fantlab ru

Яцек Комуда «Якса. Царство железных слёз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Оценок:
118
Моя оценка:
-

подробнее

Якса. Царство железных слёз

Jaksa

Сборник, год; цикл «Якса»

Аннотация:

Королевство Лендия пало на колени перед дикой ордой кочевников. Предатели становятся победителями, а останки великих воинов гниют в полях. Те же, кому удалось уцелеть, прячутся в лесах как дикие звери. Всеобщей сумятицей пользуются колдуны, призывая старых богов. И опьяненные пролитой кровью, на разоренную землю выходят настоящие чудовища, а демоны с иной стороны овладевают душами людей и целыми городами. Посреди хаоса и кровопролития начинается история о Яксе, обреченном на смерть воине, проклятом с рождения из-за деяний отца и матери. Кажется, что у него нет шансов в этой бесконечной погоне, но судьба снова и снова благоприятствует ему. Только он еще не знает, что удача никогда не дается бесплатно и за цепочкой счастливых случайностей стоит нечто куда страшнее любого преследования.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.06 (106)
-
5 отз.
7.26 (98)
-
1 отз.
6.80 (89)
-
1 отз.
7.32 (91)
-
2 отз.
7.26 (86)
-
1 отз.
6.94 (85)
-
2 отз.
6.37 (58)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Якса»



Издания: ВСЕ (2)

Якса. Царство железных слез
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Jaksa
2018 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будучи историком по образованию, я всегда питал слабость к историческому фэнтези, поэтому попросту не мог пройти мимо цикла Яцека Комуды «Якса», ведь в анонсах знающие люди обещали переосмысление нашествия условных «монголов/гуннов» на условных же «поляков/сербов», и уж что-что, а столкновение кочевой и оседлых цивилизаций способно предложить массу сюжетов для создания по-настоящему масштабных фэнтезийных произведений. Справедливости ради, надо отметить, что Комуда сумел обмануть мои ожидания, а это было достаточно сложно, если учесть, что буквально на первом десятке страниц встречается упоминание Милоша Дружича, убившего на Рябом поле турецкого султана — тьфу, ты! — хунгурского кагана! =))) В итоге оказалось, что исторические параллели можно провести скорее с падением условной Восточной Европы, которая в силу географических причин приняла на себя полноценный удар нашествия кочевой орды, не ослабленной борьбой с русскими княжествами, другими кочевыми племенами, вроде кипчаков/половцев, или той же Волжской Булгарией. И уже по итогу прочтения двух первых рассказов понимаешь, что сложившуюся ситуацию на покорённых землях аннотация сборника описывает прекрасно, потому как вторжение несёт не только социальные и политические потрясения, но и способствует слому старых устоев и возвращению автохтонного населения Лендии и сопредельных государств к языческим верованиям, а рядом пробуждаются ещё более зловещие силы...

Получилось достаточно любопытно. Оправдала ли книга мои ожидания? Скорее да, чем нет, и скорейшего выхода полноценного романа на этом же материале нестерпимо хочется, но о некоторых особенностях «Царства железных слёз» потенциального читателя предупредить всё-же стоит.

Прежде всего, стоит сказать, что перед нами не единое повествование, а шесть связанных между собой повестей/рассказов о событиях приблизительно двух десятилетий. От того самого нашествия, о котором я говорил выше, до начала возрождения покорённой Лендии. Также необходимо упомянуть, что заглавный герой книги, Якса из рода Дружичей, является основным действующим лицом хорошо если в трети произведений — в остальных он присутствует, но акценты смещены на совсем других персонажей. Кому-то подобная структура может не прийтись по душе, но лично для меня, привыкшему к тому, что начинать циклы со сборников повестей/рассказов — старая добрая традиция польского фэнтези (Сапковский, Пекара и Вегнер приходят в голову прежде всего), подобное построение книги, наоборот, даёт возможность оценить, хочу ли я читать более крупные произведения о том же мире и о тех же героях. В случае с «Яксой», как я уже упоминал, ответ однозначен — да, продолжения хочется, и желательно как можно скорее! Остаётся лишь надеяться, что пан Яцек, будучи довольно плодотворным автором (причём, по мнению людей, мнению которых у меня нет причин не доверять, не в ущерб качеству), не затянет с ним на долгие годы, как не будем показывать пальцем кто =))) К тому же выход продолжения, романа «Якса. Бес идёт за мной», на русском языке издательством анонсирован в скором времени.

Далее следует иметь ввиду, что мир «Яксы» хотя и опирается на легко узнаваемые прототипы реальной истории, тем не менее, представляет собой мир насквозь магический, с обитающими в нём сверхъестественными сущностями типа стрыгонов или упырей-визгунов, населённый в прошлом гигантскими Змиями и великанами-столемами, да ещё и с ярко выраженным противостоянием вполне себе здравствующих языческих божеств и аналога монотеистической религии, которую олицетворяют Праотец и король-дух, «набольший вспомоществователь его», Есса (созвучие — дело совершенно случайное). Так что приготовьтесь к тому, что нечеловеческие силы будут играть в повествовании не последнюю, а временами — и ведущую, роль, хотя порой и придётся убедиться, что страшнее человека нет никого...

Сквозного сюжета как такового нет, но каждая из историй раскрывает мир с новой стороны, герои кочуют из одного произведения в другое, а общая картина только обрисовывается. Хотя рассказ скандинга (читай — викинга) Вигго в самом финале о тех приключениях, которые ему довелось пережить с Яксой, настраивает на позитивный лад — чувствуется, что автор хочет рассказать нам о них ещё очень многое.

А вот с героями вообще неоднозначно всё, потому как по-настоящему сочувствовать никому не получается. Не потому, что персонажи картонные или характеры у них неубедительные, а потому что в описанные в книге времена по-настоящему хорошие и добрые люди долго не жили. Так сказать, «нормальный уровень средневековой жестокости», поэтому временами «условно-положительные» герои в составе Яксы и его окружения ведут себя так, что бесят не хуже хунгуров. Однако, понимаешь, что таким образом Комуда лишь старается соблюдать реалии, при которых привилегированное сословие шляхты/рыцарей Лендии попросту не видит в зависимом населении какой-либо ровни себе, считая их «на навозе зачатыми», поэтому социальные и сословные противоречия приводят к событиям не менее кровавым, чем иноземное вторжение. А уж если прибавить к этому, что и сам Якса считается в среде рыцарства сыном предателя, потому как его отец убил кагана подлостью, не по чести... Одним словом, назвать Яксу традиционным фэнтезийным типажом никак не поворачивается язык. И тем интереснее, как его личность раскроется в последующих книга цикла.

И, наконец, последнее. Многие читатели, и я в том числе, начали знакомство с творчеством Комуды со сборника «Ересиарх/Имя зверя», вышедшего в той же серии «Шедевры фэнтези», поэтому у многих есть опасения, что в тексте будет столько же грязи, дерьма и крови. Так вот, практически официально заявляю, что особой «черухи» в «Царстве железных слёз» — НЕТ! Времена, разумеется, описываются жёсткие, поэтому имеют место быть и отрубленные головы, которым не сразу дают умереть, и вырезание семей под корень с убийствами женщин и младенцев, но никакого смакования жестокости и упоения насилием при этом нет и в помине. Одним словом — не цикл о Вийоне, не длиннобородые братья и не жестокость ради жестокости, но натурам особо впечатлительным книга может показаться и излишне натуралистичной.

Подводя итог, выставляю сборнику в целом 9 баллов, потому как финальный «Визгун» действительно производит впечатление, выводя всю рассказываемую Комудой историю на новый уровень, куда более глобальный, чем простые приключения в псевдоисторических декорациях, и начинаю ждать продолжения — чувствуется, что автор вполне способен удивить.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В преддверии выхода «Бес идет за мной» я решил побыстрее добраться до «Яксы». И жаль я не сделал этого раньше.

«Якса» — роман в повестях, или сборник повестей и рассказов, называйте, как хотите. История достаточно простая: на Лендию напали кочевники-хунгуры, и Лендийские рыцари проиграли. Главный герой, тот самый Якса, сын проклятого Милоша из Дружичей, пытается выжить в порабощенной Лендии, скрывая свою личность. Дело в том, что отец Яксы вероломно убил кагана, и новый каган стремится отомстить, уничтожив под корень весь род Дружичей.

Впервые читатель встречает Яксу в возрасте шести-семи лет, но мальчик не всегда играет главную роль в историях. Иногда он выходит из тени, но чаще – присутствует где-то на периферии, а истории больше сфокусированы на разных аспектах жизни Лендии в такое трудное время.

«Закон непокоя» — мистический детектив, в котором инок ищет стрыгона в осажденном кочевниками городе. Во время большого побега в «Царстве железных слез», мы видим глазами Венеды, жены Милоша, как против своих хозяев восстают слуги, устраивая резню, как разобщены рыцари, а власти преклоняются перед каганом, терпя унижения. «Убить беса» рассказывает о том, что происходит через 12 лет после поражения Лендичей. «Пепел» же демонстрирует то, как ведут себя хунгуры по отношению к лендичам. «Страной людей, зверей и бесов» — рассказ о погоне, похожий на первый фильм о Рембо. И на сладкое — «Визгун», рассказ про одержимый труп старого знакомого Яксы.

Кроме того, каждая история – рассказ о гордости (чаще – гордыни) и самонадеянности. Именно два эти качества движут героями, и не всегда это движение к счастливому финалу. Стороны конфликта слишком верят в себя, и слишком презирают врага. Лендичи считают хунгуров варварами; хунгуры же называют лендичей нацией рабов.

Теперь чуть конкретнее. Инок Грота решает, что ему виднее, как нужно поступить и это несет за собой множественные жертвы («Закон непокоя»). В «Царстве железных слез» мать Яксы, Венеда, бежит вместе с сыном чуть ли не на край мира, спасаясь от хунгурской погони. И сила ее гордости иногда поможет открыть некоторые двери, но чаще приводит к неприятным последствиям. В финале же самонадеянность проявляет хунгур Булксу, навлекая на себя ужасную кару. В «Пепле» самонадеянность сына старосты, Юношича, приводит к не менее ужасным последствиям для него и окружающих. Примерно такой же финал ждет хунгуров, недооценивающих своих рабов в «Страной людей, зверей и бесов». Из этой схемы выбивается только «Визгун» — там балом правит жадность.

Жители Лендии, и других порабощенных земель, ведут одновременно две войны. Первая – стандартная борьба угнетенного народа с кочевниками-захватчиками. Рыцарство Лендии, ее гордость и цвет войска, разделилось на три категории: первые пали мертвыми вместе с королем во время битвы на Рябом поле, или чуть позже, отказавшись склонить голову перед хунгурским каганом; вторые либо сбежали в другие земли, либо склонились перед захватчиками; и есть третьи, они же Проклятые – рыцари, по той или иной причине, не успевшие, или отказавшиеся приехать, на финальную битву на Рябом поле. Третьи интереснее всех (действительно, что может быть интересного в трупах, беглецах или предателях) – они прокляты своими собратьями, и теперь должны смыть позор кровью, своей или вражеской. Проклятые ведут партизанскую войну, но их становится все меньше.

Вторая война намного интереснее. Дело в том, что, пройдясь по Лендии, хунгуры перебили сами, или им помогли местные слуги и смерды, иноков Праотца. А раз людям не помог один бог, должны помочь другие. Монотеистическая вера в Праотца основательно пошатнулась, люди начали возвращаться к язычеству, смотреть в густую чащу древних лесов, приносить кровавые жертвы богам камня и дерева. Есть такая шутка про русские сказки, мол, почему любую нечистую силу приглашают в гости, угощают и умасливают? Да потому что вокруг зима, лес и тьма, и никто не поможет в случае чего. Вдруг повезет, и накормленная тварь уйдет в леса восвояси? Так же и в Лендии – первобытные леса, откуда вывел людей Праотец и научил их строить города и засевать поля, никуда не делись. Они молчаливо стоят, а в чаще ждут своего часа древние боги вроде трикстера Волоста, и чудовища, стрыги, лешие, бесы. И чем дольше гнет шеи люд перед хунгурским иго, тем сильнее крепнет вера в лес и его жителей. Праотец обещал сытость и защиту за стенами городов, а старые боги дарят свободу.

Невозможно не согласится, что «Якса» — очень увлекательная и весьма атмосферная вещь. Здесь огромное количество жестоких и кровавых сцен, но нет ощущения, что насилие демонстрируется ради насилия как такового, как это было в цикле о Франсуа Вийоне. Жестокость здесь идеально вписывается в средневековый мир, иногда стирая грань между героями и злодеями. Ведь озверевшие свои иногда хуже, чем жестокие враги. Суровое время гарантирует суровость нравов. Почти физически ощущается страх и напряженность людей перед лесной чащей. Картину дополняет магия – говорящие от боли головы; бог, несущий слово пастве при помощи высохшей кабаньей шкуры; человеческие жертвоприношения для невидимых всадников; мстящий мечник, постепенно превращающийся в демона… От заброшенных сборов, капищ и гигантских скелетов змиев по спине пробегают мурашки.

Неожиданно для себя понял, что «Якса» очень сильно напоминает «Свет вечный» Анджея Сапковского. В романе Сапковского постоянно ощущался конец — истории, эпохи, чего-то большего. Там тоже встречались борцы за справедливость, которые, потеряв цель, превращались в мародеров и насильников, в чудовищ. Но «Свет вечный» и был финалом «Гуситской трилогии», здесь все логично, то чувство конца в «Яксе», первом томе серии, не предвещает ничего хорошего для героев в будущем.

В отличии от предыдущей, выходившей на русском, работы Яцека Комуды, «Якса» получился на удивление цельным, не растеряв мрачную атмосферу средневековья. Если использовать только прилагательные, то «Якса» это увлекательный, кровавый, динамичный и интригующий роман.

П.С. Если выделять отдельные повести, то мои фавориты: «Царство железных слёз» и «Пепел».

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Историческое фентези – нечастый гость на полках наших магазинов, а уж историческое фентези в антураже монгольского вторжения и подавно. Последний раз нечто подобное к нам захаживало… а я вот даже не помню, когда. Поэтому книга сразу вызвала у меня энный интерес, хотя рассказы о Вийоне от того же автора вызывали у меня слабое отторжение (слабое, потому что дальше второго я там не прорвался).

Тут у нас к слову как бы сборник из шести рассказов, объединенных местом действия и одним общим персонажем, через которого строится единая сюжетная линия для всего цикла. Причем этот самый Якса, вынесенный в заглавие, отнюдь не является главным героям для всех «серий», в половине случаев он второстепенный, а то и третьестепенный герой, который где-то на фоне пробегал, что позволяет автору оперировать разными героями и показывать историю с нескольких ракурсов.

Завязка здесь примерно следующая. После местного аналога битвы на Косовом поле (автор к монгольскому вторжению решил немного приплести еще и мотив борьбы сербов с турками, ну так на то оно и фентези) малолетний Якса вместе с матерью попадают в крайне затруднительное положение. Его отец здесь является аналогом мифического Милоша Облича (которого зовут к слову так же, только фамилия другая), поэтому за героем и его родней монголы, пардон, хунгуры, начинают настоящую охоту. К тому же и у «своих» данный род нынче не в почете, так как в данном варианте развития событий поступок Милоша вообще фактически ничего не дал, поэтому здесь он стал не героем, а рыцарем, напрасно запятнавшим свою честь предательским убийством. К тому же из-за вторжения еще и приходит в упадок местный аналог христианства, а поэтому начинают снова подымать голову всяческие языческие культы с кровавыми жертвоприношениями. В общем, антураж весьма мрачный. К счастью, на сей раз автор не стал упариваться в полную чернуху. Да, жестокостей здесь хватает, благо как те же реальные кочевники-захватчики по меркам нынешней морали — выходцы из преисподней почище выдуманных чудищ, но смакования расчлененки-обнаженки здесь практически нет.

К историческому каркасу здесь еще довольно гармонично приплетается всяческая мистика – шаманы хунгуров могут вызывать неких духов и говорить с отрубленными головами убитых врагов, язычники приносят жертвы самым натуральным упырям, их жестокие боги порой могут начать вещать своей пастве напрямую, а убитый в заколдованном месте может восстать, чтобы поквитаться с обидчиками. При этом мистический элемент не перетягивает на себя одеяло – да, в этом мире есть потусторонние силы, но встречаются они далеко не повсеместно, и скорее дополняют события, нежели играют в них ключевую роль. Да, враги того же Яксы способны вручить его преследователям говорящую голову, но не в силах послать по его следу каких адских гончих, а он в свою очередь не обретет посреди повествования какую-нибудь энергитическую шашку, дабы начать ей рубить своих врагов. Словом, в этот мир веришь. Как и веришь его героям, так как в большинстве своем надеяться на какие-либо чудеса в виде «внезапного» обретения магических способностей им не приходится.

Увы, но пре всех своих плюсах у книги есть два серьезных недостатка. Первый – этот тот самый Якса. Насколько мне было интересно читать рассказы, где он был чисто фоновым персонажем, настолько же скучными показались те, где он ставился во главу угла. Якса проводит свою жизнь в бегах, примыкает к местным повстанцам, сражается, страдает, влюбляется в девушку из стана врагов… Но практически все эти события остаются за кадром, мы получаем лишь промежуточные события из его жизни вроде ухода от очередной погони или столкновением с культом язычников. Мы практически ничего не знаем о его характере (даже о его батюшке, который уже мертв на начало книги, в этом плане можно узнать больше…), ни о его переживаниях или жизненном опыте. Пришел, увидел, порубил. А поэтому к Яксе не испытываешь никак чувств, он оказывается чужим в вроде бы посвященном ему цикле рассказов.

Второй – это местами достаточно плохенькая проработка мира. Скажем, основную информацию о местных религиях можно получить лишь из глоссария в конце книги, то же касается и еще некоторых вещей, вроде древней истории данного мира. Пардон, но мы пришли читать художественное произведение, а не руководство к какой ролевой игре (там как раз подобные финты вполне уместны), поэтому хотелось бы, чтобы подобные вещи были хоть как-то вплетены в само повествование, а не трактовались просто в лоб в местной «пояснялке». Благо тут у нас произведение про столкновение культур, и поэтому ничего не стоило вложить в уста какого местного священника проповедь хунгурам о местных переплетениях монотеизма и язычества. Но нет, то ли опыта, то ли фантазии автору на это не хватило. Может, он подумал, что читатели и так все поймут по реальным аналогиям, но вот только местный мир все-таки местами отличается от реального, поэтому я только из той самой «пояснялки» в конце прояснил для себя, как старые и новые верования оказывается увязаны между собой, ибо желание автора смешать воедино фигуры бракованного Адама, Люцифера и Чернобога на раз, согласитесь, «считать» несколько проблематично. Даже если вы увлекались апокрифами или знакомы с игрой «Иерихон».

По итогу имеем достаточно неплохое, но все же несколько неровное произведение. Автор создал интересный антураж, но местами не сумел его нормально подать, населил его яркими героями, но при этом как бы заглавного сделал самым блеклым. В целом в отличие от того же «Вийона» или какой «Командории» здесь будет интересно посмотреть, что же из этого выйдет дальше.

P.S. Еще можно упомянуть, что хоть в целом произведение весьма мрачное, изредка автор все же позволяет себе пошутить, например сделать едва заметный выпад в сторону своего коллеги-земляка. Например, в одной сцене при обсуждении сложного процесса ликвидации упыря один из героев вскользь обравнивает что-то вроде «это только в сказках можно нанять дурочка с серебряным мечом, который за два гроша порубит живого мертвеца».

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Квинтэссенция «бессмысленно и беспощадно». Ладно, что всю книгу кто-то кого-то пытает, рубит, стреляет, терзает, избивает, на кол сажает и т.д. (+ 100500 глаголов, которыми можно продлить последовательность). Проблема в том, что за всем этим нет никакого смысла (ну, кроме того, что все-все-все — идиоты, дегенераты, ублюдки, предатели, безумцы и еще 500100 существительных, продолжающих ряд).

Развитие, становление, демонстрация героя? Нет, потому что Якса показывается изредка, с большими промежутками. Остальные персонажи сменяются еще быстрее. Как-то привыкнуть к ним, проникнуться какими-то чувствами просто не успеваешь из-за этого клипового потока. К тому же, пока читатель наблюдает за пролетающими персонажами, они исключительно страдают, кого-то пытают (или их кто-то), страшно умирают и прочее из первого списка выше.

Эпос? Тоже нет, всё самое важное уже произошло, и хотя в книге все друг друга постоянно режут, это всё местечковые схватки. Никаких войск, больших сражений, стратегий, политических изменений, я уж молчу об армиях мертвецов или драконов, хе.

Мифопоэтика и легенды? С этим тоже не сюда. Привычный, пусть несколько извр... измененный славянский бестиа.. пантеон, прошу прощения. Пара-тройка чудовищ и говорящие головы.

Альтернативная история? Ну, разве что, если вас очень сильно интересует Косовская битва и её альтернативные последствия в альтернативном мире. Но всё это можно свести к двум словам, а то и буквам — пп.

Идеи и мораль? Не в этом мире бессмысленного буйства. Разве что банальщина в духе «будешь вести себя плохо — кончишь очень плохо. Как и окружающие». Впрочем, если не будешь — это не сильно что-то изменит. Просто прилетит рикошетом, как одному из этих самых окружающих.

Возможно, в последующих книгах будет что-то интересное, но всё равно непонятно, зачем читать этот приквел-прелюдию, если можно будет обойтись кратким пересказом. Событий тут, повторюсь, не очень много — слишком все заняты созданием атмосферы и причинением мук окружающим. Зачем эта книга писалась, а тем более переводилась (при наличии у автора других книг) — для меня загадка.

Впрочем, литературную ценность текст имеет, тут не поспоришь. Чтобы так успешно смешать воедино творчество известнейших писателей (тут тебе и Аберкромби сотоварищи, как известнейшие представители тёмного фэнтези, и «Песнь» Мартина, и «Ведьмак» Сапковского, и т.д.), вывернуть наизнанку и скрупулезно убрать всё хорошее и интересное, что было в образцах, — тут талантом не обойтись, тут нужен настоящий гений.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получше Кресса, нудней Баневича.

Якса почти не при делах, в кадр лезут (но целиком не вмещаются) всякие злые твари и духи пущи, ведьмака на них нет. Чернушность, надрывность и пафосность — в постмодерновом изводе: начало резкое, финал оборван; сюжет прыгает, меняя главных действующих лиц и рассказчиков; то, что принято звать приключениями и любовной линией, лишь упоминается, динамики с избранным пророчеством ждать до 313 страницы. От приложения впечатление, что оно к какой-то другой книге цикла, настолько скромны пересечения с основным текстом.

Мир стандартно средневеково центральноевропейский. На западе горы, монастырские тюрьмы и рыцари, на востоке степь, каган и острые черепа. Посередке страна зверей, бесов и людей — остатки королевства Лендия, которой ничуть не жалко жестко эксплуатируемому володарями населению.

Магическая система — обережная некромантия и духоводство. Как вера в Праотца помогает гнать старых богов в чащу, в каких отношениях шаманы со следами копыт на пепле? Почему этическая система не учитывает стрыг, если они чуть не под каждым кустом? Раскрыты точки зрения божьего садовника, деревенского парня и благородной распутницы с законным ребеночком — да ничего не понять. Жертвуют серпом по горлу, через дупло подмогу призывают, в кромлехе бой... И? Обмолвка о призыве Чернобога — вроде покупки яхты олигархом, у сохи никого не колышет.

Правдоподобность реалий ниже среднего. Манкуртов делают шерстяной шапочкой, водостока с соломенных крыш достаточно для канализации смывом. С сезонами и с/х просто масса удивительного, хотя автор и попытался что-то сказать о бортничестве и огнево-подсечном. Листья только золотые и ковром или кучей. Рыцарям тут нужны герольды, а не оруженосцы-конюхи, Проклятые партизаны и вовсе почти как из игрушек: зарядился и пошел махать-убивать. Панство гнет и нагибает народ как хочет, но мнение села много значит.

Просвечивающий исторический материал коварен. Например, крах лендичей написан так, чтобы ассоциироваться с первым Косовым полем — но похожи они только парой фактов. На второе Косово — одним фактом. На битву при Калке — последствиями, но не 100%. То викинги вынырнут, то дзяды. Некоторые детали жизни хунгуров прямо от монголов, но их въезд на зимовку больше подходит цыганскому табору, чем хозяевам караванов и отар.

Слог, претенциозный и сорный, дал массу поводов для веселья. Парень по имени «Самко», конский кумыс. В ступе обмолачивают. Понравилось о крестьянах, которые обидчиков б «как стадо вепрей», но, что сжимающая меч отрубленная рука летит в лес, биться о серую кору елок, тоже ничего.

Полиграфия в норме.

Рекомендации: только ради прикола.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гримдарк фэнтези по-славянски.

***

История, мифология и магический реализм тесно переплелись в этом мире — мире Ведды, где случилось нашествие орды хунгуров под началом властного кагана. Королевство Лендия (фэнтезийно-славянское государство с чертами средневековой Сербии, Польши и Древней Руси) оказалось стёрто с лица земли волной жестоких кочевников. Последняя битва — битва на Рябом поле (события которого сильно напоминают историческую битву на Косовом поле 1389-го года) завершилась разгромом рыцарства лендичей и гибелью лендийского короля. В последний момент кагана-победителя убил воин Милош Дружич — в обстоятельствах, схожих с теми, в которых Милош Обилич на Косовом поле убил турецкого султана. Это не принесло лендичам ничего, кроме ожесточения завоевателей во главе с новым каганом — наследником убитого.

Такова основа, на которой держится последующий сюжет этой саги. «Царство железных слёз» представляет собой сборник новелл, в котором рассказывается как об описанных событиях, так и о том, что за ними последовало.

Через какое-то время на страницах появляется и главный герой произведения — сначала пассивный участник событий, маленький ребёнок, потом взрослеющий в суровых условиях отрок и, наконец, суровый воин-одиночка. Пожалуй, своим героем и интересна эта книга прежде всего.

Главным действующим лицом является Якса из рода Дружичей — единственный выживший сын того самого Милоша. Его образ автор, очевидно, собрал из нескольких исторических и полулегендарных персоналий. Имя Якса принадлежит нескольким полулегендарным западнославянским князьям (см. Якса из Мехова, или Якса из Копаницы). Судя по первой книге, он — своеобразный герой-мститель этого мира, подобный сербскому Вуку Огнезмию. Отовсюду гонимый и проклятый за деяние отца как хунгурскими захватчиками, так и подчинившейся им лендийской знатью, он хранит меч Милоша — тот самый, которым был убит каган хунгуров. Изгой и изгнанник, он скитается по землям, где разобщённые племена с недоверием относятся друг к другу. Какие-то из них придерживаются нового единобожия, чтя древнего предводителя ведов и своеобразного пророка Ессу, какие-то — всё чаще обращаются к тёмным и кровожадным древним богам, являющимся в виде жутких созданий из леса. Там, в суровых горах и дремучих лесах, скрывается Якса, готовя свою жестокую месть...

Какие впечатления от первой книги? Неплохое начало. Разбитая на отдельные новеллы структура, так полюбившаяся польским авторам фэнтези начиная с Сапковского, позволяет погрузиться в атмосферу и постепенно, деталь за деталью, изучать причудливый мир, созданный Яцеком Комудой на этих страницах. Если сравнивать с другими образчиками славянского фэнтези, то ближе всего здесь будут «Волкодав» Марии Семёновой и «Осенний Лис» Дмитрия Скирюка (первый — потому что мир с переименованными народами и землями так же напоминает нашу древнюю историю, а второй — потому что тоже играет с историческими событиями и временами, смешивая многое в едином котле). По стилю это тёмное фэнтези, даже скорее гримдарк-фэнтези: суровое восточно-европейское средневековье с богатырями и кочевниками, где сжигают целые деревни, а преступников казнят самыми жестокими способами. И сама магия, связанная в мире Ведды прежде всего с древней языческой религией, мрачна и полна ужасов. Так что по атмосфере это чистой воды гримдарк.

Итак, это первая книга, начинающая историю Яксы. Она даже не столько первый том саги, сколько своеобразное предисловие, потому что вторая книга, «Якса. Бес идёт за мной», обозначена первым томом серии. Издание её на русском языке пока что только в планах, но уже известно, что книга расскажет о временном промежутке между первыми новеллами, где совсем юный Якса был лишь второстепенным персонажем, и последними двумя рассказами, в которых Якса предстаёт взрослым воином. Что ж, будем ждать выхода продолжений.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж этот пресловутый ярлык, насколько сильно поджанр будоражит умы и каких только комментариев не начитаешься на этот счет в интернетах. Ведь некоторым оказывается даже неважно само фэнтезийное направление. Для этого читающему достаточно уловить намек на излишний градус насилия с сопутствующей линией подробностей и вытекающей из нее долей реализма чтобы уже вынести вердикт и заклеймить его «темным», а затем оставить распыляющий отзыв и пожаловаться, что писатель видите ли безжалостен, да и вообще литература подобного рода способна нанести психологическую травму, правда зачем читают такое не поясняется. Ну что тут сказать видимо с романистами прошлых веков не знакомы, которые не просто писали про ту эпоху, да еще и жили в ней. Их многие работы по степени своей жестокости даже сравнить объективно не с чем, выбери одного случайно взятого из списка классика, и он буквально задавит современного писателя брутальностью своей работы и это без какой-либо приставки «dark». Вот вам и «темное фэнтези».

А теперь, по существу о самой книге про Яксу о котором между прочим не так-то и много страниц информации. Видимо из-за этого фактора как мне кажется я так и не смог проникнуться и определится к какой стороне мнений примкнуть. Вроде бы в полной мере не разделяю читательский восторг, но и в то же время не готов предать эту книгу забвенью. А вот кстати крайние три рассказа мне показались вполне даже ничего, но правда они тоже без крепкой интригующей линии хоть и с видимым сквозным сюжетом, что для меня является минусом.

И так взяв книгу перед тобой предстанет картина альтернативной истории от этого нынче никуда не деться, такое вот модное лекало ничего тут не поделаешь. Но замечу, что характерную особенность для этой книги определяет отсутствие каких-либо исторических знаний, а это вполне на руку человеку которого мало интересует жилье былье, да еще и в соседствующих странах. Атмосфера эпохи в жанровом стиле передана обстоятельно, а вот местами почему-то не столь хладнокровна как хотелось бы. Но зато в этом мире имеется первобытная магия с пугающими существами, также присутствуют религиозный аспект с единым богом и богами языческими праздно украшающие себя кровавыми ритуалы. Атмосфера считаю передана умеренно и соразмерно сдобрена средневековым колоритом, который пусть и не совсем достоверно отражает разруху и отсутствие прогресса как такового, но подходит согласно временному периоду.

P.S. Чтением книги удовлетворен, интерес читать дальше серию не потерял. Хотя для примера ради стоит сказать, что если взять сборник про Вийона, то он окажется лучше, даже не на порядок, а не сравнимо лучше. Поэтому считаю нужным посоветовать если твое знакомство с творчеством Комуды будет первым, то берись за рассказы про поэта, чтобы оно случайно не стало для тебя последним.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проклятый

***

Яцек Комуда здорово ворвался на российский рынок фэнтези. Сборник «Имя зверя. Ересиарх» оказался достаточно свежим, чтобы его заметили. Плюс исторический фон, плюс мрачные натурализм. И, конечно же, личность Француа Вийона. Всё это позволило закрыть глаза на некоторые минусы сборника. Что же сказать про другой сборник Комуды – «Якса. Царство железных слёз»? Если коротко, то сборник хорош. Определенно хорош.

…Лендия испытывает на себе нападки кочевников – хунгуров. Проблемы есть у обеих сторон. И там, где кочевники агрессивны, где они сплочены вокруг сильной личности, там Лендия слаба. Разобщенность политическая и религиозная, военный кризис. Вот в какое время совсем юный Якса становится взрослее, злее и сильнее.

Сборник (а это именно он) состоит из нескольких рассказов и повестей. Занятно, что не во всех Якса является главным героем. Так, в первой повести Якса появляется лишь на заднем плане. Помимо этого повести и рассказы имеют существенный временной разрыв между друг другом. Фактически читатель становится свидетелем основных вех жизни Яксы, что позволяет понять – этот сборник является лишь прологом к грядущим событиям.

Теперь о каждой составляющей сборника.

«Закон непокоя». Повесть-пролог, где Якса лишь мельком упоминается. Эта небольшая история позволяет увидеть нашествие хунгуров на земли Лендии.

«Царство железных слёз». В этой повести главным героем становится Венеда – мать Яксы. Сам же Якса перемещается во второстепенные герои. Эта повесть достаточно жесткая, особенно завершающая часть. Здесь Якса всё еще совсем мал, зато становится понятно, почему он станет таким жестким.

«Убить беса». Это короткий рассказ про Яксу-юношу. В этом произведении Якса узнает, что он – Проклятый. Это так же определяет его будущее.

«Пепел». Здесь Якса появляется лишь в финале. Зато эта история позволяет понять, что же хунгуры делают с захваченной территорией и людьми. А еще Комуда здорово рисует, как же любят его герои предавать проклятию всех и вся. Якса обретает себя среди Проклятых.

«Страной людей, зверей и бесов». Практически боевик. Сплошное действие, Якса снова в главных героях. Финал этой истории очень важен, Якса и обретает кое-что, и закрывает важный вопрос в своей жизни.

«Визгун». Якса в поисках того, что он потерял. Ради этого Проклятый готов на всё. Иначе и быть не может. Неплохая драма.

Наконец, завершается сборник глоссарием. Глоссарий довольно короткий, многое из него понимается интуитивно, но местами интересно. Ощущение, будто это глоссарий не конкретно к этому сборнику, а ко всему циклу. И будто бы глоссарий написан после романа, а не после сборника.

Что сказать о плюсах сборника? Читается он легко, экшена очень много, при этом нельзя сказать, что книга вышла пустой. Психологизм тоже присутствует. В основном он на тему столкновения двух интересов – Лендии и хунгуров. Кочевники очень жесткие, Лендия, лишившись опоры, сильно теряется. При этом «Якса» не скатывается в банальную боевку и воещину. Как таковых боевок тут довольно мало. Тематика (славянская) выдержана, исторический фон заметен. В целом, это будто книга про наше Средневековье, но с другими именами и топографией. Если сильно не приглядываться. Так же стоит сказать, что некоторые отрезки написаны от лица хунгуров. И да, выглядят они довольно варварски, но поведение их детерминировано, что не позволяет отбрасывать их в сторону чистого, абсолютного зла. Их обычаи, их наказания – всё это интересно. Здорово выглядит и столкновение религиозных парадигм – единоверия и язычества. Любопытна и система магии. Духи, боги, некромантия. Наконец, ружья у Комуды стреляют. Их довольно много. Некоторые стреляют в этом же сборнике.

В минусы можно мир, который раскрыт не так, чтобы уж хорошо. Глоссарий дает много ответов, но далеко не все. Можно сделать скидку на то, что сборник – это лишь пролог к циклу. Так же среди минусов стоит упомянуть разрывы между повестями и рассказами. Не хватает каких-то интермедий. Правда, сразу же пошла бы ассоциация на Сапковского.

Заключение: это вторая книга Комуды на русском языке. И второе попадание. А это уже маленькая, но тенденция. Остается надеяться, что в последующем романе Комуда прибавит еще немного. В целом же, сборник получился достойным. И не стоит сравнивать его с книгой про Вийона – они разные. Но Комуда верен жесткости – она есть в обоих произведениях.

8 железных слез из 10.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одни повести удивительно хороши (хотя, имхо, имеет место некоторый перебор с жестокими сценами), другие — откровенно слабые. Так, мне совсем не понравилась финальная часть, «Визгун», и вот почему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
во-первых, я не смог поверить в любовную линию. Она произошла «за кадром», и сочувствия не вызвала совершенно. Во-вторых, местный монстр какой-то уж больно нелепый.

А больше всего впечатлил, наверное, «Пепел». Думаю, из-за того, что структура в этой повести несколько более сложная, чем в остальных, и в происходящее проще поверить.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство моё с творчеством Комуды началось с прекрасного Ересиарха. Нечто подобного я ожидал и тут. Но. Первое, что бросается в глаза — очень странный текст/перевод — как будто нейросеть переводила или писала, хотя и Ересиарха и Яксу переводил Сергей Легеза. Второе — это чернуха выведенная на абсолютно новый уровень — детской агонии на колу. Ни одного из героев не жалко потому что каждый из них предает, бьет в спину, и вообще подонок. Увы, это книга не для меня.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством польского писателя Яцека Комуды я знаком по его сборнику о Франсуа Вийоне, который произвел на меня довольно приятное впечатление. Порой автор перебарщивал с жестью, но меня этим оттолкнуть сложно.

«Якса. Царство железных слёз» представляет из себя сборник повестей о судьбе главного героя, Яксы, в разные периоды жизни. При этом в начале сборника Якса даже не на первых ролях, выступает лишь в роли статиста, а акцент смещен на других героев. Тем не менее он всегда оказывается в гуще событий, даже будучи ещё ребёнком. Только в последних повестях повзрослевший Якса становится полноценным героем.

Произведения, входящие в сборник, обладают довольно тяжелой и давящей атмосферой. Язык романа по-своему пафосный и былинный. Есть определённые термины и речевые обороты, которые придают книге особый славянский колорит.

Заметно, что автор вдохновлялся реальными историческими событиями. Кочевники-хунгуры постепенно захватывают страну Лендию, в которой без труда можно найти черты Древней Руси или другой славянской страны. В совсем недавнем прошлом посол лендичей подло убивает кагана хунгуров. В порыве мести войско кочевников начинает наступление на земли Лендии, попутно вырезая всех жителей. Войско лендичей оказывается разбито, король Лазарь убит, а князья и полководцы со своими рыцарями ищут спасения в соседних странах. Население Лендии оказывается беззащитно перед местью хунгуров. Кочевники творят зверства и беззаконие на покорённых землях. До нападения хунгуров в Лендии господствовала вера в Ессу – воителя, покорившего дикий лес ради блага людей. Его знаком было копьё, а при храмах всегда обустраивали сады, в честь его подвига. В некоторых чертах этой религии я увидел отсылки к христианству. Однако, когда наступили тёмные времена, крестьяне очень быстро отказались от единого бога и обратились к язычеству, принося кровавые жертвы древним богам.

Мир мифов в романе Комуды тесно пересекается с реальностью. Рядом с людьми обитают древние монстры, взятые из славянских легенд: упыри, стрыги, бесы и ожившие деревья. Повсюду мы видим древнюю языческую магию, которая людям более близка и понятна, чем заветы честного и справедливого единого бога. Озверевшие от отчаяния люди повсеместно жгут храмы Ессы и убивают жрецов. Не меньшие зверства творят и хунгуры в покорённых селениях. Одним словом, мир Яксы полон жестокости.

Любовная линия присутствует, но она совсем незначительна и выглядит довольно натянутой. Если её убрать, кардинально ничего не поменяется.

Слабым местом сборника для меня стали персонажи. Сам главный герой, Якса, не раскрыт совсем. Да, он мстит за смерть своих родителей и покорение своей страны, но как человека и личность мы его не видим. Его соратники, опозоренные рыцари, которые не успели или не захотели успеть к главной битве за Лендию, ведут партизанскую войну. Подробностей о них мы также совсем не знаем. Но главным разочарованием для меня стали родители Яксы. Отец, Милош Дружич, и есть тот самый рыцарь, убивший кагана кочевников. Именно его все считают повинным в хунгурском нашествии. Сын убитого кагана, став правителем, поклялся извести весь род незадачливого убийцы. Проблема заключается в том, что нам совсем не ясны мотивы Милоша. Что он хотел выиграть от своего поступка? Знал ли о задуманном Лазарь? Мать Яксы – Венеда – совсем уж противоречивый персонаж. Всеми силами она пытается спасти своего малолетнего сына, но при этом совершает максимально нелогичные поступки, часто напоминая инфантильную истеричку. Единственный, кто мне понравился – это бывший рыцарь, а ныне монах Грот, обучавший Яксу искусству боя. Он выступает главным героем повести «Закон непокоя», открывающей сборник.

Итог: Довольно занимательный сборник повестей в жанре тёмного славянского фэнтези. Формат малой прозы хорошо способствует раскрытию мира, но совершенно не помогает раскрыть персонажей. По своей атмосфере он напоминает роман Жана-Филиппа Жаворски «Неумерший», где реальность и мифы так же тесно сплетены. Насколько я знаю, после сборника рассказов должен выйти полноценный роман о Яксе. С удовольствием бы ознакомился с ним.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

это просто праздник какой-то. Комуда показал себя настоящим мастером черного фэнтези в «Имя зверя — ересиарх», сборник рассказов про Вийона развеселил и покорил. Он был живописным, откровенно издевательским, темным, красивым. Взявшись за эпик, Комуда прекрасно вышел из положения, снова подавая историю рассказами — да какими! Каждый вырван из мира и кровоточит, громыхает, ревет. Никакой жижи, только главное. В битву между славянами и кочевниками замешаны злые старые боги, требующие крови, и читается это очень реалистично.

Как целое книга рассказывает о судьбе Яксы Дружича, сына местного вождя Милоша, вызвавшего хана на поединок, но убившего его бесчестно, чтобы дать войскам возможность воспользоваться изумлением кочевников. Однако замешательство хунгуров не пригодилось, они палят и режут всех, как скотину, Милоша и его род проклинают. Мать Яксы прячется с малым ребенком в крепости, где люди от безнадеги начали приносить кровавые жертвы древним богам.

Открывающая история про бегущего от орды инока просто сшибает с ног. Не оторваться. Каскад несчастий, нападений, плена, ужаса и боли — война показана Комудой яростным, проклятым штормом. Но Яксе, за которым охотятся, чтобы посадить его на кол, в этом круговороте безумия периодически везет, хотя проще было бы умереть. В этом и есть единственный минус — это эпик с нагромождениями тел, тут не хватает черного юмора. Думаю, в следующей книге Яксе, ставшему воином партизан-Проклятых, за свое везение придется заплатить.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не хотел браться за эту книгу. По отзывам и аннотации — славянское фэнтези, жанр, который я не очень люблю. Но, недавно, Я. Комуда сумел заинтриговать меня довольно необычным произведением про Франсуа Вийона, поэтому — решил прочесть.

Это сборник. Несколько повестей, объединённые одним общим героем. Но, Якса, по имени которого и названа книга — не является центральным персонажем, лишь эпизодически появляется на сцене. Какой тогда смысл называть этот сборник «Якса»?

По жанру — смесь обычного «славянского фэнтези», довольно избитого, с привычным набором языческих богов, жрецов, ведунов и т. д., мрачного и жестокого «dark fantasy», и, в дополнение к этому стандартному типу, попытки создать некую эпическую картину.

Впрочем, от эпического тут присутствуют только элементы.

Задумка интересная — есть некое царство (даже, несколько объединённых княжеств), которые завоевали дикие кочевники. Эдакий симбиоз монгольского нашествия и турецкого завоевания Восточной Европы. Ну и ещё, воскресшее язычество и древние боги, противостоящие государственной религии — некому подобию христианства. На первый взгляд, сложно, но, необычно. Вот только, целостной картины нет. Детали, фрагменты. Короткие сценки, между которыми — десятилетия.

Чуть поясню:

Вот, в первой повести появляется главный герой — Якса. Но — он совсем ещё ребёнок, автор лишь на минуту показывает его, и то, спящим. Никакой роли этот персонаж не играет.

А вот, он уже юноша, но, опять, не центральная фигура. Промелькнул и исчез.

Следующие повести — уже прошли десятилетия.

И, в финале, Якса возникает ниоткуда, потом, опять продолжает свой путь. Куда? Кто знает? Наверное, читайте продолжение истории.

Рваный сюжет. Герои, почти никак не связанные друг с другом. Огромные куски времени, убранные из истории. Нет ни начала, ни конца. Сложно сориентироваться — нет центральной сюжетной линии. Целостности мне не хватило.

Но — это не роман. Поэтому, недостатком я это не назову. Просто — очень необычный стиль повествования.

Опять же. Много слов и названий, смысл которых не совсем понятен. Какие-то, фразы и названия из польского языка, какие-то — выдуманные писателем. Понять смысл сразу сложно. Но, в конце книги есть глоссарий, после прочтения которого многое становится ясным. Мифология, космогония, география. Может быть, стоило начать чтение книги с приложения.

Но — есть и много хорошего:

— оригинальная задумка,

— кроваво и жестоко, что понравится любителям «темного фэнтези»,

— неплохая стилизация под старину,

— элементы мистики и хоррора.

Вот такая получилась книга. Очень неровная.

Есть много ярких фрагментов, необычных и оригинальных по-задумке. А есть, куски — подражание Сапковскому и его «Ведьмаку».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повесть «Страной людей, зверей и бесов» один в один напомнила мне роман про Рэмбо Д. Морелла «Первая кровь». Финальная повесть «Визгун» — «Вий» Гоголя.

Но, общее впечатление, неплохо.

Атмосферно.

Не скажу, что книга мне понравилась, ну, не очень я люблю фэнтези в таком жанре, но, желания бросить чтение не возникло.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как уже написано ниже, автор мастерски обыграл и видоизменил добавив немного магии, и Дарка реальные исторические события. Как по мне произведение от этого только выиграло том, что картина вышла еще реалистичная, темная, и насыщенная событиями которые действительно цепляют, и ты сопереживаешь героям. Однако, как можно увидеть — перед нами только вступление в цикл, потому что хоронологично описывается период где-то лет 20 после проигрыша лендичей в большой войне. Нам показано, и как живут крестьяне, и как борются остатки рыцарей, и как медленно завоеватели выполняют волю своего хана. Так, же и главный герой Якса, мы о нем мемо не так, и много информации, видим бы несколько эпизодов из его жизни, от детства к взрослению и начале пути борца с завоевателями. Что понравилось еще, что здесь нет ни чисто добрых персонажей, ни чисто плохих, есть такие моменты, даже ГГ вызывает отвращение своими поступками.

Подытоживая крутой вступление в не менее крутую и интересную историю, если автор справится и не опустит планку.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх