Дэйл Бейли «Смерть и право голоса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Отгремела очередная предвыборная гонка, и вот-вот станет известно, кого же американцы желают видеть своим президентом в ближайшие четыре года. Для Роба, руководившего кампанией сенатора Бертона, провал и последующее увольнение — дело уже решенное. Но тут случается то, чего никто не смог бы предвидеть: мертвые восстают из могил и приходят на избирательные участки, чтобы опустить свои бюллетени наравне с живыми людьми. И голосуют они только за Бертона... Роб сразу понимает, что как-то причастен к этому кошмару — или чуду. Но чтобы по-настоящему осознать свою роль в происходящем и проделать долгий путь к самому себе, ему понадобятся многие месяцы...
И пусть даже с воскресением мертвых не заканчиваются глупые политические игры; главное, что этот мир уже изменился — неотвратимо, безумно, раз и навсегда.
Входит в:
— сборник «The Resurrection Man's Legacy», 2003 г.
— антологию «Нежить», 2008 г.
— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2003 // Средняя Форма |
- /языки:
- русский (1), английский (4)
- /тип:
- книги (4), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Колесникова (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Книжный червь, 10 июля 2013 г.
«Мы так увлеклись передвижением фишек по доске, что позабыли идеалы, из-за которых уселись играть. Мы забыли говорить от сердца.»
С чем у большинства людей ассоциируется слово «зомби»? С трэшовыми фильмами ужасов. У некоторых людей при этом слове на память приходят несколько годных произведений, в которых ходячие мертвецы — социальная метафора, аллегорический фон. Таких произведений немного, и именно к их числу принадлежит данный рассказ.
Когда начал читать, вспомнил, что давно видел качественную экранизацию (сериал «Мастера ужасов», эпизод «Возвращение домой»). Замес таков: в США проходят очередные президентские выборы, и вдруг на улицах появляются ожившие мертвецы, единственная цель которых — проголосовать. Все они голосуют за сенатора Бертона. (Аннотация, да.) По какой причине мёртвые поднялись из могил и направились на избирательные участки, доподлинно неизвестно. Хотя главный герой Роб, руководивший избирательной кампанией Бертона, уверен, что виновником торжества стал именно он. Как? А вот так: за несколько дней до выборов на телевидении, когда речь зашла о маленькой застреленной девочке, с Робом вдруг что-то стряслось и он заявил на всю страну, что Бертон переплавит всё оружие в жестянки, когда станет президентом. Важно понять, что Роб — опустошённый своей работой человек, пожертвовавший личной жизнью, оставшийся без друзей и семьи. Вся его деятельность — холодный расчёт. И вот этот человек позволяет на один миг прорваться эмоциям и говорит что-то, исходящее от чистого сердца. Одного честного признания в этот нечестном мире оказалось достаточно, чтобы умершие вернулись и таким странным образом дали своё «добро».
Впрочем, повествование вертится вокруг внутреннего мира Роба. Появление зомби заставило его проанализировать прожитую жизнь, понять, что в ней было не так и попробовать что-то изменить. Что символизируют зомби? Совесть? Да, ведь они служат мрачным напоминанием для людей о совершённых ими ошибках. При этом люди удачно игнорируют мертвецов. Неудивительно, ведь совесть может быть спокойной, но это не будет значить, что она чиста. Прошлое? Несомненно, и это главная метафора рассказа. Чтобы двигаться вперёд, нужно смириться и принять прошлое. Нельзя его игнорировать, иначе в один прекрасный день оно заявится к тебе, возможно, в виде восставшего мертвеца. Я усмотрел ещё один символ: человек вполне может поменять мир. Это не мечта Джона Леннона. Ведь одна реплика Роба изменила мир до неузнаваемости. Однако, прежде нужно взяться за себя. Заглянув в свою душу и приняв результаты самокопания как должное, человек, пусть и в незначительной мере, но изменит и мир.
Стиль письма Бейли очень меланхоличен, под стать печальной атмосфере. Слова льются аки осенний дождь вечером. В языке нет той напыщенности и того цинизма, которые так свойственны популярной литературе XXI века. В целом рассказ — весьма специфичная трактовка извечных тем.
Nadia Yar, 30 июня 2012 г.
«Смерть и право голоса» Дейла Бейли — это и о политике тоже. Американской. О неспокойных мёртвых как знаке совести, у которой иссякло терпение, и она манифестировалась наконец так, что игнорировать её стало невозможно. Рассказ о памяти, личной и коллективной вине — грехе — и примирении с правдой. Правда у Бейли — условие истинной жизни: необходимое, но не достаточное. Обычно, когда идейный автор вызывает в тексте сверхъестественные силы для продвижения своего идефикса, мне становится смешно, но Бейли пошёл на шаг дальше простой агитки. Даже на два шага. Это и примирило меня с рассказом.
alex1970, 31 января 2011 г.
Хорошая повесть, довольно необычно трактующая тему зомби, и совмещающая с этой темой отличную политическую сатиру.
Может быть, несколько снижает впечатление следующее: автор постарался втиснуть многое в столь небольшой объем. Из этого материала мог бы получиться неплохой роман.
Очень ехидный взгляд на политику и политиков.
Читать интересно.
Рассказ экранизирован – серия в сериала «Мастера ужасов». Фильм – отдельное произведение, просто использующий некоторые сходные мотивы. На мой взгляд, это два совершенно разных произведения.
Oswald, 8 февраля 2010 г.
На удивление много всего уместилось в эту короткую повесть. А это именно повесть, рассказом её назвать просто не поворачивается язык. А если уж быть совсем откровенным, то «Смерть и право голоса» очень прилично смотрелась бы и как роман, не будь она настолько ужатой. Такая спресованная, уплотнённая подача материала как раз и создаёт столь богато наполненную сюжетную композицию, где уместились и зомби, и демократия и жизненная драма одного единственного человека, разворачивающаяся на этом фоне. При этом никакой перегруженности и в общем ничего лишнего, всё идёт закономерно и логично и одно неизбежно вытекает из другого. Несовершенство демократии следствие людского равнодушия. Одиночество человека — следствие неизжитой трагедии его собственной жизни. Интересно, что ожившие мертвецы решили изъявить свою волю через одного единственного человека, который вроде бы и не сопричастен их миру... На первый взгляд не сопричастен. Интересно ещё и другое: когда оживших покойников в мире станет слишком много (а мертвых всегда больше, чем живых) куда деваться живым людям? Останется ли место для них?..
senoid, 13 декабря 2009 г.
Очень занятная история. Признаться, такого многообразия тем в сборнике не ожидал. Бейли решил поведать читателю о том, как на избирательные участки дружными хороводами отправились сборища живых мертвецов. И хотят они не сожрать всех подвернувшихся под гнилые зубы, а просто исполнить свой гражданский долг, пусть паспорт и забыли положить в похоронный костюм.
На фоне этой волны избирательного бума и разворачиваются события, в центре которых все-таки человеческие эмоции. Внутренний мир главного героя, который оказывается причастен ко всему происходящему. Вещь довольно объемная, потому и автору удалось ввернуть в повествование сразу несколько эмоциональных вспышек. И касаются они отнюдь не только волочащих за собой мертвые ноги зомби. История прежде всего о людях. О современном социуме, в котором появилась еще одна имеющая право голоса сила.
Все на выборы!
kkk72, 19 ноября 2009 г.
На удивление крепкий рассказ от совершенно незнакомого мне автора. В одной не слишком большой по объему истории автор сумел поднять сразу четыре непростые темы. Первая — и самая неважная из них — это политика. Да, в Америке она ведется по другим правилам, чем у нас. Но даже там, как выясняется, можно упорно толковать о прописных истинах и не замечать проблем, буквально переворачивающих весь мир. Вторая проблема — это соотношение личного и общественного. Сколько я знаю людей, которые просто горят на работе, которые тратят на нее все силы и время, забывая о самом важном, о близких людях. И я не могу не согласиться с автором в этом вопросе. Третья проблема — это детские комплексы, чувство вины, которое довлеет над главным героем всю жизнь, вины, которую он пытается искупить через годы. И, наконец, четвертый вопрос — о свободном владении огнестрельным оружием. Думаю, многим, кто месяцами спорит у нас на сайте в соответствующей теме, стоило бы прочесть этот рассказ.
Вертер де Гёте, 9 ноября 2009 г.
Выборы-выборы... Хотя при этих словах русскому человеку приходит на ум не то, что американцу, но интрига политических «избирательных» триллеров (как литературного жанра) теперь тоже вполне понятна. Бейли ввёл в свой рассказ о предвыборной компании оживших мертвецов: а что они не люди, что ли? Не будем лишать их свободы волеизъявления. С другой стороны: чем человеческая толпа так уж сильно отличается от толпы мертвецов? Живыми вполне можно управлять как зомби — с помощью телевизионных роликов, чёрного «пиара» или сомнительной рекламы. Всё же зомби здесь, скорее, аллегорические фигуры, а на первом плане — внутренний мир главного героя и его возвращение к жизни из «могилы» большой политики, поиски правды, ведь замалчивание истины в конечном счёте всегда возвращается бумерангом — что в личной жизни, что в политике. Крепко сработанное социально-психологическое произведение.
Андрэ, 3 ноября 2009 г.
Как только я начал читать этот рассказ в мозгах сразу что-то щелкнуло — сюжет знакомый, но откуда? И тут я вспомнил о недавно купленном и просмотренном сериале «Коллекция мастеров ужасов», все серии которого — экранизации произведений различных авторов. Этот рассказ поставил Джо Данте, а название — «Возвращение домой». Измененил он там достаточно, но и фильм и рассказ действительно стоящие. Читать и смотреть.
Pickman, 25 октября 2009 г.
Все многообразие зомби-жанра сводится к двум видам историй: одни рассказывают о мертвяках, другие все-таки о людях. Расписывать в красках (и внутренностях) ходячие трупы, живописно разлетающиеся на куски, и реалистично передавать чувства живых персонажей — это два разных умения; сравните психологию человека и табуретки. Дейл Бейли из тех, кому ближе второй подход. Зомби в этой повести не то чтобы статисты — нет, в сюжете они играют важную роль, и разлагаются вполне правдоподобно, но в фокусе повествования все же не орды «воскресших», а путь главного героя к самому себе. Роберту предстоит переоценить каждый аспект своей жизни, чтобы понять, с чего вдруг мертвые принялись восставать из могил и толпами валить на… избирательные участки, чтобы поставить галочку против имени «Бертон». Против имени кандидата в президенты, за избирательную кампанию которого отвечает он, Роберт… И нужна им не человеческая плоть, а… что? Мертвецы у Бейли пугают не прожорливостью, а именно бездействием — бездонным взглядом нездешних глаз.
Что-то в повести может показаться надуманным (прежде всего вялая реакция общества на оживших покойников: Бейли пытается ее обосновать, но не очень убедительно), однако в главном автор все-таки не промахнулся: путешествие одинокой человеческой души во мрак и обратно состоялось. Повторит ли ее подвиг кто-нибудь еще — вопрос открытый.