fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Звёздная тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
5791
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздная тень

Роман, год; роман-эпопея «Звёзды — холодные игрушки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 178
Аннотация:

Место под солнцем лишь одно, даже если солнц — миллионы. Каждая цивилизация галактики имеет свое пpедназначение. Каждая yникальна и неповтоpима. Hо что стоит yникальность, если в ней нет свободы? Чего стоит место под солнцем, если тебе не позволено yйти в тень? И что стоит свобода, если она даpована свыше, если она пpевpащена в фетиш? ...Петp Хpyмов понял, что звезды — лишь игpyшки в чyжих pyках. Он пpошел испытание абсолютной не-свободой, пpошел сквозь миp, где девиз «любовь, дpyжба и pабота» столь же лжив, как и на Земле. Он не знал, что миpы абсолютной свободы окажyтся еще стpашнее. Он не знал, что емy пpидется искать выход там, где выхода пpосто нет. И вновь обpатиться к пpеданной фоpмyле «любовь, дpyжба и pабота», чтобы попытаться спасти... спасти — не только себя.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 296

Активный словарный запас: средний (2788 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1999 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Звездная тень
1998 г.
Звёздная тень
2000 г.
Звезды - холодные игрушки. Звездная Тень
2002 г.
Звезды — холодные игрушки
2004 г.
Звездная тень
2007 г.
Звезды - холодные игрушки. Звездная Тень
2007 г.
Джамп
2014 г.
Звездная тень
2018 г.
Холодные звезды
2019 г.
Звезды — холодные игрушки. Звездная тень
2019 г.
Джамп: Звезды — холодные игрушки. Звездная Тень
2021 г.

Аудиокниги:

Звездная тень
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Gwiezdny cień
2003 г.
(польский)
Gwiezdny cień
2003 г.
(польский)
Svět Stínu
2007 г.
(чешский)
Žvaigždžių šešėlis
2007 г.
(литовский)
Звездната сянка
2008 г.
(болгарский)
Sternenschatten
2009 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Причудливая компиляция из чужих идей и концепций. Общее число заимствований стремится к бесконечности: планета Геометров (мир «Полдня» Стругацких); устройство космических кораблей геометров («Основание» Азимова); стационарные порталы для межпланетных перемещений («Необъятный двор» Саймака); суд над человечеством («Будет скафандр – будет и путешествие» Хайнлайна); Земля – забытая колония (Гамильтон); галактическая Торговая лига (Андерсон); суперцивилизации и коллективные разумы в разных видах; инсектоиды и метаморфы; симбионты, восстанавливающие организм хозяина…

Теперь рассмотрим аллюзии (отсылки к известным произведениям). Назову только самые очевидные: имя «счётчика» — Карел (Карел Чапек «Война с саламандрами»), регрессоры («прогрессоры» Стругацких наоборот), разумный океан, уничтоженный Конклавом («Солярис» Лема). Ещё герои вспоминают фильмы «Москва – Кассиопея» и «Чужой», упоминаются «Туманность Андромеды» Ефремова и «Властелин колец» Толкина.

Всё было бы не так плохо (обилие аллюзий даже можно считать достоинством), если бы не презрительное отношение Лукьяненко к своим коллегам, у которых он что-то позаимствовал. Я тоже не жалую советскую утопическую фантастику. Но Стругацкие, Ефремов и иже с ними не заслуживают такой злой насмешки. Они-то верили в светлое будущее, о котором писали.

Не знаю, что хотел написать автор. Возможно, пародию. Если так, то она не смешная. Получилась старая сказка о злых инопланетянах, которые обижают бедных землян.

Перейдём к достоинствам. Заметил в книге лишь две оригинальные идеи: 1) даэнло (разумные носороги со щупальцами вместо рога) и 2) сочетание коллективного разума и звёздных врат. Ещё стоит поразмышлять над рассуждением о том, к чему приводит исполнение всех желаний, и о том, в чём писатель прав, а в чём нет.

Если мой длинный список вас не испугал, прочитайте роман. Гарантирую – он запомнится надолго!

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю,что

1.В этом романе автор жует сопли.Вместо того ,чтобы рассказывать с интересом и хоть каким-то сюжетом,он расписывает 2+2 = на десятки страниц.

2.Слишком длинные переходы от события к событию.

3.Ни одной интересной идеи-поэтому считаю,что после прочтения 3-4 романов автора- бездарным-Это моё личное! мнение.

4.Считаю ,что его романы хороши до подросткового возраста-до 20-25 лет.Тоесть ,по большинству не для взрослых.

5.Так как большинство дали положительный рейтинг,предпологаю ,что большинство со смой не соглашатся.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие уже отметили обилие отсылок, цитат и аллюзий. Господь с ними, с отсылками — они действительно создают для романа интереснейший литературный фон. Даже очевидно вторичные сюжетные повороты в этом плане можно прочесть как пародию. Однако, вступая в полемику с текстами братьев Стругацких Лукьяненко явно противника недооценил. В итоге мы имеем прекрасные тексты и идеи политые грязью в средненьком романе.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тень встретила меня своим холодным, мрачным размахом, обязательными философскими аллюзиями, и добротной порцией боевика. Будто услышав, Лукьяненко сваял быть может один из лучших образчиков космооперы. Разнообразие миров, пружинистый сюжет, в кои то веки внятный герой, немного размышлений, делают книгу поистине запоминающейся. Мало конкретики — согласен, всё же, нагромоздив определённые вопросительные пласты, автор так до конца и не ответил на многие дилеммы, но тем лучше, чем не пища для мозгов. Запомнилась идея с Риммером, такой поэт — отступник, очень логично и правильно закольцевал он сюжетную линию с ним. С тем, что Сергей заимствовал что-либо у других авторов спорить не буду — всё может быть, да и что с того, неужели это первый в истории случай когда один хороший автор берёт что-то у другого, и наоборот. Уверен, что и Стругацкие, и Азимов обязательно опирались на кого-то в своих эпопеях, и не обязательно на что-либо конкретное, это могла быть идея или образ, так что это пустой разговор. Ну а у нас — мораль, как итог, отрицание силы и понукания, отличный пример для подрастающего поколения. Как и во многих других своих произведениях, Лукьяненко оставил дверь финала чуть приоткрытой, я бы с удовольствием читал бы книгу ещё и ещё.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман (как и вся дилогия) наиболее философская вещь у Лукьяненко, на мой взгляд. Попытка заглянуть очень далеко в будущее – так далеко, как мало кто пытался. Расстраивает, что многие читатели увидели в ней только политический подтекст и критику ранних Стругацких. Во-первых, есть разница между критикой и полемикой. Во-вторых, политика здесь далеко не на поверхности – она лишь часть общественной жизни, продолжение философии.

Дальше спойлеры. В первом романе, «ЗХИ», герой попадает в мир Геометров, где индивидуальность полностью подавлена, в «ЗТ» напротив, попадает в Тень, цивилизацию тотальной свободы. Ему предстоит сделать выбор от имени нашей планеты, к какому типу развития примкнуть. Выбор тяжелый, потому что абсолютная свобода — это тоже рабство. За время короткой экскурсии по Тени Петр понимает: местные люди – бессмертные и всемогущие – продолжают убивать друг друга в идеологических войнах и мучиться собственным несовершенством. В его теле в Тень вошел Ник Ример, и пусть сохранилась только часть его личности – но он увел с собой в Тень и мир Геометров. А мы, земляне, свой пропуск в мир бессмертия и абсолютной свободы в итоге так и не получили, потому что мы не готовы. Эта книга не о том, как строить идеальное общество, она о поиске пути, который будет очень долгим, возможно, вечным. Каждый проход через Врата был для героя ПОСТИЖЕНИЕМ, и во время последнего прохода он наконец смог понять самого себя. Это сверхзадача для одного человека, а уж для целого человечества…

Когда Петр впервые прошел Вратами, он попал в мир вечной вялотекущей бессмысленной войны – это стало его чистилищем перед следующей ступенью. Во второй раз он пришел в мир, который показался ему тихим раем и сходу встретил очень значительного человека, который смог ответить на все вопросы и помог ему в деле спасения Земли. В третий раз он уже хорошо понимал куда и зачем идет (спасать Данилова). В четвертый раз, уходя с планеты Геометров, он прошел Врата, избавившись от своей второй личности, Ника, и постижение завершилось.

Каждая цивилизация, в которой Петр побывал, выставила ему навстречу одного яркого героя-спикера, объясняющего ее суть, олицетворяющего ее. На Земле это Андрей Хрумов, его лже-дед, обманом сделавший из него прекрасного и правильного человека, у Геометров это Наставник Пер (его имя намеренно созвучно с «Петр» — наш герой должен был повторить на Родине его судьбу, но взбунтовался), в Тени – Кэлос, одна из величайших личностей в истории галактики, принесший себя в жертву ради нашей Земли. Всех их объединяет одно – они яростно, с оружием, готовы отстаивать и распространять добро и прогресс, как они их понимают. Все трое проходят через смерть. Их страсть губительна.

Особенно интересны Геометры – идущие путем, которым мы сами можем пройти. Самые «правильные» в Галактике, принесшие в жертву чувственность ради прогресса, распространители самой прекрасной идеологии — Дружбы, называвшие свое солнце Матушкой, а землю Родиной – Геометры в итоге все равно не смогли убежать от Тени. Личная свобода, какой бы ценою она не давалась, все равно сильнее общей необходимости. Они смогли победить законы физики, истории и морали – но все равно проиграли. Лучший из их регрессоров, Ример, стал тем, кто вынес Родине приговор.

Тень — это бог из машины (в буквальном смысле). Вернее, технология, поднявшая людей до уровня богов. Она постигает их суть и исполняет желания, причем не те, которые люди осознают, а подлинные. Осуществив все желания, люди хотят непостижимого – и получают его тоже. Пылающая планета непостижимой цивилизации потомков человека. Смерть в Тени не дает покоя или повторения цикла, она ведет на новую ступень. В итоге Тень поглотит и Конклав, и Геометров, и Землю. Не будет несбывшихся желаний. Но для нас пока невозможно постичь такой принцип мироустройства, как невозможно постичь Бога.

PS. В завершение отмечу необычные названия книг дилогии. «Звезды – холодные игрушки»: эта словесная конструкция апеллирует сразу к зрительному восприятию, тактильному и к моторике. Смотри, трогай, играй. «Звездная тень»: оксюморон, содержащий зрительный контраст.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубокое разочарование. В первой книге автор придумал вселенную-пародию на наш современный мир. Планета Земля — разбитая россия 90-х годов. Сильные расы — Америка и другие развитые капиталистические страны. Слабые расы — ну вы поняли. Геометры — это одна из версий построенного коммунизма, который так и не построили в СССР. И Тень. Первая книга закончилась тем, что упомянули Тень — как нечто, чего испугались геометры и сбежали. Некая альтернатива. Я начал читать вторую книгу только из любопытства, мне захотелось узнать что же лучше придумал автор, чем коммунизм и капитализм. Что же затмит их всех. Что же автор предоставит читателю, который живет мечтами о счастье. И на, тебе...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Магия. Хорошо, что я держал книгу в левой руке, и когда правая устремилась ударить по лбу, то моя голова не расколола электронную книжку. Глубокий и недосягаемый фейспалм. Серьезно, Лукьяненко? Ты обосрал в первой книге одну из форм коммунизма, ты отверг капитализм Сильных Рас, чтобы во второй книге дать ответ — Магия? Какие то ученые когда то создали порталы, которые абсолютно независимы, которые считают существ проходящих сквозь них и выбирают для них самую лучшую планету для их жизни. Те ученые чудесным образом куда то делись. Никто теперь не знает как работают порталы, а если и знают, то не пытаются на них как то подействовать. Как же удобно! Придумать ахинею и возложить на нее все проблемы. Нет, не люди теперь ответственны за свои решения, нет, теперь вся ответственность перекладывается на Тень (тень — это сеть этих порталов). В книге буквально герои объясняют происходящее с ними как результат того, что захотела для них Тень. Если я попал на планету и там убил кого-то, то так было задумано Тенью. Человек, обладающий хоть толикой интеллекта, легко может заменить слово Тень на Бог, вселенский дух, великая макаронина и ничего в сюжете не изменится. Даже в диалогах. Книга «Звездная Тень» останется неизменной при такой замене. Серьезно? Я две книги читал про космические технологии, джамп-прыжки, сложные отношения между расами, чтобы в итоге всё скатилась к магии? Ну ребенок может еще может представить себе магию в реальности, но взрослый человек то не такой тупой. Раз врата кто то создал, значит их можно создать еще раз, значит их можно изменить, вопрос знаний. Если знания были утрачены, то где инфа почему они утрачены? Почему за столько времени никому не удалось их снова изучить? ЧТо за бред? Автор придумал удобную штуку: врата, абсолютно независящие от общества, но управляющее им. В реальности такого быть не может. Нашлись бы люди, кто взломали бы врата, нашлись бы люди, кто создали бы врата с иными целями и мотивами. В нашем мире нет ничего абсолютного, отсюда и магическое происхождение этих врат. Они абсолютны. Сотни тысяч систем принимают их как должное, как бога, которого нельзя постичь. И эти врата неизменны, словно Зевс на вершине Олимпа. Ох как же удобно! Зачем строить общество, зачем выбирать между отсталым капитализмом и прогрессивном коммунизмом, если можно читать стихи, выть про свободу и придумать магию, которая бы заставляло общество не развалиться.

Дальше хуже. Всю первую книгу ГГ как маленькая девочка ругался на Геометров (это не моё, это чуждо мне, это против души, здесь нет свободы, вы лицемеры и т.п.). Никакой конкретной критики, одни эмоции 13-тилетней девочки, хотя Геометры придуманы Автором с огромным количеством реальных недостатков. Это общество придумано очень криво и его хочется критиковать, но не за коммунизм, а за непонимание коммунизма самим автором. Но автор просто изливал негатив на псевдо-коммунистическое общество. И что же происходит, когда он начинает в этой книге изучать Тень? Он просто ее принимает. Да, говорит, что она не совершенна, но при этом готов с энтузиазмом сделать Землю частью Тени. Более того автор похоже гордится тем, что придумал Тень, ведь даже антагонисты в этой книге не особо ругают Тень, так слегка щекочат. Но что же такое Тень? Автор ругал Геометров за отсутствие свободы для личности и предлагает мир, где божество будет решать за личность где ему жить. И я так понял, что божество еще влияет на некоторые события на самих планетах (ну то есть сводит вместе нужных людей в одном месте). Другими словами автор как альтернативу капитализму и коммунизму предлагает рабство перед божеством. Зашибись «утопия» для нашей планеты. Тень даст нам бессмертие и сама будет решать, в зависимости от нашего настроения и внутренних желаний, куда нам идти и что нам делать. Зашибись, свобода. На фоне этого тот маразматичный выбор профессии у Геометров, когда наставник и друзья дают тебе один вариант профессии, которой ты будешь всегда заниматься, — выглядит как маленькая шалость.

Более того, ГГ постоянно морализаторствует. И более того, противоречит сам себе. То он говорит, что за свободу, и затем вдруг соглашается на то, чтобы за него решала Тень. То говорит, что за других нельзя решать, и в другой момент решает за целые планеты просто потому что ему так захотелось. То запрещает давать аналогии, а затем сам же оценивает окружающие миры исключительно со своей колокольни. Последнее вообще выбешивало. Двумя словами о ГГ: ему нравятся все миры, которые похожи на его привычный быт и его отторгают все миры, которые этому быту противоречат или просто отличны от него. Всё. Думать? Анализировать? Зачем? Если в мире не так как дома, то мир отстой и уберите его с моих глаз. А ведь ГГ — пилот, он по идее путешествует по планетам, наверное видел разные страны. Не уж то он не знает, что такое разница культур? Неужто он думает, что дворовая культура на его улице дома и на работе — это всё, что хорошее есть на Земле? Т.е. все другие культуры — отстой, только потому что они не такие? Если тебе не предлагают выпить водки — то нахер такой дом? И этим пропитаны все две книги. Представляю как бы его бомбило, если бы он просто решил посетить другие страны на Земле.

Я разочарован. Главным посылом всей книги — люди и общество ничего не должны решать. Это стадо, быдло, животные, которые подчиняются исключительно своим инстинктам и желаниям. Ими должно управлять Божество, которое бесконечно беспристрастно и при этом заботиться о благополучии этого стада. Я думал, что человечество изжило такое мышление еще в средневековье, но оказывается такая литература вполне может появиться и в конце 20 века. Расслабьтесь! Надо просто дождаться, пока придет кто то круче нас и начнет нас делать счастливыми. И самое забавное, что в книге ГГ говорит, что нельзя насильственно счастливить других. Забавная ирония на фоне главного посыла книги и описании Тени. Зато этот посыл очень круто обернут в лозунги о самореализации каждого индивидуума, о свободе, о выборе. А на деле нас как подопытных животных будут пихать с планеты на планету, в зависимости от наших текущих желаний, где мы будем жить вечно и умирать. А потом возрождаться на другой планете в других условиях. Абсолютно пустое, бесцельное, ни от чего независящее существование. Никакой ответственности за собственную жизнь и поступки. Прямая дорога к деградации. Но в книге конечно же всё радостно и об этом ни слова, лишь Дед пытается там что то буркнуть. Но что может дед против самого автора? Ведь сам автор диктует ему слова.

Отдельный респект «паре тысяч планет, где население составляет один человек». Да на Земле найдется больше социопатов, чем во всей Тени. Что за бред? Типо только 2 тысячам людей понадобился отдельный мир для одиночества? Это уж совсем маразм.

В итоге это отвратительно. Я пообщался с человеком в реале, хорошим знакомым, который прочел эти две книги с удовольствием. Пообщался я до того как сам прочел их. Мы обсуждали возможное развитие нашего общества. Как преодолеть коррупцию, как создать общество, где правители будут делать жизнь лучше общества, а не только свою. Я ему предлагал вариант коммунизма, ибо это вполне закономерно для сегодняшнего капиталистического века. Он сказал, что коммунизм неидеален (я то это знаю, но догадайтесь откуда эти слова он взял? Привет Лукьяненко). Я у него спросил: а что же лучше? Предложи другое, если это тебе не нравится. И тут мне в ответ прилетели теории: про суперИИ, который будет управлять обществом, про различные варианты отправить правителей на остров, чтобы они там были независимы от общества. Другими словами книга Лукьяненко засорила мозг моего приятеля простой абсурдной идеей, что правители должны быть независимы от общества, чтобы им управлять. Вроде Тени, беспристрастной и справедливой, но всепонимающей. Вот так фантастика 90-х засоряет мозг людей всяким мусором. Любые попытки объяснить, что интересы правителей и общества должны совпадать, и только в этом случае правители будут принимать решения, которые нужны обществу, провалились. В голове сидит идея Тени. Идея магии. Идеи божества. Магической утопии, где высший разум управляет нами. И уже нет в голове места тому, что люди сами должны научиться управлять собой. Должны научиться организовываться и чего то достигать. Нет, в голове сидит идея быть стадом и животными под управлением пастуха. Обидно, господа, и огромный дизлайк Лукьяненко за то, что вбил эту идею своим читателям.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея очень заинтересовала, попыталась представить чтобы произошло если бы Земля попала в Тень (та на которой мы живем сейчас). Одно непонятно, почему герой так много говорящий о свободе выбора, вдруг раз и делает выбор за всё население их Земли, к тому же вот он теперь бессмертный, а мы... Мы может тоже хотим.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение понравилось больше, чем первая часть. Написана более живо, сюжет развивался гораздо более динамично, герой все меньше терзался душевными сомнениями и все больше брал инициативу на себя, что в конечном итоге и привело к успеху. Очень приятно, что автор не стал пускаться в долгие и утомительные разъяснения, почему одни союзы цивилизаций ничего не знали о других и наоборот, не размуссоливал технические подробности разнообразных технологий. Плюс ко всему засунул куда подальше внутренние переживания героев, обнажив, тем самым, главную для меня мысль — всегда и везде нужно что-либо делать, что-нибудь предпринимать дабы получить желаемое, а не сидеть, не пускать сопли и задаваться вопросом почему же все так плохо и никто меня не любит.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бесконечность выбора».

Канечно очень хочется иметь эту бесконечность выбора, бесконечность самопознания, саморазвития, но в итоге выбор все-равно надо сделать. И главный герой теперь защищает фактически интересы трех точек зрения. Он дает возможность каждому сделать свой выбор. И даже если на это нужно время (хотя и понятие «время» и не ясное) — я почему то уверен что время найдется. И самое главное наверное что и свой выбор ГГ оставит за собой и сделает его. Хочется считать что Петр не остановится, не успокоится, а будет дальше искать свой путь и свой выбор. Слишком через многое он прошел в поиске себя и в поиске своей цели.

И очень хочется узнать что же будет дальше. Столько сюжетных линий было оставлено на будущее, но как я понимаю продолжения автор писать не стал. А жаль..

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть дилогии, а на самом деле — прямое продолжение первой части.

Герои всё те же, сюжет по прежнему то несётся вскачь, то замирает, буйная фантазия сменяется провалами и длинными периодам ни о чем.

Кое-как подобравшись к финалу, читателю предлагается идеологическая пустышка мещанства как ключевой фактор для решения проблем вселенского масштаба.

Отдельно хочется отметить антропоцентризм, переходящий в латентную ксенофобию, которым пронизана заключительная часть книги.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивило, как в Ядре Галактике нашлось столько землеподобных планет? Так идеально похожих на Землю? Климат, сила тяжести, природа, рельеф! Космологическая теория вступает с этим фактом в конфликт. Еще удивило, что планеты выглядя как идеализированные формы Земли( то планета сад, то планета ферма, то планета курорт). Удивило, что достаточно пары миллионов планет, чтобы любому человеку из миллиардов нашелся желанный мир. Этого мало. Еще удивило, что все цивилизации похожи друг на друга как братья( в свою очередь напоминая современную западную цивилизацию), нет культурного отпечатка совсем. То что у нас мол общий предок это не оправдание, на Земле то полным-полно культурных различий. Удивило как легко ГГ устроились на работу в Торговую лигу. Удивило как легко оказывается найти союзников способных спасти планету или найти суперкорабль стоящий целого флота( Глава Хрустального Альянса говорил, что это все реально). Вся система взаимоотношений удивила. Удивили страхи Главы Альянса о переходе на новый уровень бытия, вроде бы серьезный мужик смерти не боится. Что в этом страшного? Моральные терзания героев не понравились очень сильно.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что Лукьяненко я читаю «с конца» (в смысле с более поздних творений), может быть по этому у меня сложилось,в целом, положительное впечатление о романе. Хотя, по сравнению с предыдущей частью автор заметно сдал. Если первая книга была больше социальной и задумывалась именно как описание возможной антиутопии, то во второй книге социальность отходит на задний план и вперёд выходит уже личностные проблемы, которые разбирать Лукьяненко отнюдь не мастер. Главный герой выглядит каким-то совсем уж нереальным. Если в первой части его принципиальность и кодекс чести смотрелись необычно, но в общем то уместными для жанра, то во второй части он совершенно неожиданно начинает изменять собственным идеалам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Участие в бессмысленной войне против «зелёных», самый заурядный грабёж несчастных нелюдей из-за Зерна
. Опять же неожиданная концовка.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Получается, что Петру в Конклаве не нравилась не сама структура Сильные-Слабые, а лишь положение расы людей в этой структуре. Значит все его разговоры о свободе и счастье яйца выеденного не стоят, раз уж Конклав так легко купил Петра
.

В «Звёздной тени» автор похоже впервые делает попытки описать возможный сверхразум, которые позже мне очень не понравились в его же «Спектре». И всё бы ничего, если бы не косноязычие, которым он эти попытки делает. Вообще, многие идеи «Тени» перекликаются со «Спектром» — метание по мирам, врата, привратник, измеряющий духовный уровень человека. И тут и там вместо того, чтобы описывать занимательнейшие социумы миров, Лукьяненко зачем то берётся за темы, которые ему явно не по зубам. Во всяком случае, никто пока ещё не способен с такой уверенность поднимать проблемы, над которыми люди думают уже не один век, да ещё и кричать каждой строчкой, что, мол, смотрите, какой я умный, понял что такое смысл жизни, счастье, свобода и т. д.

Короче, поставлю без 3 за косноязычие и самоуверенность автора. Всё же книга занимательная и как обычно Лукьяненко мастер в описаний мелочей. «Бог в деталях» (с).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытка автора проэксперементировать с социальными моделями развития цивилизаций. Попытка достаточно спорная. Особенно сомнительна дискуссия с «Миром полдня» Стругацких.

Сюжет романа достаточно динамичен, но не всегда логичен. Герои тоже не всегда прописаны тщательно.

В целом, Лукьяненко может писать гораздо лучше...

Кстати, первоначальное название романа «Земля — это рай» было лучше и больше соответствовало смыслу повествования.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение порадовало.

Мир тени великолепен, но много общего и мало конкретного. Большое разнообазие миров, правильно для каждого свой уникальный или максимально подходящий мир. Это неможко банально, автор даже сам намекает, что это скучно. После этого в сюжете появляется торговая лига. Но какая-то очень нейтральная торговая лига получается. Хочется чтобы у антипода тени были болеее ентузиазма больше желания быть первыми. Такое ощущение, что торговая лига создана тенью, как альтернатива для развития самой себя. Остаются только догадки, а так хотелось бы больше конкретики о мире тени.

Очень порадовала линия сюжета о Нике Риммере. Поэт-регрессор, что само по себе не должно уживаться в одном человеке, досиг своей мечты, наперекор системе своей рассы. Дал возможность юному поколению самим выбирать свой путь, или продолжать быть учениками наставников, или самим быть хозяевами своей жизни.

Книга заканчивается так словно автор хочет написать продолжение.

Хотя столько лет прошло.... Хочется верить, что в скором будущем появится третья часть космической эпопеи и Петр Хромов придет к цели всей своей жизни.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевернута последняя страница. Как жаль, как не хочется расставаться. Буду жить этой историей несколько ближайших дней, не стану ничего пока больше читать. Оба романа пролетели на одном дыхании. Именно та фантастика, которую с детства люблю. Несколько раз, в процессе чтения, ловил себя на мысли, что только ради этих строк уже стоило открывать книгу, хотя понравилось абсолютно все.

При этом нутром чувствуется, что писал русский автор, поэтому отдельное спасибо Лукьяненко за испытанные патриотические чувства. Есть и в современной России фантасты мирового уровня!

Эх, продолжения бы...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх