fantlab ru

Пол Андерсон «Легко ли быть царём»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
1230
Моя оценка:
-

подробнее

Легко ли быть царём

Brave to Be a King

Другие названия: Быть царём

Рассказ, год; цикл «Патруль времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 203
Аннотация:

Путешествия во времени стали реальностью. Агенты некой секретной службы путешествуют в прошлое, чтобы лучше изучить историю, исправить исторические ошибки и несправедливости. Но однажды агент, отправившийся в Персию времён царя Кира, не возвращается из экспедиции в срок. Главный герой, друг пропавшего человека, отправляется на его поиски...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Под названием «Быть царем» печатался в журнале «Звезда» №8 за 1981 год.


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, August 1959», 1959 г.

— сборник «Патруль времени», 1960 г.

— журнал «Звезда № 8 1981», 1981 г.

— антологию «Патруль времени», 1985 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— сборник «Патруль Времени», 1991 г.

— антологию «Садок для рептилий. Часть II», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.

— антологию «Золотое время», 2006 г.


Похожие произведения:

 

 


Патруль времени
1985 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Садок для рептилий. Часть II
1991 г.
Сатанинские игры
1991 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Короли ночи
1993 г.
Коридоры времени
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1993 г.
Патруль времени
1995 г.
Патрульный времени
1995 г.
Патруль времени
1999 г.
Что было бы, если...
2004 г.
Что было бы, если…
2004 г.
Патруль Времени
2004 г.
Золотое время
2006 г.
Патруль Времени
2008 г.
Патруль Времени. Щит Времени
2009 г.
Патруль Времени
2010 г.
Патруль Времени
2015 г.
Патруль Времени
2018 г.
Патруль времени
2018 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, August 1959
1959 г.
(английский)
Звезда № 8 1981
1981 г.

Самиздат и фэнзины:

Миры Пола Андерсона. Том 23
2018 г.
Патруль Времени
2021 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Патруль времени
2004 г.
Быть царем
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Guardians of Time
1960 г.
(английский)
Guardians of Time
1972 г.
(английский)
I guardiani del Tempo
1977 г.
(итальянский)
The Time Patrol
1991 г.
(английский)
Stráž času
1997 г.
(чешский)
Патруль часу
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкая и и занятная повесть, в которой Пол Андерсон продолжает продвигать идеи «эластичного Времени». персидский царь Кир всё-же погиб в детстве, как ему и было уготовано дедушкой Астиагом? Не беда, всемогущее Время ставит на его место простого парня из Патруля, который вынужден теперь бороться за расширение Великой Персии, и становится владыкой мира за него. Конечно, доблестный Мэнс Эверард найдёт выход, чтобы вытащить товарища из этой временной петли, и заодно спасти столь значимую для истории Персидскую империю. Здесь уже всё более логично и гладко, Андерсон старается держать свою бойкую фантазию в узде, и не создавать винегрет, что идёт рассказу только на пользу.

...А ведь Киту Денисону понравилось быть Киром! Жизнь владыки тысяч, благородного (вроде бы) завоевателя и бойца, живого полубога... За полтора десятка лет он замечательно врос в эту эпоху, стал здесь своим и нужным. А вот вернулся он в своё время — и что? Кто он теперь, обычный патрульный? Да уж... И зачем ему женщина, которую он едва помнит? Как он будет с ней, если у него в Персии была любимая супруга? Да уж...

И всё же непонятно: почему Эверард не мог перенестись в самое начало истории Кита, и провернуть ту же самую операцию, когда он был намного моложе, и не так укоренён?

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Патруль времени» автора является едва ли не лучшим из произведений на тему, и этот рассказ, на мой взгляд, квинтэссенция цикла.

«Быть царём» при кажущейся простоте и линейности — очень глубокое произведение.

Проблема выбора, принцип наименьшего из зол, отношение человека к человеку, ответственность перед историей, любовь и долг...

Всё это читатель найдёт в произведении, проживёт вместе с главным героем и оценит по достоинству.

Браво автору!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот этот рассказ уже на голову лучше предыдущего.

Тут есть и интересный сюжет, и какая-никакая проработка персонажей. Да, современные авторы растянули бы его страниц на 300 минимум, но перед нами произведение тех лет, когда писали совершенно иначе — суше, небрежнее, что ли. Вроде бы и описания природы, и предметы быта есть, но происходит все очень быстро, однако для того, кто привычен к фантастике старой школы это приемлемо и вовсе не страшно. Увы, глубокой психологии тут нет, но есть очень интересно поставленные вопросы, есть задача, которую нужно решить и есть несколько спонтанное, но, черт с ним, вполне сносное решение. На самом деле размышления о том, как выбраться из представленной передряги очень интересны, рассматриваемые варианты грешат недостатками, а бросать друга в беде подло. И друг этот, вроде бы и смирившийся с судьбой, при виде старого знакомца с новой силой хочет домой, и порывы его очень человечны. Я искренне сопереживал ему и был приятно удивлен, как все-таки в скромном на первый взгляд рассказе удалось достичь такой глубины.

Иду дальше...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан красиво, читается легко и приятно. Всё же Андерсон не зря один из самых знаменитых писателей. Это образец приятного чтива на один раз с которым хорошо убить время не напрягая мозги. На этом, по моему, положительные стороны рассказа и заканчиваются.

Начнём с того, что большинство произведений про путешественников во времени мне не очень нравятся, из-за того, что в основе этого жанра лежит непротиворечащая морали уловка, позволяющая перенести главного героя в мир своего рода «недочеловеков», где на фоне их недоразвитости даже самый обычный человек легко становится суперменом. Эдакий способ создать супер-героя наоборот — не поднять героя над обществом, а опустить общество, чтобы любой на этом фоне выглядел героем. Ведь герои почти всегда отправляются либо в прошлое, где благодаря своим знаниям и технике из будущего становятся сверх-людьми либо в будущее, разрушенное какой нибудь катастрофой, где они, опять же, изначально имеют преимущество над деградировавшими современниками. По моему это как-то некрасиво. Жаль что немногие замечают этот нюанс.

Вторая проблема с путешествиями во времени в целом это то, что авторы не напрягаются при написании логики сюжета и соответственно практически все произведения на эту тему страдают гигантскими сюжетными дырами. Самой частой из которых является возможность совершить ещё одно путешествие во времени и решить все проблемы в зародыше. Например в этом рассказе ГГ мог отправиться в любой момент времени до описываемых событий и убедить своего друга не путешествовать туда откуда его потом пришлось спасать. Но очевидно тогда бы писать было не о чем.

А теперь о самом рассказе.

Он начинается с нудного и затянутого штампа: В прошлом парень знакомит свою девушку со своим другом, потом она уходит от него к другу, они влюбляются, женятся, а парень остаётся страдать на многие годы так как не может её разлюбить. И однажды она прибегает к нему вся в слезах и молит его на коленях спасти её возлюбленного так как больше никто не может помочь и только на него одна надежда. А он страдает но не подаёт вида, а она как-бы не понимает какие страдания она причиняет ему, но он такой благородный, что скрепя сердце отправляется спасать своего друга, чтобы вернуть его возлюбленной и таким образом потерять её навсегда. А её ум занят своими проблемами и она ничего этого не понимает, но вдруг в последний момент она догадывается обо всём и такая: «Обожемой! Какой ты благородный. Ой я такая неблагодарная, ой я тебя не стою, ой я буду вечно тебе благодарна, мы будем каждый день перед сном молить о тебе бога только спаси моего милого.» Эти сопли с сахаром, описанные в мельчайших деталях, в лучших традициях мыльных опер серьёзно раздражают.

Дальше начинается экшн в худших традициях «попаданской» литературы. ГГ высаживается из машины времени рядом со столицей местного царства, едет прямо к королевскому дворцу, заявляет стражнику что он странствующий сказитель, ищет свободные уши и щедрый кошелёк, и его тут же ведут к царю, который сразу же бросается с ним целоваться и дискутировать на самые щекотливые местные политические темы. Дальше идёт вольный пересказ учебника истории. Дальше ГГ увозят к начальнику личной охраны самого главного царя, где ГГ устраивает махач на мечах в котором, конечно же, курящий, пьющий и живущий расслабленной жизнью 20-го века человек раскидывает супер-элитарных бойцов личной охраны царя Персии — одной из самых мощных держав своей эпохи.

Степень абсурда легко понять если перенести это действие в современный мир. К апартаментами премьер-министра Канады подъезжает какой-то чувак, подходит к охраннику и говорит «я тут прикольные шоу устраиваю, знаешь кого нибудь кто хочет посмотреть?», а тот ему «конечно, пошли к премьеру». Заходят, а премьер бежит им навстречу с криком «О! Шоумен пожаловал, заходи дорогой, гостем будешь». Они садятся и начинают обсуждать подковёрные игры и тёмные углы международной политики Канады. А с утра прилетает вертолёт, набитый спецназом из США, и ведёт ГГ к начальнику ЦРУ, где ГГ устраивает мордобой раскидывая спецназовцев по углам пока в кабинет не заходит Трамп.

Чувство любви к девушке обоих друзей превосходит все возможные пределы. Один годами страдает от любви к женщине, которая уже замуж успела выйти, другой бросает жену, троих детей, империю где он имел неограниченную власть, вообще всё что его окружало 14 лет ради женщины с которой он прожил вместе несколько месяцев. Это выглядит мягко говоря не правдоподобно. А будет ли он ей вообще интересен постаревшим на 14 лет и с императорскими замашками? В реальном мире скорее всего они разбегутся через месяц скандалов.

Ещё удивляет степень незакомплексованности членов этого «патруля времени». Один не видит ничего зазорного в том чтобы трахнуть малолетнюю рабыню, которая явно не добровольно отдаётся, то есть по сути изнасиловать ребёнка, другой в том чтобы завладеть самой мощной на планете империей раз, уж случай подвернулся. С таким уровнем морали я вообще не понимаю почему они до сих пор все не стали абсолютными тиранами каждый в своём времени.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет захватывает, ты полностью окунаешься в проблемы героев, гадая, как им удастся выкрутиться, если получится вообще! Конфликт интересов, когда хочется, чтоб и волки сыты и овцы целы. А «царю», действительно, можно посочувствовать: сможет ли он жить как раньше спустя столько лет?

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Патруль времени», как ни крути, все-таки цикл произведений развлекательного толка. У Пола Андерсона научные жаргонизмы, если можно так выразиться, используются для придания веса, значимости и антуража. Любители поизучать полные теоретические обоснования с выкладками, пораспутывать временные петли и поломать голову над отслеживанием парадоксов, скорее всего, сочтут, что автор-де вот тут не прав, а вот здесь нелогичен. Истории больше с упором на приключения без излишнего героизма-драматизма.

«Быть царем» — вторая серия из жизни патрульных. За общие рамки цикла рассказ не выбивается, ровный, довольно предсказуемый, ничего особенного... За исключением одного — концовки. Зацепила: сильная, грустная... точка, и ничего не изменить.

Вот ведь заковыка! Тяжела жизнь патрульных: следуй законам и правилам Патруля, жертвуя самым дорогим. А ведь они люди, а не бронированные супермены с каменными сердцами. Что стоит за финальным выбором Кита Денисона, одного из главных героев? Тоска по родному времени или чувство долга? Каково жить дальше, уничтожив треть прожитых лет... Что считать домом, семьей, своим местом в истории...

Не ожидала такого психологизма от подобного рассказа. Писатель завлекает если не научной составляющей путешествий во времени, то захватывающими приключениями, взаимоотношениями героев. Такого рода рассказы заслуживают прочтения своей краткостью, легкостью, увлекательностью и возможностью побывать «в шкуре» патрульных-хронопрыгунов.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку наша цивилизация наследница древних греков, то и на персов мы смотрим их глазами — кровожадные злодеи, мечтающие уничтожить любое проявление свободолюбия. То что Андерсон сделал главного героя (после Мэнса конечно) персом само по себе нетривиально.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести больше истории, чем фантастики. Очень интересно, нет ненужных технических описаний перемещений во времени, а больше развлекательного чтения. Понравилась концовка и поздние сожаления по поводу утраченных больших возможностей героя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ намного лучше предыдущего. Прежде всего, я думаю тем, что основное действие сосредоточено в одной локации/одном времени/одной территории. Нет здесь судорожных метаний туда-сюда. Еще очень понравилось описание исторической эпохи. Даже не ожидал я от Андерсона такого. Ну и любовная линия, показана так как надо. Без лишних соплей

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучшая повесть цикла. Терзания героя ясны и близки читателю, он легко вживается в образ патрульного в шкуре царя, он сопереживает другому патрульному, вызвавшемуся помочь своему не совсем другу, он немного удивлен по прочтении повести, что второстепенному персонажу сопереживаешь больше, чем главному герою, да и главный герой предстает здесь не столько бравым воякой и рыцарем без страха и упрека, сколько живым человеком со своими терзаниями.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ сильнее предыдущего. Я бы сказала более объемный по смысловой нагрузке. И герои в итоге получаются на такими уж однозначным. Непонятно только почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нельзя было Кита забрать молодым в момент его прибытия в прошлое, а затем провернуть все то, что они сделали.
.

И, конечно же, остается открытым вопрос: насколько захотел бы человек после стольких лет вернуться в жизнь с мало знакомой женщиной, в тесную квартирку и пр. А главное, опять стать мелким шпунтиком огромной машины, когда ты сам был двигателем.

В любом случае, возникло желание изучить историю Персидской империи)))

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут автор не балует лихо закрученным сюжетом. Если вдуматься, то всё видно сразу, а то, куда делся пропавший патрульный времени – так прямо из названия и видно. Но это как раз тот случай, когда Андерсон берёт своим умением показать исторические реалии, когда он черпает дух времени большими горстями и обливает им читателя с ног до головы. Положа руку на сердце и при всей моей любви к НФ, я иногда подумываю, что бы было, если бы Андерсон писал реалистичные исторические произведения – при его владении материалом вышел бы гениальный писатель-историк.

«Быть царём» — это история немного парадоксальная для такого рода фантастики. Изменение в прошлом произошло, но оно не изменило будущее. Не изменило, потому что человек, вставший на место царя, стал играть его роль до малейших деталей… Только так он мог спасти будущее.

И ещё эта повесть о том, что прошлое всегда иллюзорно. Оно всегда кажется лучше, чем было на самом деле. И «царь» попадает в ловушку этой иллюзорности. Пожалуй, в одну из самых страшных ловушек… Ту, которая в голове.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть довольна интересна и легка в прочтении,довольно неплохой сюжет и сама идея.Человек по случайности(счастливой или наооборот ещё спорный вопрос)Становится на трон,и правит своими владениями.Нельзя сказать что в том времени ему было плохо,даже наоборот(царсто,наложницы и жена исполняющие все его прихоти, дети и целое море слуг и подчинённых),но он всё равно хотел вернуться домой:«С каждым годом я всё больше боялся, что даже если Патруль меня и найдёт,то...Ты должен мне помочь!«И вот ещё одна цитатка в подтверждение:«-Где твой роллер?-спросил Денисон... -А точнее ты мне не скажешь, так ведь?Да,это разумно. Я не уверен,что сохранил бы выдержку, если бы знал, где достать машину времени.».В такой небольшой рассказ(всего 47 страниц)автор вложил и любовный треугольник,и интересный сюжет,и пару интересных второстепенных героев.Показав читалю второстепенного героя — Гарпага,при его первом появлении у меня сразу возникла неприязнь к нему,но впоследствии я узнал о нём много того что переменило моё мнение.

Рассказ стоит читать(тем более, что читается он быстро)

P.S.простите что без «спойлеров» просто тут в отзывах и так всё рассказали

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смысловая нагрузка произведения вполне неплоха, хоть и присутствует лишь одна ключевая мысль, но никак не могу оценить высоко произведение со столь явным искажением причинно-следственных связей. С другими произведениями цикла не знаком, но предполагаю, что и там допущена та-же ошибка: убийство человека в прошлом (причем НАСТОЛЬКО далеком) влияет на неимоверное количество факторов начать с того, что он мог оказаться предком человека, предложившего прототип машины времени или главного героя (или Саддама Хусейна, или Барака Обамы, или... ой, да кого угодно) заканчивая тем, что он, будучи похоронен повлияет на биосферу, став пищей для опарышей и исказив колебания их численности (раз взмах крыла бабочки может стать причиной урагана, то представьте, какое влияние окажет внеплановая вечеринка червячков). Столь классический пример ошибочного представления о пространственно-временном континууме оставляет неприятное ощущение, что сначала была подобрана идея, не спорю — хорошая, а потом поверх нее была наляпана сия история.

Вспоминаются слова мастера творца: «Придумать зеленое солнце легко, трудно придумать мир, в котором оно будет выглядеть естественно».

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из важных вопросов, который Андерсон поднимает в произведении, — кто творит историю? Один ли человек, сильная личность, ведущая за собой народ? Или же это все люди? Важна ли роль отдельного героя в контексте истории народа или от него ничего не зависит?

По сути своей, вопрос так и остаётся открытым.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх