fantlab ru

Джон Кэмпбелл «Похитители мыслей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Оценок:
73
Моя оценка:
-

подробнее

Похитители мыслей

The Brain Stealers of Mars

Рассказ, год; цикл «Пентон и Блэйк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Пентон и Блейк попадают на Марс и сталкиваются с существом, которое может читать их мысли и создавать двойников, только с одной целью попасть на Землю. Задача, как вычислить двойников и сбежать с Марса...

Входит в:

— журнал «Thrilling Wonder Stories, December 1936», 1936 г.

— антологию «Wonder Story Annual», 1952 г.

— антологию «Alien Worlds», 1964 г.

— сборник «The Planeteers», 1966 г.

— антологию «До золотого века», 1974 г.


Похожие произведения:

 

 


Лунный ад
2001 г.
Из мрака ночи
2016 г.
Из мрака ночи
2020 г.
Из мрака ночи
2022 г.
До золотого века. Том 2
2023 г.

Периодика:

Thrilling Wonder Stories, December 1936
1936 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Похитители мыслей
2017 г.
До золотого века
2017 г.
До золотого века
2020 г.
До Золотого века. Том 2
2022 г.
Похитители мыслей
2023 г.
Похитители мыслей
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Wonder Story Annual
1952 г.
(английский)
Alien Worlds
1964 г.
(английский)
Alien Worlds
1968 г.
(английский)
Before the Golden Age
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ входит в Антологию «До золотого века», составленную Айзеком Азимовым. Подобраны самые-самые первые фантастические произведения,опубликованные в 30-х годах.

Симбиоз идей у автора и симбиоз возможностей у вида, проживающего на Марсе: телепатия и хамелеонство!Принимать любой образ, считывая мысли существ. Противостоять такому симбиозу истинные марсиане не сумели. Землянам же путём невероятных логическо-замысловатых выкрутасов удалось выжить. Обратите внимание на год издания -1936 . Автор задумался над проблемой, которая может возникнуть в будущем -рост количества и качества экстрасенсорных способностей у людей. Что будет делать общество? Ответ дан на примере марсиан истинных — не замечать этого. Странно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«The Brain Stealers of Mars» — рассказ, написанный в 1936 году Джоном Вудом Кэмпбеллом-младшим.

Автор — культовая фигура англоязычной фантастической литературы.

Влиятельнейший писатель, редактор и издатель (Айзек Азимов называл его «самой мощной силой в научной фантастике, которая когда-либо существовала»).

Экстравагантный человек — многие до сих пор не любят его за пропаганду курения табака, поддержку дианетики Хаббарда и ряда других псевдонаучных теорий, и особенно за его неполиткорректные заявления касательно рабовладельческого прошлого Штатов.

В конце концов, это ведь автор «Who Goes There?» — экранизированного Говардом Хоуксом в 1951 году (The Thing from Another World) и Карпентером в 1982 (The Thing) – одного из мощнейших триллеров XX века.

Рассказ, о котором пойдет речь, относится к авторскому циклу «Пентон и Блейк», написанному в 1936-38 гг. (пожалуй, можно сказать что для Кэмпбелла это было чем-то вроде разминки перед написанием его великой повести про полярников и хтоническое зло из дальнего космоса, которая вышла как раз в 38-м). Речь в этом цикле идет о похождениях парочки ученых-экспериментаторов, которые ведут себя по отношению к собственным коллегам, да и ко всему человечеству в целом, примерно так, как всю жизнь вел себя их литературный отец. Выражаясь по-современному: постоянно всех троллят и выбешивают просто!

В «Похитителях мыслей» трудная судьба непонятых современниками гениев отправляет их в вынужденное турне по планетам солнечной системы. Наши герои решили поэкспериментировать с плазмой, на Земле это строго запрещено, мировое научное сообщество грозит экспериментаторам расправой за их окаянство, поэтому им приходится искать площадки на фронтире…

Итак, герои попадают на Марс и отправляются в обзорную экскурсию.

Вокруг нет, на первый взгляд, ничего примечательного — везде красная грязь и какие-то жухлые кустарники, отдаленно похожие на японский клен... Один из героев некоторое время разглядывает резные листочки марсианской флоры и размышляет на тему того, что было бы, окажись тут и впрямь японский клен? Тут, собственно и начинаются проблемы.

Потому что прямо из этой красно-коричневой грязюки, на глазах у героя начинает прорастать... ну да, натурально, Acer japonicum.

Выясняется, что Марс подвергся ассимиляции загадочного биологического вида, которому эволюция подарила разом две выдающихся способности. Во-первых, это умение принимать форму любого растения или живого существа. И вторая, еще лучше: способность читать мысли разумных существ.

Разумеется, конкурировать с подобной формой жизни бесполезно. Поэтому коренное население Марса, представителей которого герои находят в развалинах некогда величественного мегаполиса, пребывает в полнейшей стагнации. В лучшие свои годы летавшие к Земле и планировавшие устроить там колонию, теперь марсиане разрушили все ракеты, забыли все свои технологии и, окончательно перестав понимать — кто «свой», а кто существо-имитатор (аборигены называют их «ташол»), махнули на все рукой и потихоньку вымирают…

Рассказ Кэмпбелла начинается как годный триллер, к экранизации которого не стыдно было бы привлечь Курта Рассела (ну или Мэри Элизабет Уинстед – это кому как больше нравится), развивается как своеобразная биопанковская апокалиптика, а затем переходит в формат постмодернистского абсурдизма… К примеру, любимый момент рецензента, когда Пентон и Блейк (а ребята и до этого, скажем откровенно, были с прибабахом) пытаются сбежать с Красной Планеты, а путь к кораблю преграждают толпы Пентонов и Блейков, которые, старясь перекричать друг друга, громко доказывают кто из них настоящий.

Хотя другое куда важнее, чем богатая жанровая палитра автора. Примечательно, что уже здесь проявляется важнейшая черта творчества Кемпбелла, которая превратит его в дальнейшем в своеобразный жанровый эталон, подарит ему всемирную популярность и переменит судьбу фантастической литературы. То, за что ему можно простить и неполиткорректные высказывания про афроамериканцев, и полемику с минздравом и пропаганду сайентологии.

То, что проходит красной нитью и в этом рассказе, и в «Нечто», и в многочисленных работах всех тех авторов, на формирование стиля которых так повлиял Кемпбелл – это высокая поэтика научного метода как инструмента для противостояния хаосу и тьме. Апология людей науки, которые никогда не теряются, если оказываются в компании алиенов-имитаторов и всегда знают, как вывести их на чистую воду и точно определить: кто же тут человек? Потому что они же ученые, это же их профессия – задавать вопросы и находить ответы.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два изобретателя сбежали с Земли на Марс и обнаружили там приходящую в упадок цивилизацию. Причина упадка — очень необычный паразит, с происками которого придется бороться и землянам.

Выход был найден довольно остроумный.

Рассказ напомнил цикл о бюро по очистке Роберта Шекли (у Шекли, конечно, посмешнее будет)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень оригинальная идея о чтении мыслей и возможности воссоздания двойников человека, которые невозможно отличить от оригинала. В наше время появилась целая серия фильмов на эту тему, но это было опубликовано в 1936 году. Все же следует отдать должное автору, он был полон идей, просто переполнен ими. И пусть манера письма меня лично не очень удовлетворяет, но набор идей, это просто удовольствие.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх