fantlab ru

Полина Кузаева «Эви поднимается»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Эви поднимается

Рассказ, год; цикл «16-я фантЛабораторная работа»

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, ФЛР-16 // Третье место (Бронза)


Издания: ВСЕ (3)

Впереди — лето
2020 г.
Будущее, которого мы избежали
2023 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №4, апрель 2019. Том 187
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начать с того, что мне рассказ понравился. Читал в удовольствие, а это главное. Текст добрый, без антигероев и каких-либо плохих событий. Это при том, что жанр можно безошибочно отнести к постапу. Вот такой вот выкрутас – добрый милый постап. Оказывается бывают.

Но, если постап не о навязших в зубах монстрах или непригодной для жизни среде, то о чём же он? О проблеме выбора. О том идти дальше или радоваться тому, что есть. Вопрос это серьёзный и постоянно поднимается отнюдь не только в фантастике. Тот же, любимый мной, американский детективист Тони Хиллерман постоянно ставит вопрос кем быть – индейцем, и комфортно без особых амбиций жить в своём маленьком социуме, или американцем, и иметь в своём распоряжении всю страну, но заплатив за это утратой «корней».

Отвлёкся я, дальше постараюсь о фантастике. Тот же вопрос, но с другого ракурса постоянно поднимают Стругацкие – куда идёт человечество? Останется оно навсегда таким, какое сегодня, или люди превратятся в что-то иное, гораздо более продвинутое, хоть и утратив многое человеческое? Например, вспоминается «Волны гасят ветер» — третья сигнальная система, четвёртая, пятая… То же, но под другим углом и в «Гадких лебедях», и во многих других их произведениях. Лем с его «Фиаско» — кем станут люди, выйдя из «окна контакта»? Да много ещё чего можно назвать.

Так вот, «Эви поднимается» именно про это. Про путь человечества и про дилемму – хорошо идти вперёд или плохо?

Ох как много я понаворотил на тему темы:)) Ну, раз текст заставил столько понаписать, значит уже не пустышка.

Что касается самого рассказа, то написан он добрым и хорошим языком, во многих местах очень ярким. В значительной степени используется приём «поток сознания», но в мягкой, не экстремальной форме. Кое-где текст показался сыроватым, но только кое-где.

Есть и что не понравилось, но, в большинстве, это мелочи. Вот примерный список:

* Зачем тексту придана календарная структура я не понял, это ведь не хроника и не дневник. Высчитывать сколько времени прошло между фрагментами, глядя на даты, мне было лень.

* В прямой речи я довольно часто путался – какой герой что сказал. Возвращался, пытался разобраться, и опять путался.

* Бондик сравнивается с псом в двух местах, мне это показалось перебором.

Чуть более серьёзные вещи, которые мне не понравились:

* На мой вкус фантдопущение разъяснено слишком подробно. Мы ведь смотрим с точки зрения современных людей, а нам пытаются объяснить какими же будут люди следующие. Или даже уже не люди.

Давайте объясним шимпанзе концепцию… ну, например, веры в божественную волю. Идея очень важная, она вела человечество вперёд десяток тысяч лет. Получится объяснить? Не-а. Скатимся до примитивнейшей ерунды, типа «где-то хорошо прячется огромная главная обезьяна».

Так что не стоило бы давать такие подробные объяснения, они сводят переход в новое качество к обычному крематорию. Заметьте, ни Стругацкие, ни Лем в своих произведениях не разъясняли чем же станет человечество. Впрочем, это опять я ушёл от темы, рассказ, всё-таки, не о будущем человечества, а о проблеме выбора. Так что мои рассуждения об обезьянах может быть и лишние.

* Второе – моё восприятие быстро утомляется от текстов в стиле «поток сознания». Наверное потому, что пытаюсь подстроиться под героя, корёжу восприятие своё под то, что предлагает автор. Поэтому чем длиннее такой текст, тем хуже он мной воспринимается. В общем, в третьей трети рассказ ощущался как немного затянутый.

Теперь недостаток самый серьёзный.

Фантдопущение строится на том, что, отсканировав генетический код, можно скопировать человеческое сознание и/или душу. И, уж точно, индивидуальность. Нет. Точнее не так, а вот так НЕТ. Я зануда, я спотыкаюсь о термины, некорректно вставленные в литературные тексты.

Генетический код это всего лишь чертёж. Ну, как чертёж дома. Если вам в руки попадёт чертёж небольшого сельского домика, вы не сможете сказать кто в нём жил. Всё, что сможете это догадываться – в нём вряд ли обитал английский граф, или миллионер, или монгольский скотовод. Не более того. Может этот дом вообще стоял пустым. Построили и не смогли продать. Так и с генетическим кодом – он лишь определяет возможности, накладывает ограничения на результат, на то, какой человек может получиться. Сам человек, его сознание, в генетическом коде не записан.

В литературном плане это мелочь – замени слово «генетический» на какое-нибудь другое, менее научное, и всё будут хорошо. Но мне читать мешало.

В целом. Критика моя мелкая, удовольствие получено. Так что, рассказ понравился. Оценка – 7, что значит «если вам нравятся вещи подобного плана, читать очень даже рекомендую,». Если рассказ запомнится, оценка пойдёт вверх. Шанс есть. Но это выясниться не сегодня и не завтра.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны картинка интересная: все земляне куда-то сваливают с планеты, то ли в Рай, то ли на другую планету, поначалу не ясно. Наш главный герой по имени Миша сидит в инвалидной коляске и не хочет прерывать свое не очень активное существование. Почему? Потому что он любит книжки! Мол, пока все книги на планете не прочитаю, телепортироваться в другую сущность не желаю! Ну все мы немного Миша:) Почему Эви влюбилась в Мишу? Ходит себе по улицам вполне здоровая девушка, собирает цветочки, как вдруг видит катится инвалид на коляске. И сразу до него: «Эй слышь инвалид, а ты чо ещё не улетел? Ленивый штоле?!!» Это у них такая любовь с первого взгляда. А в итоге оказалось, что никто никуда и не улетает. Концовка довольно туманная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели и впрямь эта Эви слилась со всем человечеством в единое целое существо и говорит: «А давайте не будем никуда улетать, ребят. Тут такой инвалид на районе лазит, закачаешься. Кофе варит, книжки читает. Айда всем человечеством на нём жениться!» Мне кажется мужская половина «поднявшегося» человечества завопила бы «Алё-алё, мы против! Разкремируйте нас обратно!»

Но внимательно перечитав последнюю страницу всё стало на свои места:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эви никуда не улетела, она просто пешком к Мише пришла самолично с одним разумом в голове.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрался-таки и до этого, самого обласканного отзывами рассказа.

Вещь, несомненно, не поверхностная. Я это вижу и понимаю. Однако, иногда случается так, что автор, придумав композицию и ЧУВСТВО РАССКАЗА, не может полностью вытянуть его за нить сюжета, и тогда как бы подстраивает композицию под такой «недовытянутый» сюжет. Как будто он рисовал лицо, но это лицо слегка недополучилось — ракурс неудачный выбран, или глаз правый нарисовать не вышло. После этого художник рисует густые волосы, красивую причёску — и прячет в ней все огрехи лица и композиции. Также и здесь — мне кажется, что флешбеки,инвалидность, кошки и композиция рассказа — именно те самые волосы, которые скрывают нарисованное лицо. Хочется посмотреть, что под ними, приподнять — но это рисунок, и если стереть волосы с бумаги — под ними обнаружится только чистый белый лист.

Это не плохо, скажу сразу. Для автора важнее была атмосфера, ощущения, чувства и глубина мыслей, а не глубина сюжета. Поэтому он выбрал такого героя, поэтому ту-самую-Эви он лишь обрисовал небрежными штрихами, просто обозначив «цундэре», классическую такую. Поэтому вместо чёткой сюжетной истории он выбрал «флешбечную» композицию, вращая камеру туда-сюда, показывая читателю то один кусочек, то другой — достаточно, чтобы уловить атмосферу и настроение, но недостаточно, чтобы полностью понять мир. Скорее клип, чем короткометражка.

И идея не нова, и исполнение не самое изысканное, но автор поставил цель — написать настроенческий рассказ, и это у него получилось. Я не большой поклонник таких вещей, но не могу не признать: с задачей автор справился, и нужное настроение я «поймал». Другое дело — по итогам, я буду субъективен, и «сюжетные» буду брать выше «настроенческих», но Эви в топе будет. Так что — и благодаря мне, который в принципе «настроенческое» не одобряет, Эви в общем зачёте немного, но поднимется.

Автору — удачи.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Годный рассказ, чьё действие вертится вокруг негодного ГГ. Послевкусие терпкое, как после хорошего кофе. Тема подана не в лоб, но легко просчитывается. Фантдоп основательный и не самый распространённый.

Чудо – грозное, но светлое, такой вот сингулярный хэппи-энд… Автору удалась мистификация вокруг Эви, он провёл не только ГГ, но и читателя.

Тайна – раскрывается в самом финале и резко прибавляет позитива всей истории. Особенно финт с Эви.

Достоверность – выше средней, все персонажи получились живыми, нервными и что самое приятное – разными. Можно было бы поспорить с тем, что фазовый переход может произойти столь плавно, без социальных конфликтов. Но кто из нас может поручиться, что не повторит судьбу легендарного Агапита в час, когда прозвучит «зов роботов»?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное впечатление остаётся от этого рассказа. Он хорошо написан, он хорошо читается, он цепляет. Он горький, но оставляет шанс на надежду.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уважаемый Автор! То, что вернувшаяся в конце Вашего рассказа к Мишке Эви представляет собой всё человечество, силой её воли не полетевшее в космос на поиски неизвестно чего — мне только кажется? Или всё-таки я права?

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В итоге: литературно и до предела сентиментально. У нас всеми средствами стараются вызвать жалость к такому милому главному герою. Человечность против трансгуманистической сингулярности/сублимации.

На чьей я стороне? Не знаю. У оставшихся так уютно — кошки, макарошки и детки. Но они прошлое? Человечество же шагнуло вперёд, а они остались. Я вполне себе ретроград, но тут не знаю, как бы поступил.

Минус балл за слащавость, которой позавидовал бы сам Крапивин.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, начинающийся как конец мира, затягивает и заманивает. Чем же? Может быть такой похожестью на нас, может быть последней пачкой кофе, может быть стаей кошек (даже, если у вас кот один, это все равно стая и вселенная одновременно). Мир, где люди не хотят жить людьми, но хотят жить. Не хотят узнавать, но хотят знать все. Разве это не мы? Мы все ждём, что придёт кто-то и решит наши с вами проблемы. Потерять индивидуальность не боится только тот, у кого она есть. А если мы не хотим решать проблемы и можно просто закрыть на все глаза и уйти. Не бороться, а плыть по течению. Ведь так тяжело жить. И как хорошо жить, дышать, любить, смотреть с «перерезанным» горлом на ту, что идёт навстречу. И вдруг все получится? А если нет, то не делать ничего, это просто ничего не делать и не жить.

Поднимайтесь и идите. Вперёд. И читайте, то что не смогли прочесть раньше.

Замечательный рассказ. Из недостатков: автор молодой, ищет себя и немного злоупотребляет прилагательными вначале. Но рассказ так затягивает, что уже к середине автор исправляется или это становится уже неважно.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во время чтения рассказа было ощущение, что автор пересказывает что-то очень личное — такая реальная ситуация (имеется ввиду неожиданный уход отца) и такие настоящие персонажи получились. Даже упоминание о Боге неслучайно, ведь обычно люди обращаются к чему-то высшему в моменты сильных переживаний и чувств.

Лично мне произведение очень напомнило мотивы Клиффорда Саймака, чьи рассказы мне очень нравятся, особенно те, в которых фигурируют темы о последних людях на Земле. Огромное человеколюбие и вера в лучшее — вот чего очень много в рассказах и автора «Эви поднимается» и у Саймака.

Да, конечно, в рассказе нет сцен, описывающих массовый исход человечества с Земли, но хватает и воспоминаний главного героя, который в силу ограниченности своих физических возможностей не мог этого увидеть. Особенно тронули внутренние переживания главного героя Мишки — так человек переживает целую гамму чувств, когда не получается по-иному, внешне, пережить расставание с близкими людьми.

Высокая оценка за высокий литературный стиль, светлые чувства и за таких настоящих, не фантастических персонажей. Так держать!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное, чего я не понял — это мотивов ГГ. Нет, я видел, как автор объясняет это прямым текстом, но, наверное, я слишком логичен, чтобы понять такие странные аргументы от инвалида, которого все бросили или собираются. Технически — неплохо, эмоциональные моменты есть, сюжетно — так себе, действия в рассказе мало. В итоге для меня — эот рассказ вроде Лиги Шпига: тут все хорошо только в обозначенных рассказом рамках, а за ними пусто.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная в литературном плане вещь (несмотря на неряшливость в оформлении диалогов) об уходящих и остающихся.

Сначала показалось, что сюжет будет развиваться в направлении «Нульгород» Каганова, но оказалось что-то более близкое к «Где отец твой, Адам?» Олди.

Многие ли из человечества выдержат приманку ментальным бессмертием и возможностями объединённого разума?

Главный герой — подросток-инвалид. Вообще-то приём на грани фола, но тут был уместен.

Финал удачен — допускает разные трактовки.

Впечатления двойственные: вроде и зашло, и не зашло. Мотив богоискательства, на мой вкус, всё же был лишним.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну не знаю даже , что написать. Очень слащавые диалоги, очень рефлексирующие герои. Всё это кофе бесконечное, блинчики, цветочки. ГГ полностью слеплен для того, чтобы вызывать жалость, его до кучи ещё и инвалидом сделали.

Да, я понимаю, что автор в рассказе пытался вызвать ощущение вкуса к жизни. Именно к простой физической обыденной. Но мне показалось, что палку значительно перегнули, так, что достоверность героев снизилась до уровня хныкающих кукол-функций. Добила всё конечно финальная речь папаши. Очень пафосная, очень неискренняя, хотя вроде по фантдопу «поднявшиеся» вели себя абсолютно как люди. И ещё одно: у каждого есть возможность сжульничать — можно до старости прожить обычной биологической жизнью, а потом, когда замучает ревматизм, глухота и прочие недуги с радостью ломануться в башню.

В итоге: огромный перебор с жалостью героев, неестественно, местами слащаво. Плюсы: написано в целом грамотно, хотя стилистика лично для меня выбрана неудачно. Тема конкурса проработана весьма хорошо.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх