fantlab ru

Кристофер Руоккио «Демон в белом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
86
Моя оценка:
-

подробнее

Демон в белом

Demon in White

Роман, год; цикл «Пожиратель солнца»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Без малого век Адриан Марло сражался с пришельцами — жестокими и воинственными сьельсинами, стремящимися уничтожить человечество. После громких побед его личность возвели в культ, и теперь министры Империи нашли способ избавиться от неугодного выскочки. Адриан отправляется на далекую планету, чтобы разыскать в секретных имперских архивах сведения о Тихих — полумифических существах, посылающих ему видения. Приходится спешить, ведь сьельсины под началом нового вождя перешли от беспорядочных набегов систематическому уничтожению опорных постов Империи. Враги лучше обучены, лучше вооружены, и ходят слухи, что у них появился новый необычный союзник. Адриан оказывается между молотом и наковальней: впереди ждет решающая битва, за спиной строит козни имперская знать.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Роман в жанре военной НФ или фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Демон в белом
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Demon in White
2020 г.
(английский)
Demon in White
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Созидать — значит выбирать.»

Тишина! Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько тишина и тьма похожи? И все же во тьме мы встречаемся с созданиями ночи, а в тишине — с созданиями нашего собственного сознания... нужно лишь хорошенько прислушаться. Именно это и произошло, когда я снова открыла книгу американского писателя-фантаста. Меткие размышления автора с первых страниц затянули меня в темный омут слов увлекательной истории, позволяя еще глубже проникнуть в святая святых своего разума. Глядя на осыпающиеся дождем звенящие откровения и осознавая прочитанное, я поняла, что на душе стало легче. Совсем ненадолго я испытала то чувство, когда перестаешь замечать уродство окружающего нас мира. Руоккио прекрасен! Итак. «Демон в белом» — третий роман цикла «Пожиратель солнца», сочетающий в себе космическую оперу и эпическое фэнтези. Адриан Марло продолжает служить Империи в войне с Бледными — инопланетной расой, стремящейся уничтожить человечество. Однако успехи доблестного Королевского Викторианского рыцаря нравятся далеко не всем, и жизнь отважного лорд-коменданта Мейдуанского Красного отряда находится под угрозой. Вместе с тем герой продолжает грезить о разгадке тайны Тихих — гипотетической цивилизации, оставившей после себя множество загадок, вызывающих в Адриане необычные переживания. Поэтому вместе с ним мы снова отправляемся в путь по бескрайней Галактике. Где яростно бушуют сьельсины, горят и разрушаются планеты, гибнут миллиарды людей, заливая кровью звезды. Я чувствовала жар и вспышки атомного огня, охватившего города. Видела мужчин и женщин, загнанных, как скот на корабли победителей-сьельсинов. Лицезрела, как с небес падают горящие обломки, а искусство, история и вся слава эпохи Соларианской Империи превращаются в пепел...

«Здесь царство Смерти, и нам, живым, здесь места нет...»

Роман традиционно представлен в форме хроник Адриана-старца, взирающего на описываемые им события своей жизни с высоты пережитых лет. Сюжет «Демона в белом» разворачивается спустя много лет после финального действа предыдущей части цикла — «Ревущей тьмы». Руоккио мастерски проделал удивительную работу, вновь напоминая читателям особенности придуманной им Вселенной и рассказывая о том, что произошло в промежутке между второй и третьей книгой. Несмотря на длительный перерыв в чтении «Пожирателя солнц», я сумела достаточно быстро вспомнить ранее прочитанное. Завораживало эпическое повествование, с легкой руки писателя включающее множество захватывающих эпизодов. Одни вызывали ужас, заставляющий стыть в жилах кровь; другие напоминали экшн-игры с космическими перелетами и перестрелками; третьи — вызывали улыбку от осознания бессмысленности и убогости придворной возни, вовлекшей героя во всевозможные заговоры и политические интриги.

«В мире два типа людей. Те, кто принимает действительность такой, какая она есть, и те, кто делает ее такой, как им хочется.»

Каждая книга «Пожирателя солнца» вносила новые уникальные черты в вселенскую атмосферу цикла. Это произведение не стало исключением. На протяжении всего чтения я находилась под впечатлением от детально продуманного научно-фантастического мироздания автора. Должна признаться, что мой разум поглотила составляющая сюжета, которая породила во мне азарт исследователя, разгадывающего сложную метафизическую загадку. Здесь Руоккио продолжил раскрывать информацию о происхождении и природе цивилизации, называемой Тихими, которая отражалась в сюжете предыдущих двух книг. Это довольно интригующее откровение однозначно будет иметь влияние и на следующие произведения. Взяв за отправную точку понятие «энтропия», автор придумал новую теорию возникновения Вселенной, объединив при этом, на мой взгляд, несовместимые версии ныне существующих моделей — теории Блочной Вселенной и Зеркальной Вселенной. Думаю, что за такую фантазию сам Эйнштейн дружественно пожал бы Кристоферу руку.

«Течение времени — иллюзия, игра людского света. Между прошлым и будущим нет разницы. То, что находится в будущем, на самом деле старше самого древнего прошлого, ибо в космическом времени не прожито гораздо больше миллиардов лет, чем прожито.»

Писатель продолжает преображать образ главного героя. Вместо мечтателя-идеалиста, который надеется однажды найти точки соприкосновения с инопланетянами, в этой книге перед нами предстает закаленный в боях Адриан, убежденный, что нет никакой надежды на мирное сосуществование с врагом. Однако, несмотря на эти уверения, по всему роману разбросаны фрагменты былых размышлений Марло, которые контрастируют с постулатами его новой личности. История его жизни, хронологически описанная в этом цикле, интересная еще и потому, что повествующий события старец добавляет в романы нотки сожаления, задавая тем самым ностальгически-лирическую тональность происходящему. Взаимоотношения героя с другими персонажами усиливали проникновенность слов автора. Даже через тысячи миль космического пространства и метры каменных стен я чувствовала вместе с ним, что на фоне родственности душ, любви и преданной дружбы существуют чудеса взаимопонимания между людьми. Теплота некоторых сцен вызывала слезы.

«Мы живем в других людях. Они не дают нам утратить человечность.»

«Демон в белом» добавил в цикл много деталей. Мы получили представление о том, как возникала Империя, включая более подробную информацию о борьбе против машин, созданных империей-предшественницей. Очень понравились небольшие ниточки, уводящие в прошлое, которое было скрыто войной, разрушениями и политической или религиозной цензурой. В результате главные герои верят в совершенно иную версию истории, и их дискуссии о событиях давно минувших дней выглядят довольно забавными, особенно в части летописи про Америку. Также в этом романе Руоккио добавил немного ужаса, вводя новых антагонистов в виде гигантских воинов-киборгов, усовершенствованных с помощью экстрасоларианской технологии. Мне особенно запомнились великолепные сцены, где отважный Полусмертный столкнулся в ограниченном пространстве лицом к лицу со своим врагом. Гарантирую, что многие читатели смогут насладиться этими эпизодами во всей их клаустрофобической красоте. Дзынь! Дзынь! Дзынь!

«Башня черепов бросала на меня свою тень, и я чувствовал, как будто призраки всех тех изуродованных, обглоданных людей вьются в воздухе вокруг этого проклятого корабля, глядя на нас навеки пустыми глазницами, шепча вырванными языками: «Отомсти за нас. Отомсти за нас. Отомсти за нас».»

Думаю, что желающие прочитать увлекательный научно-фантастический эпос не будут разочарованы этой книгой. Произведение содержит невероятную и захватывающую историю, которая отражает интересные приключения героя в уникальной Вселенной. Я прекрасно провела время вместе с Адриано Марло и его друзьями. Забравшись вместе с ними далеко от дома — за Пространство Наугольника, за Вуаль Маринуса, за границы Внешнего Персея... то есть туда, где не летали даже зонды, я почувствовала благость звенящий тишины. Есть такая тишина, которая способна свести с ума, лишь потому что в ней люди сталкиваются со своей природой и оказываются не способны взглянуть ей в лицо. Эта тишина казалась мне холстом, мерилом всего мироздания и мыслей. Когда под ногами тонким ковром раскинулись сотни тысяч планет, я видела каждую из них по отдельности и понимала, насколько жалки мы со своими дурацкими амбициями в сравнении с огромной Галактикой, и в сравнении с бесконечным временем...

«Если излишне цепляться за свои права, ваше высочество, можно однажды осознать, что вам их не удержать.»

-----

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«Я и сам вырос в замке и прекрасно, как и Лориан, знал, что передающиеся по наследству привилегии — вовсе не привилегии, а клетка.»

«Она была еще юна, а юность и нервозность — почти синонимы.»

«Авторитет можно заслужить, если ты его достоин, и потерять, если недостоин. А заодно можно потерять и жизнь. Человек должен стремиться к тому, чтобы быть достойным оказываемых ему почестей, иначе его скинут, как тирана.»

«Если допустить, что мертвые продолжают жить, то живут они в наших воспоминаниях. Призраки существуют — они часть нас.»

«Страх убивает разум. Разум убивает страх.»

«Мы живем в других людях, они — наше мерило. Они помогают нам твердо стоять на земле. Оставаться людьми.»

«Даже когда наши глаза видят четко, мы остаемся слепы. Мы не замечаем того, чего не знаем. Следует быть готовым к клинку во тьме, ведь во тьме может скрываться все, что угодно. «

«Меч не разбирает, кто свой, а кто чужой. Особенно меч из высшей материи.»

«Чем выше мы забираемся, тем больше людей ждут от нас наставлений. Нельзя править без оглядки на них. Но для этого сначала нужно научиться править собой.»

«Мы так часто не замечаем истины, потому что не смотрим себе под ноги.»

«Жизнь, как танец, как поэзия, циклично повторяет ритм и рифмы.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что будут торчать уши Симмонса, стало понятно, когда после межзвёздного перелёта «размороженный» (уже по-элитному, а не в канаву!) персонаж пил апельсиновый сок. И, разумеется, переоценка (более, чем на 100%) значения «этой вашей культурки» — тоже Симмонс (хотя, возможно, придача своей абсолютно бесполезной «профессии» названными авторами и пихание в далёкое будущее всяких китсов, марло, шекспиров и т.п. — совпадение). (Вот А.Рейнолдсу ❤ хорошо в этом смысле.) Из 3-го тома стали торчать не только уши, но и почти весь Симмонс чуть менее, чем полностью.

Герберта, кстати, гораздо меньше, чем Симмонса: феодализм (через 14к лет — катехон дугинский в действии!) и страх перед злыми кампуктарами, которые уже чуть было всех не чипировали своим 5G.

А вот описание объектов каколатрии (=злопоклонства) злых гуманоидов заставляет меня искать смайлик 🤦. И курочку-пеструшечку не пожалел! И дедушку Лавкрафта приплёл! Отвратительные существа с перепончатыми крыльями, обитающие за звёздами... Это Азатот или где?

И мне жутко НЕ нравится нелинейное повествование, когда автор спойлернул с 1й страницы 1й книги. Не, ну если окажется, что потом через какую-нибудь временную загогулину персонаж всё взорванное исправит или будут события уже после того, как дед писал свои мемуары, и окажется нежданчик, то другое дело.

Четвёртый том, конечно, прочитаю, ибо не люблю незавершённость. Хотя два последних тома и 4 сборника с промежуточными рассказами в переводе мы уже не увидим никогда...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литературное мастерство Руоккио растет, но оммажи постепенно переходят в плагиат.

С первой книги нельзя было сказать, что это глубоко авторское, оригинальное произведение. От него распространялся легкий кофейный аромат «Дюны» Херберта, заигрывания с темами ксеноцида и гениального ребенка военного времени а-ля «Игра Эндера» Карда. Однако автору удавалось удерживаться на тонкой грани, когда все заимствованные мотивы можно было счесть оммажем, а не откровенным воровоством, когда еще не хотелось кричать: «Держи вахофила! Ату его! Heresy! Heresy!».

К третьей книги маски сброшены. Кристофер Руоккио вследа за средневековыми теологами может возгласить: «Ничего своего«! Вот только те ребята опасались впасть в ересь, а Руоккио то ли считает, что не может, то ли действительно не может придумать ничего оригинального (и это странно ведь первый роман был не уникален сюжетно, но вполне себе самобытен).

Разъяснение претензий с жЫрными спойлерами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нарисовавшийся глобальный сюжет — дурная калька с «Песен Гипериона» Д. Симмонса: сверхинтеллекты из будущего бьются за возможность реализоваться в прошлом. Даже симмоновское описание чуждых сверхразумов — «львы, тигры и медведи» присутствуют в форме «рыси, львы и волчицы».

Почему калька дурная? Да потому что у Симмонса противники человечества не были имманентно злыми, они были другими, это был спор биологического разума (включающего в себя чувства, в первую очередь — сострадание и милосердие) и технологического постразума, который чувства исключал.

А у Руоккио это выливается в крестовый поход против демонов варпа (даааааааа!!!), которые представляют собой чистое, незамутненное, метафизическое зло. Не просто нечто имеющее другие цели, а «тьма, холод, боль и страдание» для всей вселенной. Знаете, такое можно простить Франсису Карсаку с его «Пришельцами из ниоткуда». Но на дворе уже не 60-е прошлого столетия, а 20-е этого. И это не добротная старомодность, а неумение сконструировать отличное от авторского мышление как бы Кристофер Руоккио не старался.

«Дюна» Херберта и Ваха-Сорокотысячник окончательно перестают прятаться. Тут есть сцена, которая чуть ли не дословно, но зеркально повторяет диалог Пола и Чани по поводу династического брака с принцессой Ирулан. Сочтем это оммажем, но вот джихад против машин из песни не выкинешь. Как и Бога-Императора человечества и надежду на возвращаение Сына Земли в будущем.

И такого — много. Нет, не так — МНОГО. Я устал делать закладки со сценами, отдельными фразами и оборотами, которые являются то ли easter eggs, то ли оммажем, то ли наглым плагиатом от Дюны, Вахаверса, вселенной Эндрю Виггина и еще доброго десятка произведений.

При этом и общий сюжет затаскан донельзя. Поклонники зарубежной фантастики могут вспомнить и «Пришельцев ниоткуда» Карсака и «Проклятых» Алана дин Фостера и много что еще, у поклонников отечественной будет слегка поскрипывать на зубах «Вечный» Злотникова и «Древний» Тармашева (тут понятно, плагиата не было, но степень клишированности и заштампованности это показывает). И при всей нелюбви к этой отечественной милитари-мешанине и попаданческому мессианству мне «Вечный» Злотникова кажется написанным глубже (особенно «Восставший из пепла», с чем неотвратимо перекликается «Империя тишины»), а «Древний» — страшнее, чем «Пожиратель солнц» Руоккио.

Надо отдать должное: как отмечают более ранние комментаторы, литературное мастерство Руоккио действительно растет. Первую книгу я прочитал больше из интереса, чем с наслаждением (повторюсь, она производила впечатление оригинальности). Вторая шла ни шатко ни валко, потому что хоть она расширяла и раскрывала мир, но литературно была тягомотиной. Третья книга залетела как по пальмовому маслу (с примерно той же степенью полезности). Сюжет бодро движется вперед, интриганы интригуют (но далеко не так талантливо как в «Дюне» или даже в, прости господи, недавной «Взаимозависимости» Скальци), лорд Марло порхает с планеты на планету, периодически попадая в мясорубки, периодически- провоцируя неприятности на свою голову. Да, хватает сюжетных дыр, натянутостей, логических скачков (когда императрица немотивировано переходит от слабой симпатии к лютой ненависти с последствиями). Но читать приятно (спасибо и автору, и Ю. Павлову как переводчику!).

Такие дела. До некоторой степени оригинальный замысел выродился во вторичную мозаику заимствований из нескольких литературных циклов и трансмедийных франшиз. Но стал вкуснее и сытнее как коммерческий литературосодержащий продукт.

Обидно, что «деньги не пахнут» и обещанная трилогия в очередной раз превратилась в пенталогию (ли?) Неясно, остановится ли Руоккио на 5 книге, а искать его в социальных сетях ради этой информации лень, да и можно ли ей будет верить?

Обидно, что автор счел цитату Пикассо о таланте и гениальности (Un artista copia, un gran artista roba) буквальным руководством к действию.

Читать это дальше я, конечно же... буду. Куда я с шахтерского лихтера в варпе денусь?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь опять бросает Марло в дальнейшие пучины вселенского насилия и опять с пропусками части его жизни, которые подаются в виде упоминаний (такая подача сюжета была в оригинальной трилогии Саги о копье М.Уэйс и Т.Хикмен) и конечно же эти флэшбеки играют на эпичность происходящего.

Для начала автор решил нас побаловать жизнью главных персонажей в реалиях императорского двора. Элитой местного двора являются патриции, ведущие свое происходящее от именитых фамилий правителей древних земных правителей — Габсбурги, Бурбоны и другие. Элита закрыта, император как и древние фараоны женат на собственной сестре и его род от вырождения спасает только великолепная работа генетиков будущего. Марло становится жертвой многочисленных покушений и издевательств, в ходе которых его посещает новое видение, его дальнейшие шаги могут привести его на трон, хотя сам он этого не желает. Единственное желание Марло это узнать кто такие Тихие и раз и навсегда покончить с угрозой съельсинов. Поиск предстоит трудный, отнявший десятилетия. В конце концов Марло сталкивается с бичом земным, князем князей съельсинов — Дораяикой.

Хочется отметить, что автор от тома к тому набирает профессионализм, в отличии от первых двух томов провисаний совсем мало, роман читается на одном дыхании, хотя первая половина романа относительно камерная. Потраченного времени абсолютно не жаль и очень хочется прочитать продолжение.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще не конец, хотя всё больше деталей и последствий заявленного еще в первой книжке подрыва солнца.

«Демон в белом» вновь стартует с середины этапа жизни неубиваемого Марло. Дела творятся, на этот раз, в высших сферах — аудиенции, триумф, личный линкор, всеимперский архив — и цикл плавно уходит от заимствований из «Дюны». Такая императорская семья немыслима и в Вархаммере (пасхалка Эшблесс — Пауэрс намекает, что вкусы автора шире).

Появляются политика и военная логистика, разница меж рыцарем и принцем и откуда росли длинные руки — понятно. Валка уясняет, что ее фокусы не на профи, съельсины находят союзников и заняты пропагандой, а Марло встречает старого друга, ругает (по делу) сквайра и диванных аналитиков, дает, спасибо интусу, отпор проискам Капеллы, творит квантовые чудеса, получает пощечины, вознаграждает подчиненных и здорово влипает в мессианство... И в планы очередного князя из тьмы.

Впрочем, до каких мистических небес Марло бы не поднимался (до будущего города Тихих), в какие глубины прошлого (до последнего президента США) не опускался б, какие водовороты интриг (бомбы, балы, невеста, минобороны) его бы не затягивали — все равно случится резня рукопашная. Несмотря на нотки здравого смысла, вроде несущей способности перекрытий и аварийного сброса аниматерии — гигантские лапы на циклопической стене. А он их мечом, мечом! И афоризмом.

Отклонений в переводе и полиграфии не заметил.

Как развитие цикла — вполне.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх