fantlab ru

Ник Перумов, Святослав Логинов «Чёрная кровь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
1754
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

Люди из рода Зубра долгие годы жили достаточно мирно и спокойно, владея обширными землями. Случались, конечно, набеги соседних племен, а то и нелюдей-чужинцев, иногда приходилось даже с могучими чудищами сражаться, но род по-прежнему был крепок и силен. Но пришла все же беда и к ним — из-за засухи едва не погиб урожай, обмелели реки, а из неведомых дальних земель пришел новый враг — племя карликов, подчинивших и оседлавших гигантских птиц-диатрим. Не удалось людям одолеть противника, пришлось уходить на новые земли. Но и там покоя им не будет, если не удастся юному воину Таши, его возлюбленной Унике и безрукому колдуну Ромару выяснить, что же стало причиной всех этих несчастий.

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 367

Активный словарный запас: средний (2828 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1997 // Меч в камне

номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Чёрная кровь
1996 г.
Чёрная кровь
1997 г.
Чёрная кровь
1999 г.
Чёрная кровь. Чёрный смерч
2003 г.
Чёрная кровь
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил я на днях подчистить свою библиотеку. По юности лет был одержим страстью к коллекционированию книг — и натаскал себе в шкафы вместе с редчайшими шедеврами кучу ненужного хлама. Ревизию решил провести следующим образом: открываю книгу в любом месте, начинаю читать. Если понимаю, что чушь — в коробку! А потом на Петровку — хоть какую-то копеечку у букинистов за это все выручить. Дошли руки до собрания сочинений Николая Даниловича... Ох, как же страстно я его читал и покупал в школьные годы... «Алмазный и деревянный меч» — в коробку (не читаемо). «Хранителя мечей» — туда же, всю многокилограммовую халтуру... Думаю: а ведь на фантлабе у меня там небось высокие оценки стоят, стыдно... Ладно, пусть стоят. Поставлены под детским впечатлением, пусть остаются... Дошел до «Черной Крови». Открыл, начал читать. Очнулся сегодня, проглотив залпом всю книгу.

Книга — диво как хороша. Потому что она написана так, как Перумов обычно не пишет. Ведь можно же писать о судьбах не Миров, а людей (да-да, с маленькой буквы). Оно и интересней, и сопереживание есть. Ведь можно же вершить не Великую Магию, Повергающую Армии, а шаманское колдовство... Но это колдовство, уничтожающее две-три диатримы, заставляет трепетать и уважать Ромара больше, чем Сильномогучего Хедина. Потому что мы видим, как это колдовство отбирает у колдуна жизнь, с каким трудом оно ему дается. Ведь можно описывать битвы не Эпичным Слогом, где враги и друзья гибнут сотнями, а вот так — ювелирно, вкусно, когда смерть каждого защитника — трагедия, гибель каждого чужинца — ликование. Можно же создавать не плоские картонные подделки под героев, а по настоящему живых и противоречивых персонажей. Можно же двумя-тремя абзацами ненавязчиво объяснить законы этого мира, его философию и мифологию — да так, что потом это не вызывает противоречий. Можно вкусно и мастерски описывать быт людей — чтобы читатель почувствовал вкус рыбы, которую они выловили, тепло домового очага, разожженного с помощью кремня... Можно!

Только кажется мне, что во всем этом заслуга Логинова, а не Перумова. Потому что Логинов написал после этого «Черный смерчь», где все вышеперечисленное присутствует, а Перумов вернулся к «Хранителю мечей», скатываясь с каждой книгой в дальнейшую бездну инфантилизма, гигантизма и графоманства. Может быть, ему и дальше стоило бы писать в соавторстве, чтобы его «не граненый алмаз таланта» всегда обтачивался рукой настоящего мастера.

Так или иначе, это одна из немногих книг детства, которой, перечитав её, я не дрогнувшей рукой оставляю заслуженную оценку.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каким образом всемогущие Норны свели в середине лихого десятилетия нити жизней двух таких разных писателей, сказать сложно. Было время плодотворных проектов, когда Ник Перумов блистал и играл своей фантазией, выдавая один за одним весьма приличные томики «Хроник Хъёрварда», ваяя оригинальную «Техномагию», играл на поле борзописца Головачёва («Посредник») и пробуя себя в НФшке («Армагеддон», прости Господи). А тут — фэнтези о каменном веке, да ещё и в соавторстве с весьма специфическим автором... Интересно, конечно, но как вышло?

Оказывается, что Перумов и Логинов вполне неплохо дополняют друг друга. Другое дело, что плодом их трудов вышло всё же скорее эдакое «славянское фэнтези», нежели «каменновековое», об этом говорит множество разбросанных мелочей в тексте. Но это не суть важно. Итак: некое племя с тотемом Зубра находится на стадии, соответствующей примерно «позднему неолиту», делают десятки инструментов из дерева и камня, знают земледелие и скотоводство. Кроме того, знают они и колдовство: чародеи делают зачарованные предметы, бабы Йоги (да-да, именно так, непонятно, правда, с чего «йоги», а не «яги») живут в всамделишных избушках на куриных лапках да собачьих пятках, а шаманы по настоящему гуляют по Верхнему миру. Плюс ко всему, мир населяет разнообразная нелюдь, грызущаяся и с людьми, и сами с собой.

В общем, такой уютный и компактный мирок, довольно симпатичный, ясный и понятный. Здесь твой род, там — враги, а с этими можно торговать. С духами стихий договаривайся, копьями недругов отгоняй, соблюдай закон, и всё. А тут... пришла напасть. Тяжёлая засуха — это ещё полбеды. А тут ещё нашествие новых, неведомых ранее Чужих, сильных и могучих. Будет бой, не за жизнь, понятно, только за смерть...

Роман имеет интересную структуру, где два разных, в общем-то, и по стилю и по приёмам автора органично дополняют друг друга. Где война, масштабные, стенка на стенку и один на один сражения — там Перумов во всей красе. Пока ему хватает и образности, и языка делать схватки людей и гигантских диатрит разнообразным и интересными, его творчество ещё не стало сборником однообразных клише, как в более поздних вещах. А там где сакральный поиск, волшебный «Quest» — там Логинов во всей красе. Причём прекрасно видно, где кто, слишком уж разные по образности у них фрагменты.

Несмотря на то, что сюжет достаточно банален, читать и правда интересно, и перечитывать тоже. Есть эпический масштаб и глубина мира, и небезынтересные повороты сюжета, немало запоминающихся и действительно любопытных персонажей (возможно, логиновских, перумовскую руку я бы узнал), и множество, множество интересных мелочей, делающих мир действительно живым (пещера неумирающих чародеев, например) — всё это делает «Чёрную кровь» совершенно особым романом в творчестве обоих писателей.

В общем, интересный эксперимент периода, когда два талантливых писателя искали себя. К сожалению, Перумов редко радует нынче таким разнообразием, Логинов не писал романов 10 лет, и «Чёрная кровь» остаётся штучной из вещью. Ну да и Бог с ним: в этом качестве она смотрится куда лучше, чем хороший зачин скатившейся в отхожие биомассы саги, да и Логинов позже безоговорочно завершит всю серию в «Чёрном смерче». Так что, «Чёрная кровь» — однозначная удача авторов, и жаль, что она заслоняется более громкими вещами...

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, противу всякого ожидания, навеянного фамилией Перумова на обложке, произвел достаточно приятное впечатление. :) Фэнтези на материале не привычного средневековья, а каменного века оказалось действительно удачной находкой — так и быть, простим за это авторам этнокультурную мешанину вроде наличия рубах при отсутствии ткачества и деревянных мечей с обсидиановыми накладками, благо авторы заранее предупредили, что пишут фэнтези, а не исторический роман. Спишем на особенности жанра также тот поразительный факт, что беременная женщина вплоть до самых родов путешествует туда-сюда и что безрукий инвалид умудрился дожить до глубочайшей старости в мягко говоря не самом комфортабельном мире. :lol: В качестве плюса можно также засчитать уход от традиционной схемы, при которой автор, создавая свой мир, основывается только на одной мифологии.

Основные недостатки романа — те же, что и у всего нашего фэнтезийного и фантастического мэйнстрима. Во-первых, «Черная кровь» слишком динамична, события разворачиваются с такой умопомрачительной быстротой, что оглядеться и вжиться в описанный мир читатель просто не успевает. Вообще обстоятельные, неторопливые описания быта, домашнего уклада, видимо, нынче не в моде — однако я рискнула бы заявить, что именно они отличают культовую книгу от обычного коммерческого боевичка, и может быть, вся разница между Толкином и Логиновым (да простят меня поклонники Профессора :wink:) заключается в том, что один начинает повествование с описания дома своих героев, а второй — с обнаружения возле этого самого дома вражеского лазутчика.

Ну а во-вторых, «Черная кровь» психологически довольно поверхностна. Как мне кажется, по-настоящему хорошая, увлекательная книга — та, в которой основной конфликт разворачивается в душах героев. Логинов и Перумов в какой-то момент почти подошли к этому, когда по ходу действия выяснилось, что в бедствиях всего мира виновен некий темный маг, но сами же поспешили устранить столкновение личностей и устроили финальный бой с тупой стихией. :( Да и другие конфликты не впечатлили своей напряженностью: я, например, так и не дождалась изгнания главных героев из рода — ушли в поход сами и с благословения вождя, кроме того, совершенно потерялась сюжетная линия Тейко, Йога преспокойно пожертвовала своей жизнью в пользу убийц сына и т.п. Так что роман, несмотря на захватывающие батальные сцены, получился, как ни странно, чуть ли ни идиллией, лишь чуть-чуть омраченной в конце смерью Таши-старшего.

Итого — приятное чтиво, помогающее скоротать вечерок и благополучно забывающееся спустя полгода после прочтения.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задумка перенести действия в каменный век выглядит действительно свежо. Но это и остаеться единственно хорошей задумкой. Хоть книга и заявленна, как написанная в соавторстве, от Логинова чего-то здесь не увидел и не нашел. Очень удивил прием наделить персоонажей из каменного века, говором, который обычно придаеться персоонажам славянского феэнтези. Здесь хорошо знакомые нам пяди, аршины, некоторые выраженьица и совсем рядом можно увидить современный нам декабрь. Некоторые названия режут глаз, те же диатримы, кажуться совершенно чужеродными.. Да и вообще употребление таких словосочетаний, как «бойшевовские войны» (Бойша имя вождя) режут глаз..

Не понятно зачем так авторы мучают людей, кругом одни напасти, одна за одной. Их настолько много, что хромает логика. Дитримы носяться по степи, не захватывают ничего... Только пропитание ищут? Так зачем с людьми конфликтовать, могут просто носиться и выедать всю живность в округе и т.д.

Лично для меня не понятны оценки 8-10.. Мой вердикт: отторжения не вызывает, прочитал, забыл.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторично. Да, это про якобы новое слово в жанре.

Декорации можно заменить на посёлок древних славян, на деревню галлов или с небольшими накладками какую-нибудь дикую средневековую глухомань. Ничего от этого качественно не изменится. Тема фэнтези каменного века куда лучше раскрыта в перумовской «Техномагии», а общие сюжетные штампы (квест, убийство дракона) обвешены табличками «Это не дракон, это стихийных дух», «Это не орки, это карлики на диатримах». Есть также мутанты.

Драма (в основном, стараниями Логинова) кое-как возникает, но поведение главного героя до конца мне не понятно. Особенно его страсть к моногамии. Угроза же страшных карликов выглядит только фоном для разворачивающихся метаний персонажей, не создавая интересных моментов в повествовании. Общая тема (что такое быть человеком?) в принципе прослеживается, но как-то на заднем фоне.

Итог: не самая лучшая и не самая худшая вещь у обоих писателей.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, какой уж тут «каменный век» — если только антураж оттуда, и то местами. Впрочем, не специалист, поэтому могу и заблуждаться. Но вообще, вышло явно интересней, чем обычное фэнтези, свежей как-то.

Хотя, сознаюсь, для меня больший интерес представляли не нашествие диатритов и испытания, обрушившиеся на род Зубра, а люди, их характеры и поведения. А нашествие хорошо пошло бы фоном. Увы, оно пошло основным событием, а люди стали персонажами. Не того я ждал от Логинова (с Перумовым-то всё понятно). Нет, кое какие эпизоды всё же не разочаровали — суд над Уникой, например, но таких моментов — единицы. Война, походы... диатриты за зубрами, зубры за диатритами, Ромар и Таши с Уникой — к Ородруину... Тьфу, ну вы меня поняли.

А какую историю можно было бы сделать, копнув эту ещё неизученную толком жилу — фэнтези каменного века (даже условного)! Люди, их жизнь — быт, уклад, охота и война... Борьба с природой, испытания на прочность людского характера. Но авторы выбрали другой путь, просто поместив стандартную фэнтези в непривычные для неё декорации. Впрочем, получившееся я прочитал не без интереса.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давно этот роман прервал мою влюблённость в Перумова и зародил долгую любовь к Логинову. Тогда я плохо разбирал, от кого что в романе, это сейчас по здравому разумению кажется, что динамичные боевые сцены, коих тут масса, это, наверное, от Перумова. Но и тогда уже мнилось, что атмосфера и красота слова – всё это от Логинова. Помню, как, только купив книгу, уже в автобусе начал её читать – и пропал в ней, прожил с ней… Ведь начинается она без всякой раскачки, и с первых строк сшибка миров (что и сейчас привлекает меня, я и в исторических романах люблю это), гремят изменения мира, сотрясения его основ…

Много времени прошло с того, первого прочтения. И вот теперь, по случаю покупки «Черного смерча» решил перечитать.

Ну, что-то за это время ушло. Даже в стилистике теперь замечаются огрехи. Богат текст на былинные обороты и сравнения – и кое-где они идут мимо. Так, например, рука Кюлькаса сравнивается с обезьяньей, хотя вряд ли герой могли где-то видеть обезьян; Ромар теснит водяницу подобно носорогу, хотя вот же видели они носорогов, но не знали что это за зверь, как он кого-то теснит, да и имени для этого зверя ещё не было. Но это мелочи. Вот то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тройка героев вернулась через год туда, где стоит их род, хотя времени на этот постой местное племя дало всего две седмицы
– это уже нестыковка сильнее. Но больше нестыковок и нет.

Но сейчас даже сильнее чувствовалось, что «фэнтези каменного века» – это слишком громко. Атрибуты славянского фэнтези забивают всё ощущение. Баюн, Йоги из дома на двух пнях, шапки-невидимки – это такие яркие предметы, что спутать их с чем-то невозможно (кстати, в этой связи резало ухо слово «диатримы», которое врывалось во всё такое родное и понятное, будто латинское заумное название, коим оно и является). И по нынешним временам, когда уши переиначенных сказок и легенд торчат из многих фэнтези романов, это не так уж и ново. Так что это явно славянское фэнтези перенесённое в мир, в котором нет ещё кузнечного ремесла, но есть множество богов и идолов, колдовства и шаманства, множество плёмен как людских, так и полулюдских, так и совсем не людских (это обстоятельство, меня интриговало очень сильно). Однако это «славянство» забивало иногда не только дух псевдокаменного века, но и прекрасное авторское мироустройство во всю раскрывающееся в романе. Хорош этот мир, привлекателен, и до конца не истоптан, не исхожен, всех его чудес ещё нет края.

Но кое-что я впервые увидел теперь. Как, например, жестокость мира – жестокость оправданную. Тот же род Зубра. Закон их суров, но способствует выживанию сильнее, чем сделает это какая-либо мораль – и потому враг уничтожается целиком, включая женщин и детей, и потому во время голода куском обделяются дети, так как бабы ещё нарожают, а без добытчиков-мужиков не выжить. Кстати, во время всех мировых потрясений, толкающих этот роман, происходят и сдвиги внутри рода – утекает последняя власть женщин, власть мирская и магическая; по сути, последние отголоски древнего матриархата.

Интересны и герои, сразу обозначившиеся – ведь было понятно, что на эту-то троицу и ляжет судьба мира. Тот же безрукий Ромар был для меня сопоставим едва ли не с Гендальфом Толкина – настолько ярким он вышел. И следить за их приключениями было интересно, а приключений было хоть отбавляй – история не давала расслабиться, постоянно подкидывая новых опасностей, новых врагов, новых чудес.

Да, кое-что чуть сдало в моём восприятии сейчас, но и как в первый раз читалось запоем, с наслаждением. И с интересом – что же будет с героями дальше, в этом новом, изменившимся мире …

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смотрю по отзывам — одним понравилось, другим не понравилось... Я — из первых. И вся обстановка каменного века меня привлекает — интересно, как же все-таки жили люди практически вне цивилизации; и конфликты в роде Зубра — достаточно хорошо прописаны, и магия, о которой я до сих пор мало чего слышал, пронизывает все повествование. Ведь действительно, женское и мужское колдовство должны сильно различаться — тут об этом сказано со всей определенностью, а в иных книгах я такого не замечал. Впрочем все книги на свете прочитать невозможно, так что бог с ними, с предшественниками, у которых авторы вольно или невольно что-либо позаимствовали.

Читается легко. Люди описаны, как наши современники, только в иных ситуациях. Хорошо это или плохо? А я и не знаю. Современный человек сформировался более миллиона лет назад, думаю, что за пару сотен тысяч лет сформировалась и культура, не менее мощная, чем сейчас; так что не следует удивляться, что «дикари» объясняются так же, как мы.

Героям сочувствуешь, желаешь им преодолеть и природные преграды, и злую волю противников. Да, местами повествование чуть наивно, мало психологических сложностей, но мне кажется, что это как раз одно из достоинств романа — сколько можно упиваться проблемами, даже не приближаясь к их решению? Здесь же решение проблем находится, причем именно благодаря стараниям героев. И, то, что герои дружны и действуют заодно, мне тоже нравится — ну, сколько можно читать про эгоизм и предательство?

Книга производит впечатление немного детской. Тем не менее, считаю, что она достойно представляет нашу современную литературу, читать ее можно и нужно.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень понимаю, почему авторы заявляли эту книгу как некую «фэнтези каменного века». Это типичнейшая «славянская фэнтези». Решительно ничего, напоминающего каменный век, в книге нет (прочитайте старый-престарый, ещё советских времён, роман «Гремящий мост» (забыл автора) — и тогда вы поймёте, что такое настоящая «фэнтези каменного века». Или, на худой конец, возьмите «Плутонию» и «Землю Санникова» — и скажите мне, пожалуйста: где персонажи более похожи на дикарей эпохи родового строя — там или в «Чёрной крови»? :wink: Разница, по-моему, просто бросается в глаза... Слишком уж современное (читай: «условно-средневековое«!) мировоззрение у людей из рода зубра...)

Имена. Такое ощущение,что авторы хотели приколоться. Ромар и Таши — Роман и Саша?! :gigi::wink2: Баба-Йога (то есть, по-простому, «баба, которая занимается йогой»... кстати, эта шутка очень старая и обросшая невероятной уже бородой).

И, наконец, главное. Почему-то, когда славянская фэнтези стала в моде, все от мала до велика среди фэнтезистов кинулись спешно «возрождать мифологию праотцов», реконструировать сказания, от коих до нас дошли крохи... Забывая, что это — работа профессионалов, т.е., учёных-этнографов и мифоведов. Да и реконструировано ведь уже всё, что можно было — в статьях «Мифологического словаря». Поэтому, когда М. Семёнова писала свой «Поединок со змеем», она, по сути, просто пересказывала этого словаря материалы.

И поэтому же выглядят донельзя наивными попытки «возродить славянскую мифологию»... создав «офэнтезийненные» образы НЕ мифических, в общем-то, героев — Бабы-Яги и Кота Баюна...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтези каменного века... Не знаю, не знаю. В предисловии авторы заранее отмели все возможные претензии в свой адрес. Мол, мы всё знаем, но извините, наше право излагать так как нам нравится. У меня только один вопрос: зачем тогда громогласно заявлять о создании (ни много ни мало!) НОВОГО ЖАНРА в фэнтези? Ведь у жанра должны быть свои законы, свои правила. Подоплёку жанра следует внимательнейшим образом изучить, а уж потом рожать свои допущения в этих пределах.

Но куда там...Возьмём внешний антураж — шкуры, родовая организация общества, шаманизм и пошла, правда довольна бодрая, беготня с стиле побежали-прибежали,магия туда — магия сюда. Роялей в кустах (крапивах) авторы не стесняются. Йоги (яги),« коты» Баюны и мангасы (явно монгольские демоны-мангусы, здесь привет Логинову) как попытки придать роману мифологически узнаваемый читателями колорит — лично мне режет глаз. И сильно.

Особой драмы нет. Сплошные напасти в виде природных катаклизмов, чужинцев, загадочных животных слишком многочисленны и схематичны чтобы их воспринимать трагически серьёзно.

Главгиры неплохи. И фигура воина Таши, и девушки — ведуньи ,будущей колдуньи Уники — мне симпатичны. Но безрукий маг Ромар, природа его бессмертия, и его деяния иногда просто вымораживают. Например победа над колдуном карликом на диатриме (откуда появились эти огненные рога?), или он зубами , зубами, блин, хватается за одежду и спасает от падения в пропасть ,спиной двигает скалу, заживо поглощается деревом и живым вываливается обратно (через несколько дней!). Он бессмертен и практически всемогущ! Что ему эти карлики-чужинцы верхом на доисторических страусах? Однако с ними справиться не может. Логику включайте иногда, господа-писатели! И т.д и т.п. Временами просто смешно всё это читать.

А ещё эти славянские речевые архаизмы, отмеченные многими рецензентами. Ну зачем все эти «абы»,«поспрошаем»? Зачем,господа-писатели?

Абсолютно средний по своим художественным достоинствам роман. Читать от безделья или когда ВООБЩЕ нечего читать.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот цикл был из разряда «хочется и колется». Поясню. Над книгой работали 2 абсолютно разных автора, к которым у меня совершенно разное отношение. Перумов для меня — гарантированный штамп графомании, мании величия и манипуляций содержанием. Про графоманию — видно по стилю. По мании величия — у него сплошные Великие Сущности, Маги Древности, Сферы Силы и прочее, прочее, прочее. Человек просто не может без тоннажа больших букв и Величия 700 сортов. По манипляциям — у него всегда на самую великую магию найдете сверхсамая великая магия, а на нее — неординарная суперсверхсамая великая магия. И так до бесконечно. Литературный шулер, который просто попал в нужное время и место, неудивительно, что сейчас его мало кто читает.

Логинов, наоборот, для меня один из любимых писателей. Я прочитал много сотен книг фэнтези и фантастики, подавляющее большинство из них просто стерлись из памяти навсегда. Но только не Многорукий бог Далайна и Свет в окошке Логинова. У этого автора есть какая-то особенность выделяться и запоминаться. Прекрасный, очень талантливый автор, обожаю его.

Теперь по самой книге: она достаточно крепка и точно претендует на уровень «выше среднего», К счастью, Перумова там немного, а если он и есть, то время и отзывы читателей, видимо, несколько остудили его пыл и девальвировали его мнение о Своем Величайшем Значении для Российского Рынка Фэнтези. Книга действительно интересная, запоминающаяся, есть быт, есть боевки, интересные диалоги, есть адекватное объяснение магии и никаких Невероятных Чудес Вне Логики и Смысла. Видно, что Логинов добавил много своего узнаваемого стиля и следил за качеством. Книга мне понравилась, сейчас буду читать вторую часть цикла, надеюсь, будет не хуже.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно неожиданно видеть этот дуэт. Достаточно для того, чтобы удивить. Антураж, приемы, сам тандем — все нетипично и неожиданно. Правда, в середине романа это стремление удивить переходит в абсурд, но в общем и целом, картина получается вполне себе приятная — ниже определенного уровня оба писателя не падают. Местами всё достаточно нудно и затянуто, конечно, но этим грешит каждый из авторов по отдельности. Так что, да, вполне можно рекомендовать к прочтению. Особенно в подростковом возрасте.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После расстройства от написания рецензии на «Одиночный выстрел» Алекса Орлова (не люблю писать рецензии на книги, которые не понравились), я решил написать рецензию на «Черную кровь», благо недавно её перечитывал. Логинов является моим любимым автором, почти все его книги написаны с редкостным мастерством. Например, «Многорукого бога Далайна» я считаю одной из лучших книг в российском фэнтези. Ну а Перумов до недавних пор был также моим любимым автором, так что определенный пиетет я испытываю к нему до сих пор.

Что же дало нам соединение богатейшей фантазии Перумова и мастера психологии и языка Логинова? А дало нам это, отличнейшую книгу, в которой на высоком уровне присутствуют все необходимые компоненты.

Начнем с того, что произведение открыло целое направление в нашем фэнтези – фэнтези каменного века. До этой книги мне не известна ни одна книга, написанная в этом стиле, не считая нескольких книг исторического конструирования о кроманьонцах. Жаль, что далее особого развития жанр не получил, очень уж сложная тема. Навскидку, как пример могу вспомнить цикл Сергея Щепетова «Каменный век».

Мир, показанный нам, это мир кроманьонцев, которые изрядно потеснили неандертальцев (кроманьонцы – это наши древние предки, которые использовали каменные и костяные инструменты, неандертальцы – тупиковая ветвь развития человечества, исчезла с лица земли примерно тогда, когда появились кроманьонцы), а также других существ, в книге они носят название чужинцев. Авторы очень тщательно подошли к достоверности быта, уклада жизни и отношений того далекого от нас времени. Естественно, многое им пришлось художественно реконструировать, но опять-таки повторюсь, сделано это с большим мастерством.

И вот на этом фоне разворачивается история юноши Таши, его любимой Уники и колдуна Ромара, борющихся с обрушившийся на их род бедой, злобными чужинцами-карликами на гигантских птицах. Беда пришла внезапно, и вначале вроде бы удалось её одолеть, однако после одной выигранной битвы пришло время проигранной войны. Колдун Ромар призвал на помощь все свое умение, чтобы дознаться до истоков беды, но не смог. Теперь им троим предстоит долгое путешествие к великому колдуну, дабы узнать ответ и спасти род от окончательного уничтожения.

К общей беде рода присоединяется и личная драма Таши и Уники. Они принадлежат одной семейной общине внутри рода, и поэтому обычай велит убить Унику.

Неторопливо, шаг за шагом, погружает нас книга в удивительный мир, в котором мы с изумлением видим истоки русских сказок о Бабе-яге, коте Баюне, Кощее Бессмертном и других. Во многих рецензиях и отзывах, идея авторов обыграть в книге сказки, подвергалась резкой критике, что для меня выглядит очень странно. Да, мы без труда узнаем прообразы сказочных героев, но насколько необычно и увлекательно это было сделано. Если авторы придумали оригинальную идею и талантливо её реализовали, этому надо только радоваться, так как 80% литературы это повтор, повтор и еще раз повтор.

Для сохранения баланса между глубиной, образностью персонажей и литературной достоверностью, авторы применили хитрый ход. Речь всех героев книги достаточно проста и довольно хорошо соответствует описываемой эпохе, а рассуждения и мысли героев более похожи на человека 20-го века. В остальном, вопросов к достоверности изложения нет.

Ну и на сладкое оставляю стиль и язык книги. Он явно Логиновский, Перумову со всем к нему уважению, так писать, никогда не удавалось. Логинов очень аккуратно обходиться со словами, тщательно подбирает их, нанизывает как бусины на нить. Благодаря этому книга читается на удивление легко и приятно. А учитывая, что Логинов является одним из лучших знатоков русского языка среди современных авторов, то общая грамотность текста на очень высоком уровне.

Как вы, наверное, догадались :), в резюме я рекомендую книгу к обязательному прочтению всем любителями фэнтези, и ставлю оценку отлично. Конечно, в книге есть некоторые недостатки и по завершенности некоторых сюжетных линий и по концовке книги в общем, но уверяю вас, удовольствия от книги они не портят.

Оценку этого произведения по пятибалльной шкале вы можете увидеть у меня в блоге.

http://rprikhodko.blogspot.com/2009/09/blog-post_12.html

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, но абсолютно не возникло ощущения чтения фэнтези. Исторический роман — да. И это при том, что здесь фигурируют сказочные персонажи, магия и прочий необходимый фэнтезийный набор. Видимо, дело в стилистике, в этом логиновском натуралистичном описании невероятных событий и поступков.

Несколько затянутым показалось описание войны с диатритами. Очень реалистичное, атмосферное... но по объему неоправданно долгое. И еще — гораздо невероятнее магических чудес показались мне потрясающие физические возможности беременной(!) женщины: все эти многодневные переходы, промерзания до бесчувствия, битвы, голодания, и пр. и пр. Выкопать могилу на двоих на последнем месяце — это что-то! :insane: Впрочем, написано все так убедительно, что отмечаешь эти несуразности гдн-то на втором плане...

Показалось мне, что Логинова здесь гораздо больше, чем Перумова. Немного мрачней, однообразнее и суровей получилось повествование, тяжеловеснее даже... но стилистически это Логинов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший пример книги с атмосферой древнерусской сказки, смешанной с угорской и сибирской мифологией, очень органично получилось. Как у Пушкина : «там на неведомых дорожках...» Конечно, оставим в покое проблемы развития героев и прочую драму, здесь этого не будет, а вот так называемое магическое сознание — хоть отбавляй, это просто прекрасно. Почему-то кажется, что если бы в мире действительно существовала магия, то она выглядела бы так, как описана в книге — меньше пафоса и файерболов, а страха и непонятности больше. Разумеется, будь у романа более проработанный сюжет, в том числе и более реалистичная драма, это пошло бы на пользу. Ну, чего нет, того нет. В итоге имеем пару слитых сюжетных линий и скомканный финал, ну да ладно. Не встречал я больше «дремучего» фентези, разве только у Пушкина. Очень классно, самобытно, не по-перумовски.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх