fantlab ru

Кир Булычев «Пленники астероида»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
1168
Моя оценка:
-

подробнее

Пленники астероида

Повесть, год (год написания: 1983); цикл «Алиса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

Полина и Алиса летят в пояс астероидов, не подозревая, что с недавних пор там исчезают корабли. Им предстоит разгадать эту тайну и победить Ледяных драконов.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Переработанный вариант повести «Ловушка», которая печаталась в газете «Пионерская правда», написанная совместно с читателями. Повесть «Ловушка» в цикл «Алиса» не входила.


Входит в:

— цикл «Алиса»

— сборник «Марсианское зелье», 2016 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 59

Активный словарный запас: крайне низкий (2208 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Девочка из будущего
1984 г.
Пленники астероида
1988 г.
Ржавый фельдмаршал
1991 г.
Приключения Алисы. Заповедник сказок
1992 г.
Все приключения Алисы 2. Пленники астероида
1993 г.
Миллион приключений
1994 г.
День рождения Алисы
1996 г.
Алиса на астероиде
1997 г.
Пленники астероида
2000 г.
Миллион приключений
2004 г.
Сто лет тому вперед
2007 г.
Гостья из будущего
2009 г.
Пленники астероида
2014 г.
Сто лет тому вперед
2015 г.
Всё о девочке с Земли. Приключения продолжаются
2016 г.
Марсианское зелье
2016 г.
Приключения Алисы. Том 2
2023 г.
Миллион приключений. Заповедник сказок. Приключения Алисы
2023 г.

Аудиокниги:

Узники «Ямагири-Мару», Конец Атлантиды, Пленники астероида
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Das Mädchen aus der Zukunft
1987 г.
(немецкий)
Dziewczynka z przyszłości
1988 г.
(польский)
Zajatci asteroidu
1988 г.
(словацкий)
Астероид туткундары
1988 г.
(киргизский)
Сто років тому вперед
1991 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Робот — это выдумка века.

Я прошу, ну попробуй,

Стань опять человеком.

---

Изрядно переработанная повесть «Ловушка», которую автор написал совместно с читателями в рамках уникального проекта газеты «Пионерская правда». Но поскольку сама «Ловушка», кроме первоначальной публикации в газете, до последнего времени абсолютно нигде не печаталась, подавляющему большинству читателей произведение знакомо исключительно в качестве «продукта вторичной переработки». Отсюда все недоумения, нестыковки и неясности. Оно и понятно: в «Пленниках» повесть предстает неудачной пародией на самою себя. По этой причине её оценка в качестве самостоятельного произведения будет в определенной степени не полной: репродукцию имеет смысл оценивать по отношению к оригиналу.

Как читатель, знакомый с «Ловушкой» с момента ее создания или даже ранее (до сих пор пылятся где-то номера «Пионерской правды», в которых повесть печаталась по мере ее написания), считаю, что лучше бы ей «Ловушкой» и оставаться — попытка запихнуть ее в прокрустово ложе «Алисиады» на пользу ей явно не пошла.

Начнем с того, что для меня уже даже «внецикловость» «Ловушки» сама по себе имеет некий шарм. Как ни дорога мне Девочка с Земли, но упорное, к месту и не к месту, пихание ее во все сюжеты набило изрядную оскомину. Образ ее давно уже раскрыт в огромной массе произведений и в известной степени запротоколирован, ничего принципиально нового о ней, ее характере и поступках читатель уже не узнает. Поэтому каждое следующее ее участие в сюжете в некоторой степени обесценивает произведение, превращая его в очередной эпизод «Алисиады». А когда ради ритуального участия Алисы портят хорошую вещь — это уж совсем ни в какие ворота.

Но пусть хотя бы просто участие. Алису зачем-то делают главным героем. Хотя главный герой уже есть: Дима Климов — весьма интересный и вполне аутентичный персонаж, «двенадцатилетний капитан». Попутно девочку Митико Судзуки меняют на мальчишку Юдзо Комуро (ну это понятно: две девчонки в сюжете не смотрелись бы), а капитана Климова — на Полину Метёлкину, сотрудника института времени, героиню фильма «Гостья из будущего», которая в данном сюжете вообще — ни к селу, ни к городу. Робот Посейдон хоть и остается центральным персонажем, но претерпевает летальные изменения. Из прямодушного здоровяка, готового всегда прийти людям на помощь и даже пожертвовать собой ради них, он превращается в язвительного декадентствующего зануду, состоящего в запутанных отношениях с Полиной Метёлкиной и поглядывающего на людей с изрядной долей снисхождения. Главный мозг корабля, в «Ловушке» не имеющий конкретного образа и появляющийся лишь в финале, в «Пленниках» превращается в лубочного Черного робота (ну хоть не в Тёмного Властелина, — и то ладно) со странным прозвищем «Хозяин» и становится главным антагонистом, уводя сюжет вообще «не в ту» сторону и придавая ему излишнюю затянутость.

В общем, прежде чем браться за «Пленников астероида», я бы все же порекомендовал прежде ознакомиться с «Ловушкой». Для объективности картины, так сказать.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело писать отрицательный отзыв на повесть любимого автора, но иногда приходится делать и такое. Кир Булычёв писал очень много, и порой его произведения оказывались не вполне самостоятельными. Вот и в этой повести корабль, на котором летела Алиса, попадает в ловушку, один в один списанную с «Саргассов в космосе» Эндрю Нортон. А ситуация на звёздном ковчеге копирует повесть «Войскунского и Лукодьянова «Формула невозможного». Те же выродившиеся инопланетяне и роботы, которые их кормят, поят и развлекают кровавыми зрелищами.

Но главное, не в этом. Меня неприятно удивило, что в далёком будущем, когда дети летают на каникулы на другой конец галактики, в Солнечной системе бесследно пропадают корабли, и никого это не волнует. А ведь книга адресована детям. Есть в повести один момент, который резанул особенно больно. Среди погибших звездолётов упоминается корабль под странным названием «Громкий смех». На нём летали музыкальные эксцентрики, выступавшие с концертами на окраинах Солнечной системы. Они попали в плен и были хладнокровно скормлены ледяным драконам. Их-то никто не спас! Ребёнок, читающий книгу, прекрасно представляет этих весёлых людей, от которых осталась только надпись, нацарапанная на стенке и помятая труба. Зачем писатель, известный своим гуманизмом, придумал эту людоедскую сцену? Только для того, чтобы героиня могла надеть трубу на голову одного из роботов? Не смешно, а очень печально. Я бы не хотел, чтобы мои внуки читали эту повесть.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело даже в стандартности сюжета, а в очень отстранённом написании. Как будто самому писателю не так уж интересно это было и писать. Самая качественная часть — начало, полёт на «Арбате» до встречи с Юдзо. Дальше — какая-то искусственность, натянутость и безразличие. И особенно пугает это безразличие, как правильно заметили, в случае гибели музыкантов. Как-то не по-детски просто и мимоходом говорится о смерти людей, как о рядовом событии.

Может быть, сама тема не слишком детская, хотя никто не мешал астероид сделать захватчиком только двух кораблей: профессора-японца и Полины-Алисы, по крайней мере в нашей солнечной системе.

Да и увлекательности не получилось. Какой-то проходной текст, лишь бы отписаться.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это чисто детское произведение. И нам, а особенно мне порой очень трудно понять, насколько это будет интересно детям. Но одно я знаю точно. Сегодня в том огромном количестве боевой фантастики, которую имеет возможность читать юное племя данная повесть вообще не воспринимается. Она не несет в себе ни литературных новинок, ни интересных или оригинальных фантастических идей. Не думаю, что это произведение увлекало меня и в 1983 году, ибо и тогда мы могли читать более интересные произведения. В данном случае, есть сериал и это еще одно приключение в длинной череде приключений Алисы Селезневой.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга цикла об Алисе получилась у Булычёва совсем детской: простой текст, наивные приключения, мораль, доступная даже детям (вернее, даже две морали — «Кто не работает, превратится назад в обезьяну» и «Никогда не сдаваться, бороться до самого конца».

Взрослому читателю в ней будут интересны всего лишь несколько первых страниц, где мы знакомимся со старым, умудрённым жизнью роботом Посейдоном. Его весьма практичные взгляды на жизнь и его споры с командиром корабля — это действительно и весело, и интересно, причём для взрослых, думается, даже в большей степени, чем для детей :).

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алиса Селезнёва на управляемом Полиной Метёлкиной бывшем разведботе «Арбат» направлялась на астероид Паллада в гости к маме Кире. На борту также находился универсальный робот Посейдон. Подлетая к поясу астероидов, Полина приняла сигнал SOS, который подавал учебный катер с мальчиком Юдзо Комурой на борту. Юдзо разыскивал своего отца, недавно пропавшего в поясе астероидов. Внезапно разведбот потерял управление и стал стремительно притягиваться к одному из астероидов километрового диаметра. Астероид оказался космическим кораблём прибывшим из-за границ Солнечной системы. Роботы, управлявшие кораблём-астероидом уже успели погубить несколько космических судов вместе со всеми экипажами. По счастливой случайности выжил только профессор Комура...

Во-первых, хочется сказать, что по общему настроению повесть заметно выбивается из предыдущих частей цикла про Алису, тут людей убивают и в целом она скорее для подростков, чем для младших школьников. Понятно, что это следствие истории создания данной книги, когда она попала в цикл про Алису несколько искусственно.

Во-вторых, из сказанного выше следует, что с сюжетом нельзя обращаться столь же вольно, как в «Путешествии Алисы», где Говорун свободно летал между звёздными системами. Мир Алисы столь развит, Солнечная система излётана вдоль и поперёк и уж километровый астероид извне как-нибудь уж засекли бы задолго до орбиты Сатурна. Генератор гравитации так и так бы изменил параметры орбит других астероидов и это тоже вряд ли бы осталось без внимания. И наконец, самое главное — пропажа кораблей с экипажами в одном районе не могла не привлечь спасателей.

В-третьих, прозвучала фраза «...ведь в открытом космосе не важно, большой корабль или маленький, квадратный или круглый. Раз сопротивления воздуха нет, разогнать песчинку так же легко, как и астероид, — был бы толчок вначале достаточно мощным». Законов сохранения никто не отменял, и если форма корабля и не важна, то масса очень даже.

И да, клоунов жалко, раз уж они сохранились в будущем то негоже человечеству их так бездарно терять.

По итогу — не самая удачная вещь, в цикле про Алису ощущается несколько чужеродной.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня эта повесть очень впечатлила в детстве. Не сюжетом, а какой-то особой атмосферой. Эти маленькие худые человечки, одетые в старые мешки, их серый тесный мир, жалкое однообразное существование... Прошло много лет, и я не запомнила ни сюжета, ни основной мысли повести, но до сих пор очень хорошо помню мир этих несчастных ашиклеков. Для неокрепшего детсткого разума это было необычно, интересно и пугающе одновременно.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полина Метелкина, научный сотрудник Института времени, летит на Плутон. Вместе с ней на разведботе «Арбат» летит робот Посейдон и Алиса Селезнева, которая направляется к маме на Палладу. Через несколько дней они обнаруживают корабль «ШУК-24» с мальчиком Юдзо Комурой на борту, а через некоторое время их притягивает к себе неизвестный астероид.

Еще одно произведение про девочку из будущего. Ничего нового про саму Алису мы не узнаем, как и про остальных главных героев. Посейдон очень похож на кораблик Гай-до, Полина напоминает Ирию Гай, а мальчик Юдзо это некая смесь Аркаши и Пашки. Сам сюжет тоже оригинальностью не блещет, очень похоже на многие произведения автора («Конец Атлантиды», «Ржавый фельдмаршал», «Подземная лодка», «Гай-до», «Заповедник сказок» и многие другие, которые вышли до этой повести, и после нее) тем, что Алиса попадает в плен, узнает страшную тайну пленивших ее существ и ее пытаются убить. Меняются только персонажи которые пытаются ее убить, и персонажи которые ее сопровождают. Но плохого сказать ничего не могу, так как очень люблю читать про приключения Алисы, и обязательно прочту весь цикл своим детям.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У некоторых читателей эта повесть вызывает ощущение некой «попсовости». В принципе, очень похоже на то, ведь она является явным ответом на популярный роман Роберта Хайнлайна «Orphans of the Sky», который ещё не был переведён на русский язык. Отсюда и сюжет: одичавшие жители космического корабля, за которыми надзирают роботы, из поколения в поколение ведущие его сквозь межзвёздное пространство. Однако ему необходимы ресурсы, и тогда роботы начинают заниматься самым настоящим пиратством...

В общем, простенькая приключенческая повесть с хорошим концом. Все живы, все здоровы, все смеются, даже главных злодеев-роботов не наказали... Хотя главный из них является уж совсем вопиющей отсылкой к одному из самых популярнейших злодейских фигур кинофантастики. Слегка карикатурные персонажи слегка диссонируют с общим мрачным настроем повести, что и вызывает у читателей эффект отторжения. Я не читал «Ловушки», и сравнить не с чем, но, сдаётся мне, что Булычёв попытался просто добавить в уже готовый текст новые элементы, соединившие его с циклом об Алисе Селезнёвой, но они не до конца туда вошли...

Читабельно и занятно, но не во всём удачно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве после этой книги я несколько ночей в ужасе просыпался от каждого шороха. Пугали образы драконьих щупалец, которые вот-вот вцепятся в край кровати. Пугали мысли об останках разбитых кораблей. Но больше всего пугал образ ашиклеков.

В книге понравилось все, но особенно хорош был образ робота Поликарпа — этакий доктор Хаус, только искусственный.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более серьезное (по взрослости) произведение, которое мне понравилось меньше, чем все остальные. Эдакий неудавшийся (и неудачный) экшн для советских подростков. Сейчас совершенно неинтересно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сужу по «Пионерской правде», может потом она была основательно переработана, но отдавала она тогда неким ширпотребом, попсой что ли... С каждым новым номером «Пионерки» сюжет поворачивал в другую сторону. Все понятно — писал не один человек, а все пионеры Советского Союза. Ну и развязка сюжета характерная для «Алисы» — появления некоего «бога из машины».

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная повесть, в отличии от других «Алис» в своем сюжете более стандартизирована, то есть что-то подобное можно легко найти у других писателей. И это единственный ее минус.

Однако, произведение имеет продуманную структуру, цельность, планомерное, взвешенное развитие сюжета, без ненужных «скачкообразностей». Вот только смутило слишком взрослое поведение Алисы! :smile: Сюда, вместо нее, ввести бы другой персонаж, например, доктора Павлыша, «перекинуть» повесть в соответствующий ему цикл и было бы вообще всё замечательно.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

И так после трёх повестей о «Легендарной Эпохе», Булычёв вновь возвращаеться к космической теме. И не плохо нужно сказать возвращаеться. Кстати главная героиня «Пленников Астероида»- Полина, персоонаж х/ф «Гостья из Будущего», в других произведениях она уже не встречаеться.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восторга произведение не вызвало( Некоторые моменты хороши, некоторые — откровенно не дотягивают до уровня многих других булычесвких рассказов и повестей.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх