FantLab ru

Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Бурсак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Голосов:
272
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

Новая власть несет свободу всем униженным и обиженным. Даже тем, кто живьем заколочен в гроб. И все равно история повторяется... Поднимите мне веки!

Входит в:

— антологию «Перпендикулярный мир», 2004 г.

— роман «Пентакль», 2005 г.

— антологию «Украинский хоррор - 2009», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Перпендикулярный мир
2004 г.
Пентакль
2005 г.
Украинский цикл
2006 г.
Пентакль
2007 г.
Украинский хоррор 2009
2008 г.
Пентакль
2008 г.
Время нарушать запреты
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть История. И в ней были и революция, и гражданская война на Украине, и тысячи и тысячи погибших в этой кровавой мясорубке, и расправы над инакомыслящими уже в советское время... Обо всем этом в рассказе и написано. И написано, надо признать, красиво и необычно.

Но, помилуйте, причем здесь гоголевский «Вий», причем здесь очаровательный, легкомысленный и жизнелюбивый Хома Брут? Зачем было соединять эти практически несовместимые вещи? Для пущей эффектности повествования? Может быть это в какой-то степени и срабатывает, но, пожалуй, все-таки вызывает больше недоумения, чем приносит дивидентов рассказу.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее интересных рассказов из мистического цикла «Пентакль». Авторы создают своеобразное продолжение повести Н.В.Гоголя «Вий», перенеся действие в период гражданской войны и последующих преобразований в советской стране. Бурсак Хома Брут, околдованный панночкой-ведьмой и Вием, оказывается заживо погребенным и после освобождения из гроба красноармейским отрядом товарища Химерного, пребывает в зомбированном состоянии. Пан, хозяин имения, потомок того самого сотника, который имел непутевую дочь — ведьму — расстрелян... Бурсак становится красноармейцем, командиром отряда, воюет против Деникина, Врангеля, Махно и его рука не знает жалости, сметая с земли, отправляя на тот свет врагов революции. Он пользуется уважением, его любит чудесная девушка — красноармеец Оксана Бондаренко.

Один раз у Бурсака шевельнулось что-то человеческое. Среди пленных белогвардейцев его привлекла черноволосая красавица, бывшая офицером. Он уже хотел простить золотопогонную и принять в свой отряд, как вдруг она показалась ему похожей на панночку-ведьму. И блеснула сабля...

В 30-е гг. Хома служит в НКВД, подписывая расстрельные списки «врагов народа». Но живется ему все сложнее. Все тяжелее ему открывать веки и видеть этот мир. И вот пришла пора идти арестовывать лучшего товарища, бывшего ему на фронте за отца... Мир, принявший Хому в свои объятия, оказывается настолько переполнен Злом и Ненавистью,что с Бурсаком происходит новая трансформация...

Мне кажется рассказ написан Г.Л.Олди, т.к. в «Песнях Петера Сьлядека» есть похожий по тематике рассказ о судьбе Хомы Брута. При участии Андрея Валентинова. Об этом свидетельствуют особенности стиля и включение в рассказ нескольких народных песен времен гражданской войны.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отношение мое к рассказу двойственное. С одной стороны, перенос гоголевского сюжета в реалии начала XX века – достаточно смелый шаг. И в этом рассказе мистический сюжет «Вия» низведен, на мой взгляд, до морально-политической аллегории. Дело в том, что «Вий» — одна из моих любимых вещей у Гоголя, и как-то разочаровывает пересечение этого «колоссального образа» с обличением жестокости сталинского режима. Да и разве нечистая сила превращала тогда людей в чудовищ? Сами, к сожалению, справлялись, ни в Бога ни в черта не веря.

С другой стороны, рассказ написан очень поэтично, легко, напоминая другое произведение Гоголя – «Тараса Бульбу». Эта эпичность, былинность стиля позволяет в очень короткую форму уместить значительный период времени действия. И несмотря на то, что этот героический стиль, натолкнувшись в конце рассказа на страшные 30-е, рушится зловещим бредом, рассказ по форме просто великолепен.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вновь Гоголь, и вновь товарищ Химерный, и вновь бессмысленность братоубийственной войны и абсурдность первых годов жизни страны после нее.

По идее, Валентинов. Но на первых страницах — явный стиль Олди.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое отвратительное и неприятное, что есть в этом рассказе — это стилизация под стереотипную «красную» речь, на которой, якобы, разговаривают пламенные революционеры. Такой бездарности и штампов не было даже в самых пропагандистских фильмах СССР про гражданскую войну и строительство коммунизма. Это, конечно, пародия, но вызывает крайне тошнотворную реакцию.

К тому же вся мистика и таинственность служат лишь фоном очередной истории про ужасных и мерзких большевиков, которые людей чуть ли не миллионами в лагеря сажали и миллиардами расстреливали. Валентинов со своими политическими взглядами лезет даже туда, где они в принципе неуместны. Дяченко и Олди до такой чернухи никогда не опускались.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дам руку на отсечение: одним из авторов этого рассказа, или хотя бы вдохновителем был Андрей Валентинов. Гражданская война на Украине. голытьба и крестьяне уничтожают панство и офицерство. А в церкви, в которой решили поискать сокровищ старого генерала, находят...потерявшего память человека. Он помнит только Киев, парты, Крещатик, Лавру, Подол. Он становится потихоньку новым человек — и человеком ли? Смерть любимой, ожесточение мира, кровь на Русской равнине, «Хрусталёв, машину!». И новый Вий, рождающийся из бурсака...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долгий и тянучий поначалу рассказ постепенно превращается в революционное переосмысление Вия, атмосфера нагнетается, герой меняется всё больше, всё серьезнее, всё фатальнее, пока не захлебнется кровью вместе с тяжело больной страной. Великой и непобедимой.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

квинлин, полностью согласен. Непонимаю как можно мешать такой тяжелый слог Валентинова со стилем Дяченко. Очень много в пентакле вещей на которых заметна смена автора, где пол рассказа читаешь с интересом, а вторую половину просто осилить не можешь.

Бурсак как и Чертова экзистенция помоему большей частью написаны Валентиновым.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, неплохо. Выдержана динамика, читается, как и написано, — лихо. Аллюзии только не все понравились. Герман-то тут при чём? Чисто ради шутки?

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучный революционный перепев Вия.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх