fantlab ru

Ольга Ларионова «Чакра Кентавра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
646
Моя оценка:
-

подробнее

Чакра Кентавра

Другие названия: Звёздочка-Во-Лбу (Чакра Кентавра)

Повесть, год; цикл «Венценосный крэг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

Это — легенда о странной и прекрасной планете Джаспер. О планете гордых лордов, бьющихся на мечах — и посылающих космические корабли к дальним мирам чужих звезд. О планете, где грядущее читают в магических картах, а роботов зовут сервами. О планете, где на королевских турнирах сражаются лазерными дезинторами, собирают рыцарские отряды для космических путешествий — и свято блюдут древний Договор с мудрыми птицами крэгами. Ибо без зрения крэга всякий человек этой планеты — слеп. Ибо лишь глазами крэгов видят обитатели Джаспера окружающий их мир. Вот только — что они видят?..

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Меньше — больше», 1988 г.

— журнал «Уральский следопыт 1988'01», 1988 г.

— журнал «Уральский следопыт 1988'2», 1988 г.

— журнал «Уральский следопыт 1988'3», 1988 г.

— журнал «Уральский следопыт 1988'4», 1988 г.

— антологию «Душа и дьявол», 1991 г.

— антологию «Срубить крест», 2020 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 873

Активный словарный запас: высокий (3154 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Чакра Кентавра
2018 г.

Издания:

Меньше — больше
1988 г.
Чакра Кентавра
1988 г.
Чакра Кентавра
1989 г.
Душа и дьявол
1991 г.
Любовь и Смерть
1992 г.
Венценосный крэг
1996 г.
Чакра Кентавра
2001 г.
Венценосный Крэг
2005 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 1, январь 1988 г.
1988 г.
Уральский следопыт № 2, февраль 1988 г.
1988 г.
Уральский следопыт № 3, март 1988 г.
1988 г.
Уральский следопыт № 4, апрель 1988 г.
1988 г.

Самиздат и фэнзины:

Срубить крест
2020 г.
Чакра Кентавра
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Čakra Kentaura
1991 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение. Прочёл с удовольствием. Идея напоминает «Одежды Кайана» Баррингтона Бейли, только там симбиот разрушал личность, а здесь же целое общество. Сейчас, когда человечество всё больше погружается в цифровое рабство, некоторые параллели с тем что происходит очевидны.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал очень давно в «УС». И с тех пор более захватывающего из русскоязычных космоопер не встречал. Да и были ли они? Во-первых, литературность изложения и стиля. Во-вторых оригинальность придумок — крэги, перенос через «ничто», манипуляция сознанием посредством птиц симбиотов. Сильная любовная история двух представителей разных планет и цивилизаций. И интриги сюжета с переходом на следующий роман — почему крэги внушали людям средневековые традиции? Истинно — Шедевр фантастики! Сочетание фантастики и фэнтэзи(хотя последний жанр наверно и не так).

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная космоопера. Интересный базовый мир, а также миры, которые посещают джасперяне, отыскивая то, что они должны, согласно Договору. Особенно хороша первая часть повести. Увы, где-то начиная со второй трети темп снижается, какие-то моменты, над которыми можно было бы поразмыслить, становятся всё реже, а история скатывается в не самый удачный «экшен». Концовка у повести откровенно женская. Впрочем, это не может быть минусом само по себе, но излишняя слащавость её всё-таки оставляет неприятный осадок. Если бы это было единственным произведением, а не началом цикла, то оценка, наверное, была бы выше.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма интересная по своим идеям повесть! Впервые прочел ее в журнале «Уральский следопыт», а затем купил в магазине сборник того же года под интригующим названием «Больше-меньше». В конце 80-х такое произведение было новым шагом в нашей фантастике и литературе, ибо говорило о той самой Гласности, которую тогда без устали декламировали все средства массовой информации. Сейчас, заново перечитав повесть, я уже не испытал прежнего восторга. Наверно, потому, что успел насытиться этой самой Гласностью до предела, да и авторский слог не кажется мне теперь идеальным. Тем не менее, многое в этом произведении до сих пор кажется мне новаторским.

Во-первых, это идея «сфальсифицированной реальности». В повести жители Джаспера смотрят на мир не собственными глазами, а глазами прирученных птиц — крэгов. Как оказывается в дальнейшем, эти самые крэги жестко фильтруют контент, оставляя джасперианам только то, что им будет выгодно. Говоря проще, птички неявно управляют поступками людей, посылая им в мозг отредактированную особым образом картинку. Люди об этом, естественно, не подозревают. Тут аналогия со СМИ: многим людям они тоже заменяют глаза, и от их честности и порядочности зависит, какую информацию получает тот или иной человек, и какие выводы он сделает после прочтения. На сегодняшний день тема весьма актуальная, ибо никакой цензуры уже нет в помине, а многие авторы восприняли такое отсутствие контроля со стороны как негласное разрешение писать всякую чушь. Серьезные издания СССР постепенно сошли на нет, уступив место глянцевым журналам «желтой» бульварной прессы, где информация подменена на самые натуральные скандалы и сплетни. Это основная из причин, по которой лично я перестал смотреть современное телевидение и выписывать прессу.

Во-вторых, необычный способ перемещения джаспериан через «ничто». Чтобы куда-то отправиться, им достаточно только четко представить себе пункт назначения и затем просто телепортироваться в указанное место. Поэтому в их домах так много окон и открытых пространств. Это же самое «ничто» позволяет жителям планеты общаться между собой, посылая вместо себя свой голос. Такая авторская хитрость позволяет исключить из общественных отношений уже упомянутые ранее СМИ: каждый человек получает только нужную ему информацию, которая поступает «из первых уст», без искажений и лишних пересказов. Просто мечта для гурмана!

В-третьих, это необычные взаимоотношения людей и птиц-поводырей. Вначале они кажутся симбиотическими и гармоничными, заставляя читателя восхищаться и умиляться равноправием участвующих сторон. Но появление «звездных волков» — землян — открывает джасперианам страшную правду: все они уже давно находятся в рабстве иллюзий. Звездные карты на самом деле пусты, а все те монстры, которых они встречали на чужих планетах, на самом деле — мирные и разумные существа, неугодные крэгам. Вся цивилизация Джаспера оказалась построена на искусно-смонтированной птицами лжи. Как спасти такое общество? Как заставить их поверить в обман? И можно ли такое сделать в принципе? Вот тот главный вопрос, который решают герои на страницах квадрологии.

Повесть написана женщиной, и это сильно ощущается на протяжении всего повествования. Но если некоторое акцентирование на чувствах еще можно понять и как-то оправдать (всё же речь идет про обман этих самых чувств), то упор на любовь «с первого взгляда» между прекрасной принцессой Джаспера и обычным земным космолетчиком кажется обычной женской утопией. Мужчины в нее особо не верят, поэтому и сюжет для них в этой части заметно «провисает». Особенно в том месте, где Юрий-Юрг пытается начать на Джаспере революцию. Настоящий мужик так никогда не поступит, а если уж и возьмется за подобное дело, то сделает его так, как это описано в романе Толстого «Аэлита».

Повторное прочтение позволило мне обратить свое внимание и на язык изложения. Теперь мне стали заметны все его дефекты: «рваное» изложение, кусочные образы, акцентирование на ненужных и неважных мелочах, затягивание сюжета и снижение интриги ближе к концу повести. Похоже, автор и сама выдохлась, не продумав как следует сцены финала. Он получился каким-то лихорадочным и скомканным, а последняя «находка» с трансляцией образов из человечьей головы и вовсе не впечатлила. Ну, не боги горшки обжигают...

-----------

ИТОГ: в целом удачная повесть о межзвездной любви и обманутых чувствах. Больше будет понятна женской половине, хотя и мужики тут тоже кое-что найдут для себя (особенно, в самом начале). Первую часть квадрологии, в любом случае, прочесть нужно. А вот вторую — смотрите по своим чувствам...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первого взгляда очень приятное, красивое произведение, романтичное и атмосферное. Поначалу правда я к нему относился с сильным недоверием, но по мере чтения оно увлекало меня всё больше и больше. Тут, наверно, сыграло свою роль ещё и то, что перед чтением я не знал о нём ровно ничего, я не читал ни отзывов ни даже аннотаций, просто выцепил название из какого-то рекомендательного списка, скачал и начал читать. Так что всё для меня было неизведанным и неожиданным, именно в такой конфигурации я и рекомендую читать, чтоб получить максимум удовольствия.

Повесть берёт своей атмосферой какого-то феодального средневековья, замки, эрлы, король и ненаследная принцесса... С самого начала присутствует загадка таинственных неведомых нам существ — крэгов. Герои могут общаться через расстояния и даже передавать предметы или перемещаться самим через «ничто». — Ура!, Это современная сказка! Но нет, присутствуют космические корабли, повсюду работают сервы и постепенно приоткрывается тайна, что до «тёмных времён» это был целиком земной мир.. так может это и есть Земля? (После кризиса перенаселения). Но нет, начинается вторая часть, в плен берутся звёздные волки.. и сюжет начинает смотреться по новой.

Да, по трезвому размышлению можно найти достаточное количество огрехов, но книга всё равно производит очень позитивное впечатление. А вникнув в тайну крэгов, понимаешь, что здесь есть и изрядная доля философии: что можно видеть, если смотреть на мир чужими глазами. И вот в чужом отзыве подсмотрел, что есть даже определённые отсылки в политику, кто из современных наций по автору может быть ослеплён, хотя тут не так всё однозначно, я бы сказал. По мне то в современном мире мы все находимся в какой-то мере с искажённым зрением определёнными крегами. И да, хорошо, что писатель не пустилась в дебри коммунизма.

Ну и, что касается недостатков или придирок. Семьи на Джаспере имеют по многу взрослых уже детей, но почему тогда продолжается вымирание? Крэги упиваются властью, но мечтают попасть на необитаемую планету, чтоб провести там остаток жизни в полном одиночестве. Здесь что-то не вяжется, а авторское объяснение выглядит ещё более нелепо, тем более, что крэги могут нераздумывая жертвовать собой ради общего сохранения статус-кво. Не раскрыта тема, почему пёстрые крэги становятся изгоями среди своих и даже без какой-либо выгоды один экземпляр всецело отдаётся помощи людям вопреки своему роду.

Я ещё могу поверить, что во имя соблюдения древних обычаев принцесса Сэния сразу признала человека новым мужем. Но вот почему финн имея жену и детей добровольно пожертвовал себя ради свободного от земных уз россиянина, не понял совершенно. Потому что жена некрасивая была и он её даже звал белугой, а товарищи Моби Диком?

Тем не мение, не придираясь, я бы с удовольствием прочитал дальнейшее продолжение развития этого мира. Но как пишут в других отзывах, к сожалению, от этого лучше воздержаться, поэтому пока повременю, чтоб не портить себе ауру этой сказки.

И последнее. Мне понравилось, что автор этой истории женщина. Только женщина могла так красиво и чисто описать отношения между влюблёнными, так описать впечатления землянина от того как он первый раз увидел свою принцессу. Мужик бы наверняка только таким созерцанием не ограничился. Мне понравилось.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная фантастическая сказка. Для подростков — мальчиков и девочек, не утративших ещё тягу к романтике, и не испорченных уже окружающей нас действительностью. Супер-пупер романтично, ажно сердце заходится.

Вернее… — заходилось. В те далёкие стародавние советские времена. Но… тогда и солнце было желтее, и… Вот, ведь – корявая какая действительность-то: хотел продолжить «трава – была зеленее», не стал, подумал – эээ…, не так поймут; попробовал «небо было голубее» — вообще получается на грани фола. Вот ведь, какая она, однако – действительность.

Так что уж теперь и не знаю, будет ли у теперешнего поколения, по определению локализуемого в романтизме, сердечко-то ёкать от таких текстов. Это — Вопрос…

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Советский женский любовный роман-космоопера. 1988 год.

Написан, конечно, уже поздновато (раньше, видимо, было совсем нельзя), но что есть — то есть. Это вам не «Таис Афинская», где героиня жила и даже страдала строго по схеме золотого сечения. Здесь, как обычно у Ларионовой, персонажи «летят» вперёд, едва чуя под собой ноги. Вопросы «Как так?» «Почему?» «А чего он умер-то?» игнорируются начисто. Шпаги, замки, звездолёты, прекрасные рыцари и мрачные тайны космоса. Наивность вкупе с красивостями просто восхищает.

Очевидно, потребность в иррациональной приключенческой и романтической фантастике к 80-ым уже назрела настолько, что стала прорываться даже у некоторых убеждённых сторонников НФ. Так, меня, например, когда-то сразил М. Михеев с его откровенно попаданческим «Год тысяча шестьсот...» (1984).

Можно и прочитать. Хотя бы для сравнения с современным российским любовным романом. Может быть, после нынешнего многообразия старушек, пишущих под девическими псевдонимами, и девиц, пытающихся на основе собственного трёхгодичного обучения в ПТУ изобразить магическую академию, «Чакра Кентавра» и не покажется чем-то выдающимся, однако на звание вехи в истории фантастики эта книга претендовать вправе.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимая сказка моей юности! Была под большим впечатлением!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая сказка. Пожалуй, лучшее из того, что написала Ольга Ларионова. Вещь, правда, чисто приключенческая, но зато о-о-очень увлекательная. При этом видимых достоинств у повести всего два: остроумная находка в лице крэгов — разумных птиц, помогающих видеть немногочисленному населению мира Джаспера и увлекательная интрига в лучших традициях космической оперы.

Того же, к чему можно придраться, в книге достаточно много: малопроработанный мир Джаспера (правда при этом настолько своеобразный, что удовольствие от него получаешь даже в таком виде), определенные нелогичности действия, не самые хорошие язык и стилистика, совершенно картонные персонажи, за которых абсолютно не переживаешь....

Тем не менее факт остается фактом — повесть очень легко читается и от нее очень трудно оторваться. А недостатки... — на них, читая, практически не обращаешь внимания, увлеченный экзотическим миром и непрекращающимися приключениями героев.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду копаться в несоотвествиях сюжета, эта часть- лучшая из всех, и лучше бы Ольге Ларионовой продолжения не писать. Волшебное ощущение от истории вместе с иллюстрациями Литвинова было таким, что перечитала снова и только эту часть, «Чакру Кнтавра» дала своей дочери-подростку прочитать. Другие не рекомендую.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не силён в истории этого направления жанра, но, возможно, Ларионову можно считать основателем женской фантастики. И, возможно, именно этой повестью.

А по качеству, вероятно, и по сей день непревзойдённой.

Написано очень красиво, романтично и лирично, а значит — очень затянуто. Чтобы не спойлерить, откроем самое начало повести. Две с половиной страницы эрл Асмур здоровается с Гаррэлем. Поздоровавшись, следующие две с половиной страницы Асмур вытаскивает первую (ОДНУ) карту гадания (игры) и осознаёт что же он вытащил и что же это значит. Далее, конечно, всё начинает идти всё шустрее и шустрее, но ощущения «динамики» те же.

НО! Как красиво и осмысленно вся эта затянутость написана. От сравнительных оборотов, эпитетов, построения предложений, постоянно идёт привкус чего-то поэтического, лично мне мнилась баллада.

Стилизационные моменты под рыцарские романы — великолепны. Не деталями, но духом, атмосферой.

А вот если читать повесть не душой, а рассудком, то можно лишь гадости говорить. Смотреть глазами недышащих птиц... Технологии и рыцарство...

Так что, это не развлекалово. Эта книга для души. И, убеждён, преимущественно для женской души.

Такое чтение не для меня напрочь, но не признать настоящего авторского мастерства было бы не честно с моей стороны.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я согласен, книга действительно напоминает Аэлиту. А ещё — очень сильно — Вархаммер 40000. В любом случае — это шедевр.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это была действительно ВЕЩЬ!!!! К сожалению продолжения не порадовали, совсем не порадовали, уж лучше было бы на «Чакре» остановиться.....Помню было интервью с Ларионовой, где она говорила, что кто то предлагал ей написать большой роман , где «Чакре» отводилась роль одной из частей , но она отвергала на тот момент эту идею... странно, что в последствии изменила мнение.Может вообще не она писала? Язык то мне похуже показался в продолжениях

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая все-таки у нас была литература!

Замечательная вещь. Все гармонично — и язык, и сюжет, и идея.

Не знаю, зачем уж так цепляться к мелким огрехам, как коллега Starikf1. Если через такой мелкоскоп смотреть, то хорошей литературы вообще практически нет. Все это можно найти у любого хорошего автора, начиная с того же Желязны.

Мне очень понравилось. Хотя, конечно, то, что автор — женщина, выпирает очень заметно, но ничего плохого в этом не вижу — наоборот.

Как жаль, что в свое время мы не ценили таких книг — побольше крутизны хотелось.

Ну вот сейчас этой крутизны — целые полки в магазинах, только какое отношение все эти майоры Пупкины против Чужого имеет к литературе?

Спасибо автору. И долгих лет жизни.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то я почти никогда не перечитываю книги. В мире так много непрочитанного, что тратить время на повтор, для меня непозволительная роскошь.

Книга «Чакра Кентавра» оказалась исключением из правил. Я ее прочитала повторно.

Впервые я познакомилась с книгой в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Кто помнит, тот знает, какая ситуация была с книгами, а особенно с фантастикой, в те годы. Не были мы избалованы тогда хорошей фантастикой, читали все, что могли достать. И каждая хорошая книга воспринималась как дар небес. Вот таким даром и стала для меня книга «Чакра Кентавра». Вернее, даже не книга, а стопка листов — перепечатка на обыкновенной печатной машинке (о компьютерах еще и не слышали).

Сказать, что книга мне понравилась, значит, не сказать ничего. Она меня восхитила. Она стала для меня САМОЙ ЛЮБИМОЙ КНИГОЙ. Чужой мир, чужая планета, чужая жизнь, чужие обычаи... Автору удалось все так реально описать, что увиденная картина просто ошеломила, заставила поверить в реальность. И на фоне героических приключений любовь, соединяющая, казалось бы, несоединимое. Что еще нужно для хорошей книги?

И вот спустя двадцать лет я вновь перечитала книгу О.Ларионовой «Чакра Кентавра». Двадцать лет — срок немаленький. Многое стерлось в памяти, многое забылось, многое перепуталось Помнилось только общее ощущение. Помнилось то, что книга когда-то давно очень понравилась.

Конечно, если бы я сейчас впервые прочитала эту книгу, она вряд ли бы стала для меня самой любимой. Читала я уже и поинтересней, и поумней, и занимательней. Да и с годами появились другие предпочтения и интересы.

Но все равно... В память о прошлом я ставлю книге высшую оценку.

Я рада, что перечитала книгу. Ведь как-будто снова побывала в юности.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх