить роману сколь-нибудь высокий балл. Это вторая книга, которую я прочёл за короткое время у Тома Холта и она мне тоже не понравилась. Похоже, что это не мой автор.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравятся «Шедевры фэнтези» за их разнообразие. В рамках серии выходило и тёмное фэнтези («Печальная история братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона), и светлое («Император-гоблин» Кэтрин Эддисон), и эпическое («Сказания Меекханского пограничья» Роберта М. Вегнера), и мифологическое («Стая воронов» Скотта Одена), и переосмысление сказки («Бессмертный», Кэтрин М. Валенте), и фэнтези, смешанное с научной фантастикой («Владыка Ледяного сада» Ярослава Гжендовича), и городское фэнтези, смешанное с мистикой («Пепел и сталь» Ярослава Гжендовича), и много чего ещё. В общем, поджанровый спектр обширный. И вот дошла очередь до истории, нарратив которой опирается на юмор. Не полностью, перед нами всё-таки не юмористическое фэнтези, а скорее военное. Однако без юмора эту историю сложно представить. Так что сегодня поговорим о сороковой книге серии – «Шестнадцать способов защиты при осаде» за авторством Тома Холта, также известного как К. Дж. Паркер.

На юмор намекает уже название, но к этому аспекту книги мы обратимся чуть позже. Для начала стоит сказать, что роман по факту является мемуарами полковника Орхана, военного инженера, попавшего в серьёзный переплёт, и вынужденного оборонять Город всеми мыслимыми способами, коих в учебниках военного дела насчитывается всего пятнадцать. И в данном случае они не работают. Отчего приходится изобретать немыслимый шестнадцатый способ защиты Города при осаде. Инженер наш обладает особым плутовским складом ума и недюжинной удачей, помноженной на наглость, так что скучать при чтении не придётся.

Но особая прелесть книги не только в том, что именно рассказывает Орхан, но и в том, как он это делает. Отличный пример для демонстрации своей мысли я обнаружил уже в начале первой главы:

«Приёмная моего приятеля клерка находилась в квартале 374, ряд 42, улица 7. О последовательной нумерации в отделе поставок явно слышали, но сомневаются в её эффективности, так что блок 374 вклинен между 217-м и 434-м. Улица 7 ведёт с улицы 4 на улицу 32. Впрочем, наверное, так и должно быть, тем более что я тут вполне могу найти дорогу, а я всего лишь строитель мостов – никто.»

По ощущениям роман находится где-то рядом с «Поправкой 22» Джозеффа Хеллера: сначала смешно и весело, потом просто смешно, а под конец, если у меня и вырывался смешок, то только горький. Автор очень ловко делает свой сюжет грустнее и трагичнее, большую часть времени этого даже не замечаешь. Ну а по форме рядом с «Шестнадцатью способами защиты при осаде» можно поставить «Легенду» Дэвида Геммела, в которой также всё повествование было сосредоточено вокруг одной осады. И точно также защитникам удавалось удерживать стены довольно долго благодаря одному чрезвычайно одаренному человеку. Однако Друсса у Геммела волновало количество врагов и сколько из них он успеет покрошить, в то время как Орхан у Паркера больше беспокоится о всякой технической информации, типа: какой высоты стены, какова дальность орудия номер 16, то есть катапульты, сколько полных комплектов брони есть в запасе и так далее. Но подаётся это в довольно ироничном ключе, так что обилие специализированной информации не кажется нудным.

Роман хорош и представляет нетривиальный взгляд на военное фэнтези. Да, здесь нет прописанного мира, ярких персонажей (за исключением Орхана и пары его друзей), магии и эпичных сражений. Но сюжету это всё и не нужно. Зато у романа есть индивидуальность и отличная история. Так что он однозначно стоит прочтения.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полчища врага окружают столичный город. Помощи ждать неоткуда: флот разбит, армия уничтожена, а в самой столице из гарнизона только инженеры, стражники да гладиаторы. Самое время вывешивать белый флаг и стройными рядами идти на заклание. К счастью, инженерной ротой командует полковник Орхан — плут, мошенник и авантюрист, а также блестящий специалист и млеколицый, который попросту не умеет сдаваться. И не беда, что из известных военной науке пятнадцати способов обороны города в данной ситуации неприменим ни один — Орхан сымпровизирует и придумает шестнадцатый.

Повествование в романе ведётся от лица главного героя — по сути, перед нами предназначенные для потомков мемуары военного инженера. И образ Орхана — главная удача романа. Орхан простым и доступным языком описывает встающие перед ним инженерные и военные проблемы, с иронией и юмором признается в ошибках и промахах, и не скрывает, что он не самый образцовый офицер — ну а чего вы хотели, с имперской-то бюрократией инженер, который не будет врать, воровать и мухлевать, останется и без довольствия, и без припасов, и без денег на зарплаты подчиненным.

Повествование развивается динамично. Паркер не тратит времени на раскачку, и Орхан как попадает в неприятности в первой главе, так и продолжает расхлёбывать их до самых последних страниц, причем на место каждой решенной проблемы мигом встают три или четыре новых.

Возможно, роману не хватает более проработанных образов второстепенных персонажей, да и мир за пределами столичного города показан скупыми штрихами. Но эти недостатки я готов списать на издержки формата — в конце концов, перед нами мемуары военного инженера, которому нет никакого резона ни выставлять в выгодном свете кого-то ещё кроме себя, ни описывать какие-то детали мироздания за пределами его непосредственного участка ответственности.

В сухом остатке мы имеем яркий, необычный и увлекательный роман с обаятельным главным героем и изрядной долей юмора. В цикле «Осада» вышло ещё две книги, но «Шестнадцать способов» — абсолютно самостоятельная и законченная история, и в следующих частях разбираться с очередными проблемами будут уже совсем другие персонажи.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоюмористический, недоинженерный, какой-то весь неряшливый, слепленный из кривоватых кусков роман. Вместо мира просто набор имен. Персонажи в книге почти не отличимы друг от друга, кроме, конешно, недогероя-недоантигероя полковника Орхана. Да, у него серая мораль, но где-то в глубине души он хороший парень... Всё это, впрочем, меркнет на фоне антагониста, который сильнее прочего подводит произведение к превращению в фарс. Книга, очевидно, для поклонников Паркера/Холта, которые уже знают, чего ждать, а на что закрыть глаза. Если же вы ждали чего-то вроде осады гурками Дагоски, то вас ждёт жестокое разочарование. И немудреные шутеечки главного героя, нюхнувшего непарадной стороны жизни.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, прошло около пяти дней после прочтения романа. Он в голове улёгся, я обработал его с учетом послевкусия и снизил оценку с 8 до 7.

Роман очень прост и прямой как палка, незатейлив и немудрен, но в тех моментах, когда автор пытается осуществить сюжетный кульбит, это всё равно делается при помощи палки, которая, как мы помним, очень проста и пряма.

Поначалу впечатления от романа оптимистичные: пред нами предстает пример хорошего и качественного незатейливого фэнтези, где «незатейливого» не несет негативного оттенка. Сразу приходит на ум «Костяной капеллан» Питера Маклина из этой же серии. Что там, что тут роман — это такая жвачка для мозгов. С оглядкой на главного героя можно даже сказать, что фэнтези сие — харизматичное, близко к плутовскому. Главный герой очень напомнил Никомо Коску из романов Джо Аберкромби.

Крошечное отступление: да, многие рецензенты замечают прямые отсылки и к Константинополю, и к Византийской империи, и к Риму, однако, во-первых, это вообще не влияет на роман и его восприятие, во-вторых, есть желание оценить именно как самостоятельное художественное произведение. Благо, цикл «Осада» состоит из трех самостоятельных романов.

Возвращаемся к «16 способам». Да, роман харизматичен и явно по своему стилю и настроению выбивается не только из серии, но и из привычных фэнтези-работ, однако при имеющихся любопытных и относительно свежих исходных данных на выходе мы получаем простоватенькую историю с очень сказочными развитиями событий.

Здесь всё условно: у Города нет имени, АБСОЛЮТНО ВСЮ армию города перебивают во время ее рейда за пределы, Город стоит на берегу моря, но флот как-то кем-то заблокирован тупейшей отмазкой про маяк, у стен Города вражеское войско в 40 тысяч, но они не нападают и не используют свою мощь, чтобы достичь цели и нахрапом взять населенный пункт.

Вся эта нелепица выстроена ради демонстрации смекалки и гениальности главного героя — полковника инженерных войск Орхана, который строит мосты.

Интересный факт про имя «Орхан»:

Имя Орхан по происхождению является тюркским. Состоит оно из двух частей:

•персидское «оура» — крепость;

•хан – султан, правитель.

То есть, его можно прочитать как «хан войска», или полководец.

Тут нет магии и привычных фэнтези элементов, однако: если бы роман был немного честнее к реалиям, достоверности, тактике, стратегии и иным, более приземленным вещам, читалось бы гораздо спокойнее и интереснее. Ведь у нас главный герой с инженерным складом ума, он знает длины, глубины, стоимости оборудования, количества, шарит за сплавы и в какой пропорции разбавлять золото так, чтобы состряпать больше монет, у него связи, свои ходы и выходы, и это могло бы породить интересный жанр «научного фэнтези», но автор либо поленился, либо решил поломать шаблоны самым нелепым способом, и потому забил на матчасть и достоверность, если даже не сказать АДЕКВАТНОСТЬ.

Здесь есть требушеты, корабли, тут печатают книги, вообще развито производство и мануфактурное дело, но ни разу не было упоминания такой незначительной, но важной детали, как подзорная труба — это я молчу, допустим, про взрывчатые вещества. Почему важна труба? Потому что герой, став своего рода мэром города, отправляет на стены простое население, облаченное в старые доспехи, вооруженное списанными мечами, дабы создать видимости армии. И со стороны врага никто ничего и не замечает и даже ухом не поведет. Это имея факты, что вся армия вырезана.

Очень уж странная осада: войска врага то и дело подходят к городу, не атакуют, огребают и уходят — не строят что-то для осады, не делают что-то в ответ, не адаптируются к условиям; короче, ждут, когда их расфигачат из катапульт. Их предводитель совсем не считается с утраченными впустую и совершенно бездарным образом жизнями, такой-то туповатый завоеватель с манией величия, берущий количеством и бесхитростными лобовыми атаками, уверенный, что рано или поздно охватит своей империей весь мир. И, как мне думается, осаждать маленький городок, ничего не делая, это себе дороже — все-таки армию надо содержать, постоянно должны быть отработаны линии снабжения, ибо войско немалое, трава вокруг быстро придет в негодность, как и живность закончится, так что трат будет ого-го! Поэтому, если углубляться в детали, будет много вопросов, как, допустим, с миром «Убить некроманта» Макса Далина.

Странно, что при такой неэффективной и жизнезатратной системе осады города войско главного врага внутри армии не взбунтовалось и не начало возмущаться, мол, чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь нас на убой?

Кстати, остального мира как будто бы и не существует. А армия врага всемогуща, способна непонятно как перекрыть морские пути к городу, но свой основной потенциал тратит на лагерную жизнь близ стен.

Стиль повествования честный, без заигрываний, и через героя автор прям не скрывает: да, понимаю, это идиотский подход, но это моё решение, и оно сработает. Или что-то в духе «извините, я разнылся, несу чушь, отвлекся». Такие фразы приятно оживляют повествование и ритмику, но вместе с тем и прикрывают множество провалов как в художественной, так и в матчасти. Словно сама СИТУАЦИЯ автору была важнее, нежели ее ЧЕСТНОЕ решение. При этом я не скажу, что стиль или вот эта ситуация стали совсем уж минусом.

Скажем, Орхан в пылу осады гадает: а где вообще гарнизон? Черт, наверное, это моя работа теперь — вызывать его!

Или диалог, которых несколько по своему типажу, но все они показывают, как Орхан адаптируется к новой должности — владыки города:

— Могу я одолжить это? — спрашивает ГГ об уникальных материалах у архивариуса.

— Выносить любые документы из помещения строго запрещено, — пробухтел он.

— Я буду трактовать это как «да».

Лейтмотивом повторяется через роман фраза Орхана: «Я инженер. Я строю мосты». Мне особенно понравилась вот эта: «Я не солдат. Всё, над чем я когда-либо хотел одержать верх, — это несколько рек».

Иногда он в середине осады вспоминает некие архиважные вещи, о которых должен был бы подумать сразу. Что тоже придает живости и мы видим: ГГ не всегда идеальный и может что-то запамятовать.

Тем не менее, герои неглубоки, даже главный. В его активе только харизма и бойкая речь, но как такового внутреннего мира нет, если не считать клише благородного циничного подонка. Персонажи абсолютно плоские, они функционеры и двигатели сюжета, но если понимать, особенно исходя из названия, что роман про город и решение ситуации, то становится немного легче.

Антагонист вышел необычным и… Пожалуй, это одни из самых странных диалогов между антагонистом и протагонистом. Максимально… Я даже теряюсь. Ну, словно злодей напрочь лишен ума. Детские мотивы, странные заявления, отсутствие внятной позиции. Как в духе Кинговских концовок, когда оказывается, что городом просто играли дети-инопланетяне. И в этом видится не желание сломать шаблон, а некая лень автора продумать что-то посерьезнее. Такой перекос в неадекватность и иронию отбивает желание проникаться сопереживанием и вживаться в происходящее — пред тобой словно предстает комедия, фарс. Особенно на последней сотне, когда от диалога между двумя сторонами ждешь чего-то ядерного, ждешь накала, а встречаешь бредни и монологи не совсем здорового дяденьки с явными комплексами и пеленой странной преданности к… Не скажу, к кому, чтоб не спойлерить.

С позиционированием тоже странно: это не темное фэнтези, это не военное фэнтези, не героическое. Это могло бы быть классным производственным романом, но автор ушел в иронию и КУРЬЁЗЫ, молниеносные решения проблемы, которые главный герой достает из-за пазухи, словно фокусник кролика из шляпы. Не всегда должно быть именно так. Множество ключевых моментов решались в последнюю очередь без предварительной подготовки, что, я считаю, не совсем честно по отношению к читателю, которому не дали верных знаков, дабы прийти к выводу вместе с героем.

Концовка вышла скомканной и невнятной. Вернее, всё там понятно, но то, какое развитие она получила, из каких предшествующих моментов вытекла и к чему привела, предстало совсем неубедительно и нелепо, что больше похоже на слив и непонимание, куда пихать ставшего ненужным главного героя.

Из странного: мелькают в тексте и такие слова, как «доллар», «реплика» в понимании подделки, «фан-клуб», что, на мой взгляд, даже для стебного фэнтези несколько перебор не в лучшую сторону.

Однако есть юмор, и он хорош: «Когда Айхме было четырнадцать, я сказал ей, что на смертном одре ее папа взял с меня обещание позаботиться о ней. Конечно, это была ложь; на деле он сказал что-то вроде «держись подальше от моей дочери, или я оторву тебе голову». Да и никакого смертного одра не было – он истек кровью на песке под одобрительный гвалт и ор семидесяти тысяч стадионных зевак.». Или вот: «Я испортил хороший совет тем, что посмел его дать».

С итогом всё ясно: как у футуристов и постмодернистов — превалирование формы над содержанием. Оттого и оценка снижена по справедливости. Когда некий вау-эффект проходит, осадочек после анализа совсем жиденький. Это больше роман-ситуация, роман-настроение, театр одного актера.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неглубокое развлекательное чтиво. Плюсы книги — главный герой, он харизматичен, ироничен, циничен.

Все остальные персонажи пустые картонки на фоне которых полковник инженерных войск Орхан блистает, что немудрено. Понравилась отсылка на фанатов скачек древнего Константинопля.

Мир не прописан, нет ни реализма ни вообще вменяемого понимания абсурдности предлагаемого читателю. Нет понимания стратегии, логистики, политики, отношений между людьми. Произведение претендует на некий масштаб, осада многотысячные войска изощренные тактические замыслы и производство. Но это никак не прописано, потому что у автора нет ни квалификации ни понимания того, что он в действительности описывает. Все скомкано, нет ни деталей ни глубины. Массовая бойня 17 тысячного войска описана так как будто все это произошло на полянке 30 на 40 метров. И разумеется ни единого выжившего, ведь лес это именно то место которое можео полностью деблокировать ни оставив ни одного свидетеля...

Наличие пороха, который никак не влияет на тактику и технику военного дела.

Рядовой потребитель фентези литературы конечно не будет задумываться, как снабжается войско, как оно передвигается, какие политические силы и партии взаимодействуют в столице, как происходит движение кораблей и работа катапульт. Поэтому и ставят высокие балы этой несуразице.

Материализовалась армия, вырезала 17 тыс профессиональных солдат и стражников, (почему стражников?) так же легко как гопник отжимает стипендию у первокурсника. Флот который уплыл и не может вернуться, почему не может? Говорят в этом деле замешан какой то маяк, видимо флот по каким то религиозным причинам не хочет дождаться дневного времени суток и хорошей погоды, что бы отсутствие испускаемого маяком света ему не мешало. Орхан как самый умный решил проверить императора, потому что ни одному другому это в голову не пришло. Недееспособность императора старательно скрывали, кто??? Врач? Зачем ему это? Но даже если так — никто из аристократических кругов не захотел подтвердить полномочия нашего выскочки, как мы поняли сделать это несложно.

Подруга главного героя которую автор представляет как умную и проницательную заставляет делать нелепые и идиотские поступки.

И вот таких нелепиц и несуразностей крайне много. Это не позволяет считать это произведение заслуживающим серьезного внимания.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил приобщиться к творчеству Паркера (хотя он, вроде, Холт), но смотри имя на обложке. Сподвигли выставленные в сети ожидания этой книги и первые комплиментарные обзоры. Тем более издание вполне неплохой серии «Шедевры фэнтези», ну и заявлен целый цикл Осада.

Попробую описать эмоции по ходу прочтения:

Первая — приятное изумление и даже восторг от легкости действий ГГ и развития сюжета

Вторая — к середине — сюжет как поднялся на волну сюжетной легкости, так там и застыл, несомый этой волной. Эмоции поутихли, все в книге движется в очень схожей стилистике

Третья — ожидание конца уже без интереса, только чтобы все-таки перевернуть последние страницы. Поднадоело вытаскивание сюжетных кроликов из разных карманов и выпуск знакомых голубей из поношенной авторской шляпы

Немного по самой книге — Да, это именно очень узнаваемый Константинополь и Византийская империя. Главные маркеры такого (сугубо византийские):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
болельщицкие темы Синие и Зеленые — в Константинополе они именно таковыми и были в свое время, даже так и обозначались. И общая система византийской власти, о которой современные исследователи пишут как имеющей вполне развитые демократические императивы в управлении городом. Ну и активное привлечение к высшему управлению разных представителей в разное время покоренных народов
. Так сказать, ощутимый и понятный византийский эксклюзив. Другого совсем ничего не припоминается.

Сам Главный Герой, вроде как и необычен для фэнтези — полковник местных инженерно-строительных войск, но как человек, через мысли и ощущения которого мы видим развитие событий, лично у меня ГГ не вызывал радостного восторга. Так себе образчик, вполне часто встречающийся в литературе и истории вроде как случайный прохожий, на долю которого выпала великая миссия. С которой он, как бы и нехотя, но все равно справляется. Ну и мы помним что, стройбат — это же люди, которым в Советской Армии автоматы выдавали только для присяги (и это не анекдот), так что там еще то сборище талантов и проходимцев встречается. И все эти суета и действия ГГ, направленные на «защиту при осаде», изображаемые Паркером как случайные невпопад, но жутко эффективные, надоедают к середине повествования, т.к. большинство из них сводится к «утром я проснулся, а в это время вот что произошло», ну и «мы взяли и победили».

Другие персонажи, которые хоть крутятся вокруг главного героя, и по сути как раз и обеспечили защиту при осаде, особо ничем не примечательны, цепко не запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Терминатора-Лисистрата таковым не хочется и считать. Потому что он как раз и выполняет здесь миссию терминатора: неведомо откуда прийти и оперативно разобраться

В общем, чтиво нормальное, интереса заслуживает, но к Шедеврам фэнтези никогда его не отнесу

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Холта читал «Переносную дверь» (восторг, уже пару раз перечитывал, по настроению напоминает сериал «Офис» — очень неловко, неуклюже и мило, прям мимими), «Граальщиков» (недоумение — это ТОЧНО тот Холт, что написал «Дверь»? дочитать не смог), и пару рассказов. И вот «Шестнадцать способов».

Ну, это прям хорошо. Такое фэнтези с человеческим лицом — без могучей магии, быстроногих эльфов, капризных богов, древних пророчеств, избранных судьбой героев, нависшего над миром Зла.. В общем, фэнтези без признаков фэнтези, очень приятно, спасибо. Имеем мы условную Римскую Империю и огромное войско варваров, которое осадило Город, столицу и сердце Империи. А что же армия Империи? А, как бы это сказать.. Она вышла за стены города и их поубивали. Всех. Подстерегли в засаде и убили 13000 воинов. Ну, вот так. Да, так. Нет, в Городе они никого не оставили. Да, они вышли из Города все, абсолютно. В конце концов это же юмористическое фэнтези, что вы цепляетесь!

А флот? А флот уплыл. Весь. ДА, ВЕСЬ! Ну, вот так. Нет, он не может вернутся. Ну вот не может и все! Потому что.. мм.. ну, допустим, потому что враг сломал маяк. Норм? Норм.

Руководство? А сбежали все. Увидели варваров, попрыгали в последние лодки и только их и видели. Император? Хм. Император. Император, император.. О, а давай так — император уже 9 месяцев как овощ! Его разбил инсульт, когда он узнал что оба его наследника утонули. По-моему правдоподобно. Власти нет, армии нет, флота нет, оружия нет.. Оружия почему? А все оружие в отдельном городе хранилось! О как! Столица обречена.

И тут появляется наш герой, глава инженерного корпуса Орхан. На мусорных баржах проникает в притихший Город, выставляет на стену краны, лебедки, прочие всякие механизмы, которые издалека можно принять за катапульты, расставляет народ, чтобы создавали видимость армии — успевает в последний момент. Враг, призадумавшись, решает сразу не штурмовать, становится лагерем, начинается осада.

Орхан вообще мужик непростой. Бывший раб, да еще и неправильного цвета, да еще и постоянно конфликтующий с начальством, который смог дослужиться до полковника — это вам не кошка чихнула. Всех знает, со всеми работал. Бандиты, фальшивомонетчики, скупщики краденого, контрабандисты — все знают Орхана. Хочешь жить — умей вертеться. А как иначе? Не мы такие, жизнь такая. Впрочем, большинство своих преступлений и подлогов он совершает не для себя, а для инженерного корпуса. Да и просто потому, что ему нравится быть умнее и хитрее всех, быть выше бюрократии и имперских правил — это в какой то мере его протест. А уж какой он инженер! Вы вот можете построить понтонный мост через горную пропасть глубиной в 70 футов? Орхан — может!

И вот такой человек оказывается единственным в осажденном Городе, кто не готов сдаться. Нет военных машин? Ну мы инженеры, построим. Нет стройматериалов? А давайте здание Совета разберем по бревнышкам. Нет людей? Договоримся с профсоюзами. Они хотят оплаты? Будем платить из казны. Не хватает денег? А разбавим золотые гистамеоны медью, только тсс.

Орхан, без шуток, очень симпатичный персонаж. Деятельный, умный, дальновидный, хитрый — и при этом очень какой-то человечный. Считающий всех вокруг идиотами — и готовый за этих идиотов сложить голову. Ну, фигурально выражаясь. Как выясняется ближе к концу книги, он вовсе не идеален — и в прошлом у него грязные тайны есть, и в настоящем он не моргнув глазом готов положить десятки а то и сотни соратников ради своих целей, да и в будущем умирать смертью храбрых не собирается. Да, ему иногда поразительно везет, но он готов объяснить, в чем секрет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вы, наверное, догадались, как много в этом повествовании ненадежных частей.

«Уж больно этот парень хорош в своей истории – и язык у него подвешен на зависть, он умен, изворотлив как угорь, слишком владеющий ситуацией, чтобы это было достоверно, и всегда у него в рукаве какая-то хитрость и нужные слова.» Что ж, мне плевать. Это моя история, и если я хочу показаться настолько крутым, насколько это возможно, почему нет? Через сто или тысячу лет кто будет знать, как оно было на самом деле?

Ну, вы поняли. Может, он действительно понтонный мост над горной пропастью строил — кто проверит? Ну, либо переводчик что-то не так понял. Мне кажется, все таки переводчик, потому что как-то он не очень старался. Мост этот, всплывшие вдруг откуда то доллары и пенни, предложения и целые абзацы, которые я вообще не понял, настолько они криво составлены. Яма то ли за стеной, то ли перед, которую пошли чистить от камней во время штурма.. Очень неряшливый перевод. Благо, сюжет держит и на все эти «Если генерал Приск мобилизовал всю стражу, то за Городом следит сейчас только стража.» вскоре перестаешь обращать внимание.

Мне очень понравилось. Если бы не идиотская завязка был бы шедевр, но и так здорово.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман мог бы носить название «Шестнадцать способов не раскрыть тему». Начинаешь читать, и поначалу вроде бы присутствует все то, что обещалось и ожидалось: фэнтези, война, осада, приключения, ирония... Но ни одна из составляющих не доведена до такого уровня, чтобы роман можно было поставить в один ряд с творениями Сапковского, Аберкромби, Пратчетта, Мартина.

Главный герой — инженер. Хорошая идея. Но его мысли, рассуждения, объяснения, касающиеся обороны города, строительства машин и прочей деятельность на этом поприще, описаны довольно по-дилетантски, без технических деталей и подробностей, как мог бы написать человек, знающий об осадных орудиях и осадах исключительно по псевдоисторическим фильмам и книгам. Может, и не стоило тогда ставить героя во главе целого инженерного полка и постоянно твердить про его инженерные способности и опыт?

В книге вроде как происходят масштабные геополитические события — мятеж и последующая война, охватившая всю Империю. Но большая часть этих военных событий происходит где-то за кадром и объясняется довольно кратко и скупо. Не говоря уж о том, с какой невероятной стремительностью и скрытностью все происходит. Орда варваров-мятежников возникает словно из ниоткуда (полкниги персонажи голову ломают — кто они и чего хотят?) и становится сюрпризом для всех, включая многотысячную имперскую армию, которая выходит из города, попадает в засаду (волшебную, судя по результату) и благополучно гибнет вплоть до последнего человека. Уже в этот момент захотелось разбить лицо фейспалмом.

География, история, геополитика в произведении заслуживают гораздо больше внимания, чем им уделил автор. Мир не вырисовывается, не выглядит цельным, трудно представить что это за Империя такая, какие народы ее населяют, чем живут, и в каких отношениях между собой находятся.

В романе вроде как поднимается тема и проблема расизма, только повернутая с ног на голову — главный герой белокожий, а тут это люди второго сорта. Но и эта тема толком не развита и вообще непонятно зачем нужна. Да, варвары-мятежники собираются истребить имперцев, но акцент делается не столько на расовых разногласиях, сколько на детских обидах и жажде мести предводителя вражеской орды. С тем же успехом это могли быть «бедные» против «богатых».

Отношения между персонажами шаблонные и картонные, личность и характер большинства из них почти не прописаны.

Ирония, юмор, шутки тоже как бы присутствуют. Но в недостаточных объемах, чтобы назвать роман юмористическим или ироническим. Иронично, но у пресловутого Аберкромби в его темном и мрачном фэнтези иронии и черного юмора было больше, и они были более к месту. Пардон за тавтологию.

Военно-политически-техническое фэнтези автору явно не удается. Более легкомысленное иронично-юмористическое фэнтези про войнушку и осадушку — тоже получилось не таким забавным, как могло бы.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я строю мосты © Орхан

***

«16 способов защиты при осаде» – фэнтези-роман британца Дж. К. Паркера, он же Том Холт. Роман был одним из самых долгожданных в серии «ШФ». И, забегая вперёд, надо сказать, что ожидания оправдались. Но совершенно не тем образом, который ожидали ожидающие. Потому что ожидающие – идиоты. Почему идиоты? Потому что Орхан так сказал.

…Орхан – капитан инженерных войск Империи, он служит в Городе. Он – млеколицый (белый), чернь, если говорить без купюр. Да ещё и бывший раб, дослужившийся до достойного звания. Сперва Орхан видит то, что не должен был увидеть (попутно он ещё и выжил, идиот), затем он решает сделать то, что (по всем прикидкам!) делать не должен – он обороняет Город, хотя весь бомонд умыл рученьки, оставив сердце империи врагу на растерзанье. Ну, Орхан и решает спасти Город. Так, интереса ради…

Что нужно знать первым делом о «16 способах»? Во-первых, это пусть и фэнтези роман, но ни о какой магии тут нет и речи. Это чисто историческое фэнтези, которое вполне могло быть в нашем мире. Во-вторых, это самостоятельный роман из цикла «Осада». Поэтому даже если «ШФ» дропнет продолжение, читатель не сможет попенять на незаконченность. В-третьих, «16 способов» – роман специфический.

Дело в том, что перед вами – мемуары капитана инженерный войск. Со всеми вытекающими. А их тут сразу несколько. Субъективность (приём ненадёжного свидетеля), ироничность (следствие характера Орхана), сухость (о ней тоже ниже). И вот тут читателю впору задуматься – а нужно ли читать такое? Кому вообще интересно фэнтези без сочногрудых красавиц, кишечно-мозговых выплесков, некромантов, инквизиторов, чернокнижников, карты? Если вам всё это надоело (даже пусть на миг!), если хочется синглового романа – «16 способов» написаны для вас. А не для других идиотов.

Но вернёмся к нашему Орхану. Орхан – язвительный белый мужик, не особо красивый, с короткими ногами, до сочногрудных красавиц не охоч (он мосты строил, ало!), сражается он так себе, трусоват, плутоват. По всем прикидкам – так себе персонаж. Но всё же нет. Орхан – украшение романа. А вы думали – осада Города или сам город? Это вы зря, ой зря. Орхан чем-то напоминает Йорга (но меньше пафоса, больше язвительности и ироничности), Мордимера (меньше мрачности), Киллербота (малыш автостраж будет ироничнее, это точно). Отдалённо – Иса Низиньского. Но все эти сравнения условны. Он впишется в их лайн ап, не затеряется. Орхан привык мыслить по-инженерски. Ну, он же инженер. Поэтому в бой идут даже шары, которые он увидел в армии. Ну, игра в шары. Ну, вы поняли. И если Орхан где-то что-то нашёл и это можно сделать, то он сделает. Доспехи из ничего? Воду из ниоткуда? Победу из поражения? Это про него.

И не беда, что автор-идиот забыл нарисовать карту. Он же забыл раскрыть мир. Накалякал каких-то мазков, прикололся с отсылкой к Иисусу. В остальном книга идеальна. Ну, если вы не идиот. Орхан даже остался доволен количеством опечаток (бывает грешок у «ШФ»), коих всего 2 по его скромным инженерским способностям к чтению русского текста.

Что касается сухости и дискретности. Орхан нередко пускается в воспоминания, расписывая их в подробностях, при этом диалог из условного настоящего может податься в виде пересказа. Из-за этого темп повествования кажется несколько рваным. Это не минус, это и не плюс. Просто особенность. Ещё одна особенность – язык. Орхан не чурается грязных словечек, но их концентрация кажется вполне уместной. А ещё Орхан всех считает идиотами. Порой – себя.

Заключение: «16 способов защиты при осаде» – глоток свежего воздуха. Самостоятельный роман без начала и конца с уклоном в инженерию. Он априори выбивается из общего числа, что создаём вокруг него особый флёр. Инженерная же сторона обороны города выглядит интересно, принципиально нового тут ничего нет, но концентрация этих оборонных примочек – это да, это свежо. Роман подойдёт далеко не всем, очень много условных странностей и минусов. Но если вы готовы читать про осаду (уникальность) от лица харизматичного героя, то это книга для вас.

10 осад из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Традиционно герои в фэнтези все, как на подбор, сильные воины, могущественные маги, на худой конец ловкие воры-убийцы или хотя бы прозорливые политики. Трудяг инженеров там днём с огнём не найдёшь. Потому что это больше про работу, а фэнтези — про эскапизм. Но знакомые, чаще читающие в оригинале, уже давно советовали Паркера, который отлично исправлял эту несправедливость. Поэтому выхода «Шестнадцати способов защиты при осаде» я действительно ждал и не стал откладывать в долгий ящик.

Знакомьтесь, командир инженерного полка Орхан и по совместительству летописец Великой осады. Как будто этого мало, он ещё и млеколиций — плебей при местных патрициях робурах, в чьих жилах течёт голубая кровь. В прямом смысле, потому что кожа у них такого же цвета и за глаза их всех называют синешкурыми. Это, наверное, единственная фантастическая условность в романе. Хотя моё воображение рисовало робуров чернокожими, что даже более логично. Не удивлюсь, если синий цвет они приобрели на столе редактора Паркера.

Империя Робуров — весьма условная калька с Римской. Имена у них всех похожие, образ жизни, да и развитие инженерного дела с техникой тоже. Живут они соответствующе, третируют помаленьку соседние народности и почивают на лаврах. Одним из таких угнетённых и стал Орхан. Через третьи лица (ну, не патриции же будут этим заниматься?) его деревню сожгли, родителей убили, а самого продали в местный аналог рабства. Но человек с прямыми руками, сноровкой в плотницком деле и светлой голове не пропадёт нигде. Вот и Орхан всеми правдами, а куда чаще неправдами, дослужился до командира инженерного полка — весьма видной должности в империи. Живёт себе, в ус не дует, строит одни из лучших мостов, параллельно обстряпывает другие делишки и тут кому-то с менее созидательным складом ума приходит в голову завоевать Империю, поймав её практически со спущенными штанами. Орхан оказывается единственным офицером в осаждённой столице и должен без армии и ресурсов защитить её. Вернее, никому он ничего не должен, но личные мотивы никто не отменял.

Главный герой и подаренный ему Паркером стиль — настоящая жемчужина романа. Повидавший всякое Орхан излагает всё без обиняков и между тем всегда с хитрым прищуром. Его житейские мудрости и едкие замечания часто заставляют посмеяться в голос, а многие цитаты хочется записать. Только Пратчетт у меня временами вызывает подобное желания, но в отличие от витиеватого стиля Терри, Паркер подкупает именно простотой. Это разбавляется размышлениями об инженерном искусстве, устройстве столицы и Империи. Последнему уделено немного времени и в целом мир описан весьма скупо, что одновременно и плюс, и минус. Вроде объём романа не раздувается из-за пространных описаний, но цельная картинка не складывается. Зато инженерных заморочек здесь предостаточно и все играют большую роль в сюжете. Ведь Орхану предстоит выстроить защиту города из капельки удачи, вагончика хитрости и тонне грязи с ветками (вы поняли).

Осада обставлена Паркером и его ручным летописцем живо и изобретательно. Во всём считывается прогрессирующее отчаяние защитников и их истовое желание обернуть эту игру ни на жизнь, а на смерть, в свою пользу. Для этого приходится использовать не дюжую смекалку и всё, что подвернутся под руку. Но даже юмор и лёгкость в какие-то моменты отступают перед реальной жизнью, когда сам Орхан признаётся, что начинает считать человеческие жертвы просто сопутствующим ущербом. А ведь он всю книгу искренне проповедует ненасильственные методы решения проблем. К сожалению, временами автор подыгрывает защитникам и это слегка портит картину. Особенно спорной получилась часть романа, где раскрывается личность лидера захватчиков Империи. Вообще, не фанат твистов в духе «Люк, я твой отец», хотя и понимаю желание Паркера добавить ещё один план роману. К концу сюжет более или менее выравнивается и завершается на хорошей ноте, но осадочек остаётся.

По итогу оказалось — герой, который строит мосты, вышел ничуть не хуже персонажей из традиционной команды приключенцев. А где-то даже лучше и человечнее. Парадоксально, что сам роман получился чуть менее однозначным. Он необычный, с ярким стилем и не требует продолжения. Увы, то тут, то там в сюжете встречаются мелкие огрехи и подводные камни, которые портят впечатление.

UPD. Умные люди намекнули, что я зевнул в романе довольно толстую отсылку к падению Константинополя 1453 года. Там и устройство города похожее, и Орхан за стенами сидел, и ряд других параллелей имеется. Да и твист с личностью захватчика это тоже объясняет. Имейте в виду, пока я тут голову пеплом посыпаю.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня только один вопрос к старожилам сайта и вообще знатокам: Почему это стало книгой года? Неужели все остальные настолько плохи?

Я прочел за два дня, с удовольствием, но без восторга, хотя обожаю плутов в роли ГГ.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что К.Дж.Паркер — мастер фэнтези без магии, и так известно, но «Шестнадцать способов защиты при осаде» — это такой дистиллированный и чуть упрощенный Паркер, от которого не оторваться. Потерпите первые страниц пять, дальше все заиграет. Тот случай, когда ожидания того стоят. Паркер неординарен, он всегда уделяет время техническим и инженерным вопросам (создание осадных машин, планирование обороны, создание предметов, чеканка монет, строительство), его герои имеют плавающую мораль — но не злодейскую, а цинично житейскую, хотя поступки в итоге могут оказаться чудовищными. Все его конфликты необычны и фокусируются на интеллекте, а осознание полного хаоса и откровенной нелепости как войны, так и жизни, добавляет его текстам потрясающий юмор.

Эта книга, скорее, забавна, но читается влет, очень увлекательно. Сюжет такой: полковник инженерной части Орхан становится свидетелем нападения пиратов на имперский Город. Наглецы крадут и сжигают припасы для флота, и Орхан уверен, что это часть многоходовки, которую городской совет отказывается замечать. В итоге он остается главным должностным лицом во время осады Города огромным войском, из которого все сбежали. Суда застряли у испорченного маяка, под стенами строят осадные машины, а его министр снабжения — владелица баром. Похоже, Орхану придется изрядно постараться, чтобы их не уничтожили за первые несколько часов.

Остроумный, очень паркеровский роман. У других людей герой и злодей руководствовались бы большими идеями, а вот Орхан защищает империю просто потому, что может. Похожий фокус Паркер проворачивал в одном из томов «Трилогии фехтовальщика», но там гораздо более глубокая история, и я предпочитаю ее. Но, возможно, упрощение интриги как раз и сделает Паркера более доступным для читателей. Отличная книга.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот хоть убейте, люблю я военное фэнтези, хотя девочке вроде и не полагается. Но тактика и стратегия – моя слабость. На самом деле именно военного фэнтези не так и много, ведь описание логистики, длительных кампаний, маршей и прочих прелестей армейских будней читать не так интересно, как про бодрящие кровь приключения героев, эпичные сражения и воровские налеты.

Пожалуй, это и так, но всё равно вот таких книг, когда сюжет вертится именно вокруг подробных действий во время осады вплоть до копания траншей, подбора правильной формы камней и устройства катапульт – по пальцам можно пересчитать. А если это подано с юмором, то и вообще единицы.

Однако несмотря на несомненные достоинства книги, она у меня не то чтобы в лучшие года (как на фантлабе большинство проголосовало), но и даже в лучшие месяца не попала. Эх, Князь Вольдемар и Свержин с Институтом экспериментальной истории, подпортили же вы мне впечатление от хорошей вещи. Да, именно так, когда уже есть образец безупречно выстроенных стратегий и тактик по схожим вопросам, чуть менее интересная книга идет побоку.

Пожалуй, «16 способов» и могли бы встать в один ряд с поименованными, но увы, тут впридачу к отличной сюжетной канве идет совершенно не мой тип героя, дурацкий твист и слитая концовка. Вкупе же книга хотя и на голову выше большинства всего выходящего в последнее время, но на общем фоне безвозвратно проигрывает очень многим. Времени потраченного точно не жалко, однако и рекомендовать бы стала в первую очередь не ее, а Гудкайнда, Свержина и Садова.

Похвалить книгу однозначно есть за что: суховатый ироничный юмор, действительно продуманная и детально прописанная стратегия обороны одного взятого города, интересный сеттинг. Ну да и еще много чего по мелочи. Никаких особо выпяченных повесток нет, хотя вопросы дискриминации, расовой и половой, поднимаются еще как, однако всё уместно и без перегибов.

Но для меня помимо наличия более сильных произведений в этой же категории самым жирным минусом стал главный герой. Да, среди повальной моды на «неоднозначных», с серой моралью персонажей он еще ничего, не меняет стороны, искренне желает лучшего, достаточно умный и вызывает определенное сочувствие, но вот подключиться к нему у меня не получилось. Он в то же время и слишком трусоватый, вороватый и эгоистичный, чтобы тянуть на полноценного спасителя. Короче, вот вообще не затронул.

Остальные второстепенные персонажи тоже не трогают. Они либо слишком гротескные (благородный великан Нико, дикий гладиатор Лисимах и еще парочка), либо слишком одномерные (сенатор, инженер Труха), либо слишком недалекие (главы Синих и Зеленых), либо слишком эгоистичные (дочь). Про главгада вообще молчу (это что, мотивация, риали?) Редко бывает вот так, чтоб прям ни одного адекватного.

Дальше идет ужасный по бредовости твист в середине книги. До середины я, затаив дыхание, следила за развитием событий. Но потом появился главный злодей, и… это реально курам на смех. Вторую половину уже всерьез воспринимать не получалось в упор.

Ну и слитая концовка. Серьезно? Я читала целую книгу ради вот этого?

Отдельно меня возмутило поведение населения. Ок, я понимаю, паршивые овцы есть всегда и везде, но чтоб затевать такие бестолковые свары перед лицом более серьезного врага? Моя вера в разумность хотя бы половины человечества сильно пошатнулась.

Перевод тоже так себе, в глазах рябило от тавтологий и слов «были», удельный вес которых на одно предложение зашкаливал. Но сейчас хороший перевод вообще редко встретишь, уже вроде как про плохой и говорить не надо – он подразумевается.

В общем, на 4* из 5* пожалуй всё же тянет, плюсы перевешивают, но печально, что я не смогла проникнуться историей так, как она того заслуживает. Идея и до определенного момента воплощение – отличные, молодец, автор. Но не дотянул, эх, не дотянул.

«Существует пятнадцать способов защиты при осаде города. ... Но в книгах не говорится, что есть шестнадцатый способ. Вы можете использовать его, когда у вас ничего нет: ни вещей, ни людей, ни командиров. Способ из разряда «даже не пытайтесь повторить это в реальных осадных условиях». Отлично, подумал я. Давайте попробуем».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх