fantlab ru

Джоан Линдси «Пикник у Висячей скалы»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.80
Оценок:
41
Моя оценка:
-

подробнее

Пикник у Висячей скалы

Picnic at Hanging Rock

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Австралия, 1900 год.

День святого Валентина, который с нетерпением ждали все ученицы частного элитного колледжа «Эпплъярд», выдался на редкость жарким и безоблачным. Посвятив утро обмену страстными анонимными валентинками, словно написанными воздыхателями, девочки в радостном предвкушении выезжают к Висячей скале — идеальному месту для праздничного пикника. После обеда все разбредаются кто куда, наслаждаясь чудесными видами и ярким солнцем. А к вечеру выясняется, что три школьницы и учительница, отправившиеся осмотреть склоны скалы поближе, бесследно пропали...

Экранизации:

«Пикник у Висячей скалы» / «Picnic at Hanging Rock» 1975, Австралия, реж: Питер Уир

«Пикник у Висячей скалы» / «Picnic at Hanging Rock» 2018, Австралия, реж: Лариса Кондрацки, Майкл Раймер, Аманда Бротчи



Похожие произведения:

 

 


Пикник у Висячей скалы
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Picnic at Hanging Rock
1967 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложно оценивать подобные книги-обманки. Приступая к чтению «Пикника у Висячей скалы» я ожидала произведение уровня «Поворота винта»: атмосфера непостижимой тайны, глубокая проработка персонажей, множество крючков, цепляющих читателя и заставляющих анализировать текст, копаться в намёках и полутонах. Я уже знала об открытом финале и он меня ничуть не пугал — в «Повороте винта» ведь тоже открытый финал, но автор смог обставить всё так, что по его произведению до сих пор пишут статьи и научные работы, защищая ту или иную трактовку событий. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого объяснения финала, при чтении складываются вполне чёткие вопросы: были призраки или нет, погибшая гувернантка со своим любовником испортила детей или проблема в неврозе главной героини, и так далее. Автор задал переменные, в рамках которых оставил место для интерпретаций, поэтому читатель не будет чувствовать себя обманутым, перелистнув последнюю страницу.

Всё это в «Пикнике у Висячей скалы» отсутствует напрочь.

Сюжет максимально прост: на рубеже веков в австралийской школе для девочек происходит трагедия — исчезают несколько учениц и одна из учительниц. И от профуканного потенциала истории мне почти физически больно. Это мог быть шедевр, а получился скомканный набросок. Все силы автор бросила на проработку внешних деталей, которые ей удались: здесь и невероятные красоты австралийской природы, и быт дорогого пансиона, и жизнь простых людей, и костюмы. И даже атмосфера есть — густая и жуткая. Однако она растворяется бесследно, как только читатель начинает понимать, что на описаниях природы и кухонной утвари строится всё произведение, и за этими описаниями ничего нет.

В книге использован приём, схожий с расходящимися от брошенного в воду камня кругами. Само трагическое событие очень быстро отходит на второй план, и авторесса прямым текстом начинает рассуждать о влиянии, которое оно оказало на большое количество людей. И это было бы интересно, если бы не одно «но». Авторесса будто сама не знала, чего хочет от своего произведения, и в итоге это выглядит попыткой усидеть на двух стульях. Для раскрытия влияния некоего триггера на повседневную жизнь людей мистика не нужна, она отвлекает, перетягивает внимание на себя. Читателю с самого начала плевать на случайных прохожих, для которых исчезновение девушек стало знаковым событием, — он уже очарован тайной, он хочет читать дальше ради получения намёков на разгадку, а не ради кухарки, которая со своим мужем вовремя перешла дорогу и благодаря этому получила хорошую работу. И если бы авторесса в самом начале прямо сказала, что девушек, к примеру, затоптали насмерть кенгуру, но мистер Такой-то об этом не знал, а потому случилось следующее, это было бы честнее по отношению к читателю.

Далее авторесса повсюду раскидывает намёки на разную мистику: тут и аномальная зона, и видения, и призраки. Но этого очень, ОЧЕНЬ мало. К тому же, открытый финал не то же самое, что приведшие в никуда линии. А эти мистические линии именно что никуда не привели. Ну увидел конюх призрак погибшей сестры во сне, и что с того? Какие у этого последствия? Да никакие. Приснилось и приснилось.

Помимо прочего в погоне за намёками и аллюзиями авторесса многое оставляет за кадром, отчего события становятся путанными и непонятными. Например, Сара.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что случилось с несчастным ребёнком, которого люто ненавидела директриса школы? В одном из отзывов я наткнулась на мнение, дескать, девочку убил какой-то мужчина, но это не так — никакого мужчины не было, директриса его выдумала, чтобы скрыть исчезновение Сары. Так что варианта два. Сара могла покончить с собой. В пользу этого говорит её психоэмоциональное состояние — она тосковала по пропавшей ученице, на которой была зациклена, и она страшно боялась, что её вернут в приют (опекун Сары не выходил на связь, и директриса старательно девочку запугивала). В тексте упоминается, что учительница рисования оставила послание с предложением пожить у неё, если опекун так и не объявится. Послание к Саре не попало, и автор прямо говорит, что всё могло сложиться иначе, если бы про него не забыли нерадивые слуги. То есть, Сара бы не покончила с собой, если бы знала, что ей есть, куда идти, и в приюте она больше не окажется. Также Сара перед исчезновением оставила записку. Нам не говорится, что это за записка, но раз директриса сразу её уничтожила, можно предположить, что предсмертная. Несложно догадаться, какой катастрофический удар и без того пошатнувшейся репутации школы нанесло бы самоубийство ученицы. Но в таком случае непонятными остаются две вещи: для чего директриса устроила цирк с неким мужчиной, якобы приехавшим за Сарой, если ребёнок просто пропал (опекун ведь в любом случае объявился бы рано или поздно), и почему у Сары проломлена голова. Чтобы умереть, выбросившись из окна третьего или даже четвёртого этажа (а жили девочки не в замке с высоченными башнями), нужно сильно постараться. Максимум Сара сломала бы спину, и на её стоны боли кто-нибудь да прибежал бы. К тому же, авторесса несколько глав накручивала напряжение между директрисой и Сарой, поэтому, возможно, произошло убийство в порыве эмоций. Однако тело не было закопано, оно просто валялось в цветах, да и отреагировала на известие о найденном трупе директриса соответствующе — сломалась и сама свела счёты с жизнью. Так что лично я всё-таки склоняюсь к тому, что директриса довела и без того расстроенную и травмированную жизнью в приюте Сару до самоубийства. Ну а авторесса просто не продумала этот момент (либо Сара удачно влетела головой в булыжник).

А теперь о персонажах в целом. Если нервный срыв директрисы и развивающаяся депрессия Сары раскрыты достаточно хорошо, то вот абсолютно все остальные герои не раскрыты совершенно. Картонные пустышки, персонажи-функции. И виной тому нелепые и высосанные из пальца сюжетные события, которые никак персонажей не раскрывают и хоронят без того слабую книгу. Для чего учительница математики, которую в начале достаточно ярко нам представили, вообще была нужна? Зачем она пошла на скалу за девочками? Никаких предпосылок к тому не было. Об учительнице в книге практически не вспоминают, пустая обрывочная линия. Зачем нужна линия с аристократом мне в целом понятно — для раскрытия конюха и его сестры-Сары, для раскрытия спасшейся девушки, однако подано это невероятно тупо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он мельком увидел проходящую мимо девушку, влюбился в неё за секунду, полез ночью в скалы, зная, как там опасно. Читать об этих глупостях было... трудно. Спасшаяся девушка тоже не дала никакой нагрузки сюжету — ещё одна пустая обрывочная линия. Ну вернулась она, и что дальше? Она ничего не рассказала о событиях на скале, с ней не приключилось ничего интересного — она просто вышла замуж и живёт себе дальше.

В целом складывается впечатление, что авторесса придумала историю про Сару и хотела показать превратности судьбы, из-за которых та разминулась с потерянным братом и уже никогда с ним не встретилась, а всё остальное накидано и накручено для объёма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь если бы Сара выучила стихотворение, её бы не заперли в комнате и она отправилась бы на пикник вместе со всеми, где встретила бы брата, и, быть может, на скале бы уже никто не исчез, либо исчезла бы одна учительница, на которую всё равно всем плевать. На катастрофическое стечение обстоятельств как центральную сюжетную идею намекает и пожар в гостинице, ведь если бы девочки не пропали, учительница бы не уволилась, не остановилась бы со своим братом в той гостинице и не погибла бы.

С пропавшими девочками авторесса пытается набрасывать тут и там разного символизма — снятые чулки и обувь, избавление от корсетов, белые лебеди, — но всё это как-то бессвязно и никакой нагрузки не несёт. И произведению крупно повезло с редактором, который выкинул из него финальную главу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про искажение времени и дверь в другое измерение. Что это было, к чему? Как искажения времени связаны с сюжетом, с используемым в книге символизмом, с другими измерениями? В одной из рецензий натыкалась на идею о том, что можно было бы свести всё к временной петле в аномальной зоне. И действительно, такой ход спас бы провальный финал и придал бы ему веса: потерянные девушки вместе с учительницей так и бродят по скале — вечно, не понимая, что прошли недели, месяцы и годы. Но имеем что имеем. Директриса, к слову, тоже увидела приведение — фигуру погибшей Сары. И непонятно, что этим хотели сказать.

Итоговая оценка — семь лебедей из десяти. Получилось размыто и бессмысленно. Авторесса запуталась в своих идеях и смыслах и испортила то, что могло стать классикой жанра, причём любого, от магического реализма до готического романа. Видно, что книга выписана с любовью, но именно сюжетная канва написана впопыхах и как попало. Вероятно, сказалось отсутствие опыта — это всего лишь второе крупное произведение авторессы, к тому же, созданное на склоне лет. До того она писала лишь пьесы и рассказы, что хорошо видно в тексте. И ни на каких реальных событиях «Пикник у Висячей скалы» не основан, не обманывайтесь. Это всего лишь переосмысление жизненного опыта писательницы, которая тоже когда-то училась в австралийской частной школе близ реальной Висячей скалы.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После неоднократного (!) просмотра одноимённого сериала в главной роли с Натали Дормер, решил наконец разгадать тайны из первоисточника , а именно данной книги. Очень необычное повествование, чередующееся то от конкретного лица, то вырезки из газет, то письма, то слухи, но в целом вырисовывается полная картина того дня пикника и после него. Разгаданы ли тайны в итоге,... некоторые моменты дополнены в книге, некоторые сюжеты наоборот придуманы в сериале, ... но в целом очень необычное послевкусие остается от всей этой истории, по нраву, зачет !

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге рассказывается не столько о самом пикнике у пресловутой Висячей скалы, сколько о его последствиях и влиянии на жизни персонажей.

Собственно говоря, непонятно, что автор вкладывала в эту историю и в чём вообще заключается её смысл. Нет какой-то морали, невозможно сделать вывод – всё просто заканчивается.

Вообще, книга вполне захватывающая, в ней происходит множество разных событий. Но проблема в том, что я не вижу в ней какого-то общего сюжета – всё слишком разрозненно. И главных действующих лиц тоже нет, просто много разных персонажей.

Больше всего мне понравилась сюжетная линия с англичанином Майклом Фитцхубертом и извозчиком его дяди и тёти Альбертом. Это очень яркие персонажи, за которыми действительно интересно наблюдать, а их взаимоотношения получились такими тёплыми и естественными.

Книга написана хорошо, красивым языком, и при этом её легко читать (хотя длительные описания природы порой утомляли). Меня также заинтересовал необычный контраст между классической обстановкой Старой Англии, каретами и старомодными нарядами, с экзотикой Австралии – эвкалиптами, кенгуру и попугаями. Такое соседство выглядит довольно необычно. И ещё мне понравилась атмосфера викторианского пансиона для юных леди.

Пожалуй, главное разочарование – это то, что тайна произошедшего на Висячей скале так и не раскрылась. Понимаю, что книга основана на случае из реальной жизни, но ведь это художественное произведение – можно было бы придумать что-нибудь, пусть даже сверхъестественное. А если прибавить более острый детективный сюжет, то и вовсе получилось бы что-то, похожее на рассказы о Шерлоке Холмсе... Мне кажется, так было бы гораздо увлекательней, а то в итоге возникшие при прочтении вопросы так и остаются без ответов, и возникает мысль: «А зачем всё это вообще было?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ещё одним неприятным моментом в этом произведении для меня стала смерть одной из воспитанниц колледжа Эпплъярд, Сары Уэйборн. Насколько я поняла, её убила директриса, и, на мой взгляд, это очень странное и ненужное происшествие. Почему и зачем ей нужно было вот так избавляться от девочки, к которой у неё личная неприязнь, особенно перед каникулами, когда её вот-вот заберёт опекун? Бред какой-то, и, к тому же, совершенно лишний во всей этой истории.

А вот самоубийство самой директрисы Эпплъярд меня совсем не удивило – я была уверена, что при сложившихся обстоятельствах она не выдержит. Весьма символично, что умерла она тоже на Висячей скале.

В целом, произведение в принципе неплохое. Я довольно быстро его прочитала, и оно помогло мне приятно скоротать время. Но до чего-то отличного и выдающегося, к сожалению, не дотягивает.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тревожный День святого Валентина

Тревожность – вот ощущение, которым пропитана буквально каждая страница пикника у Висячей скалы. Начиная ясным утром 14 февраля, мы погружаемся в очень тревожное и дискомфортное путешествие в поисках истины загадочного происшествия с учительницей и тремя воспитанницами колледжа «Эплъярд».

И с чувством тревоги и дискомфорта мы заканчиваем это путешествие 300 страниц и пару часов спустя. Роман мне безусловно понравился простым языком, глубоким погружением и яркими образами. Но больше всего, как ни парадоксально, понравилось это разящее чувство дискомфорта. От мрачных стен колледжа, через тропинки и поля к Висячей скале и в поместье дяди Майкла – везде вас будет преследовать давящая на психику ненормальность происходящего, ничем толком не выражающаяся, но при должном погружении в рассказ – неизбежная. Финальный аккорд, представляющий разительный контраст завершения историй, так и не встретившихся двух сирот, ставит мрачную точку в этой красивой, но глубоко не приятной для восприятия истории.

И все-таки новаторский подход в отношении разгадки основной тайны истории только подогрел мой интерес. Пришлось лезть в интернет и читать, что там планировалось еще – как оказалось, выбранный в книге вариант гораздо лучше изначально задуманного. И да — если брать роман в целом, то это не детектив, не мистика, не триллер, не хоррор, не приключение и даже не мелодрама. Это просто очень тревожная и загадочная история.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проблемы в закрытом колледже

***

«Пикник у Висячей скалы» — роман австралийской писательницы Джоан Линдси. По её словам, это история, которая основа на реальных событиях. При этом никаких данных по первоисточнику (отправной точке) найти, увы, не получается. Сама Линдси училась в подобной школе, возможно, сама закрытость школы и стала пусковым механизмом для придумывания истории. А вот Висячая скала действительно существует. Так же стоит отметить, что роман сперва не взорвал рынок литературы. Второе дыхание он обрел лишь с выходом первой экранизации. В РФ роман добрался, скорее всего, лишь после второй экранизации – уже в сериальной форме.

Сюжет базируется на одном странном случае. Ученицы закрытого колледжа «Эпплъярд» в День святого Валентина отправляются на пикник к Висячей скале. Беда в том, что три ученицы и их преподавательница….пропали. Что было после – читайте книгу.

О романе стоит сразу сказать одну важную вещь, чтобы было меньше вопросов после. Линдси не дает ответ на вопрос, что стало с ученицами. Намеки, скрытые послания – всё это есть. Но нет прямых, нет даже косвенных ответов. И это хорошо. Именно подобный тон задает настроение «Пикнику». Таинство пропажи учениц, закрытость колледжа, странные отношения между ученицами и преподавателями, между директором и ее персоналом. Всё это Линдси раскрывает вполне неплохо. Возможно, в этом и кроется ответ. По крайней мере, именно ввиду закрытости школы (то есть тут полно женщин, но нет мужчин) ученицы начинают познавать эротизм…друг в друге и в учительницах. Нет, здесь нет никакого уклона в ЛГБТ, которые уже набило оскомину всем, кроме самих ЛГБТ. Но Линдси дает понять, что ученицы колледжа нуждаются в общении с противоположным полом. Но вот директор, сама мисс Эпплъярд, слишком консервативна и строга по этой части. Даются намеки и во снах, в некоторых фразах.

Роман у автора получился коротким, но динамичным назвать его сложно. Сюжета тут едва хватит на повесть, но Линдси наращивает сюжет за счет атмосферы, за счет этого самого таинства. В итоге роман читается довольно споро, хотя местами и тянется. При этом образность здесь очень хороша.

По части минусов можно отметить и тягучесть (местами), и весьма картонных героев (при таком объеме это немудрено), и рваную подачу текста (отступлений хватает, плюс то один ПОВ, то другой). Поговаривают, что в романе нет финальной главы, которую задумала автор, но издатели запороли. Если кратко, то там речь о портале в иной мир. Лавкрафт был бы рад, а вот читатели вряд ли. Так что такой ход издателей даже на руку.

Заключение: для 2020 года такой роман выглядит странно и по-старинному. Кажется, будто он написан в начале XIX века. Возможно, это была одна из целей Линдси. «Пикник у Висячей скалы» полон тягучей атмосферы, он точно не пугает, но цепляет своей недосказанностью.

8 пикников из 10.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх