Александр Бачило «Помочь можно живым»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Планета через сто лет после ядерной войны. Выжившие кучки людей дали кое-какое потомство, но о возрождении цивилизации говорить еще рано. Улисс и его соплеменники живут в замкнутой долине и медленно вымирают. Но похоже после недавнего землетрясения где-то в скальных массивах открылся проход. Ушли стада копытных, зато пришел свирепый хищник, который не боится никого.
Улисс отправляется на поиски прохода и попадает в ущелье, где нет радиации, жизнь кипит, а воду можно пить прямо из ручья.
А ещё он встречает там человека, уже сто лет ежечасно нажимающего кнопку, отменяя тем самым автоматический запуск ядерного комплекса, после которого на Земле не осталось бы и тех людей, что выжили.
Входит в:
— антологию «Выдумки чистой воды. Том 1», 1990 г.
— антологию «Помочь можно живым», 1990 г.
— антологию «Амальтея», 1991 г.
— сборник «Ждите событий», 1991 г.
— сборник «Проклятье диавардов», 1991 г.
— антологию «2034. Войны на костях», 2009 г.
— сборник «Помочь можно живым», 2015 г.
— сборник «Ждите событий», 2017 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 67
Активный словарный запас: очень низкий (2378 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (11), немецкий (1)
- /тип:
- книги (10), цифровое (2)
- /перевод:
- А. Гродский (1), Д. Колленбах (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vot_vot, 10 апреля 2010 г.
Даже не знал, что это Бачило. Одна из великих вещей моего детства. Перечитывал эту повесть много раз и просто видел тот мир, о котором рассказывал автор. Все в этом тексте впечатляет. Общество, герои, загадки и, конечно же, судьба человека-таймера.
UraN2, 25 февраля 2009 г.
Все еще под впечатлением очень очень сильно!!! Мир описанный Бачило очень страшен. Чего только стоит город из которого нельзя выйти, так как кругом радиоактивные пустоши и океан или сын тетки Улисса — безглазый, трехпалый мутант который говорить та не умеет а только существует. Или друг Улисса — Шибень, наркоман, который даже не знает что он им является пьет все время какоето лекарство, что бы на время погрузиться в другой мир, мир лучше этого в сотню раз. Животные, которые приспособили радиацию как защиту от врагов...
montakvir7511, 24 июня 2020 г.
По правде говоря, можно ставить высший балл уже за одну сюжетную идею о человеке, каждый день спасающем горстки выживших от уже окончательного уничтожения. Это гениально.
Но ведь и все остальное как здорово написано! Старая повесть, я лично на тот момент только «Письма мертвого человека» могу припомнить из похожего. Лень искать, но Бачило, скорее всего, был одним из зачинателей жанра постапокалипсиса в нашей фантастике, жанра в классическом виде — остатки человечества влачат жалкое никчемное существование на руинах канувшего в небытие в результате ядерной войны мира.
Мастерски описаны герои, прямо в душу западают сразу, даже случайные. Улисс, свирепень, питающийся свинцом — дитя радиоактивных мутаций, подсевшие на сладкие ампулы жители Города — наркоманы нового века, Полифем, неспособный отойти от кнопки отключения — все они живые и яркие, всех жалко и всем сострадаешь....
Убийственно хорошо написано. Гуманистический посыл без плохого финала не производит ощущения фальшивого. В жизни все может быть, дайте этим больным, голодным и отравленным радиацией людям еще один шанс. Пожалуйста!
Yazewa, 19 мая 2008 г.
Сильно. Даже очень сильно. Особенно первая часть истории, до встречи Улисса с Полифемом. Потом действие как-то заторопилось, исчезли так классно прописываемые до этого подробности, а рассказ Полифема был уже адресован не мальчишке-дикарю, а читателю... Но все равно, в целом очень хорошо. Где-то восприятие запараллелилось с «Кысью» (но отнюдь не от похожести, а потому что — тоже здорово, и тоже ПА).
Интересна фигура Полифема. Десятилетиями ежечасно давить на кнопку... как символ кары, бесконечной муки... запоминающаяся сюжетная находка, хотя и не бесспорная.
В целом — безусловно талантливо сделанная работа. Для читателя с «чувством слова» — удовольствие.
beskarss78, 24 апреля 2011 г.
Для меня эта повесть — одна из первых основательных «постъядерок». Читал еще много и разных, но в этой присутствуют основные характерные черты:
- практически тотальное разрeшение прошлых технологий (+ упадок культуры);
- деградация биосферы, дегардация человечества — сочетание разнообразных ужасов;
- остатки технологий, которые могут быть смертельно опасны (тут и искушение наркотой и ядерные бомбы);
- чистое зерно для нового начала (главный герой и... );
- сюжет, который не раскрывая подробностей можно обозначить как одну большу инициацию тот самого «нового начала».
Чего тут нет:
- путешествия в прошлое, которое позволило бы не начинать ядерной войны;
- инопланетян.
Итог: это одна из стандартных вещей, которые составляют образ темы — как очередной камешек в мозаике. Уже в 90-е интерес к постъядерке изрядно угас, потому текстов более высокого уровня с использованием этой же темы как основной — практически не написано. Тема множество раз использовалась как побочная, но в самый ужас изничтожения жизни, когда даже после ядерной зимылучше не становится — окунаются редко.
olpo70, 6 ноября 2016 г.
Лучше поздно чем никогда. Одна из лучших постапокалиптических вещей прочитанных мною в последнее время. А вернее прослушанных в исполнении самого автора. И в этом есть своя прелесть, ведь автор читал нам в той интонации и с теми акцентами, которые он хотел донести до нас когда писал эту повесть. И пуст она была написана в далеком 1989 году звучит она намного свежее и лучше чем многие постапокалиптические вещи написанные недавно.
Не буду останавливаться на сюжете, он не потерял оригинальности и в наше время. Всем советую прочесть, не пожалеете. Скажу только одно. За последнее время я прочитал и послушал не мало произведений Бачило и этот автор стал одним из моих любимых. С нетерпением жду встречи с другими его произведениями.
azgaar, 15 января 2013 г.
Отличная штука, и это было написано за 10 лет до появления Фаллаута, с которым для себя проводил множество параллелей при прочтении. Браво!
Kairan, 20 августа 2006 г.
Читал эту книгу давным-давно, даже забыл автора. Помню, что очень впечатлило — в те времена постапокалиптической фантастики в СССР было мало.
Baley, 10 ноября 2010 г.
Антология «Амальтея», в которой была опубликована повесть, была одной из моих любимых книг, поскольку давала возможность познакомиться с творчеством не корифеев фантастики, а нераскрученных советских писателей, — творчеством, как оказалось, интересным, хотя и неоднородным с точки зрения качества литературного продукта. Повесть Бачило, прочитанная первой в этой книге, просто сразила. Не ожидал такого глубокого погружения в атмосферу постапокалиптического человечества. И хотя основа сюжетной линии достаточно традиционна — путешествие героя, мир, описанный в этом произведении, кажется не выдумкой автора, а вполне реальным вариантом хода мировой истории. Очень рекомендую.
diego, 19 августа 2006 г.
Мдааа... не приятная перспективка развития цивилизации. Особенно не завидую Полифему-жить на ядерной бочке и каждый раз отсрочивать смерть на час. А вообще понравилось. Глубоко, драматично.
INet, 19 марта 2012 г.
сюжет действительно стандартный для 70-90хх годов. Угроза ядерной войны хоть и не была уже такой явной, но писатели-фантасты очень много внимания уделяли этой теме, особенно в 80-е годы. Очень страшно тогда было жить, не то что сейчас в 2012 году :)
Повесть неплохая, но короткая, хотелось бы подлиннее.
Ну и можно предположить что «Остаться в живых» действительно позаимствовали идею с кнопкой :)
god54, 2 декабря 2009 г.
Первое произведение автора, которое впечатлило своей масштабностью и продуманностью сюжета, созданием нового мира, который он населил своими героями. И главное, что они живут и они живые, им даже сочувствуешь. Правда концовка могла быть и подлинней, уж очень автор спешил закончить произведение.
Alex Provod, 29 ноября 2015 г.
Может, не самый оригинальный на современный взгляд, но интересный и какой-то даже светлый постапокалипсис. Сейчас напихали бы жести туда, а она не нужна.
Читал первый раз ещё в детстве, а зверь свирепень, гложущий свинцовые балки, и сейчас иногда вспоминается.
Хорошая повесть.
lith_oops, 25 января 2013 г.
Поскольку у меня снова период мазохизма в смысле чтения чего-попало-натаскано-из-рекомендаций-и-новинок, автора я восприняла как глоток свежего воздуха. Не то чтобы невероятно как интересно, но хотя бы без отвращения.
Первое впечатление – фанфик к Поселку Булычева. И я понимаю автора – я бы тоже хотела написать если не сам Поселок, то хотя бы фанфик. И пусть тут – постапокалипсис, а там – робинзонада, отличия не столь существенны. Схож стиль, даже стилизация, чуточку похожи герои и атмосфера, ну и конечно квест в Ородруин, то бишь поход за лучшей жизнью. Ну и мысль там прячется даже не начиная с Поселка, а с Луны с грошем – кто-то сидит и ждет, а кто-то – идет и добивается. А тут уж или со щитом, или на щите – как пойдет.
Естественно, нам рассказывают только о тех, кто со щитом – если не считать всяких извращенцев вроде Креса. ))) Конечно, в современной литературной действительности даже зомби со щитом никого не удивит. Хорошо, что повесть была написана в далеком восемьдесят девятом году и подобным еще никто не страдал.
А так – хороший классический советский постапокалипсис. Советский в том смысле, что выжившие кооперируются и друг другу помогают вместо того, чтобы выносить друг другу мозг, причем буквально, насиловать и грабить. Нет, выживают потихоньку, скатываясь в первобытно-общинное. Никаких вам кочующих байкеров. В меру – монстров, в меру – болячек. Мало – супергероев от радиации. Точнее – всего один и тот идейный. Настолько, что непонятно, откуда у него та мутация – от идейного колдунства или таки от ядреной бомбы (с).
Я бы сказала, что ради атмосферности немного затянуто начало. Не страшно, но пришлось чуточку пролистать, чтобы не откладывать книгу вовсе. Сюжет и развязка – более чем, мысль пряталась далеко, но вовремя вышла и собрала аплодисменты. Атмосфера выдержана и даже одно замеченное мной поначалу ружье сделало попытку выстрелить. Это которое ампулы – до сих пор не совсем понятно, к чему автор приплел наркоту. Нет, мне понятно, что он имел в виду и чего пытался сказать, мне непонятно – зачем? Типа в компанию к «за мир во всем мире» добавить «нет – наркотикам»? Особенно, если так похожи на лекарства?
Ну ладно, как я уже говорила, далекий восемьдесят девятый… Онегин, я тогда моложе и лучше качеством была. (с)
Мир – основное достоинство книги. Я бы очень рекомендовала к прочтению в подростковом возрасте – когда трава не только вставляет лучше, но и зеленее по определению. Когда всяческие монстрики еще страшны, а уныние не столь трагично. И беспросветность вкупе с безнадежностью рождают исключительно позывы к геройству. Да, лет в пятнадцать меня бы торкнуло необыкновенно.
Помнится, примерно в этом же возрасте я читала Булычевское «Спасите Галю» и надолго впала в экстаз. Хотя рассказик, если объективно, для мэтра откровенно слаб. Но! Всякие там развалины, разрушины и свалки во всех проявлениях видятся не как хлам, а как источник всяческих няшек, если покопаться. Вдруг там можно, например, монстрика карманного милого сиреневенького отыскать? Или Чепушинку от Бредбери, или Штуковину от Саймака – чем черт не шутит?
А с определенного момента даже у таких не особенно глупых людей, как я, )))) воображение на предмет порыться на свалке и найти чудо отрубает начисто. И слава Богу, а то и так хламу полный дом. )))
Но, тем не менее, рассказ будит какую-то детскую авантюрную жилку и, при всей своей ужасающей безысходности, очень оптимистичен и интересен.
Читабельность была бы лучше, если бы отжать воду. Я понимаю, что атмосфера, но атмосферу нужно штрихами укладывать. А не громоздить массивами.
Интрига хороша тем, что нарастает постепенно. Как для меня, так слишком постепенно. Тем не менее – интересно, красочно, пружина закручена основательно и отпущена вовремя.
Персонажи поверхностны – не Булычев, конечно… Но, тем не менее, хорошие такие и даже не совсем однозначные постапокалиптические персонажи.
Многие совершенно бессмысленные, но именно в советском постапокалипсисе таких очень много – для функционирования на грани выживания, для иллюстрации сложности или невозможности этого выживания. Они трагичны и уродливы в своем большинстве. Оттого потом можно отыграться на красотах духа, но автор не счел нужным.
Идей, на мой взгляд, несколько – некоторые выложены на поверхности, другие запрятаны чуть поглубже, как уровни доступа по интеллектуальному цензу. Высший пилотаж.
Кнопка эта, спионеренная Лостом, Агасфер в лице Полифема, «за мир во всем мире» и далее по списку. Риспект и уважуха.
Душевность, как и положено любой приличной постапокалиптике, хороша. Лично мне чуть не хватало накопления найденных материальных благ в лице всякого найденного хорошего, но это мой личный таракан. Для настоящей, хорошей постапокалиптики это не обязательно.
Погружение тоже, как и положено любой приличной постапокалиптике, на уровне. Мир уж больно хорош.
Ассоциации: Письма мертвого человека, Поселок Булычева.
artem-sailer, 9 апреля 2015 г.
Повесть понравилась, хотя ничего особенного современный читатель в ней не найдёт. Постапокалиптики сейчас завались. Никого не удивишь атмосферой коллапса цивилизации, путешествиями в лучшие земли и описаниями наших сегодняшних технических повседневностей глазами человека из постядерного средневековья.
Герои неплохи, диалоги вполне приемлемы, хотя иногда и чувствуется некоторая неестественность и надуманность. Рассказ Полифема — чистой воды шаблонная исповедь-разъяснение, что и как. Нет какой-то изюминки, фирменной фишки, и это печально.
И да, постоянное нажатие кнопки в сериале «Лост» явно заимствовано из этой повести. Всё сходится, практически детально.