FantLab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
2548
Моя оценка:
-

подробнее

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 198
Аннотация:

Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Примечание:

Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Карту далайна можно посмотреть здесь.

Последнее издание по издательским ценам можно купить здесь.


В произведение входит:

7.93 (45)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2732 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Многорукий бог далайна
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Появление на свет произведения, подобного «Многорукому богу далайна» — настоящее событие. Огромная редкость. Произведения, в котором каждый элемент так плотно и искусно подогнан друг к другу, так старательно выверен, что ты не замечаешь стыков между ними. Как можно не верить, что мир, показанный автором, существует, когда все сомнения тонут в пучинах далайна? И ведь он совсем рядом — стоит лишь протянуть руку и перелистнуть страницу! Произведения, которое после прочтения оставляет множество впечатлений, огромную почву для размышлений. И не таких размышлений, что забудутся через пару дней, как только ты начнёшь читать что-то другое; таких размышлений, что будут преследовать тебя всю жизнь.

Этот роман я читал, наверное, не меньше десяти лет назад, но помню его, как будто прочёл только вчера. Не могу даже привести в пример какой-либо другой фэнтезийный роман, который настолько крепко отложился бы в памяти, и оставил такие сильные впечатления. Обычно я избегаю терминов вроде «шедевр», ведь ничто в этом мире не идеально, и данный роман не исключение. Но, тем не менее, он стал для меня тем самым «шедевром» — одной из лучших книг, что я читал в своей жизни, своеобразным мерилом качества, на которое непроизвольно приходится равнять каждое прочитанное произведение.

Вместе с тем, роман получился настолько многогранным, что сложно даже объяснить, чем он так хорош. Необычным миром, похожим на шахматную доску, столь недружелюбным к собственным обитателям? Историей взросления и становления Шоорана как личности? Или, может, историей взаимоотношения людей в этом мрачном и жестоком мире? Сколько не описывай — едва ли это впечатлит потенциального читателя. Чтобы понять, нужно самому попробовать. Увидеть этот жестокий мир, побывать рядом с Шоораном в его приключения, поверить в происходящее, и почувствовать себя частью всего этого. Лишь тогда придёт понимание.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с «Многоруким богом далайна» каждому ценителю фантастики и фэнтези.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, запоминающаяся, наверное, на всю жизнь. Сложное, огромное, монументальное произведение.

Писать отзывы о таких вещах — дело неблагодарное. Слишком о многом эта книга. Поэтому, скажу только о нескольких моментах:

Во-первых, почитав другие отзывы, боялся, что роман будет труден к прочтению. Но, нет, читается абсолютно легко, сложные имена и названия не напрягают.

Во-вторых, читал в электронном виде, слушал аудиоверсию — очень не хватает карты далайна. Может быть, есть в бумажном виде, было бы очень интересно глянуть.

В-третьих. Много героев, все — живые люди. С прописанными характерами, эмоциями. Но, центральный персонаж вышел лучше всех. Не благородный герой, с «горящим сердцем», который думает лишь о том, как помочь людям. Отнюдь не Прометей. Реальный человек, со всеми недостатками, колебаниями и сомнениями. Делающий ошибки, порой, совершающий и подлости. Не чуждый и эгоизму. Любящий и ненавидящий. В общем — настоящий, а не иконный образ.

И последнее: книга выверена, «вылизана» до совершенства. Все многочисленные линии сходятся, судьбы всех героев прослежены до финала.

Что тут скажешь — просто отличный роман.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Бесконечно мала вселенная по сравнению с миром человека. Тесно и некуда идти.»

Вот и состоялось мое абсолютно неожиданное знакомство с творчеством мэтра российской фантастики. И я благодарна судьбе за это, потому что копилочка прочитанных мной шедевров пополнилась еще на одну книгу. Возможно кто-то скажет, что слово «шедевр» звучит слишком громко рядом с названием этого романа. Однако, пропуская через себя его финальные строчки, меня переполняли эмоции, схожие с теми, которые я испытывала 20 лет назад на страницах восхитительного произведения «Сто лет одиночества». Ворох важных вопросов самого различного характера, затронутый Логиновым здесь, нисколько не уступал в своей пронзительности Маркесу, Булгакову и Данте. А необычной способ выражения философских мыслей, аккуратно спрятанных в антураже странного мира, надежно увековечил данное творение на полках книг жанра фэнтези.

«Тяжкая доля — делать, не ведая, что делаешь.»

В качестве основы романа выступает интересный мир прямоугольной формы, со всех сторон закрытый огромной стеной, скребущей серое небо. Твердая поверхность мира поделена на квадратные участки, именуемые оройхонами. Центральная его область, не занятая оройхонами, заполнена холодной жижей с едкими свойствами, называемой Далайном. Именно в этой темной слизи и обитает Многорукий Бог — страшный монстр с тысячами щупалец и сотнями глаз, голод которого периодически утоляется живыми существами близлежащих к Далайну участков суши. И поначалу казалось, что у людей нет спасения от этого чудовища. Но по ходу повествования перед читателями раскрылись неожиданные особенности жизни в пределах замкнутой системы данного мира. Все эти нюансы я намеренно упущу — они более интересны не на уровне рецензии, а во время чтения. Скажу лишь, что именно они и оказались отправной точкой сюжетного действа данной истории. Надо отдать должное автору, он очень детально продумал мир, начиная от флоры-фауны и заканчивая потрясающей мифологией, очень интересно описанной посредством фольклорных вставок. Содержание каждой главы было украшено пронзительной философской мыслью, превращенной автором в небольшие притчи. Я очень полюбила эти курсивные части сюжета, после которых хотелось ненадолго отложить книгу в сторону и немного подумать о прочитанном. В контексте этих притч автор вел незаметную игру с читателями — одни из них намекали на дальнейшее развитие сюжета, другие неожиданно противоречили уже сказанному.

«К кому судьба неравнодушна, того она в щёку целует, а там, сколько ни мойся, — след останется.»

Мне очень понравился слог повествования, который оказался невероятно самобытным и иногда превращал роман в эпос, умиротворяя читателей напевным звучанием. По словам самого Логинова, во время написания данного произведения он пользовался словарем монгольского языка. Поэтому текст переполнен труднопроизносимыми именами (Ёроол-Гуе, Шооран) и сложнозапоминаемыми названиями. Нельзя сказать, что он читается на одном дыхании. Да и само содержание, обильно снабженное спецификой придуманного автором мира, заставляло вчитываться в каждое слово, а иногда и возвращаться к уже пройденным моментам. Сюжет был настолько уникальный, что с одной стороны легко превращался в увлекательную игру, а с другой — иносказательно преподносил читателям жизненную мудрость. Начертив прямоугольник 45х36 квадратиков, можно было смело вместе с героем совершать подвиги, как будто вышивая крестиком по клетчатой канве мира, перепрыгивая от одного участка к другому. Кому-то все это могло напомнить компьютерную игру. Но мое внимание больше всего привлекла межличностная составляющая произведения, которой было здесь предостаточно. Путешествуя по миру и выстраивая его, герой преображался и сам. Пересекая пути других людей, он непреднамеренно скрещивал их судьбы со своей. И они дальше шли каждый по выбранной дороге, но уже совсем иными внутренне.  

«Виновен тот, кто делает. Значит, будем виновны.»

Странствия главного героя позволили нам чуть ближе познакомиться с общественным устройством мира. Налицо оказалось несколько государств с разным политическим строем и вероисповеданием, но одинаково жестоким обращением к человеку разумному. Здесь была благопристойная знать, военные люди (цэрэги), чиновники (баргэды), ремесленники, земледельцы и изгои — отбросы общества, способные рано или поздно превратиться в преступников. Как же много мокрых оройхонов по колено в вонючем нойоте мы прошагали вместе с человеком-чудотворцем. Опасная охота в затопленных по грудь шаварах, бесконечное поедание безвкусной чавги и бесчисленные ночевки в люльке из кожи на холоде влажной земли — все это и многое другое нам пришлось разделить с ним. Отсутствие тепла и уюта делали роман еще более мрачным и пронзительным. Вместе с тем, были здесь и завораживающие своей красотой моменты невиданного зрелища появления новой суши — с плеском волн, водоворотами сверкающей влаги и фонтанами животворящей воды. А также очень страшные сцены, когда вершина вязкой жижи Далайна вихрилась пеной, оттуда вырывались столбы бесчисленных рук, и огромное тело выпрыгивало на сушу. Другими словами, фэнтезийная составляющая романа была более, чем интересная. Однако мне запомнилась в нем прежде всего смысловая нагрузка, которая междустрочно присутствовала на каждой странице, тем самым увеличивая его ценность в моих глазах.

«Не загадывай. О будущем могут говорить только боги. А нам его ждать. И, по возможности — делать.»

Чтобы понять хотя бы часть сути переданных автором мыслей, важно было дочитать данное произведение до его логического завершения. Тогда и только тогда становится ясным, что по большому счету и не было здесь никакой борьбы между Добром и Злом, как казалось на первых страницах. Логинов недвусмысленно намекнул, что эти вселенские понятия есть стороны одной медали. Очень проникновенной для меня оказалась тема одиночества. Она нашла в этом романе свое масштабное отражение и словно черной слизью затопила все его строчки. Пожалуй, такого страшного проявления этого состояния я давно не встречала в книгах. Также эта история мне неожиданно напомнила немного видоизмененные библейские мотивы о потерянном Рае. И в чем-то заключительная часть с уродливым нагромождением камня и страшной агонией мира подтвердила мои догадки. Финал же выбил оройхон у меня из-под ног, буквально окунув в холодную жидкость Далайна. Еще не дойдя до последних строк, я поняла, что не смогу уйти из этой истории прежней. Смех одного над бессилием другого с прозрачной мольбой: «Отдай» своей сумасшедшей безысходностью замкнули пространство и время, доказав тем самым неизбежную закономерность процессов мироздания. Браво, Святослав Владимирович! Просто до мурашек...

«И чем дольше он думал, тем яснее ему становилось, что вечность длится долго, и конца ей не видно…»

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с самого главного: в романе поднимается излишнее количество вопросов философских и социальных. Кто то относит это к плюсам, считает это признаком высокой литературной ценности, а кто то заскучал. Мне видится это скорее минусом: неосвоенные темы это просто балласт.

Читать интересно: хоть мир и небольшой, но своеобразный. Путешествие сводится скорее к изменению социума вокруг, чем к смене пейзажей. Ближе к логическому финалу повествование затянуто, усталость главного героя перекладывают на читателя. Концовка тоже не вышла: на месте логического финала повествование продолжилось, подводя к финалу следующей поднятой проблемы. В итоге произведение совершенно бессмысленно зациклили.

В целом роман хорош, хоть и отзыв писал больше в негативном ключе, но становление личности героя, вопросы ответственности, выбора, изменение общественного мнения было интересно наблюдать и обдумывать.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен, перед нами шедевр. Причём с глубоким философским подтекстом.

Что стоит добавить из несказанного?

О символической глубине созданного Логиновым мира.

Далайн — мир очень специфический. В нём надстраиваются над океаном некие прямоугольные структуры с поребриками.

Как будто происходит компьютерное моделирование на не слишком многопиксельном поле.

Из современных компьютерных игр можно найти аналогию в мирах Майнкрафта. Там тоже прямые линии с прямыми углами.

Да и название «да-лайн». Может, это моя фантазия, но в нём заключена некая линейность.

Итак, в чём главная логика мира?

Ключевой конфликт — между двумя принципами, предстающими в образах:

-океана, где бродит некое многорукое чудище (рискну увидеть в нём человеческое бессознательное; в модели Юнга его можно понять как множественное сознание, отсюда и множественность рук — рука есть орган сознательного действия, ведь так?)

- далайновой постройки, заполняющей океаническое поле равномерными прямоугольными ячейувми, соединёнными через поребрики (это разум, интеллект, пытающийся набросить на океан свои квадратноячеистые сети).

Как-то этак.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как сейчас помню: прочитав «Многорукого бога» Логинова, я поднял глаза к небу (дело было утром, на ролевой игре толкинистов) и сказал сам себе: «Да. Ради этого стоит жить». И это чувство с тех пор сопровождало меня повсюду, и даже когда я забывал, откуда оно появилось, всегда находились какие-нибудь обстоятельства, которые заставляли меня об этом вспомнить.

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Девяностые подарили нам много книг в жанре фентези, которые сейчас носят скучный штампик «Культовые» и «Шедевры».

Г. Л. Олди «Бездна Голодных Глаз», М. и С. Дяченко «Привратник» и много еще на разный вкус и взгляд.

«Многорукий бог далайна» как раз из этого списка.

Роман взросления в мире, который не приспособлен для жизни. Религиозные вопросы в мире без бога. История творения в мире разрушения.

С. Логинов подарил самый оригинальный мир в фентезийной литературе и населил его живыми и обычными людьми со всеми их страстишками и желаниями. И показал нам героя, который вопреки штампам не получил корзины печенья и банки варенья.

Сложно говорить про роман, который любишь уже не один десяток лет.

Тут может быть только-

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реинкарнация умерщвленного мной же в момент лютой хандры отзыва, с которой я начинаю воссоздавать по частям свое видение мира русскоязычной фантастики...

Как утверждал замечательный поэт Николай Олейников:

Страшно жить на белом свете

В нем отсутствует уют

Ветер воет на рассвете

Волки зайчика грызут.

В мире,созданном воображением Логинова, и уют отсутствует, и жить страшно, и человек человеку волк в такой степени, что настоящим волкам впору присуждать премию за человечность, ежели доведется их сравнить с обитателями далайна...

Поэт Олейников имел в своем наличии, кстати, замечательную справку, которую ему удалось раздобыть в сельсовете. Она гласила: Сим удостоверяется, что гражданин Олейников Николай Макарович действительно красивый.

Данному роману я выписал бы справку, что он действительно неприятен и вызывает отторжение как текст, постигаемый разумом, и как набор импульсов, воздействующих на эмоции. И нет даже желания понимать то, почему надо было нафаршировать книгу псевдомонгольской лексикой, испытывая терпение читателя бесконечными чавгой и уулгуями...

Известно, говоря мимоходом, что некоторые люди любят использовать всякие фразы, указывающие на то, что проблема терпимого отношения к тем, кто видит мир не так, как они, волнуют их не совсем чтобы сильно. Некогда в Живом Журнале мои глаза споткнулись о фразу: «Такую мерзость, как православие следует повсеместно втаптывать в грязь.» Нетрудно попробовать догадаться, кто эту фразу там разместил...

Как говорится, приехали. В степи буран, дровишки кончились, пришел в тупик наш паровоз, замерзли насмерть пассажиры, иссякла толерантность...

Втаптывали уже его, православие это, в грязь желавшие построить коммунистический рай земной, а построившие перво-наперво почему-то колымские, норильские и воркутинские лагеря. На ненависти к чему-либо счастья не построишь...

Своеобразным лагерем является и мир далайна. Мир, вызывающий чувство клаустрофобии. Мир площадью с дачу олигарху. Мир гниения, разложения и слизи. Слизи как таковой и слизи в человеческом облике.По краям оного разбросаны унылые островки-оройхоны, на которых ютятся толпы никчемных лживок, ленивок и немогузнаек. Периодически из моря, расположенного посреди далайна, выпрыгивает ктулхуподобный кальмар-переросток Ёроол-Гуй и избавляет местную экосистему от очередной порции гадких людишек...

По этому миру бродит страница за страницей местный героический деятель Шооран. И испытывая ненависть ко всем его окружающим, назло всем проявлениям неблагодарности, неким абсолютно непонятным образом создает новые оройхоны. Народы далайна Шоорана стремятся загнобить, а он их ненавидит, паразитов этаких, но почему-то пытается проложить им путь в светлое будущее. Но как уже говорилось, полагая фундаментом ненависть, построишь дом ненависти, а не счастья...

Как научно-фантастическое описание хождений Шоорана по далайну разум воспринимать отказывается. Никакие законы физики или основы функционирования экосистем обосновать существование указанного далайна не способны. Все, что там творится, следует скорее воспринимать как рассказанную автором не очень удачную притчу...

Притчу чудовищно больших размеров. Притчу, утомляющую бесконечным описанием того, как Шооран пошел туда, потом пошел сюда, потом вернулся обратно, сотворил пару оройхонов, а затем снова куда-то пошел. Осмелюсь предположить в этой притче отображение того, как нехорошо народ относится к определенной части интеллигенции...

Интеллигенция сия, в отличие от времен народников, как бы уже убедилась в том, что не дождешься от этого самого глупого и влюбленного в отсутствие свободы плебса никакой благодарности за ее старания насчет построения очередного ….изма. И даже не верит почти в то, что этот самый ...изм в таком неблагодарном злополучном мире вообще можно построить. Но все равно что-то строит хотя бы на словах, продолжая ругать постылый народ, сопротивляющийся попыткам за уши его втащить в умозрительное счастье...

Позволю себе неосторожность завершить сей длинный отзыв длинной же цитатой из весьма клерикального поэта по имени Джерард Мэнли Хопкинс:

Славен Господь, сотворивший столько пестрых вещей:

Небо синее в пежинах белых; форелей в ручье

С розоватыми родинками вдоль спины; лошадиные масти,

Россыпь конских каштанов в траве; луг, рябой от цветов;

Поле черно-зеленое, сшитое из лоскутов;

Для работ и охот всевозможные орудья и снасти.

Все такое причудное, разное, странное, Боже ты мой!

Все веснушчато-крапчатое вперемешку и одновременно –

Плавно-быстрое, сладко-соленое, с блеском и тьмой,

Что рождает бессменно тот, чья красота неизменна.

Вот в какой мир я хочу верить, а не в мир, который ассоциируется у его создателя и обитателей с унылой тюрьмой под названием далайн. Нет никаких далайнов, нет никакой чавги и уулгуев, просто для начала надо чуть больше верить в людей. А верить ли этим людям в бога, никто указывать не вправе. Хотят верят, хотят не верят. Равно как и их веру называть мерзостью совсем не комильфо...

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман заслуживает прочтения.

Интересный, необычный, но при этом очень логичный мир, чем-то похожий на шахматную доску, только многие клетки затоплены океаном, точнее даже не океаном, а какой-то ядовитой гадостью.

Живут в этом мире люди, попавшие в ловушку нищеты: они бедные, потому что жадные, а жадные, потому что бедные. Иногда в мире появляется герой, который может всё чуточку улучшить

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(или даже радикально улучшить, что и произошло в романе).
Такому герою приходится сражаться даже не столько с недружелюбной природой, это-то как раз полбеды, сколько с жадностью и злобой своих же соплеменников. А с другой стороны, обвинять соплеменников и язык-то не повернётся: а какими ещё они могут быть в таком недружелюбном мире?

Роман начинается с легенды о сотворении мира. Похожие легенды, мифы о древних героях будут и в дальнейшем встроены в повествование. Самое сильное впечатление производит заключительное сказание:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой вывел народ в новый, гораздо более дружелюбный мир. Живи и радуйся, монстров больше нет, вода не ядовита, даже рыбу можно есть. Что же делают благодарные сказители? Как обычно: порядком напутав детали, обвиняют его в разрушении золотого века.

Второй раз (первый раз было после “Свет в окошке”) обещаю себе добавить книги Логинова в список прочтения.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество — это единственная возможность для мужчины родить ребёнка: те же муки и та же благодарность рождённого (цитата — удивительно к месту). Поскольку «ребёночек» получился здоровенький, красивенький, умненький, то муки творчества у Логинова были ещё те: роман был дебютный, а год издания был 1995 — самая, что ни на есть середка «лихих девяностых», с их лютой неопределенностью и неуверенностью в завтрашнем дне. Поэтому книга получилась «как последняя» — с полной, 100%-ной отдачей и с максимально возможной самореализацией. В ней всё гармонично — язык, образность, стилевое разнообразие, метафизичность, многозначность сюжетных решений, вообще — всё. Не без огрехов, конечно, но это уже для сверхпривередливых: вот, мол, всё есть — даже недостатки; и даже именно там, где их можно было бы ожидать, и как раз именно такие, что прямо «тютелька в тютельку» укладываются под перо критики — аки по мановению, в соответствии с первичным Замыслом.

В принципе, на этом отзыв можно было бы и завершить. «Многорукий бог…» — это не просто классика отечественной фантастики, это – цитируем: «…квинтэссенция мироощущения советского интеллектуала, задыхающегося в физических и метафизических ограничениях…» (только ленивый не дергал эту цитатку – и к месту и не к месту). Какая разница – про что конкретно книга, если это ВЕЛИКАЯ книга.

Но – не могу отказать себе в удовольствии еще раз прикоснуться к шедевру.

Книга настолько грандиозна по форме и содержанию, что просто завораживает, буквально — поражает воображение: это полностью реалистичный, логически обоснованный, структурно и фактурно обусловленный мир. Но — одновременно с этим — являет собой великолепный образец истинно фантастического антуража — сочного, яркого, многогранного. Полное впечатление «параллельной реальности», полное погружение в эту фантазийную действительность этого чужого, но — буквально после нескольких страниц — уже вовсе не чуждого мира. Часто ловил себя на ощущении (когда читал и перечитывал), что «смотрю кино с закрытыми глазами» — настолько точны, естественны и объемны образы.

Эта книга – первичная самодостаточная ценность., она не следует никакой цели, не понуждает читателя ни к какому действу, не расшифровывает никаких тайн, она — чистит душу. Она есть – просто для того, чтобы её ЧИТАЛИ.

Отдельный разговор — так называемая «идейная составляющая», собственно говоря — «про что кино». Тут вообще чистой воды волшебство. С одной стороны — совершенно нереальная, буквально даже пугающая многоплановость, а с другой... Есть такой тост: «Жил да был Иван-царевич, и была у него на пупу гайка. Пошёл он на край света, нашёл там дуб, на дубе — сундук, в сундуке — гаечный ключ. Открутил он себе свою гайку, и у него — пардон за хулиганство словесное — отвалилась пятая точка опоры (для простоты изложения — ПТО). Так выпьем же за то, чтоб не ходить нам по белу свету и не искать на свою ПТО приключений…». Таки, вот… — это с той самой «другой стороны». А такая хулиганская форма изложения сути — чтобы избавиться от давящей безысходности судьбы отдельной Личности в этом невероятно сложном мире, который нас окружает. Если уж Бог — в итоге – не находит понимания, чего уж тогда ожидать смертному…

В общем, шедевр — он и в Африке шедевр.

Одно маленькое дополнение: книга из той категории, что позволяет определить «зрелость души», как ни пафосно сие прозвучит. Посему, братья и сестры – не серчайте, НО: …ежели чтение – паче чаяния – будет «навевать скуку», или (что — хуже) — возникнет желание «указать автору на его ошибки» , то — пардон, конечно, но… с этим надо что-то делать. Как-то надо «расти над собой», однако…

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спецефичная книга. Но интересная! Заставляет посидеть, повникать во все эти не знакомые слова :) но только первую сотню страниц читаешь и привыкаешь к ним! Но, самое интересное, не смотря на новизну слов — всё понятно!

История Шоорана... Было грустно читать... Смотреть, на то, как дико и не дружно жили люди. Каждый сам за себя... Да и сам мир людей довольно необычен! Есть далайн — это всё. Есть куски суши — оройхоны, на которых и живую люди, и этих оройхонов не так уж много! Есть илбэч, который и создает оройхон, и никто не должен знать, кто он... Есть великий и могучий Ёроол-Гуй, который раз в определённое время выбирается на сушу, дабы забрать людские жизни. Есть не менее великий и могучий Тэнгэр, который и создал 5 первоначальных остров, чтобы люди могли жить...

Наш главный герой — мы знакомимся с ним с маленьких лет.. Уже имеем представление, что жизнь не сахар у него с мамой... Они заняты выживанием в своём мире! После потери матери мальчик остаётся никому не нужный.. Куда идти? Что делать? Как жить? Шооран справляется.. Получает, язык не поворачивается назвать это даром, но для других людей это именно дар — получает дар илбэча — он может создавать оройхоны!

На самом деле книга очень впечатляет... Да, начинать трудно, но оно того явно стоит!

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман, оставляет противоречивые впечатления, однако его стоит прочитать. Это и притча, и мифологический эпос, и религиозно-философские размышления, и социальный гротеск, и ещё многое другое... Маленький замкнутый мир — эксперемент создателя миров — весьма оргинален, он выглядит как огромная шахматная доска, на которой разворачивается безумная и жестокая партия. Роман страдает некоторой затянутостью, местами откровенно скучно. Да и описанию мира можно было бы уделить больше внимания. Концовка интересная, оставляет простор для размышлений. В целом — рекомендуется к прочтению.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиналось все прекрасно. Сюжет, динамика и т.п.

Более того — и продолжалось все хорошо.

Но так было примерно 3/4 произведения.

А потом — все. Практически всю оставшуся часть книги Главный Герой только ходит-бродит и строит новые земли. Дюжина, две дюжины, пол-дюжины.

И все. Даже Ёроол-Гуй практически позабыт, позаброшен.

Автор, конечно, сильно затянул с окончанием (это мое мнение).

Дочитывал с трудом. Уже даже было неинтересно, чем все это закончится, когда Шооран окончтельно высушит весь далайн.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман, написанный изумительным языком. Если кто не удосужился еще почитать — примите мои соболезнования.

Книга, которая выключает читателя из повседневного мира просто сразу.

Впрочем, имя Св. Логинова — это давно уже знак качества.

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Многорукий бог далайна» – это история, в первую очередь, о далайне. Святослав Логинов проделал титаническую работу, создав собственный уникальный мир и вдохнув в него жизнь. Если попытаться описать далайн простыми словами, то получится что-то похожее на мировой океан в гигантском аквариуме. Главный обитатель аквариума – чудовищный многорукий Ёроон-Гуй, представляет собой местных бога и дьявола. Кроме него в аквариуме обитают различные животные, а на немногочисленных участках суши живут люди. Раз в поколение среди людей появляется избранный, способный создавать эти самые участки земли. Между Ёроон-Гуем и избранным происходит своеобразная стратегическая игра, ставкой в которой является судьба всего человечества. Я вот пытаюсь сейчас это всё понятно объяснить, но получается как–то куце и не интересно. А у Святослава Логинова, между тем, мир очень сложный и многообразный, в котором интересно переплетаются мифология, политика, социология, да и биология с химией. Более того, Логинов придумал не только уникальное мироустройство, но и множество терминов для заполнения этого самого мироустройства. Ладно, попробую зайти с другого конца.

«Многорукий бог далайна» – это еще и история человека. В центре повествования находится жизненный путь Шоорана, человека, которому пришлось стать избранным. И тут тоже автор разгулялся на полную катушку. Шооран не становится избранным в привычном понимании этого слова: таким, который должен побороть местного Темного Властелина и все. Нет, он обычный человек, с тяжелой судьбой и искалеченной психикой. Человек, который всю жизнь невыносимо страдает от одиночества, который всегда пытается сделать правильный выбор, принести благо всем людям, но далеко не всегда его решения приводят к желанным результат. Человек, который проходит через тяжелейшие испытания, большая часть которых происходит внутри него. Получается, что перед читателем разворачивается история поиска своего места в мире, история выбора пути и несения ответственности за принятые решения.

Я бы хотел сказать, что «Многорукий бог далайна» – это еще и история Ёроон-Гуя, но это будет уже спойлер. Но спойлерить это мне не хочется, поэтому напишу о другом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
интересно, что легенды этого мира далеко не всегда правдивы, а история Тэнгера (местного Бога-создателя) и Ёроон-гуя – это именно легенда. То есть существование Тэнгера под вопросом, вполне вероятно, что это не Тэнгер создал человека, а люди создали Тэнгера. Да и выход из аквариума в финале тоже спорный момент, вполне возможно, что Шооран и остальные оказались в более крупном аквариуме. Ну и момент с появлением нового Ёроон-Гуя получился очень сильным, заканчивающий роман на мажорной ноте, но в тоже время очень печальным.

«Многорукий бог далайна» – очень самобытное и сложное для восприятия произведение. У романа есть свои недостатки, например, излишне мрачный тон повествования, затянутость некоторых моментов и так далее, но прочесть его я рекомендую всем. Это интересный и необычный читательский опыт, который стоит испытать каждому любителю фэнтези и фантастики.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх