fantlab ru

Агустина Бастеррика «Особое мясо»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Особое мясо

Cadáver exquisito

Роман, год

Аннотация:

Внезапное появление смертоносного вируса, поражающего животных, стремительно меняет облик мира. Все они — от домашних питомцев до диких зверей — подлежат немедленному уничтожению с целью нераспространения заразы. Употреблять их мясо в пищу категорически запрещено.

В этой чрезвычайной ситуации, грозящей массовым голодом, правительства разных стран приходят к радикальному решению: легализовать разведение, размножение, убой и переработку человеческой плоти. Узаконенный каннибализм разделяет общество на две группы: тех, кто ест, и тех, кого съедят.

Награды и премии:


лауреат
Литературная премия «Дамы ужасов» / Ladies of Horror Fiction Awards, 2021 // Роман (перевод с испанского)

Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2020 // Научно-фантастическая книга (Аргентина)

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Хоррор (6 275 голосов)

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Хоррор (1 177 голосов)

Похожие произведения:

 

 


Особое мясо
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Tender Is the Flesh
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинство персонажей в книге — бесчувственные эгоисты. Единственный, кто проявляет чувства это главный герой — Маркос. При чтении возникает сочувствие к нему и к «товару». Но финал подвергает сомнению моральную чистоту чувств Маркоса и также ставит его в один «мясной ряд» с остальными эгоистами.

Это мое первое, бытовое, понимание книги.

После повторного прочтения первого эпиграфа Жиля Делеза и беглого изучения его философии, у меня сформировалось второе, философское, понимание книги.

Каждый персонаж представляет собой «машину желаний» с «программой производства желаний», сбитой («декодированной») царящим в капиталистическом обществе «товарным фетишизмом». «Декодирование машин желаний» приводит к их «шизофренизации». Из этого капиталистического общества выпадает Маркос, который обладает устаревшей докапиталистической фетишизацией не товара, а отношений. И завершающий книгу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
удар Маркоса по «товару»
и его последняя фраза, показывают что он так и не сделал из товара для себя фетиш, а значит его «машина желаний» «кодирована» правильно и возможно его желания приведут к изменению этого сурового мира.

Формирование философского понимания книги поробудило во мне процесс поиска истины, сходный с тем что я испытал после прочтения «Петровы в гриппе и вокруг него» Сальникова. Жаль, что такие книги среди художественных встречаются редко (среди нонфикшена таких книг больше).

На ужаснувшие большинство читателей «анатомические» подробности внимания не обращал. Тему людоедства в книге воспринял как пародию на товарные отношения при капитализме и как провокацию читателя на чтение, подобные похожим «запретным» темам в книгах Паланика, Елинек, Сорокина, Елизарова и т.п. авторов.

Автор очень интересный, я почитал бы что-нибудь еще, но переведена только одна книга.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такие книги всегда оставляют во мне некий душевный разлом. Они бередят какие-то старые раны, можно сказать. Вероятно, что толстокожему, пресыщенному информацией человеку современности и нужны как раз-таки именно подобные тексты (в дополнение к достоевским и толстым), чтобы расколоть скорлупу безразличия методом шоковой терапии. После прочтения таких книг я хожу потом неделю-другую и тихо думаю, а внутри меня словно что-то медленно переплавляется, перенастраивается.

Прочту, скажем, «Особое мясо» Бастеррики и возникает мысль: как, что и зачем я ем каждый день. Дело не в вегетарианстве, а в совести: человек становится тем и таким, что и как он ест; и если закидывать в топку всякую гедонистическую мертвечину, человек и сам омертвеет рано или поздно, разожрëтся и станет жадным человеко-ртом, сметающим в свою зубастую пасть всё, что попадётся ему на пути. И ради удовольствия он однажды поглотит уже не только обычную еду, а и других людей, природу, мир, планету. Человек-рот уничтожит всё и по-царски сядет на помойной горе объедков, как в старом мультфильме Стива Каттса про человека. Разве это хорошо и разве этого мы искренне хотим? Конечно, нет; но почему мы так не хотим, но так же поступаем?

Или вот «Коровы» Стокоу: после прочтения думаю о том, как и почему я давно и плохо общаюсь с близкими людьми. Что они сделали не так, что я сделал не так, что все мы сделали не так? И можно ли это всё исправить, когда уже, кажется, нет сил и времени, и ты всё больше окукливаешься в каком-то своём, закрытом от других мирке, полном жалости, тоски и ненависти? Нет у нас времени остановиться и подумать, исследовать самого себя, как это делала героиня книги, нет храбрости что-то изменить и посмотреть правде в глаза. И нет рядом тех, кто направил бы духовно и подсказал, утешил бы нас и выслушал, как старец Тихон принял Ставрогина; нет никого, так как все мы варимся в этом кипящем котле, и все так же боятся этого мира, и нет настоящего доверия между людьми. Был один Учитель, но его давно распяли, а подобных ему живых я не встречал, разве что только в книгах. Или же я слеп и не вижу их.

Ещё есть «Кошмары аиста Марабу» Уэлша: писатель тоже заставляет меня посмотреть на моё нутро, он выворачивает наизнанку человека обычного и потому массового, что самое страшное. Зачем жить так, как жил несчастный Рой Стрэнг (убивать животных и насиловать людей, насаждать бытовой сатанизм и оправдывать себя максимой «не мы такие, а жизнь такая»)? Ведь всё это приведёт лишь к тем итогам, что описаны Уэлшем. Давно известно, что зло порождает зло, насилие порождает насилие, даже если оно изначально преподносится как милость, как освобождение, как добро. Благими намерениями... Рой Стрэнг мог бы измениться, но не успел, и виноват здесь он сам, а не девушка, что пришла навестить его в больницу. В этом заключена трагичность и правдивость рассказанной истории.

Вывернуть всё шиворот-навыворот, переврать и оболгать, выдать плюс за минус, а минус за плюс — в этом и кроется наше «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, тут-то и притаился «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, здесь и умирает «Раскрашенная птица» Ежи Косинского... Впрочем, не стоит понимать эти книги так однобоко, как их понимаю я. Каждый внимательный, терпеливый читатель здесь увидит что-то личное, благо пространства для понимания там хватает. Но я согласен, что общий посыл и главная метафора у этих произведений всё же одна, ещё библейская, невероятно простая и сложная одновременно: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни».

Ведь если сохранить сердце нам не удаётся, мы неизбежно превращаемся во всех тех, кто описан на страницах Бастеррики, Стокоу, Уэлша, Конрада, Голдинга и Косинского. И становится плохо, всегда и неумолимо становится плохо, и рай через ад нам не светит, пока мы сами не хватимся за головы, не прекратим эту кровавую кашу и ад бытия. Как сказано в фильме «Мусульманин» Владимира Хотиненко: «Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придёт Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо».

Я пытаюсь убить аиста Марабу внутри себя. Пытаюсь выдавить всех вельзевуловских мух. Но получается слабо и безрезультатно. Чего и вам желаю попробовать. Вдруг у вас получится лучше, чем у меня.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивило, что несмотря на вероятность такого развития событий в реальности, сама история совсем не страшная. Запугивания в стиле страшилок для детей от какого-нибудь Стайна –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ааа, страшная тётенька-учёная режет живых людей и восторженно рассматривает оголённые сердца! Ааа, человеков подвешивают за ноги, как животных, и перерезают им горло! Ааа, на витрине лежат человеческие руки и ноги!
Ну да, ну да, представила, читаем дальше.

Всякие метафоры и символы ничего не меняют, да и вообще делают только хуже. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маркитосу снится, как из его груди вынимают сердце и кладут взамен него камень. И он с этим камнем ходит круглые сутки, пока тот не взрывается, оставляя внутри дыру, набитую осколками.

Финал должен был шокировать, должен был заставить оглянуться назад, на все предшествующие события. Мы должны были заново осмыслить каждое сказанное Маркитосом слово, каждое его действие. Рассмотреть каждое пятно на его, вроде как, белоснежном пальто. Но этого не потребовалось, потому что Маркитос не получился у автора таким уж интересным и загадочным, каким, судя по всему, задумывался.

История показалась мне абсолютно проходной. Многие сюжетные ходы — излишними и сделанными не ради развития сюжета, а ради «нагнать побольше страху». Всё, что есть интересного в этой книге — её оформление. Даёшь классические антиутопии.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Особое мясо..., тяжело абстрагироваться и читать как художку, невозможно принять данную книгу и историю, как обычное чтиво, понятно что развитие истории в данном направлении возможно, все эти эпидемии и вирусы, птичьи гриппы и свинные были, возможно привести к такому апокалипсису, но все эти подробности мясокомбината по разведению людей в виде скотины, описанию расчлененки пищи и путешествию по всем цехам конвеерам от начала до продукта пищи, как само собой разумеющееся, самки, осеменители, вырезки, почки, мозги, кожа, мода на чёрную кожу, охота, пиршества, это невыносимо и немыслимо, как всё это принять и читать далее легко и непринужденно, очень непросто, аппетит пропадает на весь период чтения, ...на 10 странице противно до тошноты, на 50 странице наступает отупение и тупо продолжаешь читать, на 100 странице идет поглощение сюжета на автопилоте,... как медиамассы в угоду политики превращают и узаканивают понятие канибализм в ежедневном рационе человества, заменяя на понятие — особое мясо, как люди общаяясь друг с другом в быту начинают мыслить а вот какой на вкус этот человек, этот ребенок, эта секретарь, как мысли уводят из невозможносебепредставить в рутину и бытовуху повседневной трапезы, они боятся птиц и животных, но они не боятся оказаться в пищеварительной цепочке даже после смерти, когда банально труп не может доехать до кладбища, его воруют более бедные слои общества, и жрут,... нацистам такое мышление бы точно понравилось, каждая глава это кошмар, каждая перевернутая страница это знакомство с нечеловеческим человечеством, прочел быстро, теперь не забыть никогда того мира, всё так ярко и правдоподобно, книга шок контент

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что будет если милые застольные привычки лавкафтианских героев («Крысы в стенах») перевести на общечеловеческие рельсы? Гораздо отвратительнее здесь даже не поедание хумансятины, мы закаленные просмотром «Ада каннибалов» и не такое читать можем.

Намного страшнее государственный компонент всей этой кровавой вакханалии, я имею в виду тщательно продуманные меры поддержания процесса на государственном уровне и, если хорошенько подумать, учитывая бесконтрольное размножение человечества и быстрое истощение природных ресурсов, в частности, проблемы с питьевой водой во многих регионах земного шара, кто его знает, уж не готовят ли вот такими книжками исподволь человечество к подобному варианту развития событий?

Традиционным персонажем любой антиутопии здесь является Маркос, работник скотобоен, который помнит прошлое, ужасается настоящим и с ужасом смотрит, как человечество все быстрее скатывается к скотскому состоянию. Он бы и рад бросить это дело и обойтись пищей попроще, но вот только кто будет оплачивать счета и содержать престарелого отца. Всю книжку его раздирает внутренний конфликт и это вносит дополнительные мрачные краски в и без того чернющую атмосферу.

Да и у тех, с кем он контактирует, тоже проблем хватает. Один сетует, что человеческая кожа чересчур непрочная для поделок, фермеру жалко тратить дорогие антибиотики и корма для откорма хумансятины, третья сетует, что мало возможностей тестировать на «особях» новую косметику etc.

Охота вообще превратилась в тотальное безумие: выследить «беременную самку», подстрелить и приготовить по особому рецепту — самое крутое удовольствеи из доступных.

Вообще книжка о том, как из любой мерзости можно сделать конфетку, если правильно подключить мощности пропаганды, видели неоднократно за всю человеческую историю.

И если вы думаете, что сам сюжет та еще няшка, подождите до финала, я его перечитал 3 раза, чтобы уложить в голове поплотнее.

Вердикт: хотите прочесть? Добре, хлопцы. Только мой вам совет — забудьте о еде во время чтения, искренее советую.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх