fantlab ru

Кир Булычев «Белое платье Золушки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
824
Моя оценка:
-

подробнее

Белое платье Золушки

Повесть, год (год написания: 1974); цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

На маскараде доктор Павлыш встречает прекрасную незнакомку, вскоре таинственно исчезнувшую. Случай встретиться выпадает им нескоро, но Марина не хочет встречи, а Павлыш может её не узнать.

Примечание:

Повесть написана в 1974 г. Первая публикация (1980) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений. Ранее и одновременно с полным вариантом повести публиковался рассказ «О некрасивом биоформе» (1974), который был включен в повесть в качестве первой главы. В третью главу «Проект-18» вошёл переработанный фрагмент рассказа «Садовник в ссылке» (1975).


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— журнал «Sovětská literatura 1986/12», 1986 г.

— журнал «Sowjetliteratur 1986-12», 1986 г.

— сборник «Закон для дракона», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 76

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2708 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Перевал
1983 г.
Закон для дракона
1992 г.
Закон для дракона
1993 г.
Перевал
1997 г.
Закон для дракона
2000 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Последняя война
2016 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.
Пленники долга
2018 г.
Последняя война
2023 г.

Периодика:

Sovětská literatura 1986/12
1986 г.
(чешский)
Sowjetliteratur 1986-12. Ein Neues Science-Fiction Heft
1986 г.
(немецкий)

Издания на иностранных языках:

Dzikusy. Białe skrzydła Kopciuszka
1985 г.
(польский)
Świat bez czasu
2007 г.
(польский)
La Robe blanche de Cendrillon
2011 г.
(французский)
Projekt 18
2019 г.
(венгерский)
Opowiadania wybrane tom 2
2020 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Ну и гусар же это доктор Павлыш! В каждой повести у него новая девушка и с каждой внеземная любовь!

Тринадцать лет пути — Гражина,

Последняя война — Снежана,

Закон для дракона — Татьяна-маленькая,

Поселок — Салли,

Белое платье Золушки — Марина.

А кроме шуток — повесть хорошая и светлая, мужество людей, готовых на все ради движения вперед, воспевающая. Согласиться стать некрасивым (или красивым) биоформом, проделать адскую работу и даже погибнуть...

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На балу-маскараде в Селенопорте Владислав Павлыш встречает Золушку, точнее, девушку в костюме Золушки — Марину Ким. И как положено всякой Золушке, после бала она исчезает, оставив загадочную записку с просьбой не искать её в ближайшие два года. Однако судьба сведёт Владислава и Марину раньше. На планете Проект-18, где находится Станция Института биоформироания...

Во-первых, подтвердилась догадка о том, что при всей своей правильности доктор Павлыш весьма неравнодушен к женскому полу. Уже забыты Гражина из «Тринадцати лет пути» и Снежина из «Последней войны». Начинаю подозревать, что и Марину Ким мы больше не встретим на страницах цикла. Что же, видимо тихое семейное счастье не для покорителей Дальнего космоса. Во-вторых, к талантам Павлыша добавилось пилотирование флаера. И не просто пилотирование, оказывается, он был чемпионом Москвы по этой прикладной дисциплине.

В повести речь идёт о противостоянии людей и стихий. Причём жертвы на которые идут люди, в этом противостоянии весьма и весьма велики. Драч и Грунин погибают, остальные биоформы ежедневно рискуют здоровьем и самими жизнями, Марина ссорится с отцом. Начинаешь задумываться о том, стоит ли оно того. И понимаешь, что стоит. Всегда найдутся люди, которых влечёт дорога в неизведанное. Будь то учёные, путешественники или испытатели. Именно они и слышат тот зов Прометея, не дающий тихо жить до старости в спокойном пригороде, копаясь на грядках и собирая значки.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, как-то не очень впечатлило.

Во-первых, как отмечалось ранее, нет ощущения целостности произведения. Его можно смело разбить на две части — про Драча и про Павлыша. Конечно, всё понятно, что история первого заканчивается его гибелью, а дальше уже следует продолжение, главным героем которого выступает доктор Павлыш. Всё понятно. Но именно ощущения того, что это не два разных рассказа, что это всё — одна большая история, нет. Как пазл, в котором не хватает какой-то крупной и важной детали — вроде бы, всё на месте и понятно, что из чего проистекает, но не складываются кусочки в единое целое.

Во-вторых, на мой взгляд, образы героев, их чувства, эмоции, поступки недостаточно тонко и психологично прописаны. Не получилось погрузиться в книгу, прочувствовать то, что они чувствоавли, увидеть мир их глазами. Не получается сопереживать героям, нет эффекта присутствия на месте действий. Хотя, учитывая тематику (биоформия), простора для полёта фантазии сколько угодно. В конце концов, должен же что-то чувствовать человек, меняющий своё человеческое обличье. А получается, что он практически ничего не чувствует. Первые несколько страниц я вообще не могла понять, кто есть Драч — человек? робот? Понятия биоформа в начале не было. То же касается и романтической тематики — отношения Марины и Павлыша. Понятно, что они — отношения, чувства — есть, но читатель их не видит. Он о них только догадывается по поступкам героев. От этого всё это выглядит несколько суховато и даже схематично.

В-третьих, сама тема романтических отношений мне показалась какой-то неестественной, практически высосанной из ничего. Она не оставила каких-то тёплых впечатлений, светлой радости осознания того, что два человека нашли друг друга (а концовка определённо указывает на то, что продолжение следует, неважно, в рамках цикла про Павлыша или вне их), как это бывает после прочтения романтических историй. Она оставила какое-то непонятное ощущение недосказанности с одной стороны, нелогичности — с другой, и ощущение того, что это здесь, скорее всего, лишнее — с третьей.

Но есть, конечно, и много положительных моментов. Сама идея биоформии мне показалась очень интересной. Было бы приятно увидеть эту тему ещё где-нибудь, только шире, глубже. Булычевский оптимистичный взгляд на светлое будущее человечества не может не вселять оптимизм. Ну, и, конечно же, доблестный и благородный Павлыш, как всегда, на высоте. А вот героическая смерть Драча очень даже тронула.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно впечатлила первая глава, которая вполне могла бы стать самостоятельным произведением. Печальная пронзительная история о молодости, самоотверженности и любви... Безумно жаль Драча... Конечно, приятно и интересно было читать и вторую часть книги, в которой появляется уже знакомый и полюбившийся доктор. Повесть закручена как легкий детектив, Павлыш идёт по следам возлюбленной и ему постепенно открывается её тайна... Для меня сама идея биоформ стала шокирующим откровением. Не встречала в других книгах. Тем интересней было читать «Белое платье Золушки».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во время чтения ни на минуту не оставляло ощущения... нет, не вторичности, но — безусловной схожести с Миром Полудня АБС. Именно эта вещь, остальные из цикла о Павлыше — нет. А здесь — абсолютная схожесть, и стилистическая, и сюжетная. И те же чудесные, разные — но такие замечательные люди, все как один фанаты своего дела, трудоголики и подвижники. Полностью вписывающиеся в компанию героев, например «Возвращения». Это картинки из того же мира. И нарисованные правтически в том же стиле, и очень похожим языком.

Читалось с большим удовольствием, и именно по причиным, указанным выше. Это же просто большая радость — читать о таком мире, о таких людях.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Белое платье Золушки»- очень лирично, очень тонко, немного сентиментально. Отличная работа Мастера! Неожиданно возникшая любовь Павлыша к Марине-птице, чем не поэма? Одно меня покоробило-глава первая о Драче. От этого фрагмента за версту тянет специфическим «советским» героизмом. Человек (ну, или биоформ, но все равно — человек), жертвует собой ради спасения груды железок (завод и станция) у подножия вулкана. Не ради спасения жизни других людей, но ради «материальных ценностей«! Этот нонсенс в теперешней жизни, в той жизни нонсенсом не был. Люди гибли спасая дорогостоящую (и не очень) технику и это считалось подвигом! Человеческая жизнь за неодушевленную вещь!!! А ведь вещь можно построить или сделать заново, жизнь- никогда... Надеюсь, времена эти остались в прошлом и жизнь человеческая теперь бесценна и уникальна. Надеюсь...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже романтично. Наконец-то Павлыш, очень положительный и правильный, заинтересовался женщинами. Как то до этого момента такого накала страстей не наблюдалось, Павлыш ревнует- не может быть!!! Женщины были разные; Гражина, Снежина, Татьяна, но все это тускло и без красок. А здесь Гусар. Долго ли Марина Ким будет на горизонте нашего внимания?. Надо сказать, что автору образ удался. Без сарказма.

Но вот первая часть произведения «о некрасивом биоформе» тронула за душу. Очень сильный образ настоящего человека, его героики и готовности к самопожертвованию. Такие как Драч и Грунин достойны восхищения. Которое в моем понимании, в моей голове, переходит скорее в ступор перед ужасом выбора между жизнью и смертью. Мозг замерзает. Им надо успеть, иначе погибнут люди, что находятся на западном склоне и дальше на равнине. Да, для общества необходимы герои, для того, что бы остальные могли прозябать в райском Эдеме, герои которых манит неизведанное и опасное, новое и загадочное.

Павлыш эволюционирует, у него появились новые навыки виртуозного вождения Флайера. И ему тоже пришлось побывать в переделках и рисковать собой.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интереснейшая тема, автором так и не раскрытая до конца. Вместо того, чтобы углубиться в природу биоформов, в их внутренние ощущения, дотронуться до разума стоически выдерживающего дикую душевную боль, стать человеком закованным в чуждую ему форму, Булычёв, к моему сожалению, переносит акценты на лирическую тему любви Павлыша и девушки-чайки(???), как всегда безответную и грустную.

А как было бы интересно проследить за всеми этапами превращения Драча в ту черепаху-осьминога, как было бы интересно придумать ещё целую кучу разных биоформов.

Эта богатейшая для выгула фантазии почва, автором разработана не до конца, и размышлять о том, что могло бы быть, можно очень, очень долго.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сорок лет назад эта повесть выглядела совсем неплохо — ещё бы, приключенческая фантастика в декорациях дальнего космоса. Сегодня же, вероятнее всего, она будет интересна только подросткам. Впрочем, возможно, именно для подростков она и писалась :).

Беда в том, что эта вещица получилась у Булычева просто чудовищно надуманной и наивной. Всё, что происходит в повести, начиная со странной любви Павлыша, возникшей после пятиминутного разговора с незнакомой девушкой и идиотской записки, оставленной ему, продолжая полнейшим бардаком на Лунной базе, где главного героя «по-дружески» записывают судовым врачом на отбывающий через несколько часов космический корабль, и кончая птицами-биоформами, зачем-то летающими над действующим вулканом, назвать правдоподобным практически невозможно.

Идея с биоформами может быть и неплоха, но автор так и не удосужился её как следует обосновать. Да и по сюжету не очень понятно, зачем могут быть нужны все эти люди-птицы и люди-акулы. А вот что в книге читается с интересом, так это видение будущего писателем-фантастом второй половины ХХ века. Вся эта каша из межзвёздных перелётов и писем, доставляемых на космических кораблях, биоформов и отсутствия самых элементарных электронных устройств, вроде автопилота, не говоря уже о роботах, просто поразительно любопытна. А как мал у Булычева бесконечный космос — где не окажись, везде встретишь знакомых, или знакомых знакомых, в общем, все всех знают :).

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биоформы так и остались за кадром. Только в самом конце Марина вскользь говорит о том, что у неё появилась потребность летать, а Сандра тоже мельком упомянута, как не желающая отказаться от водного образа жизни. Дич и Нильс, черепахи — вообще оказались за бортом. Что они должны чувствовать, какие новые стремления и мысли возникают в таком теле — ничего не сказал автор. Потому что автору важнее было показать Гусара и Золушку. Ну, показал. Ну, симпатично. Но далеко не ново и не оригинально.

Местами излишне затянуто, но читается хорошо, легко. Жаль, что в принципе ни о чём.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал сокращённый вариант повести из сборника «Перевал» (в нём 80 страниц покетбучного формата, нет включений про Драча и путешественника во времени, нет разбиения на главы). Так что оцениваю только его. На мой взгляд как-то средне. Фантастических допущений касаться не буду — мне кажется, что это не самая важная часть. Язык хорош, а вот сюжет показался несколько рыхловат. Однако к концу чтения моё мнение улучшилось — всё же романтика в повести несомненна и приятна, как любовная, так и исследовательская. Только кажется, чего-то немного не хватает. Может быть, полный вариант лучше? Но я не настолько заинтересован, чтобы выяснять это.

P. S. И всё-таки повесть не выходит у меня из головы. Возможно, именно из-за того, что я никак не могу решить, нравится мне она или нет. Я не в восторге, но и плохой не могу её назвать. У меня вообще не получается привести её части к общему знаменателю, какая-то она несбалансированная, что ли. А если дополнения её только ухудшили?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема любви близка К.Булычеву и, как мне кажется, получила свою наивысшую оценку в рассказе «Снегурочка». В данном случае, при всем моем самом наилучшем отношении к автору, тема не раскрыта. Нет, она описана, зачастую красивыми словами, аллегорическими сценами, но за всей этой сентиментальностью не чувствуется сила чувств, нет надрыва, страсти. Два разных рассказа соединены неким переходным мостиком и... и все. Читаешь, а верится с трудом в искренность чувств.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биоинженерия для нужд человечества.Читается с интересом,т.к.в советской фантастике эта тема редко поднималась.Первая часть заметно сильнее,больше психологизма в описании героя.Далее уже идут приключения,пусть и с лирическим уклоном.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биоформы — тема, заслуживающая внимания. Вместе с тем, повесть не смотрится цельным произведением, хотя отдельные части связаны общим сюжетом. Кто ГГ — Павлыш, Драч, Ким? Какова интрига повествования (кроме главы про Драча-героя)? Намеченные любовные линии — не только не завершены, но вообще у человека старше 16 лет должны вызывать недоумение (ИМХО). Да и Любовь ли это? Павлыш вроде космический врач, при этом с письмами летит куда-то вместо кого-то. Не космофлот, а сборище рефлексирующих разгильдяев. Кто кому подчиняется, какова программа исследований. Генворкян все придумал и загрустил? Винегрет из эмоциональных посылов.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Павлыш — дурак!

Да, дурак!

Если ты встретил свою любовь — то хватайся за неё всем собой! Забудь о бо всём! Не упусти! Ведь такой шанс настолько редко выпадает!

А если это НЕ любовь, то зачем тогда огород городить и упиваться некими сожалениями?..

А он все себе гусарствует. Мне честно говоря его отношение к женщинам кажется эгоистичным.

Очень понравилась первая часть «О некрасивом биоформе». Драчом можно по-настоящему восхищаться, и его очень жаль. Вот так просто и без всяких самолюбивых мыслишек идти на подвиг, на смерть. Вот это настоящий героизм, как я его понимаю. Очень сильный образ настоящего человека, несмотря на внешность. Да, человек это не две руки и две ноги

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх