fantlab ru

Ник Перумов «Чёрное копьё»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
3828
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 159
Аннотация:

Вторая часть трилогии «Кольцо тьмы» продолжает рассказывать о приключения троих друзей — хоббита Фолко и гномов Малыша и Торина. Преследуя Олмера по всему Средиземью они открывают корни его силы и понимают, что мир снова оказался на краю гибели, ибо старое зло вернулось в новом обличии. Армии Короля-без-Королевства идут маршем и вот уже готова разразится последняя битва у стен Серой Гавани. Устоит ли последняя соединенная рать перед Черным копьём?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 679

Активный словарный запас: средний (2828 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Черное копье
1993 г.
Черное копье
1996 г.
Черное копье
1997 г.
Чёрное Копьё
1998 г.
Кольцо тьмы. Трилогия
2002 г.
Чёрное копьё
2004 г.
Кольцо Тьмы. Свободное продолжение
2005 г.
Чёрное Копьё
2007 г.
Кольцо Тьмы
2016 г.
Кольцо тьмы. Чёрное копьё
2018 г.
Черное копье
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Czarna włócznia
2002 г.
(польский)
Черното копие и кинжалът на Отрина
2002 г.
(болгарский)
Черното копие и сянката на Властелина
2002 г.
(болгарский)
Juodoji ietis
2004 г.
(литовский)
Svarta lansen
2014 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед написанием этого отзыва обозначу два факта: я не являюсь ярым поклонником творчества Толкиена (хотя в своё время прочитал «Хоббита» и ВК с немалым удовольствием) равно как и специалистом в военном деле. «Переболел» творчеством Перумова ещё лет десять назад, и «Чёрное копьё» — это одна из немногих книг Ника, которая мне по-прежнему нравится. Резонный вопрос: почему одна из немногих и почему всё-таки нравится? Попробую рассказать.

Большую часть книг Ника в «зелёном мраморе» я готов ругать за многие вещи: за невероятную крутость персонажей, за выскакивающие из кустов рояли, за похожих как две капли воды женских персонажей. За надоевшее превозмогание героев, которым из последних сил и часто по не зависящей от них причине, удаётся выживать во всё более страшных и нереальных обстоятельствах. За неожиданные смены характеров. Но в «Чёрном копье» бОльшая часть недостатков не видна, а достоинств (в моих глазах, конечно) хватает. Это и захватывающие описания сражений, выдерживающие даже перечитывание, на удивление яркий образ грядущего гунна Олмера, долгое путешествие по белым пятнам карты Средиземья и, в финальной части романа, крах древней цивилизации, уступающей место новой.

Конечно, стилистически удалось не всё. Фраза «но мифрильный доспех спас от...» в различных вариациях встречается просто неприличное количество раз. Герои неубиваемы. Но делает ли их эта неубиваемость ближе к цели? Неразлучная троица и прибившиеся к ним при всём своём умении не могут остановить нашествие: у хазгов, истерлингов и прочих кочевников слишком много пассионарности, тут мало даже зачарованных стен Серых Гаваней. Старое рано или поздно уступает место новому, каким бы хорошим это старое не было.

Образы героев «выпуклы» достаточно, чтобы поддерживать основной конфликт романа уже одними своими диалогами. Торин, непоколебимый храбрец с обострённым чувством справедливости, Строри, побитый жизнью сорви-голова, и Фолко, некогда юноша-бледный-со-взором-горящим, в каждом шорохе ждущий каких-то знамений, а теперь — воин Старого мира, ищущий правду в безумном круговороте войны. Со второстепенным персонажами немного похуже: мудрый Орлангур, Отон, дорваги и восточные эльфы всё-таки проигрывают хронисту Теофрасту и охотнику Рогволду в живости и яркости характера. Примечательна судьба толкиенского Умертвия.

Роман разбит на две части: поход на Восток и война. Напряжение, накапливающееся в первых главах, к последней трети книги сменяется ураганным действием. Безнадёжен Гондор и Рохан, не выдержат стены Серых Гаваней, но герои сделали свой выбор и будут стоять на своей стороне до конца. Исенская дуга, бесспорно, одно из лучших сражений в отечественной фэнтези. Кстати, тут часто за сражения хвалят Мартина (я его и сам ценю, но за другое), так его почти не за что хвалить здесь, сражений описанных — раз, два и обчёлся! Черноводная, битва у Стены, пожалуй всё, об остальных мы узнаём со слов очевидцев. Поэтому, несмотря на конных арбалетчиков и многое другое, массовые баталии в ЧК меня очень даже удовлетворяют.

Итог: со времён ЧК, ИМХО, Ник ничего столь же хорошего не написал. Полноценно завершив дилогию о кольцах, он сумел придать ей ровно тот градус эпичности, который подошёл бы почти лишённому магии Средиземью. Пусть не везде удалось следовать источнику. Пусть. Зато у нас есть такая красивая история.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что будет, если положить на чашу весов «Чёрное копьё», а потом на другую возлагать всё остальное. По большей части первая чаша всё равно останется далеко наверху, в заоблачной выси. Второй по счёту роман писателя — и он выстрелил с необычайной силой, вызвав такие бурные споры, как никакой другой «фанфик» во всём мире. Почему так? Неужели он сравнялся с Толкиеном?

Ну нет, конечно. За спиной старика профессора стояла целая культура, внешняя и внутренняя, долгие годы шлифовки собственного Мира-мировоззрения, Мира-мечты. Перумов, конечно, не имел всего этого. За его спиной был расползающийся колосс на глиняных ногах и коловращение новой жизни. Он взошёл на фундамент созданного другим человеком мира, и выразил через него свою жизнь, своих современников, свою родную землю. И действительно — Средиземье, по которому проходится ураган Олмеровых ратей, не то, что творился в Оксфорде — он наш, целиком и полностью, плоть от плоти.

Молчаливые пейзажи степи, бесконечные заснеженные равнины, просторы Востока — истое желание Перумова вновь побывать в Средиземье выросло в желание заглянуть за восточный обрез его карты, традиционно ограниченный Руном. Там нашлось место Саруману, над чьей смертью гадал наш автор. Туда же ушло Умертвие, изгнанное Бомбадилом. Там след загадочных Синих Магов. Но тогда ещё была фантазия — бурная, смелая, способная создавать яркое и запоминающееся — своё. Прекрасные Чёрные гномы. Выжившие эльфы-Авари, не сломленные и непокорённые. Лесные дорваги, Серединное княжество, Дом Высокого (кстати, так и не довёл линию). Впервые на страницы его книг неспешно возникает образ Третьей Силы — сверкнул чешуёй Великий Орлангур.

Несмотря на определённую тягучесть, на этот раз автору удался сюжет — не настолько подчёркнуто наивный, как в «Эльфийском клинке». Герои идут убивать Олмера — мы чувствуем их обречённость и постоянные раздумья, стоит ли это их жизней? Да, прекрасные батальные сцены, маленькие поединки, бешеные сюжетные развороты — всё сделано на очень достойном уровне. Падение Запада описано с настоящим душевным надрывом, как будто Перумов и правда вырезал кусок из своего сердца, разрушая привычное Средиземье. Пожалуй, никогда он не уничтожал так свой собственный мир, как Соединённое королевство Толкиена.

Но дело даже не в этом. Дело в том, что Перумов смог сделать мир сложным, но не до конца релевантным. Мир очень цветной, в нём масса оттенков, и нельзя сказать, кто однозначно прав, а кто виноват. Дело в тебе, ты сам выбираешь свою сторону, обходя крайности Великих Сил. Да, есть отважные и честные люди по обе стороны баррикад. Рогволд и Отон смотрятся почти как братья, Санделло своей преданностью вызывает восхищение, а многочисленные пришельцы с Востока притягивают своей доблестью. Вот только...

Главная загвоздка — в Олмере из Дейла, его миссии и его окружении. Может, у меня уже возраст не тот, но все его посылы о свободе, равенстве и западном гнёте смотрятся фальшиво, как плохая агитка. Что нужно сделать? Вступить в войско, и пойти в поход на Запад. Грабить? Нет, ну что вы. Миссия у нас благородная — «Бей эльфов, спасай Средиземья!», как очень удачно уже выразились. Пусть это даже тэлери, синдары и фалатримы, никогда не бывавшие в Валиноре, но это неважно — они нам угрожают. И действительно — люди, ни разу не видевшие эльфов, ненавидят их смертной и жуткой неприязнью к ним и их «прихвостням». Эту ненависть очень легко направить — что и делает Олмер, собственно, найдя ей правильное применение, вместе с седыми сентенциями о построении «справедливого общества». Меня жутко насмешила одна сцена в книге, когда герои были в цитадели Олмера. Берель, его военачальник, пафосно произносит речь о будущей свободе и равенстве, о законах сильных и свободных, навсегда покончивших с рабством. В следующие фразе он невозмутимо молвит, что здесь у героев две возможности — либо вступить в войско Вождя, либо умереть... Во имя великого дела, знаете ли, и нечего тут рассуждать. Я чуть не свалился со своего места от смеха... Так что же хочет Олмер? Да власти банальной — по крайне мере, всё об этом говорит... Может ли он вызывать симпатию? Только в качестве типажа яркого пассионария, не больше, но и не меньше.

Итог: мрачноватая, яркая, сильная фэнтези, наполненная свежим, незамутнённым пока мастерством молодого и талантливого автора, пять лет шлифовавшего этот текст. Дело, наверное, и в том, что Перумов подошёл к делу с толком и любовью, помимо прочего создав живых главных героев, которым можно сопереживать, и которые могут колебаться и сомневаться, испытывать слабость и терпеть поражение. В итоге получилось «Чёрное копьё»... наверное, лучший, или один из лучших романов Перумова.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судьба запада в руках хоббита и двух гномов

***

«Черное копье» является прямым продолжением «Эльфийского кольцо», завершая историю, которая началась со встречи Торина с Фолко. Первая книга оставила приятные воспоминания, хотя и были вопросы к автору по части вторичности и мелкого масштаба. Второй том – это уже совсем другая вещь в этом плане. «Черное копье» отправляет главных героев на Восток, где Толкин оставил сознательные дыры. Перумов придумал десятки народов, их истории, их сражения. К тому же масштаб повествования действительно увеличился, что пошло на пользу. Всё-таки вторая книга всецело концентрируется на войне, где Восток сталкивается с Западом.

Сюжетно книга представляет собой всё тот же квест. При этом книгу можно условно поделить на три части. Первая – самая скучная, в ней практически ничего не происходит, зато много полубессознательного бреда и эзотерических мотивов с видениями и прочим. Вторая часть чуть поживее – это путь героев совсем в другую сторону. Наконец, третья – эпичная битва, самая интересная, но уж слишком невероятная.

Главные герои остались все теми же. Фолко так же боится, но делает, Торин верен своему долгу, Малыш не теряет способность в нужный момент сделать верное решение. Но чем дальше Перумов проводит своих героев по повествованию, тем все более фантастичными кажутся их приключения. Дело в том, что друзья из одной передряги попадают в другую, уровень экшена повысился, а персонажи...всё так же бессмертны и всесильны. Ни ран, ни крупных (да и мелких) увечий. Зато с врагами расправляются на раз-два. И ладно Торин — гномы славятся своим боевым задором. Даже Малыш выглядит внушительно, хоть и ниже своих собратьев. Но Фолко?! Всё-таки хоббиты — народ мирный. И отнюдь не только потому, что живут в тени. Они и ростом низки, и силой слабы. Хоббиты у Толкина откровенно были сильны только духом — он и помогал им нести свое бремя. Фолко же у Перумова и кинжалы метает лучше всех, и стреляет лучше Леголаса, будь он задействован в повествовании. Ну не верю я, что хоббит может при малом росте достойно управляться с луком, пусть он даже и уменьшен под рост (а это ослабляет силу натяжения стрелы, а, значит, и дальность полета, равно как и пробивную силу). Верится слабо.

Не стал лучше и язык повествования, словно Перумов решил и в нем отойти от оригинала (всё-таки «Эльфийский клинок» хоть и является фанфиком, его язык проще толкиновского, но близок, насколько это вообще возможно для продолжателей). «Черное копье» пестрит странным словами. Например, что за «неминучая»? Уж лучше неминуемая. А уж словосочетание «мешки показали дно» — это вообще фирменная карточка автора. Раз за разом Перумов пишет, что провизия у друзей заканчивается именно через эту фразу. Сама по себе она неплохая, вот только слишком запоминается, такие вещи нужно допускать 1-2 раза за все произведение, а не 4 раза на 100 страниц.

И всё-таки произведение заслуживает восьмерку, а не семерку и ниже. В самом конце Перумов очень хорошо прописывает действия Олмера, показывает его мотивы, его чувства. Зло имеет лик, это несомненный плюс. Он даже затмевает тот факт, что количество битв под конец книги зашкаливает, но они подаются крупными штришками в угоду голого действия.

Заключение: хорошая книга со своими минусами. Главные — это марвеловский стиль главных героев и провальная первая треть романа. Читать «Адамант Хенны» я не буду, дилогия «Кольцо тьмы» вполне самодостаточна.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга поразила напряженным и все более ускоряющимся действием, то есть начинается — как тоненький ручеек, который со временем превращается в стремительный поток. Потом — много неожиданных разворотов сюжета, где герои оказываются то по одну, то по другую сторону баррикад. Например — друзья идут преследовать Олмера сами по себе, выполняя свой долг. Потом они оказываются в стане этого самого Олмера и сражаются на стороне его войска. Причем осознают, что враги также вступают в войну ради высокой, с их точки зрения идеи. К тому же, в книге постоянно транслируется мысль, что в любом споре, конфликте, войне нет ни правых, ни виноватых. Также как и нет тотально добрых или злых, плохих или хороших. Поэтому бесконечные скитания и метания героев приводят их лишь к одному выводу — действовать, как подсказывает совесть. Там есть три характера — прямолинейный, неуступчивый Торин, настоящий вояка за правых, не склонный к долгим размышлениям и рефлексиям. Малыш — герой более «себе на уме», умеющий любой вопрос повернуть так и эдак, но при этом, опять же склонный защищать тех, кого по его мнению несправедливо обидели. И Фолко, руководствующийся не здравым смыслом, и даже не накопленным опытом, а интуицией и эмоциями. Все это трио составляют по сути «положительные» герои, но и с ними бывает не все так уж чисто и ясно. И Малыш и Фолко могут сомневаться, передумывать, поддаться внезапному порыву. Поэтому Торин — этакий фундамент, на котором держится их союз.

Остальные герои также не однозначны. Великий Орлангур, о нем нельзя думать, как о злом или добром. Санделло, изо всех сил служит обожаемому господину. Даже сам Олмер ведь начинает войну,желая совершить благо, но не зная еще к чему это приведет.

Пожалуй, самое сильное в этой книге даже ни количество приключений, стычек, захватывающих событий (хотя и этого очень много), а именно яркость и многогранность характеров, подробная психология героев.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил после себя крайне неоднозначные впечатления, вроде и не совсем плохо, но могло быть лучше. Начнем с того, что его по своей сути можно четко разделить на две части, при чем совсем не там, где это сделал сам автор.

Первая часть охватывает все действие до начала вторжения, вторая соответственно после. Собственно говоря это негласное разделение и губит всю книгу, потому что несмотря на обилие действия и перемещения по карте главных героев в первой части, в самом романе по сути не происходит ничего. А это ничего, извините меня, 2/3 книги. Да, происходят постоянные «кровавые» стычки со всем, что имело наглость пошевелиться, либо длительный диалоге со всем, что посмело еще и заговорить. Единственным приятным моментом является вступление героев в отряд Отона, и связанная с этим попытка автора придать Абстрактному Абсолютному Злу человеческое лицо, дать понять, что по ту сторону баррикады сражаются тоже люди (это не совсем так, но сути дела не меняет). К сожалению, в дальнейшем автор на этом внимания акцентировал мало, а жаль.

Во второй части эстафету приняла эпическая фэнтези. Судьба Мира теперь стали решаться не героями, а армиями. Надо отдать должное Перумову эта часть у него получилась на голову выше предыдущей. Неожиданно появился интерес к происходящему. Да и как-то приятнее читать стало, отступили на второй план пафосные речи и бесполезная болтология, слово взяли ружья. К сожалению, ближе к концу автор, что называется, увлекся и это неминуемо привело его к череде несуразностей и откровенной классической банальщины, на фоне которой эпохальные изменения мироздания вызывают разве что улыбку.

В конечном итоге получился откровенно средненький, правда, вполне читабельный фэнтезийный «блокбастер», не без приятных моментов, но на такой объем текста их все же до обидного мало. Укороти автор первую часть раза в два, книга от этого бы только выиграла, но это уже мои мысли в слух.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что «Чёрное копьё» мне понравилось больше, чем «Эльфийский клинок». Здесь я увидел то, что хотел бы увидеть в первой части. Прочитав первую книгу, я понадеялся, что во второй Перумов раскроет сюжет, мир и героев несколько более красочно, ярко и точно. И, слава Богу, мои надежды оправдались!:smile:

Во-первых, в ЧК нет такой затянутости, как в ЭК. Сюжет динамичен, активен. Читателю, словно маленькие порции огромного блюда, на стол постепенно подаются ответы на многие вопросы, которые автор подавал в первой части, долго-долго создавая интригу вокруг происходящего в Средиземье. Но проглатывая один за другим эти кусочки, мы не насыщаемся и ждём продолжения банкета, что Перумов нам любезно обеспечивает.:glasses:

Во-вторых, герои, особенно Фолко, становятся более открытыми для читателя и, словно редкие экзотические специи, придают блюду более приятный вкус. Мы видим переживания Фолко, его постоянные тяжёлые для него мысли о происходящем, попытки оценить и понять всё это. Также мы наблюдаем внутренние изменения героев через их довольно интересные взаимоотношения — разногласия и, наоборот, взаимоподдержку. Ну и так называемые «отрицательные» герои тоже раскрываются читателю более полно. Верный своему долгу Санделло, борющийся за правду и справедливость Отон и, конечно, сам Олмер, как спаситель и освободитель, — эти и многие другие герои становятся более понятными, более чёткими.

В-третьих, что лично меня привлекает — пряное блюдо повествования подаётся нам под сладким соусом неизвестных нам ранее и скрытых от нас Толкиеном дальних и загадочных областей Средиземья. Согласитесь, это подкупает...:wink2:

Ну и вот мы дожидаемся, наконец, десерта. Сражение стенка на стенку Запада и Востока!:shock: Эпические баталии, детально описанные битвы (за это отдельное спасибо Перумову!:super:) — всё это напоминает огромный шоколадный торт с цветочками из крема!

Но! Здесь всё же есть небольшое «но«! Дело в том, что мы уже, так сказать, наполнились, и на этот огромный торт нас просто не хватает!:insane: Хоть затянутости как таковой и нет, но масштабность, эпичность и объёмы заставляют сознание растеряться и поскорее закончить с обедом. Плюс к этому вкус блюда в общем и целом (взять для рассмотрения и первую часть тоже) кажется немного знакомым, ведь сделано оно из тех же ингридиентов, что и у Толкиена. Я думаю, нельзя рассматривать это произведение относительно «Властелина Колец», но и полностью удержаться от этого нельзя. Всё-таки чужой мир — это чужой мир, и все постороения относительно него выглядят немного тускло...

В общем, по-моему, у Перумова получилось довольно вкусное произведение, но всё же с некоторым привкусом горечи...:shuffle:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

да, сюжет закручен, динамичен и захватывающ. но что за этим? пустота. наверное, Перумов решил заткнуть за пояс самого Толкиена и съехал с катушек. наворотил совершенно нереальное мессиво народов вперемежку с заоблачным количеством магии,которой у Толкиена отродясь не было. а умирающий Олмер в образе Христа — по-моему уже шиза!

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга цикла, весьма интересна и нетривиальна, особенно относительно орков и лучников, прекрасно раскрыта тема мифрила. Мне кажется. что эта книга самобытна и не стоит ее отождествлять с профессором, это абсолютно необычная и хорошая книга.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как все таки с прожитыми годами меняется критическое восприятие того, что раньше казалось чуть ли не эталоном...

Если лет в 19-20 продолжение ВК под авторством Перумова казалось оригинальным, остросюжетным и масштабным чуть ли не более, чем оригинал, то сейчас, уже начитанным взглядом, видны удручающе слабые места.

Нет смысла описывать каждую книгу, обе они являются единой историей, третью часть считать за продолжение не хочется вообще, Остапа понесло так, что сам автор не так давно переработал и переиздал ее.

Не могу не признать, что автор старался, как можно подробнее и натуралистичнее вернуть нас в атмосферу средиземье 300 лет спустя. Мы посетим практически все важные в прошлом локации и получим массу отсылок и фансервиса, не обошлось без новопридуманных подробностей, представить их в живую правда помогает не столько текст Перумова, сколько живые воспоминания из оригинала и удачной экранизации. Тут, кстати, кроется один из повторяющихся косяков повествования, черт с ним, что наших, весьма подвижных, героев заносит практически во все хоть, чем либо, интересные локации и в каждой битве они успевают поучавствовать и всех сильных мира сего успевают лично повидать, что само по себе уже забавно, так еще каждый им встреченный считает своим долгом прочитать лекцию, подробно поделиться знаниями или новостями. У героев порой на счету каждая секунда, НО это же не повод не задать встретившемуся персонажу десяток вопросов, послушать ответы на пару листов, пофилософствовать и даже немного порефлексировать. Подобной словохотливостью будут страдать практически все персонажи учавствующие в диалогах. Это выглядит довольно вымученным способом раскрыть мир и историю, особенно учитывая, что такой способ будет повторяться неприлично много раз. Ну хоть бы раз, кто нибудь из встречных послал Фолко и пару гномов куда подальше со своими вопросами, это выглядело бы куда более реалистично, чем эти безумные диалоги в стиле Скайрим, когда супер срочное задание ты получил, город почти горит, но еще можно попить чаю, покурить и задать кучу второстепенных вопросов.

Благодаря богатой фантазии автора границы средиземья значительно расширились, особенно во второй книге, были придуманы новые местности и народности с их краткими предысториями и особенностями. Правда не рассчитывайте на многое, описания довольно поверхностны, большую часть текста будут занимать философские бормотания, описания свежепридуманных сущностей и сил, которые, как окажется по ходу повествования, практически не нужны... Тут начинается набившая оскомину и почему то очень полюбившаяся в последствии автору фишка — правило равновесия сил или Весы... То есть фантазии хватило напридумать суперсущностей, глубины мира и прочей гигантомании (этим впоследствии читатели смогут вдоволь наесться в практически 20летнем цикле «Миры Упорядоченного»), но при этом всё это неживое, неподвижное и нефункциональное с точки зрения развития истории бесполезное нагромаждение какого то амбициозно-высокомерного графоманства. Потому что суперсилы есть, но делать им ничего нельзя, знаете ли, вы может и сверсильные сущности, но воля автора это единственный тут Бог, так что будьте грозными манекенами ближайшие и дальние года... Автор назвал этот музей равновесием и вполне успешно на этом плодит книженки, без какого либо глобального развития собственного мира. Фанаты ждут этого уже не первый год в продолжениях Гибели Богов 2, но автор уже не тот, что в 1993 году. Написать две книги вместо десяти, как то не солидно... да и преступно невыгодно.

Впрочем, зачатки всего того, за что ныне Перумова нещадно поносят есть и тут, хоть и в более удобоваримом виде. Первая книга это типичный фансервис, придираться не хочеться, потому что не смотря на личные амбиции в тексте чувствуется уважительное отношение к первоисточнику, вторая книга это уже вольный полет мысли автора, две трети книги это не слишком динамичное дорожное приключение, несмотря на частые локальные события, автор довольно глубого пускается во внутренние рассуждения и практически наркотрипы главного героя, если бы вместо магии в этом мире персонажи использовали ЛСД суть бы поменялась не сильно. Несколько страниц приходов и переживаний, дальше лист экшена, повторять до последней трети. Последняя треть воистину эпична, все это практически бесконечное сражение, бесконечная непобедимость и удачливость тройки главных героев режет глаз сильнее, но экшен и масштабность отвлекает от этого. К сожалению т.к. автор две трети книги показывал нам свой музей многозначительных манекенов, а толщина книги ограничена, самое интересное оказалось описано несколько сумбурно и быстро. Местами попадаются откровенные глупости, дважды армию Рохана пофасно с огромными потерями для врага разбивают, окружают, но все равно каким то образом из окружения умудряются вырываться значительные силы, продолжающие оказывать сопротивление... Некоторые повороты и способы спасения весьма наивны, такие трогательные рояльчики в кустах, сюжетная броня, впрочем, как и мифрильная незатейливо спасает героев из раза в раз. Стрелы хазгов пробивают обычных латников насквозь, но нашей троице даже ни разу не сломало ребра, не выбило зубы, не сотрясло головушку, одним словом супермены. Автор не брезгует повторяться, используя одни и те же инструменты повествования по кругу... Однако есть интересные повороты сюжета, размах, модное ныне размытие понятий добра и зла и приличные описания масштабных битв, в последних «творениях» автора нам этого очень не хватает.

Если честно, книгу сильно ругать не хочется, все таки в 20 лет книга понравилась, ее вполне можно рекомендовать для новичков в жанре, для дебюта автора, да еще и 1993 года продолжение Властелина Колец оказалось весьма удачным.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга трилогии «Кольцо Тьмы». Перед написанием данного отзыва не стал читать предыдущие отзывы, что бы иметь непредвзятое мнение.

Так что же можно сказать об этом произведении – очень хорошо. Стильный экшен в мире Средиземья, с упором на масштабные баталии.

Новое воплощение Короля назгулов в лице потомка Боромира захватывает Средиземье. Тройка героев противостоит этому нашествию, попутно совершая многочисленные подвиги, находясь то по одну, то по другую сторону баррикад. И тут снова возникает вопрос (который появился у меня еще при чтении отзывов на первую книгу): почему герои сразу не могут быть супергероями? Неужели нужно всю книгу страдать, прятаться по углам и стенать на свою судьбу? Почему нельзя рубить врагов направо и налево, не разделяя людей и всевозможную нежить. Если у Фродо стояла цель уничтожить кольцо всевластья, то Фолко должен уничтожить не символ, а представителя Зла. А для этого нужно быть великим воином, иначе никак.

В итоге Зло было повержено, но пали великие королевства, эльфы уплыли на запад к валарам и мир уже некогда не будет прежним.

В конце Перумов показал сына Врага, который в сопровождении большого войска уходил на восток. На его шее висел таинственный талисман, еще один отголосок древних времен и Войны за Кольцо. Этим автор как бы намекнул, что еще ничего не закончилось, что Зло пока дремлет, но не спит.

И еще от книги как то слегка повеяло холодной войной времен СССР. Дикая необузданная империя зла с Востока нападает на богатый беззащитный Запад. Наверное, такие ужасы снились европейцам совсем недавно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая сильная книга трилогии. Примерно до середины идут конечно разговоры, но после словно Рубикон переходится... Эпик и глобалистика. Масштабность движения и схваток захватывает. Переделывает конечно Ник Перумов Средиземье весьма глобально. НО если смотреть так сказать с позиции истории — если есть «золотой век» то должен быть и «век перемен». Так что все правильно. Черное копье навсегда переписало будущее Средиземья...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

:appl:Произведение глотающееся в один миг, начав не можешь оторваться. Перумов принес в средиземье настоящее зло, не вымышленное зло Саурона — нет настоящее зло человека, кровавое и неудержимое. В романе есть все что должно быть в классном произведении цель, ритм, интрига и развязка — страшная и необратимая. Нельзя Перумова сравнивать с Толкином хуже-лучше, это не верно в корне. Важно то, что книга не отталкивает от себя, при ее чтении не нужно искать паралели с Толкины, это махина повествования которорая надвигается на тебя и поглащает всего без остатка. Это может сделать толко МАСТЕР.:appl:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз «Чёрное Копьё» прочитал ещё 12 лет назад. Помню, долго ходил под впечатлением, книга казалась лучшим из того, что я прочитал до этого. Сейчас, по прошествии лет, решил «вспомнить молодость» и перечитал заново.

Что сказать? Нет, не разочаровался, хотя многое, конечно, воспринималось по-иному. Стал замечать больше нестыковок, нелогичностей в тексте. Персонажи, их характеры также выглядят теперь неоднозначными и не всегда правдоподобными.

Но вместе с тем осталось то же то восхитительное ощущение масштаба и эпика, трагедии разворачивающейся перед читателем картины гибели того Средиземья, которое казалось поистине незыблимым. Масштаб действия, доработанный мир Профессора (извините, почитатели Дж.Р.Р.), а от битвы у Серой Гавани, впечатления почти те же, что и годы назад.

В общем, одна из лучших книг Перумова (лично для меня), всем ценителям рекомендую!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая удачная книга во всем цикле. Мрачная атмосфера, которой не было ни в первом томе, ни — после — в третьем, напряжение очень сильно нарастает (я говорю не только о поисках Олмера — я о борьбе героев с собой. В первую очередь это касается Фолко и его сомнений — например, стоит ли доверять Олорину. Во вторую очередь — сам Олорин, который внезапно становится из Белого снова

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Серым
... и т.д.

В конце концов Фолко делает правильный выбор: он понимает, что и Свет, и Тьма — это КРАЙНОСТИ, не стоит полностью поддаваться ни одной из этих сил. Там, где (допустим) Ниэннах развела бы на много страниц философию о том, что «у Тёмных своя правда => лучше быть Тёмным»... у Перумова хотя и есть заметное сочувствие к Олмеру — но, тем не менее, он не дает ему победить.

Очень жаль, что в 3-м томе это все сошло на нет, и опять пошла глупая прямолинейная пропаганда в душе «козлы добры, а бобры злы» (Вам понятно, о чем я?:wink2:).

В этой книге все намного живее, интереснее и не так плоско. А кроме того, здесь заметны попытки Перумова строить уже свою мифологию (Серединное Княжество, дракон-который-на-самом-деле-вовсе-не-дракон... и прочие «примочки», над которыми надо, простите, крепко ДУМАТЬ, просто чтобы понять, о чем же речь. Это вам не «легко читается«!)

Впрочем, слабые места во втором томе есть. (Скажем, мне не понравилась бесконечно затянутая линия Олвэна, которая непонятно зачем нужна. Особой роли в сюжете этот персонаж не играет — ни здесь, ни в «Адаманте»; зачем ему посвящать целую главу — непонятно). Кое-что еще... наивно и попросту слабо (например.: почему Фолко догадался об истинной природе Небесного Огня? Только потому, что было помянуто число 9? Это же за уши притянуто, простите...) И все-таки второй том оставляет очень, очень приятное впечатление.

К сожалению, «Эльфийский клинок» и «Адамант» написаны уровнем ниже. На порядок. Это делает трилогию очень неровной, несмотря на единый и достаточно цельный сюжет.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга! Самая лучшая из трилогии. Толкин оставил белое пятно в истории, не дав описания Востока. А в «Сильмарилионе» все описано очень скупо. Упомянуты только Куэвийнен и море Хелкар. А Перумова сколько интересного! Замок необыкновенных черных гномов, дом Высокого, ну и самый сильный и загадочный персонаж — Великий Орлангур. И битвы в Эриадоре и серебристой гавани такие захватывающие! Первоклассна книга!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх