FantLab ru

Содзи Симада «Токийский Зодиак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Голосов:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Токийский Зодиак

占星術殺人事件

Роман, год; цикл «Киёси Митараи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Япония, 1936 год. Эксцентричный художник, проживавший вместе с шестью дочерьми, падчерицами и племянницами, был найден мертвым в комнате, запертой изнутри. Его дневники, посвященные алхимии и астрологии, содержали подробный план убийства каждой из них. Лишить жизни нескольких, чтобы дать жизнь одной, но совершенной — обладательнице самых сильных качеств всех знаков Зодиака. И вскоре после этого план исполнился: части тел этих женщин находят спрятанными по всей Японии.

К 1979 году Токийские убийства по Зодиаку будоражили нацию десятилетиями, но так и не были раскрыты. Предсказатель судьбы, астролог и великий детектив Киёси Митараи и его друг-иллюстратор должны за одну неделю разгадать тайну этого невозможного преступления. У вас есть все необходимые ключи, но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают они?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Эдогавы Рампо / 江戸川乱歩賞 / Edogawa Ranpo Shō, 1980


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
С. Логачёв (2)

Токийский Зодиак
2019 г.
Токийский Зодиак
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Япония, 30-е. Загадочная смерть малоизвестного художника, классическое «убийство в запертой комнате» приводит к обнаружению дневника, в котором художник строил планы совершения особого ритуала, избрав в качестве жертв своих дочерей и племянниц. И мало того, что убийство художника остаётся нераскрытым, так ещё и этот самый план начинает претворяться в жизнь – женщины умирают одна за другой, и объяснения этому тоже нет. Даже спустя несколько десятков лет эта загадка остаётся неразгаданной и будоражит любопытство. И вот за расследование берётся Киёси Митараи, астролог с незаурядным интеллектом...

Хонкаку детектив на отечественной земле – зверь редкий, ибо японский. Как шутят в этих ваших интернетах – «Что ты бы ни делал, всегда есть найдётся азиат который делает это лучше тебя». Вот Содзи Симада и делает – пишет максимально подробные, обстоятельные книги-задачки, в которых разбросаны подсказки, позволяющие наблюдательному читателю разгадать тайну если не раньше детектива, то хотя бы одновременно с ним. Такой подход является одновременно и плюсом и минусом «Токийского Зодиака». Для тех, кто хочет напрячь свои маленькие серые клеточки данный роман будет идеальным чтивом, ведь чего-чего, а всяких головоломок в книге полно. Приходится держать в уме детали расследования, длившегося добрые полвека, сопоставлять их, примерять кусочки головоломки одну к другой – сходятся ли. К тому же, с непривычки к японским именам в тексте довольно легко запутаться – а это кто? а это? а это? В свою очередь людям, что желают лёгкого детективного чтения здесь ловить нечего. Добрые две трети романа по сути являются обстоятельным пересказом произошедших событий, вплоть до детального описания каждой комнаты, в которых произошли убийства (иногда даже со схемами и картами), а два главных героя, условные «Холмс» и «Ватсон» просто сидят на одном месте и обмениваются многословными репликами. Ни тебе развития сюжета, ни экшена, ни даже маломальского развития характеров. Лишь ближе к концу персонажи выезжают на место событий, чтобы заполнить лакуны в своих догадках и подозрениях.

Причём, по большому счёту, эти первые две трети книги, несмотря на их обстоятельность, почти не несут ничего полезного для разгадки придуманного автором преступления. Почти всё, что упоминает автор – это настоящий косяк «красной сельди», улик, ведущих в никуда. К середине книги, пребывая в полном непонимании происходящего, я даже задумался, не слишком ли скуден мой мозг для такого чтива, но затем в руки главным героям попадает один документ, который сразу расставляет всё на свои места. Ну или как минимум даёт подсказку в какой стороне копать.

Надо отдать должное автору – разгадка тайны вышла на удивление изящной и логичной, связала все ниточки и объяснила все странности, что бывает в подобных историях далеко не всегда (да-да, «Шерлок» от BBC, я смотрю на тебя), но абсолютно немотивированной с точки зрения человеческой психологии. Увлёкшись созданием головоломки, Содзи Симада словно бы забыл о том, что у преступления должен был быть сколь-нибудь убедительный мотив. Даже банальные «наследство», «деньги», «ревность» старушки Агаты и то были более правдоподобны, нежели мотивация преступника в «Токийском Зодиаке».

Короче говоря, «Токийский Зодиак» – это увлекательно сконструированная загадка на три с половиной сотни страниц, гимнастика для ума, гигантский учебник логики, отлично написанный, но при этом имеющий малое отношение именно к художественной прозе... Но я бы, пожалуй, почитал ещё, тем более, что про Киёси Митараи автор написал ещё не один роман.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Токийский зодиак» Содзи Симады отлично привлекает к себе внимание потенциального читателя: детективная новинка, стильный минималистичный дизайн обложки, загадочный термин «хонкаку» на полусупере и очень претенциозный ярлык «японский Шерлок Холмс» там же. На обратной стороне обложки можно обнаружить обилие дифирамбов автору, завлекающую аннотацию и пояснение касательно значения слова «хонкаку», дескать, это особый поджанр детектива, в середине которого автор сообщает, что все ключи к разгадке у читателя уже есть и самые смышленые вполне могут раскрыть дело раньше главного героя. Таким образом, перед нами роман-головоломка, роман-вызов, который предлагает не только замысловатое преступление, но и определенный уровень интеракции с читателем, что не так уж часто встречается.

Итак, в 1936 году произошла череда загадочных убийств, которые сорок лет оставались неразгаданными. Сначала прямо в собственной мастерской обнаружили мертвым эксцентричного художника. Классическое убийство в запертой комнате сильно омрачалось дневниковыми записями жертвы, в которых он расписывал, как собирается убить своих дочерей, падчериц и племянниц. Спустя небольшой промежуток времени старшую дочь второй жены художника находят убитой и изнасилованной в своем доме. А затем разом пропадают все упомянутые в дневнике дочери, падчерицы и племянницы, а их тела находят изувеченными в точности как это было описано в записях убитого. Очевидно, все убийства связаны, осталось выяснить – как и кем?

Структурно «Токийский зодиак» делится на пять частей, каждая из которых максимально функциональна. Начнем с того, что первые две части целиком состоят из бесконечных диалогов и чтения главными героями документов дела. По факту за это время не происходит вообще ничего, но читателю раскрывают все условия головоломки, вручают все кусочки паззла и отправляют этот паззл немного пособирать. Описано это все предельно отстраненным и холодным языком, словно читаешь не роман, а билет на экзамене, который состоит из десятка вопросов и задачи, условия которой расписаны почти на двести страниц. В третьей части книги автор вспоминает, что он пишет все-таки роман и целых семьдесят страниц происходит детективный сюжет с расследованием, допросами, поездками и всем таким. Эта часть получилась наиболее интересной и атмосферной, жаль, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она целиком филлерная и для отгадки в общем-то не нужна.

Теперь читателю уже можно давать ответы, но если вдруг он еще не готов, стоит ознакомиться с четвертой частью, которая самая короткая и представляет собой одну сплошную подсказку. Пятая часть – отгадка, и так уж вышло, что она наименее интересная из всех. Как это часто бывает, сюжет прекрасен, пока в нем держится интрига. Без нее теряется львиная доля очарования.

Роман представляет интерес именно как головоломка, а не как художественное произведение. Нарратив почти целиком строится из диалогов, персонажи прописаны очень поверхностно, атмосфера появляется только в середине, а мотивация убийцы настолько слабая, что может быть объяснена только психическим отклонением.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет, не может. После совершения всех преступлений убийца 40 лет жил вполне нормальной жизнью.

Зато именно как головоломка книга выглядит очень неплохо: подробное описание условий загадки, схемки места преступления, различный иллюстрационный материал, обилие дополнительной информации… Получается отличная зарядка для мозгов. Книга дарит нетривиальный читательский опыт, так что однозначно рекомендуется всем любителям необычных детективов.

P. S. Я смог угадать убийцу, даже мотив предположил верно, но до того, как все было совершено, так и не додумался. Однако свою порцию удовольствия получил, так что, если выйдут еще хонкаку-детективы, обязательно их попробую.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этнический детектив

Сюжет откровенно плавает. Абсолютно невразумительное начало, постоянно хочется закрыть книгу, потом ситуация немного выправляется и читать становится интересно. Но ближе к концу все тонет в этничности. Автор несколько раз заявляет что предоставил читателю все факты для самостоятельного раскрытия загадки, но ни один из представленных фактов не является абсолютно точным и никто их читателей не сможет самостоятельно догадаться о личности злодея. К сожалению присутствуют и логические провалы — что смертельно для жанра. Также — автор так не смог придумать убедительный мотив злодея к совершению преступления.

Книга узко этнична и абсолютно не подходит для чтения человеку незнакомому с бытом и традициями Японии. Масса плохо запоминаемых для европейского уха имен, большинство читателей просто не смогут понять мотивации движущие героями-азиатами и их манеры поведения.

Слабый детектив, слабые герои, неудачные описания локаций, не описана внешность нескольких ключевых персонажей. Идея издания автора на русском языке осталась мною непонятна. В современной японской литературе есть масса гораздо более перспективных писателей которые пишут в более интернациональной манере и зашли бы неподготовленному читателю гораздо легче.

3 из 10.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время эта книга часто мелькала у меня в ленте книжных новостей. Читать ее я не планировала, пока один добрый человек не подарил мне на день рождения данный экземпляр.

Завязка у сюжета довольно интересная. Есть закрытое изнутри помещение и в нем произошло убийство.

Стиль книги для нас не особо привычный, хотя может это я не читала подобного ранее. Автор выдает читателю все факты по порядку, словно мы читаем полицейское досье. На самом деле один герой, рассказывает второму, как шло расследование. А длилось оно почти 40 лет. К поиску убийцы уже подключились все кому не лень, вплоть до простых зевак.

После изложения фактов и некоторых розыскных действий наших героев, автор делает паузу и задает вопрос « ну что догадались, кто убийца?» Нет. Тогда далее все узнаем.

Сам детектив построен хорошо, интрига держится почти до финала. А вот герои и антураж вышли немного блеклыми. Да и подражание Холмсу и Ватсону скажем прямо просто притянуто за уши.

К финалу истории так же есть парочка претензий. Точнее к реалистичности истории. Не в плане: «а могло ли такое быть на самом деле» (хотя тут у меня тоже есть сомнения, но книга же не на реальных событиях, чего я придираюсь), а в плане «можно ли такое было сотворить и быть не пойманным». (убийце иногда очень фартит).

Читается книга легко, но в переводе пару-тройку раз проскакивают современные словечки, хотя книга написана 30 лет назад, само действие происходит аж в 1936 году.

В итоге если вы хотите поломать голову над книгой-ребусом без лишних описаний, то можете попробовать найти убийцу.

Единственная трудность, количество персонажей и непривычные нам имена, но в начале книги есть список действующих лиц, да и по ходу сюжета их быстро запоминаешь.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня интересует способ. Как можно убить человека в помещении, запертом изнутри на замок?

Меня зовут Настя. Я – страстный любитель разных тайн и загадок. Они всегда интересовали меня, превратились в своеобразный наркотик. Стоило мне хотя бы на неделю остаться без чтения каких-нибудь загадочных историй, как у меня начиналась настоящая ломка.

В 1936 году был убит художник – Хэйкити Умэдзава. Загадка заключается в том, что студия, где работал художник, была закрыта изнутри, а метод убийства был весьма эксцентричен. Гавное, что будоражит умы полиции, после того, как были обнаружены записи самого Хэйкити, что он собирался сделать с членами своей семьи. Шесть дочерей, как родных, так и приемных, должны были быть убиты ради сотворения Азот. И, вишенка на торте, не смотря на смерть самого автора, в скором времени кто-то привел план в действие и тела девушек, помимо отрезанных частей тел, были захоронены под разной глубиной.

Спустя 40 лет, убийства по Зодиаку продолжают будоражить умы людей. Кадзуми Исиока – любитель детективов, дабы развеять скуку друга – Киёси Митараи, занимающийся тем, что проводит астрологические сеансы, и которому точно будет интересно разобраться в этом деле, дал почитать записками Хэйкити. Судьба благосклонна и в скором времени в руки мужчин попадут записки полицейского, связанного с расследованиями 1936 года.

Знаете, это было чертовски круто! Я слушала, когда гуляла с собакой и с ужасом могу представить, как выглядела со стороны, ведь лыбилась так, как Ганнибал Лектор смотрит на еду)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не являюсь поклонником детективного жанра, а с японским хонкаку-детективом и вовсе знакомлюсь в первый раз. Это не совсем художественное произведение в том виде, к которому мы привыкли, а скорее книга-головоломка. Здесь нет героев в привычном нам смысле: с мотивацией, желаниями, прошлым. Зато есть два действующих лица, к сожалению, достаточно картонных, которые пытаются докопаться до правды через диалоги и мозговой штурм.

А вот сама загадка довольно интересна. В ней много различных отсылок к астрологии, мифологии, истории. Погиб художник и вслед за ним шесть девушек из его семьи: родные и приёмные дочери и племянницы. Самое необычное здесь то, что он оставил записи, в которых подробно описывал, как бы он хотел убить девушек ради своей маниакальной идеи – создания идеальной женщины Азот. Только вот незадачливый убийца умер раньше своих предполагаемых жертв. Всё в этом деле очень странно: как произошло убийство непонятно, у всех подозреваемых алиби, мотивов особо ни у кого нет. Не удивительно, что следствие зашло в тупик, а полиция вместе с детективами-любителями бьется над раскрытием уже долгие годы.

Несмотря на то, что история достаточно кровавая – не обошлось без расчленёнки – я не наблюдал никакой эмоциональной вовлеченности. Все очень сухо и документально. Девяносто процентов книги – это диалоги, монологи или чьи-либо записи. Герои раз за разом обсуждают одни и те же версии, подходя к истории с разных сторон, и в итоге докапываются до правды.

Книга устроена таким образом, что в определенный момент автор обращается к читателям и говорит, что все данные уже известны, и можно самому обо всём догадаться и раскрыть дело. Содзи Симада намеренно запутывает читателя, расставляет своеобразные ловушки. Помимо настоящих на стенах развешаны и бутафорские «ружья», и очень сложно определить, какое выстрелит в итоге. Огромная масса фактов, описываемых в книге, не являются существенными. Такие объемы информации порой были даже излишни, и читать порой становилось скучновато. Лично мне, также замедляли темп чтения японские имена и названия, за которые глаз постоянно цеплялся.

Итог: Посоветовать книгу можно в первую очередь любителям разгадывать загадки и японофилам. Развития сюжета и героев в романе практически нет. Читать в первый раз довольно интересно, т.к. создана книга чтобы поломать читателю голову, а вот художественной ценности она практически не несет.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный японский детектив — мне очень понравился. История, которую не могли разгадать более сорока лет. Она не давала покоя многим детективам-любителям, полицейским, по ней написано было множество книг, собрано огромное количество материалов, перекопали чуть ли не всю Японию вдоль и поперёк. Многие пытались разгадать эту запутанную историю — некоторые даже свихнулись на этой почве. И только двум детективам-любителям, а вернее одному астрологу и предсказателю судьбы и просто умному человеку, спустя сорок лет это удалось.

В аннотации описано само преступление, то, что произошло. А в самом повествовании нам постепенно, с помощью иллюстратора-детектива-любителя расскрывают все события последовательно: с чего началось, что было сделано для установления этих событий, какие личности фигурировали...а главный герой — астролог — поляживает на диване и всем своим видом выказывает скуку...до определённого момента. И в какой-то момент всплывают новые факты и наш главный герой вступает в схватку с историей и ведь тоже чуть не свихнулся... И в итоге эту историю действительно можно было распутать не выходя из дома и не вставая с дивана, потому что все факты были перед глазами двух детективов. Развязка оказалась интересная и «удивительная». Я догадывалась, кто мог совершить все эти преступления (ну ни совсем по имени, конечно), но вот как? тут я, конечно, не могла догадаться.

Читать было интересно. Это настоящая японская история. Персонажи живут, действуют, говорят так, как положено японцам. И если это не понимать, то может показаться неправдоподобно, сухо, не интересно. В истории есть момент, когда один из персонажей получает письмо и ему приходится выполнять то, что в нём написано, даже не усомнившись. Так вот это тоже по-японски. У меня в жизни был тоже эпизод... Лет 12 назад я была на обучающем семинаре, на котором выступала женщина предприниматель — японка. У неё большой бизнес и очень серьёзный доход. Она рассказала, что в какой-то момент захотела оставить бизнес, потому что этого дохода хватит ей, её дочери и внукам на всю их жизнь и ни в чём себе не отказывать. Но её руководитель, тоже японец, у которого бизнес и доход ещё больше вразы прислал ей письмо по электронной почте с просьбой не останавливаться и не оставлять бизнес. Он не позвонил ей, не встретился с ней, не уговаривал, не доказывал — он просто прислал письмо с просьбой...и она не посмела ему отказать...и приумножила свой доход. Вот такая история...поэтому я никогда не удивляюсь о чём и как пишут японские авторы, как ведут себя и поступают их персонажи.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купив эту книжку, я сразу же с содроганием отцепил с обложки манжеточную накладку с надписью «Хонкаку-детектив. Японский Шерлок Холмс».

Ну что за мания бесконечно эксплуатировать образ великого сыщика, повсеместно склоняя его доброе имя. Холмсу и своих бесчисленных переизданий и продолжений более чем хватает. Не думаю, что Содзи Симада на самом деле хотел бы все время жить в тени своего предшественника по жанру и вполне обошёлся бы без подобных сравнений.

Пару слов у сюжете. У художника Хэйкити Умэдзавы большая семья. Дочь Токико от первой жены Таэ. Еще три дочки от второй, нынешней хозяйки дома Масако. Их зовут Томоко, Юкико и Акико. Кроме того, с ними живут еще две молодые девушки — родные племянницы Хэйкити — Рэйко и Нобуэ. Но и это еще не все. У плодовитого художника имеется и старшая дочь, 26-летняя Кадзуэ, живущая отдельно, а также внебрачный сын Хэйтаро Томита. Не мудрено что Умэдзава со временем подустал и перебрался жить в мастерскую, где ведет преимущественно уединенный образ жизни, который нарушают только приходящие к нему натурщицы.

Имен в книге очень много. Поначалу приходится внимательно вчитываться чтоб не запутаться, но примерно с 30-й страницы все начинает отлично запоминаться.

Описание убийства в запертой комнате у Симады не выдерживает никакой критики — чтоб запутать читателя он приплел туда все что только мог. Запертая изнутри дверь, клок вырванной бороды, сдвинутая кровать, следы на снегу у дома в разные стороны, сломанное окно на крыше, дневники убитого и т.п., все выглядит очень громоздко. Естественно, у всех участников событий имеются стопроцентные свидетельства невиновности на час убийства. Но само собой, в любом правильном детективе на такую штуку как алиби не стоит обращать ни малейшего внимания. Но это лишь начало. Гораздо лучше описана история с убийством Кадзуэ, невольным участником пикантных событий которой стал полицейский Бундзиро Такэгоси. Здесь автор как следует постарался и это действительно интересный момент, т.к. угадать что там было на самом деле не так-то просто...

Итого, роман неплохой, я бы оценил его на четверку с минусом... Правильная версия с ответом на вопрос Кто? по ходу чтения у меня мелькала, но автор умело отвлек внимание ложными линиями.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх