Сергей Лукьяненко «Тринадцатый город»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
При сдаче экзаменов курсант космической школы Дмитрий попадает на давно забытую планету, общество на которой разделилось на два враждующих лагеря. Одни живут по строгим авторитарным законам в двенадцати башнях-городах, другие — в затерянных в пустыне поселениях.
Пройдя через трудности, с риском для жизни, Дима найдет ответы на все вопросы в тринадцатом городе ...
От автора (из сборника «Пристань Желтых Кораблей»):
цитата С. ЛукьяненкоКак правило начинающий автор не разменивается на рассказы — он начинает писать РОМАН. Сил у автора обычно не хватает, роман превращается в повесть или обрывается на середине. Но все равно, зуд написания РОМАНА у молодых авторов неистребим.Начав с рассказов, я достаточно быстро (через месяц) приступил к написанию “романов”. Так же как и рассказы, я писал их от руки в общей тетрадке, после чего давал почитать друзьям. Так были написаны следующие произведения: трилогия “Холодное пламя” — “Танцы на снегу” — “Прости мне свою боль”, несколько неоконченных романов (“Абсолютная гарантия”, “Прекрасное далеко”) и, наконец, “Тринадцатый город”.
Если трилогия навсегда осталась в рукописном варианте (поверьте, вот этого ТОЧНО не надо перепечатывать и публиковать!), только понравившееся мне название “Танцы на снегу” через много лет было отдано другому роману, то “Тринадцатый город” я счел возможным перепечатать на машинке, подвергнуть легкой редактуре — и даже предложить для публикации. И эта достаточно наивная “антиутопия” действительно вышла в свет — в алма-атинском журнале “Заря” и в “солидном”, с твердой обложкой и красивым золотым тиснением сборнике “В королевстве Кирпирляйн”. Тираж: у сборника, между тем, был сто тысяч экземпляров — и в разговорах с фэнами я теперь мог назвать “Тринадцатый город” и услышать в ответ: “О! Читали! Ничего так…”
Понятное дело, что “ничего так” это было в первую очередь на фоне остальной российской фантастики, которая всегда умела быть качественной, но еще побаивалась быть увлекательной. А мне, начинающему и молодому, было самому интересно нагородить как можно больше приключений. Я писал, и чувствовал, как сопротивляется текст. Я с трудом складывал слова в предложения, а предложения — в абзацы. Мне было трудно описывать людей, пейзажи, схватки — все на свете было трудно.
Но я почувствовал, что у меня уже что-то получается…
Входит в:
— антологию «В королевстве Кирпирляйн», 1990 г.
— сборник «Отложенное возмездие», 1996 г.
— сборник «Пристань Жёлтых Кораблей», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ladynelly, 19 июня 2009 г.
Несмотря на, то что это одно из ранних произведений, читается оно на ура!
Автор преподносит нам очередной вариант антиутопии, с весьма неожиданной развязкой. Следует отметить, что это очень светлая антиутопия. Почему-то во время прочтения не возникает ощущения безнадежности, безисходности. Может автор просто еще не умел писать мрачно?
Очень хочется надеятся, что для Димы на Земле, все закончится благополучно.
Мне это произведение по стилю напомнило роман Абрамовых.
vitameen, 8 января 2006 г.
Странно....отзывов нет!! Както странно получилось, что не прочитал этот рассказ раньше. А вот недавно наткнулся чисто случайно! Могу сказать, что этот небольшой рассказ может впечатлить вас не хуже , чем роман! Девчонки, мальчишки — читайте книжки!!
sham, 12 января 2009 г.
несмотря на то, что автор позиционирует данную повесть как раннюю и не хотел ее публиковать, он явно скромничает... мне повесть понравилась, считаю, что она выполнена в чисто манере братьев Стругацких (особенно ее интересно прочитать сейчас, после экранизации Обитаемого острова (постоянно в голове параллели прослеживаются))...
мне нравится такие неоднозначные вещи, в которых нельзя навесить ярлыки и которые позволяют задуматься о правых и виноватых, о темных и светлых. Как между ними провести грань??? и где эта грань между тиранией, диктатом и спасением цивилизации!!! :appl:
wertuoz, 5 декабря 2011 г.
Это ранний Лукьяненко, это романтик, пусть и жестокий романтик. Неизменным осталось его воображение, его мастерство делать фон из фантастических образов развитых цивилизаций и диковинным технологий, неизменным осталось умение ставить на первый план проблемы людей и их характера. Что поразило меня в этой повести, так это жестокая, но романтичная концовка о двух любящих друг друга людей, привязавшихся к друг другу с детства, обремененными общими проблемами и разделенными этим проклятым тринадцатым городом, поменявшим их отношения в корне. Это трогает и поражает до глубины души.
etoneyava, 20 сентября 2008 г.
Насколько я понимаю, эта повесть — одна из самых ранних у Лукьяненко. Такое обстоятельство, впрочем, не делает её хуже большинства произведений автора. Тема вертикальных городов, встречавшаяся ранее у Сильверберга, доведена тут до весьма интересной концовки. Собственно, она попросту переливается в иную концепцию — ту самую, что задумали и не успели овеществить братья Стругацкие в своём «Белом ферзе». Там речь должна была идти о цивилизации, расслоившей себя на концентрические круги. Во внешнем круге (круге обороны от остального мира, агрессивного и враждебного) несут свою функцию подонки общества, асоциальные, но зато весьма пассионарные. В среднем проживает простой, ничем не примечательный обыватель. В центре — интеллектуальная элита, выстроившая себе совершенный «мир Полудня». Мне неизвестно, слышал ли в 1990 году (год написания представляемой повести) Лукьяненко об этой задумке АБС, но воплотил он её просто здорово! Щелчок по юному прогрессорскому носику получился преизрядный...
Очень рекомендую для прочтения!
Vrundel, 29 ноября 2008 г.
Немного отдает критикой города-Солнца и всего социалистическо-коммунистического в нашей в недалеком прошлом Родине — СССР. А читать именно по этому и интересно.
Molekulo, 26 сентября 2022 г.
Весьма интересная вещь раннего Лукьяненко. В довольно небольшую повесть автор вместил тоталитарную антиутопию, постапокалипсис, прогрессорство, несколько действующих лиц, поиск истины, противостояние разума и чувств, отношения, боевик и потрясающую неожиданную концовку. Вышло все вместе очень здорово.
Конечно, все элементы повествования сделаны скорее набросками, а не во всей полноте. В устройстве мира и логике происходящего нетрудно заметить изъяны и недомолвки. Но я сделал скидку на размер произведения и на то, что автор тогда был еще совсем начинающим писателем.
И это, на мой взгляд, сильно контрастирует со многими поздними книгами Лукьяненко с более продуманными мирами и написанными более совершенным языком, но с одним и тем же главным героем, кочующим из романа в роман. «Тринадцатый город» я советую прочитать хотя бы потому, что его герои — не Мери Сью и не простой мужик-избранный.
BacCM, 21 марта 2007 г.
Не вводное слово автора, очень неплохая вещь. Да маловато пространных описаний и много экшена, но ведь это и не плохо :) . Главное очень качественно все вырулено к нескольким правдам. Жалко что концовка такая «незовершенная» и автор заставляет читателя самого решать прав ли был Дима с точки зрения руководства школы или нет.
PS:
Думаю по этой повести получился бы классный фильм.
amak2508, 5 января 2015 г.
Как и большинство ранних вещей Лукьяненко повесть в большей степени написана для подрастающего поколения. Она динамична, увлекательна, имеет прекрасный «космический» антураж: чужая планета, чужая цивилизация, и наш соотечественник-землянин — эдакий Робинзон в незнакомом мире. И мыслей неплохих в книге много, и неожиданные повороты сюжета имеются...
Взрослому же читателю, кроме всех этих достоинств, наверняка бросится в глаза и присущая раннему Лукьяненко недоработанность сюжета: слишком много в нем неестественного, нелогичного, малоправдоподобного (например, ни на чем не основанное существование «наружников» и их лагерей. Или наличие комплекса городов, непонятно когда и кем построенных — если до ядерной войны, то почему его в процессе войны не уничтожили, если после — то, как говорится, какими средствами?). И второе — это поразительная похожесть ситуации и общей направленности повествования с «Обитаемым островом» Стругацких. Не плагиат, конечно, но и, однозначно, далеко не самостоятельное произведение.
И все-таки, вещь удалась. Слишком уж красивый поворот событий возникает в повести в процессе разговора главного героя, нашего соотечественника, земного курсанта Димы с властьдержащими на этой планете. Логично, убедительно и... совершенно неожиданно.
cherepaha, 5 февраля 2007 г.
О мотивах Крапивина в творчестве господина Лукьяненко говорят много, в том числе и он сам. А о влиянии на его творчество Стругацких я почему-то не слышал. Странно?
korvin.leo, 19 февраля 2015 г.
Лукьяненко не только создал новый мир — возможное будущее Земли, но и засеял его зерном борьбы холодного расчета и нелогичной, безрассудной любви. И пусть борьба идет внутри героев и не является главным действием, но она оставляет столько вопросов, что хочется продолжения хотя бы еще одним произведением.
видфара, 19 сентября 2009 г.
Динамичная антиутопия молодого Лукьяненко. Получилось интересно, ярко и прозрачно. Никакого морализаторства, авторская позиция чётко обозначена, но не выпячивается. Герои инфантильные, конечно, но какими им ещё быть в антиутопии-то? Характерна в этом отношении и демонстрируемая автором любовь к стрелковому (и не только) оружию...
Напоминает повести Стругацких? Пожалуй. Но и что-то филенковское тут есть...
Ялини, 17 июня 2006 г.
Где кончается целесобразность и начинается диктат? Кто прав? Даже если этот оппонент не прав, обязательно ли надо его уничтожать? Такие вопросы возникают при чтении на подсознательном уровне и это хорошо. Не люблю того , что сразу вкладывается в руки, умы и т.д. и т.п.
Сказочник, 13 октября 2018 г.
Повесть хорошая. Особенно если учесть, что написана она была на самом раннем этапе развития Лукьяненко как автора. Да. наивно, да, почерк ученический, но, блин (!) это ведь тот самый Лукьяненко! Тот самый, которого читаешь взахлеб, из-за которого не спишь ночь, а потом с тяжелой головой идешь на работу. Тот самый, который еще не повесил световой меч на гвоздь, принявшись клепать сказки да фэнтези. Тот самый, вещи которого любишь.
Unicorn, 15 февраля 2007 г.
Ну Лукьяненко в предисловии явно поскромничал, вполне приличная вещь. Сюжет захватывает, развязка в его стиле, хотя что правда то правда, Стругацкими пахнет очень сильно.