Генри Каттнер «Бог по имени Кру»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Народов Междуречья ) | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия | Южная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Заурядный тибетско-гималайский божок пребывает в полном унынии из-за забвения со стороны собственной паствы. Когда-то, в древние времена, выдумавшие его крестьяне истово молились, восторженно верили и приносили ему кровавые жертвы. Но уже более пятидесяти лет назад умер последний жрец, и за всё это время лишь один только домашний як по недосмотру бывшего хозяина пересёк границу храмового дворика. Согласно местным обычаям, он стал собственностью бога, хотя вера в того и оказалась практически утраченной. И вот однажды в здешних местах появился американский археолог, везущий с собой множество разнообразных материалов и потерявший при сходе лавины двоих тягловых животных. Поскольку никто из местных жителей не захотел продать ему скот, янки, не вдаваясь в детали, бросил деньги на землю в качестве платы за замеченного им у храмовой хижины яка… Вместе со священным животным американец приобрёл и опасное покровительство бога по имени Кру…
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, Winter 1944», 1944 г.
— журнал «Fantastic Story Magazine, Summer 1954», 1954 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Повесть |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (1), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Бурцев (1), К. Плешков (1), И. Фудим (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
muxaJIu4, 29 декабря 2020 г.
Каттнер (имею ввиду и Генри, и Кэтрин, их творчество с момента их знакомства и последующей совместной жизни неразделимо) — один из моих любимых писателей и оценивать его творчество объективно мне трудно. Но буду максимально честным: фэнтезийные произведения в традиционном понимании ему не удавались. Будь-то принц Рэйнор из Гобийской Империи или Элак из Атлантиды — они достаточно шаблонны и ничем не запоминаются. Но стоило авторам на какое-то время забыть о затерянных во времени цивилизациях и сделать героев их современниками — о чудо! получались оригинальные произведения. Из жанра коротких историй запоминаются «Самая большая любовь» или «Одиссея Югорда Тролла». Из более крупных — «Бог по имени Кру». История мелкого божка
igor14, 19 июня 2020 г.
Ор-р-ригинальнейшая фантастико-юмористическая повесть, совершенно по-каттнеровски восхитительно «вкусная». Первая публикация — «Thrilling Wonder Stories», зима 1944 г.
(не зря, ох не зря сразу же возникло стойкое убеждение, что данная история просто НЕ МОЖЕТ оказаться слабенькой и безынтересной, как только увидел иллюстрацию, созданную другом автора, Вирджилом Финли, ко второму изданию этого произведения в «Fantastic Story Magazine», апрель 1954 г.)
Завязка сюжета: заурядный тибетско-гималайский божок пребывает в полном унынии из-за забвения со стороны собственной паствы. Когда-то, в древние времена, выдумавшие его крестьяне истово молились, восторженно верили и приносили кровавые жертвы. Но уже более пятидесяти лет назад умер последний жрец, и за всё это время лишь один только домашний як, по недосмотру бывшего хозяина, пересёк границу храмового дворика. Согласно местным обычаям, он стал собственностью бога, хотя вера в того и оказалась практически утраченной. И вот однажды в здешних местах появился американский археолог, везущий с собой множество разнообразных материалов и потерявший при сходе лавины двоих тягловых животных. Поскольку никто из местных жителей не захотел продать ему скот, янки, не вдаваясь в детали, бросил деньги на землю в качестве платы за замеченного им у храмовой хижины яка… Вместе со священным животным американец приобрёл и опасное покровительство бога по имени Кру…
Описываемое в повести время – середина 40-х гг. прошлого века (адекватное периоду написания); японские захватчики всё ещё оккупируют Китай, Бирму и другие южно-азиатские страны. Столкновению бусидо-самурайского духа с фундаментальной западной идеей «бремени белого человека» (приобретшей в виде союзника сверхъестественную божественную силу!) и посвящена основная сюжетная коллизия. Примечательно, что здравомыслящий автор и не пытается представить эту борьбу глобально-судьбоносной (в противовес советско-германскому противостоянию), ибо хотя в то время и не знал, за сколько считанных дней наши войска разгромят Квантунскую армию, но оценивал реальность гораздо трезвее нынешних западников, пытающихся объявить себя главными победителями во 2-ой Мировой…
Весьма примечательна и по-своему симпатична фигура крестьянского бога Кру. Он является довольно-таки могущественной сущностью, но откровенно завидует своим более знаменитым и имевшим миллионы последователей «собратьям» — вавилонскому Мардуку, персидскому Ормузду, египетскому Осирису и прочим, которые даже в дни величия Кру насмехались над ним, по-аристократически считая чем-то вроде богатого выскочки (а Исида так прямо в глаза и называла!). Усматриваю здесь характерные марк-твеновские нотки сатиры в отношении снобизма, присущего роду людскому и экстраполированному на созданных человеческим воображением богов.
Буквально НАСЛАЖДАЛСЯ (!), читая эту многогранную и в высшей степени забавную каттнеровскую повесть!