fantlab ru

Брюс Стерлинг, Льюис Шайнер «Моцарт в зеркальных очках»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.71
Оценок:
182
Моя оценка:
-

подробнее

,

Моцарт в зеркальных очках

Mozart in Mirrorshades

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Над Зальцбургом 18 столетия стоял смог от химических заводов и тяжелой промышленности. Некоторые горожане и бюргеры вовсю разъезжали на машинах и мотоциклах, носили солнцезащитные очки и волкманы. И молодой Моцарт был одним из них. Как такое может быть в 18 веке? Может, если соответственно относиться к своему прошлому...

© ceh

Входит в:

— антологию «Зеркальные очки», 1986 г.

— антологию «The Seventh Omni Book of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «The Best Alternate History Stories of the 20th Century», 2001 г.

— журнал «Если 2001'3», 2001 г.

— антологию «Futures Past», 2006 г.

— антологию «Cyberpunk: Stories of Hardware, Software, Wetware, Revolution and Evolution», 2013 г.

— антологию «Глубина. Погружение 31-е», 2021 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1999 // Научная фантастика - Рассказ (США)


Зеркальные очки
2014 г.

Периодика:

Если № 3, март 2001
2001 г.

Самиздат и фэнзины:

Схизматрица
2017 г.
Фронтера
2017 г.

Аудиокниги:

Зеркальные очки. Антология Киберпанка
2016 г.
Глубина. Погружение 31-е
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Mirrorshades
1986 г.
(английский)
Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology
1986 г.
(английский)
The Seventh Omni Book of Science Fiction
1989 г.
(английский)
The Best Alternate History Stories of the 20th Century
2001 г.
(английский)
Futures Past
2006 г.
(английский)
Cyberpunk: Stories of Hardware, Software, Wetware, Revolution and Evolution
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея рассказа хорошая, но исполнение крайне скомканное и сумбурное. Вероятно, для этой идеи формат рассказа слишком мал. Было бы намного интересней наблюдать, как постепенно происходило превращение прошлого в данную извращённую форму, с какой мы сталкиваемся в рассказе сразу.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как вы, а я в восторге от этого рассказа!

Возможно здесь сказывается не такой большой опыт в чтении фантастики и при большой любви к истории, но это бесшабашное нагромождение исторических личностей, отсылок и деталей, замешанное на полном отрицании обычных законов времени и «эффекта бабочки», показалось мне чертовски свежим и бодрым. Почему-то большинство произведений о путешествии в прошлое, которое попадались мне, были основаны на главном принципе — не дай боже что-нибудь изменить, а то ужас-ужас! А здесь — полнейшая вакханалия, драйв и рок-н-ролл)) Хлопнуть Марию Антуанетту по упругой попке? Пожалуйста! Проехаться по Джефферсону по поводу его рябой физиономии? Сколько угодно! Давить вместе с Джебе Нойоном гренадеров на харлее? Вуаля!

Ещё под этим всем идея. над которой можно и поразмышлять — постоянство человеческой натуры, любовь ко всему новому, борьба прагматичного и эмоционального начал.

В общем, я бы почитал целый роман в таком ключе, хотя, возможно, ценность и фишка этого произведения как раз в стремительности и краткости))

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ироническая пародия с элементами сатиры и юмора. Вот такое наблюдал бы очевидец внедрения техники будущего в жизнь прошлого. Интересно было бы поэкспериментировать — каким -либо туземным племенам дать все достижения земной цивилизации и наблюдать, что будет через десятилетия...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, сумбур не сумбур, а определённая идея есть, причём идея сравнительно оптимистическая, по крайней мере, на общем фоне декадентских законов киберпанка. Люди из будущего, наверное, очередные ТНК, эксплуатируют прошлое («эффект бабочки» не работает), неся заодно в него и инфокультуру современности. И — чудо! -автомобили и компьютеры, электрогитары и косяки с травкой, модный грязный сленг отлично приживаются в любом времени, так как требует от человека минимальной внутренней отдачи. Миры прошлого меняются под прессом мейнстрима из будущего, и выбирают новые пути для своего развития...

Но люди всегда остаются людьми, в любом времени. плохими, хорошими, глупыми, умными, бездарными и талантливыми — разными. Жестокий темник Джэбэ останется жестоким темником, он просто сменит коня на «харлей», и буде мечтать о «вертушке» с грузом напалма для более мощного экстерминатуса своих противников. Мария-Антуанетта останется недалёкой и вздорной девицей, и совершенно неважно, мечтает ли она о пирожных лучших парижских кондитеров или о модном девайсе из «реалтайма». Бунтари масоны и революционеры останутся бунтарями, пусть даже они воюют не против «ancient regimee», а супротив бесовских машин.

Но — что обнадёживает! — Вольфганг Амадей Моцарт останется Вольфгангом Амадеем Моцартом. Да, в том мире он уже не напишет ни «Adagio», ни кодалл. он возьмётся за рок-музыку... и останется гениальным композитором, а его мелодии будут рвать чаты современного мира. Потому что талант есть талант, ему только нужны некоторые условия для творчества (сразу вспомнил образ вампира Адама из «Only loves left alive»).

В общем: неважно, что вокруг тебя. Важно, кто ты есть, и на что ты способен.

P.S. Снижаю балл за некоторую мешанину в изложении.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый слабый рассказ в антологии «Зеркальные очки». Слабый не по содержанию, а именно по смыслу. Приключения в прошлом, перекачка ресурсов в будущее — часто используемый сюжет. А в чем смысл сделать из Моцарта рокера? из Марии-Антуанетты гламурную цыпу, из монголов спецназ? какая в этом фишка и смысл? Почему бы сразу не сделать из Моцарта выпивоху играющего на тамтамах в метро? А из королевских особ проституток на Казанском вокзале? А че, народ хавает, восхищается, ему подай такое блюдо, так он гоготать будет во время прочтения. Рассказ ради рассказа, написанный непонятно зачем и для чего.

Да и сомневаюсь я, что живущие в средних веках восхищались бы жевачкой и джинсами, и готовы были душу отдать за зеркальные очки и бургеры. Скорее они сожгли бы таких пришельцев из будущего на кострах как ведьм.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительно безбашенный рассказ, где Моцарт пилит рок, Мария-Антуанетта читает «Вог», а воины Чингизхана поливают автоматным огнем масонов. Авторы послали к черту эффект бабочки, надругались над здравым смыслом, сделав шикарный, безумный, анархический текст с блэкджеком и шлюхами.

При желании здесь можно выискивать аллюзии на современность, на желание супердержав идти на любые крайности ради нефти и прочих прибылей. Ну да не буду в очередной раз обсасывать прописные истины, благо, славен рассказ отнюдь не социальными аллюзиями, а очень даже настроением и внутренней своей какой-то лихостью.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я читал этот раccказ в «Если», лет 5-7 назад, и он не произвел на меня тогда никакого впечатления. Зачем, ради чего весь этот сумбур? Теперь же, читая его в антологии «Киберпанк в зеркальных очках» (интересно все же перечитывать некоторые вещи время от времени), рассказ мне понравился намного больше. Сумбурный? Нет. Теперь бы я это назвал по-другому. Стремительный, залихватский и бесшабашный. Cатирический и язвительный. Да, вот это настоящий киберпанк. (Не зря название этого рассказа перекликается и с названием всей антологии). Хотя главное здесь, конечно, это — ПАНК, а не КИБЕР. Истинно панковское, анархическое, или если разрешите — пофигистическое отношение абсолютно ко всему и ко всем, да и просто к жизни.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх