fantlab ru

Трейси Шевалье «Последний побег»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Последний побег

The Last Runaway

Роман, год

Аннотация:

1850 год. Хонор Брайт, разочарованная в себе и в людях, которые ее окружают, бежит из Англии в далекую Америку, чтобы начать там новую жизнь. Америка опасна, практична, ничуть не сентиментальна, ландшафты ее совсем не похожи на те, к которым Хонор привыкла с детства. Принципы стоят здесь дешево, даже в религиозной общине, к которой она прибилась и которая посвятила себя борьбе с человеческим неравенством, не все так гладко и однозначно, как заявляется на словах. Что ждет ее, одинокую девушку, чужую в этой чужой стране? Хватит ли ей силы воли и личного мужества, чтобы преодолеть невзгоды? Найдется ли в ее жизни тот, кто протянет ей руку помощи?.. Будущее туманно, но луч надежды светит всегда.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Т. Покидаева (1)

Последний побег
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хонор должна носить фамилию Харрингтон. У неё должен быть шестилапый кот, генетически модифицированный организм, а ещё она должна служить офицером в военно-космическом флоте Мантикоры. В противном случае это не Хонор, а какая-то подделка.

Хонор из этого романа носит фамилию Брайт. Она принадлежит к секте квакеров и перебралась из Англии в США в 1850 году, что сразу ставит крест на шестилапом древесном коте, генетически модифицированном организме и карьере в военно-космическом флоте. Впрочем, об этих недостатках я догадывался ещё до того, как принялся за чтение романа. К тому же приключения духа могут быть не менее интересными, чем сражения в космосе, так что почему бы и не дать этой Хонор шанс, тем более что Трейси Шевалье своим романом «Прелестные создания» успела доказать мне своё писательское мастерство.

… На протяжении всей книги меня раздражали постоянные СТРАДАНИЯ героини. Сначала от морской болезни во время путешествия из Англии в Америку. Затем из-за смерти сестры (и это единственный достойный повод за всю книгу). Потом из-за быта на чужбине: дороги здесь – более прямые; люди – нетактичные; еда – непривычная; природа – дикая; даже одеяла шьют не так, как в Англии! К концу первой трети книги дискомфорт Хонор от попадания в непривычную для себя среду стал утомлять, а к середине романа – откровенно бесить.

А ещё у главной героини есть моральные принципы, которые нельзя нарушать, но если жизни прикажет, то можно. Дать до свадьбы практически незнакомому человеку (и это в середине XIX века к тому же будучи девушкой из очень религиозной семьи)? Можно. Перестать помогать беглым рабам, хотя вроде как твои религиозные убеждения велят это делать? Можно. Никогда не лгать, ибо это грех? Когда это нужно героиня врёт. Ну и так далее. При всём этом молодая женщина настолько безвольна, что её помыкают буквально все окружающие (вплоть до беглой рабыни). В общем эта Хонор болтается по жизни как известная субстанция в проруби. Очень достоверный характер, но чувства сопереживания к героине у меня так и не появилось.

Второй сюжет романа связан с рабством, поскольку местность, в которой оказалась Хонор Брайт расположена на одной из линий подземной железной дороги (подпольное движение, члены которого способствовали бегству негров из рабовладельческих штатов на волю). Поэтому основной конфликт книги связан с моральным выбором каждого, кто живёт в этих краях: помогать беглым рабам, которые пробираются на север в Канаду или встать на сторону рабовладельцев. Тем более, что новый закон прямо предписывает всем гражданам оказывать всяческую поддержку охотникам за рабами. А моральные принципы – это, конечно, очень хорошо, но тысяча долларов штрафа (в ценах 1850 года) или полугодовое тюремное заключение – это более, чем серьёзно.

Что и говорить, противостояние морали и несправедливого закона, является прекрасной темой для любой книги. Однако в эпоху насильно насаждаемой политкорректности и BLM вместо морального выбора каждого из героев в тексте романа видятся всё те же унылые штампы, которыми пичкает нас Голливуд и американские СМИ. Беглые негры – несчастные и не представляют ни малейшей опасности для окружающих. Основная масса белого населения – глуха к страданиям чёрных и при этом извлекает косвенную выгоду из рабовладельческого строя. Основную работу по переправке рабов в книге взваливают на себя Сильные и Независимые женщины (одна белая, другая чёрная), противостоит которым Гадкий Белый Мужчина, страдающий от неразделённой любви к главной героине. Ну и главная героиня не смотря на все свои антирабовладельческие взгляды всю дорогу симпатизирует охотнику за рабами, потому что он такой сильный и мужественный, а моральные принципы, как я уже писал, в важные для героини моменты проявляют известную гибкость. Тьфу.

С точки зрения языка или исторических деталей в книге всё очень неплохо. Да, мне категорически не понравилась главная героиня и штампы современной американской идеологии, но упрекнуть Трейси Шевалье в отсутствие писательского мастерства я не могу.

Итог: Хонор Харрингтон стреляла из пистолета, рубила головы, убивала в космических битвах сначала тысячи, а потом и миллионы людей. А когда попала в плен, то не жаловалась на судьбу и не плыла по течению. Хонор Брайт только и делала, что ныла всю дорогу и подчинялась чужой воле. И та и другая являются вымышленными персонажами, но если с Хонор Харрингтон не грех взять пример, то о Хонор Брайт хочется поскорее забыть.

P.S. Во время написания отзыва понял, что надо перечитать цикл Дэвида Вебера.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мечты и желания, которые так долго влекли американцев на Запад, наверное, не очень отличались от желаний русских первопроходцев в Сибири. Стремление к свободе, к новым возможностям, а может быть, к какой-то сказочной дальней стране (в Америке это был край Кейнтук, где кукуруза вырастает до самого неба, а стебель фасоли может сшибить с ног).

Наверное, милая грустная Хонор нашла бы счастье в Огайо, если бы могла разделить эти грезы. Но в ее случае — ни свободы, ни возможностей, ни сказки. Вместо этого — одиночество в совершенно чужой стране, куда более незнакомой, чем в наш век быстрого обмена информацией и быстрых путешествий. Равнодушные люди рядом, да еще сообщество квакеров с жесткими внутренними правилами. Серый капор Хонор с желтой подкладкой — уже повод удивленно приподнять брови. Никто, конечно, не запрещал ей шить лоскутные одеяла — откуда в издательской аннотации взялась такая глупость? Но на карте стоит нечто посерьезнее выбора между лоскутным шитьем и аппликацией: ее доброта, ее человечность, ее нравственные принципы. наконец... Именно поэтому чуть-чуть разочаровал финал. Он показался слишком трусливым для такой храброй девушки.

Автор идеально передает психологию героини. Всё описано так живо, будто я сама училась доить корову и участвовала в «швейных штурмах«!

Не стану скрывать, некоторые романы Шевалье вызвали у меня разочарование. Но «Последний побег» — безусловно, шедевр.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх