fantlab ru

Вадим Панов «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
267
Моя оценка:
-

подробнее

Аркада. Эпизод первый. kamataYan

Роман, год; цикл «Аркада»

Аннотация:

Нет, это не фантастика. Искусственные продукты, ДНК-модифицированные вирусы, очки дополненной реальности, поголовное внедрение чипов, безошибочно идентифицирующих каждого жителя Земли — мы знакомы с этими технологиями, называем их достижениями и не задумываемся над тем, как они могут быть использованы. Потому что страшно задумываться над тем, что технологии не только делают нашу жизнь комфортнее и лучше, но и убивают.

«kamataYan» — это не роман-предупреждение, а проза завтрашнего дня. Головокружительный триллер о борьбе за власть, свободе и любви. О том, что ожидает наш мир.

Входит в:

— цикл «Аркада»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 295

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2686 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 57% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2020 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Аркада. Эпизод первый. kamataYan
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — пророчество. Честно говоря, никак не ожидал от успешного и состоявшегося писателя такого прорыва, превзошедшего Оруэлла. Казалось бы, продолжай клепать халтуру про Красные Шапки и куколки последней надежды, ведь пипл хавает с удовольствием — поскольку талант, во всем талант. Так поступает, например, Перумов, в бесконечных сериях про падчерицу некроманта с деревянно-алмазным мечом... А ведь тоже умеет писать, о чем свидетельствует «Череп на рукаве». Но бабло превыше всего.

Низкий поклон , Вадим Юрьевич, за безпощадную правду, блестящую аналитику и гражданскую смелость. Абсолютное большинство предпочитает закрывать глаза на будущее, отсюда сдержано-негативные оценки.

Десять из десяти. Жаль, что невозможно поставить больше.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ради этой книги не поленился зарегистрироваться. Очень рекомендую, обратите внимание, что книга написана еще до всего этого ковидного безумия и дает почву для размышлений, разумеется тем, кому сие занятие приятно. Еще убедился в странности оценки отзывов — первое место занимает столь примитивная оценка, грустно

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: во-первых, очень уважаю автора и нравится его творчество. Во-вторых, у меня этот том подписан автором для меня.

В итоге: Панова я читал много. «Тайный город», наверное, первый десяток романов точно прочитал. Больше всего мне нравится его цикл «Анклавы». Качественный киберпанк с капелькой магии и религии. Облагороженная версия «Shadowrun». Вообще, считаю, и фантлаб со мной согласен, что «Анклавы» — лучший киберпанк на русском языке, наряду с «Алмазной трилогией» Бурносова и Косенкова.

В «Аркаде» автор решил дважды войти в одну и ту же реку.

Мастерски описывается перенаселённый мир ближайшего будущего со всеми ужасами и преимущества промышленной генетики, что очень напомнило мне «Заводную» Бачигалупи. И это прекрасно.

Алармистские нотки африканизации Европы, в частности Берлина. Большебратовская глобальная программа слежения, вносящая даже просто тех, кто не улыбается, в список подозрительных и неблагонадёжных. Победившая толерантность, свободный секс, и при этом сильное социальное расслоение — деление на условных орков и эльфов, фактически элоев и морлоков. Частные охранные службы, являющиеся прикрытием для банд. Один из финальных твистов, связанных с одним из ключевых персонажей — несомненная дань классической трилогии Гибсона.

Все приметы киберпанка на месте — очки дополненной реальности, дроны, сеть, хакеры, токсины, роботакси, ИИ.

Широкая география — Москва, Берлин, Париж, Нью-Йорк, далее везде.

Мальтузианская теория заговора триллионеров в наличии.

По факту произведение оказывается не столько киберпанком, сколько романом-катастрофой. Панов любит и умеет разрушать планету — вспомним финал пенталогии «Анклавы». Но если в «Анклавах» к финальному бадабумцу автор шёл пять книг, то в «Аркаде» он устроил апокалипсис с миллиардами жертв всего на четырёхстах страницах.

В конце всё закручивается и раскручивается совсем по-другому несколько раз подряд.

Увлекательнейшее чтение — прочёл за пару вечеров.

Всем, кто переживает, что это начало цикла – роман абсолютно самостоятельный и, я бы даже сказал, агрессивно не предусматривает продолжения.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный цикл — это размышления автора на тему, а что будет если сохранятся текущие тенденции развития мира.

Глобализация, политкорректность и дальнейшая примитивизация психологии орков.

И вот пандемия уже случилась. На её фоне идут сверхприбыли на вакцинации и проведение неоднозначных законопроектов (QR коды и прочее)...

Мне кажется автор промахнулся только с технологиями лет на 10, в главном же его прогноз сбывается.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе очень неплохо. Портит только много параллелей с предыдущими циклами автора. Он конечно пытался разнообразить как мог, но путей развития современных технологий не так много.Если в Анклавах была балалайка, то здесь смартверре, очки дополненной реальности которые носят все. Что радует — книгу можно читать как абсолюно законченное произведение. Оно имеет начало и четко выраженный конец. Мир то автор может развивать до бесконечности но что радует так то что есть ощущение что история закончена. Крапка. Дальше уже будут или последствия или другие герои.

Продолжает радовать Панов и эмоциями героев, да чуть портит что все эти отношения уже были, но... его героев приятно читать. Если б это был не Панов ,поставил бы 10, а так хочется 9 но только на фоне его лучших образцов

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу и поймал себя на мысли, что воспринимаю ее как мастер-класс. Роман представляет собой лихой сплав детективного триллера, апокалиптической фантастики и мощной социалки. Первый несомненный плюс книги – тема. Это очень недалекое будущее Земли (или ее альтернативной реальности) и основные проблемы – те, что волнуют человечество сейчас: перенаселение, глобальная эпидемия смертельного заболевания, засилье частных военных и полицейских компаний, тотальный контроль властей над всеми и каждым, всесильные (почти) спецслужбы, а также местами явные перегибы с толерантностью. Эта актуальность сразу приковывает внимание читателя. Второй плюс: напряженный сюжет и мастерски закрученная детективная интрига. Роман завернут в различные тайны, как вилок капусты в листья, и, читая, ты постепенно открываешь один секрет за другим. И за то, как именно автор это проделал, ему хочется только поаплодировать: по количеству крутых сюжетных твистов и сюрпризов книга бьет все рекорды. Причем автор сам ухитрился не запутаться в своем клубке интриг и грамотно его распутать, избежав нелогичностей и противоречий. Это круто! Третий плюс – очень сильная и тщательно проработанная социальная составляющая, которая весьма органично сочетается с заявленными реалиями мира. В нее безоговорочно веришь, и социалка здесь, очевидно, главная – ради нее книга и написана. Триллер-детектив – лишь привлекательная обертка, которая не отпускает внимание читателей, а социальная составляющая заставляет всерьез думать о том, как жить в таком мире, мире не шибко привлекательном, но, к сожалению, возможно, не вполне фантастическом. Не исключено, что в такой может превратиться наша Земля – она на пути к этому (тьфу-тьфу-тьфу, не дай бог!).

И книгу можно было бы назвать идеальной, если б не еще одна составляющая – герои. Нет, они прописаны очень качественно и достоверно, с высоким уровнем профессионализма. Ни о какой картонности или мэрисьюшности тут и говорить не приходится – все живые. Вот только от всего этого набора персонажей на меня повеяло такими лютыми ассоциациями на мизантропические «Бесы» Достоевского (не в плане текста, разумеется, а эмоционального отклика), что у меня на каком-то этапе даже интоксикация началась. Как по мне, в книге основательный дефицит положительных героев. Подавляющее большинство — чиновники, олигархи, террористы, сотрудники спецслужб, обыватели, врачи, ученые и т.п. – разной степени отрицательности. Главных героев, по большому счету, нет. Главных злодеев – в общем, тоже. Много сравнительно равноправных персонажей, вот только практически никто из них не вызывает симпатии и желания ему сопереживать. Более-менее внятную попытку занять место протагониста делает ведущая оперативница GS, главной международной спецслужбы, Карифа Амин, но, как по мне, «болеть» за нее тоже не шибко получается, хотя, быть может, это дефекты моего восприятия. Ну и все это дополняется общим мрачным фоном постепенно накрывающегося медным тазом мира.

Резюме: роман высококлассный, отлично придуманный и написанный, заставляющий думать, однако послевкусие от него остается тяжелое. И тем не менее к прочтению однозначно рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Анклавах автор очень неплохо запустил социально- футурологическую тему. Начав думать в эту сторону, уже тяжело остановиться. Вот, например, Пелевин уже давно не может.Тем более жизнь подкидывает столько нового для осмысления. Странности вокруг ковида всплывают как пузыри в кипящей кастрюле. Да, перекликается с Пелевиным, но тот жестко простебывает, а тут больше уклон в приключенческую сторону «с множеством интриг». В этом у автора рука набита ещё в ТГ. Перекликается, кстати, и с циклом «Низший» Д.Михайлова, но там уже более «про то что будет потом». Удивительно, что книга написана в 19 году еще до ковида!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно правдоподобная экстраполяция нынешних социальных и экономических тенденций в ближайшее будущее. Или, говоря попросту, роман о том, чем весь этот нынешний мировой бардак может кончится. :))

Сюжетным построением и стилистикой отчасти напоминает цикл про анклавы. Разве что секса побольше, крови поменьше. Ну и суждения главного героя пожестче анклавовской философии. И без мистики, что тоже неплохо.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман сильный, написан мастерски.

Жесткая, увлекательная фантастика «ближнего прицела» с беспощадным взглядом на начинающий становиться реальностью дивный новый мир.

Сволочные беспощадные власть имущие, террористы, искусственный интеллект в составе банды, хладнокровные спецназовцы, новые профессии вроде мушкетеров и биохакеров... И жители Земли, которых злая воля одного из героев пытается превратить в «орков».

Захватывающая и правдоподобная боевка. Грамотно и убедительно изображенные машины и устройства недалекого будущего. Красиво и без вульгарности написанные любовные сцены. Остроумные диалоги, актуальность поставленных проблем — без боязни назвать черное черным.

Очень рекомендую к прочтению. Автору респект.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не обращайте внимание на комменты вроде: «середнячок», «Панов уже не торт» и т.д. — пусть гурманы себе эстетствуют. Книга хорошая, интригу держит, читать интересно. По ощущениям она перекликается с «Будущее» Глуховского и пелевинскими « iPhuck 10» и «Любовь к трём цукербринам», есть в них что-то общее по духу. Мне понравилась.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небезынтересный роман, антиутопия близкого будущего. Этакая литературная дискуссия с оптимистичным футуризмом Юваля Харари. Империализм перерождается во власть “золотого миллиарда”, который решает зачистить лишних, зачищая, в результате, сам себя.

Сюжет с неожиданными поворотами и немалой фантазией. Сценизм качественный “пановский”. Много войны, крови, секса и романтики. Персонажи яркие, живые и динамичные.

Из недостатков, пожалуй, в первой половине произведения, в описании мира романа проглядывает некое занудство Анклавов. Однако, с развитием сюжета, проблема сглаживается.

В целом роман понравился, прочёлся с интересом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Футурологический роман? Хорошо, тогда будем рассматривать его отдельно как роман и отдельно как футурологический. Начнём с романа. Даже если бы на книге не стояло авторства, то угадать его было бы легко. Много действия, диалоги-пикировки и отдельные сверхлюди (главный герой и сверхучёный сразу по всем дисциплинам от микробиологии до IT и боевик, каких поискать), всё это довольно бодро читается, иногда бодрость улетучивается на рассуждениях о судьбах мира, но не часто. Типичный Вадим Панов, поклонникам понравится, нелюбителям лучше почитать что-то ещё.

Что же касается футурологии, то она здесь сводится к двум вещам — мальтузианской ловушке (люди съели всю рыбу) и зависимости от гаджетов (в независимых быстро начинают искать маленькую девочку, не спрашивайте, лучше прочитайте). При этом постулируется наличие на Земле неких элитных товарищей, у которых, и только у которых, есть время и возможности порассуждать о судьбах мира лет так на 50 вперёд. Плюс к этому довольно банальная страшилка о создании супервируса, от которого никакого спасения никому (для разнообразия создадут его в Грузии).

Только вот на данный момент ежегодно по нескольку стран падают ниже уровня простого воспроизводства населения, тут впору говорить не о перенаселении, а о вымирании. Опять же, купировать эпидемию вируса, передающегося воздушно-капельным путём, да ещё и столь стремительно убивающего, вполне по силам нынешнему здравоохранению. Ах да, в книге ещё присутствует ИИ, которого можно по праву назвать «самым человечным человеком», инцест с несовершеннолетней, гигантские жилые башни и высокомерно-пренебрежительное отношение к видеоблогерам.

Таким образом, если не слишком всерьёз воспринимать всю эту футурологию (примерно на уровне существования Тайного города в Москве), то от книги можно получить пару вечеров удовольствия. При этом любое продолжение, хоть и «эпизод первый», представляется абсолютно излишним. Переданная мысль завершена.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с главного. Перед нами среднего качества Панов. (Для себя среднего). Да, есть у него вещи и послабее. (Это не считая тех, что в ТГ непонятно кем написаны). Я, к примеру, целых семь (если не обсчитался) его романов оценил ниже, чем «Эпизод первый…». Еще 14 получили такую же – в моей иерархии весьма приличную – оценку, 15 – более высокую. То есть, в целом, Вадим Юрьевич, если верить мне, любимому))) умеет, может и должен писать лучше. Но хорошего, как видно из затянувшейся преамбулы, в книге все-таки больше, чем в добрых 80 процентах современной русскоязычной SF&F. Поэтому остановимся на том, что меня не устроило.

Первое. При уверенной футурологии, отличной боевке и головокружительной интриге (а значит, сюжет весьма и весьма хорош и силен), тяжела и зубодробительна своим количеством философия (следовательно, слегка теряется темп). Ее здесь много и много разной. Социальной, психологической, исторической, философии масс и предназначения, философии искусственного интеллекта и конспирологии…

Второе. Рубленые, с недосказанностями, наполненные иронией и сарказмом диалоги, без которых нельзя представить ТГ, которые органично смотрелись в «Анклавах», и совершенно не «путались под ногами» в «Герметиконе», здесь уже… ну, или не к месту, или просто режут глаз. Или же элементарно затянуты. И перегружены вышеупомянутой философией. Чуть передергивая, и цитируя самого Панова, его диалоги и максимы («ведь голод – это не отсутствие еды, а приближение смерти») в «Эпизоде первом…» «то ли серьезны, то ли умны, то ли провокационны», а в массе своей, излишни. И тех, и других многовато, а диалоги еще и затянуты. Как вам, к примеру, разговор из 18 реплик с каждой стороны между киллером и жертвой? (При этом киллера, разумеется, предупредили, что слушать «пациента» нельзя). Из всего словесного пинг-понга, выигранного, кто бы сомневался, приговоренным, можно выделить только одну связку «подача – прием», да и то она уже где-то встречалась (не у самого ли Панова?))): – Почему бы тебе не стать блогером? – Потому что я себя уважаю.

И третье. (Просто замеченное пару раз краем сознания, и добавленное по принципу «бог троицу любит»))). «Эпизодовские» представители спецслужб как-то очень сентиментальны, едва ли не стеснительны в моментах, когда речь заходит о возможных жертвах серди мирного населения. Мне эти несколько эпизодов показались неубедительными и, соответственно, ненужными.

В целом же, жду (и почему-то уверенно жду) забойного продолжения цикла с последующим ударным (не меньше, чем на мегатонну))) финалом.

P.S. Пановское «Мы – орки, мир стоит на наших костях, и мы пришли за своей долей», заставило вспомнить елизаровское:

«Мы ж читали взахлеб Властелина Колец,

Заучили неправду от корки до корки.

Не случайно, что в Мордоре нашем п….

Потому что мы больше не орки!»

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало очередного цикла от Панова и очередное же обещание себе не браться за него, не читать, не разочаровываться вновь, но... В который раз не удержался. Почему? Dum spiro, spero...

Хочется верить, что тот, настоящий Панов, всё ещё существует на задворках сознания Панова нынешнего. Что рано или поздно он проснётся: злой, негодующий, готовый доказать всему миру (и, в первую очередь, самому себе) – «Я всё ещё могу, слышите?!»

Хочется думать, что «синдром Лукьяненко» не поглотил автора окончательно, и вакцину ещё не поздно изобрести и применить…

Хочется надеяться, что тьма, безысходность и грязь мира реального уйдут из его выдуманных миров если не окончательно, то хотя бы перестанут там доминировать, поглощая сюжет, диалоги и образы персонажей. Иначе вся футурология и антиутопичность (а также магия и мистицизм других произведений) рискуют превратиться в банальный фарс.

Что же касается романа «kamataYan», то он... средний. Не ужасный, как последние опусы с цикла ТГ, но и не дотягивающий до лучших представителей как упомянутого цикла, так и других серий, в частности, «Анклавов». С «Анклавами» сравнение неизбежно, так как у нас тут опять (частично) киберпанк, опять безнадёжное и мрачное антиутопическое будущее, опять «злобные корпорации» и «теневое правительство», в общем – стандартный набор.

Зато нет главного – работающих сюжета и персонажей. Нет фирменной «пановской» динамики повествования и «параллельности действия», нет напряжения (и это перед лицом надвигающегося апокалипсиса!), нет... жизни, что ли. Героям не сопереживаешь, а только начинаешь привыкать к их образам и харизме, как автор играючи сметает часть фигур с доски, как будто говоря – мне лень их развивать. И это при том, что ещё лет 10 назад для него не составляло особого труда вести полдюжины сюжетных линий основных персонажей и обеспечивать яркими сценами полтора десятка второстепенных.

Вот где-где, а в образах героев романа никак не ожидаешь от Панова подобной халтуры. Они же всегда были его коньком! Козырем, краеугольным камнем, который делал историю живой и яркой! Но, видимо, не в «Аркаде». Здесь персонажи слишком поверхностные, пресные, скучные и не интересные.

В связи с этим не работает и второй козырь Панова – философские вставки, составляющие львиную долю «хронометража». Вкупе с яркими образами в других романах – да, всё это ещё смотрелось к месту и не раздражало, а здесь… Если не веришь в персонажа, зачем тебе его мысли и откровения? Правильно, незачем.

Сюжет поначалу неплох, в середине уже начинает вызывать ряд закономерных вопросов, в финале же настолько скомкан, банален и «слит», что хочется лишь повторить знаменитый жест капитана Пикара и задать себе единственный вопрос: «Зачем я это вообще читал?!».

Обрывающиеся или ведущие в никуда сюжетные линии (и это при общей завершенности сюжета), семейные взаимоотношения, вдохновлённые «Игрой престолов», бессмысленные (а часто просто дурацкие) диалоги, неуместные социальные аллюзии и многое другое – всё это превращает готовый роман в не более чем схематичную заготовку оного.

Если бы не общий посыл, который всё же довольно силён и не способен утонуть под тонной мишуры, ситуация была бы совсем плачевной. А так средне, да. Для продолжения цикла автору нужно капитально подтянуть целостность образов, идейную и моральную направленность и добавить динамики. Ну и не забывать, что «социальная фантастика» — это отдельный жанр, и её аляповатые элементы не способны автоматически приписать роман к данному направлению, а значит попросту не нужны.

Тогда ещё есть шанс вытащить этот мир из болота.

А лучше плюнуть и вернуться в «Герметикон»…

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые три-пять страниц — «Ура, вернулся настоящий Панов!»

Середина книги — пц... дочитаю ли?

Дочитал... Это уже не Панов :(

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх