fantlab ru

Борис Орлов, Александр Авраменко, Александр Кошелев «Смело мы в бой пойдём...»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.42
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

, ,

Смело мы в бой пойдём...

Роман, год; цикл «Чёрное Солнце»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Октябрьской Революции 1917 в России не случилось. Причина банальна — В.И.Ленина «ухлопали» в Разливе в пьяной драке. Страна пытается строить демократию по западно-еврейскому образцу. В результате — развал, разруха и голод похлеще, чем после неслучившейся Гражданской войны. Генерал Корнилов не в силах терпеть страдания народа и берет власть в свои руки...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия им. Тита Ливия, 2006 // Роман


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Смело мы в бой пойдем...
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — безусловный шедевр. Мерзости. Интересна тем, что даёт понимание социально-психологических корней фашизма. В книге демонстрируется мироощущение тупой, неграмотной и агрессивной ваты, у которой жизнь — дерьмо, жена — жирная и сварливая уродина, на водку постоянно не хватает. Но в мечтах у ваты, что придёт правильный Фождь — Гитлер, Франко, Пиночет, Корнилов(нужное — подчеркнуть) и сделает им Ымперию, отодвинет всяких умников и просто слишком грамотных, а на первые позиции выдвинутся вот такие правильные пацаны с одной извилиной в мозгах. И будет благодать — разливанное море водки, возможность безнаказано насиловать золотоволосых красавиц, а главное — ощущение собственной значимости и величия. И настанет такая жизнь, что умирать не надо.

Правда, к чему приводят такие мечты, правдивого ответа вы у авторов не найдёте. За этим к Стругацким пожалте. Кстати, у меня возникало ощущение, что книжонку эту написал один из персонажей Стругацких — Марек Парасюхин из «Отягощенных злом». Хотя, вообще то, довольно удивительно видеть изданной в России, которая потеряла в войне с фашизмом 30 млн человек, книгу с откровенной апологетикой фашизма.

Стилистику и художественные особенности текста не обсуждаю — они гармонично соответствуют дурно пахнущему содержанию.

А демократов авторы ругают зря — это благодаря им создано общество, где любой малограмотный неуч может тиснуть книжонку и почувствовать себя Писателем, Инженером человеческих душ.

P.s. С трудом домучив книгу, отправил её в подходящее место — мусорный бак. При этом испытал огромное наслаждение, за что авторам большое человеческое спасибо.

Оценка: 1
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ленин по случайности погибает летом 1917 г. Октябрьской революции не случилось, случился хаос и бардак. А осенью 1918 г. в мюнхенской пивнушке некто Пётр Врангель познакомился с неким Адольфом Гитлером. Это вступление. Основное действие начинается 18 лет спустя в Испании. Мятежники Франко сражаются против республиканского правительства. Им помогают фашисты из Германии, Италии и… России. Однако русские сражаются и с другой стороны – изгнанные из страны коммунисты защищают республику в составе интербригад.

Начало интриговало. Военная диктатура как конечный итог Февраля? Мрачно, но вполне возможно, и интересно. Ведение рассказа от лица героев с обеих сторон, причём героев, свято убеждённых в праведности своего дела, обещало мощную психологическую динамику. Через несколько глав, однако, пришлось подбирать челюсть. Фашизм с провославно-святорусским антуражем, как выяснилось, по мнению авторов не антиутопия, и даже не спорный вариант, а самая что ни на есть утопия. От авторской картины мира разум клинит. Фашисты, сражающиеся с испанскими социалистами, за спинами которых стоят англо-французские капиталисты (!), за спинами которых стоят жидо-банкиры. Фашисты благородны и исполнены всех достоинств (по крайней мере в начале книги, до конца не осилил). Республиканцы – мерзкие выродки. Вот диверсионный отряд «красных» взрывает поезд с детишками, едущими на отдых в Россию. Вот фашистские лётчики, кипя праведным гневом, бомбят базу диверсантов. Гернику. Вот Федерико Гарсиа Лорка (да, тот самый), ворвавшись на городскую площадь, расстреливает… правильно, детишек, пока не получает заслуженную пулю в лоб. Здесь я сломался. Лорка – террорист и детоубийца, это уже чересчур. Дальше только листал. Вот флэшбэк – Россия после революции. Пьяная матросня (tm) цепляется на улице… снова правильно – к ребёнку! Но возникшие из-за угла офицеры, загоняют быдло обратно в стойло. Вот мерзкий жидо-банкир задумывает что-то гнусное – мировую коммунистическую революцию, видимо. И т.д. Все эти пьяные мужики, носатые евреи и пр. настолько карикатурны, что закрадывается мысль об изощрённом стёбе. Но нет, авторы убойно серьёзны.

Единственное, что я не могу понять – в какую дурную маркетологовую голову пришло выпустить ЭТО на бумаге. Книга с няшными фашистами в стране, где в каждой семье кто-нибудь да погиб от рук фашистов. Да ещё в серии «Красные звёзды» со звездой, серпом и молотом на обложке! Впрочем, может это я дурак, а не маркетолог, вон – средняя оценка пять с лишним и среди отзывов попадаются снисходительные.

Резюмирую: если вы пламенный православный борец с жидо-коммуно-капитализмом, любите танчики (да, в книге танчиков и самолётиков – завались!) и пепел Евы Браун стучит в ваше сердце – эта книга стопроцентно ваша.

Оценка: 1
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

...лучший роман в жанре АИ». Пожалуй я готов согласиться с подобной характеристикой. Хотя сначала меня смутила концепция «Дойчлянд, русиш фройдшафт!». Если я раньше где и встречал авторов повествующих о том, что «злые англы сбили с пути истинного правильных парней в черном и коричневом», и что бы если не это, то... сразу считал за вражескую пропаганду, поскольку хоть это отчасти и имело место, то что ЭТИ ТВАРИ делали с нашими предками забывать НЕЛЬЗЯ! Тут же авторам удивительным образом удалось «поменять» минус на плюс — итальянские фашисты шлют нам зерно в голодомор, а фюрер (лучший друг Российского правителя) шлет «соратников» СС для спасения России! Абалдеть! + постоянный (на протяжении всей книги) заряд ненависти и зверств по отношению друг к другу. С каким немыслимым удовольствием русские убивают русских, народы истребляют народы, думая что та или иная их личная потеря дает им полное право на ВСЕ. А далее цепная реакция. Книга заканчивается полным разгромом Роял-неви и продолжается в «Мы всякую жалость оставим в бою». Там как говорится ВАЩЕЕ! В общем рекомендую. Хотя все же книга тяжелая (не по стилю изложения, а по содержанию). Sorry за длинный comment.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неприятно читать, но дочитал. Авторы не пытаются скрывать своих фашистских симпатий. Для порядка отмечают, что фашисты не совсем ангелы, но зато герои, и уж всяко лучше коммунистов с демократами. Ладно, посмотрим со стороны, забыв на время, кто были наши, забыв о 20 миллионах убитых и гибели 2/3 наших пленных в немецких лагерях. Если смотреть со стороны, заметна одна тенденция. Все коммунистические режимы со временем становились всё более мягкими и человечными, а фашистские режимы, как правило, со временем становились всё более бесчеловечными. Это объективный критерий для поисков зла. А кто был героем, кажется, ясно. Да, нацисты создали самую сильную армию в истории, но в итоге человек всё-таки победил сверхчеловека.

Похоже, авторам наплевать на моральные аспекты, для них важно исключительно военное могущество России. Тогда опять же придётся признать, что никто не смог бы провести модернизацию России так быстро, как это сделали коммунисты тридцатых. Я не сталинист, но от фактов никуда не денешься. А без сталинской модернизации, как бы к ней ни относиться, трудно представить себе Победу. И никакое правительство, даже самое холуйское, не смогло бы предотвратить нападение Германии на Россию. В крайнем случае, удалось бы обеспечить место России в ряду бесправных младших партнёров Гитлера, где-то между Италией и Румынией. Думаю, что такой вариант не понравился бы даже авторам.

Интерес в книге представляют только отдельные предположения авторов из области альтернативной истории. Сценарий в целом не выдерживает критики. Я уж не говорю о военно-политических эпизодах. Нападение Польши на две великие державы, итальянские танкисты в Монголии, уничтожение сразу всего британского флота — это нечто. Речь о другом. Конечно, демократия в межвоенной России была обречена при любом раскладе. Но русские офицеры никогда не проявляли интереса к фашизму, даже когда условия эмиграции прямо толкали их к этому. В реальности к фашизму пришли отдельные политики из бывших радикальных демократов, такие как Савинков. Для Савинкова это закономерно. Генералы же, скорее всего, или разогнали бы фашистов танками, как в Румынии, или задвинули бы их подальше, как в Испании, и установили диктатуру более традиционного типа.

Что касается художественных достоинств романа — их нет.

Оценка: 2
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ли это профашистский, «пробаркашевский» панегирик, тупой и несгибаемый, как шпала, то ли это хитрый памфлет — шило в задницу баркашевцам. Хотя, по некоторым таксономическим признакам, приходится склоняться к первой версии, к тому, что авторы все это — всерьез, безо всякого стеба и фиги в кармане.

В любом случае, к истории — даже к альтернативеной — это писание имеет мало отношения. Начать можно с «точки разрыва» — убийства (лето 1917 г) в Разливе Ульянова-Ленина «на бытовой почве». Ситуация абсолютно невероятная — не мог Владимир Ильич вот так просто, в одиночку наехать на трех выпивающих мужиков: в табло получать он ой как не любил (да и кто любит, собственно говоря). Спишем этот маразм на авторский произвол — это книжка не моя, как хочется — так и пишется (хотя, с моей точки зрения, мышиная лихорадка, она же ГЛПС — более правдоподобна как вариант). Но по-любому, эта смерть никак не могла повлиять на развитие событий, приведшее к Октябрьскому перевороту: его готовили и проводили совсем другие люди, старательно державшие теоретика Ульянова подальше от реальных дел, чтобы не помешал. Более того, смерть Ленина в это время давало большевикам огромный бонус в виде прекрасного героя-мученика, павшего за трудовой народ (вне зависимости от диагноза) — как это произошло в 1918 (ранение) и в 1924 году.

Ну, хорошо, сильно подпихнутый коленкой (которая между бедром и спиной) разлом произошел, большевики с переворотом обломались — авторы получили искомое: альтернативную ветку, в которой они как хочут, так и воротят.

И вот на этом псевдо-альтернативно-историческом фоне живут и развиваются три сверстника — двое русских и немец.

Фабула известная, использована, например, в «Молодых львах» Ирвина Шоу.

Все они славные и симпатичные ребята, но одного из русских, Алексея Ковалева, мы сразу выведем за скобки — он попал под большевистскую пропаганду и стал гацким гадом. При этом он сохранил какие-то симпатичные человеческие качества, и это делает его падение в коммунистическую пропасть более страшным.

Дружинник (это что-то вроде тайного воинского ордена) Всеволод Соколов и летчик Макс Шрамм встречаются в Испании 36-го года, встав на защиту Добра и Справедливости в лице генерала Франко. Как водится у настоящих парней, их первая дружеская встреча переросла в мордобой — угадайте, кто кому фонарь под глазом повесил? Но потом они плечом к плечу — буквально — держали круговую оборону против интербригадовцев и стали национальными героями тут и там (то есть, в Германии и России). И все это достаточно увлекательно описано и приправлено очень брутальной подливкой из вышибленных мозгов и намотанных на траки кишок и прочего ливера. И, конечно, главная приправа — «пусть умрет, кого жалко» — дети, молодые и красивые женщины, верные друзья и беззаветные воины.

Что поделать, закон жанра, любители — тащатся.

Но вот — «правильная» Россия. В экспериментальном институте для испытания герметичности кабин высотных самолетов выделяют смертников. Детей десяти-двенадцати лет. Сентиментальный немец Макс совершает чуть ли не преступление — требует заменить детей на взрослых. А детей — на испытания катапультных кресел. Дружинник Всеволод — настолько же сентиментален.

Охранные отряды РПЦ — гестапо завистливо курит в сторонке. Решение еврейского вопроса: примут православие — в третьем поколении могут получить какие-то гражданские права.

Не хочу я жить в такой России. И с друзьями такими я на одном гектаре срать сяду — если только сильно припечет.

После прочтения — вымыть руки. С мылом. С перекисью водорода.

Если авторы писали стебный памфлет — им почет и уважуха. Ну а если они это всерьез...

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу сразу сказать, что с художественной точки зрения книга весьма слаба. Множество очень похожих друг на друга действующих лиц (все они вояки, все мятущиеся романтики, все по макушку в крови) напрягает — приходится постоянно переключаться с одной параллельной линии на другую. Кому как, а мне неустанное щелканье телевизионными каналами, чтобы с МТВ переключится на Культуру, а затем на РТР — и так по кругу, большого удовольствия не доставляет.

Дальше, по исторической составляющей. Авторский произвол отменяет октябрьский переворот. Не факт, что в отсутствие Ленина его бы не случилось — ведь с Февраля шел последовательный развал государственной власти, рост анархии и усиливался запрос общества на «сильную руку». Не будь большевиков в октябре 1917, переворот бы произвели какие-нибудь анархисты в марте 1918, или левые эсэры в январе 1919. Иными словами, февральский режим никак не мог просуществовать до середины 20-х годов, как описано в книге.

Сам режим тоже показан карикатурно. Авторам удалось написать гротескный памфлет на ельцинскую Россию, но в ней нет ничего общего с режимом, установленным после февральского переворота.

Мятеж военных проходит скомканно и опереточно. Белогвардейский антисемитизм выглядит неубедительно — даже в условиях Гражданской войны, когда словосочетания «еврей», «комиссар» и «большевик» стали едва ли не синонимами, со стороны белых не имела места последовательная антиеврейская политика.

Ну, и в целом. В условиях России 20-х годов нужно разграничивать бонапартизм, присущий русским офицерам типа Корнилова, и фашизм, в который игрались преимущественно гражданские политики — Керенский, Савинков, и иже с ними. Бонапартизм — беспартийная авторитарная диктатура элит, первую скрипку в которой играет армия, а гражданские политики приглашены для представительности. Такой режим может быть националистическим, но на первое место ставит интересы не нации, а государства. И именно такой вариант должен был быть реализован в описываемой реальности.

Хочется авторам фашизма? Ну, ставили бы во главу России Савинкова, Гучкова, Шульгина или Пуришкевича. Безбашенный остолоп Корнилов на роль дуче совсем не годится.

Далее. Роману не помешали бы дополнительные материалы не в виде каких-то чертежей и ТТХ военной техники, а в виде достаточно подробной альтернативной хронологии. Как развивался мир до середины 30-х? Пришел ли, допустим, к власти в Турции Ататюрк? Это же абсолютно непонятно, а косвенные намеки разных героев постоянно противоречат друг другу. Очень нелишней была бы карта, а то неясно, каковы границы России в этом мире.

Вторую и третью книгу читать не хочется, т.к. там, судя по всему, господствует галактизм и совсем уж чад кутежа и мгла ада. А жаль, жаль. Загубили авторы недурную идею — и что самое прекрасное, без попаданцев.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оговорюсь сразу, это не альтернативная история. Это параллельный мир. Антинаучная антиисторическая антиутопия. А раз это параллельный мир, то исторические и фактологические ляпы разбирать не будем — потому как не наш это мир. Это описание какого-то параллельного мира со своими законами, в том числе и физическими, недаром там Солнце — черное.:biggrin:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Но сейчас слабые сумерки знаменитых «белых ночей», вдобавок щедро сдобренные дымом от множества горевших домов и других строений помогали» — вот видите, там дым излучает свет.:smile:

Поэтому можно найти некоторые совпадения, но есть и отличия, к примеру, описание гражданской войны в Испании творчески переработано с наложением событий нашей Гражданской войны.

Нет героев которым хочется сопереживать. Не большое сочувствие вызывает комуняка — Ковалев, фашист — Соколов местами омерзителен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот Соколову предлагают принять участие в групповом изнасиловании пленных медсестер:«Мне противно даже думать о таком, но внезапно мне снова становится страшно: вдруг соратники решат, что я струсил, или того хуже, брезгую их подарком! Я вымучиваю из себя любезную улыбку:

— Сеньор! Это — Ваша страна, Ваш дом. Вам и решать как хозяину.

Каольес галантно склоняется в полупоклоне:

— Вы совершенно правы, сеньор! И, как хозяин, я безусловно предоставляю гостю право выбора…»

Я поворачиваюсь. Господи, с девиц уже сорвали одежду и сейчас пристраивают на вытащенных откуда-то операционных столах. Каольес, любезно осклабившись, воркует у меня над ухом, расписывая достоинства каждой. Я не могу сдержать брезгливой гримасы, но мой «компаньеро» истолковывает ее по своему и протягивает мне пакетик с кондомом. Я замечаю, что у золотоволосой отменная фигура. В конце концов — на войне у солдата так мало радостей…

В общем, роман производит сложное впечатление. Вспоминается старинная советская юмореска, когда на премьерном показе фильма-биографии какого-то Героя соцтруда киномеханик-алкоголик попутал части фильма и восхищенные критики поразились нестандартному повествованию о жизни героя. Ну не типа «родился-жил-умер», а сперва похороны, потом институт потом ясли… Режиссер прославился, киноалкаш лишился премии.

И, тем не менее, книга притягивает, ну есть что-то притягательное в криминальных хрониках, в кунсткамерах, в патологоанатомических театрах, в эстетике кладбищ…

Если вы любите когда кишки, разные внутренности, расплескивающиеся мозги и опять кишки, кишки зеленые, лопающиеся, наматываемые на гусеницы танков или просто втаптываемые в грязь, просто мелко нарезанные то этот роман для вас!

Если вы не желаете симпатизировать ни одному герою то это точно для вас!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Всюду кровь ручьями течёт, мертвецы грудами, вперемежку наши и красные. Внутренности пораскиданы, осколки черепов, прикладами расколотых, кое-где мозги розовые, обрывки кишок человеческих» — и так через две страницы на третью

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В предыдущих отзывах хорошо описан сюжет книги, поэтому выскажу только свои личные впечатления. Моим ощущением после прочтения было состояние легкого шока. Однако это никоим образом не связано с литературными достоинствами текста, а скорее с авторской позицией. Вы знаете, как говорится, «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Так вот именно нечто похожее и произошло со мной. Прочел ее практически за один присест и после этого долго приходил в себя и пытался осмыслить — что это было. Книга завораживает легким флером безумия всего происходящего. Как литературное произведение книга слаба — сюжет примитивен, герои непобедимы и идеальны, в общем, полный набор из серии «наши там» или «на чужой территории малой кровью». Однако, антураж... Хотя и считаю себя патриотом, но восхищаться идеальной фашисткой Россией, нарисованной авторами не могу, ощущения возникают примерно как при разглядывании паука или змеи — и притягивает чем-то, но страшно и противно.

P.S. Если по каким то причинам, например для общего образования, Вы решили все же прочесть эту книгу, то рекомендую на этом и остановиться. С каждым последующим томом количество бредовости происходящего нарастает и к 3-ей книге автор скатывается в нечто абсолютно неудобоваримое.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Милый труд в стиле Геббельса. Хотя надо признать, сюжетные ходы весьма даже хороши. Да и герои прописаны не плохо. А вот продолжение сего опуса ни кому бы не посоветовал читать. Истеричный фашизм в его не самом лицеприятном виде.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еле дочитал до конца. Какой-то бессистемный набор известных фамилий и совершенно высосанный из пальца и нелогичный (или плохо обоснованный автором) вариант развития событий. Автору следовало бы глубже изучить реальные личности. Корнилов — душегубец и диктатор. Не тот склад характера был у генерала.

Оценку поставил исключительно за художественные достоинства-недостатки. Политические симпатии не оцениваю никогда — это «альтернативная история» и автор «так видит мир». Ибо «панегирик» фашизму не лучше и не хуже «панегирику» демократии, коммунизму, чучхе и чтотамещепонапридумывали за долгую человеческую историю:pray::wink:

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма интересное произведение на тему: «Что было бы, если...». Отдельно хочется выделить своеобразную смелость автора — не каждый писатель решится сделать Россию фашистской, но Александру удалось верно передать суть фашизма: сильную национальную политику. В общем книга удалась. Особенно рассмотрение событий глазами разных персонажей, характеры которых выписаны очень четко.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх