FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Голосов:
8985
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт отражений

Роман, год; цикл «Диптаун»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 257
Аннотация:

Отпусти меня глубина…

Виртуальный мир – это теперь не просто абстрактное слово, а целый город под названием Диптуан куда хочет попасть каждый. Ведь там можно все — примерять любые маски, играть, работать, общаться, творить, как что-то благое, так и сеять негатив.

Теперь сидящие за монитором люди перестают воспринимать нарисованное, а видят окружающее реальным. В этот мир легко погрузиться, но тяжело выплыть. Именно поэтому виртуальность теперь называется ГЛУБИНА.

Биологические потребности это последнее, что связывает человека с реальностью, ведь многие хотят остаться там, в виртуальности.

Но есть среди бесчисленного количества рядовых пользователей, везунчики, которые по непонятным причинам оказались наделенными особыми способностями. Здесь их называют ДАЙВЕРАМИ – они способны входить в глубину и покидать ее по собственному желанию. Они никогда не перестают путать нарисованное и реальное.

Именно на дайверов ложится ответственность за глубину…

Входит в:

— цикл «Диптаун»

— антологию «Странники», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 289

Активный словарный запас: средний (2917 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант

лауреат
Литуаникон / Lituanicon, 2001 // (Россия)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1998 // Крупная форма, романы

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Лабиринт отражений
1997 г.
Лабиринт отражений
2000 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2006 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Лабиринт отражений
2012 г.
Глубина
2014 г.
Лабиринт отражений
2017 г.

Аудиокниги:

Лабиринт отражений
2002 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Лабиринт отражений
2005 г.

Электронные издания:

Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Labyrinth of Reflections
(английский)
Labirynt odbić
2002 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2002 г.
(болгарский)
Peegelduste labürint
2005 г.
(эстонский)
Bludiště odrazů
2007 г.
(чешский)
Labirynt odbić
2009 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2009 г.
(болгарский)
Labyrinth der Spiegel
2011 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаю отзывы, и поражаюсь — сколь многих потребителей текста (читателями их называть не хочется) интересуют в первую очередь декорации — угадал ли автор с количеством гигабайтов и скоростью процессора, почему у него программы на той базе, а не на этой, зачем у него такие примитивный способы коннекта.

Господа, вы что, справочник читали?

Для меня ключевой фразой книги стал ответ главному герою на вопрос о добре:

«Если нет точки отсчета, все теряет смысл».

И книга-то именно об этом, а не о матрицах и компьютерных игрушках. А мы слишком к ним привыкли, и упрямо не видим леса за большим количеством деревьев.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лабиринты отражений» — первое фантастическое произведение, прочитанное мной. Благодаря нему зародилась любовь к жанру фантастики. Книгу вместе со второй частью дилогии «Фальшивые зеркала» (и рассказом «Прозрачные витражи») перечитывал три раза. Лишь после последнего прочтения все кусочки мозаичного замысла автора сложились в цельную картину. Мы слишком часто стремимся уйти от действительности, заменить реальную жизнь вымышленной, иллюзорной. Иногда это намного проще, чем взглянуть в глаза своему страху и попытаться справиться с проблемами. Виртуальный город Диптаун — нематериальное воплощение этой идеи. Он манит, предлагая погрузиться все глубже и глубже. Если нырнешь слишком глубоко, обратного пути не будет.

«Лабиринты отражений» написаны Сергеем Лукьяненко в тот период, когда он еще не был известен широкой публике и писал, не особо ориентируясь на коммерческий успех. Видимо, поэтому роман получился столь сильным. Интересный замысел, продуманные персонажи, динамичный сюжет, непредсказуемая концовка, уникальная авторская манера повествования — все эти составляющие, подобно снежинкам Deep-программы, складываются воедино, образуя замечательное произведение, которое хочется перечитывать еще и еще. «Лабиринты отражений» содержат в себе много разноплановых мыслей, а это неотъемлемая составляющая хорошей книги.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто удивительно, как из простенького киберпанковского (ну, или почти такого) сюжетика Лукьяненко соорудил столь интересное произведение. Появлением пресловутого Deus ex machina человечество грезит/бредит/кликушествует уже, наверное, пару тысячелетий в том или ином виде. Примета нашего времени — сетевой разум. С лёгкой руки Кэмерона призрак Skynet будоражит воображение более, чем какой-либо другой. Нам куда легче вообразить себе врага рода человеческого, воплотившегося в глобальные сети, нежели просто родившегося там виртуального младенца. Нет, я никоим образом не намекаю на второе пришествие Сами-знаете-кого, просто размышляю о следующем после человечества витке эволюции. Не помню сейчас, кто первым предположил, будто истинная цель существования хомо сапиенс заключается в порождении на свет и воспитании разума машинного. В принципе, мысль вовсе не так безумна, как обидна, впрочем, на обиженных воду возят. Лукьяненко не побоялся одним из первых на полном серьёзе заговорить о вполне гуманистичном и очевидно самопознающем искусственном разуме. На фоне декораций Диптауна и игровых локаций «Лабиринта смерти» набирают силу три ярких тенденции.

Первая. Это дайверы. Вполне себе бесталанные в плане программирования личности, чьё умение видеть нутро виртуальных сетей эйдетично, вне познания, выносит их за рамки всеобщей юзерской массы. Программные изъяны дайверы видят, как бреши в заборах, стенах и т.п. По сути они — продукт эволюционного симбиоза человека и компьютера.

Вторая. Император. Существо, произведённое на свет постоянно совершенствующимися и самообучающимися прогами и процессами внутри игровой схемы «Лабиринта смерти». Учась убивать назойливых геймеров в рамках своей программной задачи, Император рождается как субъект, задающий себе вопрос «Кто я?». Наличие такого вопроса — граничное условие для Разума, как гласит одна из теорий. И даже сверхагрессивные мотивы, изначально заложенные в этот искусственный интеллект, не приводят его к стремлению к тотальному уничтожению человеческих букашек, являющихся по сути лишь беспомощными водолазами в его родном «море». Авторский оптимизм вновь торжествует, несмотря на мрачную оболочку повествования.

Третья. Собственно, главный герой романа, его, так сказать, смысл жизни. Неудачник. И хотя Лукьяненко устами Леонида не определяется с происхождением Неудачника, выбирая меж двух основных вариантов, внутрисетевого и инопланетного, всё же думается, что сам автор-то склоняется к первому. Логика событий, знаете ли, велит. Неудачник ведёт себя, на первый взгляд, совсем странно, подставляясь вновь и вновь под пальбу игровых юнитов. Однако он прекрасно знает, что за площадкой «Лабиринта» создатели игры ведут пристальное наблюдение. А раз так, то остаётся предположить, что главной целью Неудачника был отлов именно дайвера. Отлов и тщательная проверка. Поскольку проверку Леонид прошёл, мы легко можем прийти к выводу, что в появлении пришельца не было бы смысла, не будь дайверов в природе. Такая взаимная увязка первого и третьего компонентов романа не оставляет нам другого выбора, кроме как счесть Неудачника продуктом Сети, а не визитёром из галактических глубин.

Забегая вперёд, подытожим первый роман трилогии посредством воспоминания событий из романа второго. Неудачник вовсе не ушёл восвояси, неважно — в глубокий ли космос, иные пласты мироздания или саморазвивающиеся глубины Диптауна. Не ушёл полностью, оставив в дайвере Леониде неизгладимый след, след не контакта — симбиоза.

Таким образом, вопреки нарочито душноватому антуражу Диптауна, в его недрах автором посеяны вместе с тремя плодами вертикальной эволюции семена светлого оптимизма и веры в неизменно радостное будущее Разума. Я сказал «Разума», а не «Человечества».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту идею, отнюдь не новую, можно было воплотить совершенно иначе. Закрутить спираль событий еще туже, проработать провисающую матчасть... Убрать лирические отступления вроде Лориэна... И получить очередную «классику твердой НФ» с никакущими героями и блестящим сюжетом. Спасибо Лукьяненко, что он этого не сделал.

Это не о наивных хакерах и не о высоких технологиях. Это о нас с вами, про которых говорят «в тюрьме столько не сидят, сколько ты в Интернете».

Каждый, кто числит в своих друзьях хотя бы парочку людей, которых он никогда не видел, но знает о них... многое, каждый, у кого на все яркое, ценное, интересное — мгновенная реакция: показать народу!, отлично понимает, о чем эта книга. Рецепт кофе от безымянной девушки из... Ростова? — не помню точно. Нарисованные горы от Вики. Белые деревья Лориэна от сетевых ролевиков. У каждого из нас есть такие виртуальные сокровища. Мы и сами говорим друг с другом языком ссылок, мы дарим друг другу френдов и радуемся, когда с нашей легкой руки возникает между ними дружба. Это и есть тот Диптаун, который мы создаем. И каждый из нас — немного Неудачник, уносящий в свой таинственный реал все, с чем соприкоснулся в Глубине.

А иногда мы развиртуализовываемся. И френды становятся друзьями. Я знаю, я пробовала.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как тут все обсуждают угадал-неугадал автор пути развития компьютерного мира, информационных технологий и прочей ерунды. И почти никто не обратил внимание на выбор пути развития МИРА, нашего мира, того, в котором мы живем. Не важно, откуда пришел Альен-Чужак, из Глубины, с другой планеты, из другой реальности, не важно. Важно то, что он унес с собой, какой отпечаток нашего мира он получил. А это — тупое мочилово Лабиринта, «интеллектуальный» Хозяин Сириуса (тоже мочилово, но стратегическое), бордель «Всякие забавы» (именно что всякие, любая, самая больная фантазия найдет здесь свое), повелители Глубины с медалью Вседозволенности на груди и т.д. А с другой стороны прерасные горы, веселые приключения эльфов в Лориэне, дайвер, готовый помочь любому заблудившемуся, оборотень, бросающийся на помощь другу... Так что такое мы, человеки? И что такое наш мир? К чему мы идем?

А ведь мир уже реально нырнул в глубину... Интернет-зависимость уже ставится психологами в один ряд с наркотической и алкогольной. Сколько людей УЖЕ живет только в сети, изолировавшись от окружающего мира? А ведь там можно быть любым, хоть героем, хоть бродягой, хоть женщиной/мужчиной вопреки физиологии, хоть ребенком... Придумай как представиться, создай свою личность и вперед! Сколько таких, кто имея сотни интернет-френдов практически не способен просто общаться с незнакомцами в реальном мире? И нет спасателей-дайверов, способных вытащить человека из этого плена...

Кстати, линия «повелителей» Глубины очень интересна. Я не про дайверов, а про Аль-Кабар и прочих. Все должно быть так, как они просчитали, все должно подчиняться их распоряжениям. Кто не согласен — того просто сотрут. ИМ ВСЕ ДОЗВОЛЕНО. Вам это никого не напоминает?

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глубина, глубина, я не твой! Отпусти меня, глубина!

Это и правда очень трудно, где реальность, а где вымысел, можно заблудиться и без всякой дип-программы. Глубина! Интересный мир — ёмкий концентрат всего самого яркого, самого чёрного и самого белого, всего святого и самого порочного. Не только гипноз, но и желание отделаться от реальности.. глубина! И я сидел, слушал эту книгу, бегая по виртуальным лабиринтам, расстреливая несуществующих врагов, раздавая приказы несуществующим товарищам, но я знаю их всех, пусть я никого из них не видел в реальности — они плавают со мной в одном океане. И есть ли разница, что реально?! .. если дружба, любовь, вера да и зло, ненависть могут легко перетекать из одного пространства в другое.. из реальности в виртуальность и наоборот. И какая разница где мы есть, это в нас, и от этого никуда не деться. Можно не погружаться в реальность так-же, как и не посещать виртуальный мир, но зачем?! -Не понять.

Глубина, глубина... я твой!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было что-то! Первое моё знакомство с киберпанком, да еще от отечественного писателя! Этот шедевр настолько врезался в память, что до сих пор прокручиваю некоторые моменты в голове!

При прочтении почему то вспомнился фильм «Газонокосильщик». Как раз что книга, что фильм вышли на заре «виртуального бума» в 90-х.

В отличие от других людей, насмехающихся над «допотопными объемами информации», мне было в радость окунуться в то время, когда миром правили приставки Sega, Дэнди и бурное развитие 3D игр на персональных компьютерах. Одним из основоположников 3D графики в играх как раз и является Doom. Это сейчас файл объемом в килобайт — смешно, а в то время мегабайты были как сейчас терабайт.

Читая книгу, я как-будто вместе с главным героем прошелся по виртуальному миру Диптауна. Захватывающая история, живые персонажи, виртуальный город и не минуты покоя главному герою в сумме дают жгучую смесь, проедающую твою голову на прочь!!

Великолепно! Высший балл!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лукьяненко несомненно одаренный писатель. Его «Фантастика пути» заставляет реально вжиться в роль, которую он предлагает в своих книгах. Не знаю, что за этим стоит — повествование всегда от имени героя-протагониста, рассуждения о рамках бытия как в «Спектре», или о смысле бытия как в «Черновике». Но так или иначе этот то самый ПУТЬ ощущается на 100 ,нет даже на все 200 процентов. да возможно кто-то пытается запутать читателя, как это делают ОЛДИ, кто-то пытается научить, кто-то показать. А вот у Лукьяненко все просто всегда плывет по течению, т. е. прочитать книгу Сергея все равно, что прожить интереснейший отрывок чьей-то жизни. Для меня это наверное и является важнейшим фактором качества истории, в которой я всегда пытаюсь раствориться. У Лукьяненко это всегда растворение до молекул и атомов. Цикл «диптаун» несомненно лучший в своем роде.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное, для меня знаковое произведение. Проникся, погрузился с головой в «глубину» «Лабиринта». Помнится, когда впервые играл в «DOOM» наяву уклонялся от летящих в меня виртуальных пуль и бросающихся монстров. Впечатления от этой книги где-то сродни. Очень всё ярко, красочно и живо. Из основных впечатлений после прочтения: опасение и страх того, что развитие современного мира и высоких технологий реально может привести к тому, что живое общение между людьми заменится интерактивными похождениями сублимированных, дифференциально отредактированных «супер героев». Даже самые отпетые геймеры must read, может ещё не поздно понять, что «ХВАТИТ ЛЮБИТЬ НАРИСОВАННЫХ ЛЮДЕЙ.»

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сам любитель компьютерных игр, в том числе и думер, и нюкер, и хрюкер, и крякер, и даже квакер. Так что в сюжет погрузился по самое «нихачу». Скорее всего эти две книги именно для таких людей, которые имеют к этому прямое отношение. Всем же остальным вполне может не понравиться.

Задумка мне понравилась — кто бы не хотел с легкостью погружаться в виртуальный мир? Конечно, за это и плата соответственная: только избранные, случайные люди (дайверы) могут с такой же легкостью возвращаться в реальный мир как и погружаться в виртуальный. Всем же остальным нужен таймер, чтобы пробудиться.

Честно, не читал книг с подобным сюжетом. Поэтому с легкостью ставлю оценку 10.

Глубина-глубина, я не твой,

Отпусти меня, глубина...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока делал комп в одной организации слчайно прочитал страниц 20.....

дальше выхода небыло

купил книгу

взял пива

выключил телефон,

в общем всё как положено

ибо стало ясно как день — не прочитав ни на какую работу и по делам я и шага не ступлю

Нет слов книга просто забойная. Хоть и давно имею отношение к IT читая думаю не о модемах и нереальных вирусах

но вспоминаю как несколько этажей компании имевшей сетку аш на10МБИТ!!!! были просто намертво парализованы появлением Doom и C&C

А секрет хорошей фантастики в данном случае кибер и прочей не в знании железа а в отношениях людей поставленных в рамки куда пошире тех к которым мы привыкли.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее произведение и серия у Лукьяненко. Перечитывал уже дважды с 90-х годов, восторг и восхищение пока не ослабли.

И учитывая, весьма посредственное качество последних произведений автора, вряд ли он напишет что-то подобное...

А жаль :((

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал раньше давно. Всё хотел перечитать. Вот собрался.

Снова понравилось.

Многие момент теперь вызывают только улыбку: модемы, мегабайты оперативной памяти, файлы по полтора мегабайта и т.п.

Но суть как была так и осталась достаточно глубокомысленной: социальные проявления в киберпространстве.

Есть над чем позадумываться.

Правда, насчёт Неудачника — так и осталось непонятно: кто такой, откуда, зачем. Не очень я такие авторские ходы люблю.

Но всё равно отлично.

Только как это он без аппаратуры к Виртуальности подключается — совсем непонятно и сомнительно. Это, полагаю, сомнительный авторский ход.

Надеюсь, остальные произведения цикла тоже перечитаю с удовольствием.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман ни оставит равнодушным никого. Вряд ли найдется человек, который после его прочтения не станет

1. пытаться нырнуть в Глубину

2. Долго сидя в интернете, шептать: «Глубина, глубина, я не твой»

3. Время от времени здороваться с компьютером, или просто просить «Вика, проверь или нет тут вирусов»

=))))

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая рыться в рекомендация FantLab’a обнаружил, что не проставлена оценка «Лабиринту отражении». Исправляюсь.

«Лабиринт…» это книга, которая покорила с первых страниц. Прочитал в два дня (по тем временам это был мой личный рекорд). Прочитал и еще долго ходил под впечатлением. Ведь это было про нас. Про тех, кто прикоснулся в миру виртуальному и остался в нем, остался, чтобы жить, переживать, помогать другим. И пусть сюжет не блещет неожиданностью, он в книге далеко не главное. Главное это то, как Лукьяненко очень тонко играет на ощущениях, читая, ты сравниваешь себя с героями, думаешь, как бы ты поступил на их месте. Это главное в книге, она должна трогать душу.

Продолжения были хороши, но не трогали за живое. И да, сейчас скажу банальность, но ранний Лукьяненко был Автор.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх