FantLab ru

Вадим Панов «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Голосов:
191
Моя оценка:
-

подробнее

Аркада. Эпизод первый. kamataYan

Роман, год; цикл «Аркада»

Аннотация:

Нет, это не фантастика. Искусственные продукты, ДНК-модифицированные вирусы, очки дополненной реальности, поголовное внедрение чипов, безошибочно идентифицирующих каждого жителя Земли — мы знакомы с этими технологиями, называем их достижениями и не задумываемся над тем, как они могут быть использованы. Потому что страшно задумываться над тем, что технологии не только делают нашу жизнь комфортнее и лучше, но и убивают.

«kamataYan» — это не роман-предупреждение, а проза завтрашнего дня. Головокружительный триллер о борьбе за власть, свободе и любви. О том, что ожидает наш мир.

Входит в:

— цикл «Аркада»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Аркада. Эпизод первый. kamataYan
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Зачем он это делает???»

© Вадим Панов — Аркада. Эпизод первый. kamataYan

Рискуя получить минусы в карму, всё же выскажу собственное мнение об этой книге. Тут собраны все страшилки «мира наживы и чистогана» недалёкого (во всех смыслах этого слова) будущего, какие только можно найти, причём страшилки эти гипертрофированы до невероятных размеров. Тут вам и почти поголовная чипизация населения, и еда из какой-то невероятной (и неизвестной, что ещё страшнее) химической дряни, и почти всеобщие гомосексуальные отношения, и принудительное вмешательство в психику нормальных людей, и «умные» гаджеты, искажающие реальность, и уголовное преследование за отказ улыбаться на улице, и, и, и... Да плюс к этому во всей красе присутствует теория (практика) заговора, так нежно любимая населением бывшего СССР.

Ладно, с этим всем ещё можно было бы как-то смириться. Но ещё и от мотиваций героев веет таким неприкрытым идиотизмом, что просто диву даёшься. И жалкие потуги пояснить такую «мотивацию» псевдофилософскими вставками, коих весьма немало в книге, остаются всего лишь потугами — надсадными, вычурными и супер пафосными. Ибо невозможно объяснить один маразм другим маразмом. И в этом самый главный минус книги.

Ну и напоследок. Женские персонажи книги, даже по сравнению с мужскими — просто воплощение врождённого слабоумия. Как правило, они способны только на 2 вещи: 1 — секс, 2 — слушать (но не понимать ни на йоту) что говорят мужчины. И нет, я далёк от феминизма, но такое изображение женщин уж совсем за гранью.

3 балла, и так много только благодаря присутствию некоего сюжета в романе.

PS Разъясните кто-нибудь автору сего произведения, что люди ведут себя вежливо и улыбаются посторонним не из-за того, что их кто-то заставляет это делать. Просто таким образом создаётся нормальная атмосфера в общении и в обществе в целом. Впрочем, для Панова, как я предполагаю, «нормальная атмосфера» видится совсем иначе...

Оценка: 3
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды писатель Панов так нарезался в игрушки «Plague Inc.» и «Pandemic 2», что всю ночь снилось ему, что он киберпанк с ником Pelewin. А проснулся – сидит он у себя в Тайном городе, в карантине.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало очередного цикла от Панова и очередное же обещание себе не браться за него, не читать, не разочаровываться вновь, но... В который раз не удержался. Почему? Dum spiro, spero...

Хочется верить, что тот, настоящий Панов, всё ещё существует на задворках сознания Панова нынешнего. Что рано или поздно он проснётся: злой, негодующий, готовый доказать всему миру (и, в первую очередь, самому себе) – «Я всё ещё могу, слышите?!»

Хочется думать, что «синдром Лукьяненко» не поглотил автора окончательно, и вакцину ещё не поздно изобрести и применить…

Хочется надеяться, что тьма, безысходность и грязь мира реального уйдут из его выдуманных миров если не окончательно, то хотя бы перестанут там доминировать, поглощая сюжет, диалоги и образы персонажей. Иначе вся футурология и антиутопичность (а также магия и мистицизм других произведений) рискуют превратиться в банальный фарс.

Что же касается романа «kamataYan», то он... средний. Не ужасный, как последние опусы с цикла ТГ, но и не дотягивающий до лучших представителей как упомянутого цикла, так и других серий, в частности, «Анклавов». С «Анклавами» сравнение неизбежно, так как у нас тут опять (частично) киберпанк, опять безнадёжное и мрачное антиутопическое будущее, опять «злобные корпорации» и «теневое правительство», в общем – стандартный набор.

Зато нет главного – работающих сюжета и персонажей. Нет фирменной «пановской» динамики повествования и «параллельности действия», нет напряжения (и это перед лицом надвигающегося апокалипсиса!), нет... жизни, что ли. Героям не сопереживаешь, а только начинаешь привыкать к их образам и харизме, как автор играючи сметает часть фигур с доски, как будто говоря – мне лень их развивать. И это при том, что ещё лет 10 назад для него не составляло особого труда вести полдюжины сюжетных линий основных персонажей и обеспечивать яркими сценами полтора десятка второстепенных.

Вот где-где, а в образах героев романа никак не ожидаешь от Панова подобной халтуры. Они же всегда были его коньком! Козырем, краеугольным камнем, который делал историю живой и яркой! Но, видимо, не в «Аркаде». Здесь персонажи слишком поверхностные, пресные, скучные и не интересные.

В связи с этим не работает и второй козырь Панова – философские вставки, составляющие львиную долю «хронометража». Вкупе с яркими образами в других романах – да, всё это ещё смотрелось к месту и не раздражало, а здесь… Если не веришь в персонажа, зачем тебе его мысли и откровения? Правильно, незачем.

Сюжет поначалу неплох, в середине уже начинает вызывать ряд закономерных вопросов, в финале же настолько скомкан, банален и «слит», что хочется лишь повторить знаменитый жест капитана Пикара и задать себе единственный вопрос: «Зачем я это вообще читал?!».

Обрывающиеся или ведущие в никуда сюжетные линии (и это при общей завершенности сюжета), семейные взаимоотношения, вдохновлённые «Игрой престолов», бессмысленные (а часто просто дурацкие) диалоги, неуместные социальные аллюзии и многое другое – всё это превращает готовый роман в не более чем схематичную заготовку оного.

Если бы не общий посыл, который всё же довольно силён и не способен утонуть под тонной мишуры, ситуация была бы совсем плачевной. А так средне, да. Для продолжения цикла автору нужно капитально подтянуть целостность образов, идейную и моральную направленность и добавить динамики. Ну и не забывать, что «социальная фантастика» — это отдельный жанр, и её аляповатые элементы не способны автоматически приписать роман к данному направлению, а значит попросту не нужны.

Тогда ещё есть шанс вытащить этот мир из болота.

А лучше плюнуть и вернуться в «Герметикон»…

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: во-первых, очень уважаю автора и нравится его творчество. Во-вторых, у меня этот том подписан автором для меня.

В итоге: Панова я читал много. «Тайный город», наверное, первый десяток романов точно прочитал. Больше всего мне нравится его цикл «Анклавы». Качественный киберпанк с капелькой магии и религии. Облагороженная версия «Shadowrun». Вообще, считаю, и фантлаб со мной согласен, что «Анклавы» — лучший киберпанк на русском языке, наряду с «Алмазной трилогией» Бурносова и Косенкова.

В «Аркаде» автор решил дважды войти в одну и ту же реку.

Мастерски описывается перенаселённый мир ближайшего будущего со всеми ужасами и преимущества промышленной генетики, что очень напомнило мне «Заводную» Бачигалупи. И это прекрасно.

Алармистские нотки африканизации Европы, в частности Берлина. Большебратовская глобальная программа слежения, вносящая даже просто тех, кто не улыбается, в список подозрительных и неблагонадёжных. Победившая толерантность, свободный секс, и при этом сильное социальное расслоение — деление на условных орков и эльфов, фактически элоев и морлоков. Частные охранные службы, являющиеся прикрытием для банд. Один из финальных твистов, связанных с одним из ключевых персонажей — несомненная дань классической трилогии Гибсона.

Все приметы киберпанка на месте — очки дополненной реальности, дроны, сеть, хакеры, токсины, роботакси, ИИ.

Широкая география — Москва, Берлин, Париж, Нью-Йорк, далее везде.

Мальтузианская теория заговора триллионеров в наличии.

По факту произведение оказывается не столько киберпанком, сколько романом-катастрофой. Панов любит и умеет разрушать планету — вспомним финал пенталогии «Анклавы». Но если в «Анклавах» к финальному бадабумцу автор шёл пять книг, то в «Аркаде» он устроил апокалипсис с миллиардами жертв всего на четырёхстах страницах.

В конце всё закручивается и раскручивается совсем по-другому несколько раз подряд.

Увлекательнейшее чтение — прочёл за пару вечеров.

Всем, кто переживает, что это начало цикла – роман абсолютно самостоятельный и, я бы даже сказал, агрессивно не предусматривает продолжения.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первоначально не собирался читать эту книгу. Относился скептически начиная с первых издательских аннотаций. Но тем не менее прочел, будучи заинтригованным высказыванием в «Forbes». Подумал, а вдруг автор взялся за ум и сподобился на что-то стоящее? Жаль, что мои первоначальные опасения оправдались. Книга, как я и предполагал изначально, вторична во всем по отношению к творчеству самого же Панова, а «Анклавам» вообще проигрывает абсолютно. Правильно написал кто-то из фантлабовцев, последние оригинальные идеи в том же Тайном Городе закончились на «Ребусе Галла». «В круге времен» хоть и получилась хорошей книгой, но по сути это была «Кафедра 2.0», только немного переделанная. В этот раз с «черновиками анклавов» так не получилось.

Единственное за что этой книге могу сказать спасибо – она помогла сформулировать конкретную причину почему Панов перестал быть интересен. Раньше он писал про людей (навов, людов, чудов и т.д.) в необычных обстоятельствах, при этом прорабатывая декорации и все это создавало очень реалистичную атмосферу, в которую верилось. В определенном смысле это стало фишкой творчества Панова. Он это понял и начал сознательно использовать, но при этом сильно уронив качество. Ощущение такое, что писать про людей ему стало не интересно, остался интерес только к декорациям. Только декорации без интересных персонажей, которым хочется сопереживать или хотя бы просто за ними наблюдать, это как игра с хорошей графикой, но пустая по содержанию и делать в ней нечего. Вот так и с этой книгой.

Вадим Юрьевич, похоже, решил поиграть в футурологию, но прогнозов футурологов много и сами по себе они мало интересны широкому кругу читателей, тем более слепленные из такого количества штампов и пугалок, а вот книга в яркой обложке вполне способна заинтересовать и худо-бедно продаться. И если как я, наткнувшись на статью «Forbes» или иную подобную, вы решили попробовать прочесть kamataYan, не тратьте время, оно того не стоит.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно правдоподобная экстраполяция нынешних социальных и экономических тенденций в ближайшее будущее. Или, говоря попросту, роман о том, чем весь этот нынешний мировой бардак может кончится. :))

Сюжетным построением и стилистикой отчасти напоминает цикл про анклавы. Разве что секса побольше, крови поменьше. Ну и суждения главного героя пожестче анклавовской философии. И без мистики, что тоже неплохо.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с главного. Перед нами среднего качества Панов. (Для себя среднего). Да, есть у него вещи и послабее. (Это не считая тех, что в ТГ непонятно кем написаны). Я, к примеру, целых семь (если не обсчитался) его романов оценил ниже, чем «Эпизод первый…». Еще 14 получили такую же – в моей иерархии весьма приличную – оценку, 15 – более высокую. То есть, в целом, Вадим Юрьевич, если верить мне, любимому))) умеет, может и должен писать лучше. Но хорошего, как видно из затянувшейся преамбулы, в книге все-таки больше, чем в добрых 80 процентах современной русскоязычной SF&F. Поэтому остановимся на том, что меня не устроило.

Первое. При уверенной футурологии, отличной боевке и головокружительной интриге (а значит, сюжет весьма и весьма хорош и силен), тяжела и зубодробительна своим количеством философия (следовательно, слегка теряется темп). Ее здесь много и много разной. Социальной, психологической, исторической, философии масс и предназначения, философии искусственного интеллекта и конспирологии…

Второе. Рубленые, с недосказанностями, наполненные иронией и сарказмом диалоги, без которых нельзя представить ТГ, которые органично смотрелись в «Анклавах», и совершенно не «путались под ногами» в «Герметиконе», здесь уже… ну, или не к месту, или просто режут глаз. Или же элементарно затянуты. И перегружены вышеупомянутой философией. Чуть передергивая, и цитируя самого Панова, его диалоги и максимы («ведь голод – это не отсутствие еды, а приближение смерти») в «Эпизоде первом…» «то ли серьезны, то ли умны, то ли провокационны», а в массе своей, излишни. И тех, и других многовато, а диалоги еще и затянуты. Как вам, к примеру, разговор из 18 реплик с каждой стороны между киллером и жертвой? (При этом киллера, разумеется, предупредили, что слушать «пациента» нельзя). Из всего словесного пинг-понга, выигранного, кто бы сомневался, приговоренным, можно выделить только одну связку «подача – прием», да и то она уже где-то встречалась (не у самого ли Панова?))): – Почему бы тебе не стать блогером? – Потому что я себя уважаю.

И третье. (Просто замеченное пару раз краем сознания, и добавленное по принципу «бог троицу любит»))). «Эпизодовские» представители спецслужб как-то очень сентиментальны, едва ли не стеснительны в моментах, когда речь заходит о возможных жертвах серди мирного населения. Мне эти несколько эпизодов показались неубедительными и, соответственно, ненужными.

В целом же, жду (и почему-то уверенно жду) забойного продолжения цикла с последующим ударным (не меньше, чем на мегатонну))) финалом.

P.S. Пановское «Мы – орки, мир стоит на наших костях, и мы пришли за своей долей», заставило вспомнить елизаровское:

«Мы ж читали взахлеб Властелина Колец,

Заучили неправду от корки до корки.

Не случайно, что в Мордоре нашем п….

Потому что мы больше не орки!»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман сильный, написан мастерски.

Жесткая, увлекательная фантастика «ближнего прицела» с беспощадным взглядом на начинающий становиться реальностью дивный новый мир.

Сволочные беспощадные власть имущие, террористы, искусственный интеллект в составе банды, хладнокровные спецназовцы, новые профессии вроде мушкетеров и биохакеров... И жители Земли, которых злая воля одного из героев пытается превратить в «орков».

Захватывающая и правдоподобная боевка. Грамотно и убедительно изображенные машины и устройства недалекого будущего. Красиво и без вульгарности написанные любовные сцены. Остроумные диалоги, актуальность поставленных проблем — без боязни назвать черное черным.

Очень рекомендую к прочтению. Автору респект.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман — пророчество. Честно говоря, никак не ожидал от успешного и состоявшегося писателя такого прорыва, превзошедшего Оруэлла. Казалось бы, продолжай клепать халтуру про Красные Шапки и куколки последней надежды, ведь пипл хавает с удовольствием — поскольку талант, во всем талант. Так поступает, например, Перумов, в бесконечных сериях про падчерицу некроманта с деревянно-алмазным мечом... А ведь тоже умеет писать, о чем свидетельствует «Череп на рукаве». Но бабло превыше всего.

Низкий поклон , Вадим Юрьевич, за безпощадную правду, блестящую аналитику и гражданскую смелость. Абсолютное большинство предпочитает закрывать глаза на будущее, отсюда сдержано-негативные оценки.

Десять из десяти. Жаль, что невозможно поставить больше.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые три-пять страниц — «Ура, вернулся настоящий Панов!»

Середина книги — пц... дочитаю ли?

Дочитал... Это уже не Панов :(

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не обращайте внимание на комменты вроде: «середнячок», «Панов уже не торт» и т.д. — пусть гурманы себе эстетствуют. Книга хорошая, интригу держит, читать интересно. По ощущениям она перекликается с «Будущее» Глуховского и пелевинскими « iPhuck 10» и «Любовь к трём цукербринам», есть в них что-то общее по духу. Мне понравилась.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если оценивать как отдельное произведение, то совсем немного выше среднего. Есть совсем ненужное для действия и героев, например высокая половая активность, характерная для героев Панова последних лет. Несколько туманная философия, в которой герои иногда сами путаются. Мир значительно менее правдоподобен, чем те же Анклавы. Если же это первая половина, треть или четверть цикла то, да, для привлечения внимания и ожидания продолжения пойдет.

Прошло уже немало времени с выхода книги, а здесь всего третий отзыв.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Футурологический роман? Хорошо, тогда будем рассматривать его отдельно как роман и отдельно как футурологический. Начнём с романа. Даже если бы на книге не стояло авторства, то угадать его было бы легко. Много действия, диалоги-пикировки и отдельные сверхлюди (главный герой и сверхучёный сразу по всем дисциплинам от микробиологии до IT и боевик, каких поискать), всё это довольно бодро читается, иногда бодрость улетучивается на рассуждениях о судьбах мира, но не часто. Типичный Вадим Панов, поклонникам понравится, нелюбителям лучше почитать что-то ещё.

Что же касается футурологии, то она здесь сводится к двум вещам — мальтузианской ловушке (люди съели всю рыбу) и зависимости от гаджетов (в независимых быстро начинают искать маленькую девочку, не спрашивайте, лучше прочитайте). При этом постулируется наличие на Земле неких элитных товарищей, у которых, и только у которых, есть время и возможности порассуждать о судьбах мира лет так на 50 вперёд. Плюс к этому довольно банальная страшилка о создании супервируса, от которого никакого спасения никому (для разнообразия создадут его в Грузии).

Только вот на данный момент ежегодно по нескольку стран падают ниже уровня простого воспроизводства населения, тут впору говорить не о перенаселении, а о вымирании. Опять же, купировать эпидемию вируса, передающегося воздушно-капельным путём, да ещё и столь стремительно убивающего, вполне по силам нынешнему здравоохранению. Ах да, в книге ещё присутствует ИИ, которого можно по праву назвать «самым человечным человеком», инцест с несовершеннолетней, гигантские жилые башни и высокомерно-пренебрежительное отношение к видеоблогерам.

Таким образом, если не слишком всерьёз воспринимать всю эту футурологию (примерно на уровне существования Тайного города в Москве), то от книги можно получить пару вечеров удовольствия. При этом любое продолжение, хоть и «эпизод первый», представляется абсолютно излишним. Переданная мысль завершена.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе очень неплохо. Портит только много параллелей с предыдущими циклами автора. Он конечно пытался разнообразить как мог, но путей развития современных технологий не так много.Если в Анклавах была балалайка, то здесь смартверре, очки дополненной реальности которые носят все. Что радует — книгу можно читать как абсолюно законченное произведение. Оно имеет начало и четко выраженный конец. Мир то автор может развивать до бесконечности но что радует так то что есть ощущение что история закончена. Крапка. Дальше уже будут или последствия или другие герои.

Продолжает радовать Панов и эмоциями героев, да чуть портит что все эти отношения уже были, но... его героев приятно читать. Если б это был не Панов ,поставил бы 10, а так хочется 9 но только на фоне его лучших образцов

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю футуристические книги и скорее предпочла бы отправиться в будущее, а не прошлое.

Но с жанром киберпанк у меня довольно натянутые отношения...

Чаще всего эти книги пишут мужчины и для мужчин, а потому несмотря на обилие хороших идей я с трудом читаю все циничные и шовинистские выпады...

Технологии, ближайшее будущее, экшен...

Итак, Аркада!

Замечу, что книга написана в раннем 2019, а значит к коронавирусу и конспирологическим теориям не имела отношения... И вот происходящее в книге практически случилось...

Аннотация гласит:Нет, это не фантастика. kamataYan» – это не роман-предупреждение, а проза завтрашнего дня. Головокружительный триллер о борьбе за власть, свободе и любви. О том, что ожидает наш мир.

Согласна, это не фантастика, а скорее боевичок или кибертриллер.

Наподобие The one или сериалов вроде Черного зеркала — близкое будущее с чипированием и преступностью, кучей героев разной степени адекватности

А еще Пелевина напомнило: вроде много умных мыслей, но словно в помойке искупался после чтения.

Много цинизма и презрения ко всем и вся. Много хороших идей, но...

Все как-то вторично, а сюжетные дыры залакированы волшебными технологиями будущего... Есть над чем подумать, но разумный ИИ — было (для меня первой останется Джейн из цикла про Эндера), вирусы — 100 раз было, революция ради будущего — целыми пачками было (Тармашев вне досягаемости)...

Еще особо доставляли американизмы, попытки(неудачные) играть за весь мир и просто самые неромантичные и неправдоподобные любовные линии.

Мне страшно за мужчин,если они женщин так воспринимают

Вообще никого особо не жалко, а потому и следила скорее с брезгливым интересом: когда там уже всех попереубивают.

А, да! Мерилом разумности ИИ стала способность на предательство.

Заберите меня из той реальности, в которой живет автор! Я до сих пор придерживаюсь мнения, что хороших людей больше, и невзгоды могут не только обесчеловечивать, но и сплачивать.

В общем, Тайный город был гораздо круче, имхо!

Instagram @olga.bookaddicted

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх