fantlab ru

Томас Лиготти «Дом с верандой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Дом с верандой

The Bungalow House

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Одинокий человек работает в библиотеке и в обеденные перерывы любит захаживать в расположенную поблизости эксцентричную художественную галерею. Однажды он набредает там на странный экспонат, аудиозапись некоего сновидческого монолога неизвестного художника. Он очарован причудливыми записями, полными тоски и мрака. Но кто же их автор?

© LAS
Примечание:

Рассказ номинировался на Премию Брэма Стокера.


Входит в:

— антологию «The Mammoth Book of Best New Horror: Volume Seven», 1996 г.

— сборник «The Nightmare Factory», 1996 г.

— сборник «The Shadow at The Bottom of The World», 2005 г.

— сборник «Театр гротеска», 2006 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1995 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Ноктуарий. Театр гротеска
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Nightmare Factory
1996 г.
(английский)
The Best New Horror: Volume 7
1996 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New Horror: Volume Seven
1996 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2005 г.
(английский)
Teatro Grottesco
2006 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2006 г.
(английский)
Teatro Grottesco
2007 г.
(английский)
Teatro Grottesco
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В замечательном рассказе Томаса Лиготти «Дом с верандой» я выделил два компонента.

Первый — визионерские вставки-повествования (точнее, полноценная вставка одна, прочие упоминаются вкратце и являются приложением) о неких мрачных уединенных местах, где царят мертвенный покой и гипнотическая тишина. Этот компонент я оцениваю как великолепный и поистине волшебный.

Второй — собственно действие, показанное от лица главного героя-рассказчика. Он прослушивает аудиокассеты, на которых записаны вышеуказанные повествования, и излагает свои мысли и впечатления. В действии нельзя не отметить некоторый сумбур и недостаточную ясность, и вдобавок слишком много мелких деталей, необходимость которых вызывала у меня сомнение (например, зачем автор несколько раз говорит об огромных наушниках — какая для сюжета разница, какого они размера?).

Но некоторые погрешности второго компонента полностью растворились в важности соображений главного героя. Одно из них, как суть крайне значимой для меня концепции, я считаю нужным процитировать:

« <…> что он был анахоретом, исследующим мрак существования сквозь призму трех суровых положений: никуда не ходить, ни с кем не знаться, ничем не заниматься».

Мне достоверно неведомо, знаком ли Томас Лиготти с учением даосизма. По моему убеждению, в своем творчестве он не раз высказывал принципы того, что я определяю как «черный даосизм» (т.е. философия Пути мрака). И разве может быть случайной такая близкая аналогия приведенной мной цитаты с одной из ключевых идей в даосском трактате «Чжуан-цзы» (глава XXII)?

«Не задумывайся, не размышляй — и ты познаешь Путь. Нигде не находись, ни в чем не усердствуй — и ты претворишь Путь. Ничему не следуй, никуда не стремись — и ты обретешь Путь».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Томаса Лиготти из его серии рассказов про арт-богему (в которую также входят «Teatro Grotesco», «Бензозаправочные ярмарки», «Северини» и «Эта тень, эта тьма») сочетает юмор, дар обнаруживать удивительное и пугающее в окружающей всех нас банальной повседневности (сам Лиготти родом из депрессивного Детройта, поэтому в описываемых им пейзажах запустения и упадка крайне много знакомого найдут жители России) типа малобюджетных арт-галерей, пустых библиотек, автобусных остановок ранним утром — и исследует грань между ценителем искусства и маньяком/сумасшедшим.

Рассказ обладает довольно внятным сюжетом и понятной наиболее вероятной трактовкой произошедших событий, хотя в нём, как в фильмах Линча или «Сиянии» Кубрика остаётся элемент недосказанности и некоторый простор для разных трактовок.

Любопытным образом по приёмам и описываемым феноменам рассказ перекликается с «Чёрным монахом» Чехова.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В художественной галерее внимание протагониста привлекает произведение, передающее чувства грусти и одиночества от созерцания лиминальных пространств и «ледяной мрачности вещей». Но как художник смог так точно передать чувство, которое, как думал протагонист, испытывал только он?

Рассказ воспевает уникальность искусства и неповторимость человеческого опыта. Он показывает, что weird fiction может быть «серьезной литературой», достойной включения в различные списки достояния человечества.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх