fantlab ru

Кир Булычев «Наследник (Река Хронос. 1914)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
489
Моя оценка:
-

подробнее

Наследник (Река Хронос. 1914)

Другие названия: Наследник, Наследник (1913-1914 г.)

Роман, год; цикл «Река Хронос»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Молодой человек, Андрей Берестов, заканчивает в 1913 году гимназию. Его отчим открывает ему страшную тайну: оказывается, он один из сообщества путешественников во времени. Он завещает это знание и аппаратную часть (машина времени) пасынку. Берестов взаимно влюбляется в Лидочку, учится в университете. В 1914 году он был обвинён в страшном преступлении. Единственным способом избежать кары стал побег на пару лет в будущее. Берестов и Лидочка бегут в 1917 год. Они — сквозные главные герои цикла.

Примечание:

Написан в 1991г. Первый роман цикла. Первоначально входил в качестве первой части под названием «Наследник» в роман «Река Хронос» (1992), объединявший первые три книги цикла. В дальнейшем роман публиковался отдельно, в измененном и расширенном виде.


Входит в:

— цикл «Река Хронос»  >  роман-эпопею «Река Хронос»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 290

Активный словарный запас: низкий (2565 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Река Хронос
1992 г.
Река Хронос. Наследник
1999 г.
Река Хронос: Наследник. Штурм Дюльбера. Возвращение из Трапезунда
2004 г.
Река Хронос: Наследник. Штурм Дюльбера. Возвращение из Трапезунда
2004 г.
Возвращение из Трапезунда
2006 г.
Наследник
2018 г.
Река Хронос
2021 г.

Аудиокниги:

Река Хронос: Наследник. Штурм Дюльбера
2005 г.
Река Хронос
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Spadkobierca
2017 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

постепенно погружаясь в быт и время накануне революции, буквально вживаешься в то время, проживая с героями вереницу приключений. Причем собственно фантастических допущений немного. может быть я предвзят — я очень люблю Крым. Единственное — роман затягивает, и трех частей навскидку оказывается очень мало.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное произведение. Я даже подумал, не перепутал ли чего, но к середине книги фантастика всё-таки появилась, однако абсолютно не испортила великолепное погружение в атмосферу начала прошлого века. В первой книге история еще никак не отклонилась от стандартного своего хода, поэтому многим покажется непонятным, зачем для такого романа было приплетать фантастику. В следующей книге всё встанет на свои места.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это самая интересная книга из цикла «Река Хронос»

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная работа. Атмосферно чрезвычайно. И фантастическая составляющая сюжета воспринимается абсолютно реальной.

Отличные типажи — и центральные, и второстепенные. Все эти полицейские, будочники, служанки... Глафира чрезвычайно хороша; яркий, очень живой, осязаемый образ. Читается замечательно, запоем. Не знаю, удастся ли в продолжении сохранить этот стиль, но читать дальше хочется безусловно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Аудиокнига идет 12 часов, но это время пролетает незаметно. Я приятно удивлен, что поздний Булычев, оказывается, создал такой роман, не громоздкий и не ядовитый, как другие его книги последних десяти лет – а совершенно серьёзный и глубокий. Скорее, это даже историческое исследование, взгляд на эпоху изнутри, а фантастический элемент здесь минимален.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая книга. Давно не читал такой хорошей исторической прозы: прекрасный портрет эпохи, написанный как бы «снизу», глазами простого человека, а не «вершителя судеб». Такое редко встречается.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1913 году симферопольский гимназист Андрей Берестов закончил обучение и отправился в Ялту к своему отчиму Сергею Берестову в гости. В Ялте Андрей познакомился с Лидой Иваницкой, в которую влюбился, узнал одну из многочисленных тайн своего отчима, а затем отправился в Москву, учиться на историка в Университете. В следующем году начнётся мировая война, а Андрея в Ялту позовут страшные события.

Первая треть книги посвящена знакомству с персонажами, погружению в эпоху, никакой фантастики, действительно звучат бунинские мотивы. Вот только я думаю, что дело не в преклонении Булычева перед Буниным, а в том, что Бунин так здорово описывал юношеское состояние периода взросления, что тут поневоле получилось несколько подражательно. При этом повествование плотно насыщено словами и образами из той эпохи, вышло весьма убедительно. Далее идёт небольшая глава, объясняющая неизбежность и предпосылки мировой войны. Тут, скорее, ничего нового. И вот, наконец, действие выносится на простор, начинают происходить события, при этом главный герой действительно плывет в потоке времени, практически не стараясь что-то совершить, не он действует, а с ним происходит. Под конец «Наследника» наш наследник окончательно теряется и начинаешь сочувствовать бедной Лидочке, которую авторская воля свела с таким квёлым возлюбленным.

При этом всё, что касается Крыма — Ялты, Симферополя и т.д., просто прекрасно. Полное ощущение возвращения, как географического так и вспять по реке Хронос.

Нужно ещё отметить, что книга не производит впечатление законченной, это, скорее, одна затянутая глава полного романа. Уж больно много остаётся тайн и загадок. Очень надеюсь, что в следующих частях появятся все ответы.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно невероятное сочетание описания реальных исторических событий с путешествиями во времени. Хотя, отдавая должное автору, у него получилось гармонично слить два этих явления. Конечно, при наличии загадки, не было даже намека на то, откуда появилось эта машина времени, но было ощущение, что разгадка будет в следующей части. Забегая вперед, скажу, что ни в «штурме», ни в «возвращении» этого нет. Не люблю загадок без ответа. Тем более в фантастике.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга открывает читателю совершенно нового, непривычного писателя Кира Булычева. Она оказалась непохожей ни на что из написанного им ранее — здесь нет ни грамма торопливости, ни грамма небрежности, всякому слову, всякому предложению в тексте выделено только своё, законное место. В итоге перед нами солидное, обстоятельное повествование о Крыме накануне и в первые месяцы Первой мировой войны.

Читать книгу интересно: и с познавательной точки зрения, и из-за неплохой повести о первой любви, и из-за прекрасно выписанного образа главного героя — натуры по-юношески переменчивой и неоднозначной. Да и некая тайна в происходящем постепенно (правда очень постепенно) в повествовании начинает прорисовываться. Но, прочитав половину книги, у читателя возникает резонный вопрос — а где же тут, извините, фантастика?

Фантастика есть, но её не так много и она в этой книге не играет главенствующей роли. И остросюжетные элементы, которых в романе немало — это тоже далеко не главное. Скорее пока (а цикл предполагает далеко не одну книгу) перед нами роман о жизни, вернее о вхождении в жизнь, вчерашнего гимназиста Андрея Берестова на фоне начала мировой войны.

Написано интересно, читать стоит, только надо заранее настроить себя на то, что это не «Чудеса в Гусляре», не «Алиса» и даже не «Доктор Павлыш», а серьёзное обстоятельное повествование с небольшими фантастико-приключенческими вкраплениями.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более чем необычный Булычев. Весьма и весьма необычная фантастика. Не скажу ничего плохого, но... чтиво — сугубо «на любителя».  Оценки проставил относительно высокие, ещё когда, собственно, «читал» (в аудиоварианте) — больше двух лет тому, хотя духу на весь цикл так и не хватило. Сломался на четвёртой книжке, пятую и шестую — проглядывал по диагонали, уже ради принципа: любопытно было — чего же там дальше. Ибо — более чем неспешное повествование, прямо-таки прогулочным шагом.

Но, что хочу тебе сказать, уважаемый потенциальный читатель — ни малейшего раздражения. Добротное, адекватное, качественное чтиво. Хороший стиль, приятный слог, тематический фон — вообще выше всяческих похвал: начало 20-го века, Первая мировая, Революция, Россия, Крым. А сама мысль о том, что человек может обладать неким средством «пролистнуть» несколько лет «смутных времён», прыгнуть вперёд, за горизонт событий — оная мысль вполне себе способна сформировать вполне вменяемый фантастический Антураж.

Я повторюсь, уважаемый потенциальный: чтиво — сугубо «на любителя», было бы глупо об сём умалчивать. И неспешностью своей, и специфичностью подачи материала, и всем прочим. Но пару — тройку томов шарм и аромат необычности Сути и нетривиальности Формы — вполне способны удержать внимание. Уж вот этот, вот, конкретно первый том — уж точно

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая треть романа — очень яркое описание быта эпохи, показываемое глазами ГГ — молодого человека, только что закончившего гимназию. Также очень достоверно и живо показано описание его юношеских влюблённостей. Но после отъезда ГГ из Крыма всё пошло занудно и как-то блекло. Инфантилизм ГГ стал доставать до печёнок, а медленность повествования стала вызывать недоумение. Зачем всё это? Понятно, что Булычёв историк, и смакует мелкие подробности. Но какова цель? Вспоминается рассказ Александра Грина «Возвращенный ад», в котором герой внезапно потерял возможность ощущать суть происходящего, и начал воспринимать действительность чисто описательно. Так и в данном тексте — за описанием происходящих событий до самого конца романа ничего не стоит.

Даже идея перемещения во времени, намёк на которую был озвучен в начале при описании портрета в доме отчима ГГ и его таинственности, потерялась. Она не спасает отсутствия цели романа — сама идея перемещения «в потоке» не может быть самоцелью. Это средство для показа тех или иных вариантов будущего или прошлого, тех или иных неочевидных связей явлений, и т.п.

С динамикой сюжета тоже плохо. Если первую треть романа можно оценить на «отлично» за показ эпохи и типажа основных персонажей, то дальше оказывается, что больше показывать нечего. Ну, несёт героя куда-то волна событий. Суть событий остаётся где-то в стороне, роман их не затрагивает. Сам ГГ удивительно неинтересен, так как он не личность, а какое-то недоразумение. И зачем это всё читать?

Так что можно смело закрывать роман после объяснения молодых людей (ГГ и Лидочки) в чувствах друг другу. Чтению следующих романов цикла это никак не помешает. Оставшиеся две трети романа, к сожалению, можно заменить фразой: «обстоятельства привели к тому, что Лидочка и Андрей были вынуждены воспользоваться средством передвижения во времени, доставшимся им от отчима Андрея. И они сбежали в будущее на два года — в 1916 год. Продолжение следует».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будь это книга неизвестного мне автора, то я бы оценила ее весьма высоко. Но.. это же Кир Булычев! В моих глазах эта книга для него сотня шагов назад по сравнению с уровнем истории Алисы Селезневой...

В принципе, фантасту позволительно вольное распоряжение с историческими фактами. Хотя сильно важных дат тут и нет. Большая часть книги посвящена нескольким годам жизни Андрея Берестова — с виду благородного (но не чурающегося переспать с служанкой/любовницей отчима), умного (но чисто академически) молодого человека... Несмотря на всю свою положительность. главный герой постоянно совершает ошибки, идет на поводу своих мелких желаний и сиюминутных решений. Иногда кажется, что логика рядом с ним даже не пробегала. Именно личность главного героя отталкивает меня от прочтения остальных книг серии «Хроники».

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо придуманный роман был испорчен традиционным преклонением советских интеллигентов перед Иваном Буниным. Бунин, как известно, писал раздумчивые рассказы ни о чём и однажды даже написал довольно толстый роман ни о чём — «Жизнь Арсеньева». И эта «Жизнь» серьёзно шандарахнула по мозгам писателей поколения Кира Булычева. У него во многих текстах есть влияние и даже реминисценции текстов Бунина, но тут, при попытке написать роман из той эпохи, про которую писал Бунин, у Кира Булычева буквально тормоза сорвало. Пока речь шла о первой влюблённости, автора выручало то обстоятельство, что он, кроме Бунина, ещё и Валентина Катаева читал, но потом... книга забуксовала. Переливание из пустого в порожнее, приперченное криминальной интригой и громким хрустом фрацузских булок, у непредубеждённого читателя вызывает раздражение. Единственное, что помогает дочитать роман, это надежда, что во втором и третьем романах с обаятельными, хоть и одномерными, героями всё-таки что-то случится.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Портрет эпохи глазами простого человек и читается на одном дыхании

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх