fantlab ru

Виктор Точинов «Метро 2035: Защита Ковача»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.65
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2035: Защита Ковача

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Идёт война, жестокая и беспощадная, — правых и виноватых в ней нет. Военные, прожившие двадцать лет на подземном объекте, бьются за то, чтобы возродить хоть какое-то подобие прежнего мира, рухнувшего в Катастрофе. Их противники, выживавшие на поверхности и изуродованные мутациями, бьются за свое право жить как жили: их уклад и обычаи кажутся дикими и кровавыми, но именно они помогли спастись, уцелеть в постъядерном хаосе. И неизвестно, можно ли было уцелеть иначе.

Однажды военные захватывают и доставляют на базу молодую девушку, на первый взгляд совершенно обыкновенную. Но в этом мире у всех есть свои секреты, и она не совсем та, кем кажется…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 261

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3030 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Превосходная книга Вселенной, 2020 // 2 место


Издания: ВСЕ (2)

Защита Ковача
2020 г.

Аудиокниги:

Защита Ковача
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно не совсем правильно составлять мнение, ознакомившись только с половиной произведения, но как говорится чем дальше в лес... Спойлер: все очень плохо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В начале романа события развиваются достаточно бодро, и тем обиднее, ведь автору все-таки удалось меня сначала зацепить! Но потом главный герой пролога Самурай уходит на третий план, а читателю приходится «наслаждаться» похождениями двух сестер, а именно Марьяны и Лизы Седых. Мутация генов наградила близняшек уникальной способностью — телепатической связью, причем сестры могут не только обмениваться мыслями через огромные расстояния, но и подчинять себе волю других людей. Сначала можно подумать, что девушки представляют собой единство противоположностей, инь и янь, альфу и омегу. Однако автор вскоре дает понять, что хоть сестры и обладают некоторыми отличиями, но по факту у них один характер на двоих. Поэтому далее я буду описывать сестер как единый субъект, думаю имя Мэри Сью подойдет как никак идеально. Мэри Сью у нас — непобедимая умница-красавица, благородное создание, стоящее непонятно по какой причине в оппозициии к падшему обществу нового мира, такой типичный шаблонный образ сильной женщЫны, которой на помощь всегда придет рояль в кустах, так удобно расставленный автором. Мэри, разумеется, окружают одни моральные уроды и последние дебилы, чтобы на их фоне ее когнитивные сопособности казались вполне выдающимися. Есть эпизод, когда героиню окружают военные, и она вынуждена добровольно сдаться в плен. Вопрос: Обладая такой силой, что мешало «покопаться» в мозгах несокольких вояк и стравить их друг с другом? На месте Мэри я бы основал секту фанатиков и захватил всю лен. область, но ей видимо больше по душе сидеть в своем Затопье и динамить сельскую шпану. Точинов смутно описал эту экстрасенсорную силу, поэтому о пределах ее возможнотей можно только гадать. Второстепенные персонажи это отдельная история. В этой книге их немало, однако иногда писатель не приводит им даже краткую справку. Во время прочтения меня постоянно посещали мысли: «Кто все эти люди?», «А когда автор успел ввести этого персонажа?». Теперь перейдем к экшну. От книги про военных я ожидал, мягко говоря, большего. Во-первых, книга страдает от дефицита напряженных сцен. Во-вторых, то что есть описано автором достаточно бедно и местами даже скучно. Мир же книги слишком тесный, инетерсных локаций от него ждать не приходиться, фракций опять же всего лишь две, а конфликт между ними банален до безобразия.
Отдельного внимания заслуживает пошлятина, от которой к середине книги начинает тошнить. Я читаю постапокалипсис или 50 оттенков, помогите развидеть. В своем отзыве Dobkachleo похвалил автора за юмор. Лично меня от него пробивало на facepalm. В каком психическом возрасте надо находиться, чтобы улыбнутся от шутки про мутировавший член? Вообще создается впечатление, что автор не может нарадоваться от того, что ему дали взрослый рейтинг, поэтому ни одна глава не обойдется без упоминания мужского детородного органа.

P.S. У меня может и не бомбило бы так, выйдя эта книга в обычной, не премиум-серии. От последней ожидаешь более высоий уровень качества, проработанные и интересные миры.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На дворе все ещё апрель 2020 года. В России с каждым днём всё больше заражённых коронавирусом Covid-19. По дорогам катаются машины с «матюгальниками», которые предупреждают граждан не выходить из дома, соблюдать карантин и скупать мыло с туалетной бумагой. Сосед с пятого этажа, вооружившись «СВД», отстреливает живых мертвецов с балкона, а на горизонте маячит комета, готовая закончить жизнь планеты Земля. Одним словом, 2020 не удался, давайте уже 2021 год. В это время, ваш покорный слуга, минуя рейды за хабаром и солнечную весну, решил ознакомиться с новым романом Виктора Точинова из серии «Вселенная Метро 2035» — «Защита Ковача». Годков эдак четыре назад я познакомился с творчеством Виктора, читывал его роман «Все сокровища мира» серии «Сталкер» и остался крайне доволен, облизываясь, поставил оценку 9/10 и был таков. Вышла «метрошка», ну, думаю, читану, это ж тот самый Точинов, етить его аномальную Зону. И слог хорош, и персонажи раскрыты. Так как у соседа патроны не заканчивались, а стрелял он метко (небось эти ваши PUBG’и и Call of Duty тренировали его в стрельбе), я решил не шелестеть особо и купить книгу на Litres.ru. И, естественно, с упоением прочитать. Давайте разбираться, что я там прочитал и к какому выводу пришёл.

Будут спойлеры в тексте, о которых я вас предупрежу восклицательными знаками и красными дымовыми гранатами.

Что мы имеем? Небольшой шахтёрский город Сланцы, Ленинградская область. Неподалёку граница с Эстонией. У нас есть две фракции: военные, которые спустя длительное время решили выйти на поверхность из бункера. И местные жители, адаптировавшиеся под реалии постапокалипсиса. Военные, после выхода на поверхность, начинают экспансию близлежащих земель, наводят порядки и подминают всё под себя. Военных так и называют – «кровососами». Вышли значит из-под земли и ставят свои порядки. В близлежащих сёлах и поселениях живут обычные люди, многие конечно мутировали, так как на дворе чай не 2020, а самый мать его «постап», эдак 2035 год, ядерная война с примесью бактериологического оружия прошла, плюс добавила уродства для тамошнего населения. Ну, как и заведено, местные мутировавшие бьются с вояками, а вышедшие из бункера ратуют за чистоту генов (хотя принимают в низшие чины «слегка мутировавших», как холопов) и воюют с мутантами и иже с ними.

Ну, воюют и воюют, скажите вы. А в чем же замес? А дело у нас в двух сюжетных ветках. Разберёмся пока без спойлеров.

Первая. Две сестры, Марьяшка и Лизка, внешне идеальные барышни-близняшки, но со способностями к ментальной связи, умеющих общаться телепатически и не только. Однажды, Лизку, при загадочных обстоятельствах, насильно крадут «кровососы» и забирают на свою базу…

А вторая сюжетка (понятно, связанная с кражей Лизы): это сын главнокомандующего «кровососов» (плюс Ковач, без него никуда), влюбившийся в Лизку и…решивший её украсть. Во-о-о-от. Такие дровишки. По делу, весь вам сюжет. Кратенько объяснил? Не обессудьте, господа, глянем, что там в следующем абзаце.

Всё, что сказано выше не является спойлером и описано в первых главах книги. Признаться, от Точинова я ожидал большего, после тех же «Все сокровища мира», так как перед нами обычный боевик, отдавшийся на откуп экшену, о чём и сам автор признается в послесловии. Если в «Сокровищах» была атмосфера и некий смысл, раскрывающийся в конце, то здесь мы имеем прямолинейный сюжет без какой-либо изюминки, без кульбитов и сюжетных поворотов. Перед нами есть сценарий прямолинейного повествования, местами я даже сам догадался, что и как будет в дальнейшем. Я понимаю, что в «метрошке» сейчас платят негусто (и это блин обидно, труд неимоверный!), но по сюжету и смысловой нагрузке я ожидал намного большего, так как опыт по «Сокровищам» есть. Насчёт сюжета кратко и со спойлерами пройдёмся, я вас предупрежу.

Персонажи. А вот герои у нас классные: сестры Марьяшка и Лизка, Малой (сын полковника военных), тот же СБ Ковач – все прописаны достаточно грамотно и хорошо. Когда читаешь книгу, ты словно ощущаешь персонажей, мне искренне импонировала Марьяшка со своей легкостью, неприступностью и наивностью. Лизка казалась злой, яростной и невероятно хищной фурией, готовой убить всех подряд на своём пути. Ковач? Кто же он? Начальник безопасности военного бункера. Он невероятен и описан изумительно. Все низшие чины бояться Ковача, потому что тот готов спустить шкуру с провинившегося на раз-два. Начальник службы безопасности… По своему опыту скажу, СБшники умеют наводить страх и здесь он прописан на всю десятку: холодный, расчётливый, умный, практичный, эмоционально отстраненный. Лучший персонаж книги, пусть местами и отходящий на второй план, краше всего характеризует весь роман. Достаточно много второстепенных персонажей, играющих пусть и проходную роль, но раскрываются они достаточно объёмно и полно, в них веришь, чувствуешь их радость или боль. Короче говоря, персонажи хороши, местами конечно не дотянуты в описании и трагике до консенсуса, однако всё равно этот аспект текста – огромный плюс.

Произведение получилось жёстким, жестоким, кровожадным. А как вы хотели? На дворе постапокалипсис, а не эти ваши зайчики с пони. Тут и кровь льётся рекой, и людей убивают направо-налево, смакуя все подробности. Таким и должно быть произведение в жанре постап, где социальное равенство рухнуло в небытие, где равные друг другу люди катятся чуть ли не в рабовладельческий строй. И на горизонте не маячит никакой луч надежды. Его просто нет. Как данность нет и не будет.

Слог и язык писателя радует глаз. Так как у Точинова издано не один десяток книг, выработан свой стиль и богатый язык повествования. Мат присутствует, ведь у нас же серия 18+, но он наоборот к месту и часто характеризует события более ярко и качественно. Крепкое словцо в этих ваших постапах нужно и действенно, нежели чем во «Вселенной 2033», кастрированной до 16+. И добавить тут нечего.

Дальше пойдут пару абзацев со спойлерами, читать на свой страх и риск.

ALARM! SPOILER TIME НАЧАЛСЯ!!!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Насчёт сюжета. Блин, обычный экшен, как говорилось ранее, без сюжетных поворотов и невероятной развязки. По сути, о чём роман? Лизу крадут вояки, привозят на базу, а она в свою очередь, освобождается из плена и половину романа ходит-бродит по подземельям базы и режет попадающихся ей на пути «мобилей» — самый низший чин «кровососов», люди-мутанты с легкими мутациями. Вот и всё. А под финалочку, выбирается из базы и вот вам хэппи-энд, с жирным таким намёком на продолжение (хотя «Вселенная 2035» вроде как закрывается, если только в 2033 издавать). Во-от. Ну как бы все. Есть несколько заделов под продолжение, которые раскроются во второй книге и будут ключевыми, но до этих заделов ещё надо дожить. Ощущается как пролог к чему-то большему, но не более того. Сюжет прямолинеен, повторюсь, часть сюжетных веток я предугадал и скривился, как от просроченного «Палпи», когда мои догадки оказались явью. Есть так же сюжетка с дамой по имени Ирка и вот там у меня вопрос: зачем она вообще нужна? Естественно, во второй книге, наверное, продолжится её ветка, однако в целом сложилось ощущение, что это просто словно вставка для набивания текста. Как третий глаз, лишний и не нужный.

Что я пытаюсь донести? Да, приходится сравнивать с этим вашим «ждалкеров» («Все сокровища мира»), так как там Точинов удивил и запомнился даже спустя годы. Здесь же у нас обыкновенный производственный роман. Боевик, да и только. Без посыла, без годного сюжета, даже без атмосферы. Насчёт атмосферы конечно сложно говорить, потому что у нас всего лишь маленький городок Сланцы, ни метро там нет, ни каких-либо мутантов, жрущих людей. Но всё равно, как по мне автор не дожал общий дух книги. Как-то так.

Отдельного упоминания достойна Лизавета. Девочка сильная духом, злая по натуре и прорывная личность. Её крадут, она освобождается и шарится по катакомбам, мочит «мобилей» и в ус не дует. Да, её калечат, избивают, душат, а один из военных так и поди успел её стреножить и трахнуть в своё удовольствие. А Лизавете хоть бы хны. Вроде как устала девочка физически, голодна и давно не спала, а всё равно режет всех направо, как говорилось ранее, и налево. По началу героиня импонировала мне, пробивная дама, однако потом я понял: а девочка ведь «имба». Вот момент: она уставшая, замученная и обессиленная ложиться отдохнуть и засыпает. Просыпается, а её связали и пристроились сзади ради сексуальных утех. После чего она освобождается и бегает за обидчиком, дабы вырезать тому причиндалы. И дальше отправляется в путь, как ни в чём не бывало. Да, на ярости и злости, на силе духа можно протянуть достаточно долго, но она же девчонка, которая устала вусмерть, чуть ли не до потери сознания. То есть под конец уже не верится в персонажа, вроде Лиза страдает и устала, а с другой стороны уже убила семь мужиков, её покалечили, а она встаёт и идёт дальше. Станиславский в это время бьётся в конвульсиях и стонет: «Не верю! Это имбовый персонаж!». «Имба» заключается так же и в её ментальных способностях с сестрой. Пример: Лизку схватит сзади амбал, заломал и ждёт подкрепления, дабы сдать её начальству. Лизка не может высвободиться, поэтому ментально просит сестру Марьяшку помочь. Как? Марьяшка захватывает тело Лизки и, так как в это время тело не чувствует боли, сверхъестественно вырывается из рук амбала и режет его. Блин, такое чувство, что в подземельях базы на каждом шагу раскинуты рояли, вот только без кустов, потому что имбовость персонажа зашкаливает. И под конец просто уже не веришь и даже не сопереживаешь Лизке, так как ты понимаешь: дык, выберется она из бункера и всё будет окей.

ALARM! SPOILER TIME ЗАКОНЧИЛСЯ!!!

Итог.

Роман оставил смешанные чувства, хоть и прошло уже несколько дней с прочтения оного. Хороший, богатый язык автора, прилично раскрытые персонажи, в которых хочется верить, они живые и яркие, самобытные и интересные личности. Но простая задумка, кинутые и не раскрытые сюжетные ветки (ждите продолжение, там, может, всё раскроется), имбовый персонаж и боевик на откуп сыграли злую шутку. Есть как большие плюсы у романа, так и крупные минусы. Конечно, я сужу со своей колокольни, так как знакомство с автором у меня прошло на «ура». Если вы не читали Точинова, то «Защита Ковача» must have многим любителям проекта «Вселенной Метро». Почитать можно и впечатления будут положительными. Для меня книга показалось двойственной. Я понимаю, что в этих ваших «метрошках» и «стулкерах» платят месячную зарплату кассира, что сильно удручает, поэтому и авторы, пусть и профи, не особенно напрягаются с текстами. С одной стороны, я их понимаю и даже поддерживаю. С другого ракурса если посмотреть, то всё конечно грустно. Раньше было лучше.

Моя оценка:

Сложно определиться. Между 6 и 7 по десятибалльной шкале. Вроде и хорошо, но ложка дёгтя перевешивает. Ставлю твёрдую шестёрку. Обидно. От Точинова ожидал намного большего. Но согласитесь, ожидания и хотелки – это мои проблемы. Хотеть, как говорится, не вредно. Не могу сказать, что буду ждать продолжение. И не думаю, что Виктор прыгнет выше головы «Защиты Ковача».

P.S.: обзор является субъективным и несет только моё личное мнение без вмешательства иных лиц. Как обыкновенный читатель я имею право высказывать собственное мнение на купленную мною книгу и выкладывать это самое мнение в публичный доступ, естественно, не переходя на личности и не выходя за рамки дозволенного. Виктору Точинову желаю успехов, творческого заряда и только всего самого наилучшего! Благодарю за книгу! И удачи!

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лавирование Лизы»

Рецензия на «Метро 2035: Защита Ковача» Виктора Точинова

На третий год существования «Вселенной Метро 2035», который обещается стать для неё последним, возникла традиция: в начале года выходит книга совершенно нового автора. И если Сергея Недоруба давние читатели проекта ждали аж с 2011 года, то про Владислава Выставного и Виктора Точинова прознали едва ли не в последний момент. Между ними есть кое-что общее: оба отметились в серии, по старой памяти именуемой «с точками»; оба относятся к рангу профессиональных писателей; обоих пригласили в премиум за их заслуги в российской фантастике.

Виктора Точинова величают как русского мастера ужасов. Раньше с его творчеством я знаком не был, подтвердить или опровергнуть тезис не берусь, а потому буду судить по прочитанному. Хоррор — это вполне закономерный жанр для взрослой «Вселенной Метро 2035», и кто, как ни его корифей, мог вольготно здесь развернуться?

Рейтинг 18+ автор, как и обещал, использовал на полную. Дело не ограничивается бранной лексикой, хотя она тут тоже есть. Разнообразные сцены насилия, выписанные с такой убедительностью, что картинка сама собой формируется в воображении, можно назвать главной фишкой «Защиты Ковача». Там хватает крови, жести, боли — в общем, всего того, что можно найти и в хоррорах. Одна проблема: как раз ужасов тут, как таковых, нет. Читателю будет местами действительно жутко, если, конечно, его впечатления ещё не атрофировались из-за обилия других жёстких и жестоких произведений (что литературы, что кино). Жутко, но никак не страшно.

При этом элементов ужасов, помимо собственно сцен насилия, хватает. Например, милая молодая девушка с закосом под маньяка и с необычным набором умений. Или, вот, почти забавная сюжетная мини-линия с девушкой, между ног которой поселился, кхм, дьявол… Кажется, есть фильм ужасов про зубастую матку или что-то в этом роде. Тут, правда, немного иначе, и как раз эта побочная линия выглядит не особо-то и нужной, хотя дополнительно раскрывает и быт деревни Затопье, и странного мутанта…

Основных же сюжетных линий три: с точки зрения Ковача, с точки зрения Лизы и с точки зрения её сестры-близняшки Марьяши. Есть ещё несколько ответвлений, но они столь эпизодичны, что смысла в отдельном упоминании каждой нет. Персонажи в каждой сюжетной линии выписаны достаточно разными, даже второстепенные и третьестепенные действующие лица получают свою толику внимания. Есть там простой, но показательный диалог, когда обращаются к бойцу, а тот отвечает утвердительными вопросами. Мы этого персонажа фактически не наблюдаем, но сразу получаем как минимум одну черту его характера. И это здорово.

Любопытен стиль автора. Текст пестрит забавными уточнениями, оборотами и просто пояснениями, отчего вроде бы серьёзный сюжет получает лёгкую разрядку смехом. Это не чистые шутки, как правило, но улыбку вызывают, а руки чешутся употребить подобные обороты в настоящей рецензии. Тем не менее, некоторые из выражений (типа «пуля бы его убила, если бы он не был Имяреком, но он им был, и она его не убила») всё-таки казались чересчур ироничными.

Интересен и подбор отдельных слов в романе. Авторы часто стараются ввернуть какие-то необычные словечки, чтобы придать аутентичности описываемым местам. При этом не всегда удаётся сохранить целостность атмосферы. Персонажи начинают казаться гостями из глубокой древности, настолько наивными, что не верится, что за двадцать лет прогресс так легко оказался забыт на отдельно взятой территории. Виктор Точинов бережно относится к русскому языку и часто прибегает к живым, ярким словам, которые делают повествование по-настоящему аутентичным, не превращая его в поле для анахронизмов. (Впервые увидел в художественном тексте слово «извод» — встречал и раньше, но только в словарях. И оно здесь на своём месте.)

Удивляло разве что наличие «блатных» понятий в описании деревенского быта, но в послесловии автор всё объясняет. И вообще, это тот случай, когда послесловие — не менее важная часть книги, чем сам роман.

Как и Владислав Выставной, Виктор Точинов помещает действие своего романа подальше от хоженых-перехоженных локаций. Сланцевский район никогда доселе не описывался и вообще далёк и от Петербурга, и от Пскова. Если я правильно понял, Затопье и ещё пара деревень, да и военная часть в городе выдуманы, что не мешает вообразить, что всё пошло бы по тому плану, который мы наблюдали в «Защите Ковача». Жаль, что очередные возрождатели не смогли бескровно ужиться с соседями, но, видимо, люди так устроены, что им проще отвечать агрессией на любые действия незнакомцев.

Удалённость места действия привела и к изоляции самого романа от остальной вселенной. Упоминается какая-то радиостанция Барона, но по расстоянию трудно понять, где источник, а больше к этой теме автор не возвращается. Зато даётся жирный намёк на продолжение, в котором, быть может, появятся более прочные связи с книгами других авторов. Но как это произойдёт, коль скоро «Вселенная Метро 2035» закрывается, пока трудно сказать.

«Защита Ковача» произвела неплохое впечатление, и хотя я не любитель жестоких произведений, среди поклонников «Вселенной» таких довольно много, и им наверняка охота на беглянку (или всё же беглянки на охотников?) и мысленная шахматная партия почти всеведущего особиста придутся по вкусу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх