FantLab ru

Содзи Симада «Дом кривых стен»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Голосов:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Дом кривых стен

斜め屋敷の犯罪

Роман, год; цикл «Киёси Митараи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Япония, Рождество 1983 года. Богатый промышленник Кодзабуро Хамамото собрал в своем особняке друзей и знакомых. Гости поражены его домом – причудливой конструкцией с множеством комнат, наклонными полами и непонятно куда ведущими лестницами, с «падающей» высокой башней, напоминающей Пизанскую. Все они восторгаются фантазией хозяина и готовятся весело встретить Рождество.

Но их ожиданиям не суждено сбыться. Потому что в сочельник в доме происходит убийство. От удара ножом погибает шофер одного из приглашенных. Срочно вызванные полицейские в полном замешательстве. Ведь убийство невозможно было совершить – все обстоятельства и условия против этого. Да и мотива ни у кого нет…

Пока инспектор с помощниками ломают голову, а гости пребывают в прострации, в доме происходит второе убийство, еще более невероятное. Связавшись с начальством, ошеломленные полицейские узнают, что к ним едет человек, способный найти преступника. Что это – астролог и гадатель из Токио Киёси Митараи. И что лишь он один способен разобраться в этой умопомрачительной головоломке…

У вас будут все необходимые ключи. Но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают сыщики?

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Логачёв (1)

Дом кривых стен
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Содзи Симада — лауреат премии Эдогавы Рампо (японская детективная премия) и реформатор жанра хонкаку (本格), идея которого в подробном описании места преступления и улик, которые одинаковы и для сыщика, и для читателя, чтобы к определенному моменту читатель ответил на вызов автора — и назвал убийцу. В «Доме кривых стен», например, есть схема дома и три схемы комнат совершенных убийств для того, чтобы читатель мог развлечься. Не то, чтобы в других детективах такого не было, но здесь речь идет о том, что и расследующие смерти, и читатель обладают одним и тем же объемом данных о преступлении. При этом Симада полностью наследует Эдогаве Рампо в плане вычурности, поэтому если убийцу отгадать можно, то вот способ — едва ли.

Я не отказалась бы почитать всех лауреатов премии Эдогавы Рампо, радуюсь каждой переведенной азиатской книге, как ребенок. Но стоит сказать спасибо и тому, что есть — в серии «Хонкаку» у «Эксмо» вышло три работы — https://eksmo.ru/series/khonkaku-detektiv-ITD5036/ В «Доме кривых стен» богатый директор промышленной компании на старости лет живет в построенном по его запросу невероятном доме — он наклонен, полы его неровны, чем сводят с ума посетителей, а главная башня походит на пизанскую. Эксцентричность богача дополняется коллекционированием механических кукол и масок тенгу, которыми обвешана целая стена, разнесенными лестницами и навесным мостом между башней и основным крылом. Он приглашает в гости ряд приятелей, но шофера одного из гостей убивают — в закрытой комнате, куда нельзя было войти. В итоге полиция должна разобраться, что произошло, с чем они справляются не слишком успешно, ведь с каждым последующим днем происходящее запутывается.

Прочла с удовольствием. Разгадка соответствует жанру и напоминает «разгадки» в джалло, которые никогда таковыми не являлись, а были отдельным приемом нагнетания абсурда. В результате развязка подходит, чтобы рассказывать ее приятелям в кабаке, вызывая возгласы «ну делаа». Она для этого «ну елки-палки» и «да вы гоните» и создана. Не буду лишать удовольствия самим ее узнать, хотя руки так и чешутся

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, возможно, самая ожидаемая детективная новинка осени наконец-то состоялась — изд. «Эксмо» только что выпустило вторую книгу японского мастера Содзи Симады «Дом кривых стен». Забегая вперед, роман этот понравился мне гораздо больше ранее вышедшего произведения «Токийский Зодиак», но, как говорится, обо всем по порядку...

Сразу скажу, что читать «Дом кривых стен» можно только на свежую голову. Для любителей деталей здесь настоящее раздолье — автор по ходу сюжета сыплет фактами как из рога изобилия, и, признаюсь, доселе мне не попадался еще детектив, соединивший в себе столь много разных загадок воедино. Все это заставляет порядочно напрягать читательскую голову и те, кто собираются во время чтения расслабиться могут на это не рассчитывать. Даже подготовленного и искушенного в жанре читателя непременно удивит число обстоятельств, которые требуется здесь держать в памяти.

… Почти во всех отзывах по первой книге Симады на всех интернет ресурсах читатели в первую очередь описывали само понятие «хонкаку-детектива», что это, дескать, японский роман-головоломка, своего рода игра. По мне так это довольно скучное занятие — цепляться к терминологии и ставить произведение в какие-то жесткие рамки. Не важно, хонкаку ли детектив у нас в руках или английская классика — главное, удается ли автору завладеть читательским интересом.

Действие романа происходит на мысе Соя острова Хоккайдо у Охотского моря, где пожилой коммерсант фирмы «Хаммер дизель» Хамамото Кодзабуро построил трехэтажный дом с башней и наклонными полами. Говорят, что в спокойную погоду с этой башни можно увидеть остров Сахалин... Под Рождество в дом Кодзабуро приезжают гости — коллеги по работе и несколько молодых людей. Одним из самых интересных гостей является Эйкити Кикуока (по возрасту являющийся ровесником хозяина дома) из партнерской фирмы, приехавший с молодой любовницей и по совместительству секретарем Куми Аикурой…

Первое убийство в запертой комнате автор изобразил с большой долей фантазии. Во-первых, здесь нестандартный выбор жертвы — убитым оказывается личный шофер Кикуоки, который вроде как никому не был интересен. Во-вторых, странная поза тела — с раскинутыми будто в танце ногами и руками. В- третьих — непонятное происхождение двух палок, торчащих из сугроба на улице близ особняка. В-четвертых — совершенно не ясно, какую роль в истории играет выброшенная на улицу любимая кукла хозяина — Голем. В -пятых — что за голова (и главное зачем) заглядывала в окно комнаты Куми в ночь происшествия. Далее затрагивать сюжетную постановку не буду, замечу лишь, что всем изложенным деталям Симада предложит в конце книги блистательные объяснения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Второе убийство в запертой книге — это феноменальный эпизод. Я еще по ходу чтения обратил внимания на то, что Кодзабуро облил труп водой, и догадывался что это что-то должно значить, но вот что именно... Также удивительно вписывается в схему замысла область ранения -нож попал несчастному в спину с правой стороны. Объяснение в сюжете значения клумбы под башней также можно признать прекрасной авторской находкой.

Причем ответ на данный вопрос будет предоставлен с типично японским изяществом.

Весь замысел хоть и невероятен по исполнению, но работа Симады по подготовке общей конструкции вызывает одни аплодисменты.

Многие детективщики используют в своих произведениях рисунки со схемами, поясняющими расположение комнат, где должно произойти убийство. В 99% случаев все эти рисунки делают только для отвлечения внимания читателя, так как они на самом деле ничего не поясняют, а только запутывают. Но не в этой книге. Здесь схема дома действительно крайне важна и полезна для понимания происходящего. Правда, замечу, что первая половина книги носит в основном описательный порядок, и чтобы вникнуть в системы расположения лестниц, вентиляционных отверстий и особенности местонахождения всех 15 помещений дома-лабиринта придется как следует напрячься...

Те, кто привык к англоязычным произведениям, будут несколько удивлены ..гм...тем, как персонажи общаются между собой. Джентльменства и стеснительности тут и в помине нет, и многие барышни колки на язык. А к примеру, шуточка одного из товарищей в адрес коллеги про диабет из-за которого тот якобы не сможет удовлетворить жену вообще выглядит ниже пояса... Отмечу познавательный рассказ про историю возникновения механических кукол в Японии. А заводной мальчик «Марко», пишущий свое имя, наверняка существовал на самом деле...

Пару слов о сыщике-любителе Митараи, который помог полицейским распутать дело. Как нередко бывает у японских писателей, они скупы на детальные описания главных героев. Все, что мы узнаем нового о Митараи как о личности это то, что тот плохо запоминает фамилии, а числа — хорошо. В этом плане Симада схож с Эдогавой Рампо, который из приметных черт своего Когоро Акэти указывал лишь постоянно взъерошенные волосы. Мы хорошо помним, что европейские и американские авторы, такие как Честертон или Стаут выписывали своих любимцев гораздо более тщательно и харизматично...Отдельный реверанс — в сторону полицейских, работающих в романе Симады. Автор показал их чрезвычайно неповоротливыми и недогадливыми. Например, такому важному обстоятельству, как происхождение орудия убийства (ножа) здесь вообще почти не уделяется внимания. Западный автор непременно изобразил бы сцены допроса подозреваемых, где первым делом было бы выяснено, кому этот самый нож принадлежал...

Итого — безусловно, один из лучших (а возможно и лучший) детектив, изданный в текущем году. Самостоятельно соединить все ключи в этой книге в одно целое — задача, конечно же, вряд ли выполнимая, и возможная лишь при условии, что Вы и есть Содзи Симада, однако финальная разгадка лично меня порадовала оригинальностью. Автор дает не слишком много подсказок, но все таки они есть. Прочитать роман следует хотя бы ради объяснения значения рисунка на клумбе, заботливо построенной хозяином кривого дома...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это книга из серии «хонкаку-детектив», т.е. предполагается, что автор дает читателю все ключи от разгадки, и тот самостоятельно может найти преступника, не прибегая к помощи сыщика. Сразу скажу, что в данном случае – это неправда, в чем сознается ближе к концу и сам автор: «здесь автору есть в чем себя упрекнуть – возможно, он не совсем честен с читателями. И все же верит, что это не станет серьезным препятствием для людей с богатым воображением, озабоченных поиском истины».

«Дом кривых стен» стилизован под английский детектив (насколько это вообще возможно в случае японцев), и потому читается не в пример легче, чем первая изданная у нас книга того же автора («Токийский зодиак» — вообще дикое занудство), хоть и написана довольно сухо. Скорее, как задачка из серии «математическая смекалка», чем как художественное произведение. Более того, и к разгадкам надо относиться, как к «сферическим коням в вакууме», потому что они абсолютно нелепы и невозможны в реальном мире.

Поначалу я честно пыталась запоминать детали, изучала приложенную схему дома и картины преступлений, пытаясь сложить пазл. Но… В тот момент, когда автор сообщил, что все – все улики в руках у читателя, я обнаружила, что так же далека от разгадки, как и группа полицейских, ведущих расследование.

Сюжет сводится к тому, что в доме на краю Хоккайдо и берегу Охотского моря совершается несколько преступлений. Мало того, что дом практически отрезан от цивилизации, так еще и убийства – сплошь в запертых комнатах. Казалось бы – прелесть что такое. Но нет. Во-первых, сама идея строительства дома с наклонными полами и стульями с подпиленными ножками … ну, мягко говоря, вызывает большие сомнения в здравомыслии автора детектива, вынудившего хозяина дома в таком жить. Во-вторых, мне было довольно сложно запоминать японские фамилии (ну тут уж автор не виноват). И наконец, главное. Способ основного убийства был выбран такой, что только чистая случайность могла обеспечить успех. А в другом случае предложенное решение выглядит хоть и изящным, но совершенно нереалистичным, потому что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не заметить разницы в доске, на которую наступили, и доске, которая просто так лежит на снегу, невозможно
. Кроме того мотив – уж очень сомнительный. Но о мотивах тут лучше вообще помолчать.

В общем, мне не понравилось. Слишком много бреда на единицу текста. С другой стороны, в сравнении с первой книгой этого автора, изданной у нас под названием «Токийский зодиак» (я не удержалась и купила ее, польстившись на рекламу), эту хотя бы можно читать. Но не стоит.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дом кривых стен» вторая книга цикла про астролога-сыщика Киёси Митараи. В прологе автор рассказывает про несколько странных сооружений в разных странах, таких, например, как дом почтальона Фердинанда Шеваля во Франции и плавно подводит нас к нужному нам жилищу.

Так же в начале есть список действующих лиц и схема самого дома, что играет очень важную роль так как по ходу повествования без этого будет сложно следить за расследованием.

У нас снова герметичный детектив. Произошло убийство в закрытой комнате. Спустя страниц 40-50 я подумала, что сюжет очень похож на первую книгу цикла, только поменяли антураж. Но потом всё закрутилось – завертелось и стало интересно.

В этот раз 2/3 истории происходит на наших глазах, а Киёси Митараи появляется почти в финале. Разгадка от него была стремительная и без долгих умозаключений, хотя было бы интересно более подробно узнать ход его мыслей. Ответы и мотивы мы, конечно, узнаем, но… Исходя из традиции, автор говорит, что мы видим и знаем всё что происходило и все данные, кторыми владеют сыщики. Но в этот раз это не совсем так. Пару моментов остались нам недосказанными. А чтобы уж на все 100% получить подсказки, то европейцам это и не светило, так как одна из них завязана на японской культуре. Финал, а точнее способ и мотив преступления мне показались уж больно надуманными, но Восток дело тонкое…

В итоге книга вышла не плохая, сюжет динамичный, да это и понятно в книге всего 320 страниц. Провести пару вечеров за головоломкой для развлечения вполне приятно.

В серии «хонкаку-детектив» вышла еще одна книга, но уже другого автора Юкито Аяцудзи «Убийства в десятиугольном доме», надо будет почитать.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, в кои то веки я прочитал разрекламированную книжку. Хотя к жанру хонкаку присматривался задолго до появления одноименной серии.

На примере данного романа хорошо заметно что японский хонкаку-детектив вырос из детектива английского — в самом начале мы видим большой дом, в который на зимние каникулы съезжается множество гостей. Наверное, тем кто ждет японского колорита это покажется банальным подражание англичанам. Хотя мне понравилось — лучше так, чем оригинальничать и начинать роман с отрывка из дневника безумца, как в предыдущем романе — тот подход настраивал читателя на триллер, и какой нибудь ретроград вроде меня мог бы брезгливо отложить его, не зная что впереди вполне классические детектив. А любитель триллеров напротив, мог бы предвкушать что-то остросюжетное, но в итоге разочаровался бы.

Но что это я о предыдущей книге? Вернемся в «Дом кривых стен». Гости собрались, и хозяин принялся развлекать их головоломками. Ничего особенного, но на определенную волну настраивает — значит помимо атмосферы английского детективы будут и загадки (часть авторов полагает что достаточно антуража, и готово — можно считать что написал классический детектив). Но Симада не таков — потом происходят всякие непонятные происшествия, включая и убийства в запертой комнате (но не только!). Вернее, в запертых комнатах, ибо их будет не одно. Для разгадки потребуется хорошо представлять себе архитектуру дома, но его план приводится в книге, и можно поставить закладку на данную страницу. Я, кстати, сделал ксерокопию с этой страницы, заодно выписал на ту же бумажку имена всех действующих лиц, благо они приведены в начале книги. Кстати об экзотическом колорите — сложный план дома я запомнил быстрее, чем имена героев.

В конце книги, автор бросает читателю вызов — теперь читателю известны все факты, и он может самостоятельно раскрыть преступление. Хотя не знаю, насколько это реально — разгадка убийств в запертой комнате непростая, но очень остроумная (и до некоторых аспектов разгадки вполне реально додуматься. Или не додуматься, и после хлопать себя по лбу «ну надо же, а ведь все было просто». Но это я про некоторые аспекты, а не про всю картину целиком. (но это не мешает насладиться остроумием автора во время объяснения как все произошло) А уж что до личности преступника и его мотивов — тут все намного печальнее, но можно простить этот минус учитывая изобретательность автора в ответе на вопрос «как?»

P.S. Здорово что классические детективы теперь не только издают, но еще и рекламируют. Хотя не знаю что в итоге получится — все таки это подымает ставки, ведь теперь надо отбить и затраты на рекламу.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ꮇнᴇ нᴇ иɜʙᴇᴄᴛнᴏ ни ᴏднᴏᴦᴏ ᴨᴩᴇᴄᴛуᴨᴧᴇния ᴄ ᴛᴀᴋиʍ нᴇʙᴇᴩᴏяᴛныʍ, идᴇᴀᴧьнᴏ ᴨᴏдᴏбᴩᴀнныʍ нᴀбᴏᴩᴏʍ инᴄᴛᴩуʍᴇнᴛᴏʙ. И ᴄцᴇнᴏй ᴇᴦᴏ, ᴋᴏнᴇчнᴏ, ᴄᴛᴀᴧ ᴏᴄᴏбняᴋ, ᴄᴛᴏящий нᴀ хᴏᴧᴏднᴏй, ᴏᴛᴋᴩыᴛᴏй ʙᴄᴇʍ ʙᴇᴛᴩᴀʍ ʙᴏɜʙыɯᴇннᴏᴄᴛи».

1983 г., время Рождества в Японии. В причудливо выстроенном доме богатого промышленника собрались близкие друзья и просто знакомые. Казалось бы, ничто не предвещало последующих трагических событий, но в сочельник происходит убийство. Убийство простого шофёра одного из приглашённых гостей — кому вообще могло понадобиться это сделать?! Гости в недоумении, хозяин вызывает копов и... происходит второе убийство! Это уже дело нешуточное и даже мало-мальских зацепок нет, кажется, придётся обратиться за помощью к Киёси Митараи, блестяще показавшему свои таланты в решении загадки «Токийского зодиака»!

«Ꮞᴛᴏ ʍы иʍᴇᴇʍ? Ꭰʙᴀ убийᴄᴛʙᴀ ʙ дʙух ɜᴀᴋᴩыᴛых ᴋᴏʍнᴀᴛᴀх. Иныʍи ᴄᴧᴏʙᴀʍи, убийцᴀ ʙыбᴩᴀᴧ дᴧя ᴄʙᴏих ᴨᴩᴇᴄᴛуᴨᴧᴇний дʙᴇ ɜᴀᴋᴩыᴛыᴇ ᴋᴏʍнᴀᴛы. Ᏼ дᴇᴄяᴛᴏʍ нᴏʍᴇᴩᴇ ᴏн ᴨᴏ нᴇʙᴇдᴏʍᴏй нᴀʍ ᴨᴩичинᴇ ᴏбʙяɜᴀᴧ ʙᴇᴩᴇʙᴋᴏй ɜᴀᴨяᴄᴛьᴇ убиᴛᴏᴦᴏ Ꭹ϶ды и ᴨᴩиʙяɜᴀᴧ ᴋ ᴧᴇжᴀʙɯᴇʍу нᴀ ᴨᴏᴧу ядᴩу ɯнуᴩᴏᴋ ᴨᴏдᴧиннᴇᴇ. Ᏼ чᴇᴛыᴩнᴀдцᴀᴛᴏʍ нᴏʍᴇᴩᴇ ᴄхʙᴀᴛиᴧᴄя ᴄ Ꮶиᴋуᴏᴋᴏй, ᴏᴨᴩᴏᴋинуᴧ диʙᴀн и ᴄᴛᴏᴧиᴋ. Ꭲᴏ ᴇᴄᴛь ʙ ᴏбᴏих ᴄᴧучᴀях ᴏᴄᴛᴀʙиᴧ нᴇᴏᴄᴨᴏᴩиʍыᴇ ᴄᴧᴇды ᴄʙᴏᴇᴦᴏ ᴨᴩиᴄуᴛᴄᴛʙия».

И вновь автор предлагает читателю самому разгадать загадку, точнее, раскрыть невозможные, на первый взгляд, убийства, имея на руках все материалы дела, вплоть до рисунков места преступления и всяческих заметок.

Пройдя боевое крещение обилием японских имён в предыдущей книге автора, в этот раз я читала гораздо быстрее и уже не возвращалась к списку действующих лиц по сотне раз на каждой странице

А также смогла разгадать не только убийцу, но и часть сопутствующих загадок, только до самогО изощренного способа убийства не додумалась. Ведь он ~ на 80% зависел от совпадений, какая-то удачная цепь совпадений

Что-то из раздела фантастики, не иначе

И вот это, пожалуй, единственный жирный минус всей книги.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх