Диана Уинн Джонс «Волшебный витраж»

Annotation

---


--- PiedBerry Диана Уинн Джонс «Волшебный витраж»

 

Диана Уинн Джонс «Волшебный витраж»

Диана Уинн Джонс умеет реалистично изображать отношения между детьми и взрослыми. Как истинная англичанка, она не делает скидок на юный возраст читателей, но и на поводу у родительского консерватизма не идет. Истории Джонс никогда не бывают морализаторскими, они воспитывают, объясняют, показывают, как не надо делать, и какие маленькие слабости всё же можно себе позволить.

Если в историях про миры Крестоманси в достатке суровой реальности, предательств родных людей, капризов и эгоизма детей, инфантильности, сложностей в понимании между поколениями, то «Волшебный витраж» совершенно другой. Это – настоящий учебник по тому, как встречать незнакомца в своём доме. Или же, как уживаться с чужаками в своей жизни.

Эндрю – типичный рассеянный «профессор», хотя это ученой степени он ещё не получил. Но рассеяность его связана не только с полетом в далекий, недоступный простым смертным мир науки, но и с необходимостью удерживать внутри настоящую магию. Любимый дедушка, не жалевший сил для воспитания внука, показал мальчику другую сторону реальности. Мальчик вырос, а в памяти стала дырявой как решето. В первую очередь из-за матери, которая отца не понимала, иметь дело с непонятными вещами не желала и сына старалась от них оградить. Эндрю вырос на стыке двух миров, носил их в себе, стараясь не замечать сотворяемых им самим маленьких чудес. Прекрасная сцена в начале книги показывает, как герой спасает свою машину, используя все знания, которые перемешаны в его светлой голове. Характер персонажа раскрывается полностью. Дед умирает, оставляет единственному наследнику свои права и обязанности. Особой радости взрослый внук не испытывает, но раз надо…

Всю книгу Эндрю будет вести себя как взрослый. Ошибаться как взрослый, быть настойчивым как взрослый, поддаваться искушениям и не сдавать позиций. Когда его жизнь затрещит от невероятного, когда будет возвращаться память о вещах, не помещающихся в рамки обычного, когда на его голову упадет сообразительный, хотя и своевольный сирота, что будет делать «профессор»? Правильно. Он будет решать проблемы по мере их поступления, не отказываясь от собственных мечтаний, но и не сбегая от необходимого. Очень правильный образ в мире книг для подростков, где взрослые чаще всего ненадежные, таинственные и странные.

Эйдан, второй главный герой, трагически потерял близкого человека, но собрал себя в кучу и пошел за помощью. Конечно, в жизни редко всё случается, как задумывалось, так что вместо старого опытного мага Эйдан получил его странноватого внука, в котором изначально подмечал только отрицательные черты. Но даже тогда реагировал на превратности судьбы спокойно, без истерик, мелодраматических страданий с избытком пафоса (по такому поведению книжных героев автор прошлась в «Рыцаре на Золотом коне»). Мальчик любопытен, смел и прекрасно понимает насколько всё сложно, страшно и опасно.

Если бы эти двое сразу нашли общий язык, история получилась бы излишне детской. Если бы они противостояли друг другу, с завидной регулярностью наступая на грабли, теряя слух, зрение и способность здраво мыслить, то получился бы худший из вариантов young adult. Джонс нашла баланс, донося простую истину – если ты готов открывать другого человека, то мир станет чуточку лучше. В крайнем случае – проще.

Тем примечательнее отрицательные персонажи. Они не пытаются ужиться с забавными садоводами, суровыми кухарками, прекрасными наездницами. Им нужно брать, вытеснять, заменять. Человеческое пространство им чуждо, но как оно влечет! А чтобы получить желаемое, можно использовать любые хитрости. В основном, подрыв веры в реальность, в свои силы, в других людей. Обман, любого толка, у автора самое страшное колдовство.

В конце концов, все получат именно то, что заслуживали. Кто-то пропадет в переплетении магических чар, а кто-то обретет любовь, семью и призвание. Так и должны заканчиваться хорошие истории для юных (и не только).





FantLab page: https://fantlab.ru/work1122817