FantLab ru

Николай Горькавый «Теория катастрофы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
1343
Моя оценка:
-

подробнее

Теория катастрофы

Роман, год; цикл «Астровитянка»

читать выложен с разрешения автора
FB2 FB2.zip EPUB MOBI RTF TXT HTML

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Никки — редчайший случай соединения острого ума, необъятной эрудиции (посредством «встроенного» компьютера), сверхскорости и сверхудачливости. Она учится в самой крутой школе Солнечной системы, у самых лучших учителей (хотя иногда трудно понять, кто кого учит), у нее множество верных друзей. Врагов, правда, тоже немало, и все норовят ее убить...

Примечание:

Прямое продолжение первой книги — вместе они образуют в целом законченную историю.

Ранее книга была заявлена под названием «Будущее как оружие».

Вышла в начале июня 2009 года.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 502

Активный словарный запас: очень высокий (3347 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Премия «Бегущая по волнам», 2010 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Никки

Номинации на премии:


номинант
Бронзовый Икар, 2010 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2010 // Премия "Золотая цепь"

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Теория катастрофы
2009 г.
Астровитянка
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2009 г.

Сэры, ну, ведь снобизм же! Ну, с чего мы взяли, что «Теория катастрофы» и «Астровитянка» — для подростков, а не для нас — начинающих седеть динозавров (они же — «предки», они же — «тараканы», «тапки», «шнурки», «паренты», «папье-маше»)?

Ну-ка, на какие критерии подростковой литературы мы опираемся в этих своих выводах? Неужели мы считаем, что «подростковая» литература — это лишь отсутствие чего-нибудь вроде «и он начал стягивать с нее кружевные черные трусики» или «правая рука, вырванная с мясом, разбрызгивая капли крови и белея обломками кости, отлетела к правой переборке»? Это? Ну, тогда простите, господа, но я крайне низкого мнения о «взрослой литературе», отобранной нами по этим критериям.

Да, «Астровитянка» и «Теория катастрофы» — это произведения, под завязку набитые искрящимся оптимизмом. И главная героиня — исключительно удачливая молодая особа (ах-ах, так много удачи не бывает! — восклицают опытные циники-пессимисты).

Автор слишком интеллектуален и морален (мудр?), дабы не пытаться подловить читателя с помощью простейших «животных» приемов — живописания секса, крутизны и катастроф. Лично мне нравится, что меня, читателя, считают человеком, а не животным с простейшими базовыми инстинктами. Кто сказал, что «взрослые» произведения не могут быть оптимистичными и без грязи? Например, если поискать аналоги, то — первые 20 книг цикла «Лабиринты Ехо» Макса Фрая... или цикл «Слово о Драконе» Шумила. Вы можете назвать их «подростковыми» произведениями? Вот и я не могу — «взрослые» произведения — дальше некуда!

Когда до конца «Теории катастрофы» оставалось совсем чуть-чуть страниц и «тучи сгустились» над героями, я вдруг испугался, что автор все-таки не сможет удержаться и главные герои таки будут сломаны этим «жестоким миром» — психологически и морально. Станут циниками-пессимистами и, якобы, реалистами. Но, спасибо уважаемому автору, он не позволил никому из них пойти на сделку с совестью. И цикл остался оптимистичным, без цинизма, лукавства и ханжества. И я по-прежнему остался «при своих» — главные герои по-прежнему сохранили мое к ним уважение и переживание за их дальнейшую судьбу. И по-прежнему считаю, цикл «Астровитянка» — ВЗРОСЛОЕ произведение, потому что главных героев есть за что уважать именно «по-взрослому», без всяких скидок на их возраст и уж точно без недостойного сюсюканья, снисхождения и жалости.

P.S. Остальные персонажи могут быть сколь угодно сволочами и подонками — это не может оправдывать аналогичного поведения со стороны персонажей, которые преподносятся, как положительные. А ведь в очень многих произведениях герои «опускаются» и начинают действовать методами своих противников... увы. В очень многих, но не в «Теории катастрофы» + «Астровитянке». За что автору еще раз — огромное спасибо! Повеяло, знаете ли, хорошим оптимистичным будущим в духе ранних Стругацких, в духе «Черных следов/зеркал» Павлова.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2009 г.

Так получилось, что впервые попав на сайт М.О.С.К., я сразу наткнулся на бурное выяснение отношение главного критикана Бьярни с гостем сайта, и слегка обалдел. Сходил по ссылке на – впал в ступор. Старина Штирлиц говаривал: «Первое впечатление – самое стойкое». Поэтому когда позже и в другой теме я узнал, что м-р Бьярнисон взялся рецензировать «Астровитянку», то пулей полетел в архив, задержав дыхание, с ужасом представляя, что этот зверь, хам, etc сделает с такой замечательной, красивой, но беззащитной книгой.

Прочёл «Квиддич и астрофизика» (http://mosk.zbord.ru/viewtopic.php?t=35) залпом – облегчённо выдохнул.

Перечитал ещё раз, внимательно вчитываясь, смакуя – завистливо вздохнул. Браво! «Умри теперь, ...или хоть больше ничего уж не пиши: имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе» © Подписываюсь под каждым словом этой, даже не рецензии, а какого-то яростного эссе. Но при этом попадаю в сложную ситуацию: как добиться соответствия отзыву на первую книгу в той же степени, в какой «Теория катастроф» соответствует «Астровитянке»?

Цитата: «Вы когда-нибудь думали что вступительные экзамены могут быть интереснее схватки с роботом???» © А вы думали, что впечатления от космической гонки, не пойдут ни в какое сравнение с переживаниями во время научно-практической конференции и последовавшей за ней беседой с двумя функционерами компании «Спейс Сервис», где обсуждались юридически-правовые и финансовые вопросы экологического обеспечения передовых научных изысканий в дальнем космосе? От одной этой формулировки уши в трубочку сворачиваются и зеваешь, аж скулы сводит! А вместо этого адреналин бурлит в крови как перед прыжком с парашютом: «Чем же там всё закончится?»!

Привычные понятия сломаны. Горькавый пишет так, как не надо писать. Его тексты перенасыщены научной и технической информацией, завуалированными и открытыми нравоучениями. Штампы и клише там чуть ли не на каждой странице. Чего стоит только внешность ГГ, – платиновая блондинка с голубыми глазами, – другого автора заклевали бы! А ведь ничего этого не замечаешь, всё воспринимается как само собой разумеющееся.

Всё вывернуто наизнанку. Невозможно в принципе определиться с жанром произведений. На на́хзаце значится «фантастический триллер». С этим утверждением можно и нужно спорить (известно, что в издательствах на нахзацах пишут).

С одной стороны, перед нами твёрдая НФ, в «лучших» советских традициях обязанная «пропагандировать достижения науки и техники». И Горькавый справляется с этой задачей блестяще! Казанцев, Днепров и иже с ними близко не стояли! Страницы книг пестрят огромным количеством упоминаний и кратким изложением основных положений сложнейших законов, открытий, гипотез и проблем математики, физики, кибернетики, генетики (желающие могут продолжать долго). И сопровождаются они изумительно красивыми, изящными, доступными и простыми пояснениями. Ау, Фурсенко, где ты там? Эти книги нужно немедленно внести в программу обязательного чтения для средней школы!

С другой стороны – это детская фантастика, где робот-колибри от страха упал на дно клетки и обкакался. Где водопроводный кран сам собой закрывается, обидевшись на то, что о нём забыли. Где у членов Попечительского совета внешность классических опереточных злодеев – бульдожьи рожи, лошадиные зубы, крупные бритые уши.

И уже на следующей странице – детектив с действительно коварными, жестокими и беспощадными противниками. А буквально через несколько строк – подростковая проза, классический роман взросления с верными друзьями, школьными проказами и первой любовью (чистой и целомудренной – автор отнюдь не ханжа, он говорит о сексе открыто, но секса в книге нет, и это выглядит естественно).

В быстром темпе сменяют друг друга боевик с пальбой, взрывами и социальная фантастика с её нешуточной проблематикой. Космические приключения чередуются с чтением для интеллектуалов. А прямые и недвусмысленные аллюзии с Гарри Поттером, живой единорог, зáмки, короли, принцы, графы и прочие атрибуты неявно, но упорно отсылают нас к жанру фэнтези.

Просто американские горки какие-то! Пользуясь замечательно-ёмким и образным определением м-ра Бьёрнисона: «Изящный, с неповторимым вкусом коктейль из сэра Конан Дойла, Кира Булычёва, Стругацких и Праттчета. Взболтать но не смешивать» © (от себя ещё добавлю, что ощутил и ноту Крапивина).

Вот только после «Теории катастрофы» у меня возникло неявное ощущение, что в предложенном барменом стакане всё меньше Кира Булычева и Праттчета, а Стругацкие сильно «попозднели». Это можно было бы считать вполне закономерным – астровитянка взрослеет, избавляясь от детской непосредственности и чересчур оптимистичных взглядов на окружающую действительность. Но это очень грустно.

Не идёт на пользу книге нарастание масштабов действия и темпа повествования – размах событий вовлекает в действие уже целые империи и межпланетные династические союзы. Некоторые события намечаются всё более крупными мазками, и хотя полотно от этого ещё не теряет целостность, но уже появляется повод спорить о достоинствах картины в целом.

Десятки смертей. Кровь, много крови. В сотни раз больше, чем в «Астровитянке», где «непосредственно в кадре» погиб (но не был ею убит!) только сам один наёмный убийца.

И ещё. После выпитого коктейля появилось какое-то специфичиское послевкусие… Нечто, отдалённо напоминающее «рояль в кустах» или «deux et machine».

Да, конечно, поразительное везение Никки анонсировалось, но… Сцена с аварией катера очень натянута. Ничего подобного не было в первой книге, где бой с космическим роботом-ремонтником, а затем с убийцей в скафандре высшей защиты выглядели достаточно естественно. А спасение «а-ля Джеки Чан» при падении Джерри с небоскрёба? Что, сверхвезучесть перекинулась и на него?

Красная лампочка «Перегрузка!» на приборной панели перед моим лицом в первый раз вспыхнула и загорелась ярким светом после эпизода на Марсе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там наши друзья, загнанные в ловушку коварным врагом, относительно легко и достаточно быстро вырываются из неё, успев на корабль за минуту до старта. При этом они используют замечательных мини-роботов, которых Джерри на всякий случай захватил с собой.

Нет, пока всё нормально, более-менее достоверно и логично. Но зачем? Этот эпизод никак не играет на основную сюжетную линию. Может это сделано в угоду толпе, которая во весь голос орёт на сайтах, что «Астровитянка» тяжела для восприятия их слабыми, неокрепшими спинным и костным мозгом, а головной включать они не умеют? А посему в книге должно быть побольше приключений и поменьше науки? Так ведь со времён Рима известно, в чём нуждается толпа. Но и тогда уже знали, что нельзя идти у неё на поводу. Уступки ей чреваты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ведь там было не просто приключение. Походя, наши герои находят в недрах планеты жизнь! Ну, а это-то ещё зачем? Или приключение «сыграет» потом, и таинственные светящиеся микроорганизмы окажутся каким-нибудь эликсиром бессмертия, или разумными обитателями планеты – хранителями тайн древних цивилизаций. Ну-ну…

Неприятный привкус в коктейле всё усиливается, и вдруг начинают проявляться те самые штампы и клише, о которых я говорил выше. И если они проявятся полностью, то никому мало не покажется.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оцените сами. Раз за разом повторяются чудесные спасения ГГ. Она, конечно, сама молодец, но ей при этом помогают обаятельный робот-фамилиар и магические (пардон – высокотехнологические) фенечки, подаренные ГГ верным спутником. Сам верный спутник ГГ неожиданно становится обладателем величайшей тайны земной цивилизации, способной перевернуть ход истории. Спутник не задумываясь отдаёт тайну в руки ГГ, потому что считает её той третьей силой, которая спасёт мир. Сама ГГ обретает огромное богатство, становится королевой и входит в могущественный союз Северных династий. Ничего не напоминает? То-то и оно.

Первая книга трилогии (тетралогии?) задала очень высокую планку, и автор честно пытался держаться на уровне. Но может быть, уже даёт себя знать слишком высокий темп работы, выбранный автором? (заданный издательством?) Даже маститые писатели сетуют на трудность сохранения качества в режиме «по роману в год».

При этом следует признать, что сюжетные повороты автору по прежнему удаются вполне – промежуточный финал, которым заканчивается «Теория катастрофы» приятно удивил не содержанием, а именно своей непредсказуемостью. Мне, например, так и не удалось радостно крикнуть «Убийца – садовник!». Но не буду портить удовольствие будущим читателям, а предоставлю им возможность проверить свою интуицию.

Оставляю на их суд и мои субъективные ощущения от книги в целом. Может быть я пристрастен и слишком требователен к начинающему (не путать с молодым!!!) талантливому автору. Может быть я ошибаюсь – буду этому только рад.

В любом случае, общее впечатление от серии определит её финал. Поэтому мой вердикт: плашка «Must read» с возможностью последующего повышения в составе серии. А там – то ли грудь автора в крестах, то ли голова в кустах.

Печатается с сокращениями, в полном объёме см. в АК: http://fantlab.ru/blogarticle7841

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2009 г.

Очень трудно и одновременно приятно писать этот отзыв.

Сначала о трудном — после выхода первой части на автора обрушился град критики. Много было сказано по делу и не очень. С чем-то внутренне соглашаясь (ну нельзя быть эрудитом во всём) — не корректно автор отобразил, что-то отметая (попробуйте ка доступно объяснить) перешёл к прочтению второй части. Пусть враги немного картонные, а героиня слишком удачлива, но хочется верить, что такое возможно, а иначе не будет никаких приключений. Здесь нет приключений тела (супергерой всё сметающий на своём пути), нет кровавых сцен и даже батальные эпизоды хоть и описаны, но в пределах разумности. Присутствуют определенные несостыковки в сюжетных линиях, но за динамичностью сюжета это не выступает столь заметно.

Теперь и приятном. Книга вышла не хуже и не лучше. На хорошем достойном уровне. Что-то было в первой части (как и StasKr мне понравилось описание взаимопроникновения научных дисциплин для объяснения жизни бабочки), что-то во второй (развитие утопической картины будущего). Кроме того, в книге много плюсов, которые важны для современной ПОДРОСТКОВОЙ литературы (у нас её почти нет, даже с учётом переводной). Самое главное — это отсутствие чернухи. Да мы знаем, что в реальности не всегда так всё хорошо, но чтобы двигаться вперед, надо иметь представление об идеалах («снах о чём-то большем»). Общество без идеалов — это тупиковая ветвь развития, стагнация и постепенная деградация.

Развитие — это постоянное изучение чего-либо нового. Уже достаточно давно стало ясно, что современное общество — это общество информационное и без знаний и метазнаний ничего добиться нельзя. Но трудность понимания современных дисциплин и возможности их донесения до голов будущего поколения — одна из главнейших проблем (ну не все повально гении, а даже скорее наоборот). И наличие превосходных примеров (все также бабочка) и многих других могут навести на мысль о возможность узнать больше (а роль преподавателя в этом случае направить ход мысли давая правильную литературу, совет или образный пример).

Что ещё — ну, конечно же, чувства героев. Нежный эротизм первой любви, это надо воспитывать в юных душах, которые всегда легче испортить современным медийным обществом, нежели сохранить. И наличие такой книги и такой линии в сюжете немаловажный плюс автора.

Пусть кто-то скажет, что книга тяжела для подростков, но зачастую мы не знаем их нынешнего уровня знания и ориентируемся на уровень наших нынешних знаний или, что реже, экстраполируем на уровень наших подростковых знаний. Пусть не все поймут, но если кто-то заинтересуется, полезет в книги и узнает что-то новое, то можно считать, что автор выполнил свою задачу на 150 %.

В целом, несмотря ни на что, добротная НАУЧНАЯ фантастика для подростков. Если ваши дети достигли возраста 12-13 лет, то смело давайте им эту книгу, надеюсь, они не будут разочарованы.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2009 г.

О, я почти первый из тех, кто оставит свой отзыв.

В первых строках своего отзыва хочу сделать приддупреждение: всем, кому не нравилась излишняя крутизна Никки или достигнутые ею успехи лучше книгу не открывать. Так сказать во избежание очередного кактуса, ведь многие в своих отзывах будут ругать за чересчур обильные успехи Ники в самых различных областях от научных открытий, до музицырования. И будут ругать абсолютно справедливо, ибо автору действительно частенько изменяет чувство меры, что не идёт на пользу роману.

А с другой стороны – книги рассчитаны в первую очередь для подростков, а для подростков (вспомните самих себя!) естественна уверенность в своих силах. Ведь именно они примут этот мир и изменят его по своему разумению, исправив ошибки и решив проблему, которые оставил им эти глупые взрослые. Разумеется, подросткам принадлежит Будущее, но к тому моменту, когда они смогут воздействовать на это Будущее, они уже станут не то что взрослыми, они превратятся в стариков… Печально (с точки зрения молодёжи, конечно), но факт: миром правят люди в возрасте где-то между 50 и 70 годами, а не те, кому 20 лет. Но молодёжь должны ВЕРИТЬ, что победа будет за ними, что судьба мира принадлежит именно им, а не тем, кто старше. В противном случае у них не будет желание переделать мир под себя, изменить его, сделать его лучше. А кому нужны моральные старички в телах пятнадцати-двадцатилетних людей? Так что, комментируя книги для подростков глупо топтать их за чересчур умных главных героев, которые оставляют в дураках взрослых персонажей. Это всё равно что критиковать любовный роман за наличие в ней большой-пребольшой любви или роман в жанре хоррор за монстров, чудовищ и чувство ужаса, вызываемой прочтением подобной книгой. В общем, глупо громить роман за особенности жанра и целевой аудитории для которой он написан. Хотя да, полностью снимать вину с автора за этот недостаток книги нельзя.

Перейдём от недостатков, связанных с жанровыми особенностями к достоинствам, которыми обладает книга. Первое и главное, что хочется сказать (вернее повторить уже сказанное о «Астровитянке»): читая роман, который в лёгкой и доступной форме показывает красоту естественных наук, я не раз сожалел, что так плохо учился в школе. Для такого лентяя как я – чувство довольно необычное. Многие ругали (и будут ругать) автора за научные вставки, без которых, якобы, чтение романа было бы легче и интереснее, но я понимаю что как раз их отсутствие выхолостило бы книгу. Так что читал их с большим интересом, хотя ничего подобного как описание полёта бабочки через специальную теорию относительности, что было в «Астровитянке» здесь не встретил. Очень жаль, хотя я и понимаю, что тот эпизод был шедевром, а шедевры – товар штучный.

Из приятных неожиданностей, связанных с научной составляющей, для меня стало отсутствие ярких, бросающихся в глаза ляпов. Когда автор объявил, что в «Теории катастрофы» значительное внимание будет уделено гуманитарным наукам я насторожился, ибо уж вопиющим было заявление сделанное на страницах «Астровитянки» о том, что в средневековой Европе было сожжено никак не меньше миллиона ведьм. К счастью, автор не оправдал опасений и ничего подобного на страницах этого романа мы не встретим.

Ещё один важный момент, на котором акцентировал своё внимание автор – это ценность человеческой жизни. Убийство – это самый страшный поступок, который может совершить человек. Убивая другого человек убивает и частицу своей души. Простая мысль, не раз высказанная в других книгах? Да, это так. Но эта мысль нуждается в повторении снова и снова, ибо уж слишком часто именно убийство преподносится людям как наиболее простой (а подчас и правильный) способ решения проблемы.

Эротизм. Автор ещё в «Астровитянке» смог описать тему секса между подростками таким образом, что не возникло ни малейшего ощущения пошлости. И в этой книге Горькавый держит марку: подобные эпизоды в романе есть, а ощущение отторжения из-за возникающей брезгливости – нет. И за это – отдельная спасибо писателю. Ведь мало у кого из авторов (или создателей фильмов/аниме) рискнувших затронуть столь деликатную тему получается из этой затеи нечто пристойное.

Что касается с замечанием предыдущего респондента о том, что писатель переборщил с ромео-джульетовщиной. Пожалуй, это так. Но зато он так же дал понять, что не стоит помирать от разрыва с возлюбленной. В мире и так слишком много причин для смерти, чтобы умирать ещё и от несчастной любви.

Итог: вообще, брался за книгу с определённой опаской. Продолжения понравившихся нам книг редко часто приносит определённые разочарования. Эффект новизны пропадает, достоинства уже не кажутся такими значимыми, а недостатки наоборот вырастают в наших глазах. Так оно и случилось и в этот раз. Тем не менее ставлю роману девятку. Оценка, конечно, завышена (как и в случае с «Астровитянкой»), но чистой и светлой книге, несущей мощный гуманистический заряд рука просто не поднимается поставить более низкий балл. Как и в случае с первым романом при выставлении оценки сказывается уникальность самой книги.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2009 г.

После первой части романа, столь ярко блеснувшей, с большим нетерпением ожидал продолжения. Ведь несмотря на ряд ляпов и недоработок, первая часть несомненно стала явлением. Дождался...

Ну, поехали. Вторая часть всё так же претворяет в жизнь принцип, которого придерживался Жюль Верн — читатель должен повышать свой образовательный уровень во время чтения романа. В достаточно занимательный и динамичный сюжет автор поместил огромное количество всяких научностей. Со многими тезисами, изложенными в книге наверняка поспорят специалисты, но несомненно то, что книга реально может поднять интерес к образованию у своей целевой аудитории.

История, столь стремительно начавшаяся, получила столь же стремительное продолжение... И эта стремительность явно не пошла на пользу книге.

В первой части некоторые моменты выглядели немного искусственными и притянутыми за уши. Во второй части эта искусственность и притянутость достигла апогея. Автор столь натужно пытается придумать «эдакое» и ему столь тяжело это сделать, что он вынужден неоднократно прибегать к приёму, известному как «высасывание из пальца».

Любая книга, пусть и четырежды фантастическая, должна вызывать доверие — в противном случае, она превращается в некачественную недобайку, которую читаешь через силу. Именно эта судьба и постигла вторую часть.

Ну а теперь немного спойлеров

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну не верю я, что соплячка, пусть и семи пядей во лбу, сумела так просто взять за одно место крупнейшую и богатейшую семью. Представители клана Дитбитов, при их возможностях, просто обязаны были распылить эту не в меру бойкую дамочку на элементарные частицы — они же ограничились парочкой покушений, столь корявых, что за них было бы стыдно любому доморощенному киллеру, умеющему разве что подстрелить из ржавой берданки такого же не на что не способного «объекта».

Дальше. Ну пусть я поверил, что ей удалось заработать всю эту туеву хучу бабла. Но то, что было дальше... Несколько сопляков лезут на поле, на котором ведут игру крупнейшие представители олигархического капитала. Тут же составляют тот самый список, тут же находятся учёные, которые вмиг делают открытия, способные перевернуть мир с головы на ноги... В это время, семьи держащие в кулаке весь мир преспокойно подбирают сопли, и наблюдают за тем, как их натягивает по самые гланды несовершеннолетнее чудо. Ха...

И всё можно было бы пережить, если б не концовка... Если некоторые моменты в книге притянуты за уши, то концовка уже притянута бульдозером, и за что — страшно подумать... Более ненатурального и бездарного окончания романа просто невозможно себе представить.

Единственный плюс книги, который и до сих пор для меня несомненен в том, что автор рискнул вступить на столь скользкую дорожку, как подростковая НФ. И в принципе, 14-ти — 15-ти летние наверняка воспримут эту книгу не столь критично как я. И вот только за это я и поставлю за вторую часть 7. Исключительно за новизну и свежесть... И эта оценка так же притянута за уши, как и множество событий, происходящих в романе.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2009 г.

По-своему хороши обе книги (несмотря на все минусы и накладки). Здесь вот что примечательно: очень большие проблемы у наших фантастов с финалами. И это не чисто технические затруднения: говорить многие выучились мастерски, но заканчивая книгу, нужно ведь чего-то и сказать. Финал любого произведения не терпит размытости (не путать с открытостью). Потому-то, например, банальности в финалах Лукьяненко все-таки лучше среднестатистического глубокомысленного бессилия или мочилова, что должно привести читателя к катарсису (но как-то не приводит).

В дилогии Горькавого финал первого романа выводит героев за рамки проблемы личного выживания, причем изюминка в том, что решение исходной коллизии (личная независимость и условная безопасность) в логике романа не означают конца приключений героев (это как если бы капитан Блад, сделавшись губернатором Ямайки, ну не знаю… затеял бы создание в Вест-Индии мощного государства из всяких пассионариев), причем сюжетная идея мести постепенно вытесняется на второй план.

В «Теории катастрофы» герои решают более масштабные задачи, и плохо выписанная динамика их характеров компенсируется динамикой решаемых проблем. Правда, наука здесь немного ‘провисает’ – как-то ненатурально смотрится увлеченность сейсмологией на фоне проблем, требующих, действительно полной концентрации: девочка ввязывается в жесткие игры с власть имущими, а ей лекции читают про то, как вежливо опустить собеседника… «Нам бы ваши проблемы, Марья Ивановна!»

В общем, жаль, что художественные тексты не переписывают. Много в романе хороших заявок, очень в подростковой литературе пользительных (скажем, тема последствий твоих ‘крутых’ решений, эволюция Дитбита-младшего и т.п.), только реализованы они очень второпях. Жаль, что и с пафосом романов о Никки — мотивом разрешимости всех проблем — автор во второй книге совсем переборщил. Вместо «бороться и искать, найти и не сдаваться», роман предлагает какой-то апофеоз безбашенности — «а чего нам, кабанам!»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(после второго 'контролируемого падения' складывается впечатление, что герои скоро вовсе перестанут пользоваться лифтом — за ненадобностью)
Плохо то, что слишком супер герою перстаешь сопереживать. Впрочем, у подростков, для которых предназначена книга (не стоит об этом забывать!), м.б., как-то это все по-другому.

В каком-то идеальном варианте первый роман должен бы показывать роль интеллекта, а второй – роль человечности, понимания, без которых интеллект может быть разрушителен (эта тема в романе намечена, но лишь пунктиром). И очень интересно, что же в третьей части (слишком уж гармоничная в результате получилась дилогия). «Мессия Дюны»? Или «Дети Дюны»? Ведь Никки-мамаша – это уже совсем не героиня подростковой литературы (так же как и Никки, позабывшая про дочку).

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2013 г.

На мой взгляд, данная книга несколько слабее первой. Во-первых, чуть поменьше динамики, побольше платьев, не очень убедительной политики, массива тяжелых переживаний (особенно в конце книги), которые смещают акценты совсем в другой жанр. Кроме того, я не люблю супергероев. По крайней мере, в их суперовости должна быть какая-то мера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизоды с пением на своем дне рождения, стрельбой из лука, а до этого со случайным открытием жизни на Марсе, которому поспособствовала невероятная интуиция главной героини. Сами по себе, эпизоды, может быть и вполне интересны, но вместе — это уже перебор. Число талантов начинает сильно зашкаливать. Напомню, что на Марсе после переполоха героиня еще и задерживает предстартовую подготовку, настояв на открытии люка, так как ч у в с т в у е т важность спасения микроробота. Все это практически на последних мгновениях, как в космических операх. Автор использует те же приемы, что и типичная массовая культура, которую он открыто критикует в своей книге. Наконец, очень неубедительно, что ни марсианскому институту, в котором мечтают об открытии жизни на Марсе, ни вообще никому за все время освоения планеты не хватило денег на скважину в полярным шапках, хотя бы (на всякий случай) под туристическими пещерами.
И еще. Уж слишком автор критикует традиционную науку, представителем которой является сам. Лично он внес солидный вклад в исследования в своей области, но ученых такого уровня не мало, как не мало и людей, которые в разных областях сделали значительно больше. Из книги же создается мнение о повсеместной зашоренности, а в отдельных случаях и дебилизме тысяч людей в целых направлениях науки, не видящих очевидного раскрепощенному талантливому школьнику. Понятно, что все оригинальные идеи героини от автора книги. Понятно, что сам автор эти идеи развить на научном уровне не смог, да, наверное, и не собирался — то, что эффектно для фантастического романа часто не выдерживает серьезной критики, а то, что выдерживает критику — часто не так уж и эффектно. Вообщем, педагогический эффект от подобных экспериментов выглядит сомнительно.

Тем не менее, в большинстве случаев научность или, скажем, научная правдоподобность книги на высоком уровне. Безусловно, научно-популярные отступления расширяют кругозор и дают пищу для ума, хотя и прерывают динамичность сюжета. С другой стороны, драма научных идей по динамичности часто не уступает сюжетной линии.

Во второй книге, как мне показалось, больше внимания уделено морально-этическим вопросам, важным для становления человека. Хочу также отметить, что чудесные спасения героев связаны с решением своеобразных логических задачек, и это придает определенный шарм и такую необходимую убедительность в непростых ситуациях, в которых то и дело оказываются герои.

Вообщем, твердая восьмерка. За первый роман «Астровитянку» я поставил 9.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2011 г.

В принципе я был готов к тому, что второй роман будет неизбежно сравниваться с «Астровитянкой» во время чтения и слегка побаивался этого. Поэтому не начинал книгу пару-тройку месяцев. Понимал, что там просто напросто продолжение, но с другой стороны понимал, что вершина уже достигнута и в «Теории катастрофы» будет неизбежный скат. Хотя бы потому, что кончится такая захватывающая дух сказка и начнется суровая правда жизни и неумолимое взросление главных героев. А где взросление, там и мелодрамы, там и тягомотина быта и ничто уже не в новинку. И тут самое главное то, как автор это всё подаст и не много ли будет шаблонов.

Да, первая книга была великолепна. Помню читал и не верил, что такое совершенство вообще могло быть написано. Потому что имел место быть восторг от каждой строки, всё казалось на своём месте, а острота сюжета и достоверность были таковы, что буквально вернулось ощущение, которого с детства не испытывал. Как при чтении первых художественных произведений, когда всё воспринимается ярко и реалистично, нет за плечами сотен прочитанных книг и ещё никакого скепсиса. Астровитянка, астровитяночка! Это действительно достойная книга.

Вторая конечно же является прямым продолжением. Это вполне естественный вывод после прочтения первой. Только вот многого во втором романе не достаёт. Это хорошо заметно, если был перерыв, как у меня. Не достаёт плавности. Особенно в первой половине. Пока ещё не задана основная линия по противостоянию Южных и Северных кланов, после которой действие рванется с места в карьер, это чувствуется. Повествование кусками и эпизодами. Вот урок, вот лекция, вот одна новость, вот встреча, другая новость, снова лекция, очередная маленькая или большая победа Никки в затеянной ею нелегкой борьбе, лирический эпизод, снова лекция... Да, и в первой книге было так же! Но только так же, да не совсем. Здесь эпизоды слишком короткие, любопытные, но не успевающие зацепить. А в первой книге очередное приключение описывалось так и в таких подробностях и красках, что дух захватывало. Лекции профессоров были такие интересные, что приходилось ловить себя на мысли, что невольно споришь, соглашаешься или дискутируешь. Мысленно конечно, но как будто вживую. В общем, во второй книге, а особенно в первой половине, яркости прямо скажем маловато. Быстро всё и немного схематично. Хотя, надо признать авторскую заслугу, по прежнему не скучно.

И вот что удивительно. Несмотря на бОльшую полноту первой книги и на некую «блицевость» и эпизодическую частоту «Теории катастрофы», нельзя сказать, что в какой-то событий больше, в какой-то меньше. Наверно поровну. А толщина книг одинаковая практически. Чудеса.

После завершения первой книги хотелось сделать что-нибудь сумасшедшее и феерическое. Например, пуститься в пляс, или совершить что-нибудь хорошее, доброе, вечное. Или прямо посреди ночи поехать в книжный и стучаться, в надежде, что откроют, если там вдруг кто-то есть, чтоб купить продолжение. А после второй пришло лёгкое разочарование. Из-за того, что закончилась основная история — чувствую, что дальше всё будет по другому. Из-за весьма предсказуемой развязки — несмотря на много текста, который автор затратил на лирико-драматичную сцену переживаний Джерри и описание политического брачного союза Никки, слишком сильных эмоций не возникло, догадывался и так, что всё будет нормально. Смазанный финал. И психологически недостоверный. Вспоминается период переходного возраста Никки во второй части первого романа. Вот там всё было на высоте. Полный мрак. Сердце кровью обливалось. Да и конец всех политических баталий и результат такой тяжелой борьбы не совсем в конце стал известен. Ну тут уж надежда на завершающую часть трилогии.

Кстати начинать третью книгу я откровенно побаиваюсь. И не из-за того, что думаю будет плохо. Уверен, что всё мне там придется по душе, хотя непривычно и по другому. Уж не знаю почему, может быть надо отдохнуть от этого мира перед последним рывком. Всё-таки писатель очень сильный.

Оценка девять. Ни в коем случае не ниже. За то, что эти книги есть, за то, что аналогов практически не существует (хотя если кто-то спросит, я смогу привести парочку примеров из старенького) и вообще не за то, что книга на девятку. Нет. Просто в сравнении с ярчайшей «Астровитянкой». Рекомендую всем.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2009 г.

Читал отзывы. Много думал.

Это удивительно, как по разному может восприниматься одна и та же книга различными людьми.

Восторги по поводу первой части разделить не получилось. Увидеть удалось лишь обычную подростковую книгу -- загадки, умные подростки, локальные конфликты. Ни особых новых идей, ни выделяющихся литературных достоинств. Оценка 7, максимум 8 за популяцию интеллекта.

Вторая же книга оказалась неожиданно лучше. Тут есть и относительно новые идеи (впрочем, заметна перекличка с более другими произведениями, с Академией, скажем) и вполне разумное раскрытие былых загадок, более-менее разумно действующие герои (хотя не очень понятно, чего они охрану в Шрёдингере не наняли, из-за чего произошел полёт Джерри, ведь это был бы весьма логичный для них ход), отдельные запоминающиеся фразы («брела по безлюдной пустыне»), да и литературный слог автора заметно улучшился. По прочтении первой книги, сомневался -- стоит ли браться за продолжение. Теперь рад.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2009 г.

Слишком наигранной выглядит забота девушки о земной цивилизации. Автор пытается оправдать это «привычкой не перекладывать работу на чужие плечи», возникшей от высокой самостоятельности — однако это же психологически полная ерунда! Такой самостоятельный, оторванный от общества и развитый интеллект, как у главной героини, просто не способен так по-детски подчиняться общественной морали, так не учитывать собственные интересы.

Героиня ведет себя как девушка, выросшая в обществе, у родителей, которые строго вбивали ей в голову свои догмы, при этом не ограничивая развития интеллекта. Наивность, потеря своего «я», постоянная оглядка на этичность собственных поступков — это никак не могло появиться от просмотра фильмов и легких нравоучений компьютера. Поэтому, книга воспринимается не реалистично и не возникает чувства понимания героини, сопереживания ее проблемам.

Однако не все так плохо. Сюжет и мир, описание некоторых эмоциональных сцен — вполне хороши. Читается хорошо, только уж извините, некоторые вставки научных текстов немного «не в тему», хотя и интересны местами.

Снова вышла книга больше для детей, чем для подростков. Ну нельзя писать книги для подростков, где у главного героя не будет своего «я» — подростки просто не поймут :( (как и многие взрослые)

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2009 г.

«Посвящается всем умным .. людям ...»? (Правда, это из первой части...)

Чтож, посмотрим...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. «Сёрфер», соданный Никки — как сейчас перед глазами стоит рисунок из, Кажется «Юного техника» конца сеидесятых, где «ноги» вездехода были расположены по циклоиде.. и ещё один, где для преодоления вертикальных препятствий корпус аппарата предлагалось сделать на раздвижных сочленениях. Так неужели до описываемого момента человечество настолько забыло эти идеи, что они вызвали такой ажиотаж?

2. «Клуб фрейлин» — с поведением основательниц, скорее свойственным «настоящим блондинкам», а не учащимся элитной школы, прошедшим жесткий отбор вступительных экзаменов? Ведь владение тем немалым объёмом знаний и умение решать логические задачи, которые потребовал экзамен, предполагают наличие и совершенно определённого уровня морально-этических принципов...

3. Зачем было заказывать такси через человека при наличии у Робби постоянного подключения к сети? Ведь такси полностью автоматимзированно!

4. Лекция профессора, читающего курс «Интеллектуальная культура» и преподносящего его как новое слово в науке... А как же эссе «Пища для ума» Люиса Кэрролла? Ведь это 19-й век!

5. Опыт по обнаружении реликтового гравитационного излучения... На Луне(!) приглашают криотехника для создания низкой температуры и вакума в установке. Как сказал бы А.Азимов «Против глупости сами боги бороться бессильны»...

6. В первой части школа Энштейна превозносится как кузница интеллектуальной элиты, а здесь её учащиеся по всем статьям проигрывают «Школе Коперника»?

7. В первой части государство описывалось как «общество победившего олигархизма» (судя по положению с детскими домами и приютами и самой возможности «психотерапевтических» опытов над Никки в закрытой элитной школе), а здесь оно без лишних проволочек разбирается с некоронованным императором «Южных«! С которым боятся связываться объединённые силы «Северных»...!

8. Эпизод с бегством Диббита... Кто мешал просто заблокировать стартовые шлюзы или вообще нанести электромагнитный удар по верхним этажам комплекса? Только не надо говорить, что полиция беспокоилась о жизни людей — ведь стартующие ракеты расстреливались без всяких лишних телодвижений! Что проще — вырубить всю электроннику, управляющую шлюзами — ведь системы герметизации и жизнеобеспечения обязаны иметь механические блокировки...

9. А утечка информации из «наглухо закрытого от прослушки» замка Шихиных... ?

и т.д... впору объявлять конкурс на количество обнаруженных логических нестыковок...

В общем, несмотря на привлекательное обилие интересных научных фактов, теорий и идей, за научностью потерялась литературность. Чего стоит только «новое прочтение» истории Ромео и Джульеты! Таким ли «морально-этическим размазнёй» Вы себе представляли Джерри по первой части? Характеры героев застывшие, динамика личности отсутствует... Не считать же за таковую схематичное противостояние отца и сына Диббитов! А чего стоят фрагменты, как будто фразы выписанны из сентиментальных романов! Да, и совсем забыл о дидактичности, хотя и импонирует убеждённость автора в том, что каждая задача имеет, как минимум, два решения.

Так что, в целом, книга разочаровала, полна противоречий и нестыковок, а также раздражает своей «лоскутностью». Такое впечатление, что автор решил применить приём развития интеллекта «от обратного».. Оценка — макимальная для книги, которую не собираюсь перечитывать... Не было бы ошеломляющей первой части и не неси и данный роман такого заряда позитивизма, не нашёл бы автор способа избавиться от вульгаризма при описании подроскового секса, быть бы этой книге подаренной ближайшей библиотеке...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2016 г.

Вот сердце у автора в правильном месте, а мастерства — не хватает. Впрочем, по сравнению с первой книгой наблюдается заметный прогресс — ненужные англицизмы исчезли, корявости в оборотах стало меньше. Зато зачем-то появились авторские ремарки про «наивную Маугли» и тому подобное, жутко режущие глаз своей ненужностью, переключением на прямую речь автора.

В этой части автор заметно прибавил эмоций, но заставлять сочувствовать влюблённым — не великий талант. А вот интересных героев или диалогов у него так и не появилось.

Зато появилось удивительно наивное деление действующих лиц на хороших и плохих — Южные династии прямо все поголовно сволочи, а Северные — невинные овечки. Несмотря на все изыскания Никки, нигде не упоминается, что она, выбирая союзников, по сути, выбирает между двух зол — но ведь по другому быть не может, объединение сверх-богатых людей не может оставаться этическим! Тем не менее, о чёрных делах Шихиных или их союзников ничего не упоминается. Это раздражает — создаётся впечатление, что из попытки написать серьёзную книгу, мы попали в очередной простенький чёрно-белый мир.

Финал мне тоже не понравился своей логикой — без спойлеров тут не обойдёшься, но мне кажется, Никки оставила ситуацию в очень рискованном с точки зрения имиджа состоянии, и её союз с Северныи отнюдь не так крепок, как утверждает автор.

В целом, вторая часть недостаточно лучше первой, а местами — и хуже.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2015 г.

Увы, второй роман цикла вызвал значительное разочарование. Нет, роман отнюдь не плох, он просто смещён автором в совершенно иной жанр, не вызывающий лично у меня особого интереса.

Горькавый оставляет сюжетную схему «потерианы», начинает строить свою, уже совершенно независимую. Роман, собственно уходит из жанра бойкого, остроумного фантастического боевика. Линия «экшен» почти исчезает, её сцены редки, поверхностно отработаны и маловажны для основной интриги.

Роман смещается в сторону женско-молодёжного, наполняется подростковой романтикой, утопической гуманитарной философией.

Сцены всё ещё легки, но «боевой драйв» почти исчезает. Его место занимают интриги, романтика, академические диспуты, философия. Из литературных недостатков могу лишь указать обилия «роялей». Они даже не в кустах, герои по ним буквально идут, и спотыкаются.

Образы героев цельны и живы, более менее. Приведены из первого романа цикла без особых изменений.

Роман несомненно , в своём жанре, хорош, и находит свою аудиторию. Но я не в ней, увы.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2013 г.

Классная книга. Во-первых это действительно научная фантастика, но в отличие от «Ложной слепоты» Уоттса и «Спин» Уилсона, эта захватывающая фантастика. Автору очень хорошо удалась экшен составляющая. Но и это не все. Стремительность экшена отлично уравновешивают философско-социальные вставки, написанные в манере остроумной и динамичной дискуссии. Немного наивно выглядят бизнес-решения ГГ и позитивность «северных». Книга очень оптимистичная (опять же в отличие от двух ранее указанных). Оптимизм очень прагматичен — оптимистом быть выгоднее. Ну и последний плюс фееричный набор всевозможных цитат подобранных очень к месту. Особенно понраился разговор ГГ с главным компом колледжа. Чувствуется, автор сам долго ломал голову над этими этическими проблемами.

Вот некотрые из них:

«Кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.» Индийский мудрец

«Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.» Данте

«Для интриг нужен ум, но когда его много, человек стоит настолько выше интриг и происков, что уже не снисходит до них; в этом случае он идёт к успеху и славе совсем иными путями.» Лабрюйер

«Насилие — последнее прибежище некомпетентности.» Азимов

«Герой — это самая короткая профессия на свете.» Роджерс

«Эзотерика — это бизнес на глупости; постарайтесь, чтобы это была не ваша глупость»

«Главным невысказанным приоритетом политиков является не сохранение чужих жизней, а процветание своей.»

«Если детей не принимать всерьёз, они не вырастают до самой старости»

Отличный диалог о богатстве:

— Если вы такой умный, то почему такой бедный? —

— Умный слишком мудр, чтобы попасться в капкан богатства,

— Зависть к богатым живёт в большинстве сердец.

— Глупым быть ещё хуже, чем богатым, но сердце умного полно жалости к богачам.

— Как можно жалеть людей, у которых так много денег и возможностей их потратить?

— Тратить деньги — труд, занимающий всё время, — Богатство пожирает жизнь человека.

— Все мечтают разбогатеть и жить в вечном празднике,

— Праздные люди мертвы в течение всей своей долгой жизни,

— Зачем же вы сами так разбогатели? Не жалко себя?

— Жалко, — Я жертвую собой.

И наконец о хорших текстах:

— Глубоко верить в то, что пишешь. От этого в тексте появляется удивительный информационный заряд, который бьёт безошибочно. Его нельзя подделать, он не кодируется линейно — словами, а идёт каким-то более глубоким уровнем восприятия. Но умный читатель сразу считывает это послание искренности.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2011 г.

Я уже высказывался о трилогии вообще, но тут вскользь прочитал отзывы о второй книге и решил подзадержаться. Тут говорилось о связи «астровитянок» с гарри поттерами. Да, общая схема близка. но представьте себе, что Гарри в первой же книге берет в руки волшебную палочку, орет: «Авада кедавра«! — и Волдеморту хана? Интересно бы было читать такое? Я не говорю, что это плохо — наделять хорошенькую отрочицу обилием талантов, но надо же меру знать! И что интересней — продемонстрировать, как Никки с первого раза побеждает искусного фехтовальщика, не держа до этого шпаги или меча, или показать, как она добивается совершенства, как эволюционирует? где рост? В первой главе мы видим росток, а в следующей — уже дерево.

И, потом, для 2252 года уровень науки и техники — убог, «социалка» — отстой. Стоило ли удалять время действия аж на 200 лет, если все происходящее в книге могло иметь место и в 2052-м году? Чего б тогда не купола городить на Луне, а забацать ей атмосферу — наш спутник удержит кислород на 10000 лет — на наш век хватит. А почему в том мире есть слепые? Очкарики? Жирные? И это — будущее?..

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх