fantlab ru

Ольга Ларионова «Соната ужа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
270
Моя оценка:
-

подробнее

Соната ужа

Рассказ, год; цикл «Знаки зодиака»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Сергей Тарумов, космический почтальон-инспектор, землянин, и несколько десятков гуманоидов насильственно заточены в траурно-мрачной чаше исполинского кратера неведомой планеты. Может быть, виной всему непонимание? Может, их всех просто пригласили в гости и нужно только найти общий язык с хозяевами?

Нет, нужно найти способ бегства, причем имея в виду, что хозяева неусыпно следят за ним. А почему, собственно, только за ним?..

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Знание-сила 1979'8», 1979 г.

— журнал «Знание-сила 1979'9 (627)», 1979 г.

— журнал «Литературная Россия № 8 (840) 1979», 1979 г.

— журнал «Литературная Россия № 9 1979», 1979 г.

— антологию «Der Wurfspieß des Odysseus», 1981 г.

— антологию «Мир приключений, 1981», 1981 г.

— сборник «Знаки зодиака», 1983 г.

— антологию «Sonáta hada: Fantastika 88», 1988 г.

— сборник «Формула контакта», 1991 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Klasyka rosyjskiej SF», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир приключений
1981 г.
Знаки Зодиака
1983 г.
Чакра Кентавра
1988 г.
Формула контакта
1991 г.
Сотворение миров
1995 г.
Леопард с вершины Килиманджаро
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.

Периодика:

Знание - сила № 8, 1979
1979 г.
Знание - сила № 9, 1979 (627)
1979 г.
«Литературная Россия» № 9 1979
1979 г.
«Литературная Россия» № 8 1979
1979 г.

Самиздат и фэнзины:

Леопард с вершины Килиманджаро
2002 г.
Знаки зодиака
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Der Wurfspieß des Odysseus
1981 г.
(немецкий)
Sonáta hada: Fantastika 88
1988 г.
(чешский)
Знаците на зодиака
1988 г.
(болгарский)
Klasyka rosyjskiej SF. Tom 3
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоинства: неплохой слог и (в отличие от «Половины жизни» Булычёва) имеются какие-то идеи.

Теперь о недостатках. За господами из, скажем, «Льда» Рейнольдса, ощущается вселенская мощь. Их поведение — не добро и не зло по человеческой мерке, а непонятные нам выверты сверхцивилизаций, а мерка галактической истории — миллиарды лет. Тут же читатель может лишь гадать, кто это такой дерзкий бросил вызов вполне продвинутым цивилизациям звездоплавателей в их же галактике и (предположительно) реальном времени. Если это — хозяева Млечного Пути, то что ж нам не рассказали о целой серии похищений и реакции на неё менее развитых цивилизаций? Точно не было у неё никакой истории? Если же в Млечном Пути (сверх)цивилизации враждуют, то тем более невероятным кажется незнание Человечества об этом факте. В любом случае первейшей мотивацией «вероятного противника» будет получение разведданных, а отнюдь не забавы с террариумами.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из цикла «Знаки зодиака». Многоплановый сюжет о контакте, только контакте вв интересах одной стороны, Какого интереса, герой так и не понял. Разве можно вот так сразу понять чужой Разум, хотя сопровождение технически вполне по земному -штурвалы, рубильники и прочее -это удивляет. Гипотеза, представленная автором, это заповедник для множества разных рас вселенной — несколько десятков. Многие авторы пишут на эту тему и всегда получается неожиданно интересно. Ларионова не исключение -сумела внести изюминку , нестандартно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее «да», чем «нет». НО. К месту будет цитатка из киношки «Приключения принца Флоризеля»: «…хорошо, я поужинаю, если Вы настаиваете. Но предупреждаю — без всякого удовольствия…».

Идея красивая, несомненно. Однако после ее оглашения открытым текстом дальнейшее чтение — как бы, откровенно теряет смысл. Ибо завершение становится абсолютно очевидным. Сам же фантАнтураж, как таковой — шибкой привлекательностью не блещет: больно уж невнятно, без конкретики.

Однако. Все вышеизложенное не отменяет целесообразности чтения. Не отменяет

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все бы было в этом рассказе хорошо (тем более, что тема восхваления человеческой расы, тем более его свободолюбия, равнодушным читателя, конечно, не оставит), если бы не несколько моментов.

Первый. Весь сюжет рассказа построен на том, что некий сверхразум (умеющий запросто ловить чужие космические корабли в космосе) содержит как бы в плену колонию полуразумных существ с других планет. Но автор даже и не пытается объяснить, зачем это делается. А без такого разъяснения такой заповедник выглядит достаточно глупо.

Второй. Вообще-то сверхразум, наверное, и без человека запросто мог бы контролировать колонию из полусотни особей. А о передаче землянами космического корабля полуразумным (во всяком случае такими они выглядят по тексту) пифинам и вообще-то говорить не хочется.

Вот и получается: читать вроде бы интересно, а задумаешься — нелепость на нелепости. Вообще, почему-то многие наши писатели-фантасты считают, что раз фантастика, так за увлекательным сюжетом и правдоподобие не очень нужно — сказка, она и есть сказка...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять кто-то пытается решить за нас и другие расы как жить.И опять нас пытаются закрыть в клетке,дав как им кажется нам всё необходимое.Но забрав самое главное,то без чего человек не может жить-свободу.И человек не может с этим смирится.Клетка даже золотая,всё равно клетка.И в этом замечательном рассказе Ольге удалось динамично и увлекательно рассказать о любви человека к свободе.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В школьные года я редко читала рассказы, предпочитая крупную форму. Так, чтобы книга потолще. Но этот рассказ Ольги Ларионовой... Не помню, где уж он мне попался, в каком-нибудь сборники или журнале, но попался очень вовремя, в том возрасте, когда это было необходимо. В пору максимализма, когда чувства должны быть доведены и отточены до крайности, но при этом, при всей жесткости юношеского восприятия мира, сохранено понятие милосердия. Этот рассказ лег на душу идеально. Потом, став старше и перечитав его, конечно, воспринимала уже не так. Но я благодарна автору за то открытие, которые я смога сделать надцать лет назад.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то двойственное впечатление от этого рассказа. С одной стороны, небезынтересный сюжет, с другой — невысокое литературное исполнение. Абсолютно не удалась атмосферность. А в конечном итоге — и сочувствие к герою не возникло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вообще, стоит ли погибать за свободу тех, кому она не нужна?!

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот всё хорошо: завязка, обстановка, замысел, ход событий. Однако, реализация идеи, на мой взгляд, подкачала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем же понадобилась смерть главного героя? Что бы изменилось в рассказе, не выверни он регуляторы параметров среды на максимум? И корабли бы улетели, и сам жив остался.
Человек не только свободолюбивое существо, но и жизнелюбивое. К чему умирать, если это необязательно? Ларионова опять написала для живого человека роль мученика.

Кроме того, сюжет, по-моему, скопирован с повести Булычева «Половина жизни». Если вообще не со Стругацких...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичный рассказ. Главный герой вызывает уважение. Если бы он спасся в конце рассказа было бы, на мой взгляд, замечательно. Высший бал.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моделирование ситуации «социум золоченной клетки». Каждая раса мыслит по-своему, а бог — один на всех. «Логика существ, населяющих террариумы, несовместима с логикой тех, кто эти террариумы создает». А кто нынче не в террариуме? Хоть в космосе, хоть на грешной Земле. «Жизнь такой, да?»

Модель требует поступков. Самопожертвование — самый яркий пример свободы: «я научу вас свободу любить, младшие мои братья по разуму, так вас и так...»

Высший балл.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет: 8. Слог: 6 (только за аллегории и сравнения и постоянное «... как говорили у нас в те времена, когда на Земле...» [что это — попытка вызвать улыбку? хммм...тонкий женский юмор...] — 3). Но за то, что землянин — единственный Жертвенный Герой — 10.

Итого: 7 и не больше. )

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов за всю историю НФ. С него я начал свое знакомство с фантастикой, многократно перечитывал, но каждый раз находил что то новое.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх