FantLab ru

Дэвид Веллингтон «Последний астронавт»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.99
Оценок:
102
Моя оценка:
-

подробнее

Последний астронавт

The Last Astronaut

Роман, год

Аннотация:

Салли Дженсен была ведущим астронавтом НАСА, пока под её руководством не закончилась катастрофой Марсианская миссия. Государственные космические программы закрылись. Преследуемая мыслями о своей неудаче, она живёт, убеждённая, что её дни в космосе закончились.

Дженсен ошибается.

Крупный инопланетный объект вошёл в Солнечную систему и движется прямым курсом к Земле. Он не отвечает на попытки выйти на связь. Не имея времени и возможностей, НАСА обращается к Салли Дженсен.

Новая миссия началась. Но по мере того, как объект раскрывает свои секреты, Дженсен и её команда оказываются втянуты в отчаянную борьбе за выживание — против холодного космического вакуума и чего-то гораздо, гораздо худшего...

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2020 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Последний астронавт
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Astronaut
2019 г.
(английский)
The Last Astronaut
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, что если бы авторы сценария «Чужой: Завет» написали фанфик по «Ложной слепоте», получился бы именно этот роман. (Возможно, так и было, и другие конспирологические теории в нашей студии.)

Стоит обозначить, что как читатель, я максимально не требовательна к персонажам: меня устроит любой картон, мне глубоко всё равно на их ОБВМ — и даже лучше, если его нет, если у персонажей есть мотивация на уровне «так надо», сойдёт. Единственное, что откровенно раздражает — если персонажи делают необъяснимые глупости в рамках автором же заданного лора. Не потому, что они не знают, не понимают или не умеют, а потому, что они откровенно тупые.

И это именно такой случай — в романе нет ни одного персонажа, который не вызывал бы у меня глубочайшего «шта». Давненько не видела автора, кто так старался сделать некомпетентными абсолютно всех; ну или не старался, непонятно.

Есть очень смешной момент, который прям идеально описывает всю комичность героев в ответственной перед всем человечеством миссии, даже не знаю, это постирония такая, или автор в самом деле не понял проблемы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дело было так: директор чего-то там из НАСА общается с частниками, которые умудрились отправить корабль к пришельцу, и изумляется, что их, частников, космонавты отправились в пасть пришельцам без предварительной разведки. Вот если бы НАСА это само первым открыло и первым туда пришло, то они-то бы не стали рисковать человеческими жизнями, отправили бы сначала роботов, дронов и призрака Армстронга!

Что делают астронавты НАСА через десять страниц? Вы-таки не поверите, что говорится — они лезут в пасть пришельцам без разведки, роботов и даже без оборудования. Натурально, они пользуются альпинистским снаряжением и световыми палочками, которые оставили частники, потому что своих у астронавтов НАСА нет.

Что тут можно ещё сказать? Дуракам везёт, и поэтому Земля уцелела, не иначе.

При всём этом у книги, не могу не признать, был потенциал. Не то, что сюжет прямо-таки блещет оригинальностью: тема про то, что первый контакт совсем не обязан быть счастливым билетом в светлое будущее для человечества, и даже то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контактёр необязательно будет сколько-то разумным,

не нова. Но в «Последнем астронавте» раскрыто всё это неплохо — и осознание человечества, что мы не одиноки во вселенной, и попытка связаться, и паника, и медленное осознание того, что же делать с этим объектом, и само путешествие по нему.

Главная сюжетная интрига о том, что есть исследуемый объект и что с ним произойдёт, а также благодаря кому, считывается примерно в середине, но всё равно местами даже читается с интересом. Особенно если не задумываться над проблемами в логике лора и тем, как это всё работает: от частной компании, которая посмела полезть к потенциальному космическому кораблю инопланетной цивилизации впереди НАСА и ВКС США, и их не сбили к чёртовой матери, до того, как все проморгали любое излучение этого объекта (а если его не было, то как он тормозил? сценариумом?).

При этом триллерная часть нагнетается хорошо, порой даже складывается ощущение, что автор вообще хотел писать ужасы, просто иногда вспоминал про этот ваш космос. Атмосфера темноты, непонятности и монструозности внутренностей загадочного космического тела вообще удалась на десять баллов, видно, что это вот прям Веллингтона, это ему прям нравится. Книга в целом очень кинематографична, на неё бы сверху музыку от Циммера, хотя бы одного известного актёра на главную роль, и был бы бодренький фантастический хоррор с элементами космической гонки.

Вот только персонажи сильно мешают проникнуться тем, что им приходится переживать. Потому что, будучи заявленными как умные, подготовленные и решительные профессионалы, они ведут себя как те гении из упоминавшегося уже выше «Завета», которые вылезли на неизвестную планету и начали лапать всё подряд. Ещё и шлемы сняли.

И это основательно портит впечатление, так что даже сказать, что это можно воспринимать как лёгкое чтение на пару вечеров, не могу — есть немалый шанс сгореть в ярости с криками «что вы творите».

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космофантастика ближнего прицела и ужасы про первый контакт с элементами боди-хоррора.

От автора ужасов про зомби, вампиров и оборотней и технотриллеров о спецназе, кек.

Салли Дженсен, ведущий астронавт НАСА, всегда мечтала попасть на Марс. Но когда до осуществления мечты было рукой подать, марсианская миссия окончилась полным провалом. И это произошло именно под её руководством. Государственные космические программы закрылись, а Дженсен живет, преследуемая мыслями о своей неудаче и о личной ответственности за свертывание американской космической деятельности. Однако, когда в Солнечную систему вошёл крупный инопланетный объект и взял курс на Землю, НАСА обратилась именно к ней и Дженсен получает второй шанс.

Роман чётко делится на две части.

Первая — космический технотриллер с описаниями космических миссий, деталей полётов, несчастных случаев, сбором экспедиции, темой конкуренции в космических исследованиях. Выглядит всё это очень кинематографично, будто бы автор изначально писал свой роман с прицелом на экранизацию. Есть такие книги, которые легко перекладываются в визуальный формат, и это одна из них.

Вторая часть начинается с собственно контакта и представляет собой забористую смесь био-ужастика с регулярным боди-хоррором и интригующего исследования странного «мира» с преодолением ежеминутных трудностей и выживанием во враждебной среде. Природа инопланетного объекта очень здорово придумана. Настолько, что в некоторых отзывах книгу даже относят к направлению «new weird» / «новые странные», представители которого прекрасно вписываются в существующие жанры, но отличаются особым полётом фантазии, фантасмагории и вообще смешением всего со всем. Это конечно вряд ли, никакой психоделики в «Последнем астронавте» нет, но такие аналогии что-то да говорят об атмосфере книги )

Не сказала бы, что здесь интересные персонажи, хотя в психологичности роману отказать сложно. Берёт он совсем не этим. Роман поругивают за неоригинальность и прямолинейное цитирование классики, но по мне так это хорошая развлекательная мрачная фантастика с отличной и самобытной второй половиной. Особо хотелось бы отметить очень хорошую концовку

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
леденяще хоррорную, но мимикрирующую под индивидуальный хэппи-энд )

Если экранизируют — посмотрю с удовольствием, не то что Аннигиляцию.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А что в темноте увидишь ты?

***

Пожалуй, сочетание НФ и хоррора – это практически классика жанра кино. И первая же ассоциация тут – франшиза «Чужих». Из последнего (значимого) можно вспомнить «Живое». Чуть менее попсовый «Пандорум». Ну и куча всего малоизвестного (инди и не только). А вот в литературе подобный симбиоз жанров – редкость. Дэвид Веллингтон написал «Последнего астронавта» именно на стыке научной фантастики, пусть и мягкой, и хоррора, пусть и в специфическом антураже.

…близкое будущее. Космическая экспансия не на ходу, более того, она практически полностью принадлежит частному сектору. Но когда астрофизик Санни Стивенсон находит странный объект в Солнечной системе, то НАСА решает послать туда свой корабль. Вот только частная фирма К-спейс оказывается у 21 (объект)раньше «Ориона-7». И когда «Вандерер» не выходит на связь, печально известная капитан Салли Дженсен, вопреки приказам НАСА, решает отправиться на «Вандерер» вместе с Санни. И это решение оказывается роковым…

«Последний астронавт» получился несколько странным романом. С одной стороны, он начинается как классический НФ о контакте. Причем начало весьма неспешное, первые 120 страниц – вводные. Из 470! С другой стороны, ровно с момента попадания на 21, книга резко меняется, превращаясь во что-то с чем-то. Из ближайших подобных вещей – «Аннигиляция» Вандермеера (вся трилогия). Странным выглядит и манера изложения текста. Сюжет подается вместе с интермедиями-интервью\комментариями людей. И это отчасти спойлерит финал, отчасти вызывает недоумение. Нельзя сказать, что Веллингтону этот приём удался. Вот кому он удался, так Бломкампу в «Районе №9».

Из положительных сторон романа стоить отметить тематику (контакт получился довольно интересным, есть ряд идей и мыслей, которые не то, чтобы совсем новые, но хотя бы им далеко до заезженных) и стилистику. Именно она резко выделяет «Последнего астронавта» на фоне многих и многих контактных НФ. Мало того, что Веллингтон использует элементы хоррора (но далеко не весь спектр, вряд ли роман испугает искушенного читателя), так ещё и вовсю прибегает к вейрд-фикшн. Ждете объяснений того или иного аспекта 21? Это вы зря. В лучшем случае получите только мнение, но никак не факты или хотя бы детерминированные теории. И уж совсем здорово автор нагнетает атмосферу. Это – ещё один отличительный элемент романа. Всё действие в 21 происходит…в темноте. Она всюду – вокруг астронавтов и даже внутри них самих. Веллингтон постулирует идею о влиянии темноты на рассудок человека. Что ж, идея не новая, но автор нашёл, что добавить к ней. Бонусом идёт герметичный характер произведения. Он Веллингтону удался.

По части минусов «Последний астронавт» может похвастаться целым спектром недостатков. Тут вам и отсутствие какого бы то ни было юмора, внятных героев (прошлое описано только чуть-чуть и то у двух героев), футуризма (автор и сам признается в условности мира). Финал тоже вызывает вопросы. Ведь Веллингтон сам утверждает, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
черви после посадки поглотят всё вокруг и отправятся дальше в космос, а Земля совсем рядом с Марсом
. Есть и ряд нелогичностей –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему выбор пал на Землю? Почему именно сейчас? Почему предшествующий 21 объект пролетел мимо?

Заключение: «Последний астронавт» – любопытный роман с интересными идеями. При желании его можно разнести в пух и прах, акцентируясь на минусах. Но если для вас атмосфера и стилистика романа окажется важнее некоторых недостатков, то произведение может показаться достойным. Вряд ли оно напугает. Вряд ли оно станет открытием для искушенных читателей. Но любители вейрда вполне могут оценить.

9 астронавтов из 10.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак прочитанно.

Ну жёсткой НФ это нельзя назвать. Я бы сказал что это кинематографичный технотриллер в стиле Крайтона. Если бы Крайтон решил почитать Уоттса и написать фанфик по мотивам ложной слепоты вот.

И это не то что бы плохо кстати. А вот плохое ниже.

Персонажи выписаны очень странно. Такой кучи психов на орбите давно не было.

То что на земле допустили что частная компания отправит корабль для контакта с инопланетянами это настолько феерично и никак не объяснимо что вау. Серьезно пусть бы это были русские или китайцы злые с поддержкой корпорации. Но нет. Мы даём корпоратам возможность начать первую космическую войну)

Биологическая часть неплохая.

Объяснение парадокса Ферми ещё одно тоже неплохо кстати говоря.

В общем на безрыбье хорошая книга. А так конечно даже не уровень «Задачи трёх тел».

Оценка: 7
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Когда сталкиваются две культуры и одна из них имеет преимущество в технологии – она побеждает. Побеждает, независимо от того, пришла она с миром или нет.»

Книга, которая вызвала во мне море негодования, хотя у нее были все шансы, чтобы оказаться восторгом. Итак, действие романа происходит через много лет после неудачной научной экспедиции на Марс, в ходе которой капитан корабля была вынуждена пожертвовать жизнью одного из членов экипажа ради спасения остальной группы. После этого НАСА было практически лишено финансирования, а спустя пятнадцать лет в космическом пространстве был замечен необычный объект, который начал замедлять скорость при появлении в Солнечной Системе, что было не свойственно обычному метеориту. Горе-капитана, некогда запоровшего марсианскую миссию, и команду абсолютно неопытных астронавтов отправляют к предполагаемому инопланетному кораблю. Их задача состоит в том, чтобы установить контакт и выяснить, можно ли считать угрозой неожиданного гостя на пороге нашей планеты. Я бы не сказала, что «Последний астронавт» Дэвида Веллингтона — плохая книга. С первых страниц мне очень понравился стремительный кинематографический стиль, в котором часть фабулы была отражена в виде записей интервью с людьми, занимающими ключевые позиции в линиях героев. Сама по себе история не казалась слишком новой. Однако возможность описать появление в жизни планеты Земля иных космических существ всегда являлась интересным способом раскрыть аспекты человечества, оставшиеся по разным причинам неисследованными. Общая структура начала книги создавала ощущение, что автор стремился погрузить читателя в психологические образы некоторых персонажей, несущих много лет своих внутренних демонов. К сожалению, странный выбор Веллингтона вести повествование ничем непримечательным литературным слогом в сочетании с блеклым сюжетом, лишенным логики, и глупым поведением главных действующих лиц окончательно лишили меня восторженных эмоций, предвосхищавших погружение во тьму космоса произведения.

«Орион-7» стартовал чудесным ясным сентябрьским днем на ракете-носителе СЛС-Блок 2, с площадки военной авиационной базы в Ванденберге. Запуск прошел штатно. Первая и вторая ступени отделились легко, проблем с выходом на орбиту не возникло. Нам надо было, чтобы все прошло безупречно. У НАСА еще никогда не было столь важного полета. Нет. Не у НАСА. У человечества.»

На протяжении всей книги мне казалось, что автор неправильно определился с жанром произведения. Создавалось впечатление, что изначально написанный научно-фантастический блокбастер, позже был облеплен очень неуместными элементами хоррора и триллера. В тексте напрочь отсутствовало реальное чувство напряженности. Элементы ужаса в повествовании были больше связаны с сюжетом, чем с тоном или общей атмосферой происходящего. Были моменты, когда автор погружался в описание антуража и настолько наслаждался этим, что забывал про элементарную логику. Находясь в атмосфере абсолютной темноты, подсвечиваемой только небольшими фонариками, мы вместе с героями наблюдали самые мельчайшие нюансы внутреннего устройства необычного космического Объекта. Что на уровне середины книги начинало раздражать по причине своей неправдоподобности.

«Если устранить различие между днем и ночью, человеческий разум скатывается на грань безумия.»

Отвлекаясь на описание внутреннего строения космического пришельца, автор не уделил даже маломальского внимания характерам и поведению персонажей. Я вообще не сопереживала им!!! Хотя объем моего читательского сердца не знает границ. Мне быстро стало очевидным, что эти персонажи (плохо подготовленные пилоты, астронавты и ученые) являются идиотами, неспособными выполнять простейшие требования своей работы. Доктор замирает в шоке при виде травмы и отправляется в опасное мероприятие без элементарных обезболивающих средств; пилот забывает о ремне безопасности и закатывает истерику, когда ему отдают приказы; ученый продолжает строить околонаучные предположения буквально обо всем, делая голословные выводы. В общем, когда надо было плакать от волнения за страшные судьбы героев, я смеялась из-за полного отсутствия профессионализма, который демонстрировали эти персонажи.

«Есть вещи, которые мы не можем говорить друг другу — вещи, которые никто не должен слышать.»

К финишу мы мчались, скорее с целью раскрыть природу инопланетянина, чем исследовать образы вовлеченных во всю эту катавасию людей. Что, на мой взгляд, противоречило первоначальному замыслу. Со временем я просто потеряла всякий интерес к роману о первом контакте до такой степени, что приходилось перечитывать абзацы. Общая загадочность пришельца и растущее безумие экипажа — хорошая основа для сюжета. Вот только здесь эти составляющие были неправильно собраны и воплощены в слова. Единственное, что заставляло меня продолжать чтение, — это интрига об инопланетном Объекте, которая была мной частично раскрыта еще в середине книги. Хотя идея автора была просто замечательной! Финал оказался вполне закономерным и логичным, и я бы с удовольствием посмотрела экранизацию этого романа в виде научно-фантастических ужасов. Вместо этого, произведение оказалось скучным, поэтому рекомендовать его к прочтению у меня нет особого желания. Всем хороших книг!

«В глубинах космоса все не так, как на Земле. Там темно, холодно — и нужно тратить массу усилий, чтобы выжить. Никакого обмена мыслями, никакой теплой дружбы.»

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх