fantlab ru

Татьяна Толстая «Кысь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
1155
Моя оценка:
-

подробнее

Кысь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

Мышь — она всему голова. Ведь, казалось бы, что это такое — мышь? Маленький серый комочек? Пищит под полом, а ловишь её — она только вжик хвостом, и нету её? Ан нет. Ведь мышь — она основа жизни. Всё она даёт человеку. И мясо для похлёбки, и шкурку, да и хвостикам сушёным применение есть всегда. Мышь — и валюта самая крепкая. За связку мышей на торжище много чего можно выменять. Даже книги. И тогда, когда завьюжит, и кричит тёмными ночами в лесу страшная кысь, принесёшь в избу уголёк, затопишь печь, нальёшь похлёбки мышиной, и читаешь книги, Фёдор Кузьмичём, Слава ему, написаные. И забываешь на время о мамане, от огнецов помершей, о Васюке Ушастом, у которого ушей видимо-невидимо, о Варваре Лукинишне, у которой сотня гребней петушиных, и даже об Оленьке-красавице тоже забываешь. Одна печаль — мало книг хороших. А читать — страх как охота...

Примечание:

Роман писался 14 лет, с 1986 по 2000 год. Из этих 14 лет, по словам Толстой, четыре года она не писала ни строчки.


Входит в:

— сборник «Кысь. Зверотур. Рассказы», 2009 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Мраморный фавн, 2000 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Русский Букер, 2001 // Русский Букер

номинант
Бронзовая Улитка, 2001 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2001 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Кысь
2000 г.
Кысь
2001 г.
Кысь
2003 г.
Кысь
2003 г.
Кысь
2007 г.
Кысь
2007 г.
Кысь. Зверотур. Рассказы
2009 г.
Кысь
2009 г.
Кысь
2011 г.
Кысь
2015 г.
Кысь
2016 г.

Аудиокниги:

Кысь
2001 г.
Кысь
2009 г.
Кысь
2011 г.
Кысь
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Le Slynx
2002 г.
(французский)
Kys
2003 г.
(немецкий)
The Slynx
2007 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кин-дза-дза постапокалиптики. Деревенская проза в фантастическом антураже. Лубок и социальная фантастика в одном флаконе. И — язык. Уникальный, неповторимый, никогда прежде не бывший. Со времён замятинского «Мы» не было в нашей литературе такого удивительного, сочного, специально изобретённого языка. Через язык мы входим в головы героев и видим их действительность — уродливую, ущербную, однобокую. Действительность, где зайцы прыгают по деревьям, а в хвойных лесах растут радиоактивные финики. Действительность, где мерой всего является мышиная шкурка, а котом именуют гигантскую мутировавшую крысу. Действительность, где червь считается лакомством, а людей запрягают в сани. Действительность, где нет памяти, нет знаний, нет морали, зато есть чтение, ставшее всеобщей потребностью. Действительность, где искусство — это лозунг власти (сбылась мечта древних философов!), где распоследний обыватель говорит цитатами из классиков, а посреди города стоит памятник Пушкину. Но как же душно в этом мире! И дело даже не в санитарах, рыщущих по городу в поисках спрятанных книг, не в мурзах, наслаждающихся своей вседозволенностью, не в Болезни и её Последствиях. Дело в людях — убогих, эгоистичных, полных суеверий. Лишённых даже минимального чувства солидарности. Не ведающих, что такое — человеческое достоинство. Сбегающихся на казнь как на праздник. Боящихся чеченцев, санитаров, Болезни, Кыси, собственных соседей — всего на свете. Потому что они — одиноки, и случись что, никто им не поможет. Наоборот даже, прибегут и весь дом растащат. Средневековье во плоти, но без сдерживающих оков религии. Общество, поражённое коллективной амнезией. Человечество, охваченное массовым инфантилизмом. С понятиями о добре и зле на уровне пятилетнего ребёнка. Объединение людей, так и не ставшее народом. Каждый сам за себя, и лишь Кысь одна на всех.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который по идее, можно отнести к постапокалиптике. И таким бы он и был, если б не одно «НО». Написан он Татьяной Толстой. Автором пронзительным, лиричным, грусным и оптимистичным.

И благодаря ей, обычная история жизни в постядерном обществе превратилась в яркую и красивую историю любви и ненависти, потерь и находок, поисков и открытий.

Сюжет, на первый взгляд обычен. Но благодаря умению Толстой придавать даже самым мелким деталям огромное значение, украшать ими повествование, читается роман с огромным интересом, и несмотря на казалось бы фантасмагоричность происходящего, начинаешь по настоящему сопереживать героям...

Начинаешь радоваться удачам... огорчаться потерям...

И через весь роман проходит Книга, точнее Книги! В любом обществе, в любое время, именно они будут являться наибольшей драгоценностью для людей. Именно они будут хранить не только знания, но и память о прежней жизни, помогая в любой ситуации оставаться людьми — пусть обросшими гребнями, пусть ещё с какими то уродствами — но Людьми...

Можно долго писать про этот роман. Но нужно ли? Пожалуй — нет. Нужно читать! Обязательно читать это великолепное произведение!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много слышал — «Кысь», «Кысь»...

Брал в руки в магазине не раз. Прочтя из середины несколько строк — с неудовольствием ставил обратно.

А тут научил телефон электрокнижки показывать. А что читать? И как-то всплыло из глубин подсознания — «Кысь«! А почему бы и нет? Нашёл в нете текст. Обработал для мобильник.Установил. Начал... и не смог остановиться, несмотря на непривычность носителя.

Очень понравилось. Ну в этом я не оригинален.

Стиль классный и несколько неожиданный, а главное неистасканный — русский народный постапокалипсис-лубок. В течение трёх-четырёх первых экранов привыкал к простонародному языку и реалиям будущего, но когда втянулся никаких проблем с восприятием больше не возникало.

История Бенедикта — обыкновенного, рядового обывателя будущей России заставила «поскрести репу». Неужели всё так неславно у нас в стране? Ведь, несмотря на постъядерный антураж, книжка-то не «мечта». Роман-то не про будущее, а про прошлое. А именно про смену государственного строя с социалистического на современный. Ну для усиления воздействия добавила Татьяна Никитишна изрядную долю кошмаров. Но для свидетеля этого «Великого Перелома» не составит труда увидеть за чудовищными мутациями тел наших отдалённых потомков мутации духа наших потомков реальных.

Смена ценностей моральных и материальных разумеется сильно гиперболизирована. Но если развитие общества пойдёт этим путём?.... Никакой ядерной войны не понадобиться, чтобы Кысь завелась.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу сказать спасибо Татьяне Толстой за первую книгу за год, о которой мне действительно хотелось говорить. Более того, обсуждение приносило в мое ощущение романа «Кысь» что-то новое, раскрывались иные грани. Такое бывает чрезвычайно редко.

В романе намешано дикое количество смысловых слоев: то, о чем страдает душа автора, Толстая наделила утрированными чертами, и оно само всплыло, как дохлый кит, не утаить. Фантастический постапокалиптический антураж служит лишь декорацией спектакля. Отключи летающих зайцев, разнообразные «последствия» персонажей, общее запустение — и получишь нашу жизнь «как есть», прямо по Лукину.

Самая сильная черта Толстой-автора здесь — жестокая ирония. Получили «на орехи» все слои и классы современного общества: от простодушного деревенского жителя до столичной «белой кости», от автора до читателя, от рядового голубчика до Федора Кузьмича (слава ему и долгих лет жизни). Страшно, что для общего процветания и выживания оказались равно бесполезны все.

А как остро издевается Толстая над современной моралью! «И что? И каждый бы так поступил!» — знакомо, правда? В романе это стандартное оправдание простодушного Бенедикта для членовредительства, повседневного хамства, холопства, воровства и эгоизма.

Язык и стилистика «Кысь» выше всяких похвал! Роман мгновенно растаскивается на крылатые фразы, и многие словечки намертво врезаются в повседневную речь. Не смотря на эту воздушную легкость и общую краткость повествования, текст читается долго, я не знаю человека, который назвал бы «Кысь» развлекательным.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал как-то за один вечер, не без сложностей конечно, но в принципе и не без удовольствия. Складывается навязчивое ощущение, что роман этот писался с таким тщанием и бесконечным доведением слога до блеска, лишь для одной цели — войти в программу обязательного чтения для школьников. Комично неправильный взгляд на мир, которым смотрит главный герой, в первой половине книги, заставляет смеяться до слез. Но уже и там, сквозь смех, в душу пробивается что-то неотвратимо черное, какая-то мерзкая, скользкая дрянь, слепленная из страха. Ко второй части книги, она разворачивает крылья и уже, честно говоря, совсем не до смеха. Эта как бы русская, как бы неизбывная тоска по черт знает чему, впивается в главного героя крепко и сосет кровь, пока он сам не превращается в нее, в эту самую исконную русскую Кысь.

Это, если можно так сказать, история любви одного простого и тёмного но впечатлительного неврастеника к литературе. Она спасает тебя от страха, она дает тебе волшебные миры, но с каждой прочитанной буквой, отбирает у тебя твой покой, лишает наслаждения этой обычной жизнью, от способности сносить страшную черную мглу спокойно, без принятия собственной вины в случившемся с миром и людьми его населяющими, пусть даже и подспудного принятия. Я воспринимаю эту книгу, как признание в любви и ненависти к литературе от самой Татьяны Никитичны, сложное, виртуозное и совсем уже кажется, окончательное.

Читая этот роман, нельзя не вспомнить 451 по фаренгейту, по сути та же самая идея, но вывернута она на единственный возможный для русского человека лад. Если там книги сжигали потому, что боялись духовности как таковой, то здесь эту «болезнь» отнимают просто так, не отдавая себе никаких отчетов ни в чем, кроме того, что подход этот несомненно «государственный», а потому совершенно точно, правильный.

Рабская и холопская сущность русского человека, которому от свободы неспокойно на душе, это чуть ли не самый главный для уважающего себя русского интеллигента, вопрос. Так было всегда, так есть и так пребудет во веки веков. Стремление к свободе, для нашего человека, это вредная болезнь, которую все окружающие воспринимают в лучшем случае как безумие, а кто подальновиднее, те справедливо считаю безумие заразным. Сколько не тревож эти вопросы, не добьешься ничего, кроме отчаяния в сердце. Достоевский бился, Чехов бился, Толстой конечно, тоже бился, но замучавшись, прильнул к корням и воспарил. Так и Татьяна Никитична, открывает все тот же гнойник, смотрит на него и дает посмотреть нам, мы ужасаемся, нервно смеемся и спешим побыстрее отвести взгляд, потому что признак этот, болезни вечной и неизлечимой.

Книга очень хорошая, рекомендую всем людям.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенная в отношении стилистики вещь, которая, кроме того, является, с моей точки зрения, еще и одним из лучших «постапокалипсисов» в литературе, по совместительству будучи еще и очень острой антисоветской сатирой (во многом актуальной, к сожалению, и в отношении современной России). Своей гротескностью, горьким шутовством, изобретательностью, даже видением постапокалиптического мира этот роман мне все время поразительным образом напоминает пьесу украинского драматурга Леся Подервянского «Сказка про репку». Произведения эти совершенно не похожи по стилю, и Татьяну Толстую (а также многих ее читателей) сравнение, возможно, покоробило бы, но для меня они связаны просто в какой-то мистический диптих.

О романе и вправду можно говорить долго, по нему впору бы писать дипломы и диссертации (что, думаю, уже не единожды было сделано), поэтому я ограничусь следующим: это великолепное, вкусное (несмотря на неаппетитность некоторых моментов :wink:) чтение для тех, кто любит смаковать стиль и разгадывать загадки — не сюжета, нет, но смысла. Это текст, в котором ничего не говорится «в лицо», где все очень укромненько спрятано под иронией, под издевкой и выдумкой, но если читать внимательно, то в некоторых местах сквозь все это нет-нет — да и мелькнет страшное, грустное и невыносимое лицо истины. Ведь будучи вроде бы романом про «жизнь после», на самом деле это роман про «жизнь до» и «жизнь сейчас», которая выросла из этого чудовищного «до».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни Боже мой не в понедельник, ни Боже мой не во вторник…

Именно эта фраза возникла у меня в разговоре после прочтения Кыси. И ведь действительно-не дай боже нам того будущего, которое описала Толстая — будущего в котором люди деградировали настолько, что мышь — всему голова, что забыто все наследие человеческое и приписано оно Федору Кузьмичу, Слава ему и долгих лет. Что книги – переписывают, а старые печатные – изымают санитары и прячут.Что как наркотик они для бездумных читателей. В общем – ни Боже мой нам такого страшного дня – дня когда провоет над миром Кысь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимая книга! Практически любое событие сегодняшнего дня можно описать цитатой из Кыси.

Взять последствия, например, как у Никиты Иваныча. Или коня, который на самом деле мышь. У нас вот символ города изваяли в виде коня с черепом конфигурации бегемота (: Насилу прежние объяснили горожанам, что негоже это — под бегемотоконем себя чистить... Про хвощи моченые да зеленые яйцы, что мол вред от них, объяснить не смогли ):

Или вот книги. Нет ничего чище и ярче, хоть и выносят их на помойки кучами.

Нет, мне нравятся и прежние, несущие ко гробу руководство по управлению мясорубкою, и перерожденцы, смакующие реальную жизнь с паюсной под водочку за 3 62, и даже Оленька, хоть и кучу щепы за вечер наскребает

И да! когда санитары, обряженные в чумные балахоны с респираторами, приезжают на третьи сутки после вызова к ковиднику, так и бегут от них соседи — чур, не меня!

Одно слово, тонко и любовно выстроенный миф, родившийся от посещения сельского отхожего места образца 1986 года.

Провидческая книга, что говорить!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших вещей, прочитанных мною за последнее время. Сродни и Оруэллу и Замятину и Желязны! Желая нести людям пламя лучшего необходимо позаботится и о факелоносцах, а то желание владеть пересилит желание отдать. И вообще, тяжело по капле выдавливать из себя раба, а вот обратная дорога гораздо легче. Однажды одна греческая гетера спросила Сократа:

- Ты годами рассказываешь своим ученикам о воздержании, но стоит мне только подмигнуть, и все твои ученики окажутся у моих ног

- Конечно — отвечал Сократ- под гору то идти легче!

Страшно, когда «КысЬ» только и ждет, как тебя захватить, а вот, когда захватила...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга вышла у Татьяны Толстой. Я б за такую и с десяток мышей не пожалел! :)

При этом какого-то особо увлекательного сюжета Вы здесь не найдете, так как перед нами этакая сказка-притча (хотя и очень бойкая), зато всё остальное: мир (или «сеттинг», как ныне модно говорить, который, замечу, постапокалиптичен, как ныне тоже модно), стиль изложения и язык персонажей, — на твердую «пятерку».

Нашему взору открывается мир «будущего»: будущего безрадостного полного невеж и невежд, «деревеньщин» с их нехитрым бытом, а потому весьма мифологизированного, с набором различных непонятных, а потому опасных вещей и существ, как та же Кысь, вынесенная в название книги; мира узкого, как узка лобость его жителей.

Тем более не удивительно, что у такого «будущего» по замыслу автора будущего и нет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
концовка в духе «все умерли» тут как нельзя к месту.

А ещё, помимо удовлетворенного чувства прекрасного от острого языка Толстой, из этой повести можно вывести одну нехитрую мораль: хоть сто книг разных и умных дурак прочтёт, а всё одну фигу в них и увидит. :)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то появилась на Фантлабе «Кысь«! :super: Ура и спасибо! Читала уже давненько. Вот и повод перечитать хорошую вещь.

Ну а если серьезно — это, на мой взгляд, один из лучших русских романов последнего десятилетия. Роман и веселый, и страшный до жути. Страшный не в смысле «ужастиков», а от безысходности. Эдакий наш ответ Оруэллу. Вы там тоталитаризма боитесь, Большого Брата. А у нас тут все из нутра нашего проистекает, от естества нашего, русского. Потому и страшнее во сто крат. А как страшно быть «прежним» и мышей не есть... Язык в «Кыси» — это отдельное удовольствие. Виртуозно сделанная, завораживающая стилизация под простонародье. В общем, говорить о романе можно много и долго, но лучше его прочесть или перечесть. Он того стоит, поверьте.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то в книге есть такое, что не вызывает депресии, несмотря на «черноту» сюжета. Смех и печаль. Глубокая и интересная вещь!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А после прочтения этой книги я пришел в полнейший восторг! Имхо, «Кысь» Татьяны Толстой-это такой постапокалиптический лубок. Типа- «юмористическое фентези» на ядерных руинах мира. Но слог! Перечитывал неоднократно, слушал «фирменную» аудиоверсию с блистательным Алексеем Дубровским. К сожалению, больше ничего подобного я у Толстой не встречал...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда покупала книгу,подумала,а что там читать?маленькая,тонкая...Как я ошибалась!Каждую страничку читала очень внимательно,боялась что-то пропустить,книгой наслаждалась как никогда.Это воплощение юмора,сатиры,пророчества,ужастика,а также книга показывает явный пример ханжества,тупоумия обитателей.

А самое главное,мораль сей басни такова:любите книги так,как любят их герои в романе«Кысь»

:pray:Т.Толстой.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало просто любить чтение книг. Книги нужно уметь читать. Любящий, но не умеющий, читающий с одинаковой страстью всё подряд, становится сродни алкоголику, разрушая жизнь свою и других людей. Вот одна из идей книги, её же прямым текстом не раз произносит один из героев. А еще «Кысь» о том, как быстро забывается и искажается история в невежественном обществе даже при наличии живых очевидцев, а еще о том… Еще о многом, с живым юмором на любой вкус. Отличный роман! Буду перечитывать не раз.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх