fantlab ru

Дэвид Зинделл «Реквием по Homo Sapiens»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
151
Моя оценка:
-

подробнее

Реквием по Homo Sapiens

A Requiem for Homo Sapiens

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Перед вами — «Реквием по Homo Sapiens». Грандиозная, увлекательная и поразительно поэтичная «опера» — однако опера не космическая, но — «космологическая».

Слушайте. Слушайте...

Слушайте надменную, гордую, чеканную сагу Будущего...

Будущего, когда наша Земля обратилась в давно полузабытый миф — правду о коем знают лишь немногие, состоящие в почти рыцарском ордене Космических Пилотов. Будущего великого города Невернеса — и заселившей Вселенную Старшей Расе Эльдрии, исчезнувшей и оставившей за собою бесчисленные загадки...

Примечание:

Формально “Реквием по Homo Sapiens” (“A Requiem for Homo Sapiens”) является трилогией и включает в себя романы “Сломанный бог” (“The Broken God”) (1993), Экстр (“The Wild”) (1995) и “Война в небесах” (“War in Heaven”) (1998).

Однако действие повести “Шанидар” (“Shanidar”) (1985) и романа “Хранитель времени” (“Neverness”) (1988) происходит в том же мире, что и в романах трилогии, а герои из “Шанидара” и “Хранителя времени” неоднократно упоминаются в последующих произведениях.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.89 (175)
-
13 отз.
7.73 (384)
-
27 отз.
8.00 (220)
-
12 отз.
8.12 (176)
-
4 отз.
8.27 (157)
-
5 отз.
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Хранитель Времени
2001 г.
Сломанный бог
2002 г.
Война в небесах
2003 г.
Экстр
2003 г.
Невернесс
2021 г.

Периодика:

Если № 5, май 1996
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Реквием по Homo Sapiens. Том 1
2014 г.
Реквием по Homo Sapiens. Том 2
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Terry Carr's Best Science Fiction of the Year #15
1986 г.
(английский)
Best SF of the Year 15
1986 г.
(английский)
Best SF of the Year 15
1986 г.
(английский)
Neverness
1989 г.
(английский)
The Broken God
1995 г.
(английский)
The Wild
1996 г.
(английский)
The Broken God
1998 г.
(английский)
War in Heaven
1998 г.
(английский)
Future on Ice
1998 г.
(английский)
Neverness
2008 г.
(английский)
War in Heaven
2010 г.
(английский)
The Wild
2011 г.
(английский)
Shanidar and Other Stories
2020 г.
(английский)
The Remembrancer’s Tale
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что получится если взять и смешать математику, антропологию и религию? А получится удивительная, неповторимая сага, коктейль, не имеющий аналогов в мировой фантастике (тьфу, банальщина, но по-другому не скажешь). Но главное достоиство цикла не в уникальности и сложности Вселенной созданной фантазией Дэвида Зинделла. Сильные, яркие персонажи — вот что приковывает к страницам, не давая оторваться (несмотря на тягучесть повествования и несколько чрезмерную пафосность слога). История Данло, ищущего Халлу и прошедшего на этом пути такое количество испытаний, что любого другого давно бы стерло в порошок, развитие его противовстояния с Хануманом — пробирает до дрожи, не оставляя не малейшей возможности остаться равнодушным. Погружение настолько абсолютное, а сопереживание такое сильное, что я периодически ловил себя на том что в процессе чтения сжимаю книгу так, что белеют костяшки пальцев.

В общем читайте «...надменную, гордую, чеканную сагу Будущего...» — передать в паре абзацев всю глубину, сложность и красоту этой саги просто невозможно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое глубины затрагиваемых морально-этических и психологических проблем я не видел ни в одной книге фантастики, до селе мною увиденных. Может быть еще увижу, но до того момента «Реквием по Хомо Сапиенс» останется для меня если не настольным циклом, то циклом, который я буду из раза в раз перелистывать, чтобы понять и услышать те голоса своей души, что заключены в главах этих книг.

А Данло ви Соли Рингесс, личность поистине сильная, гармоничная, — ИМХО, самый романтичный персонаж не только романа. И именно Данло поразил меня больше всего, он стал одним из моих любимейших героев фантастики.

«Реквием по Хомо Сапиенс» — это песнь мира, песнь о шайда-мире, идущего к Халле.

10 баллов. Только столько. Если было бы возможность поставить больше, поставил бы, не колеблясь. :shuffle:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот как можно классифицировать этот цикл, как «мягкую НФ»? А вдруг человек на сайте ищет подобный микс из космооперы и бешеной математической подосновы. Ну и где он будет его искать? В гуманитарной НФ? Точно не станет.

Цикл просто потрясающий. И пусть говорят, что первый роман крут, а остальные так себе. Нельзя рассматривать их отдельно, нельзя! Однозначно 10 из 10.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то дочитан цикл, который по праву можно назвать одним из столпов Фантастики с большой буквы; неподражаемой классики, которую, как говорится, знать надо.

Для начала в целом. Цикл, состоящий из четырех романов и одного рассказа под общим названием «Реквием по Человеку (Разумному)» авторства Дэвида Зинделла можно отнести к мифо-поэтическому галактическому эпосу, где главные герои живут в мире далекого будущего Человечества, которое расселилось почти по всей Галактике, в которой обнаружило много тайн, загадок, вопросов, пришельцев и Богов. В этом мире Человечество стало настолько масштабно, что потеряло само себя, хотя главные цели своего бытия так и остались достоянием всех людей и постлюдей — поиск смысла жизни, бессмертия, устранение боли и создание лучшего мира.

И вся эта многогранная картина с значительными элементами философии, религии, интересным языком необычайно точно и красиво подана читателю в виде перевода. Все нюансы, как по мне, сохранены с поразительной точностью, герои такие же живые, а сюжет все с тем же оттенком легендариума.

Переходя к более подробному изложению впечатления от прочтения невозможно не заметить и минусов. Как по мне, циклу не хватило еще большей масштабности, которую Зинделл вполне был способен привнести в свое творение. Заметен так же контраст «Хранителя...» с основной трилогией, хотя и связь вроде бы вполне прочная между этими частями, да и что в этих произведениях, что и в рассказе «Шанидар», использована схема сюжета и отношений главных героев «отец-сын». Не думаю, что это плохо, но, тем не менее... Так же не совсем порадовала концовка финального романа, точнее ее сюжетный сегмент, связанный с упомянутым выше родственным конструктом.

Вообще, «Реквием...» можно поделить на три части по духу описания. Первая, конечно, вступительный рассказ «Шанидар». Очень эмоциональный, красивый, он представляет собой зарисовку мира будущей саги, где есть могучий Орден, прекрасный город, в котором не может быть нуждающихся, по имени Невернесс (прямо какое-то общество Золотого века и полными свободами личностей), благоденствующее общество Цивилизованных миров, но этот же рассказ и некая философская притча, извиняюсь за логическую тавтологию. Далее идет роман «Хранитель Времени», открывающий мир «Реквиема...» со всеми его подробностями, тайнами, вопросами, Богами, Пилотами, Старшей Эддой, красивым повествованием с вставками цитат (обожаю подобный стиль), а так же с главным героем, который, по сути, является обычным человеком, на которого возложили слишком многое, оставив в нем обычные человеческие страхи, желания и пороки, из-за чего он мне и не очень понравился. Да и ответы, данные в этом же произведении на поставленные там вопросы слишком быстры и поданы не так, как хотелось бы. Зато грядущая трилогия, пусть и сильно растянутая, сохраняя все плюсы прошлого романа, главным из которых был стиль, добавляя более колоритного, а то и колоритных, персонажей, религиозно-философскую тематику с уклоном на первую часть данного слова, интересный сюжет и более детально проработанный мир, прекрасно формирует данный, не побоюсь этого слова, эпос, более-менее логично его заканчивая.

Если внимательно приглядеться к этой самой трилогии, то можно увидеть описание противостояния двух вер, двух религий, одна из которых логично вытекает в другую. Думаю, читатель явно сможет заметить противостояние иудаизма и христианства, или католичества и протестанства, поданного под соусом научности но все с тем же мистико-философским содержанием. Очень интересно было наблюдать за этим конфликтом ортодоксов и реформаторов, в каждом из которых можно узреть признаки и черты христианства, хотя те не имеют к его сути и положениям ничего общего, а сами христиане, как мелкая секта, в произведениях встречаются.

Так что с этим циклом знакомиться надо. Истинный must read, одним из немногих минусов которого является, лично по моему мнению, недостаточная масштабность действий, несколько мало, черт, экшна... пусть и говорим мы всего лишь о философско-религиозном эпосе.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не слишком люблю оценивать произведения, тем более циклы на низкий бал. По мне лучше промолчать... Однако Реквием по Homo Sapiens вполне заслуживает высокую оценку.

Я пытался «скраировать» на протяжении всех книг эпопеи, но у меня это не вышло. Красиво придумано, красиво рассказано. Всем советую!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В литературном плане все произведения цикла ИМХО большой ценности не несут. Но вот ИДЕИ г-на Зинделла просто внушают трепет, по этой части он просто монстр. Как вам например мысль о том что вся материя в сущности своей состоит из застывшего во времени сознания. И абсолютно всё движение во Вселенной есть по сути своей процесс мышления некоего непостижимого Бога.

Ну не красиво ли?:glasses:

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это довольно редкий представитель жанра научной фантастики, впитавший в себя сразу несколько научных дисциплин, напрямую с фантастикой не связанных. Религия и её влияние на развитие общества, особенно такого, где давно перешагнули проблему преодоления пространства и времени, как они могут вместе сосуществовать. Вообще, тема религии и религиозных культов, будет одной из самых важных, на чем будет строиться и сюжет, и поведение главных героев. Автор по ходу повествования ставит десятки вопросов, которые имеют отношение и к нашей жизни, поднимает сложные и проблемные темы. Стоит отметить, что многословие писателя компенсируется глубоким смыслом написанного и вполне может стать для кого-то предметом пристального изучения.

Фантастика Дэвида Зинделла довольно своеобразна, на страницах его книг вполне легко уживаются и представители иных цивилизаций, и разбросанные по вселенной потомки жителей Земли, но есть и исключения, которые не вписываются в общую концепцию. Племена неандертальцев живущих по соседству со сверхразвитой цивилизацией, имеющие собственную культуру, вероисповедание, не знающие о существовании «старших братьев» и прекрасно ладящих с природой. Как это ни странно, но именно племена алалоев будут играть важную роль, по крайней мере, в первой части цикла. Внимание, потраченное на них можно по-разному воспринимать. Для кого-то это станет интересным приключением в мир древности, так сильно отличающийся от всего ранее известного. Кому-то будет не очень интересно читать об их жизни и узнавать чем они занимаются в обычном мире.

Отдельно стоит сказать о персонажах. Главный герой всех частей цикла будет один. Автор удивительным образом вызывает у читателя весь спектр эмоций к нему: ненависть, презрение, уважение, обожание и потом опять по новому кругу. Не стоит думать, что героев будет мало. Совсем наоборот, в цикле задействованы сотни персонажей, самых разных и по-разному представленных. К сожалению, практически не уделено внимания представителям инопланетных рас, информации о них очень мало и они выглядят скорее фоном, чем реальными участниками событий.

Можно ли назвать данный цикл масштабным? Однозначно, да. Перед читателями развернётся картина покорения вселенной, охватившая тысячи планет и миров, населенная триллионами людей и неизвестным количеством представителей иных цивилизаций. Размах происходящего по-настоящему фантастический и выглядит невероятно мощно.

Рекомендовать этот цикл к прочтению довольно сложно. Конечно, поклонники жанра должны не пропускать подобные серии, тем более, что подобрать что-то похожее тяжело. Однако, общая подача, местами сухая и скучная, многословная и затянутая, с массой не нужных подробностей, может легко оттолкнуть. Для меня, данный цикл один из самых сложных в прочтении и понимании.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл. Не все книги цикла, однако, для меня одинаково хороши, наиболее сильное эмоциональное воздействие оказали первый и последний романы. Первый роман — отличное начало саги, но хорош и сам по себе. Для меня он ценен своим психологизмом, интересными описаниями мира и мультиплекса, эмоциональным шквалом событий. Особо я ценю удивительную сбалансированность вызываемых эмоций и используемых автором для этого средств. Радует, что у автора есть чувство меры. Второй роман неплох, но, на мой взгляд, уступает первому. Завязка основной сюжетной линии интересна, эмоциональность книги осталась на месте, но...значительно выросло количество лишних сцен; сцен, которые кажутся инородными телами. Третья книга интересна с точки зрения более глубокого познания мира, нарисованного автором, но порой при прочтении всплывало ощущение «дежавю» (ассоциации с первым романом), эмоциональный накал словно сбили, хотя по части выдержанности книга и стала лучше. И наконец, финал. Финал понравился очень, он настоящий, сильный, с неожиданными поворотами сюжета. Порой — эмоционально болезненный, что замечательно. Сильная вещь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом остался доволен циклом, Шанидар оценил не очень высоко поначалу, Хранитель времени весьма понравился, и Шанидар стал лучше восприниматься сразу :) А следующие книги понравились уже меньше. Очень много вопросов подымается интересных, есть о чем подумать, вместе с тем ближе к концу возникали вопросы о здравомыслии ГГ, но такая претензия у меня к множеству романов. В целом если готовы читать что-то где не очень много действия, однако есть интересные концепции — стоит читать. Мир необычен, но весьма условен. Чем-то напомнило по ощущениям Книгу Нового Солнца, больше ничего похожего по атмосфере не вспомнилось.

В отзывах описано про что цикл, но кратко напишу еще раз.

Далекое будущее, Триллионы людей во Вселенной, есть немножко иных видов. Общество странное, сами себя ограничили в технологиях, но есть те, кто этого не сделали и изменились как вид. Начинают гаснуть звезды, надо разобраццо в чем дело. ГГ в первой ниге пилот, летит и узнает в чем дело, заодно понимает как стать богом. Следующие книги ГГ его сын, там все странно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще ни одно произведение не занимало у меня столько времени. И не вызывало таких противоречивых эмоций — с одной стороны увлекательно и довольно необычно. С другой стороны многие мотивы и эмоции ГГ, особенно Данло казались чуждыми и непонятными. Этот принцип ахимсы ставил ГГ в такие ситуации, что он чудом(?) из них выходил живым. Но в конце концов он таки придушил своего оппонента :-) И еще технофобия и «благородные дикари» Но сколько интересных моментов — математика как ключ к вселенной, «боги» из компьютеров. Много всего... В общем любителям НФ книгу прочитать стоит — каждый увидит свое.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная сага. Очень понравилось,жалею что не прочитал последнюю книгу. Надеюсь, скоро это упущение исправить

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

В оригинале первая книга называется «Neverness» (это столица планеты Ледопад), и вряд ли название было заменено по причине того, что переводчик его не осилил — специалиста уровня Виленской подозревать в этом глупо. Так что — загадка. Вариант «Невозможный город» на мой вкус, звучал бы лучше, чем нынешний.

Мир «Реквиема по Хомо сапиенс» (кстати, это внутренний документ вселенной, нечто вроде кодекса, составленного Хорти Хостхохом, основателем Ордена мистических математиков, для своих последователей) в первой половине цикла прописан красочно и убедительно. Странный, но в целом симпатичный гибрид посткиберпанка с теократическим феодализмом.

Ощущается могучее системообразующее воздействие «Дюны» (с тем исключением, что структура Людского Космоса у Зинделла скорее соответствует эпохе Рассеяния Херберта) и «Левой руки тьмы» (планета Ордена представляет собой мир с крайне низким уровнем плодородности и комфортности, там почти постоянно господствует зима).

Американский вариант английского языка, для разнообразия, считается вымершим.

Вопреки тому, что сказано в аннотации от АСТ, математики-пилоты Ордена не ведут поисков Первоначальной планеты. Напротив, от Земли им велено держаться подальше. Не совсем понятно, что случилось с родиной человечества, но понятие Век Холокоста как бы намекает. Как и у Херберта, для многих современных профессий придуманы причудливо измененные эквиваленты, многие вовсе упразднены, а некоторым в современном обществе нет аналога. Следование Фрэнку повсеместно, но ненавязчиво. Есть тут свои лицеделы (слель-мимы), технологические мудрецы (агатангелы), экуменическая религия (архитектура Вселенской Кибернетической Церкви)... Однако черты, за которой альтернативная трактовка плодотворных тем перешла бы в подражание, Зинделл не переступает. Отдельная благодарность автору за воинов-поэтов и хайку Калинды Цветочной.

Самый смак книг — путешествия по гиперпространству. Они совершаются не нажатием красной кнопки под грохот антикрыльев, а через посредство сурового матана. Сознание пилота пребывает в некоем слиянии с платоновским миром идей, откуда черпает информацию о доступных маршрутах. Идея опять же не новая, разве что гильдиерам Херберта нужен был еще и план. Однако Зинделл гораздо подробнее останавливается на математической стороне вопроса. Сделано это очень красиво, при чтении полезно запустить в математической игрушке типа Mathcad несколько порождающих систем фрактальных аттракторов и полюбоваться на результаты. Нелишне будет также ознакомиться с трудами Кантора и Гильберта, хотя бы в объеме статей из советской Математической энциклопедии о пяти томах...

Если не ошибаюсь, Зинделлом сделана здесь единственная попытка использовать шумеро-аккадский миф о Гильгамеше в сюжете НФ-космооперы. Довольно удачная, хотя отождествить этого персонажа удается уже в первой трети первой книги. Но все равно — не Агасфером единым. Who wants to live forever?

Теперь перейдем к минусам.

Общее настроение книг — первобытно-технофобское. В прямом смысле слова, действие рассказа-приквела и первого романа разворачивается в основном среди племени ретронеандертальцев. Thou shalt not build a Machine who'd simulate human brain perfectly.

Инопланетян мало, и они ужасно картонные. White Man's Burden во всей красе. Спасибо, впрочем, и на том, что они вообще есть. У Херберта и Азимова пустую Галактику заселяли люди и иногда роботы.

Анатомические подробности половой жизни главных персонажей, от Рингессов до варваров-деваки, неаппетитны и откровенно избыточны. Ни за что не поверю, что представители постсингулярной цивилизации не в состоянии были отобрать пробы генетического материала у варваров так, чтоб жизнь исследователей не подвергалась опасности. Способ сбора дикарской спермы в маточные кольца вообще уронил под стол.

Кришнаитско-ньюэйджевый дурман. В первой книге он уже есть, хотя он и не столь мутен и удушающ, как в последующих книгах цикла. Тем не менее хаотическая смесь всех известных мировых религий и сектантских вероучений напрягает и в первом романе. Стоило бы выбрать одну-две, максимум полдюжины основных идеологических платформ. Была бы уместна даже не модель Дюны, а скорее схема конфликта Эколого-Технократической Коалиции и Ревенантов Пророка из вселенной Parafaith War Модезитта.

Юный герой Мэллори Рингесс, плененный мечтой доказать Великую Теорему, довольно бодро идет к успеху, преодолевая сопротивление злокозненного авторитета-отца, выбравшего темную сторону Силы. Очень свежо и неизбито. Разница с Лукасом в том, что авторитет, оказывается, не столь закоснел в своих заблуждениях, как Вейдер.

Боги. Вернее сказать, не боги в традиционном смысле этого слова, поскольку большинство их сотворено программистами, а Ultralords of the Universe. Тысячи их. A God Am I. *HA.HA.HA.*

В разделах, живописующих перспективы человечества после того, как оно откроет в себе наследие инопланетной сверхцивилизации, стиль чрезмерно дидактичен и вычурен. Грань разумного превзойдена.

Однако по сравнению с сиквелами — шедевр изящной словесности (исключая только боевые сцены «Войны в небесах»).

Вердикт: цикл очень неплохой, достаточно изящный, но ни в коем случае не кандидат в Зал славы НФ. Собственно, отсутствие всяких премий и очень малое число оценок на профильных ресурсах тому доказательствами. В каком-то смысле это действительно реквием. Только не по хомо сапиенс, а по космооперам Золотого века. Дальше будет новый век и новые сюжеты. Анархо-либертарианская утопия, например.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно признаюсь — не понравилось... Очень не понравилось... Настолько, что «Сломанный бог» был просмотрен по диагонали уже после полусотни прочитанных страниц. «Экстр» и «Война в небесах» дались с трудом, с пропусками целых страниц текста...

Почему «реквием»? Читаемая мною сейчас «Дисфункция реальности» Гамильтона куда больше достойна этого эпитета.

Пожалуй, единственное, что действительно достойно внимания и уважения — согласен с уважаемым FixedGrin — это математические принципы навигации в гиперпространстве! Но, боюсь, что это единственное, на что стоит обратить внимание во всей тетралогии :(

В целом, несмотря на тяжелый перевод, многословность и чрезмерную натуралистичность (порой опускающуюся до «грязности») физиологических подробностей, цикл вполне может найти своего читателя и почитателя, о чем свидетельствуют высокие оценки.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощная вещь. Прекрасный язык, хорошо сделанный сюжет. А насчет идей автора... Знаете, читал как-то ченнелинг от Архангела Михаила Селии Фенн. Там была похожая мысль: весь наш мир — суть голограмма, которая меняется каждое мгновение, как бы выдыхаемое Единым Богом.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх