FantLab ru

Александр Беляев «Воздушный корабль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Голосов:
322
Моя оценка:
-

подробнее

Воздушный корабль

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Несколько наивное, в духе времени, повествование. Жанр романа, скорее, можно определить, как «научная фантазия». Хотя в годы написания романа идеи об использовании летательных аппаратов легче воздуха уже были несколько устаревшими, была сделана неплохая попытка описания возможного длительного перелёта. Всё получилось по-детски наивно и мило.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 73

Активный словарный запас: средний (2811 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (14)

Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1964 г.
Фантастика
1986 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 6
1994 г.
Звезда КЭЦ
2000 г.
Том 3. Чудесное око
2005 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. Прыжок в ничто. Воздушный корабль. Рассказы
2007 г.
Прыжок в ничто
2009 г.
Остров Погибших Кораблей
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
Прыжок в ничто. Воздушный корабль
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 6
2018 г.
Воздушный корабль
2019 г.
Властелин мира. Воздушный корабль
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Laboratoř W
1987 г.
(чешский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы находимся в положении человека, который впервые отдается волнам неведомого океана. Мы воздушные Колумбы. Мы отправляемся в страну неведомого.

Давно прошли те времена, когда летчиков именовали воздухоплавателями, а небо нашей планеты наряду с хрупкими тонкокрылыми самолетами бороздили воздушные левиафаны -дирижабли. В эволюционной борьбе воздушных судов безоговорочную победу одержал быстрый, верткий и более простой в эксплуатации самолет, а дирижабли практически исчезли из воздушного пространства. Тому было несколько причин: во-первых и главных, репутацию им основательно попортила череда катастроф с их участием, когда наполненные взрывоопасным водородом они вспыхивали как спички и сгорали дотла. Во-вторых: дирижабли были весьма тихоходными и сильно зависимыми от силы и направления ветра. В-третьих: для причаливания им требовалась специальная наземная команда, да и ангары для их хранения получались ну очень большими. Были и ещё причины, но и этих вполне хватило для того, чтобы суда легче воздуха сошли со сцены. Но были у них и преимущества, которые так и остались недостижимыми для аппаратов тяжелее воздуха — основным из них являлась великолепная грузоподъемность. В настоящее время сразу несколько инженерных фирм по всему свету разрабатывают проекты современных дирижаблей, которые бы были избавлены от основных недостатков своих предков, но сохраняли все их достоинства. И может быть не за горами тот день, когда потомки цепеллинов вновь поднимутся в воздух и у любого желающего появится возможность выбора между быстрым перелетом в тесном кресле самолета или неспешным комфортабельным путешествием в отдельной каюте современного дирижабля. В последнее время в фантастической литературе дирижабль как правило служит одной из отличительных черт ставшего таким популярным стимпанка. Хотя было время, когда о стимпанке и слыхом никто не слыхивал, а дирижабли выступали в книгах как один из символов прогресса.

Раскинувшись на двух континентах и заняв шестую часть суши Советская Россия стала самой большой страной мира. Но страна эта, пережив революцию и последовавшую за ней гражданскую войну, пребывала в весьма плачевном состоянии. Для исправления сложившейся ситуации по призыву вождя мирового пролетариата товарища Сталина на всей территории СССР была начата индустриализация. Зашумели стройки, начали тянуться в небо корпуса заводов и фабрик, на реках выросли плотины электростанций. Страна преображалась прямо на глазах. Существенным тормозом в осуществлении этих грандиозных планов был размер территории страны, при таких расстояниях большую сложность представляла доставка в нужное место строительных материалов, станков и оборудования. Хорошо, если поблизости была ветка железной дороги, но такое счастье было далеко не всегда, ведь различные индустриальные предприятия росли не только возле крупных городов, но и, зачастую, практически в чистом поле, поблизости от месторождения тех или иных полезных ископаемых. Энтузиасты воздухоплавания, планеристы со стажем Сузи, Борис «Буся» Шкляр и Махтум Ханмурадов занимались совершенствованием техники воздушных караванов, когда за один аэроплан-тягач цеплялись несколько «барж»-планеров. Такой способ позволял резко повысить объем грузоперевозок и, при этом, снизить расход горючего. Эта их идея уже успела завоевать популярность, но Махтум решил не останавливаться на достигнутом и в одиночку занялся разработкой техники полностью безмоторного воздушного сообщения на базе планеров. Для этого должны были использоваться искусственно созданные зоны восходящих потоков воздуха, где как на трамплине планер мог набрать высоту. Так, следуя от зоны к зоне, он мог совершенно не тратя топлива покрывать значительные расстояния. Но ему не суждено было и впредь заниматься планеризмом — его друг Сузи предложил Махтуму принять участие в новом проекте. Оказалось что Сузи и Шкляр уже некоторое время вынашивали мысль по использованию устойчивых высотных воздушных течений для перевозки большого объема грузов с помощью цельнометаллических дирижаблей, где дирижабль выполнял бы роль этакого плота, плывущего по течению и тратящего топливо лишь на маневрирование. Но никто точно не знал, где конкретно проходят эти течения. Для разведки воздушных гольфстримов в ближайшее время должна была отправиться исследовательская экспедиция на первом в стране цельнометаллическом дирижабле «Альфа». В её задачу входил по возможности безмоторный полет от крайней южной точки СССР до Северного полюса. Махтум, конечно же, не смог устоять перед таким предложением и с радостью согласился принять участие в этом интереснейшем начинании.

Это произведение Александра Беляева с момента его первого появления на страницах журнала «Вокруг света» за 1934-35 гг. переиздавалось всего несколько раз, поэтому осталось практически неизвестным массовому читателю. Как и предыдущий его роман «Прыжок в ничто», «Воздушный корабль» основан на популяризации идей Константина Эдуардовича Циолковского. На этот раз автор обратил своё внимание на концепции цельнометаллических дирижаблей и безмоторного воздушного сообщения. Читая о путешествии героев на аппарате легче воздуха первым делом вспоминаешь классический роман Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре». Но между появлением в свет книги Верна и книги Беляева прошло более семидесяти лет и за это время научная мысль продвинулась весьма далеко. Если герои Верна путешествовали по Африке в поисках истоков Нила на воздушном шаре весьма прогрессивной по тем временам конструкции, полностью отдавшись на волю ветров, то герои Беляева оказались в более выигрышном положении, потому как их летательный аппарат вполне мог передвигаться самостоятельно и их свободный полет был не более чем одним из условий эксперимента, который можно было прервать в любой момент. Но комфортабельность путешествия отнюдь не является синонимом его безопасности — за время перелета экипажу «Альфы», из-за капризности и непредсказуемости воздушного океана, не раз будет грозить смертельная опасность.

Несмотря на протяженнось маршрута и сложность поставленной задачи экипаж цепеллина состоит всего из пяти человек: «капитана Сузи, его помощника Ханмуратова, инженера-механика Шкляра, аэролога Власова и радистки Лавровой». Для управления такой сложной и мощной машиной этого вполне достаточно, ведь на «Альфе» сплошь и рядом применяется автоматизация и механизация всех основных и вспомогательных процессов. Правда за время пути на борт поднимется ещё пара человек, но они то уж точно не имеют к воздухоплаванию никакого отношения. Сама идея использования воздушных течений для перевозки грузов дирижаблями до сих пор не потеряла своей привлекательности, хотя и требует осуществления на совершено ином техническом уровне, чем описанный в романе. Конструкция «Альфы» не имеет крупных фантастических допущений и, в принципе, вполне воплотима в реальность. Даже в то время постройка подобного воздушного судна была бы вполне осуществима, так что роман Беляева лишь условно можно отнести к фантастике — это стопроцентный «ближний прицел», со всеми его признаками. Взятое за основу сюжета вполне вероятное техническое достижение подается под соусом приключений типичного географического романа. В отличие от подавляющего большинства произведений Александра Романовича, «Воздушный корабль» не несет в себе глубоких идей и не отличается серьезным психологизмом — это чисто приключенческая история, созданная как иллюстрация конкретной идеи. Содержание её вполне качественно, но не представляет из себя ничего особенного. Чувствуется, что автор ответственно подошел к написанию текста -ляпы практически отсутствуют. Единственное, что смутило, так это загадочный газ геокороний, по утверждению автора входящий в состав воздуха. Что это такое?

Итог: малоизвестный роман, по объему более похожий на повесть. Он довольно бледно смотрится на фоне других произведений автора, но, несмотря на это, несет в себе несомненный беляевский дух. Любителям творчества Беляева вполне стоит с ним познакомиться, остальным — по желанию.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Создание альтернативных воздухоплавательных аппаратов в виде дирижаблей. Даже в 30-е годы это было уже не фантастикой. «Воздушный корабль» — яркий образчик беляевской «фантастики ближнего прицела», хотя там встречаются (хоть и редко) некоторые намеки на оригинальные генетические опыты. В любом случае сегодня эта книжка катастрофически устарела, хотя и тогда это были повторы приключенческих повестей о воздушных кораблях различных европейских авторов.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современная наука и техника уделяют большое внимание возобновлению полетов дирижаблей, с учетом современных достижений. Ведь их можно использовать для прекрасных путешествий-экскурсий, которые в сочетании с комфортом предоставляют людям такие возможности, о которых можно только мечтать. А само произведение немного наивное и в тоже время трогательное.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 2007 году, произведение кажется полнейшей ерундой, но если учесть год написания... В то время это было свежо и интересно. Сейчас, может заинтересовать только фанатов творчества Беляева.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесконфликтность — большая проблема советской литературы. «Воздушный корабль» написан великим романтиком с чистым сердцем, но и в этой повести идёт борьба хорошего с лучшим.

Итак, что мы имеем? Беспосадочный перелёт из Кушки (крайняя точка на юге СССР) к Северному полюсу? Прекрасно! Дружный интернациональный экипаж? Замечательно! Смелые научные идеи? Превосходно! Вот только сопереживать главным героям повести сложно. Даже в кульминационной сцене, где, по идее, они смертельно рискуют. На борту дирижабля «Альфа» все настолько сильные, уверенные в себе и самодостаточные, что остаётся только ими восхищаться и завидовать.

Компанию «положительно прекрасных» людей слегка разбавляет эксцентричный иностранец — археолог Альфредо Бачелли. Здесь он отчасти выступает в роли Жака Паганеля из книги «Дети капитана Гранта». За юмор можно накинуть « Воздушному кораблю « дополнительный балл, но кардинально ситуацию это не меняет.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть книга не пропитана очень сильно романтикой, ее дух немного да скользит в этой книге. Возможно потому что сама тема связана с воздухом и полетом, а возможно просто от кароинки, которую нам, читателям широкими мазками словестно обрисовал автор.

Возможно идея устарела, возможно Беляев где-то внес неточность, но все же... Такая тема — тем более в то время — имеет право быть слегка неточной и где-то совсем чуть-чуть банальной — кашу (даже таким...) маслом не испортишь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, идея самолёта с прицепами в виде планера, не разумна. Воздух не шоссе, аэроплан не грузовик. Мне даже страшно представить, что будет с этой системой при любом маневре. Да, что там — даже при торможении. Идея с воздушными столбами тоже не слишком. Ну, скажите, зачем так мучить пилота? Обычный, моторный самолёт куда эффективней. А вот само путешествие на дирижабле, которому посвящена книга, это уже читается с интересом.

Вот только возможно не стоило делать итальянского археолога таким комичным: даже собственную экспедицию организовать не смог. Довольно странно отношение экипажа к его спасению. Им вроде бы спасать просто неохота, да не решаются нарушить обычай помощи?! Мол, много времени потеряем. Во — первых по сравнению с общим временем полёта — немного. Во — вторых спешить-то куда? Они ведь не людей спасать летели. Но всё равно ставлю твёрдое семь.

Кстати. У Булычёва, в «Падчерице эпохе» почему-то написал, что проводники бежали, потому что археолог был эксплуататором и расистом. Мол, тогда так требовалось писать. Ничего подобного. Он просто плохо организовал экспедицию и проводники просто поняли, что погибнут с ним вместе. При чём оставили ему еду и верблюда, да ещё сутки ждали, не догонит ли он их. Как-то не похоже на народный гнев. Впрочем Первушин уже ловил Булычёва на неточностях в описании ранней советской фантастики. То ли намеренных, то ли восприятие у него было такое избирательное.

А вот отношение автора к археологическим находкам итальянца действительно странное. Когда их вынужденно якобы сбрасывают с дирижабля, (впоследствии выясняется, что сбросили лишь пустой ящик, следует фраза, что освободившись от груза прошлого дирижабль устремился в небеса. Фраза явно символическая. Лично у меня она вызвала недоумение. А автор вообще знал, зачем нужна археология и каковы ценности её находок. Не знаю как тогда, но сейчас малюсенькие осколочки черепков собирают.

Впрочем, это критика с позиций нашего времени, тогда могло восприниматься и по-другому.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наивная, в хорошем смысле, фантастика из тех времён, когда литература искренне, кажется, пыталась учить людей взаимовыручке и убедить в светлом будущем. Здесь отважные исследователи проводят рискованные испытания, помогают случайным спутникам, мужественно и умело преодолевают все попадающиеся им испытания... К сюжету придираться даже не хочется, конечно же, всё очевидно заранее. Но и не ради сюжетных поворотов «Воздушный корабль» писался, это и сейчас вдохновляющая история, призывающая людей к большим свершениям.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть в духе Жюль Верна... Почему вспоминаются «Пять недель на воздушном шаре»... Автор высказывает достаточно смелые идеи, но странно читать о безмоторном воздушном транспорте, в эпоху аэробусов и космических ракет. Хотя, как знать, в какую сторону могло пойти развитие науки и техники.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала в детстве, сейчас, чтобы освежить память пыталась восстановить события, перелистывая книгу... наверное перечитать заново не смогла бы. Дело даже не в том, что написан в 34-ом году... скучновато. Зато когда представляешь, что происходило в это время в реальном мире, понимаешь, почему автор пытался уйти от действительности.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение по-своему интересное. Следует сказать, что в последнее время идеи использования аппаратов легче воздуха вновь становятся интересны, хотя и с экономической точки зрения в перевозке грузов. Так что актуальность может появиться вновь. Хотя важнее идея длительного перелета и его описание.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх