Мария Галина «Бард»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Он перевертыш — украденный кэлпи и не способный вернуться к людям. Он бард и не может принимать участия в войне, но он может попробовать остановить её, пусть и не сразу.
Входит в:
— журнал «Если 2008'10», 2008 г.
— антологию «После Апокалипсиса», 2008 г.
— сборник «Куриный Бог», 2013 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 72
Активный словарный запас: очень низкий (2280 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2009 // (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2009 // Средняя форма, повести |
- /языки:
- русский (3), польский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- В. Яблоньский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mastino, 14 июня 2010 г.
Каждый автор, с творчеством которого я знаком, своими предыдущими произведениями «задает планку», и при прочтении, я обязательно, на подсознательном уровне сравниваю произведения, написанные этим автором. К чему я? К тому, что планка, которую установила Галина, после своей гениальной «Малой Глуши» — очень высока...
Забегая впереди паровоза скажу сразу, что «Бард» не разочаровал. И на фоне «Глуши» не затерялся...
Обычная, на первый взгляд история о войне, превратилась в глубокую, умную и печальную историю о взрослении человека, о понимании человеком других существ, о умении человека любить, прощать, понимать...
Два разных народа, две разных расы. Расы, совершенно не понимающие друг друга, и не могущие прекратить войну. И волею судеб, герою довелось встать между этими двумя сторонами конфликта. Оказаться между молотом и наковальней. Оказаться между существами, ставящими честь выше жизни, и своими соплеменниками. Страшная ситуация, из которой крайне тяжело найти выход.
Случайно, по какой то прихоти судьбы, герой повести становится почти самым, пожалуй, важным существом в стане противников своей расы. Самым важным и самым уважаемым. И ему, волею судьбы, приходится вести в бой войска. Войска, стремящиеся уничтожить его народ, его отца, его мать.
Но при этом всегда есть шанс — шанс мира. Вопрос в том, удастся ли добиться этого...
У Галиной получилось, несмотря на «военно — кровавый» антураж, удивительно лиричное, доброе, как ни странно, и грустное произведение. Произведение, которое обязательно после прочтения хочется вспомнить еще раз, и хоть немного подумать и погрустить о судьбе его героев...
Yazewa, 7 июля 2012 г.
Грустно — и красиво. И честно.
Традиционная атмосферность затягивает нас в мир кэлпи. Мы понимаем, что автор сочувствует именно им, — не людям. Поэтому в начальной части так раздражает упрямо поливающий их руганью ребенок. Но потом и сами кэлпи демонстрируют раздражающее, бессмысленное упрямство. Люди, кэлпи... Хороши и те, и другие. Если не быть миру, то все воюющие не вызывают симпатии.
Иносказательно можно считать, что идет война прагматического — с волшебным. Или цивилизации — с природой. Или просто умирает сказка? Или уходит честь и достоинство?
Наверное, каждый увидит свое. А книга запомнится. Кажется, у нее долгое послевкусие. Я прочитала только что, но уверена в этом.
duke, 11 января 2009 г.
Мария Галина пишет очень по-разному. И хотя мне довелось прочитать не более десятка повестей и рассказов, принадлежащих ее перу, такой вывод сделать можно. «Бард» — история, в которой ирреальность, похожая на психоделическую музыку, прорывается, просачивается, проникает сквозь текст, который, фактически, не несет в себе этой функции. В процессе чтения происходит нечто, напоминающее медитацию. Медленное, вязкое, безостановочно-плотное погружение в Мир. На этот раз – в изумрудно-зелёный водный мир кэлпи, противостоящий миру людей, провонявшему железом и отсвечивающим на солнце жирными чёрными пятнами многочисленных нефтяных платформ.
Впрочем, эта всепоглощающая атмосферность свойственна большинству рассказов Галиной, что я читал. И в этом, уверен, и состоит настоящее волшебство, постулирующее писательский талант. «Бард» — красивая сюрреалистичная история, в которой мало логики, но много поэзии; мало житейского смысла, но много правды жизни; мало ярлыков, но много метафор;
Финал. Он мог быть другим: более счастливым, более легким, более воздушным. Мне бы этого хотелось. Но, наверное, это было бы неправильно. Так как есть – честнее.
Gynny, 27 июля 2013 г.
Бывает такое — текст цепляет целиком, так что анализировать, вычленять что-то и не хочется. У меня так вышло с «Бардом». Прочитала вчера «на одном дыхании» — в последнее время это весьма редко бывает.
Да, источники, из которых «питался» автор, ясны и прозрачны — тут и сказки о «подменышах», и кельтские мифы про недобрый, склонный к оборотничеству (человек/конь) речной сказочный народец — келпи, и «водная» постапокалиптика, и биология социальных насекомых — не случайно, ох, не случайно автор муравьев упоминает и... можно продолжать. Но «поверить алгеброй гармонию» — это значит — ту самую гармонию разрушить, а главное в этой истории — не только — о чем, а как — поэтично, красиво (не красивенько — со словесными рюшечками, а именно — красиво) и честно (за финал автору — браво!).
olmi, 6 января 2012 г.
Несмотря на благоприятные отзывы уважаемых людей, вообще вижу здесь психологической достоверности. Не ребенок, а какая-то недоработанная виртуальная модель. А в остальном — да, местами красиво, оригинально, понятно, что сказать хотелось автору, и т.д., и т.п. Но (оговорюсь: исключительно по моему сугубо личному мнению), чтобы правдиво писать про детей, надо их как-то больше любить или хотя бы больше понимать...
Alex Fear, 9 апреля 2013 г.
История эта похожа на красивую поэму, но почему-то, поэму без начала и конца. Кажется, этому произведению пошло бы на пользу некоторое расширение, пусть и не до степени романа, но всё же крупной повести.
Но это не большой недостаток. Наверное, я даже и не прав, быть может, в повести этой всё вполне гармонично, а я просто придираюсь, потому что мне нравится критиковать (немного, но всё же). Но это моё мнение, и я его не изменю.
Так, ладно, с проблемой формы разобрались. Теперь чуть-чуть о том, что там внутри.
А внутри — добрая, но не очень, кровавая, но только поверхностно, грустная и очень занимательная история о человеке, ставшем бардом (против воли) на вражеской стороне, о его прозрении, о его страдании, о том, как важно остаться человеком, даже если вокруг тебя сплошь лица чужих. Повесть эта о том, как не растеряться, как не стать врагом самому себе, не сойти с ума и сделать единственно верный выбор.
Хорошая это повесть, хоть и мрачная. А я люблю мрак.
kkk72, 29 декабря 2008 г.
Сюжет о ребенке, похищенном фэйри, использовался много раз. Но Галина смогла посмотреть на эту историю с несколько неожиданной стороны. Очень атмосферным получился мир будущего, напомнивший мне «Триллиум». Подробно и интересно описаны обычаи келпи. Противостояние людей и келпи получилось очень образным. Так и видишь ревущие катера людей, их буровые вышки — и бесшумно скользящие меж островов челны келпи и их зеленые лица. При этом у автора каждый персонаж получился живым и индивидуальным. Удачно изображены метания главного героя, оказавшегося меж двух огней. Но вот концовка мне не слишком понравилась. И все же повесть заслуживает внимания.
Seidhe, 7 сентября 2015 г.
Должен предупредить сразу, что с творчеством Марии Галиной я до прочтения этой повести знаком не был, но неоднократно натыкался на восторженные отзывы о нём. Прочитать «Барда» решил, наткнувшись на упоминания о том, что повесть напоминает творчество Урсулы Ле Гуин. В итоге остался в лёгком недоумении от прочитанного.
Во-первых, я так и не понял, в каком жанре написана повесть. Что это? Фантастика в постапокалиптическом антураже? Фэнтези? Сюрреалистическая притча? Ответа на страницах повести я не нашёл... Написано, конечно, достаточно красиво, и мир Дельты получился весьма правдоподобным (кто бывал в дельте Волги, меня поймёт), но непонятно одно — зачем. Зачем всё это написано? Прежде всего не понятно, кто такие эти самые кэлпи, которые потом вообще оказываются фоморами. То ли люди, то ли волшебные существа, то ли ещё кто. И откуда они взялись. И какими силами они владеют. И что за «молоко королевы», которое способно за одну ночь сделать из ребёнка взрослого мужчину. Вопросы, вопросы, вопросы... И ни одного ответа. До последних страниц надеялся, что всё как-то объясниться, но не тут то было. К финалу автор вообще наворотила такого, что аж оторопь берёт,
В общем, весьма противоречивые чувства. Семёрку поставил за образ и мировоззрение кэлпи, да за неплохую стилизацию стихов. И сравнение с Ле Гуин однозначно не в пользу Галиной. Рекомендовать не могу. Прочтите лучше «Слово для «леса» и «мира» одно» — по сути о том же самом, но гораздо понятнее и на порядок сильнее.
LAN, 30 октября 2008 г.
Печальная притча о войне, ее виновниках и ее результатах. Главные герой — человек, должный сделать выбор между верностью людям, которые его родили, и кэлпи, сделавшими его Бардом — существом, способным выиграть или хотя бы остановить эту войну.
Reynar9, 4 сентября 2015 г.
Вот так и боремся всю свою историю, с природой, с врагами, с инакомыслием, сами с собой, за пищу, за територию, за веру и просто ради развлечения. Человеколюбие христианства за тысячи лет не сделало человечество миролюбивее. Когда-то терпение Господа иссякнет и он нажмет кнопку «Рестарт»
MarchingCat, 27 августа 2015 г.
Очень творчество Ле Гуин напомнило. Та же поэзия в прозе. И не женская поэзия, а универсальная, цепляющая зрелого читателя любого пола.
И такая же прекрасная прорисовка чужой расы, мотиваций, проблем контакта. Плюс грамотно выстроенный и полностью завершённый увлекательный сюжет.
Прекрасное произведение.
Ladynelly, 17 сентября 2009 г.
От произведения веет вторичностью. Мир напоминает «Затонувний мир» Балларда, а сюжет один и эпизодов «звездной тени» Лукьяненко.
В повести хорошо показано взросление героя — от глупого мальчика, до рассудительного миротворца. Поначалу главный герой меня бесил своей упертостью. А потом начал вызыать симпатию. В этом заслуга автора.
Но на мой взгляд совершенно не раскрыта история кэлпи. Хотелось бы все-таки прочитать откуда пришли кэлпи.