fantlab ru

Сергей Недоруб «Светлая Тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Светлая Тень

Роман, год; цикл «Дозоры»

Аннотация:

В Москве, прямо у ворот Дневного Дозора, совершено нападение на пражских инквизиторов. У них украден уникальный эликсир, серьезно расширяющий боевые возможности любых Иных, даже низших. Расследовать атаку берется Сергей Воробьев – Темный первого уровня. Для него это вопрос чести – организатором атаки считается его старый знакомый, оборотень Клумси. Но Сергею куда важнее понять, что случилось со Светлой волшебницей, отправленной Ночным Дозором на это же дело со своей стороны и пропавшей без вести. С Ведающей.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 248

Активный словарный запас: средний (2824 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)

Светлая Тень
2019 г.

Аудиокниги:

Светлая Тень
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

"«Кармелиту», мужики, не смотрите!

Берегите интеллект, берегите!»

«Большая разница», пародия на «Любэ»

***

«Дозорная» вселенная продолжает балансировать на грани, выстроенной её первым создателем — с одной стороны, детективное расследование, пусть и в мире магии, с другой — постоянный ввод новых даже по меркам мира сущностей, что лишает читателя шанса на самостоятельное раскрытие преступления. Нельзя перегнать детектива в гонке, где ты не знаешь не только форму трассы, но и действующие на ней физические законы, не так ли? Остаётся расслабиться и попытаться получить удовольствие от созерцания...

А если я не хочу этим ограничиваться?

И вследствие этого проведу собственное расследование? Как у Байяра, «полицейская критика»? Итак, попробуем пройти всю цепочку заново, когда мы уже знаем, что и как.

Дальнейшее, по сути своей, — один большой спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Есть эпатажная байкерша, Веда, Светлая Иная, боевая волшебница первого уровня, в силу специфического стечения обстоятельств ставшая первоуровневой сразу после инициации (как по мне — сомнительно, но допустим).

Светлый маг второго уровня Борисов, изобретает всякие ритуалы и эликсиры. Командует Ведой, поскольку та хоть и выше его уровнем, но из Читы. А он — питерский и со связями в Москве.

Слабенький, но старый Светлый маг Вадим, души не чающий в случайно найденной правнучке-Иной, Светлой, седьмой уровень без перспектив дальнейшего роста. Правнучка, кстати, фанатеет от Веды.

Ну и наконец — главный герой. Тёмный маг первого уровня, влюблён в Веду, но, как положено, оба сомневаются, терзаются и избегаются.

Борисов изобретает ритуал по насильственной перекачке Силы между магами — с постоянным эффектом. Изобретает способствующий тому эликсир. И хочет...

Вот тут первая дыра в сюжете. Я так и не понял, чего он хочет.

Он же всё-таки Светлый! Причём даже не высший! Я понимаю, что можно и по головам пройти, и голым сплясать, и коровьей лепёшкой отобедать. Но Светлым всё-таки нужна адекватная цель! Да и то — всегда висит угроза развоплощения...

Ну чего вообще можно хотеть с такой технологией? Стать самым могущественным магом мира? Лишить силы Великих Тёмных?

Но... Он либо ничего такого не хочет, либо его желания неважны, поскольку он застопорился на стадии испытаний. Короче, сейчас он хочет испытать технологию. Вот просто испытать.

Вадим предлагает кандидатуру Веды как донора и правнучки — как реципиента. Без ведома и согласия обеих. Ну а что такого, мы ж тут все Светлые!

Потом он клялся, что не знал о неизбежной смерти донора в финале... Но так или иначе, процесс почему-то застопорился. Не получается провести испытания. Ни на этой парочке, ни на ком-то ещё. Произошло это потому что... Хм, как же обосновать?.. Что, уже налито? А пофиг, почему это произошло! И так схавают!

В итоге, Борисов в Ночном Дозоре пробивает решение передать эликсир Инквизиции. При этом сообщает о данном факте в Дневной Дозор и через подставных лиц организует нападение на Инквизиторов, прибывших за грузом. На этом месте крыша у меня уже начинает ехать. То есть, ни Дозор, ни Инквизиция практического применения эликсира не одобряют, и он таким способом хочет уйти на вольные хлеба вместо того, чтобы тихо приготовить себе ещё порцию? Фантазия, правда, говорит, что, возможно, эликсир требует дефицитных компонентов, которые сам он достать не может, но я ему отвечаю, что это автор должен мне это объяснять, а не я сам себе!

Короче, жертвы получают по дозе, донору устраивается командировка на север с целью задержки проявления симптомов. Сам Борисов творит ритуал, и когда до завершения остаются считанные часы, Инквизиция вывозит его в Прагу под максимальной охраной.

Это как вообще!?

Инквизиторы с ним заодно? Им тоже хочется провести испытания? Тогда зачем нападать и отнимать у них эликсир? Или это была инсценировка? Но зачем? Для кого? Или после нападения они с Инквизиторами сели, поболтали...

- А что ж ты раньше не сказал?!

- А что, так можно было?!

В общем, Веда бьётся в конвульсиях, Борисов в компании Инквизиторов едет на аэродром, Сергей внезапно всё понимает и отправляется мочить Борисова — если он погибнет, ритуал прервётся.

А вот теперь представьте себя Инквизитором. Вас трое. У вас артефакты. На вашей стороне вся сила вашей организации, вдобавок на всякий случай вы на время операции напрямую переподчинили себе Ночные Дозоры всей России (Гесер и прочие отстранены). За вами гонится лирический герой — Тёмный маг первого уровня. Ваши действия? Ах, да, самый главный вопрос: а как вы будете транспортировать в Прагу настолько ценную персону, что вы не только пошли на такую плюху в адрес высших Светлых, но и взяли под охрану ВСЕ известные Места Силы по стране?

Порталы? Какие порталы? Про порталы слышал только Сергей — судя по всему, Купидон нашептал!

В Сумраке? Вот ещё! Просто соберём автокортеж, позаимствуем в автопарке Ночного Дозора — и в Шереметьево, там у нас самолёт. Фантазия опять бубнит, мол, может, в процессе ритуала Борисову нельзя в портал... но в Сумрак-то можно! Потом они туда всем самолётом входили!

Но самое главное — Сергей торопится. Таймер бежит, его любимая погибнет, если ритуал завершится. У НЕГО ЕСТЬ ПОВОД СПЕШИТЬ оказаться рядом с Борисовым. А есть ли аналогичный повод у Инквизиции? Они куда, собственно, подорвались-то? Почему именно сейчас? Почему не позавчера? Почему не завтра? Оно бы было мне абсолютно безразлично, если бы не тот факт, что игра идёт по каким-то очень странным правилам: Сергей догоняет, Инквизиторы убегают. Быстрей-быстрей, скорей-скорей! Гонка, щит из автомобилей, попытка взлететь на самолёте с разбитым иллюминатором... Ребята, вы забыли о вашей роли? Это Сергей торопится — у него жена умирает. А ваш ритуал не зависит от местоположения. Остановитесь, развернитесь да откройте ответный огонь!!! Самим силёнок не хватает — Жермензона позовите. Авось не откажется на законных основаниях ренегата-Тёмного в асфальт втоптать... Но Инквизиторы словно бы уверены, что за ними гонится воскресший Костя Саушкин, который почему-то не в силах пересекать государственные границы. Так что главное сейчас — взлететь и в Прагу! Там и только там безопасно!

Причём проблема даже не в том, что возможность ответной атаки не приходит в голову автору... Она не приходит в головы Инквизиторам! А вот Дневной Дозор чуть раньше отступника атакует и ПОЧТИ убивает. Ну, марти-излучение, помноженное на силу любви, всё такое, но они-то хотя бы попытались!

Вы же знаете этих тупых Инквизиторов...

***

Отдельно умиляет история Клумси.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дано: жил-был на свете... ну не Антон Городецкий, но почти. Парень, потенциальный Светлый Иной, работал себе детским аниматором. Пока его не укусил оборотень. Вследствие нестандартной формы и способностей в Дозор его не брали... хотя ему хотелось! С детьми работать больше тоже как-то не получалось — инстинкты уже не те. Мыкался он, неприкаянный, по стране. Самореализоваться хотел. Экстрима жаждал. Даже к Светлым уже пробовал податься — послали в пешее эротическое.

И вот как-то встретил его незнакомый вервольф. Мол, приму в стаю, если работу сработаешь. Так, ерунда, Инквизиторов с ценным грузом ограбить... Когда его потом допрашивали, мол, что за вервольф? — он говорит, мол, не знаю, видел его только в форме волка. Ему — ауру ты же видел? Слепок дай! Он — да видеть-то видел, но... Знаете, есть такой особый ритуал оборотнический, Аура Карателя называется. Требует как минимум девяти человеческих жертв, но ауру маскирует капитально. Я, мол, ещё засомневался: ну не бывает такого, чтобы Дозор одному оборотню лицензии на девятерых выдал. Явно ж браконьерствовал. Инквизиторов он грабанул, груз сбросил в условленном месте, погоня на хвосте, потом вервольф на связь не вышел, хотя груз забрал. Вот это поворот, верно?

Мерзавец, убивший для дела девятерых, которого ты видел в первый раз и даже не знал по имени, внезапно тебя кинул по полной! Как неожиданно!!! А ты серьёзно ждал чего-то другого? Я даже не спрашиваю, реально ли ты хочешь в стаю к такому мяснику...

***

Не могу удержаться и ещё от одного комментария, на этот раз ни к детективной составляющей, ни к первоисточнику отношения не имеющего. Авторское ноу-хау, так сказать.

Видите ли, мне вот эта обособленность Иных всегда казалась наигранной. Ну да, долгоживущие, гуляющие под нездешними лунами и владеющие магией, но достаточно ли этого, чтобы пыжиться, мол, мы вам не какие-нибудь люди! И ладно б Высшие с Великими, а то всякая шваль норовит! Могу от пальца прикурить — уже новая ступень эволюции! Пф, с тем же успехом можно считать себя сверхчеловеком за дорогой автомобиль или красные корочки. Но как-то не принято, во всяком случае, открыто и с надеждой на понимание. Где, в каком ещё сеттинге маги так обособляют себя от неодарённых? Даже словно бы не из гордости, а печально констатируя очевидный факт?

Разве что, у Стругацких. «Волны гасят ветер». Вот только людены были иными, прежде всего, не в плане возможностей, а в плане психологии. Как по мне, именно что на «сверхлюдей» они в этом плане не тянут, но на «иных» — вполне.

А что в «Дозорах»? Уже понижение планки. Ну вспомните, вспомните вечеринку на даче. Нет, я не ханжа, я не хочу вспоминать Светлану с Игнатом, но просто скажите — это реально отдых нелюдей? Или всё-таки людей с нелюдскими возможностями, которые пытаются играть в люденов, как бы каламбурно это не звучало? Воспоминания вековой давности, коллекция воздуха, деликатесы, секс, радуги в небо, мода на трубки... Это у нас нелюди (в хорошем смысле слова)?

В данной же дилогии планка с грохотом падает. Мы помним, что Тёмные умеют любить — но это Тёмная любовь, любовь к новоявленной главной части себя. Мы помним, что Светлые умеют творить зло — но после этого «темнеют» или развоплощаются. Помните?

Забудьте! Ничего в психике и поведении местных Иных не заставит вас решить, что они чем-то отличаются от обычных людей или друг от друга (в случае разного цвета). Сергей и прочие Тёмные — абсолютно адекватны. Каждый второй Светлый — мразь. Веда хотела спасти детей в театре, Сергею было наплевать на детей, и он хотел спасти Веду — это хотя бы было в прошлой книге. Здесь Добро и Зло окончательно перестаёт пересекаться со Светом и Тьмой, о чём нас честно предупреждает песня о Светлой Тени.

Да, о песне... Серьёзно, задолбала уже эта якобы новая и якобы оригинальная теория!

Вот кто-то когда-то решил: тут добро, тут — зло. Разложил по коробочкам. Проходит время. Меняются условия, меняются сущности понятий, и надо бы что-то сделать... Ну, может быть, что-то в ту или иную коробочку добавить, что-то — убрать, а что-то — переложить... Нет? А то и определить сам принцип, и подбирать под него конкретные проявления вместо составления перечня проявлений, пул которых нарекается принципом. Вспомните «Заставу на Якорном Поле», вспомните Корнелия Гласа!

Но это не наш путь! Мы для начала выберем Зло — просто в знак протеста против засохшего таракана в коробочке «добра», а потом пнём обе коробочки — ибо плевать хотели на систему! Да в той же «Дороти должна умереть«! Дороти позиционирует себя как добрая спасительница? Так, где у вас тут в юные сатанисты принимают? И потом все из себя гордые: мы тут Злые, это теперь хорошо! Я — Злой Колдун Востока! Я такой Колдун и настолько Злой, что мне даже с девушкой быть нельзя! Вы ж понимаете, какая ответственность на Злом Колдуне? Куда там какому-то президентишке США или вшивому императору, у которых есть время на баб!

Но это, конечно, крайность. Потом из каждого утюга слышим: откажись от погони за идеалом, прими себя таким, какой ты есть, только так ты придёшь к счастью!

Грустно, господа. И не надо «Ральфа» вспоминать — там, извините, другая ситуация. Актёры вжились в образ и начали третировать коллегу с амплуа злодея — это печально. А бесконечный призыв к отказу от концепции идеалов как таковых, раз уж они, оказывается, ржавеют и облупляются — это страшно.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три с половиной год назад первую часть приключений Сергея Воробьева я прочитала даже не без удовольствия. Что случилось за истекшее время, не знаю. Но «Светлая Тень» ничего, кроме недоумения, не вызвала.

Начну с того, что добрую первую треть автор разговаривает сам с собой. Напрочь забывая про читателя. Где-то автору не хватает слов, чтобы донести свою мысль. Изложить ее. Пусть не гениально, но хотя бы понятно. Где-то слова наоборот лишние. Как если бы автор о чем-то знал, но по-хитрому решил не информировать читателя в открытую. Так, намеками. Типа, умный – поймет.

Затем господин Недоруб немного приходит в себя. Идеи и мысли приобретают относительную стройность и завершенность. Цитируя книгу, «ты весь такой крутой и пафосный». Это про гг. И про текст.

Но язык лучше не становится. Вот, не помню я таких ляпов в «Севастопольском Дозоре».

Не помню убийственных в своей пустоте глубокомысленных сентенций. Вроде, «даже в падении пера голубой сойки можно найти лицензию на убийство».

Не помню лексических недоразумений. Вроде, «в следующий момент по мне открыли атаку сразу с двух сторон». Или, «и этим они подставились под нужный ракурс».

Ну, а фраза «полный человек с лицом советского авиаконструктора» заставила меня впасть в ступор. Пока силилась представить себе такое лицо.

Может, кто-то другой писал?..

В любом случае, общее впечатление невразумительное. Удовольствие отсутствует.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх