FantLab ru

Генри Каттнер «Бог по имени Кру»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Бог по имени Кру

A God Named Kroo

Повесть, год

Аннотация:

Заурядный тибетско-гималайский божок пребывает в полном унынии из-за забвения со стороны собственной паствы. Когда-то, в древние времена, выдумавшие его крестьяне истово молились, восторженно верили и приносили ему кровавые жертвы. Но уже более пятидесяти лет назад умер последний жрец, и за всё это время лишь один только домашний як по недосмотру бывшего хозяина пересёк границу храмового дворика. Согласно местным обычаям, он стал собственностью бога, хотя вера в того и оказалась практически утраченной. И вот однажды в здешних местах появился американский археолог, везущий с собой множество разнообразных материалов и потерявший при сходе лавины двоих тягловых животных. Поскольку никто из местных жителей не захотел продать ему скот, янки, не вдаваясь в детали, бросил деньги на землю в качестве платы за замеченного им у храмовой хижины яка… Вместе со священным животным американец приобрёл и опасное покровительство бога по имени Кру…

Входит в:

— журнал «Fantastic Story Magazine, Summer 1954», 1954 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Повесть



Периодика:

Fantastic Story Magazine, Summer 1954
1954 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Запомни будущее
2018 г.
Земля грядущего
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ор-р-ригинальнейшая фантастико-юмористическая повесть, совершенно по-каттнеровски восхитительно «вкусная». Первая публикация — «Thrilling Wonder Stories», зима 1944 г.

(не зря, ох не зря сразу же возникло стойкое убеждение, что данная история просто НЕ МОЖЕТ оказаться слабенькой и безынтересной, как только увидел иллюстрацию, созданную другом автора, Вирджилом Финли, ко второму изданию этого произведения в «Fantastic Story Magazine», апрель 1954 г.)

Завязка сюжета: заурядный тибетско-гималайский божок пребывает в полном унынии из-за забвения со стороны собственной паствы. Когда-то, в древние времена, выдумавшие его крестьяне истово молились, восторженно верили и приносили кровавые жертвы. Но уже более пятидесяти лет назад умер последний жрец, и за всё это время лишь один только домашний як, по недосмотру бывшего хозяина, пересёк границу храмового дворика. Согласно местным обычаям, он стал собственностью бога, хотя вера в того и оказалась практически утраченной. И вот однажды в здешних местах появился американский археолог, везущий с собой множество разнообразных материалов и потерявший при сходе лавины двоих тягловых животных. Поскольку никто из местных жителей не захотел продать ему скот, янки, не вдаваясь в детали, бросил деньги на землю в качестве платы за замеченного им у храмовой хижины яка… Вместе со священным животным американец приобрёл и опасное покровительство бога по имени Кру…

Описываемое в повести время – середина 40-х гг. прошлого века (адекватное периоду написания); японские захватчики всё ещё оккупируют Китай, Бирму и другие южно-азиатские страны. Столкновению бусидо-самурайского духа с фундаментальной западной идеей «бремени белого человека» (приобретшей в виде союзника сверхъестественную божественную силу!) и посвящена основная сюжетная коллизия. Примечательно, что здравомыслящий автор и не пытается представить эту борьбу глобально-судьбоносной (в противовес советско-германскому противостоянию), ибо хотя в то время и не знал, за сколько считанных дней наши войска разгромят Квантунскую армию, но оценивал реальность гораздо трезвее нынешних западников, пытающихся объявить себя главными победителями во 2-ой Мировой…

Весьма примечательна и по-своему симпатична фигура крестьянского бога Кру. Он является довольно-таки могущественной сущностью, но откровенно завидует своим более знаменитым и имевшим миллионы последователей «собратьям» — вавилонскому Мардуку, персидскому Ормузду, египетскому Осирису и прочим, которые даже в дни величия Кру насмехались над ним, по-аристократически считая чем-то вроде богатого выскочки (а Исида так прямо в глаза и называла!). Усматриваю здесь характерные марк-твеновские нотки сатиры в отношении снобизма, присущего роду людскому и экстраполированному на созданных человеческим воображением богов.

Буквально НАСЛАЖДАЛСЯ (!), читая эту многогранную и в высшей степени забавную каттнеровскую повесть!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каттнер (имею ввиду и Генри, и Кэтрин, их творчество с момента их знакомства и последующей совместной жизни неразделимо) — один из моих любимых писателей и оценивать его творчество объективно мне трудно. Но буду максимально честным: фэнтезийные произведения в традиционном понимании ему не удавались. Будь-то принц Рэйнор из Гобийской Империи или Элак из Атлантиды — они достаточно шаблонны и ничем не запоминаются. Но стоило авторам на какое-то время забыть о затерянных во времени цивилизациях и сделать героев их современниками — о чудо! получались оригинальные произведения. Из жанра коротких историй запоминаются «Самая большая любовь» или «Одиссея Югорда Тролла». Из более крупных — «Бог по имени Кру». История мелкого божка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бросившего вызов самому могущественному созданию во Вселенной, павшего в бою, и занявшего место в пантеоне Богов рядом с Мордуком, Ормаздом и Оссирисом.
А если добавить к ней изрядную порцию юмора и литературный талант — получим отличную повесть от классиков жанра.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх