Север Гансовский «Электрическое вдохновение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Изобретатель предложил главному режиссеру провинциального театра провести испытания прибора, способного улучшить игру актера...
Первая публикация в журнале «Театр», № 12 за 1966 год.
Но основе рассказа написана одноимённая пьеса.
Входит в:
— журнал «Театр, 1966'12», 1966 г.
— сборник «Три шага к опасности», 1969 г.
— сборник «Идёт человек», 1971 г.
— антологию «Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest», 1979 г.
— сборник «Стальная змея», 1991 г.
— сборник «День гнева», 2002 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
- /языки:
- русский (10), немецкий (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Х. Менке (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 8 апреля 2009 г.
Замечательная вещь! Просто жалко, что такой мастер тратил свое время на ненужную «научную» фантастику, когда у него так хорошо получаются психологические и юмористические произведения. Великолепное нагнетание напряжённости действия, разумное выполнение требований режиссера — и немедленный ответ как главной «подопытной» героини, так и её партнёров — всё разумно и одновременно безумно, как раз так, как должно быть в настоящем театре. Концовка и забавна, и естественна — ведь не электронные схемы определяют вдохновение и душевный порыв; а научное открытие на самом деле только повод для настоящего познания жизни.
ii00429935, 17 сентября 2009 г.
Маленький шедевр талантливого писателя. Граф Калиостро когда-то пытался вывести формулу любви, изобретатель из этого рассказа пытается заменить творческий порыв, вдохновение бездушным прибором. Чем закончится эксперимент, в общих чертах можно догадаться и до прочтения, но автор все равно вас удивит в финале! Кроме того, с какой любовью и знанием дела описывается мир заштатного районного театрика, где вопреки всему иногда рождается высокое искусство! Наверное, так же нежно относился к театральным людям великий драматург Островский.
amak2508, 16 сентября 2020 г.
Одно из тех редких произведений, которые обязательно поднимут настроение своему читателю. Причём заслуга тут отнюдь не в фантастической идее — она в рассказе самая что ни на есть традиционная: использование аппаратуры для усиления психоэмоционального воздействия актёра на зрителя. И не в эффектном неожиданном финале (впрочем, для искушенного читателя вполне предсказуемом), позволяющем заиграть новыми красками всему предшествующему повествованию.
Главное же достоинство этого, в общем-то, довольно простенького рассказа — это КАК он написан: лёгкость чтения неимоверная, какой-то очень уютный и добрый текст, все события — вполне узнаваемые по нашей жизни, а улыбка (именно улыбка, а не хохот и не ржач) не будет сходить с губ читателя до самой последней строки повествования.
Причём, рассказ этот, кажется, ещё в некотором роде и уникальный: боюсь ошибиться, но похоже это единственное произведение автора, в котором он позволил себе пошутить. И получилось у него это, надо признать, отлично :).
Yazewa, 26 мая 2008 г.
Очень здорово по стилю, замечательный юмор. Образы-то как хороши! Абсолютно живые, выпуклые, прекрасно сделанные диалоги! То, что называется — рука мастера.
cherepaha, 20 июня 2007 г.
Хорошо! И, пожалуй, больше сказать нечего. Рекомендую читать всем, а особенно любителям театра.
Pirx, 20 мая 2020 г.
В который раз перечитывая этот великолепный и действительно чрезвычайно остроумный рассказ, вдруг поймал себя на впечатлении эдакого дежавю: где-то я уже читал прям почти точно такого же Изобретателя. И тут меня осенило: ба! да это же практически старикашка Эдельвейс из знаменитой «Сказки о Тройке» братьев Стругацких! И манера поведения почти такая же, и лексикон («рассматриваю театральное искусство с точки зрения электроволновой теории. С одной стороны, актёр, то есть индуктор, с другой — зритель, то есть перцепиент. Между ними осуществляется дистантная биорадиационная связь...»), да и прибор его — на самом деле прямой родственник «эвристической машины»... И даже в фамилиях персонажей связь усматривается: фамилия Эдельвейса — Машкин, т-щ Хлебовводов всё норовил назвать его Бабкиным. А Изобретатель в рассказе Гансовского — Бабашкин!
Рассказ опубликован в декабрьской книжке журнала «Театр» за 1966 год, а первый вариант «Сказки о Тройке» написан в марте 1967-го. К вопросу об источниках и составных частях... ))
URRRiy, 26 июля 2020 г.
Гармоничный рассказ, идеально сочетается как фактура — атмосфера провинциального театра, со всеми его подробностями, от нервного директора — главрежа до жулика — раздолбая электрика и замотанного художника — оформителя, не говоря об актёрах и их амплуа — так и действие — театральная постановка «с изюминкой».
Действо отражено с иронией, живо, а идея рассказа — изобретение устройства управления эмоциями, и реализация испытания этого устройства на людях — показана четко и без фальши.
В общем, удачное произведение, рекомендую.
Стронций 88, 16 июля 2013 г.
Название насторожило… Произведения, в которых машины рисуют картины, пишут рассказы – для меня вещь избитая. Я и тут ожидал нечто подобное, но – к счастью – ошибся. Театр (да и вообще – искусство) с точки зрения электроволновой теории – очень необычно (оригинально), здорово, хоть и в терминах кое-где звучит неперевариваемо. Но находка колоссальная. К тому же, в который раз удивляюсь, как автор умеет придать жизненности описаниями быта, такого, казалось бы, приевшегося, но в то же время абсолютно узнаваемого и родного – даёт жизни, многое на этом фоне кажется реальным на 100 процентов. И тут этот театр, лопнувшая лампа, какой-то бардак и халтура. И тут же прибор, усиливающие и передающие чужие эмоции. Использующийся в театре! Написано местами – очень здорово, чётко (как всегда у Гансовского). Но местами, по-моему, опять как-то сумбурненько, с иронией (на самом деле этот бардак на подготовки спектакля, перекидывание инвентаря и неразберишное резанье текста – по-моему, переиграно для стереотипно-комичного эффекта… хотя и тут было места живые и колоритные). И такой какой-то диссонанс у меня рождался – я был поражён этой электроволновой идеей искусства и способом его применения; и тут же понимал, что это превращается в некий фельетон, юмор – а хотелось чего-то другого. И концовка мне уже ожидалась – тут кончиться либо трагедией (переборщит он с эмоциями), либо комедией. Окончилось последним. Есть ведь вдохновение не только «от розетки»! И, опять же, концовка вызвала смешанное чувство – и позабавило, и действительно заставило спросить: почему? (из-за внимания мнимого «телевизионщика» из Москвы – так вот подействовало?); и одновременно показалось очень простым, слабым – вот вроде и скатились к юмореске. По-моему, упростило и обеднило. Немножко подразочаровало меня. Очень уж хотелось другого исполнения этой находки.
Вот как-то так. Но, не смотря на скомканные чувства – и идея и язык (особенно финальные сцены спектакля) – порадовало, и было очень хорошо.
artem-sailer, 5 мая 2020 г.
Приятный юмористический рассказ. Чем-то напомнил «Театральный роман» Булгакова. Будни провинциального театра со своими интригами, реквизитом из подручного материала, возомнившим о себе критиком и заштатными «звёздами».
Иногда действенным является не столько научно-технический прогресс, сколько его видимость)
lammik, 14 января 2020 г.
А вот это очень неожиданный для меня рассказ. Север Гансовский оказался не только мудрым, лиричным, тревожным, мрачным рассказчиком, но и весёлым бытописателем провинциального театра с полными юмора меткими наблюдениями. От них получаешь отдельное удовольствие, тут же перечитывая по второму разу.
«Из темных глубин помещения вышел гражданин в детском обтрепанном пиджачке, с руками, перемазанными краской. Запечатленная на его чертах повесть о более чем скромной зарплате, работе «на чистом энтузиазме» и отсутствии всех решительно необходимых материалов сразу выдавала в нем художника провинциального театра.»
«В течение трех сезонов местный автор — он, как известно, всегда является завотделом культуры в местной газете — донимал театр статьями с угрожающими заголовками: «В стороне от жизни», «Без компаса», «Без творческого огонька». Он желал стать драматургом, чего бы это ни стоило зрителям, и привлек на свою сторону райисполком, многочисленные собрания трудящихся и даже начальника местного гарнизона.»
«Островскому горожане доверяли, и поэтому на «Бешеных деньгах» даже без войсковых частей получился полный зал.»
Но вот финал рассказа несколько разочаровал, заставив глубоко задуматься по примеру главного режиссёра театра Салтана Алексеевича.
god54, 3 апреля 2010 г.
Отличный юмористический рассказ, который с очень большой натяжкой может быть отнесен к научной фантастике. Оригинальный сюжет, мастерские диалоги, точные характеры, хорошее знание технических деталей постановки спектаклей в театре, атмосфера, напряжение действия... Просто великолепно. Просто жаль, что автор не писал так фантастику. Прочитать, чтобы узнать совсем другого автора.
an2001, 13 апреля 2007 г.
Действие прибора в ходе спектакля вызвало успех, но тем неожиданнее было окончание рассказа :biggrin:
Zofo, 18 июня 2022 г.
Рассказ прекрасно написан, но построен вокруг сомнительной идеи, что хорошего актёра отличает от плохого интенсивность, с которой он передаёт зрителю свои эмоции, и если усилить эту передачу, зритель будет рыдать от восторга. Во-первых, почему только эмоции, а во-вторых — и главное, — не в интенсивности, конечно, дело, а в том, что именно выражает и передаёт актёр. Если актёр бездарен, то усилится разве что отвращение от того, как мелко и фальшиво то, что он изображает. А не то в кино актёр был бы тем лучше, чем крупнее план.
Впрочем, в концовке неожиданно оказывается, что всё это лишь теория и рассказ скорее психологический, чем фантастический. Правдоподобнее он от этого не становится, и всё по той же причине: бездарный актёр есть бездарный актёр, и ни фантастическими, ни психологическими уловками это так просто не исправить.
Язык и стиль рассказа на высоте, театральный мир провинциального городка выписан сочными сатирическими красками. Жаль, что сюжетная основа так неубедительна, обычно в жанровой фантастике всё наоборот: литературный дар большинства авторов не поспевает за их изобретательностью.