FantLab ru

Стивен Кинг «Билл Ходжес & Холли Гибни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Голосов:
78
Моя оценка:
-

подробнее

Билл Ходжес & Холли Гибни

Bill Hodges & Holly Gibney

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6

Содержание цикла:

7.61 (368)
-
5 отз.
7.52 (1120)
-
54 отз.
7.59 (749)
-
29 отз.
7.24 (603)
-
21 отз.
7.59 (48)
-
7.62 (484)
-
35 отз.
6.47 (70)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.




В планах издательств:

Чужак
2021 г.

Издания:

Мистер Мерседес
2014 г.
Кто нашел, берет себе
2015 г.
Пост сдал
2016 г.
Мистер Мерседес
2017 г.
Мистер Мерседес
2018 г.
Кто нашел, берет себе
2018 г.
Чужак
2019 г.
Кто нашел, берет себе
2019 г.
Пост сдал
2019 г.
Пост сдал
2020 г.
Чужак
2020 г.
Будет кровь
2021 г.

Аудиокниги:

Мистер Мерседес
2015 г.
Кто нашел, берет себе
2016 г.
Пост сдал
2016 г.
Чужак
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Mr. Mercedes
2014 г.
(английский)
Містер Мерседес
2014 г.
(украинский)
Finders Keepers
2015 г.
(английский)
Finders Keepers
2015 г.
(английский)
Що впало, те пропало
2015 г.
(украинский)
Кінець зміни
2016 г.
(украинский)
End of Watch
2016 г.
(английский)
Finders Keepers
2017 г.
(английский)
The Outsider
2018 г.
(английский)
The Outsider
2018 г.
(английский)
The Outsider
2018 г.
(английский)
Der Outsider
2018 г.
(немецкий)
Аутсайдер
2019 г.
(украинский)
Містер Мерседес
2020 г.
(украинский)
If It Bleeds
2020 г.
(английский)
If It Bleeds
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Стивена Кинга свои счеты с опасными машинами. Благодаря его перу женское имя «Кристина» для многих больше ассоциируется с машиной-убийцей (модели Плимут-Фурия 1958 года) из одноименного романа и фильма. Огромный грузовик становится причиной трагедии в семьи доктора Крида в романе «Кладбище домашних животных». В фильме «Максимальное ускорение», где Кинг в первый и последний раз выступил в роли режиссера, по его рассказу, грузовики обретают мстительное сознание и убивают своих владельцев. В рассказе «Кадиллак Долана» (также был экранизирован) машина (понятно, какой модели) становится ловушкой и могилой для нехорошего мафиози. Под капотом обычного «бьюика» оказывается портал в иное измерение – потому что он «Почти как бьюик» (так и называется роман 2002 года). А в повести 2011 года «Миля 81» неизвестный автомобиль вообще сам по себе является хищным животным, пожирающим людей. Реальная жизнь не отстает – 19 июня 1999 года грузовик сбил Стивена Кинга на обочине дороги, чем не только чуть не лишил нас главного метра жанра хоррора и чуть не оставил без финала «Темной башни», но и сильно повлиял на текст этой саги, а авария практически покадрово воспроизведена в первой серии сериала «Королевский госпиталь» — естественно, по сценарию Кинга.

Так что в этой череде опасного автопрома появление еще одного романа о машине-убийце «Мистер Мерседес» (2014) вполне закономерно. Хотя в этот раз место мистике уступила история маньяка за рулем того самого «мерседеса», намеренно врезавшегося в толпу на ярмарке вакансий (на дворе кризис). Убийца получает от газетчиков прозвище «Мистер Мерседес», что довольно иронично, учитывая, что «Мерседес» — имя женское. Придумал это имя в начале XX века консул Австро-Венгерской империи в Ницце (он же глава представительства «Даймлер» во Франции Эмиль Еллинек) в честь Девы Марии Милосердной (Maria de las Mercedes), а заодно по имени своей дочери Мерседес. Причем именно с Ниццей связано первой жуткое совпадение – в этом городе спустя два года после выхода романа, 14 июля 2016 года, в день Бастилии, террорист врезался в толпу людей, наблюдавших праздничный салют. Погибли 86 человек, более трех сотен получили ранения... Так что по меркам реальности вымышленный «мистер Мерседес» оказался куда менее смертоносным. Еще одно жуткое совпадение – за месяц до теракта в Ницце, 19 июня (!) 2016 года погибает актер Антон Ельчин, выбранный для роли «Мистера Мерседеса» в одноименном сериале. Его автомобиль Jeep Grand Cherokee, установленный по ошибке на нейтральную передачу вместо ручного тормоза, пришел в движение и раздавил актера, который вышел из машины и стоял у кирпичной колонны.

Несмотря на эту череду зловещих совпадений и предзнаменований, сам роман оказался довольно «мягким» для Кинга – в нем не было никаких потусторонних монстров, а только злобный маньяк Брейди Хартсфилд. Настоящей находкой романа оказался главный положительный герой – детектив в отставке Билл Ходжес (сам Кинг утверждает, что при написании романа опирался на образ тучного актера Брендана Глисона).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вместе с помощниками – парнишкой Джеромом Робинсоном и странноватой девушкой Холли Гибни – Ходжесу удается разоблачить убийцу и отправить его – не за решетку, но в больницу, где Хартсфилд остается в состоянии комы. За романом последовало два прямых продолжения – «Кто нашел – берет себе» (расследование, не имеющее отношения к Хартсфилду) и «Пост сдал», где Кинг зачем-то возвращается к Хартсфилду, придавая ему мистические способности – теперь он умеет вселяться в мозги других людей и манипулировать ими. На этом история Ходжеса и Хартсфилда заканчивается (не будет лишний раз спойлерить), а Холли Гибни, похоже, стала новой точкой опоры в мультивселенной Кинга, появившись в романе «Чужак».

Наличие популярного романа с продолжениями – неплохой зачин для сериала, так что появления сериала ждать пришлось недолго. За исполнителем Билла Ходжеса далеко ходить не пришлось – Брендан Глисон фактически и является Ходжесом, ему и карты в руки. Мы уже никогда не узнаем, какой бы получился маньяк из Антона Ельчина, до этого игравшим только положительных героев (кстати, у Кинга он успел сыграть еще ребенком – в «Сердцах в Атлантиде»). После трагической смерти актера на роль Брейди Хартсфилда взяли Гарри Тредэвея – и этот не самый известный актеров выложился на 200%, сыграв эксцентричного психопата, прячущегося под маской усердного сотрудника магазина электроники (а заодно мороженщика).

Первый сезон практически точно воспроизводит канву книги «Мистер Мерседес» с небольшими отклонениями: например, чтобы удобнее показать характер Ходжеса в диалогах, ему «подселили» пожилую соседку Иду, с которой у Ходжеса даже кратко завязывается роман. Кое-какие углы сгладили – лишь вскользь упомянули жуткое прошлое Хартсфилда (практически не упомянув убийство собственного малолетнего брата), зато решились показать его сексуальные отношения с матерью (тема достаточно табуированная на телевидении). Благодаря отличной игре актера Роберта Стентона из эпизодического персонажа начальника Брейди – Роби Фробишера – получился крайне интересный герой: трусливый «менеджер среднего звена», которого Брейди терпит... до поры до времени. Отлично сыграла и Брида Вул – ее героиня-лесбиянка Лу Линклеттер является напарницей и другом Брейди, и их финальное столкновение в первом сезоне становится кульминацией сериала. Роль Джерома сильно переиначили – в книге это довольно самоуверенный полный подросток, а в сериале он худощав и задерган. А вот тихоня Холли Гибни получилась почти эталонная – ее играет Джастин Люпе (жаль, что в «Чужаке» ее роль отдали другой актрисе). Правда, в первом сезоне ее персонажу еще негде развернуться.

Главным аттракционом первого сезона является, без сомнения, Брендан Глисон. Ему даже не нужно произносить текст – он играет одной своей фактурой – большой, нескладный, нечесаный (чем-то похожий на Депардье), как медведь после спячки, он постепенно обретает смысл жизни благодаря охоте на «мистера Мерседеса». Не зря в «интро-заставке» сериала (под бодрую песню T Bone Burnett «It’s Not Too Late» — «Еще не поздно») мы просто следим за тем, как герой просыпается, слоняется по дому, кормит черепаху... Но за внешностью сонного увальня кроется недюжинная воля к жизни, интуиция, страсть и жажда справедливости. Следить за схваткой героев Хартсфилда и Ходжеса – одно удовольствие. Финал немного отличается от книги своей развязкой – но не концовкой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маньяк обезврежен и отправлен в нокаут – то бишь в кому.

Вопрос – что дальше?

Дальше Кинг устроил непростую жизнь создателям сериала. Будь Хартсфилд неуловимым злым гением все три книги подряд – эдакий Мориарти – было бы понятно что делать. Новые преступления – новые расследования, тем более что Ходжес и Гибни в финале «Мистера Мерседеса» создают детективное агентство «Finders Keepers» (это уже головная боль для переводчиков – так называется второй роман трилогии, переведенный на русский, как «Кто нашел – берет себе»; впрочем переводчики сериала не парились и именуют агентство... «Орлиным глазом»...). Но второй роман – упс – не имеет никакого отношения к маньяку-«Мистер Мерседесу», сосредоточившись на другом преступнике: Моррисе Беллами. Беллами – эдакая Энни Уилкс в новом формате, и его преступления крутятся вокруг некоего литературного наследия... Но какое это имеет отношение к сериалу, который называется «Мистер Мерседес»?

Что ж, авторы сериала решили оставить эту проблему на потом – и сделали второй сезон сериала по третьей книге трилогии – «Пост сдал». Вот только тут их тоже поджидала проблема... Федот – да не тот.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если в первой части Брейди прятался, строил козни, убивал, травил, то тут он... лежит в коме. В прямом смысле слова. Его сознание заперто в его теле, но он получает доступ к сознанию других людей – и тут ему невольно помогает... компьютерная игра из дешевого планшета.

Вот как такое экранизировать?

О смене темпа сериала можно судить сразу по заставке – под гораздо менее выразительную песню Mississippi John Hurt «I Shall Not Be Moved» («Я не сдвинусь с места») мы видим, как Ходжес сидит у постели Брейди, пока за окном сменяются времена года. И всё.

Создается впечатление, что первую половину сезона авторы идут по пути книги – к добру или к худу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Брейди действительно валяется на койке – и авторы довольно изобретательно визуализируют его извращенный внутренний мир в виде подвала с экранами во внешний мир, где находится место и могилам его родни, и призракам убитых им людей, и даже тому самому окровавленному «мерседесу». На Брейди ставят опасные эксперименты неэтичные доктор Бэбино со своей супружницей (в сериале ее сделали сотрудницей китайской фармкомпании). Брейди тихонечко проникает в сознание медсестры Сэйди и простака-библиотекаря Эла в то время, как в соседнюю школу привозят те самые злополучные планшеты с зомбирующей игрой «рыбалка».

Смотреть на это не особенно интересно, но тут претензии скорее к Кингу, чем к авторам сериала. В попытках встряхнуть сюжет они зачем-то лишают жизни одного из второстепенных персонажей книги (хотя у Кинга он жив-живехонек и даже сотрудничает с Холли Гибни в «Чужаке»). Джерома окончательно превращают в забитого неудачника – зачем? Зато персонаж Холли раскрывается во всей красе – с ее аутичным отношением к миру куда проще решать детективные головоломки, сопоставляя факты и роясь в интернете, чем общаться в живыми людьми.

А вот ближе к финалу второй сезон внезапно слетает с катушек. Создается впечатление, что авторы просто оторвали от книги вторую половину и выкинули ее на помойку, решив, что все сделают по-своему. ОК, вы удивили тех, кто читал книгу, но какой ценой?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К чему были все эти намеки и ниточки про пагубную силу планшетов (в одной сцене специально показали, как игры привозят в школу, и как с планшетом играет сестра Джерома)? Почему настоящий антагонист истории – доктор Бэбино – настолько выпадает из сюжета, что даже не появляется в последней серии? К чему была беременность его жены и вообще все напряжение внутри этой семейки? Зачем была сцена, в которой выжившую Лу Линклеттер пытается нанять Бэбино (?), после чего она находит «цифровой след Брейди в интернете» (?!) и заявляет, что он почти стал компьютерным вирусом (?!!) Тут уже рукой подать до сюжета «Газонокосильщика» — того самого фильма, от которого Кинг открестился настолько, что по суду убрал свое имя из титров!

Сюжет выруливает в какую-то запредельно нелогичную судебную драму, и когда до финала остается минут десять, вообще непонятно, как авторы собираются развязывать этот гордиев-мерседесов узел.

Они и не собирались. Как и гордиев узел, они фактически разрубили этот узел, оставив зрителей в совершенно обалдевшем состоянии. Даже Кинг, концовки которого не всегда являются его сильной стороной («я пишу концовки по той же причине, по которой надеваю по утрам штаны – таков уж закон этой страны» — как-то написал Кинг), себе такого не позволял.

Третий сезон сериала авторы все же решили посвятить персонажу Морриса Беллами (а как же «Мистер Мерседес»?) – сезон вышел в 2019 году, но еще не появился на лицензионных платформах. И так как, по слухам, сериал продлен на четвертый сезон, теперь уже по-настоящему интересно, что авторы будут делать дальше. Учитывая, что случилось с Ходжесом в финале книжной трилогии и с Брейди в финале второго сезона. Неужто они пойдут по пути «вируса», вернув на экран титульного «Мистера Мерседеса»?

Впрочем, это уже проблемы киношников. Судя по «Чужаку», Кингу вполне комфортно в созданной им мультивселенной, и впереди у Холли Гибни еще много приключений. А киношники?.. Судя по всему, они поступят, как авторы «Ходячих мертвецов» (или «Игры престолов»): начав с копирования первоисточника, они постепенно так далеко отходят от оригинала, что он им и не нужен. Что ж... если Билл Ходжес и Брейди Хартсфилд в книге свои «посты сдали», то их экранные альтер-эго Брендан Глисон и Гарри Тредэвей еще полны сил. Главное, чтобы они осторожно водили свои машины. Потому что касаясь материала Кинга, нужно постоянно быть настороже...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх