fantlab ru

Содзи Симада «Токийский Зодиак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Токийский Зодиак

占星術殺人事件

Роман, год; цикл «Киёси Митараи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Япония, 1936 год. Эксцентричный художник, проживавший вместе с шестью дочерьми, падчерицами и племянницами, был найден мертвым в комнате, запертой изнутри. Его дневники, посвященные алхимии и астрологии, содержали подробный план убийства каждой из них. Лишить жизни нескольких, чтобы дать жизнь одной, но совершенной — обладательнице самых сильных качеств всех знаков Зодиака. И вскоре после этого план исполнился: части тел этих женщин находят спрятанными по всей Японии.

К 1979 году Токийские убийства по Зодиаку будоражили нацию десятилетиями, но так и не были раскрыты. Предсказатель судьбы, астролог и великий детектив Киёси Митараи и его друг-иллюстратор должны за одну неделю разгадать тайну этого невозможного преступления. У вас есть все необходимые ключи, но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают они?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Эдогавы Рампо / 江戸川乱歩賞 / Edogawa Ranpo Shō, 1980


Издания: ВСЕ (4)

Токийский Зодиак
2019 г.
Токийский Зодиак
2020 г.
Токийский Зодиак
2022 г.

Издания на иностранных языках:

島田荘司全集 I
2006 г.
(японский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитать книгу посоветовал мне Сhatgpt по просьбе предложить каких-нибудь японских или восточно-азиатских детективов или триллеров. Начинал чтение без каких-то особых ожиданий. Что, собственно, было к лучшему.

Книга привлекательна необычным жанром, предоставляющим возможность самому разобраться в произошедшем. Но, по правде говоря, сделать это достаточно сложно. Необходимо постоянно делать поправку на время происходящего, плохую работу полиции итд. В итоге можно примерно прикинуть, кто же виноват, исходя из возможных мотивов. Можно понять пару-тройку моментов относительно происходящего. О них удалось догадаться в самом начале книги. Но дальнейшая линия фактически строится исключительно на непрофессионализме следствия. Сегодня такое представить невозможно, в итоге и результаты «читательского расследования» оставляют желать лучшего.

К сожалению, в литературном плане книга печальна. В плане персонажей -- аналогично. Сюжетом тоже не побаловали. В итоге крутая задумка оказалась знатно смазана. Эмоции оставила только последняя глава (письмо). Получилось трогательно.

Советовать прочитать могу только для разнообразия и с большой читательской голодухи.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Вам не приходилось, господин Глебски, замечать, насколько неизвестное интереснее познанного? Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но ставши познанным, оно становится плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней”

Аркадий и Борис Стругацкие “Отель “У Погибшего Альпиниста””

Для многих фанатов детективов нет ничего лучше, чем самостоятельно найти ответ к невероятно комплексной загадке; проштудировать каждый факт, который автор выдаёт за правду и тем самым разоблачить его обман. И даже если читатель, решившийся бросить вызов сложному детективному произведению, разберётся лишь с частью головоломки, то это всё равно будет каким-никаким, а успехом. Не всегда ведь получается залезть автору в голову, понять о чём же он на самом деле думал и где между строк спрятал для читателя подсказку. Мы ведь не Шерлок Холмс, а тот, кто лишь пытается быть похожим на него. Но даже так всё равно хочется хотя бы раз почувствовать себя на равных с главным героем, владеть той же информацией, что и он, и вместе с ним не спеша распутывать клубок тайн и загадок. И знаете, что? Такое вполне возможно, нужно лишь обратить внимание на жанр японских детективов под названием хонкаку. Это примерно тоже самое, что и классические детективы начала двадцатого века, вроде тех что писали Артур Конан Дойл и Агата Кристи, но только японские и больше сфокусированные на фактах и загадках (и меньше про всё остальное, что, к примеру, касается прошлого главных героев или выразительного описания). В этом жанре автору важно дать читателю всю важную информацию о преступлении, и где-то половину книги разбирать все возможные и невозможные примеры того, что на самом деле могло произойти. А если и этого будет недостаточно, то в таких книгах ещё можно найти карты и схемы, которые во всех деталях показывают места, где совершили злодеяния, и другую не менее полезную информацию (вроде списка всех действующих лиц). По сути вместо книги читателю предлагают взять в руки Кубик Рубика, инструкцию к нему, и попробовать решить его за отведённое время, а точнее пока не наступит момент в произведении, где автор предупреждает о том, что вскоре начнёт объяснять решение загадки. Таким образом автор, как бы говорит читателю: «Попробуй-ка опередить героев с решением и заодно докажи мне, что ты настоящий фанат детективов».

Когда я впервые увидел описание жанра хонкаку-детектива, то не мог остаться в стороне и решил, что пора бы и мне с ним ознакомиться, а заодно разобраться насколько он может быть интересным для фаната детективов. Выбрал я для первого знакомства одну из самых известных книг этого жанра — «Токийский Зодиак» Содзи Симады. А ещё, в качестве эксперимента, решил почитать книгу не в одиночку, а вместе со своим братом (в основном это было чтение вслух). Моё решение обусловлено тем, что этот жанр, если судить по его описанию, больше похож на книгу-загадку, но не совсем на стандартное художественное произведение. Такая книга идеально подойдёт для группового обсуждения, особенно, если учитывать, то, как в самой книге два главных героя яростно спорят о возможных решениях сверхсложной энигмы. Или, как минимум, чтение с кем-то должно скрасить некоторые особенно скучные моменты книги, изобилующие сухим изложением фактов... хотя обо всём по порядку. Давайте-ка я лучше перескажу кратко сюжет «Токийского Зодиака» для того чтобы было понятно, что вам стоит от него ждать:

В 1936 году в Японии убивают эксцентричного художника по имени Хэйкити Умэдзава. Полиция в замешательстве, никто не может понять, как можно было совершить убийство в закрытой комнате, не сохранив при этом после себя никаких существенных улик. Ещё больше всё это дело запутывают странные записки Хэйкити Умэдзава, которые тот оставил после своей смерти будто бы насмехаясь над логикой и здравым смыслом тех, кто хочет попытаться разобраться во всём этом безобразии. В своих записях Хэйкити пишет, что готовится создать идеальную сущность под названием Азот, которая должна будет обладать сильными качествами разных знаков зодиака. И для того чтобы создать сиё чудо природы ему необходимо принести в жертву членов собственного семейства и спрятать их тела по всей Японии. К сожалению, это безумное желание помешанного на жертвоприношениях Хэйкити всё же каким-то образом осуществилось, пусть уже и после его смерти — четырех его дочерей и двух племянниц убивают, рубят на части и закапывают в разных уголках Японии. И вот к 1979 году тайна гибели Хэйкити Умэдзава, его записки о Азот и смерть других членов семьи Умэдзава так и остаются нераскрытыми. Все, кто ломали над этим голову, так и не смогли выудить ни единой зацепки о том, что же на самом деле случилось. Но это всё может перемениться, когда за дело решают взяться два закадычных друга: предсказатель судьбы, астролог и совсем немного детектив Киёси Митараи и иллюстратор, а также немного японский Ватсон — Кадзуми Исиока. Они готовы по косточкам разобрать во всём этом незаурядном деле каждую деталь, любую нестыковку и выйти наконец на след правды.

Сразу скажу, что эксперимент с чтением вдвоём оказался успешным. Мы с моим братом успели во всех подробностях обсудить различные теории и варианты развития событий, как те, которые встречались в самой книге, так и те, которые сами приходили нам в голову после детальной оценки всей доступной информации. Думали мы и решали загадки двигаясь при этом в одном темпе вместе с главными героями книги. Что-что, а правду говорят про то, что этот жанр позволяет читателю вжиться в роль настоящих детективов. Автор, конечно, может в некоторых моментах немного схитрить с тем, как подаётся информация, но во всём остальном он прозрачно честен со своим читателем. Замечу ещё, что определять авторские ловушки и обходить ложные пути решения загадки, это, по моему мнению, важная часть игры в детектива. Только внимательность и хорошая дедукция могут одержать вверх над авторской хитростью. И вот по итогу чтения я и мой брат идентифицировали настоящего преступника и определили в каких злодеяниях он на самом деле повинен, а вот то, как у него всё получилось это мы, к сожалению, не смогли выяснить. Как мне кажется Содзи Симадана сумел создать очень сложную загадку на решение, которой потребуется может быть даже не одна или две головы, а несколько десятков. В общем, как книга-загадка «Токийский Зодиак» вас, дорогой читатель, определённо не разочарует.

А вот если вы ищите что-то, скажем так, более художественное, то с книгой Содзи Симадана у вас могут возникнуть некоторые проблемы. В основном потому что автор не так часто пользуется красочными описаниями — он только где-то ближе к середине книги вспомнил, что так можно делать — и больше старается сухо излагать факты, как они есть на самом деле. Здесь почти нет никаких лишних эмоций, одна только продезинфицированная правда. Всё это Содзи Симадана компенсирует с помощью ярких и живых диалогов, где герои набрасываются на информацию будто голодные собаки и не жалея сил раздирают её на части выискивая хоть что-то отдалённо похожее на истину. Следить за всем этим очень интересно, хотя и тут есть один небольшой недостаток: поболтать персонажи любят, но у читателя не всегда будет получаться определить кто и когда говорит. Автору стоило чаще прибегать к авторской речи в диалогах, а то пока один персонаж общается с другим, читателю остаётся только сидеть тупо уставившись в текст и гадать: «А кто сейчас собственно говорит-то?». И напоследок снова напомню о том, что перед нами всё-таки не стандартное художественное произведение, а нечто больше похожее на книгу-головоломку, так что не стоит, лишний раз переворачивая страницы, надеяться увидеть описание красивых пейзажей Японии — хотя с Киото автор всё же постарался — или необычные авторские мысли. Жанр хонкаку-детектив явно не про это, во всяком случае по мнению Содзи Симадана.

Но перед тем, как я наконец поставлю точку в этом уже затянувшемся обзоре, мне бы хотелось узнать насколько «Токийский Зодиак» будет интересно перечитывать после того, как нам уже известны все ответы. Будет ли эта книга, после того, как наконец станет познанной, всей такой плоской, серой и неразличимо сливающейся с серым фоном будней, как писали Стругацкие в “Отеле “У Погибшего Альпиниста””? И я думаю, что нет, не будет, ведь получив ответы на все вопросы можно без лишних слов сделать повторное погружение в омут загадки и куда внимательнее присмотреться к тому, что мы могли упустить из виду при первом чтении книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, когда Киёси Митараи в конце сюжета указывает на различные нестыковки в записях Хэйкити. Стоит ли удивляться тому, что после того, как перечитаешь эти записи, то почти сразу приметишь, как же хорошо тебя всё это время вели за нос (и не только главный злодей, но и автор «Токийского Зодиака»). В первую очередь бросается в глаза, как «Хэйкити» старательно подчеркивает насколько для него важна Токико и, что она лучше других своих сестёр.
Многие детали, к сожалению, нам уже известны, но я думаю, что даже так, читателю всё равно будет очень интересно по-новому взглянуть на то как автор играет с ним и, как главные герои смотрят сквозь очевидное, будучи ослеплённые хитростью преступления.

Итог: «Токийского Зодиака» хочется порекомендовать в первую очередь тем, кто любит самостоятельно подумать над решением загадки и кто желает ни в чём не уступать главному герою произведения. Это по большей части честная книга, где в основе всего лежит сложная загадка, а всё остальное является максимально второстепенным. И хотя от изобилия деталей у меня голова шла кругом — особенно, когда главные герои начали обсуждать географию Японии, — и хотелось бы увидеть хотя бы немного живости в тексте, помимо, естественно, диалогов, но во всём остальном «Токийский Зодиак» мне понравился. Может быть он мне не понравился бы так сильно читай я его один, но будем считать, что чтение с кем-то ещё лишь сгладило некоторые неровности произведения и не более того. Давненько я не читал такие увлекательные детективы, которые на самом деле заставляют поработать мозгами. Возможно в будущем я прочту что-нибудь ещё в жанре хонкаку-детектив, например, книгу «Убийства в десятиугольном доме» Юкито Аяцудзи, которую тоже многие хвалят и считают образцовым представителем жанра.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив слишком вязкий, как трясина, но при этом притягивает к себе внимание. Сюжет построен своеобразно, типа пэчворка, один кусочек детективной истории цепляет другой, это делает его отличным от других детективов.

Чтение шло крайне тяжело, так как многие места в книге были перегружены информацией: то подробнейшее начало про жизнь и мировоззрение Хэйкити Умэдзава (чем-то он мне понравился, и как персонаж, и как человек — интересная личность, но с полностью отсутствующими нормами морали), то автор слишком увлекся астрологией и химией (я в своё время увлекалась построение гороскопов и расстановкой эфемерид, но даже мне было «через край»), то растолковыванием следствия по убийству Азот – подробнейший анализ произошедшего, на основе догадок и умозаключений (слишком затянуто и переизбыточно, на фоне плохо запоминающихся имён).

Идея убийства и мотив, рассказанный от первого лица в начале книги, уже настроил на определенный лад. Затем пошла сплошная абракадабра, чем собственно меня поставила в недоумение, поэтому такая оценка.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С азиатами у меня все сложно, особенно с японцами. Есть, конечно, авторы и книги, которые мне нравятся, но по большей части мой запал даже в самых интересных азиатских сюжетах спотыкается о такие помехи, как имена, улицы, какие-то названия, которые я хоть ты тресни не запоминаю и не воспринимаю; плохой перевод без адаптации к русскому читательскому контингенту; ну и иногда странности и недопонимания, касающиеся непосредственно менталитета, но это уже второстепенно. Иногда все это не играет прям уж такой огромной роли, и получается имплантироваться в историю без каких-либо проблем, но в этот раз меня просто бомбило от количества персонажей и имен, в которых я просто тупо запуталась. И от астрологических вбросов, от которых я безнадежно далека — эта тема не представляет для меня особого интереса.

Привлекло же меня изначально то, что это детектив, да еще и не простой, а золотой хонкаку. Я слышала несколько раз краем уха, но что это за зверь такой, понятия не имела, хотелось вот восполнить жанровый пробел.

Оказалось, что хонкаку-детективы, это вообще ни разу не японская фишка. Это обычные классические детективы, где основной упор делается именно на логическую задачку и на ее решение, как у Агаты Кристи, например. Я так это поняла. Хотя сам термин — да, японский. А Симада этот жанр и этот термин, так сказать, немного освежил, закодировав в своих книгах для читателя крючки к разгадке и предложив самым внимательным собрать эти зацепки и самостоятельно найти ключ к раскрытию прступления.

Все бы хорошо — я вооружилась ручкой и блокнотом, все записывала, даже какие-то схемы рисовала, — но, повторюсь, быстро запуталась в этих именах, которые все на один лад, да и выводы и крючки эти по преступлению были не так уж прям очевидны, как это старался показать автор. И дилетанты-сыщики так ловко жонглировали версиями, так рьяно строили предположения и умозаключения на тех местах, где далеко не так уж все просто можно было объяснить. Я, как читатель-детективщик с огромным стажем, была возмущена их прямолинейностью и скорополительностью очень многих выводов.

По сюжету тут все очень любопытненько, было где разгуляться. Один художник, увлекающийся астрологией, расчитал формулу идеальной, так сказать, женщины. Но сборка ее...в общем, у разных женщин надо было брать отдельные части тела: голову, там, у одной, ноги у другой и так далее, — невеста Франкенштейна, короче. Мэри Шелли нервно курит в сторонке. Путем каких-то изощренных вычислений, дядька этот решил, что его дочери и падчерицы вполне подходят на роль материала для этого жуткого чуда, которым он бредил. Все свои расклады и планы он записал в дневник...и помер при загадочных обстоятельствах. И через какое-то время кто-то его чудовищные кровавые бредни реализовал. Это произошло в 30-е годы. Преступление так никто и не раскрыл. И вот проходит 40 лет, и два перца, никакого отношения к сыску, в общем-то, не имеющие, решают, что пора бы с этой задачкой разобраться. Все в результате оказалось очень прозаично. И, кстати, довольно предсказуемо. Злодея я вычислила — без деталей и нюансов, конечно, — практически сразу. И мне хотелось уже просто узнать, подтверится или нет моя догадка. Подтвердилась.

Из минусов еще хочется сказать про удручающую неизящность текста. Да, жанр не очень располагает к художественным кружавчикам, но все же...здесь это было слишком топорно, что ли.

В общем, занятный с этой книгой выдался вечерок, но какой-то неудовлетворительный, серый, мне представлялось детективное приключение, а его по сути не случилось. Продолжать дальше эту серию читать не буду, наверное.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга встречает вас текстом из записок отца семейства Умэдзава, в которой описываются факты из прошлого главы семейства, а также его план по убийству своих дочерей, с целью расчленения и создания идеальной женщины из их частей тела. Сразу возникает ощущение, что этот тип точно маньяк и удивляет, как семейство это не заметило. Спустя какое-то время трупы расчлененных девушек действительно находят в разных частях Японии. И можно было бы предположить, что убийца отец, ведь все это описывалась в его записях. Но проблема в том, что отец семейства умер раньше убийства девушек. Полиция уже сорок лет бьется над разгадкой этого дела и не может найти виновного.

Хочу предупредить, что читать книгу тяжеловато из-за обилия японских имен, названий улиц и районов. А также всей этой астрологии, которая постоянно мелькает то тут, то там. Автор как дает вам подсказки, так и пытается запутать, вклинивая бесполезные разговоры между главными героями-сыщиками. Может автор так пытался передать характеры, не знаю, но для меня это было намеренное отвлечение от раскрытия дела.

Так же стоит учитывать, что роман был написан в 80-е годы, а убийство происходило аж в 30-е. Потому что сразу при чтении задумываешься о том, как японская полиция работала в те года, что они не смогли найти убийцу. Мне кажется, тут дело было даже не в ДНК или отпечатках, а в отношении. Как раз в то время происходил путч в Японии и полицейским наверняка было не до раскрытия дел. Потому что на самом деле, сам убийца, как и мотив, становятся понятны где-то на середине или даже раньше. Единственное, не угадала про тела, такое даже в голову не пришло. Так что если опустить лишнее, то картина вырисовывается и становится понятной по фактам, которые приводятся в книге.

Сам текст тоже не дополняет книгу, а в чем то даже отталкивает. Я на записках главы семейства уже хотела бросить книгу, потому что ощущение «как будто читаешь телефонный справочник» (с). А когда персонажи начинают разговаривать между собой, то вообще теряешься. Я собственное поэтому и перестала слушать аудиокнигу и взялась только за бумагу. Слушать было просто не возможно, складывалось ощущение, что говорит один персонаж.

Жанр интересный для знакомства, но меня особо не впечатлил. Читать продолжение про этого детектива желания пока нет, но не исключаю, что для интереса познакомлюсь с еще одной книгой этого жанра

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, увидеть «японского» в этом детективе мне хотелось гораздо больше, чем оно себе представлялось. Но, от «японского» здесь только страна, место действия,главные герои,и собственно -сам автор. Однако,учитывая то,что книга была написана в 81 году, а автор явно подражал мировым детективным трендам,и явно хотел написать что-нибудь похожее, пожалуй можно сделать снисхождение.

Под фразой «Японское», я подразумевал какой-то оттенок того,что свойственно именно японскому детективу, поскольку сталкиваюсь с этим впервые. Вот того самого я и не разглядел.

Однако сюжет довольно таки впечатлил. Поначалу. Если ты берешься раскрывать преступление 40-летней давности,то уже не явно,а довольно открыто бросаешь вызов тем,кто разгадать его не смог. И это -главная линия данного детектива. Автор постоянно делает упор на стремление к разгадки. Это можно увидеть и в поведении героев и в статистике тех,кто разрешить эту загадку пытался,и что у них из этого вышло.

Само преступление кажется уже странным,точнее сам факт его совершения, особенно в 30 годы прошлого века. И первое что мне пришло в голову- а действительно ли преступления подобного характера могли совершаться в 30 годы прошлого века в Японии?

Итак, что понравилось. Сюжет довольно простой,а преступление странное. Конечно из главных героев Шерлоки Холмсы вряд ли бы получились,однако они попытались.

Второе-описание местности и колорита. И это единственное что хоть как то помогло мне не бросить данное чтиво. Описано довольно живо и интересно. Я даже смотрел карту Японии чтобы разобраться и углубиться в знании. Последнее — чисто для себя и развития.

Далее-мистика в сюжете. Ну что может быть лучше,чем привлечь читателя каким нибудь фактом,связанным с мистической составляющей? Тем более- алхимия и астрология. Но детектив — это скорее больше логическое осмысление,чем мистическое. И те кто увлекается жанром-сразу поймут,что если в детективе есть мистическая составляющая,ритуалы и т.д- явно убийца не вполне нормальный. А значит мотив преступления известен только ему одному. Но увы автор предпочел поступить иначе. И таким образом детектив «японский» по стилю превращается в детектив Американский, где на первый план выносят мотивы преступника,а весь сюжет сводится к тому,как доблестные полицейские видят данные мотивы и идут к разгадке.

А не понравилась затянутость процесса. Конечно понятно,что сразу не обладая навыками сыщиков или полиции загадку не разгадаешь. Но все же можно было главных героев как то быстрее направлять к разгадке.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не являюсь поклонником детективного жанра, а с японским хонкаку-детективом и вовсе знакомлюсь в первый раз. Это не совсем художественное произведение в том виде, к которому мы привыкли, а скорее книга-головоломка. Здесь нет героев в привычном нам смысле: с мотивацией, желаниями, прошлым. Зато есть два действующих лица, к сожалению, достаточно картонных, которые пытаются докопаться до правды через диалоги и мозговой штурм.

А вот сама загадка довольно интересна. В ней много различных отсылок к астрологии, мифологии, истории. Погиб художник и вслед за ним шесть девушек из его семьи: родные и приёмные дочери и племянницы. Самое необычное здесь то, что он оставил записи, в которых подробно описывал, как бы он хотел убить девушек ради своей маниакальной идеи – создания идеальной женщины Азот. Только вот незадачливый убийца умер раньше своих предполагаемых жертв. Всё в этом деле очень странно: как произошло убийство непонятно, у всех подозреваемых алиби, мотивов особо ни у кого нет. Не удивительно, что следствие зашло в тупик, а полиция вместе с детективами-любителями бьется над раскрытием уже долгие годы.

Несмотря на то, что история достаточно кровавая – не обошлось без расчленёнки – я не наблюдал никакой эмоциональной вовлеченности. Все очень сухо и документально. Девяносто процентов книги – это диалоги, монологи или чьи-либо записи. Герои раз за разом обсуждают одни и те же версии, подходя к истории с разных сторон, и в итоге докапываются до правды.

Книга устроена таким образом, что в определенный момент автор обращается к читателям и говорит, что все данные уже известны, и можно самому обо всём догадаться и раскрыть дело. Содзи Симада намеренно запутывает читателя, расставляет своеобразные ловушки. Помимо настоящих на стенах развешаны и бутафорские «ружья», и очень сложно определить, какое выстрелит в итоге. Огромная масса фактов, описываемых в книге, не являются существенными. Такие объемы информации порой были даже излишни, и читать порой становилось скучновато. Лично мне, также замедляли темп чтения японские имена и названия, за которые глаз постоянно цеплялся.

Итог: Посоветовать книгу можно в первую очередь любителям разгадывать загадки и японофилам. Развития сюжета и героев в романе практически нет. Читать в первый раз довольно интересно, т.к. создана книга чтобы поломать читателю голову, а вот художественной ценности она практически не несет.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный японский детектив — мне очень понравился. История, которую не могли разгадать более сорока лет. Она не давала покоя многим детективам-любителям, полицейским, по ней написано было множество книг, собрано огромное количество материалов, перекопали чуть ли не всю Японию вдоль и поперёк. Многие пытались разгадать эту запутанную историю — некоторые даже свихнулись на этой почве. И только двум детективам-любителям, а вернее одному астрологу и предсказателю судьбы и просто умному человеку, спустя сорок лет это удалось.

В аннотации описано само преступление, то, что произошло. А в самом повествовании нам постепенно, с помощью иллюстратора-детектива-любителя расскрывают все события последовательно: с чего началось, что было сделано для установления этих событий, какие личности фигурировали...а главный герой — астролог — поляживает на диване и всем своим видом выказывает скуку...до определённого момента. И в какой-то момент всплывают новые факты и наш главный герой вступает в схватку с историей и ведь тоже чуть не свихнулся... И в итоге эту историю действительно можно было распутать не выходя из дома и не вставая с дивана, потому что все факты были перед глазами двух детективов. Развязка оказалась интересная и «удивительная». Я догадывалась, кто мог совершить все эти преступления (ну ни совсем по имени, конечно), но вот как? тут я, конечно, не могла догадаться.

Читать было интересно. Это настоящая японская история. Персонажи живут, действуют, говорят так, как положено японцам. И если это не понимать, то может показаться неправдоподобно, сухо, не интересно. В истории есть момент, когда один из персонажей получает письмо и ему приходится выполнять то, что в нём написано, даже не усомнившись. Так вот это тоже по-японски. У меня в жизни был тоже эпизод... Лет 12 назад я была на обучающем семинаре, на котором выступала женщина предприниматель — японка. У неё большой бизнес и очень серьёзный доход. Она рассказала, что в какой-то момент захотела оставить бизнес, потому что этого дохода хватит ей, её дочери и внукам на всю их жизнь и ни в чём себе не отказывать. Но её руководитель, тоже японец, у которого бизнес и доход ещё больше вразы прислал ей письмо по электронной почте с просьбой не останавливаться и не оставлять бизнес. Он не позвонил ей, не встретился с ней, не уговаривал, не доказывал — он просто прислал письмо с просьбой...и она не посмела ему отказать...и приумножила свой доход. Вот такая история...поэтому я никогда не удивляюсь о чём и как пишут японские авторы, как ведут себя и поступают их персонажи.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня интересует способ. Как можно убить человека в помещении, запертом изнутри на замок?

Меня зовут Настя. Я – страстный любитель разных тайн и загадок. Они всегда интересовали меня, превратились в своеобразный наркотик. Стоило мне хотя бы на неделю остаться без чтения каких-нибудь загадочных историй, как у меня начиналась настоящая ломка.

В 1936 году был убит художник – Хэйкити Умэдзава. Загадка заключается в том, что студия, где работал художник, была закрыта изнутри, а метод убийства был весьма эксцентричен. Гавное, что будоражит умы полиции, после того, как были обнаружены записи самого Хэйкити, что он собирался сделать с членами своей семьи. Шесть дочерей, как родных, так и приемных, должны были быть убиты ради сотворения Азот. И, вишенка на торте, не смотря на смерть самого автора, в скором времени кто-то привел план в действие и тела девушек, помимо отрезанных частей тел, были захоронены под разной глубиной.

Спустя 40 лет, убийства по Зодиаку продолжают будоражить умы людей. Кадзуми Исиока – любитель детективов, дабы развеять скуку друга – Киёси Митараи, занимающийся тем, что проводит астрологические сеансы, и которому точно будет интересно разобраться в этом деле, дал почитать записками Хэйкити. Судьба благосклонна и в скором времени в руки мужчин попадут записки полицейского, связанного с расследованиями 1936 года.

Знаете, это было чертовски круто! Я слушала, когда гуляла с собакой и с ужасом могу представить, как выглядела со стороны, ведь лыбилась так, как Ганнибал Лектор смотрит на еду)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этнический детектив

Сюжет откровенно плавает. Абсолютно невразумительное начало, постоянно хочется закрыть книгу, потом ситуация немного выправляется и читать становится интересно. Но ближе к концу все тонет в этничности. Автор несколько раз заявляет что предоставил читателю все факты для самостоятельного раскрытия загадки, но ни один из представленных фактов не является абсолютно точным и никто их читателей не сможет самостоятельно догадаться о личности злодея. К сожалению присутствуют и логические провалы — что смертельно для жанра. Также — автор так не смог придумать убедительный мотив злодея к совершению преступления.

Книга узко этнична и абсолютно не подходит для чтения человеку незнакомому с бытом и традициями Японии. Масса плохо запоминаемых для европейского уха имен, большинство читателей просто не смогут понять мотивации движущие героями-азиатами и их манеры поведения.

Слабый детектив, слабые герои, неудачные описания локаций, не описана внешность нескольких ключевых персонажей. Идея издания автора на русском языке осталась мною непонятна. В современной японской литературе есть масса гораздо более перспективных писателей которые пишут в более интернациональной манере и зашли бы неподготовленному читателю гораздо легче.

3 из 10.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Япония, 30-е. Загадочная смерть малоизвестного художника, классическое «убийство в запертой комнате» приводит к обнаружению дневника, в котором художник строил планы совершения особого ритуала, избрав в качестве жертв своих дочерей и племянниц. И мало того, что убийство художника остаётся нераскрытым, так ещё и этот самый план начинает претворяться в жизнь – женщины умирают одна за другой, и объяснения этому тоже нет. Даже спустя несколько десятков лет эта загадка остаётся неразгаданной и будоражит любопытство. И вот за расследование берётся Киёси Митараи, астролог с незаурядным интеллектом...

Хонкаку детектив на отечественной земле – зверь редкий, ибо японский. Как шутят в этих ваших интернетах – «Что ты бы ни делал, всегда есть найдётся азиат который делает это лучше тебя». Вот Содзи Симада и делает – пишет максимально подробные, обстоятельные книги-задачки, в которых разбросаны подсказки, позволяющие наблюдательному читателю разгадать тайну если не раньше детектива, то хотя бы одновременно с ним. Такой подход является одновременно и плюсом и минусом «Токийского Зодиака». Для тех, кто хочет напрячь свои маленькие серые клеточки данный роман будет идеальным чтивом, ведь чего-чего, а всяких головоломок в книге полно. Приходится держать в уме детали расследования, длившегося добрые полвека, сопоставлять их, примерять кусочки головоломки одну к другой – сходятся ли. К тому же, с непривычки к японским именам в тексте довольно легко запутаться – а это кто? а это? а это? В свою очередь людям, что желают лёгкого детективного чтения здесь ловить нечего. Добрые две трети романа по сути являются обстоятельным пересказом произошедших событий, вплоть до детального описания каждой комнаты, в которых произошли убийства (иногда даже со схемами и картами), а два главных героя, условные «Холмс» и «Ватсон» просто сидят на одном месте и обмениваются многословными репликами. Ни тебе развития сюжета, ни экшена, ни даже маломальского развития характеров. Лишь ближе к концу персонажи выезжают на место событий, чтобы заполнить лакуны в своих догадках и подозрениях.

Причём, по большому счёту, эти первые две трети книги, несмотря на их обстоятельность, почти не несут ничего полезного для разгадки придуманного автором преступления. Почти всё, что упоминает автор – это настоящий косяк «красной сельди», улик, ведущих в никуда. К середине книги, пребывая в полном непонимании происходящего, я даже задумался, не слишком ли скуден мой мозг для такого чтива, но затем в руки главным героям попадает один документ, который сразу расставляет всё на свои места. Ну или как минимум даёт подсказку в какой стороне копать.

Надо отдать должное автору – разгадка тайны вышла на удивление изящной и логичной, связала все ниточки и объяснила все странности, что бывает в подобных историях далеко не всегда (да-да, «Шерлок» от BBC, я смотрю на тебя), но абсолютно немотивированной с точки зрения человеческой психологии. Увлёкшись созданием головоломки, Содзи Симада словно бы забыл о том, что у преступления должен был быть сколь-нибудь убедительный мотив. Даже банальные «наследство», «деньги», «ревность» старушки Агаты и то были более правдоподобны, нежели мотивация преступника в «Токийском Зодиаке».

Короче говоря, «Токийский Зодиак» – это увлекательно сконструированная загадка на три с половиной сотни страниц, гимнастика для ума, гигантский учебник логики, отлично написанный, но при этом имеющий малое отношение именно к художественной прозе... Но я бы, пожалуй, почитал ещё, тем более, что про Киёси Митараи автор написал ещё не один роман.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Токийский зодиак» Содзи Симады отлично привлекает к себе внимание потенциального читателя: детективная новинка, стильный минималистичный дизайн обложки, загадочный термин «хонкаку» на полусупере и очень претенциозный ярлык «японский Шерлок Холмс» там же. На обратной стороне обложки можно обнаружить обилие дифирамбов автору, завлекающую аннотацию и пояснение касательно значения слова «хонкаку», дескать, это особый поджанр детектива, в середине которого автор сообщает, что все ключи к разгадке у читателя уже есть и самые смышленые вполне могут раскрыть дело раньше главного героя. Таким образом, перед нами роман-головоломка, роман-вызов, который предлагает не только замысловатое преступление, но и определенный уровень интеракции с читателем, что не так уж часто встречается.

Итак, в 1936 году произошла череда загадочных убийств, которые сорок лет оставались неразгаданными. Сначала прямо в собственной мастерской обнаружили мертвым эксцентричного художника. Классическое убийство в запертой комнате сильно омрачалось дневниковыми записями жертвы, в которых он расписывал, как собирается убить своих дочерей, падчериц и племянниц. Спустя небольшой промежуток времени старшую дочь второй жены художника находят убитой и изнасилованной в своем доме. А затем разом пропадают все упомянутые в дневнике дочери, падчерицы и племянницы, а их тела находят изувеченными в точности как это было описано в записях убитого. Очевидно, все убийства связаны, осталось выяснить – как и кем?

Структурно «Токийский зодиак» делится на пять частей, каждая из которых максимально функциональна. Начнем с того, что первые две части целиком состоят из бесконечных диалогов и чтения главными героями документов дела. По факту за это время не происходит вообще ничего, но читателю раскрывают все условия головоломки, вручают все кусочки паззла и отправляют этот паззл немного пособирать. Описано это все предельно отстраненным и холодным языком, словно читаешь не роман, а билет на экзамене, который состоит из десятка вопросов и задачи, условия которой расписаны почти на двести страниц. В третьей части книги автор вспоминает, что он пишет все-таки роман и целых семьдесят страниц происходит детективный сюжет с расследованием, допросами, поездками и всем таким. Эта часть получилась наиболее интересной и атмосферной, жаль, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она целиком филлерная и для отгадки в общем-то не нужна.

Теперь читателю уже можно давать ответы, но если вдруг он еще не готов, стоит ознакомиться с четвертой частью, которая самая короткая и представляет собой одну сплошную подсказку. Пятая часть – отгадка, и так уж вышло, что она наименее интересная из всех. Как это часто бывает, сюжет прекрасен, пока в нем держится интрига. Без нее теряется львиная доля очарования.

Роман представляет интерес именно как головоломка, а не как художественное произведение. Нарратив почти целиком строится из диалогов, персонажи прописаны очень поверхностно, атмосфера появляется только в середине, а мотивация убийцы настолько слабая, что может быть объяснена только психическим отклонением.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет, не может. После совершения всех преступлений убийца 40 лет жил вполне нормальной жизнью.

Зато именно как головоломка книга выглядит очень неплохо: подробное описание условий загадки, схемки места преступления, различный иллюстрационный материал, обилие дополнительной информации… Получается отличная зарядка для мозгов. Книга дарит нетривиальный читательский опыт, так что однозначно рекомендуется всем любителям необычных детективов.

P. S. Я смог угадать убийцу, даже мотив предположил верно, но до того, как все было совершено, так и не додумался. Однако свою порцию удовольствия получил, так что, если выйдут еще хонкаку-детективы, обязательно их попробую.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время эта книга часто мелькала у меня в ленте книжных новостей. Читать ее я не планировала, пока один добрый человек не подарил мне на день рождения данный экземпляр.

Завязка у сюжета довольно интересная. Есть закрытое изнутри помещение и в нем произошло убийство.

Стиль книги для нас не особо привычный, хотя может это я не читала подобного ранее. Автор выдает читателю все факты по порядку, словно мы читаем полицейское досье. На самом деле один герой, рассказывает второму, как шло расследование. А длилось оно почти 40 лет. К поиску убийцы уже подключились все кому не лень, вплоть до простых зевак.

После изложения фактов и некоторых розыскных действий наших героев, автор делает паузу и задает вопрос « ну что догадались, кто убийца?» Нет. Тогда далее все узнаем.

Сам детектив построен хорошо, интрига держится почти до финала. А вот герои и антураж вышли немного блеклыми. Да и подражание Холмсу и Ватсону скажем прямо просто притянуто за уши.

К финалу истории так же есть парочка претензий. Точнее к реалистичности истории. Не в плане: «а могло ли такое быть на самом деле» (хотя тут у меня тоже есть сомнения, но книга же не на реальных событиях, чего я придираюсь), а в плане «можно ли такое было сотворить и быть не пойманным». (убийце иногда очень фартит).

Читается книга легко, но в переводе пару-тройку раз проскакивают современные словечки, хотя книга написана 30 лет назад, само действие происходит аж в 1936 году.

В итоге если вы хотите поломать голову над книгой-ребусом без лишних описаний, то можете попробовать найти убийцу.

Единственная трудность, количество персонажей и непривычные нам имена, но в начале книги есть список действующих лиц, да и по ходу сюжета их быстро запоминаешь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купив эту книжку, я сразу же с содроганием отцепил с обложки манжеточную накладку с надписью «Хонкаку-детектив. Японский Шерлок Холмс».

Ну что за мания бесконечно эксплуатировать образ великого сыщика, повсеместно склоняя его доброе имя. Холмсу и своих бесчисленных переизданий и продолжений более чем хватает. Не думаю, что Содзи Симада на самом деле хотел бы все время жить в тени своего предшественника по жанру и вполне обошёлся бы без подобных сравнений.

Пару слов у сюжете. У художника Хэйкити Умэдзавы большая семья. Дочь Токико от первой жены Таэ. Еще три дочки от второй, нынешней хозяйки дома Масако. Их зовут Томоко, Юкико и Акико. Кроме того, с ними живут еще две молодые девушки — родные племянницы Хэйкити — Рэйко и Нобуэ. Но и это еще не все. У плодовитого художника имеется и старшая дочь, 26-летняя Кадзуэ, живущая отдельно, а также внебрачный сын Хэйтаро Томита. Не мудрено что Умэдзава со временем подустал и перебрался жить в мастерскую, где ведет преимущественно уединенный образ жизни, который нарушают только приходящие к нему натурщицы.

Имен в книге очень много. Поначалу приходится внимательно вчитываться чтоб не запутаться, но примерно с 30-й страницы все начинает отлично запоминаться.

Описание убийства в запертой комнате у Симады не выдерживает никакой критики — чтоб запутать читателя он приплел туда все что только мог. Запертая изнутри дверь, клок вырванной бороды, сдвинутая кровать, следы на снегу у дома в разные стороны, сломанное окно на крыше, дневники убитого и т.п., все выглядит очень громоздко. Естественно, у всех участников событий имеются стопроцентные свидетельства невиновности на час убийства. Но само собой, в любом правильном детективе на такую штуку как алиби не стоит обращать ни малейшего внимания. Но это лишь начало. Гораздо лучше описана история с убийством Кадзуэ, невольным участником пикантных событий которой стал полицейский Бундзиро Такэгоси. Здесь автор как следует постарался и это действительно интересный момент, т.к. угадать что там было на самом деле не так-то просто...

Итого, роман неплохой, я бы оценил его на четверку с минусом... Правильная версия с ответом на вопрос Кто? по ходу чтения у меня мелькала, но автор умело отвлек внимание ложными линиями.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх