fantlab ru

Евгений Шварц «Тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.10
Оценок:
427
Моя оценка:
-

подробнее

Тень

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

В маленькую южную страну приезжает изучать историю молодой ученый Христиан-Теодор. От Аннунциаты, дочери хозяина гостиницы, он слышит историю о странном завещении здешнего короля. По этому завещанию дочь короля должна выйти замуж не за принца, а найти себе супруга среди обычных незнатных людей. Чтобы исполнить волю отца, принцесса исчезает из королевского дворца.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Тень».

Статья о пьесе: Нат. Дедок. «Тень» — замечательное произведение советской драматургии» в книге «Е. Шварц. Тень»


Входит в:


Экранизации:

«Człowiek i cień» 1956, Польша, реж: Тадеуш Александрович, Ванда Надзин

«Тень» 1971, СССР, реж: Надежда Кошеверова

«Тень, или Может быть все обойдется» 1991, СССР, реж: Михаил Козаков



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Обыкновенное чудо
2024 г.

Издания:

Тень
1940 г.
Тень
1956 г.
Пьесы
1960 г.
Избранное
1962 г.
Пьесы
1972 г.
Пьесы
1982 г.
Дракон
1988 г.
Обыкновенное чудо
1988 г.
Обыкновенное чудо
1990 г.
Сказки для взрослых. Том 1
1992 г.
Обыкновенное чудо
1992 г.
Евгений Шварц. Избранное
1998 г.
Обыкновенное чудо
1998 г.
Бессмысленная радость бытия
1999 г.
Евгений Шварц. Дракон. Клад. Тень. Два клена. Обыкновенное чудо и другие произведения
1999 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 4
2000 г.
Тень (аудиокнига)
2000 г.
Евгений Шварц. Пьесы. Сказки. Киносценарии
2001 г.
Обыкновенное чудо
2001 г.
Драматургия второй половины XX века
2003 г.
Дракон
2003 г.
Дракон. Пьесы 1934 - 1943 гг.
2003 г.
Тень. Обыкновенное чудо
2004 г.
Обыкновенное чудо
2005 г.
Обыкновенное чудо
2005 г.
Обыкновенное чудо
2005 г.
Обыкновенное чудо
2005 г.
Обыкновенное чудо
2005 г.
Евгений Шварц. Пьесы (комплект из 2 книг)
2008 г.
Обыкновенное чудо
2008 г.
Драматургия второй половины XX века
2009 г.
Обыкновенное чудо. Избранное
2009 г.
Том 2
2010 г.
Обыкновенное чудо. Пьесы. Сказки
2011 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2011 г.
Дракон
2011 г.
Тень
2012 г.
Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи
2012 г.
Обыкновенное чудо и другие пьесы
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Избранное: пьесы, сценарии, сказки, стихи
2017 г.
Обыкновенное чудо
2022 г.
Обыкновенное чудо. Пьесы
2022 г.
Обыкновенное чудо. Пьесы, сказки
2023 г.

Периодика:

Литературный современник № 3, март 1940
1940 г.

Аудиокниги:

Тень (аудиокнига MP3)
2007 г.

Электронные издания:

Тень. Голый король.
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве я не любила сказки Шварца и не понимала, чего им так восхищаются. Теперь, прочитав во взрослом возрасте, четко понимаю, почему: это совершенно не детские сказки, а столь умная и печальная сатира на любое общество взрослых людей и «взрослые игры», что иногда тошно становится. Шварц гений, действительно, но гений очень недобрый. Перевернуть классическую андерсеновскую историю так, что она становится совершенно жизненной и совершенно не о том — это нужно суметь. Несмотря на весь «сказочный» антураж, герои говорят такие вещи, что сразу становится понятно: это никакая не волшебная история про убежавшую тень, а аллюзия на социально-бытовую драму про предательство, трусость и ложные ценности. Набор типичных житейских ситуаций.

Воплощение совершенно идеальное, каждое слово — идеально, и неудивительно, что все его самые знаменитые пьесы растащили на цитаты, которые знает вся страна. Ну вот прекрасно же:

«Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения».

«Поступки простых и честных людей иногда так загадочны».

«Люди ужасны, когда воюешь с ними. А если жить с ними в мире, то может показаться, что они ничего себе».

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в одну сказочную страну пришел ученый Христиан-Теодор, чтобы изучать, работать, и найти общий для всех людей рецепт счастья. Но, зашел он не туда: страна оказалась не доброй, и счастья здесь не было, по крайней мере, как его понимают обычные добрые люди. В этой стране то и дело прекрасные девушки превращаются в отвратительных жаб от поцелуев негодяев, половина города — людоеды, а другая половина страдает «злокачественным малокровием, обычным у изнеженных людей, выросших в тепличном воздухе!» В общем-то, страна обычная: «богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство — все это перемешано так тесно, что просто ужасаешься»/только любви не нашлось места/.

Но ученый верил в добро и в людей, был влюблен, доверчив, не замечал окружающих и не слушал хороших советов, и все стремился поговорить откровенно с незнакомцами, которых слишком мало знал. Он не умел смотреть на мир сквозь пальцы и равнодушно пожимать плечами. Чего же тут удивляться, если самым большим «незнакомцем» оказалась его собственная половинка -тень, и сказка будет с печальным концом?

Все гениальное — просто. «Тень» именно такая: самыми простыми приемами и словами — о самом сложном. Почти каждая фраза — афоризм. Ну, например, о шоу-бизнесе: «с тех пор она наступает и наступает на хороших людей, на лучших подруг, даже на самое себя — и все это для того, чтобы сохранить свои новые башмачки» или мое любимое — о журналистах: «он стал чрезвычайно бесстыден, и пощечину он теперь называет просто — шлепок».

Сказка еще более печальная, чем у Андерсена: еще бы — на дворе более жесткий век и на сантименты нет времени. Сказка о предательстве и малодушии. Стоит только один единственный раз поступить не по совести, поддаться соблазну легкого пути или быстрого достижения цели/ к примеру, поставить подпись не на ту бумагу или отвернуться от любимого человека/, и твоя темная сторона — Тень — обретет невиданную власть над тобой.

И не будет в этой истории счастливого конца. Ученый побеждает — ведь это все-таки сказка — но платит за это слишком большую цену: теряет всю свою веселость, наивность, веру в людей и любовь. Теперь это жесткий борец, настроенный на вечный бой. «Он скрылся, чтобы еще раз и еще раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его». А ведь надо было всего лишь сразу сказать: «Тень, знай свое место!».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитая сказка Андерсена, пьеса Шварца и отличные старые фильмы с О.Далем и К.Райкиным в главных ролях — это четыре очень разные и очень хорошие вещи. Из того, что читала и смотрела, мне больше всего понравилась все же пьеса Шварца. Из фильмов к пьесе ближе всего, конечно, тот, где Ученого играет Даль, но все же фильм более сказочный. Пьеса более реалистична. И она не так мрачна, как взятая за основу история великого сказочника. Это здорово.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не потому, что «хеппи-энд». А потому, что это очень правильная и точная мысль: Тень не может жить без Света. Тень не может убить Свет, не убив себя. И Свет побеждает, и исчезают тени. На время. Потому что Свет заставляет предметы отбрасывать тень.

У Шварца много хороших вещей, но «Дракон» и «Тень» — настоящие шедевры. Их должен прочесть каждый.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых прекрасных пьес Е Шварца. Посмотрев в 1971году кино с Далем и Неёловой, взял библиотеке сборник пьес автора и перечитал уже по тексту. Нисколько не хуже. Зато эта книга открыла мне дорогу в мир прекрасного драматурга. Ведь в детстве даже не обратил внимание на сценариста «Снежной королевы» и «Сказки опотерянном времени». Насколько хорошо Е Шварц смог осовременить сказку великого сказочника и придать ей новое звучание.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более современный взгляд, чем у Андерсена. Тот написал довольно простую историю — про то, как бесхребетные приспособленцы всегда побеждают, а умные люди в грязи. А Шварц смотрит с т.зр. ХХ века: ну и что, что в грязи? Даже в грязи (а даже и вовсе погибнув!), всё равно победить можно. Это не всегда получается, да — но шанс есть (Свифт в пьесе Горина тоже, толком мало чего добившись, умер. Остановило это доктора Симпсона?.. Ну, вы помните).

Принцесса у Андерсена, в общем-то, жертва обмана. Не запудри ей голову Тень — может, она бы и разобралась, кто из них кто... У Шварца — это просто ограниченный (и в душе — довольно подлый) человек, который при первом знакомстве может сойти за хорошего. Тоже современный взгляд: есть, есть, ох как есть такие люди... А Доктор и Юлия — они какие, плохие или нет? (И если да — то кто в этом виноват? Вроде как бы и не они сами... а с другой стороны, кто же?)

Но — будем объективны — на свете не только уроды есть. Хоть один верный друг (Аннунциата) да найдется... Это тоже, кстати, реалистичное наблюдение — ибо реализм и пессимизм не синонимы.

Ну, и... сейчас крамолу скажу: фильм Швейцера (с Олегом Далем) мне нравится меньше, чем то, что уже в 90-х снял Козаков. Потому что, когда Ученый-Даль произносит «Я не боюсь его. Он ничто. Он тень» — НЕ БЫЛО в пьесе таких слов! Там он просто произносит: «Я узнаю его, я везде его узнаю». В этой версии Ученый слишком безжалостен к своему врагу. Сам ведет себя так же, как он (да, Тень ничего другого не заслуживает — но ведь Ученый-то, в отличие от него, живой человек! Мог бы быть добрее...)

А в фильме Козакова нет этого нюанса. Ученый там, в общем-то, и не чувствует себя победителем: это лишь первая битва выиграна, а не война.

Ну, и, конечно, песни (имхо, гениальные):

«Ангельским ли голосом, гневно иль хрипя —

Люди главным образом слушают СЕБЯ!

Откликайся эхом на любую блажь —

Станешь человеком, сразу будешь наш!»

Никто так не передал житейское кредо шварцевского подлеца, как прекрасный поэт Юлий Ким.

Неелова хороша в обоих фильмах — Юлия из нее вышла не менее замечательная, чем когда-то Аннунциата.

Ну, и т.д. Оба фильма, конечно, must-see; Тень — Даль, наверное, все-таки впечатляет больше, чем Тень — Райкин; но вот полюбился мне чем-то именно фильм Козакова... Жаль, его редко показывают.

А еще... у меня когда-то, под влиянием, возникла такая мысль: «Человек без тени — это нелепо. Странно. Смешно. Но тень без человека — это еще нелепее!» Если бы все Теодоры-Христианы это понимали... глядишь, и зла в жизни было бы куда меньше.:glasses:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шварца цитируют в нашем доме. Вернее — изъясняемся его фразами. Читайте этого драматурга и ловите кайф. Фильмы по его произведениям разочаровали. У К. Райкина в титрах даже не было указано, что фильм по искаженной пьесе Шварца, у меня был шок от такой наглости. Горин подражает ему, но куда ему до Шварца. Милый, остроумный человек. Моя двоюродная бабка работала редактором и общалась с ним лично. Завидую ей.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса прекрасна (хотя немного, совсем чуть-чуть прекраснодушна...). Особенно хорошо прорисованы всякие «мелочи», фразочки, ситуации. По-моему, какую фразу ни возьми — практически любая могла бы в те времена стать пословицей!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, но благодаря этой пьесе для меня какое-то особенное значение приобрели фонари: современные и стилизированные под старину, и даже совсем маленькие, в виде елочных украшений. «К утру вы погаснете, друзья мои, но вы не жалейте об этом» — эту фразу главного героя вполне можно сделать жизненным девизом.

А еще мне понравился спектакль «Тень» («Страшная сказка для взрослых») в Харьковском театре кукол им. В.А.Афанасьева. Правда, смотрела я его давно, лет 10 назад. Наверное, сейчас там многое изменилось...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой пьесе, я согласна с отзывами, есть потрясающая чистота. Она гениальна — простая и сложная, легкая и серьезная, трогательная и заставляющая сопереживать. Я читала давно, но помню, что впечатление было очень сильным. Наверное, из-за того, что тревога нарастала все время.

В-общем, эта пьеса мне понравилась больше произведения Андерсена.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса сама по себе одна из самых замечательных явлений в драматургии. Она простая, как апельсин, однако поднятые в ней темы вечны. А фантастичный сюжет — покинувшая хозяина тень, только придает ей дополнительную силу. Второстепенные персонажи весьма примечательны, перевоспитавшийся Людоед, например... Ну и, как всегда — вечные Андерсоновские мотивы — мрачноватый настрой и на удивление оптимистичный финал...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых прочитанных мною пьес. Было это давно и даже сюжет не вспомню, но точно знаю что в своё время эта пьеса мне очень понравилась. Возможно сейчас я бы так её не оценил, но отдам дань уважения старым эмоциям...

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Высокая оценка и за само произведение, и за блестящие его постановки. Великолепная вещь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх