fantlab ru

Север Гансовский «Часть этого мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
145
Моя оценка:
-

подробнее

Часть этого мира

Повесть, год; цикл «Лех и Чисон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Земную цивилизацию ожидают в скором времени великие открытия — будет возможна пересадка мозга от человека к человеку, в голову можно будет вживить электроды, усмиряющие, или, наоборот, подталкивающие желания, и даже можно будет вырастить вторую голову, которая будет развиваться независимо. Но существующей системе, по большому счёту, люди и не нужны — отлично отлаженные машины уже многие годы работают самостоятельно. Теперь человеку предстоит разобраться уже в том, что же они делают и какие от их деятельности последствия для Земли.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Публикация в периодике:

* 1973 — журнал «Химия и жизнь», №№ 4-7. С. Гансовский. «Часть этого мира» (повесть). В номере 7 послесловие Валентина Рича «Это была только одна часть».


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 87

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2992 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 14
1974 г.
Человек, который сделал Балтийское море
1981 г.
Чужая планета
2003 г.
Тревожных симптомов нет. День гнева
2018 г.
День гнева. Новая сигнальная
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Часть этого мира. Том 3
1994 г.
Шесть гениев
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Earth and Elsewhere
1985 г.
(английский)
The Day of Wrath
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то в середине я понял, что влюблён в эту повесть.

Это, чёрт возьми, Гансовский в его лучшем виде.

У Гансовского всегда (ну, или хотя бы очень часто) есть какой-то свой особый визуальный стиль. Например, «Шесть гениев» (и «Башня» соответственно) представлялись мне в образе мультфильма конца 80-х, тех самых, взрослых, давящих, может даже не до конца понятных. А эта повесть сразу же представилась в духе скандинавских артхаусных фильмов – пахнущий пластмассой индустриализм, что-то из того, что сейчас рисует нейросеть «Миджорни». Это завораживает.

Повесть завораживает при том, что непредсказуема. Её эмоции перетекают одна в другую. Таинственность странной лаборатории перетекает в уморительный гротеск с перемещениями личности, вторыми головами и прослушивающими устройствами в спинках стульев. А потом становится страшно, как в тех кошмарах, из которых нет выхода – чудовищный лабиринт труб, пустых зданий, клаустрофобная чернота, и каждое действие утягивает тебя в кошмар все глубже. А потом – пустыня… А потом… И всё это завораживает, тревожит. Технологии со своими целями и циклами, чуждая, бесцельная, отдельная от человека, ставшая как бы природой. И человек, который перенял этот образ жизни, бесцельный, как искусственная природа, обслуживающий пустые здания, например… Депрессия, как верный спутник жизни (а ведь точно попал – депрессия болезнь нового, нашего, века). Индустриально-технологический пейзаж даже под пасторальными картинами, и пустыня с морями жестяных банок, обломками труб и «дикими» племенами. Можно глядеть на это как на символ – доведённый до гротеска капитализм, замкнувшийся в себе. Но и альтернатива тут не самая лучшая. Мирок Грогора, как противовес, прекрасен только со стороны – создавая всё своими руками нет времени, чтобы в этом жить. На пике этого открытия тоже становится жутко – в самом Грогоре проступает что-то патологическое, ненормальное. Всё в этом мире ненормально, но, в то же время, логично, сюрреалистично, но не кажущееся сюрреалистичным, и поэтому истинно сюрреалистичное. И поэтому можно глядеть как на символы, а можно просто глядеть, завораживаясь, на всю эту странную насыщенную красоту, по которой герои странствуют, как Данте по неземным мирам, чтобы, в конце концов, придти к самому себе.

Да, можно, наверное, что в концовке, в этом, довольно разжёванном, решении героя есть некий спад. Можно. Подано чуть в лоб, на мой взгляд. Подчёркнуто выведен гуманитарный пласт. Но общего мне это не очень испортило. Такую диковинную визуальную картинку, такое странное («Странное» – видимо, второе имя Гансовского) ощущение, даже некий, иногда мучительный, как тягучий кошмар, гипнотизм испортить чем-то очень трудно. Лично для меня.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что читая отзывы на книгу видишь, как 10 лет назад комментаторам не нравится книга из-за критики капитализма и соответственно ставится средненькая оценка, но комментаторы 4-5 летней давности ставят оценку выше и больше не смеются над критикой капитализма Гансовского. Интересно почему так? Видимо потому что чем дольше мы живем при капитализме, тем больше понимаем в чем правота Гансовского: бездушное стремление к прибыли как причина нравственного и финансового упадка населения — вовсе не миф. Этого мы не знали ещё 10 лет назад, одурманенные чужой культурой и пропагандой сытой и богатой жизни при капитализме. Только не многие задумываются, что принцип капитализма прост как пирамида, где 1-2% баснословно богатых людей — это вершина, 8-9% середина просто богатых и 90% — основание пирамиды. При коммунизме все должны быть равны, начальник может зарабатывать меньше, чем рабочий и просто не может быть такого, что разница в заработке между руководителем предприятия и самым низшим чином этого же предприятия может быть равной 1000 и даже больше процентов. Не было такого, что почтальон зарабатывает 10-15 т.р., а ген.директор Почты СССР зарабывает 100 млн.руб. Опять же разбираясь в истории, начинаем понимать, что финансовые проблемы СССР — это не только внешнее влияние других стран, но и внутренняя политическая борьба, где горстка предателей продала родину «за бусы». Читая Гансовского, Булычева, ранних Стругацких я вижу какой мир рисовали они — это был мир светлый и вполне вероятный, но лишь при условии отсутствия предательства со стороны своих же власть имущих.

А книга вовсе не о капитализме или коммунизме. Книга о том, что человеку нужны трудности, приключения, стресс, человек не может развиваться в состоянии вечной удовлетворенности. Если у человек всё есть, ему не к чему стремиться, не о чем говорить, некуда идти. Без риска нет азарта, без света нет тьмы, без беды нет счастья. Герой повести попадает в историю, в какую и не хотел бы попасть. Он думал, что будет счастливее получив больше спокойствия и удовлетворенности, но лишь попав в неприятности понял, что стал счастливее и увидел свою цель.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд всего лишь приключения героя на фоне картинок урбанистического будущего человечества. Да и то не везде одинаково увлекательные.

Но если приглядеться повнимательнее... — видно насколько хорошо, насколько искусно вещь написана. И найти в ней можно не только приключения и картинки будущего, но и места, над которыми стоит задуматься (например, о путях развития человечества), и великолепный стёб (чего стоит только одна история человека, попытавшегося отказаться от всех благ цивилизации), и яркие, чуть ли не апокалиптические, картинки монстров цивилизации: Машинного с его многокилометровым переплетением труб и той же Пустыни, под завязку забитой «испражнениями» развивающегося мира.

И ещё об одном. В повести достаточно много авторских допущений, то есть ситуаций весьма и весьма далёких от правдоподобных, к примеру, тот же самый пропуск Лэха на режимный объект или хребты консервных банок и пакетов из под молока, но заслуга автора в том, что он сумел так встроить все эти авторские допущения в текст, что при чтении они остаются практически незамеченными.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная повесть, не уступающая по уровню лучшим образцам мировой фантастики.

Безграничная фантасмагория, как у Филипа Дика — двухголовый человек, бесконтрольная пересадка мозгов из тела в тело, блуждания героя по джунглям из бесконечных труб, кривая гостиница, племя диких искусствоведов; но при этом сюжет логичен и нить его не теряется.

Описание техногенной эволюции, машин, вышедших из под контроля человека, как у Станислава Лема — нет никакой войны с «терминаторами», автоматика просто продолжает бессмысленную работу, строит и ремонтирует самоё себя без вмешательства людей. Но эти мысли поданы увлекательно и нескучно.

Постановка глубоких философских вопросов, как у Стругацких. Но Гансовский даёт и ответы на эти вопросы; а соглашаться с этими ответами или нет — дело каждого отдельного читателя.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно Великий Шекли прочёл эту вещь, прежде чем написать «Варианты выбора». Это просто великолепно в своей абсурдности и последовательности, прямо как жизнь!!

И столько сюжетов в одном произведении ( и Метро, и Отель, и Свалка, и Двухголовый, и ещё целая куча). Всегда (с момента моего осознания фантастики (где-то в середине 70-ых) любил Гансовского и эта любовь не кончается!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описания. Даже не так — ОПИСАНИЯ! Кто читал, к примеру, «Метро» Глуховского и проникся атмосферой тамошних тоннелей — возьмите свое впечатление и умножьте на два. Или лучше на три. Кто играл в Half-Life — проделайте то же самое. Великолепные техногенные ландшафты и интерьеры, в которых разворачивается действие примерно половины повести заслуживают оценки «десять из десяти»; если вы в детстве лазили по заброшенным стройкам — обязательно загляните.

Но вот с сюжетом все намного хуже, особенно на контрасте с любовно выписанной обстановкой. Указанная в аннотации пересадка мозга практически никак не проявляет себя — ее можно было с минимальными потерями для повествования выкинуть вовсе. Стимуляция мозга — аналогично, не ждите тут лихо закрученной интриги.

А что самое слабое место? Рассуждения главного героя о загнивающем капитализме. В те годы, возможно, без этого бы книгу не напечатали, в те времена мало кто из читателей видел тот «загнивающий» капитализм своими глазами — но сейчас это выглядит на редкость натянуто и беспомощно. Тем более что «проблемы капитализма»-то на самом деле скорее советские,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно в части долгостроев и межведомственного бардака таких масштабов, что теряется целиком работоспособная линия метрополитена.

Еще пара моментов: в повести есть робкий и забавный намек на эротику, а также стеб над искусствоведами. Который, увы, тоже выбивается из общей линии — он был бы великолепен как отдельный юмористический рассказ, но в повести выглядит совершенно посторонним элементом.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, «Часть этого мира» — прямой предшественник кибер-панка. Всё, чем позже прославились англоязычные ниспровергатели традиционной НФ, уже имелось в этой короткой повести. Я читал повесть в конце 70-х годов, и она производила буквально ошарашивающее впечатление потоком неожиданных деталей, которые (каждая в отдельности) тянули на полноценный роман. Но детали и подробности пролетали мимо сюжета, порождая пугающее ощущение футуршока.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю эту повесть, причём не смогу внятно сформулировать — за что. Быть может, за некоторую логическую сдвинутость ситуаций, не переходящую при этом в нарочитую абсурдность? Или просто за симпатичного мне главного героя? Чем-то «Часть этого мира» напоминает мне рассказы Лема — не то из «Дневников Ийона Тихого», не то из серии о Пирксе. Ставлю ей твёрдую восьмёрку.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть получилась словно калейдоскоп, состоящая из нескольких разрозненных кусочков, самых разных по стилю, отношению, динамике, цвету. Но, в итоге, цельная приятная картина, как мне кажется не получилась. Может советская действительность не позволила совершить некий прорыв в философских размышлениях, а может сам автор глубоко верил в совсем другие аксиомы, в отличие от нас нынешних, которые уже, наверное, вообще ни во что не верят. Сама попытка исследовать литературными методами психологию нескольких людей в одном теле заслуживает похвалы, но вот итог не удовлетворяет. Да, и сам процесс чтения скорее напоминает попытку продраться через многословные рассуждения и попытку отыскать что-нибудь интересное. Только для любителей творчества автора.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго искал я эту повесть, которую впервые прочёл ещё в школе и запомнил по нескольким эпизодам. Даже хотел обратиться за помощью.:smile: Но постепенно вышел сначала на автора, а потом и на саму вещь. Интересно, что напечатанный в том же сборнике НФ-74 великолепный (как теперь понял) рассказ К.Булычёва тоже запомнился мне не полностью...

Повесть очень неровная, что, похоже, типично для Гансовского. Великолепные описания соседствуют с занудными рассуждениями. Видимо, автор действительно искренне верил в глубочайшую порочность предоставленной самой себе капиталистической системы. Некоторые места были были бы великолепны в виде отдельных рассказов — племя диких исскуствоведов, например. А в общем впечатление такого лоскутного одеяла.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх