FantLab ru

Валерий Брюсов «Огненный ангел»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Голосов:
97
Моя оценка:
-

подробнее

Огненный ангел

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Действие романа происходит в Германии XVI века, но, как писал поэт Михаил Кузмин, «при всем историзме «Огненный ангел» проникнут совершенно современным пафосом и чисто брюсовской страстностью». Брюсов раскрывает в этом произведении историю своих отношений с Ниной Перовской, которой и посвящена эта книга.

Примечание:

Полное название романа:

«Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о Дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем».


В произведение входит:

7.91 (11)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 330

Активный словарный запас: средний (2770 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 152 знака — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 18%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Ангел огня» / «Ognisty aniol» 1986, Польша, реж: Мацей Войтышко

«Огненный ангел» / «The Fiery Angel» 1993, Россия, Великобритания, реж: Брайан Лардж



Похожие произведения:

 

 


Огненный ангел
1909 г.
Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях
1909 г.
Том 4
1974 г.
Избранная проза
1989 г.
Огненный ангел
1991 г.
Огненный ангел
1993 г.
Огненный ангел
1993 г.
Эротикон
1999 г.
Огненный ангел
2001 г.
Огненный ангел
2006 г.
Огненный ангел
2007 г.
Огненный ангел
2010 г.
Огненный ангел
2016 г.

Аудиокниги:

Огненный ангел
2003 г.

Издания на иностранных языках:

The Fiery Angel: A Sixteenth Century Romance
1930 г.
(английский)
The Fiery Angel, A Romance of the Sixteenth Century
1975 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уникальный роман: все трое ключевых персонажей (я считаю пресловутого Генриха тоже) соответствуют определению «психованная истеричка». Двое из них мужчины, что характерно. Сопуствующая статья Ходасевича объясняет, что это такая примета эпохи, одно из обязательств, накладываемых символизмом — давить из себя эмоции до края и через край, если сами не лезут, то хотя бы делать вид, что они есть. Такая мода на эмоциональную разнузданность и общую неадекватность. Что ж, может быть, но у разных авторов Серебряного века и из символистов в частности это проявляется, видимо, по-разному, а вот в романе Брюсова приобрело черты такой классической женской истерии — от которой еще незадолго до времени написания романа лечили электричеством.

Откровенно скажу, я бесилась по мере чтения страшно — причем в основном не столько на дуру Ренату (с нее и взятки гладки, как с ненормальной), сколько на поведение Рупрехта, который поначалу казался человеком адекватным, но в итоге по поступкам вышел таким же безумцем. Печально и раздражающе — смотреть, как нормальный вроде бы человек позволяет так измываться над собой на пустом месте. Автор говорит, что у него любовь, но честно, это какая-то очень странная любовь, которой мне, видимо, не понять. Я бы сказала, что у него скорее — желание заполнить душевную пустоту острыми эмоциями, хотя, казалось бы, эпоха их и без того предоставляла достаточно, это сейчас люди вынуждены экстремальным спортом заниматься, а тогда-то — хочешь, на войну сходи, хочешь, демонов вызывай, хочешь, инквизитору в автобусе на ногу наступи. Но нет, герою впилась эта истеричка и ее капризы на 200 страниц, среди которых единственной отдушиной является странноватый эпизод встречи с доктором Фаустом и Мефистофелем.

В общем, все это напоминает «Мадам Бовари», только тут *каждый* персонаж — мадам Бовари, в том числе мужчины. На их фоне рассудительный инквизитор, хоть он по сюжету и злодей, вызывает некоторую симпатию — делает человек спокойно свою работу, и все.

Впрочем, если абстрагироваться от поведения персонажей и особенно от всех появлений на сцене Ренаты, читать легко и очень интересно. Текст вроде бы и не простой, но как-то пролетает мгновенно; язык Брюсова правда очень хорош, притом, что, мне кажется, стилистически текст выдержан очень четко — может, и не в духе эпохи, но в духе того, как принято писать об этой эпохе. Много забавных и интересных эпизодов в духе именно приключений, путешествие героя на шабаш ведьм и знакомство с Фаустом — в том числе. Будь таких эпизодов побольше, а Ренаты поменьше — было бы значительно лучше на мой вкус. Признаюсь, где-то после первой четверти романа я все ждала, что герой не выдержит и наконец ее придушит — увы... (хотя, как в том анекдоте, и так хорошо получилось).

Роман следует читать вместе со статьей Ходасевича «Конец Ренаты» — она на многое раскрывает глаза, учитывая, что это «роман с ключом». Брюсов, по утверждению Ходасевича, вывел в качестве Рупрехта себя, Ренаты — печально знаменитую Нину Петровскую, а холодного Генриха играет Андрей Белый. Треугольник между ними существовал в действительности, и Брюсов действительно «подобрал» эту Петровскую после тягостной интрижки с Белым, но дальше события развивались чуть более прозаично: через некоторое время и она, и ее экзальтация ему, видимо, наскучили, и Брюсов Нину, условно говоря, «слил». Что ж, если она действительно вела себя как книжная Рената — самый разумный поступок, хотя, конечно, ничуть не рыцарский. Но роман уже был написан, материал отработан, а Нина еще долго мыкалась в эмигрантской нищете, пока не покончила с собой в 1928 году (роман был опубликован на 20 лет раньше). Настоящая история вышла совсем не такая «красивая», но куда более поучительная.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брюсов преподавал филологические дисциплины, и его ученики ему благодарны: научил их чувствовать язык. В его романе «Огненный ангел» речь стилизована под повествование немца начала 16го века. «Серебряный век» — эпоха стилизаций. Рерих стилизован под Восток, особняки либо носят черты символизма, либо имитируют романтичные замки. Не удивительно, что роман Брюсова — тоже талантливая стилизация.

Начало двадцатого века — «демоническая» пора в России. Существовало 2 лагеря. Первый — Белый, Блок, Менделеева, Лосев, Соловьев... Второй — спириты, маги, оккультисты, Брюсов... Соловьев проповедовал целомудрие. Как оружие против надвигающегося мирского зла. Блок вступил в платонический брак с Менделеевой, Лосев, Гиппиус тоже состояли в платонических браках. Влюбленная в Блока женщина постаралась соблазнить его, в результате появились стихи

«Помнишь ли город тревожный,

Синюю дымку вдали?

Этой дорогою ложной

Мы безрассудно пошли»... Белый мог подписаться под этими словами. В него была влюблена некая истеричная Нина. Испугавшись ее стремления совратить его, Белый бежал. Тогда Нина соблазнила Брюсова, которому вызываемые духи не запрещали вступать в плотскую связь с женщиной. Начался мучительный роман, любовница заставляла Брюсова отомстить за нее Белому. В конце концов она уехала за границу и там совершила суицид. Эту историю с «мистическим любовным треугольником» Брюсов перенес в Германию страшных лет северного Возрождения — с «Молотом ведьм», разгулом инквизиции, помешательством населения на колдовстве. Героиня влюблена в ангельский образ, за земное воплощение своего ангела она принимает знатного юношу (Белого). Герой, от имени которого ведется повествование (Брюсов), участвует в дуэли, общается с Фаустом, пишет о шабаше ведьм. Читать это гораздо интереснее, чем «Фауста» Гете. Мне понравились строки Брюсова об Агриппе, который назван парадоксально мыслящим человеком, хотя мы знаем его только как персонаж, чьи искания велись в сфере колдовства. Этот роман Брюсова «в готическом стиле» плохо знают. Мне кажется, что любящему историю читателю следует ознакомиться с ним обязательно: он заставляет лучше понять сразу две эпохи — Ренессанса в Европе и модерна в России.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сумасшедшая книга! Меня не оставила равнодушной! Местами страшно, местами душевно, аж плакать хочется...Вот только главная героиня раздражала дико... Но с другой стороны, если ее образ вызвал такие яркие эмоции, пусть и негативные — значит автору удалось воспроизвести и вложить в персонаж нужные качества, а также описать его верными словами. Что само по себе уже плюс. Любителям готической Германии 17 века читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг о темной эпохе перехода между Средневековьем и Новым временем не так уж много. Эпоха разгула изощренной жестокости, эпоха войны между уже закостеневшим религиозным мракобесием, питающим сытых князей церкви и еще не народившимся Просвещением, которое заменяют более свободные нравы, наконец достигшие северной Европы. Книга о кризисе средневековой этики, которая уже не вмещает новых людей — мне так показалось.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто какой-то многоликий Янус, этот самый роман (а может быть и правдивая повесть) Брюсова.

Исторический роман. С глубоким погружением в теснины первой трети XVI столетия, с точными деталями быта и вообще атмосферы германских городков. С атмосферой и аурой средневековья.

Готический роман. С замками и рыцарями, графьями и графинами... графинЯми. С атмосферой мрачности и торжественной величавости. С магией, волшбой, магическими обрядами, полётами на шабаш и поклонением Князю Тьмы.

Романтический роман. Любовная история. Причём двойная — история личной любви и сопернических отношений в реале (с участием Андрея Белого и Нины Петровской), и история любви и отношений героя романа, ставшая отражением и тенью отношений первого плана.

Символический (символистский) роман.

И тут же он модернистский и при этом это роман-исследование.

И можно ещё пособием по психиатрии и патопсихологии назвать, тоже не ошибёмся.

Конечно, следовало бы написать о каких-то собственных мыслях и догадках, возникавших во время чтения романа, но... Но фишка в том, что сам текст романа сопровождается несколькими основательными приложениями и дополнениями, в которых всё об этой книге разжёвано и в рот читателя положено — глотай. И потому будет смешно написать, допустим, о том, что ты во время чтения подумал об истеричках, коими в большом количестве случаев являлись так называемые ведьмы — ведь об этом чуть позже ты прочёл в одном из таких приложений к тексту самОй этой правдивой повести. Потому просто скажу, что для более полного и глубокого понимания и осмысления этого романа чтение всех этих дополнений и приложений крайне желательно.

Возможно книга слегка скучновата, но ведь и написана в стилистике начала XVI века...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх